Кондак молебен Пресв. Богородице в Типографском Уставе с Кондакарем. XI в. (ГТГ. К–5349. Л. 93 об.) В Типографском Уставе с Кондакарем (ГТГ. К-5349, XI-XII вв., 126 л.), древнейшем из слав. Кондакарей и уникальном по структуре и составу, на каждую литургическую память текст кондака приводится дважды: без нотации и текстовых вставок, возможно с дидактической целью - изучить текст перед его пением, а затем «растяжным письмом» и с нотацией ( Успенский Б. А. 1973. С. 320-321). Нотирована меньшая часть рукописи (из 132 кондаков имеют нотацию 43 (29 минейных и 14 триодных), в т. ч. 38 самогласнов и 5 подобнов, для которых в этой рукописи содержатся только 2 образца-самогласна - Владышевская. 2006. С. 116-118); в ней нет ни ипакои, ни причастнов, помещенных в др. Кондакарях. Как и в знаменном распеве , в К. п. наиболее развиты четные гласы. Образцы-самогласны для кондаков (указано 18,) наиболее часто приходятся на 2, 4 и 6-й гласы (Там же. С. 118-119). Из 5 нотированных древнерус. Кондакарей только в этом списке, как и в визант. аналогах, после каждого кондака помещен 1-й икос без нотации, но с указанием, является ли песнопение самогласном или подобном (за редкими исключениями). Икосы имели собственную, по-видимому неосмогласную, систему подобнов (указано 14); полных текстов самогласнов в этом памятнике содержится 7 (Л. 29, 38, 49, 50 об., 75 об., 82, 89 об.), но нотированных образцов не обнаружено. Вероятно, общим для пары кондак - икос был мелос припева, текст к-рого совпадает ( Владышевская. 2006. С. 154-156). В последовании праздника Благовещения Пресв. Богородицы помещен Акафист , в котором нотирован 1-й кондак - «Възбраньноуму воеводе победьная» (Л. 58 об.; сохр. не полностью). Как и в Благовещенском Кондакаре, после кондакарной части здесь есть разделы дополнительных песнопений: воскресные кондаки и икосы во всех 8 гласах (без нотации, но, как правило, с указанием подобнов - Л. 94-97), кондаки (с нотацией) и икосы на освящение церкви и Пресв. Богородице (кондак молебный) (Л. 92 об.- 93, 93 об.), прокимны «Вьсяко дыхание» (сохр. на гласы 1-4 - Л. 100, 102 об., 105 об., 108).

http://pravenc.ru/text/1841898.html

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–263); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (263–268 об.); 3) светильны презднеителя (?), без конца (268 об.–269 об.). 170. Октоих , в четвертку, 361 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Листы: 1, 2, 11, 359–361 писаны полууставом XVII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Воскресения Христова, что на Усть реки Глушицы». Состав: за службами восьми гласов следуют: 1) тропари воскресные восьми гласов (352 об.–355 об.), 2) троичны восьми гласов (355 об.–358 об.); 3) светильны «по вся дни» (359–361). 171. Октоих (1–4 гласы), в лист, 280 л.л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., a 1–25 листы – XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Октай домовая Введения Богородицы да Стефана Сурожского». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–276); 2) пенья троичны, поемыя в Великий пост (276 об., не все); 3) светильны чрез вою седмицу (276 об.–277 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (277 об.–279 – не все); 5) сиа катавасиа глаголют по вся воскресениа на полунощнице по каноне–творение кир-Григориа (279 об.); 6) молитва Святой Троице Марка инока, без конца (279 об.). 172. