После того, как были открыты св. врата, диакон кадил их, возглашая „Премудрость, прости”, и запевал „Свете тихий...” Певцы же продолжали гимн со слов „святыя славы...”. В видах создания большей торжественности входа гимн исполнялся на все восемь гласов, а именно:    на 1 гл.— Святыя славы бессмертного Отца Небесного    на 2 гл.— Святаго блаженнаго Иисуса Христа, Сына Божия    на 3 гл.— пришедшу солнцу на запад    на 4 гл.— видевше свет вечерний    на 5 гл.— Поем Отца и Сына и Святаго Духа Бога    на 6 гл.— Достойно есть на вся времена пети Тя гласы преподобными    на 7 гл.— Сыне Божий    на 8 гл. — Живот даяй всему миру, его же ради весь мир славит Тя.    Так изложен осмогласно этот гимн в крюковом ирмологии Лен. гос. публ. библ. шифр Кир. 577, XVII в.. Такая частая смена гласов в свете современного понятия о них, как многократном повторении двух-трех однообразных мелодических строк, как это сделано в обиходах издававшихся в XIX веке Петербургской придворной капеллой, может показаться не только немузыкальной, но и вообще неудобоисполнимой. Но нужно учитывать, что в то время, когда „Свете тихий” исполнялось на все восемь гласов, под гласом подразумевалась совокупность мотивов-попевок различной величины и интонационнного характера. Один церковно-певческий сборник XVII в., когда-то принадлежавший Соловецкому монастырю, указывает для 1-го гласа 217 попевок, для 2-го — 280, для 3-го- 153, для 4-го — 254, для 5-го — 154, для б-го — 172, для 7-го — 102 и для 8-го — 347, а всего для восьми гласов 1680. В свете этого можно представить, как могло быть разнообразно и музыкально содержательно „Свете тихий...”, поемое на восемь гласов.    Чтение паремий в Русской Церкви, когда таковые полагались на великой вечерне, также имело ряд оригинальных особенностей. Если паремии читались из ветхозаветных книг, то в это время полагалось сидеть, чтение же из новозаветных книг выслушивалось стоя. В местных монастырских уставах, называемых обиходниками, в первом случае давалось указание: „На вечерне праздника скамью ставят правого крылоса по обычаю для игумена и священников на паремиах седети”. Во втором случае говорилось: „На паремиах не седим”. Некоторые уставы, кроме того, указывают при чтении новозаветных книг оставлять св. врата открытыми — „а дверей царских не затворяют”. Самые паремии в отдельных случаях полагались не из библейских книг, а из русских летописей. Так, в дни памяти князей-мучеников Бориса и Глеба 2 мая и 24 июля читались паремии: 1) „Братие, в бедах пособивый”, 2) „Слышав Ярослав...” и 3) „Стенам Твоим Вышеград...”. Отдельные уставы указывают те же паремии на день благов. князя Владимира — 15 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Вероятнее всего, только с XVIII в. подобные лицевые формулы стали выделяться в отдельные разделы (РГБ. Ф. 379. 8, 3-я четв. XVIII в., и др.), где их располагали по гласам с разводами: слева Л. в виде тайнозамкненной записи, справа ее «разводное» начертание. В такие подборки Л. нередко входили и т. н. лица-попевки. Это свидетельствует о том, что теоретики в этот период уже не различали эти лицевые формулы. Действительно, обе разновидности лицевых мелизматических оборотов сходны по своей роли в мелодическом движении: бóльшая часть Л. и лиц-попевок, как правило, являются неразрывной частью мелодической ткани песнопения, в отличие от др. типа мелизматических формул - фит, к-рые всегда представляют собой орнаментированную вставку. В таких сводах количество Л. весьма велико, поскольку детализируется их запись; нередко весьма сходные между собой мелизматические обороты получают индивидуальное лицевое начертание. Л. классифицированы по знаменному осмогласию, однако существует ряд Л., используемых во всех гласах. Количество Л. в каждом гласе различно: наиболее богатыми являются 8-й и 6-й, в то время как 3-й и 7-й гласы имеют весьма незначительное число Л. По мелодическому содержанию Л. представляют собой длительно распетые мелодии на 2-5 слогов текста (от 3 до 20 звуков на слог). Несмотря на разнообразие мелодических моделей Л., существует группа идентичных или близких окончаний их распевов, в некоторых случаях совпадающих с типовыми каденционными построениями фит (впервые отмечено: Бражников. 