574 165 глав, нач. XVII в. Постатейное описание: Опис. слав. Рук. Ч. I # 202? 216–326 (=226 правильной нумерации), о слове Симеона Месопотамского на с. 322 (=222). Аналогичный состав Измарагда в рукописи 241 (332) Виленской публичной библиотеки (сохранилось только 155 из 165 глав, конец утрачен, см.: Добрянский 1882, 387). 576 Это начало относится к Ангеловой повести: в рукописи произошла «сбивка» оглавлений относительно текстов на один пункт. Нужный нам incipit находится в гл. 96 Слова о разлучении души от тела: «Послушайте, братие, како страхь и бду имать душа в часъ исхода еже оть сего Слово о погребаемых в церкви – гл. 98. 577 2-я ред. Измарагда с л. 727 и далее, текст на л. 774774 об., не издан. В Софийской рукописи ВМЧ текста нет (см. опис. Абрамович 1907). Опис. рукописи: Протасьева 1970, 794, с. 185–186. Опис. содержания: Иосиф 1892, стлб. 356. 579 Сборник слов и поучений XVI в. библиотеки Болгарской Академии наук (смешанная русско-болгарская редакция, водяные знаки 1556 г.). Л. 76–77 об., гл. 49. Описание: Кодов 1969, 203 (по описи 84). 583 Из Супрасльского монастыря, 690 л. Описание: Добрянский 1882, 240 (207), с. 341–386 (по Пудалову 1990, этот Измарагд принадлежит к особому юго-западному типу). Слово Симеона является 36 главой из числа Истолкования главам св. Анастасия игумена Синайского (361 гл.), л. 298 (с. 357 Описания). 584 У нас не было возможности уточнить по каталогам, к какому веку относится рукопись Vat. 1997, по которой издал текст Маи. 585 В этому же времени относятся и самые ранние среднеболгарские и сербские рукописи со словом Симеона Месопотамского, СМ. Reinhart 2001, 167. 587 Тем самым предположение Жгуйара (невероятное по многим соображениям, в том числе из-за параллелей в СМ) на основании датировки рукописей не позднее XIII в., что слово было написано в монастыре, основанном при образовании Эпирского царства, не выдерживает критики и из-за наличия его в более раннем поучении Изосимы (если признать гипотезу А. И. Соболевского, изложенную ниже, правильной).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

V) Господь Сам сказал: не входящее в уста сквернит человека: но исходящее изоуст ( Мф.15:11 ); законоположил не считать ничего скверным и нечистым, что Господь не называет нечистым ( Деян.10:14–15 ) и чрез Ап. Павла открыл, что всякое творение добро, и ничтоже отметно, если приемлется со благодарением ( 1Тим.4:4 ). Однако не всякое творение назначено было в пищу и древле законом Моисеевым и законом Христовым ( Деян.15:29 ). Посему снисходя «несовершенней мысли нашей и немощи помышлений, невмещающих всего созданного, хотя и вся добра зело», и удаляя сомнение от мыслей немощных, Церковь постановила очищать молитвою от осквернения кладезь (гл. 34), вино, елей, мед и прочее (гл. 35), сосуд (36), пшеницу (гл. 37) и самих скверноядщих (гл. 51 850 Лев.11:32 ). С очистительными молитвами Церковь соединяет знамение креста, каждение и кропление св. водою. Освящение времени Господь положил во своей власти времена и лета ( Деян.1:7 ). По Его воле и благословению совершается преемственное течение дней и ночей, времен года и лет. Ап. Павел заповедует верующим пользоваться временем, не якоже не мудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние, лукави суть ( Еф.5:15–16 ). Православная Церковь , искупуя время и уразумевая, что