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 404 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На л. 405 об. запись полууставом: «В лето 7013 (1505) списана бысть сия книга глаголемая осмогласник многогрешною десницею Ивашка Литохи Володимерова сына Коточиго месяца декабря 21 дня в преставленье Петра московского чудотворца при благочестивом князе Васильи Ивановичи всиа Руси при митрополите Даниле». Далее другим почерком: «А купил сию книгу Василей Никитин сын Румянцов, а положыл Великому воскресению в дом невозвратно и вы служытели хто станет по сем книгам пети Господа славити и вы священници хто будеть игумен или поп или дьякон и вы Бога ради помяните во своих святых молитвах грешного человека a вас Господь помянеть и помилуеть благодатью своею». На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около городьи от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1-й. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского. Блгв. кн. Феодора, брата блгв. вел. кн. Александра Невского. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Прп. Петра Коришского. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (службу зри 19 сентября) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Свт. Константина, митр. Киевского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на субботу, 4 июня. Рядовая служба Минеи (сщмч. Дорофея, еп. Тирского) может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святых память...» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Веселися о Господе...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3. На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «Срадуйтеся с нами...» ; или Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневестная Дево...». На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов...» , «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 2-й: «Вышнии лицы...», или глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе новаго...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСМОГЛАСНИК В рус. церковно-певч. традиции - песнопение, разделенное на 8 частей, каждая из к-рых распета на один из гласов . О. является частным случаем многогласника . В О. необходимо использовать все 8 гласовых обозначений и ни одно из них не должно повторяться. Исключение составляет лишь тот случай, когда в последней строке песнопения появляется тот глас, с к-рого оно начиналось, тогда гласовых обозначений становится 9. Все О. относятся к самогласнам , и те из них, в к-рых использован одинаковый порядок гласов, тем не менее имеют самостоятельные напевы. Порядок чередования гласов выбирался не случайно: в известных О. использованы 7 различных порядков, к-рые следуют календарному порядку гласов (от 1-го до 8-го) или нарушают его. В последнем случае распевщик предлагает свой принцип, чаще всего основанный на муз. осмыслении гласов. Так, в О. Усекновению главы св. Иоанна Предтечи порядок гласов опирается на их сродномузыкальность. Интересен порядок, предложенный в О. на Успение Пресв. Богородицы: 1-5-2-6-4-3-7-8(1). Сначала следуют 2 пары родственных гласов: 1-й и 5-й, 2-й и 6-й, а затем еще одна пара (4-й и 8-й) обрамляет другую (3-й и 7-й). Этот порядок напоминает толкование гласов, предложенное в нач. XVII в. иноком Христофором : «Первого гласу знамя и пятаго едина попевка. А второго и шестого гласу едину попевку имеют. А третий и четвертый, и седмый и осмый попевками не согласуются» ( Христофор, инок. Ключ знаменной, 1604 г. М., 1983. С. 38). В О. первыми звучат 2 пары гласов, имеющие «едину попевку», а затем - гласы, «попевками не согласующиеся». Этот порядок был выработан в Др. Руси; в визант. источниках известно чередование гласов по сродномузыкальности. Известны 2 случая, когда рус. музыканты прибегают к этому порядку: в списке РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 (ненотированном, с выставленными гласовыми обозначениями) и в синодальном изд. «Праздники нотнаго пения» (М., 1888 и переизд.).