1984. С. 63-64). Кроме того, внутри одного гласа часто встречаются Л., являющиеся более или менее протяженными вариантами друг друга. Отдельно следует отметить группы Л., к-рые не были кодифицированы в теоретических руководствах, но выявляются благодаря анализу тайнозамкненной и разводной записей песнопений, напр. Л. большого распева (см.: Парфентьева. 1997; Тюрина. 2011), а также псалмовые Л. Обихода (см.: Старикова. 2013). Лит.: Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII-XVII вв.: (На мат-ле визант. и древнерус. Ирмология): Канд. дис. М., 1996; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства: (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Тюрина О. Г. Древнерусская мелизматика: Большой распев: Канд. дис. М., 2011; Старикова И. В. Псалмодия всенощного бдения в древнерус. певч. искусстве: Канд. дис. М., 2013; Лозовая И. Е. Об азбучном смысле знамен//Гимнология. М., 2016. Вып. 7 (в печати).

http://pravenc.ru/text/2110632.html

Несчастные следствия падения прародителей наших не ограничились виновниками его; они простерлись на все окружающее человека, отразились и в природе видимой. Все, что вышло из рук Творца, было в высшей степени прекрасно: и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело ( Быт.1:31 ). В нерукотворенном храме природы, в первые дни бытия, все блистало дивным великолепием и красотой; незаметно было и малейшей тени какого-либо нестроения; напротив, везде и во всем проявлялось сладостное чувство жизни, радости, восторга. Всюду тогда возносились хвалебные гласы Господу, так что в этом отношении и мир низший, неразумный, приближался к миру ангельскому, поведая, подобно ему, славу Вседержителя. Но падением владыки земли расстроился высочайший порядок природы и извращен совершеннейший чин её. Она поработилась суете и тлению ( Рим.8:20–21 ), и с тех пор стала страдать и болезновать. Хотя очистивший чувствия псалмопевец и после сего слышал глагол небес, поведающих славу Божию, и звук их, проходящий по всей земле ( Пс.18:2–5 ); но этот звук без сомнения, не так строен, как в начале создания; тогда раздавались только сладостные и величественные звуки жизни и согласия, радости и блаженства, а ныне примешиваются к ним раздирающие вопли страдания и шум разрушения. Прислушайтесь к стройному и приятному хору тварей радующихся, и вы приметите, как часто он нарушается глубокими стонами тварей страждущих. Этого не было в раю! Человек нередко слышит тяжкие вздохи ветхой земли в сокрушительных бурях, видит обильные слезы её в водах потопных, содрогается при страшных потрясениях земли, с шумом раскрывающей свои глубокие раны; иногда воздух теряет правильность стихийного сорастворения и его струи текут не для оживления, а на повреждение и ослабление природы нашей; моровые язвы, заразные болезни, обходят землю, как ужасная рать, и нет сил, нет средств у человека остановить этого врага, который сам невидим, а видимо сокрушает и разит все, к чему ни прикоснется. Этого не было в раю! – Но вечное благодарение Творцу и Господу! Сын Божий, собезначальное Слово Отчее, Им же вся быша ( Ин.1:3 ), воплотившийся днесь наитием Св. Духа, искупил землю от тяготевшего над ней проклятия. Настанет время, когда она совершенно свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ), преобразится и примет совершеннейший вид; будет, по слову Писания, небо ново и земля нова, вместо этой ветхой, где не будет ктому ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни ( Откр.21:1–4 ). Благовествуй же земле радость велию, благовествуй особенно в день сей, когда истинно и действительно воссияла заря будущей твоей свободы и славы!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