есть воля Божия, освящает каждый день и час своим ежедневным Богослужением и низводит благословение Божие на все дни нашей жизни. Равно и нам самим внушает своими молитвами освящать каждое утро и каждый вечер дня, освящать дни нащих рождений и имянин. Особенно торжественно Прав. Церковь постановила для всех нас освящать начало нового года. Благословение и освящение на новый год Церковь подает совершением молебного благодарственного пения, при котором она молится простить нам «вся согрешения, в мимошедшем лете нами содеянная и благословить начаток и провождение лета сего; подать ветры мерны и благорастворенны, отогнать от нас все душетленные страсти, и растленные обычаи, обновить дух наш, укрепить нас в вере и спешных к деланию добрых дел сотворить, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.3:3 ), и видим лето Господне приятно ( Лк.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Житие прп. Герасима Иорданского (Βος κα σκησις το ν γοις πατρς μν κα θεοφρου Γερασμου; Vita Gerasimi; CPGS, N 7543; BHG, N 693; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1897. Τ. 4. Σ. 175-184; рус. пер.: Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского//Палестинский патерик. СПб., 1895. Вып. 6), приписывается К. С. Пападопуло-Керамевсом. А. Грегуар доказал необоснованность этой атрибуции ( Grégoire. 1904). Согласно его выводам, Житие представляет собой компилятивное произведение, материалом для к-рого послужили подлинные сочинения К. С., а также «Луг духовный» прп. Иоанна Мосха. 1-я гл. Жития является свободной переработкой фрагмента Жития прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 27// Schwartz. 1939. S. 44-45), начало 2-й гл. соответствует фрагменту Жития прп. Саввы (Vita Sabae. 12//Ibid. S. 95). Конец 2-й гл., а также 3-я и 4-я главы, по мнению Грегуара, зависят от редакции Жития прп. Евфимия, которая не сохранилась в рукописной традиции и следы которой можно видеть в метафрастовской редакции Жития (PG. 114. Col. 672-673). В качестве аргумента Грегуар указывает на фрагмент Жития прп. Евфимия из рукописи Sinait. gr. 524. Fol. 115v - 116v, X в., к-рый зависит от Жития прп. Герасима Иорданского (Vita Gerasimi. 2-4) и вместе с тем имеет следы метафрастовской редакции (PG. 114. Col. 672-673). По предположению Грегуара, этот общий для 3 текстов отрывок принадлежит самому К. С. ( Grégoire. 1906. Vol. 30. P. 481-482). По мнению Шварца, речь идет не о фрагменте ранней утерянной редакции Жития прп. Евфимия, а о позднейшей вставке в Житие прп. Герасима отрывка метафрастовской редакции ( Schwartz. 1939. S. 332). Соглашаясь со Шварцем, Флюзен предположил, что данная вставка могла быть осуществлена в лавре прп. Герасима, чтобы возвеличить ее основателя ( Flusin . 1983. P. 36-38; Garitte . 1962. P. 402-405). 5-я и 6-я главы Жития соответствуют фрагменту Жития прп. Кириака ( Cyr. Scyth. Vita Cyriac. 3-5// Schwartz. 1939. S. 224-225). Главы 7-9 - почти дословная цитата из «Луга духовного» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 117//PG. 87. Col. 2965-2969). В 10-й гл. приводится список игуменов лавры, основанной прп. Герасимом. Поскольку данный список оканчивается на игум. Евгении († 19 авг. 526), Житие было предположительно написано при одном из его преемников, но не ранее 556 г. (даты составления Житий прп. Евфимия и прп. Саввы).