http://pravenc.ru/text/2581629.html

Первые научные издания византийских песнопений, посвящённых святому Николаю, были предприняты кардиналами Жаном-Батистом Питрой и Анджело Маи, а критическое их изучение началось с работы Густава Анриха, посвятившего некоторым из этих песнопений одну из глав своей знаменитой монографии 1 . Серьёзный шаг вперёд в этой области был сделан в 1976 г. – им стала публикация подготовленного Афанасием Коминисом декабрьского тома «Analecta Hymnica Graeca» 2 ; с этой публикацией в научный оборот были введены полные тексты 11 новых канонов Мирликийскому чудотворцу. Сведения ещё о 26 неопубликованных канонах содержатся в выпущенном в 1996 г. Еленой Папаилиопулу-Фотопулу «Ταμεον νεκδτων βυζαντινν καννων» 3 . Несколько канонов святителю были опубликованы в разрозненных изданиях. Общий вывод к настоящему времени таков: объём одних только сохранившихся византийских песнопений, посвящённых святителю Николаю, чрезвычайно велик, причём сводного каталога всех этих песнопений не существует. И если общий список греческих никольских канонов и кондаков, благодаря изданиям Ж.-Б. Питры, епископа Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , А. Коминиса и Евхаристи Папаилиопулу-Фотопулу, составить вполне возможно (что и было нами сделано), то об общем списке никольских стихир, седальнов и прочих песнопений меньших форм говорить пока невозможно, так как эти песнопения зачастую игнорировались исследователями и поэтому многие из них всё ещё не выявлены и не описаны. Соответственно, и настоящая работа посвящена византийским никольским песнопениям крупных форм – канонам и полным кондакам. На данный момент известно 55 греческих канонов византийских авторов 4 , посвящённых святителю Николаю, – не считая канонов, обращённых к нему вместе с другими святыми 5 , а также сборных канонов, встречающихся в Октоихах и Параклитиках, где Мирликийскому архипастырю посвящён один из тропарей каждой песни. Это больше, чем у любого другого святого в церковном календаре. Каноны, полностью посвящённые святителю, включают в себя 13 канонов 1-го гласа, 8 канонов 2-го гласа, 3 канона 3-го гласа, 6 канонов 4-го гласа, 3 канона 1-го плагального 6 гласа, 10 канонов 2-го плагального 7 гласа, 4 канона тяжкого 8 гласа, 8 канонов 4-го плагального 9 гласа. Таким образом, эти каноны принадлежат, в первую очередь, к 1-му, 2-му плагальному, 2-му и 4-му плагальному гласам 10 . Наибольшую приверженность авторов никольской гимнографии к 1-му гласу следует, очевидно, объяснять близостью праздника Рождества Христова с его двумя канонами 1-го гласа к памяти святителя 6 декабря; из рождественской службы в никольскую заимствуется, в частности, катавасия. И сейчас в службе Минеи 6 декабря один из двух канонов святому Николаю – 1-го гласа; на 1-й глас написаны и каноны Пресвятой Богородице, созданные специально для этой службы 11 . Напротив, 3-й, 1-й плагальный и тяжкий гласы представлены лишь тремя песнописцами 12  – преподобным Иосифом Песнописцем, Фотием 13 и Иоанном Евхаитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Скачать epub pdf 2.01 Служба святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 130). Месяца декабря в 20-й день святителя Антония, архиепископа Воронежскаго и Задонскаго На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8: предпразднства Рождества Христова 3 и святителя 5, глас 2. Подобен: К иими похвальными: Киими похвальными венцы/увязем святителя Антония,/от юности всею душею Бога взыскавшаго/и паче всего службу церковную возлюбившаго,/тихостию нрава и смирением украшеннаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/ егоже избра Христос Бог наш,/имеяй велию милость. (Дважды) Киими достойными песньми/прославим святителя Антония,/мира тленнаго отрекшагося,/постника, не токмо телом, но и душею,/узким путем заповедей Господних шествовавшаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/емуже благодать дарова Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими церковными хвалами/воспоим святителя Антония,/словом Божиим ум питавшаго/и подвиги святых отец волю свою укрепльшаго,/молитвою сердечною чувства освятившаго,/града Воронежа похвалу/и Руссския земли светильника,/ егоже просвети Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими песненными гласы/воспоим святителя Антония,/пастыря монашествующих изряднаго,/во игуменстве своем/всем всяко послужившаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/ егоже умудри Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Слава, глас 8: Что тя наречем, святителю Антоние;/монахов ли украшение,/яко