Глас 4-й Торжествен будучи и весел, ты несешь нам Четвертый дар по музыкальному суду: Ликующим дав руку ты искусствен, Располагаешь даже звуками кимвал: Тебя четвертый глас, как полный благозвучия, Ликующих все сонмы да благословят. Глас 5-й Весьма печален ты и жалостью полон, Но ты порой нередко и ликуешь в такт. Смысл музыкальный, нам указанный наукой, Признавший ряд названий косвенных гласов, Тебя по чину пятым, первым же в союзе, Гласов плагальных славных именем зовет. Глас 6-й Шестым певцом слывешь, но честью споришь с первым, О ты, вторый, вторично нам звучащий песнь! Двойное ты несешь собой наслаждение, Вторый прямой вторично вторя из гласов; Тебя медового и сладкого цикаду 308 Второго из плагальных кто не ублажит? Глас тяжкий 7-й Фаланге тяжкой в битвах свойственные песни Содержишь ты, название тяжкий получив; Кто ненавидит громкозвучные беседы, Тот любит глас созвучный тяжкому простой; А песнь мужей шумишь ты звучно второ-третий, Разнообразен ты, но прост в своих друзьях. Глас 8-й О ты гласов печать, четвертый из плагальных, Вместивший всякую искусной ткани песнь! Ты развернул широко звуки своих песней, Явив себя венцом гласов и их концом; Тебя я крайнего по звукам и напевам Вдвойне чту краем пения, тебя и их конец. Нет сомнения, что пение как Греческой, так и Русской православной церкви, доныне имеет благотворное влияние на людей, хотя отдельные наши и греческие гласы часто не совпадают взаимно ни по своему строю, ни по характеру. Но сила этого влияния не может не ослабляться ныне отчасти вследствие смешения в пении разных его родов и видов, отчасти вследствие утраты пением его древнего типа, а также от размножения сокращенных напевов и, особенно, от увлечения певцов и слушателей новым, мирским стилем музыки. Эти последние два направления, одно, основанное на практическом расчете сокращения часов богослужения в пользу житейских интересов, другое – на угождении современному, увлекающемуся новизной, разнообразием и внешним блеском, вкусу публики, роняют достоинство церковного пения, как пения богослужебного, и парализуют его благотворное действие на умы и сердца слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В нотном письме современной музыки, где существует точно рассчитанный ритм, такой знак, призывающий певцов к особому вниманию, конечно, не нужен, – там есть знак такта в начале и граница в конце, – но в свободном ритме он имеет очень важное значение, как своего рода сигнал перед окончанием песнопений и в других случаях, требующих особого внимания певцов. Необходимость такого знака не станет отрицать и самый опытный певец. Ноты существуют не только для малоопытных музыкантов: напротив, чем сильнее музыкант, тем меньше полагается он на свою память, тем чаще обращается к нотам и камертону. Скамейца Скамейца  изображается в виде широкой черты (правая половина крюка). Признаки согласия («камешки») пишутся внизу. Обычная скамейца дает два звука в восходящем направлении общей продолжительностью в две четверти. Особенности звучания этого знамени Д.Аллеманов пытается объяснить его наименованием: он называет скамейцу «покойным, устойчивым последованием звуков» 247]. Исследование первоисточников знаменной мелодии подтверждает это мнение. Знамя это употребляется не так часто, как другие. Им изобилуют гласы 2-й, 5-й, 6-й и 8-й. Д.В.Разумовский считает звук скамейцы «грудным» звуком в отличие от гортанного звука голубчика. Кроме скамейцы обычной существуют еще скамейцы особые, имеющие «тайно-замкненное» (условное) значение. Голубчик Голубчик . Это знамя относится к «двоегласостепенным» знаменам с восходящим направлением мелодии. Изображается оно в виде запятой малого размера (как в стрелах) с двумя черточками с правой стороны. Знамя имеет два вида: тихий и борзый (тихий голубчик имеет одну крупную черточку и поется вдвое продолжительнее). Высота голубчика зависит от смежного с ним последующего знамени: признаков и помет голубчик не имеет. Первый звук голубчика является нижней терцией по отношению к первому звуку следующего за голубчиком знамени 21]. Силу и окраску звучания голубчика древние азбуки и толкователи определяют в двух словах: «из гортани гаркнути» 22]. Это знамя дает полногласный, но умеренный звук. Д.Аллеманов называет его «воркующим», намекая на голубя, от которого и происходит наименование этого знамени 247].