http://pravenc.ru/text/1840445.html

С 34-й же главы до конца 1-й части, т. е. до 47-й главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих, живущих в общежитии. В них говорится о трапезе монашествующих (гл. 35–36). об их поведении вне храма (гл. 37 и 38), об одежде и обуви (гл. 39–40) и о трудах (гл. 41– 46). II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году неподвижных и подвижных. Перед этого частью находится глава (47-я), в коей объясняются «знамения», или знаки праздников Владычных, Богородичных и – Святых, те знаки, кои в следующей 48-й главе Типикона постоянно видим наряду с проследованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48-я глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого двунадесятого праздника в Неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и Недельные дни пения Триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и Триодях против этих указаний пишется такой знак ##М##, т. е. Марк. Месяцеслов начинается 1 -м числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется «месяцесловом» от указаний на службы Месячной Минеи; 49-я и 50-я главы называются «Триодион» от того, что в последованиях сих глав указывается на пение Триоди Постной и Цветной. В 49-й главе находятся последования для дней приготовительных к посту и для самого Великого поста, т. е. от Недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостарион» (Πεντηκοστριον, т. е. Пятидесятница), содержатся последования для дней, начинающихся днем Св. Пасхи и простирающихся до Недели Всех Святых. А о том, какие молитвословия должны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например: 40-ка мучеников (9-го марта), Благовещения (25-го марта), – надлежит смотреть в месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется (неподвижный) праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Честное тело св. апостола Петра оставалось почивающим в Риме; но глава его перенесена была в Царьград, и в истории упоминается, что во время пятого Крестового похода, когда крестоносцы овладели Царьградом, тогда со множеством другой святыни найдена там и честная глава апостола. Когда же венгерский король Андрей II возвращался из шестого Крестового похода, в котором принимал деятельное участие, тогда, проезжая Царьградом, принадлежавшим в сие время Латынам, взял с другою святынею и главу св. Петра и привез ее в Венгрию, где как от нее, так и от другой привезенной им из Царьграда святыни, совершались многие чудеса (Жития 12 апостолов, Ив. Крылова. M., 1869 г. стр. 55).   Библиографический указатель к XV гл. Начало ересей в Церкви Христовой (из Шаффа) Митропольского. Прав. Об. 1861. VI, 451. Чтения о Св. ап. Павле. Апостольский Собор. Воскр. Чт. 1872, 20, 312, 316. К. Пер-ов. Беседа об апостольском Соборе в Иерусалиме, в применении к современному положению св. Церкви Христовой. Воскр. Чт. 1892, 46, 717-726. Об апостольском Соборе. Руков. для с. п. 1877. И, 501-503. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херс. Св. ап. Павел. Сочин. T. IX. 397-400. Ст. 36-41. Гал. II, 11 и дал. Прот. Михайловского. Размолвка у Павла с Петром и Варнавою. Св. ап. Павел, 40-42. О том же, Фаррара. Жизнь и труды Св. ап. Павла. I, 262-271. Прот. Горского. Второе путешествие ап. Павла. Размолвка между Павлом и Варнавою. Еванг. история и история Апостольской Церкви. 420-421. О том же, Иннокентия, Архиеп. Херс. Сочин. T. IX, 401-402. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтения о св. Первоверховном ап. Петре. О деяниях св. Апостола после двух первых апостольских путешествий его до конца сказаний о нем в кн. Деян. 179-206. О дальнейших путешествиях его и о кончине 207-228. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь Св. Ап. Петра 80-95. А. Яковлева. Апостолы. Вып. I, 121-133. II. ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ АП. ПАВЛА. (XV, 36-41; XVI-XVIII, 22). ГЛАВА XV Стих 36-41 Огорчение между ап. Павлом и Варнавою. (XV, 36-41). Св. Иоанна Златоуста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Если в Духов день случится храмовой праздник святого, то служба в день св. Духа отправляется по 56 храм, гл., Типик. л. 426. Глава 36. О богослужении в отдание Преполовения, в среду 5 седмицы по Пасхе Накануне среды 5 седмицы по Пасхе после 9 часа отправляется вседневная вечерня. Начало ее: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. На ней – рядовая кафизма. На Господи, воззвах стихиры праздника Преполовения на 6. Входа и паремий нет. Дальнеший порядок такой, какой имеет вседневная вечерня. На стиховне – стихиры праздника. По Отче наш – тропарь праздника. На повечерии Поется служба Минеи. Кондак праздника. На полунощнице По 1 трисвятом – тропарь праздника. По 2 трисвятом – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи..., не читается. На утрени Все последование поется праздника Преполовения. На литургии Златоуста Блаженна праздника двух канонов песнь 9 на 8. По входе – тропарь праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника, Апостол и евангелие дне. Вместо Светися, светися... – Чужде матерем девство... Прим. Во дни попразднства Преполовения поется Светися, светися... Глава 37. О богослужении в отдание Пасхи, в среду в седмицы по Пасхе Накануне среды после 9 часа отправляется вседневная вечерня. Начало ее священник полагает по – пасхальному; после: Благословен Бог..., с кадильницею и со свещею в руках, при отверстых царских вратах, трижды поет тропарь: Христос воскресе... Лик трижды повторяет то же самое. Потом священник сказывает пасхальные стихи: Да воскреснет Бог..., а лик поет: Христос воскресе..., словом – как в Пасху. Потом: Приидите поклонимся... 3 (впрочем, это обыкновенно опускают, так как опущено в Типиконе). Пс.: Благослови, душе моя, Господа... Великая ектения. Рядовая кафизма. На Господи, воззвах стихиры недели Слепого гл. 2: Слепый родивыйся... на 6. Слава, и ныне, Кто возглаголет... (чит. в Цв. Триоди в послед. вторн. вечера на отд. Пасхи). Прокимен дне. Затем вечерня продолжается по-повседневному порядку. На стиховне стихира воскресна, также – Пасхи с припевами: Да воскреснет Бог... Слава, и ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1. По Отче наш... – тропарь воскресный гл. 5: Собезначальное Слово... Слава, и ныне, богородичен его. Ектения: Помилуй нас, Боже... Отпуст иерей начинает со слов: Воскресый из мертвых..., произносить его без креста и поминает на нем дневного святого. Многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

30 .   Св. Фантина Чудотворца. По рукописям из собраний епископа Порфирия 227 и архимандрита Антонина 552 канон не надписан и без начального акростиха, но по тексту восстановляется так: τν ωσρον σου Φαντνε μλπω βον, ωσ. Ирмос: κεκομμνη τν τομον τεμε. Начало: Τα ωτοβλαι αγα πυρσευμενο Φαντνε. A. Rocchi указывает этот канон под 23 июля. 582 30 .   Св. мч. Филика и с ним Фортуната, Ианнуария и Септимина. Евергетидский Типик знает κανν χο πλ. δ ωσ. 583 Мы нашли этот канон в Греческой рукописной Минее 797 Афонского Иверского монастыря с таким акростихом: τ(ε)τρακτν μν() καλλινκων μαρτρων ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: ισμα ναπμψωμεν. Начало: Τλο 584 μακαρου ν Χριστ. Этот же канон находится по-славянски в рукописной Минее 125 Типографской Синодальной Библиотеки, того же гласа с тем же ирмосом и началом. 31 .   Положение честного пояса Богородицы; канон с акростихом: σχν με τν σν ζσον γν Παρθνε, ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: ρματηλτην Φαρα. Начало: σχν με θεον εσεβ περζωσον μνολογοντα σου. В IX песни акростиховано ωσ. То же в Славянской Печатной. В Греческой Печатной Венецианского издания 1864 г. пред указываемым каноном замечено, что канон κυρο Γεωργου κα κυρο ωσ. A. Rocchi отмечает еще анонимный – πεποικιλμνη, 585 а Евергетидский Типик на Полунощнице указывает канон Феофана, гл. 4-й – Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. 586 СЕНТЯБРЬ 3 .     Св. сщмч. Анфима, еп. Никомидийского. По Греческой Печатной Минее и Греческой рукописи епископа Порфирия 227 канон с акростихом: νθο σε μλπω ποιμνων κα μαρτρων, ωσ· χ. δ. Была вторая песнь на буквы: σ, σ, ε, μ, так как по акростиху должно быть 36 тропарей, а их налицо только 32. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Начало канона: νθσα ερ. В Московской Типографской библиотеке есть Славянская рукописная Минея за 84, где этот канон имеет такое начало: «прочвьте чистотою яко цвет сельный», или как по рукописи 88 1 д. 7 Афонского Зографского монастыря: « процвьль еси чистотою». В VIII-IX песни акростиховано имя ωσ. Этот канон находится в ряде Печатных Греческих Миней Венецианского издания 1592, 1595, 1804, 1820 гг. и др. Его указывает и A. Rocchi по одной рукописи 587 , хотя по другой отмечает канон Германа с таким началом: δπλοκον εσεβεα. 588 В примечании Греческой Печатной Минеи 1880 г. говорится, что рукопись имеет другой канон священномученику Анфиму анонимный и без акростиха на глас 8-й с ирмосом: ισωμεν τ Κυρ. В Славянской Печатной Минее на этот день находится именно этот последний канон на 8-й глас с тем же ирмосом – «Поим Господеви»; а акростих в начале взят из канона Иосифа, что в Греческой Печатной Минее. В Евергетидском Типике на этот день находится καν. χ. πλ. δ. ωννου μοναχο. 589 Ирмос: ισωμεν τ Κυρ. Не есть ли этот последний тот же, что у нас в Славянской Печатной Минее? Этот канон находится в Греческой рукописи 55 библиотеки Афонского Есфигменского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это начало почти литургическое (хотя почему-то не упомянуты чтения). В нём ещё чувствуется связь вечерни с первоначальным пред-евхаристическим чином 3 века. И, кроме того, оглашенные ещё не допускаются к участию. Следовательно, последование " Апостольских постановлений " более древнее, чем описание Сильвии. Итак: " Елицы вернии, Господу помолимся... " " О мире и благосостоянии святых Церквей помолимся... " " О святей Соборной и апостольской Церкви, яже от конца до конец (Вселенский аспект) помолимся... " " О всяком епископстве, еже под небом... " " И о пресвитерах наших помолимся... " " О всем во Христе диаконстве... о чтецах, певцах, девственницах, вдовицах же и сирых помолимся... " " О плавающих и путешествующих помолимя... " Т.е. перед нами аналог Великой ектении. После неё епископ читает молитву: " Безначальный Боже и бесконечный Творец всего... " в которой просит Бога ниспослать " вечер мирен " и " Нощь безгрешну " . И это — аналог нашей Вечерней молитвы, которая читается после Вечернего входа и Сугубой ектении. Наконец, епископ произносит молитву главопреклоненную: " Боже отцов и Господи милости... яви лице Твое на любящих Тебя, преклонивших выю сердца своего, и благослови их Христом, имже освятил еси нас светом разума... " Вечерня заканчивается возгласом диакона: " Идите в мире " ( " Апостольские постановления " , кн. 8, гл. 36-37). Сравнивая этот чин с тем, что мы узнали от Сильвии-Этерии, мы можем реконструировать следующую структуру: ·         Светильничный псалом 140 (впоследствии — 103). ·         Другие псалмы и антифоны. ·         Вход епископа (впоследствии: Вечерний вход под " Свете тихий " ). ·         Чтение из Ветхого Завета. ·         Великая ектения. ·         Вечерняя молитва епископа: " Безначальный Боже... " ·         Молитва главопреклонения: " Боже отцов... " ·         Благословение и отпуст (возможна лития).   4. Утреня в 4 веке Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: " При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ... " — т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан " гимнами хваления " называет псалмы 62, 118 и 148. А " Апостольские постановления " заповедуют: " каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря псалом 62, вечером же 140 " (кн. 2, гл. 59). Т.о. , бесспорно, утренним псалмом был 62, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Это начало почти литургическое (хотя почему-то не упомянуты чтения). В нём ещё чувствуется связь вечерни с первоначальным пред-евхаристическим чином 3 века. И, кроме того, оглашенные ещё не допускаются к участию. Следовательно, последование «Апостольских постановлений» более древнее, чем описание Сильвии. Итак: «Елицы вернии, Господу помолимся...» «О мире и благосостоянии святых Церквей помолимся...» «О святей Соборной и апостольской Церкви, яже от конца до конец(Вселенский аспект) помолимся...» «О всяком епископстве, еже под небом...» «И о пресвитерах наших помолимся...» «О всем во Христе диаконстве... о чтецах, певцах, девственницах, вдовицах же и сирых помолимся...» «О плавающих и путешествующих помолимя...» Т.