целомудрием, нищетою и послушанием себе украсил еси;/архиереев ли похвалу,/яко свет твой пред человеки просиял еси;/святителей Митрофана и Тихона достойнаго преемника,/яко светильник земли Воронежския явился еси./Сего ради со дерзновением молися Христу Богу/о спасении душ наших. И ныне, предпразднства, глас тойже: В осприими, Вифлееме: Вход. Прокимен дне. И чтения три святительская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь, глас 5-й Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан, понеже инаго упования не имамы разве Тебе, всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице, Мати Христа Бога моего. Темже помилуй и избави мя от всех зол моих и умоли милостиваго Сына Своего и Бога моего, да помилует окаянную душу мою, и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Иконы Божией Матери " Всеблаженная " Тропарь, глас 4-й Торжество днесь празднуем светлое, се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя всечестная, к нейже с любовию сердца вси приходяще, Владычице, покланяемся и тепле Тебе вопием: избави нас от бед и обстояний. Кондак, глас 4-й Во праздник Твой сошедшеся, вернии, священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем, любовию же чтуще честную икону Твою, Тебе песнословим вси в радости: радуйся, Дево, Честная Всеблаженная. 4/17 сентября Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Тропарь, глас 4-й Иже во огне купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайно воплощения Своего от неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда. Другой тропарь, глас тот же В купине, огнем горящей и несгараемей, показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую и нетленну по Рождестве Пребывшую. Тоя молитвами от пламене страстей избави нас и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив. Кондак, глас 8-й Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное, образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею, в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием: радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших. 8/21 сентября Иконы Божией Матери София, Премудрость Божия (Киевская)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

Введение Пролог. «Словесная служба» Сущность православного богослужебного пения очень хорошо выражена преподобным  Иоанном Дамаскиным  в первом воскресном песнопении 8-го гласа, завершающего наше осмогласие – основной закон богослужебного пения Святой Православной Церкви: наша богослужебная песнь – это песнь вечерняя по характеру и словесная по содержанию. Вечер – направляющее начало духовной жизни на земле и богослужебной жизни Церкви ( Быт. 1:5 ). Господь наш Иисус Христос , неоднократно уподоблявший в Своих притчах Царствие Божие вечери, то есть вечерней трапезе, благоволил и сам залог Царствия – Евхаристию преподать на Вечери же. Вечернее состояние природы гармонирует с нашими чувствами, активно вступающими в эту пору в духовную жизнь: день клонится к вечеру, а душа – к Богу. Солнце медленно склоняется к Западу. Опускается на землю тихий свет, умиротворяющий душу. Спадает зной напряженного дня, и на земле водворяется прохлада – глас хлада тонка – то самое состояние природы, в котором некогда повелено было пророку – ревнителю ощутить благостное Пришествие Божие (З Царств. 19, 12). Благоухают растения. Вкушают пищу в первый и единственный раз в сутки пустынники и постники. Неодушевленная тварь как бы в смиренном славословии преклоняется пред своим Создателем, а верующая душа, познав в этом преклонении тихий свет святыя славы безсмертнаго, явленный миру под сенью Воплощения, начинает в эти благословенные часы славословить преподобными гласы своего Жизнодавца – Господа. Это время, – время вечерней песни и словесной службы – дышит Божественной любовью, кротостью, миром и «ночной» строгостью, побуждающей каждого из нас оглянуться на прожитый день. Именно такой и создали святые отцы-песнотворцы нашу богослужебную мелодию – вечерней по духу и словесной, выразительной по содержанию. И какие бы разнообразные оттенки ни изображались этой мелодией в частности, – в основном она всегда остается вечерней. Задачи настоящего исследования О церковном пении у нас в России написано много, особенно за истекшие сто лет, с тех пор как профессор-протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский создал и выпустил в свет свой капитальный труд «Церковное пение в России» (1867–1869) За это время создано немало важных трактатов по данному вопросу: научные труды И.