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

4) Биемый тростию, Христе, подписуешь Ты мне, порабощенному льстивым врагам, оставление грехов, Преблагий Боже наш. 5) Яко разбойник, исповедаю Тя и вопию к Тебе, Человеколюбие: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем, и с ним мя соприити, Спасителю наш, волею нас ради приявший страсти. 6) Исцели мое сокрушение и окаянство Твоею раною, Слове неизследованне, и страстию Твоею очисти образ Твой во мне, погребенный злыми страстьми, Господи, Боже спасения моего. 7) Просветивший земных крестом Твоим, Господи, и призывающий на покаяние грешных, не отлучи меня от стада Твоего, Пастырю добрый, но взыщи меня, заблуждшаго, Владыко, и святому Твоему стаду сопричти, едине милостиве и Человеколюбче. 8) На водах повесивый землю и на древе повешен быти благоизволивый, возведи меня к небесным, падшаго в пропасть всякого зла. 9) Венцем терновым венчатися благоизволивый, Долготерпеливе, с корнем исторгни терноносные грехи мои, Человеколюбче. 10) Язвы и заклание волею претерпевший Господи, прибегающую к Тебе в покаянии душу мою, изъязвленную разбойническими демонов озлоблениями, исцели благодатными мановениями Твоими. 11) Змий лукавый извел меня из дома, прельстив красною на вид снедию. Но Ты, Христе Боже, вольным на древо воздвижением прежний в него вход открывший, соделай меня паки внити в него покаянием и благодатным освящением. 12) Воздвигший на кресте руце Твои, Христе Боже мой, укрепи силою Твоею руки мои, ослабленные многими страстьми, и колена утверди к божественному течению. Избранные песнопения Пресвятой Богородице В воскресенье на полунощницах каноны Гласы первый, вторый и третий Сперва создавши меня по образу и подобию Твоему, Божественная и вседетельная Троице, неслиянная Единице, и ныне вразуми, просвети и укрепи всегда верно творить волю Твою святую, благую и совершенную. Воспеваем Тя, Трисолнечное естество, все осуществовавшее за благость, испрашивая оставление прегрешений и избавление от напастей, бед и скорбей. Слове Божий, соестественное сияние Вседержителя Бога, сотвори во мне, якоже обетовал еси, богодетельное вселение со Отцем Твоим и Духом, и страшным мене покажи бесам и страстям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

По этой причине должно бдительно наблюдать за собой, чтоб не приписать собственно себе какого-либо доброго дела, какого-либо похвального качества или особенной природной способности, даже благодатного состояния, если человек возведен в него, короче, чтоб не признать собственно за собой какого-либо достоиннства. Что ты имеешь, - говорит Апостол - чего бы ты не приялъ (1 Кор. IV. 7.) от Бога? От Бога имеем и бытие, и пакибытие, и все естественные свойства, все способности, и духовные, и телесные. Мы - должники Богу! Долг наш неоплатим! Из такого воззрения на себя образуется само собой для нашего духа состояние, противоположное " мнению " , состояние, которое Господь назвал нищетою духа, которое заповедал нам иметь, которое ублажил (Матф. V, 3.). Великое бедствие - уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святаго Духа, каким-либо умствованием! Это - возношение, взимающееся на разумъ Божий. Должно низлагать и пленять такой разум въ послушание Христово (Кор. X. 4, 5.). Ученик: Имеется ли какая-либо связь между прелестью первого рода и прелестью второго рода? Старец: Связь между этими двумя видами прелести непременно существует. Первого рода прелесть всегда соединена с прелестью второго рода, с " мнением " . Сочиняющий обольстительные образы при посредстве естественной способности воображения, сочетающий при посредстве мечтательности (Фантазии.) эти образы в очаровательную картину, подчиняющий все существо свое обольстительному, могущественному влиянию этой живописи, непременно, по несчастной необходимости, мнить, что живопись эта производится действием Божественной благодати, что сердечные ощущения, возбуждаемые живописью, суть ощущения благодатные. Второго рода прелесть - собственно " мнение " - действует без сочинения обольстительных картин: она довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге. Находящийся в прелести " мнения " стяжает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность сильно действует в обольщенных " мнением " , но действует исключительно в области отвлеченного. Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горних обителей и чертогов, небесного света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество с Иисусом ( " Подражание... " Фомы Кемпийского. книга 2, гл. 8.), внутреннюю беседу с Ним ( " Подражание... " Фомы Кемпийского, книга 3, гл. 1.), таинственные откровения ( " Подражание... " , книга 3, гл. 3.), гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собой, то в разгорчение и восторженность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Согласно предисловиям к изданиям, с типографским делом Божидар познакомился в Венеции. При его жизни типография выпустила не менее 7 изданий: Служебник (1519), Псалтирь с восследованием (1519-1520), Сборник (ок. 1536), Молитвенник (1536), Октоих, гласы 5-8-й (1537), Минея праздничная (1538), Требник (ок. 1540). Оценить личный вклад Божидара в издательское дело сложно, т. к. в его типографии работали профессиональные печатники: в 1519-1520 гг.- иером. Пахомий, обучавшийся типографскому делу еще в зетской печатне Черноевичей, в 30-х гг. дечанский иеродиак. Моисей из Будимли, иеромонахи Феодосий и Геннадий из Милешевы. Репертуар и содержание изданий Божидара тесно связаны с совр. им серб. рукописной традицией. В художественном отношении эти издания представляют достаточно сложную картину. Сюжетные и «портретные» гравюры, к-рыми особенно богато украшены Сборник 1536 г. и Минея праздничная (для последней ряд изображений резался специально), выполнены в традициях итало-критской иконописи, одним из крупных центров к-рой в XVI в. была Венеция. Орнаментику изданий, в первую очередь заставки, характеризует сочетание образцов традиц. для серб. рукописной книги балканского плетеного стиля с ренессансными. Своеобразной издательской маркой Божидара, появившейся раньше его герба, является сокращенное написание его имени БО(ж) на стилизованном щите в заставках. Его новшеством в кириллическом книгопечатании является издание роскошных экземпляров на хорошо выделанном пергамене, напр. прекрасно сохранившийся экземпляр Октоиха 1537 г. из мон-ря Крка в Далмации (ныне в НБС). Лит. деятельность Божидара ограничивается пространными предисловиями и послесловиями к изданиям. В них он следует традициям средневек. серб. книгописцев (так, об изданных книгах часто говорится «писана», «написана»). Постоянно в текстах упоминается о духовном просвещении серб. народа. Подчеркнутая лояльность формулировок в отношении османских правителей указывает на то, что предполагалось широкое распространение изданных книг среди славян, находящихся под властью султана. Виченцо В.

http://pravenc.ru/text/161003.html

Перед великим славословием поются стихиры на хвалитех. Как и стихиры на «Господи, воззвах» на вечерне, утренние стихиры на хвалитех делятся на две группы: 4 стихиры воскресных и 4 «восточных». По содержанию они похожи на стихиры вечерни. 9-я стихира на хвалитех называется «евангельской» и относится, как и экзапостиларий, к воскресному Евангелию. Автором одиннадцати евангельских стихир считается император Лев Мудрый. Заключительная стихира, по традиции, обращена к Богородице. Эта стихира – всегда одна и та же, вне зависимости от гласа богослужения: Преблагословенна еси, Богородице Дево: Воплошшим 6о ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Преблагословенна Ты, Богородица Дева, ибо воплотившимся из Тебя был пленен ад, спасен Адам, уничтожено проклятие, освобождена Ева , умерщвлена смерть и мы оживлены. Поэтому, воспевая, мы взываем: благословен Христос Бог, соблаговоливший так, слава Тебе. После великого славословия исполняется «тропарь воскресен». В Октоихе таких тропарей всего два – на 1-й и 2-й гласы. Тропарь 1-го гласа поется также на богослужениях 3-го, 5-го и 7-го гласов, а тропарь 2-го гласа, соответственно, на богослужениях 4-го, 6-го и 8-го гласов: Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость. Сегодня спасение миру. Воспоем Воскресшему из гроба и Начальнику нашей жизни, ибо, разрушив смертью смерть, Он даровал нам победу и великую милость. Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же Себе апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, едине Многомилостиве. Ты воскрес из гроба и разорвал узы ада, разрушил смертный приговор, Господи, всех избавив от сетей врага. Явив же Себя апостолам, Ты послал их на проповедь и через них даровал мир вселенной, Единый Многомилостивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

Разделы портала «Азбука веры» Аудиотесты Тест: Божественная Литургия 1. На какой Литургии поется это песнопение 1 Литургия Иоанна Златоуста 2 Литургия Василия Великого 3 Литургия Григория Собеседника 4 Литургия апостола Иакова Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Божественная Литургия по чину свт. Василия Великого Ответить Пройти весь тест 2. Что это за молитва? 1 Отпуст 2 Заамвонная молитва 3 Молитва главопреклонения 4... Тест: Церковное пение 1. Кто автор данного церковного песнопения? 1 П. Динев 2 Д. Христов 3 И. Денисова Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прозвучало песнопение «Достойно есть» П. Динева. Динев Петр Константинович (1889-1980) – болгарский церковный композитор, музыковед. В Санкт-Петербургской консерватории изучал композицию у Н. А. Соколова, С. Петрова и А. К. Глазунова и восточное пение у проф.... Тест: Осмогласие. Гласы стихирные При перезагрузке страницы порядок вопросов в этом музыкальном тесте изменяется. См. также тесты: Гласы тропарные; Гласы ирмосные.   1. Какой это глас? 1 первый 2 второй 3 третий 4 четвертый 5 пятый 6 шестой 7 седьмой 8 восьмой Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Осмогласие Комментарий: Это глас четвертый. Ответить Пройти весь тест 2. Какой... Тест: Осмогласие. Гласы тропарные При перезагрузке страницы порядок вопросов в этом музыкальном тесте изменяется.   См. также тесты: Гласы стихирные; Гласы ирмосные.   1. Какой это глас? 1 первый 2 второй 3 третий 4 четвертый 5 пятый 6 шестой 7 седьмой 8 восьмой Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Осмогласие Ответить Пройти весь тест 2. Какой это глас? 1... Тест: Осмогласие. Гласы ирмосные При перезагрузке страницы порядок вопросов в этом музыкальном тесте изменяется.   См. также тесты: Гласы стихирные; Гласы тропарные.   1. Какой это глас? 1 первый 2 второй 3 третий 4 четвертый 5 пятый 6 шестой 7 седьмой 8 восьмой Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Осмогласие Ответить Пройти весь тест 2. Какой это глас? 1... Тест: Тропари двунадесятых праздников

http://azbyka.ru/test/category/audiotest...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГУТА [Греч. Μανουλ Γοτας] (3-я четв. XVII в.- 2-я четв. XVIII в.), протопсалт из г. Фессалоники, греч. мелург. О времени деятельности М. Г. свидетельствует его запись в певч. рукописи Ath. Iver. 1094: «Завершена настоящая певческая Анфология, содержащая Пентикостарий и Триодь, рукой моей, Мануила протопсалта Фессалоники... в лето от Спасения 1700 июля 24» (см.: Lambros. 1966). Список причастна М. Г. на литургии Преждеосвященных Даров «Приидите» на 4-й глас датируется 5 годами позже (Ath. Stauronik. 166. Fol. 816, 1705 г.). Все остальные его произведения найдены в рукописях сер. XVIII в. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3). Уточнить время деятельности М. Г. помогает упоминание в рукописи его ученика иером. Анатолия: «...завершено в лето 1724 декабря... в великом граде Фессалоники, во время моего ученичества у музыкальнейшего и ученейшего нашего учителя кир Эммануила...». В рукописной традиции М. Г. называеют именитым и искусным (πονομαζμενος κα δεινς - Ath. Xeropot. 