5 . Традукцио (проведение) еже есть тогожде речения часто положеннаго пременения, яко: онаго непщуете человека, иже человеческих скорбей обнажен, едва имене человеческаго достоин. (многопадежное) еже есть падежей пременение, еже тоежде во многих падежах полагается, яко: исполнены суть вся книги, исполнены мудрых гласы, наполнена прикладов древность, яко едина добродетель славу имеет. 7 . Синонимия (соименство): егда речи тожде знаменающия совокупляются, такожде и разум, яко же рещи: лежат пораженых царств трупы, погашена суть стран светила, стенят бо своими кострами загребеныя грады – едина премудрость стоит вознесена, едина падати не знает, едина к небесем верх возвышает и тако ратует, от онуду же вся падают, тамо стоит, иде же всяческая лежат опровержена. 8 . Полисиндентон (многосвязное) есть егда слово союзами обилно, в начале полагаемыми, яко рещи: и богатьство, и слава, и венцы, и чтолибо наконец имеет мир зрения достойно – все сие к премудрости, яко сень к солнцу есть. 9 . Градации (лествица) есть повторение реченых прежде, неже ко иному снидет, яко рещи: доброе юности воспитание – и нрав в доброту, доброта нравов – честное жития; слово сие целость жития, целость, наконец, славу уготовляет бессмертную. Четвертый перст руки риторическия память Память елико ко имени есть сокровище разумений, сию елико имать обиднее толико богатее во глаголании. Память двояка есть: естественная бывает от самого творца естества от Бога преблагаго превеликаго и от состояния здраваго главы; художественная бывает разнообразно: 1 . Частым обучением по оному, память обучением, яко же прочая вся украшает. 2 . Учащися на память всякую иную мысль. 3 . Чрез части (сиречь по частицам) да учится. 4 . На листах чтомаго признаки некия, или число, или азбучная писмена да пишет. 5 . К памяти взыскуется здравость и ясность, яже притяжается сном умеренным, такожде растворенным пищи и пития употреблением, еще застужения и запаления главнаго опасатися подобает. 6 . К памяти ключимствует тихость ума, ибо, яко же в воде мутней недобре представляется вид от некия противности препосланаго, тако в памяти, яже есть приятелище видов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Этот полиелей был достаточно широко распространен. Самая поздняя датированная запись к наст. времени обнаружена в Пападики Анастасия Ваиаса 1767-1770 гг. (Ath. Xeropot. 307). Первая часть этого полиелея была «истолкована» средствами аналитической нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (Ath. Bibl. Nat. S. Sepulcri 704. Fol. 13v - 46v). Вторая статия полиелея Н. К., основанная на тексте Пс 135,- это осмогласник , к-рый распространялся в рукописной традиции в 2 редакциях: до XV в.- в краткой, а с XV в.- в полной, записывавшейся вместе с краткой или вместо нее; Мануил Хрисаф назвал ее «полиелей по гласам, большой» (πολυλεος κατ χον μγας). Исходя из текстовой и мелодической структуры полной редакции, этот полиелей стали называть «четырехстишным» (τετρστιχος): каждые 4 стиха Пс 135 распеты на один из 8 гласов ; заключение раздела каждого гласа дополнено 2 анафонимами (они названы «правая» и «левая»), с помощью к-рых происходит разработка пространного припева псалма «Аллилуия, яко в век милость Его, аллилуия». Из этого правила есть 2 исключения: 1) поскольку все 26 стихов Пс 135 не вписываются в 4-стишную структуру текста, осмогласник завершается на 2 последних стихах псалма: «Даяй пищу всякой плоти» и «Исповедайтеся Богу Небесному», распетых соответственно на гласы βαρς и 4-й плагальный; 2) в конце раздела 2-го плагального гласа (после ст. 24: «И избавил ны есть от врагов наших») содержится больше анафоним, к-рые образуют как бы автономный раздел с ремаркой: «Отсюда начинаются анафонимы с вастактами» (вастакты - певцы, исполнявшие исократиму ). Приведем надписания этого раздела по рукописи Athen. Bibl. Nat. 2406 (Fol. 149-150v) с учетом его деления, с одной стороны, на 11 частей согласно смене гласов, с другой - на 5 частей согласно обработке словесного текста. Указанные 5 частей следующие: 1-я последовательность из 3 анафоним, из к-рых 1-я и 3-я распеты на 2-й плагальный глас (νεναν), а 2-я - на 4-й плагальный глас; распев на 2-й плагальный глас (νεναν) заключения ст.