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Св. Иоанн Предтеча. Тропарь и Кондак св. Иоанну Предтече. Разворот из Часослова Якова Крайкова. 1566 г. (Народная б-ка Кирилла и Мефодия. Л. 46 об.— 47) Яков, болг. первопечатник, книгоиздатель кирилловского шрифта и книготорговец, работавший в Венеции в 60-70-х гг. XVI в. Скудные сведения о К. сообщают предисловия и послесловия 4 его изданий: Часослова (1566), Псалтири с восследованием (1569), Требника (или Молитвенника 1570 г.) и сборника молитв «Различные потребии» (1572); возможно, ок. 1570 г. с изданий Вуковичей он перепечатал Служебник и Октоих (гласы 5-8). Разные самонаименования («Крайковь сын» в Псалтири, без упоминания отчества и с указанием разных мест происхождения: из «подкрылий великих гор Осоговских близ Коласиского города [ныне Кюстендил, Болгария], из места, называемого Камена Река» в Часослове и из Софии в Молитвеннике и сборнике) вызвали разногласие исследователей. В пользу отождествления Якова Крайкова и Якова из Камена-Реки говорят совпадение имен, времени и места деятельности, языка, художественного оформления, принципов подбора и компиляции текстов. В послесловии к Часослову К. также сообщил, что происходит от «племени священнического» и «многие времена и лета» трудится над священными книгами, что в Венеции «обрел старые литеры» книгоиздателя Божидара Вуковича у его сына Виченцо, которыми давно не пользовались (последнее издание Вуковичей датировано 1561). К. мог быть арендатором типографии Вуковичей или печатником-типографом, т. к. в Псалтири и Требнике издателем указан Иероним («Иеролим») Загурович, венецианский купец из Котора. Болгарское происхождение К. однозначно признаётся в болг. и отчасти в рус. научной лит-ре, в македонской он считается македонцем, в сербской не выделяется из общего числа слав. издателей, работавших в Венеции. Поскольку и в Кюстендиле и в Софии в XVI в. было смешанное слав. население (болгарское и сербское), а орфография венецианских кириллических книг устойчиво была ресавской, болг. происхождение К. устанавливается скорее на основании таких деталей, как наименование равноап. Кирилла в месяцеслове и заглавии пасхальных таблиц «учителем словенским, сиречь болгарским» (но не сербским), включение фрагментов творений болгарского царя Петра.

http://pravenc.ru/text/2458923.html

§ 2. Применение теории византийского осмогласие к греческому распеву в России Греческий распев в России общей для своих мелодий областью имеет девять звуков: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля-(си). Причём последний из этих звуков встречается как септима от тоники в немногих мелодиях 20 ; низшая же этой области нота соль и высшая до встречаются как редкие исключения. Распев этот строится по системе византийского церковного осмогласия, именно: мелодии его распределены по восьми гласам или ладам. Основанием каждого гласа служит свойственная ему область звуков в объёме тетрахорда (δι τεσσρων) или пентахорда (δι πντε), с известным расположением интервалов и гласовыми приметами, т. е. определенными для каждого гласа звуками господствующим и конечным. Близость греческого распева к византийскому осмогласию усматривается и в том, что его мелодии допускают иногда расширение объёма своей области высшими или низшими её звуками и вращаются в том же ладе в пределах октахорда (δι πασν), хотя полного количества звуков октавы не заключает в себе ни одна отдельно взятая мелодия нашего греческого распева. В распеве этом, с другой стороны, есть следы различения гласов главных (ρθο) и производных или побочных (πλαγοι), а равно их взаимного сродства и переноса мелодии из одного гласа в другой (модуляция). Такое сходство гласов частью усматривается в гласовых областях их звуков, но ещё нагляднее выражается сходством той или другой гласовой приметы (т. е. господствующего или финального звука) и сходством мелодического движения 21 . Так, гласы 1 и 5 совершаются в одной и той же гласовой области: до-ре-ми-фа-соль, но первый глас имеет господствующим звуком фа, а финальным до, пятый же глас – господствующим и финальным звуком ре; гласы 2 и 6 одинаково имеют своей областью: до-ре-ми-фа и финалом до, но во втором гласе господствующее значение принадлежит звуку ми, а в шестом – звуку фа; гласы 3 и 7 сходны по области звуков, которой для них служит пентахорд: ля-си-до-ре-ми, и по финалу до, но глас третий имеет господствующим звуком ми, а седьмой – до: гласы 4 и 8 совершаются в области звуков: до-ре-ми-фа-соль с финалом до, но в 4 гласе (в тропаре и богородичне) господствующим звуком служит ми, а в 8 соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010