318. Fol. 141v, нач. XIX в.). Анализ произведений М. Г. позволяет сделать вывод о том, что он был выдающимся мелургом и учителем певч. искусства. Л. Ангелопулос выявил следующие произведения М. Г.: стихи «Господи, воззвах» на все гласы, прокимен «Господь воцарися» на 1-й глас, «Богородице Дево» на хлебопреломлении на гласы 1-й, 4-й и 1-й плагальный (5-й), песненное Трисвятое на 1-й и 1-й плагальный гласы для Великого славословия Германа, митр. Нов. Патр, и на 4-й глас для праздника Честного Креста, херувимскую на 3-й глас, причастны «Хвалите» на гласы 1-й τετρφωνος, 3-й и 2-й плагальный (6-й), «Чашу спасения» на 3-й глас, «Блажени яже избрал» на 1-й плагальный глас, «Вкусите» на 3-й и 4-й гласы, кратиму на 3-й глас для причастна «Хвалите», калофонические ирмосы «О, дивного таинства» (Ω το παραδξου μυστηρου) на 4-й и 4-й плагальный (8-й) гласы и «Озлобленныя душы» (Τς κακωθεσας ψυχς), отпустительный тропарь «Буди имя Господне» на 3-й глас, аллилуиарий и «Бог Господь» на 4-й плагальный глас для субботы Акафиста, стихиры Пасхи «Пасха священная нам», «Приидите от видения», «Мироносицы жены» и «Пасха красная» на 1-й плагальный глас. Кроме того, М. Г. выполнил музыкальный экзегезис калофонического ирмоса Петра Берекета «В гремящую пещь» (Εν τ βροντσ καμν) 1-го гласа и мелодически «украсил» ирмос Мелетия Синаита «Кто слыша матерь» (Ποα μτηρ κοσθη) 4-го гласа. Лит.: Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Amst., 1966. T. 2; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3 (по указ.); Αγγελπουλος Λ. Ενα νκδοτο «Θεοτκε Παρθνε» τς ρτοκλασας, μλος Μανουλ Γοτα πρωτοψλτης Θεσσαλονκης (περ το 1700)//Συμπσιο Πνευματικν π Χρυσ Ιωβηλα εροσνης το μητροπολτου Πατρν Νικοδμου (1939-1989). Αθναι, 1989. Σ. 661-677. И. Льякос Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561914.html

191. Октоих (5–8 гласы), в лист, 260 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви великомученика Георгия что на Окве отобрана в консисторию». Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–253); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (253–257); 3) пениа троична 5–8 гласов (257–258); 4) светильны чрез всю седмицу (258–260). 192. Октоих (1–4 гласы), в лист, 291 л., полууставом XVI–XVII вв., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–20 приписки древнею скорописью: 1) «Сию книгу Охтай приложн Поспел Тимофиев сын Шеглин Всемилостивому Спасу Боголепному Преображению в дом по своих родителех и кому благоволи Бог у Всемилостивого Спаса служити и вы Бога ради поминайте да и меня по смерти не забудите, а родителей имена в синодике»; 2) «Сию Спасову домову книгу продал Николе чудотворцу в дом в Заозерки». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–282); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (282–286 об.); 3) светильны на каждый день седмицы (286 об.–288); 4) троичны гласа (288–289 об.); 5) молитва Святей Троице инока Марка (290–291). 193. Октоих (5–8 гласы), в лист, 245 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете; многие листы подклеены. Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–243 об.); 2) светильны дневные (244–245). 194. Октоих (1–4 гласы), в лист, 316 л.л., без конца, полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 136, 231, 239 и 240. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что на Устюге». Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–308); 2) светильны воскресные и стихиры евангельские (308–315); 3) пениа троичная, ихже поем в Великий пост, без конца (315–316). 195. Октоих (5–8 гласы), в лист, неполный, 296 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что на Устюге». Состав 1) службы 5–8 гласов (1–293 об.), без конца: текст обрывается на стихирах на «хвалитех» 8-го гласа на утрени в субботу; 2) светильны воскресные и стихиры евангельские – не все (294–295); 3) пениа троична 5–8 гласов (395 об.), не все: текст обрывается на светильне 7-го гласа; 4) светильны чрез всю седмицу (296), без начала. Эта рукопись составляет вторую половину Октоиха, первая половина которого в предыдущей рукопиеи за 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010