http://pravenc.ru/text/2566120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСМОГЛАСИЕ [Греч. κτηχος, κταηχα], система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики (см. в ст. Глас ). О. распространилось в Византийской империи и в более поздней греч. традиции, в слав. странах, Румынии, Армении (см. в ст. Армянский обряд , разд. «Церковное пение и гимнография»), в Грузии, Сирии (западносир. традиции - мелькитская и яковитская), в Египте (О. присутствует только в небольшом числе копт. рукописей) и на Западе ( григорианское пение и возникшее на его основе церковное многоголосие). В византийской церковно-певческой традиции В византийской церковно-певческой традиции возникновение и сложение системы О. следует отнести приблизительно к VII-VIII вв.; на это указывают соответствующие рубрики с упоминанием гласовой принадлежности отдельных песнопений в пространной версии иерусалимского Лекционария, сохранившегося в груз. переводе (списки: Sinait. iber. 37, 982 г.; Paris. georg. 3, X-XI вв.; лакургский (кальский) - НПБГ. 40, X в.; латальский - ИЭМС. М 635, X в.; см. изд.: Кекелидзе. Канонарь. 1912; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1959-1960). Т. о., есть основания предполагать палестинское происхождение визант. О., к-рому, возможно, предшествовала иная организация церковных напевов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Церковное пение»). Существуют предположения, что осмогласный принцип сформировался веком ранее (см. анализ папирусов VI-VII вв.: Troelsgård. 2008. P. 668-679) или даже в IV-V вв. ( Фрейсхов. 2014). Последняя гипотеза может быть подвергнута сомнению, поскольку сведения почерпнуты из списков «Изречений египетских отцов», к-рые датируются значительно позднее (XI-XII вв.), чем собственно тексты (IV-VI вв.) (см. статьи Глас , Византийская империя , разд. «Церковное пение»; Лозовая. Модальный комплекс. 2011. С. 336-337. Примеч. 5). Восемь гласов делятся на 2 группы: 4 основных, или господствующих (κριοι), гласа и 4 плагальных гласа. Основные гласы могли называться также автентическими гласами, в т. ч. в ранних источниках (Sinait gr. 212, VII-VIII вв.; см.: Husmann. 1976; см. также статьи Автентический лад , Плагальный лад ). В трактате «Вопросоответник Псевдо-Иоанна Дамаскина о пападическом искусстве» (предположительно XIV в.) описаны 8 гласов, 4 основных и 4 плагальных: «Вопрос: а сколько существует разновидностей гласов? Ответ: восемь, то есть первый, второй, третий, четвертый и от них плагальные» (Die Erotapokriseis. 1997. S. 72). Финалисы (заключительные звуки напевов) плагальных гласов отстоят от финалисов соответствующих основных гласов на квинту вниз. Плагальная разновидность 3-го гласа в певческих книгах традиционно и почти неизменно называется термином βαρς (низкий), однако в теоретических текстах встречается и термин «плагальный третьего» ( Troelsgård . 2011. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

Примечание епископа Афанасия (Сахарова) Канон Благовещению – исключительный по своему изложению. Он составлен в виде трогательного диалога между небесным благовестником– Ангелом и смиренной Девой, имеющей стать Богородицей. Соответственно такой форме канона и исполнение его должно быть диалогическое, читать его следует двум чтецам, стоящим на правом и левом клиросах или по сторонам царских врат на солее. А чтобы рельефнее представить умилительную беседу Ангела с Богородицею, следует, вопервых, тропари, против которых на поле стоит напечатанное киноварию «Ангел» (в данном издании – «Ангел возопи»), предварять словами: «Ангел возопи», а те, против которых стоит «Богородица» (в данном издании – «Богородица рече»), предварять словами «Богородица рече», впрочем, за исключением тропарей 8-й песни, где таких добавлений делать не следует, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни. Во-вторых, припев к тропарям Благовещенского канона: «Пресвятая Богородице, спаси нас», будет соответственнее произносить третьему чтецу или еще лучше петь