е. перед нами аналог Великой ектении. После неё епископ читает молитву: «Безначальный Боже и бесконечный Творец всего...» в которой просит Бога ниспослать «вечер мирен» и «Нощь безгрешну».И это – аналог нашей Вечерней молитвы, которая читается после Вечернего входа и Сугубой ектении. Наконец, епископ произносит молитву главопреклоненную: «Боже отцов и Господи милости... яви лице Твое на любящих Тебя, преклонивших выю сердца своего, и благослови их Христом, имже освятил еси нас светом разума...» Вечерня заканчивается возгласом диакона: «Идите в мире» («Апостольские постановления», кн. 8, гл. 36–37). Сравнивая этот чин с тем, что мы узнали от Сильвии-Этерии, мы можем реконструировать следующую структуру: Светильничный Пс.140 -й (впоследствии – 103-й). Другие псалмы и антифоны. Вход епископа (впоследствии: Вечерний вход под «Свете тихий»). Чтение из Ветхого Завета. Великая ектения. Вечерняя молитва епископа: «Безначальный Боже....» Молитва главопреклонения: «Боже отцов....» Благословение и отпуст (возможна лития). 4. Утреня в 4 веке Вседневную Утреню в храме Воскресения Сильвия-Этерия описывает очень кратко: «При наступлении рассвета, начинаются утренние песни. И вот приходит епископ...» – т.е. начало Утрени совершается без епископа: священниками или диаконами для монашествующих, девственниц и особо усердных мирян. Это начало состоит из пения каких-то утренних песен (в др. переводе гимнов). Впрочем Иоанн-Кассиан «гимнами хваления» называет псалмы 62, 118 и 148. А «Апостольские постановления» заповедуют: «каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря Пс.62 -й, вечером же 140-й» (кн. 2, гл. 59). Т.о. , бесспорно, утренним псалмом был 62-й, который и ныне находится в составе Шестопсалмия (3, 37, 62, 87, 102, 142). И вся эта часть до прихода епископа соответствует нашему Шестопсалмию .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

100 Св. Епифаний в главе о 51-й ереси говорит: «Господу, когда Он крестился, было двадцать девять лет и десять месяцев» (Epiph. Adv. haer. 51.16//PG 41, 920A.). А Севаст Трапезунтский говорит, что Ему было двадцать девять лет и двенадцать дней (и это те двенадцать дней, которые мы празднуем со дня Рождества Христова до Крещения). Ведь и евангелист Лука не сказал, что Господу было полных тридцать лет, но около тридцати лет ( Лк.3:23 .), поскольку от тридцатого года Его жизни прошло либо десять месяцев, по мнению Епифания, либо двенадцать дней, по мнению Севаста. Григорий же Богослов в 40-й беседе говорит, что Господь явил Себя в тридцать лет, а не раньше, во-первых, ради того, чтобы не показаться хвастливым и надменным (из-за того, что Он привлекал к себе учеников, будучи молодым), и, во-вторых, потому, что это подходящий возраст для учительства и в этом возрасте вполне испытывается добродетель (Greg. Nazianz. Or. 40. 29//PG 36, 400CD.). А Феофилакт называет Господа мужем (толкование гл. 3 Евангелия от Луки) по причине совершенного возраста (Theoph. Bulg. In Luc. 3, 23–38//PG 123, 744B.). Обрати внимание, что ветхозаветным иереям, когда их посвящали, также было тридцать лет. Ибо божественный Иероним говорит (послание к Павлину и вступление на Иезекииля к Евстохии), что тем, кто будет читать таинственные книги, т. е. Шестоднев, Песнь Песней, начало и конец пророчества Иезекииля, следовало быть в возрасте не двадцати пяти, а тридцати лет, потому что считалось, что именно этот возраст подходит для принятия священного служения, и, возможно, Господь, следуя этому законному порядку, крестился и начал проповедь в тридцать лет, как подобало священникам. 101 Потому-то и еретик Новат, который принял крещение, будучи смертельно болен и прикован к постели, но после был незаконно рукоположен во пресвитера, – стал свирепствовать против Церкви (см. также: Евсевий. Церковная история. Кн. 6, гл. 43) (Euseb. Hist. eccl. VI, 43//PG 20, 616B-629A.). 103 To, что семьдесят апостолов не имели дарования передавать другим Святого Духа, становится ясно из 8-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010