их по клиросам. А ради единообразия следует также петь и припевы к тропарям положенных канонов. При строгом исполнении Устава припевы к тропарям канонов следовало бы петь на соответствующие гласы. В каноне Благовещения в песнях 1-й и с 3-й по 7-ю всего по 4 тропаря и в 8-й и в 9-й по 5, в то время, как по Уставу при совпадении Благовещения с воскресным днем тропари праздника должно петь или читать на 6, а в будничные дни в тех песнях, где нет трипеснца Триоди, их должно петь или читать на 12. Одно из основных требований церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по однажды, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено и, только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при 4-х песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по однажды, а потом снова повторить еще раз 1-е и за ним 2-е, но должно сначала 1-е песнопение исполнить дважды, потом также дважды 2-е песнопение и затем по однажды 3-е и 4-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Сродно музыкальные гласы, сверх того, имеют иногда весьма близкое сходство и в мелодическом движении, даже встречаются случаи, что один из пары сродных гласов употребляется вместо другого, или что-то же: и тот и другой глас поются одной и той же мелодией. Так, воскресные тропари по непорочнах (Обих. л. 68) пятого гласа имеют много сходства в своей мелодии с мелодиями гласа первого; песнопение на молебном каноне: „Моление теплое“ 2 гласа и „Предстательство христиан“ 6 гласа (Обих. л.л. 241 и 244 об.) распеты на один и тот же напев второго гласа; кондак и икос Пасхи (Обих. л. 219–220) восьмого гласа поются точно так же, как ипакои четвёртого гласа (Обих. л. 214 об.). – О византийском происхождении нашего греческого распева ещё яснее и нагляднее свидетельствует почти буквальное сходство некоторых его гласовых мелодий с ныне известными в восточных церквах мелодиями тех же гласов. Таковы мелодии: 3 гласа непорочных в Великую субботу, статья третья: „Роди вси“ и др. по сравнению с песнопением: „Α γενεα πσαι“; 4 гласа „Высшую небес“ – с песнопением: „φραστον θαμα“; 5 гласа „Жизнь во гробе“ – с песнопением: „ ζω ν τφ“, а равно воскресного тропаря и богородична – с песнопением: „σαα χρευε“; 8 гласа „О Тебе радуется“ – с песнопением: „Μ ποστρψς τ πρσοπν σου“, особенно в словах: „освященный храме и раю словесный“ – со словами: „πρσχες τ ψυχ μου κα λτρωσαι ατν“ 22 . Знакомым нам напевом звучат также греческие мелодии: 5 гласа Α χερς σου ποησν με и 6 гласа Μεθ μν θες 23 . Таким образом наш греческий распев, несомненно, построен на музыкальных основаниях подлинного греческого пения восточных церквей. Однако напрасно мы стали бы искать близкого сходства этого распева с древним или новым византийским осмогласием в их музыкальных основаниях, мелодических и ритмических свойствах. Большая часть из них этого сходства не имеет. А таким образом греческий распев в России в большинстве своих мелодий должен быть признан распевом до некоторой степени самостоятельным от подлинного греческого пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Структура самогласнов (порядок чередования определенного количества певческих строк и их строение), принцип распева и методика обучения пению на глас подробно рассмотрены Г. Печенкиным в учебно-методическом пособии «Пение на глас» 78 . Наибольшее количество певческих строк (колен) содержится в 4-м гласе (шесть колен) в 1-м и 2-м гласах – по пять колен в 5 6 8 – по четыре колена и наконец наименьшее число колен (три) содержат 3-й и 7-й гласы. Принцип чередования колен в каждом из гласов может различаться. Так, например, во всех гласах кроме 2-го и 4-го происходит поочередный повтор колен кроме заключительного, которое распевается только в самом конце богослужебного текста. Так, например, в 1-м гласе, содержащем пять колен периодически повторяются первое второе третье и четвертое колена. Во 2-м гласе первое колено не повторяется, а периодический цикл составляют второе третье и четвертое колена, а в 4-м гласе – третье четвертое и пятое. Вместе с образцами стихир в нотированных рукописях начала XVII века встречаются и образцы запевных строк на все восемь гласов с текстом стихов воззванных псалмов «Исповедатися имени Твоему», a чуть позднее – и с небогослужебным текстом «Грядет чернец из монастыря», применявшимся для освоения запевных строк в устной практике. Каждая из запевных строк содержит один из наиболее характерных мелодических элементов гласовой попевки и тем самым дает ладовую и интонационную настройку для последующего песнопения. Наряду с «книжной» версией самогласнов малого роспева в устной практике (в старообрядческих общинах) сложилась так называемая «напевка», которая примерно в конце XIX века была записана крюками 5–6]. В различных общинах (местностях «согласиях» и проч.) сложились свой варианты «напевок», которые могли заметно отличаются от «книжного» варианта. Учитывая доступность данной певческой формы ее довольно широкое использование в богослужении как в монодийной так и многоголосной традиции рекомендуется в учебном процессе наряду с теоретическим изучением малого распева проводить и практические занятия 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос 34. Почему, егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль, еда же опускаше, был одолеваем (Исх. 17:11 )?    Воздвизая руки, представлял он образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила преобразуемой истины. Ибо как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб, так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское. Но и в той брани водрузил победное знамение соименный нашему Спасителю, когда, прияв именование сие и употребив в дело избранных споспешников (Исх. 17:9, 16), как Владыка Христос употребил служителями святых апостолов. Вопрос 35. Что значит сказанное: будете Ми людие избрании от всех язык; Моя бо есть вся земля (Исх. 19:5 )?    Я Бог, Творец и Владыка всех, и, как Творец, о всех промышляю; вас же освятил Себе как некий народ избранный. Ибо присовокупил: вы же будете Ми царское священие, язык свят (Исх. 19:6). Как левитов предпочел прочим израильским коленам и освятил на божественное священнослужение не по нерадению о прочих, но чтобы чрез них иметь попечение и о других, так избрал и семя Авраамово, Исааково и Иаковлево, во-первых, потому, что от них имел произойти по плоти Владыка Христос, а потом и для того, чтобы в совершаемом над ними показать собственную Свою силу, научить всех человеков пути боговедения. Когда же было изречено сие, отвещаша вси людие и рекоша: вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем (Исх. 19:8). Сей народный завет уподоблялся некоей подписи к обязательству. Почему нарушившие то, на что дали свое согласие, подверглись клятвам закона, от которых Владыка Христос освободил уверовавших в Него. Ибо сказано: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13). Слово избранный Симмах перевел словом «отличный». Вопрос 36. Почему израильтянам, когда принимали закон, повелено было не только самим очиститься, но и вымыть одежды (Исх. 19:10 )?    Посредством телесного возводит их Бог к духовному, внушает им страх и делает благоговейнейшими. Ибо израильтяне заключали из сего, что тем паче надлежит очистить ум. Для того и трубные гласы, и громовые удары, и мрак, и буря, и огонь на вершине горы, и исходящий из нее несказанный дым, чтобы всем этим смягчилось каменное их сердце. Поелику, хотя видели казни, наложенные на египтян, однако же сами не испытали наказания, то сим устрашает их Бог как детей, чтобы не только любили Его за неизреченные благодеяния, но и боялись по причине наказаний. Посему и о священниках сказал: жерцы же приступающий ко Господу Богу да освятятся, да не когда погубит от них Господь (Исх. 19:22). Поелику естественно было сделаться смелыми людям, которым вверено божественное священнослужение, то научает, что те, кому поручено служение Богу, преимущественно должны быть выше земного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010