238 Оффиций (лат. officium, букв. служба) – в римской католической церкви все службы суточного цикла, кроме мессы: Matutinum (ночная служба часов), Laudes (утренние хваления), Horae minores (четыре малых дневных часа), Vesperae (вечерня), Completorium (последняя служба дневного цикла). Текст и песнопения ординария (аналогично мессе) частично варьируются в зависимости от годового богослужебного цикла. 239 Месса (позднелат. missa, от. лат. mitto – посылаю, отпускаю) – центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Месса – служба, аналогичная православной литургии (прототип обряда – евангельский, эпизод Тайной вечери). Месса состоит из ординария (разделы, текст которых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника). (Т.Б. Баранова. Месса//МЭС). 240 Церковные лады, церковные тоны, григорианские лады, средневековые лады (лат. modi, toni) – система монодических ладов средневековой церковной музыки. (Понятие «церковные лады» не совсем верно. В англоязычной традиции – psalm tones – тоны, а не лады. Финалисы не есть ладовые устои, они непостоянны. Было чисто слуховое ощущение лада. Постоянна реперкусса – доминирующий звук.) 1 тон – дорийский лад (первый автентический) 2 тон – гиподорийский (первый плагальный) 3 тон – фригийский (второй автентический) 4 тон – гипофригийский (второй плагальный) 5 тон – лидийский (третий автентический) 6 тон – гиполидийский (третий плагальный) 7 тон – миксолидийский (четвертый автантический) 8 тон – гипомиксолидийский (четвертый плагальный). Основные категории церковных ладов – финалис (конечный тон), амбитус (объем напева), реперкусса (тон повторения, псалмодирования). Каждому церковному ладу свойственны определенные мелодические формулы, характерные для псалмодии (псалмовые тоны) – начальные (иниций), срединный каданс (медиация, медианта), заключительные (финалисы, терминации). 241 Кантилляция – род музыкальной практики, представляющий нечто среднее между чтением и пением, – громкое чтение, при котором некоторые слоги более или менее удлиняются. Был введен в синагоге в первые века христианства в связи с запрещением пения псалмов в синагогах, подтвержденным на многих соборах западной церкви. Существует предположение, что кантилляция возникает во времена Храма. Кантилляция в синагоге напоминает пение псалмов в Римской церкви, однако не имеет разделения на гласы, одинакова для суббот и праздников и напоминает пятый глас римско-католической псалмодии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богослужебный порядок устава Студийского по триоди цветной так же значительно разнится от современного порядка, как и порядок богослужения того же устава по триоди постной. Пасхальная утреня, по уставу Студийскому, отличается тем, что ей не предшествует полунощница и не бывает пред началом её крестного хода вокруг церкви с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе»... После стихир на хвалитех поется славословие великое «потиху» и в конце возглашается сугубая ектения, в которой после первого прошения поется «Господи помилуй» три раза, а после второго двенадцать раз и непосредственно отпуст. 114 Часы пасхальные, по уставу Студийскому, также имеют вид отличный от часов, отправляемых в тот же день по уставу Иерусалимскому. На них в начале поется: «Христос воскресе» трижды, затем, «Веселитеся небеса», слава «Аще и во гроб» и ныне – «Что Тя наречем», Святый Боже и по Отче наш : Господи помилуй 12 раз; таким образом поется за все четыре часа. 115 Такой же точно вид, но только без тропарей «Аще и во гроб» и «Веселитеся небеса», имела, по уставу Студийскому, и пасхальная повечерница. 116 При изложении порядка литургии в день Пасхи замечено, что вся служба божественной литургии в великую неделю, кроме антифонов, поется от священников внутри алтаря. 117 Особенности богослужебного порядка в пасхальную седмицу заключаются в том, что в день Пасхи на вечерне поются стихиры на «Господи воззвах» на восьмой глас, во вторник те же стихиры на первый и второй гласы, в среду – на четвертый и пятый, а в четверток – на шестой и восьмой; в пятницу, как и в понедельник, на восьмой. 118 Особенности богослужебного порядка в светлую седмицу в отправлении утрени заключаются в том, что пасхальный канон полагается петь только в понедельник, вторник и субботу, а в остальные дни, как канон так и стихиры на хвалитех поются тех воскресных гласов, которых накануне пелись стихиры на «Господи воззвах», – так в среду поются каноны и стихиры на хвалитех воскресные 1 и 2 гласа, в четверток 4 и 5 и в пятницу 6 и 8 гласа. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этому, если не словами, то самым делом учат нас братия наши, предварившие нас там. Как совершающие память о них, жаждали мы научиться чему-нибудь, услышать, или узнать, где они, в каком состоянии души их, горели они, или долу; видят ли они нас теперь, и мы увидим ли их когда-нибудь, облобызаем ли их там, или, вообще, будем ли знать их. Но никто не знает этого, потому что никто не приходил оттуда, и никто не открыл нам тамошнего состояния, где оно, и каково оно. Бог, как бы стеной, заградил от нас это; утаил, сокрыл, под сенью оставил для нас тамошнее, пока сами не отойдем туда и не достигнем тамошнего, когда все восстанем из мертвых, все явимся, исповедуемся, и дадим отчет на оном великом и Страшном, на оном в трепет приводящем и неисповедимом Судилище Судии, когда приидет с неба судить всю вселенную от восток солнца и до запад, когда прозвучат гласы оных страшных труб, когда тварь восколеблется и смятется в страхе и трепете, когда гробы отверзутся, и всякая плоть восстанет обнаженной и открытой, когда всякие уста заградятся, и всякое дыхание принесет исповедание, и перед Судией потечет огненная река, о которой говорит Даниил: Зрях, дондеже престолы поставишася, и Ветхий денми седе… престол Его пламень огнен, колеса Его огнь палящь: река огненна течаше исходящи пред Ним: тысящя тысящ служаху Ему: и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан. 7:9–10). Это день и час, о котором говорит и Давид: Вскую боюся, в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя (Пс. 48:6). Этот день проклинал Иов, говоря: Да прокленет ю проклинаяй той день, иже имать одолети великаго кита (Иов. 3:8), то есть диавола. О дне этом и другой пророк вопиет: Се, грядет, глаголет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его (Мал. 3:1–2), егда Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя (Пс. 49:3–5), и всякую плоть призовет на Страшный оный Суд, где нет ни малого, ни большого, ни раба, ни свободного, где нет ни царя, ни подданного, но все равно подсудны, все узники, все обнажены, всеми оставлены, все трепещут, плачут, смущены, мучаются, озабочены, что сказать каждому, чем оправдаться перед Судией в том, что сделано худого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Октоих 1) В богородичне 2-го гласа: «прейде сень законная» исправители признали неправильно расставленными знаки препинания. Напечатано было так: «яко же бо купина не сгораше распаляющись, тако и девая родила есть и девою пребысть. Вместо столпа огненного праведное возсия солнце. Вместо Моисея Христос во спасение душам нашим». При такой расстановке знаков исправителям показалось непонятным то, кто в богородичне называется праведным солнцем, а потому они исправили это место так: «якоже бо купина не сгораше распаляющись, тако и девая родила есть. И дева пребысть вместо столпа огненного. Праведное возсия солнце вместо Моисея Христос, во спасение душам нашим». В данном случае исправители сами впали в погрешность вследствие не вполне правильного понимания смысла богородичнаго 440 . 2) В догматике 3-го гласа: «како не дивимся» неправильно были напечатаны слова: «во обоем существе свойство цело сохранша». Исправители исправили единственное число свойство на множественное свойства, потому что, как они говорят, «две убо во Христе детели и два хотений: единосущен бо Богу п Отцу, самовластно хочет и деяти, яко Бог , единосущен же сый и нам, самовластно хощет и деяти яко человек, а не едино свойство во двою существу, яко же печатают, и тем единым свойством две естестве во Христе смешают и смущают, и се есть чуже православной вере» 441 . 3) В девятой песни воскресного канона 6-го гласа исправители усмотрели неправильно поставленную запятую в словах: «тлю смертную прием тлением, соблюдь тело свое не вкушено». Запятую после слова «тлением» они перенесли выше, т. е. написали: «тлю смертную прием, тлением соблюдь тело свое не вкушено». Иначе, рассуждали они, непонятно, «чимъ не вкушено» 442 . В издании Октоиха 1631 года это место напечатано действительно так, как исправили Троицкие исправители (См. Октоих 1631 года 5–8 гласы, лист 141). 4) В воскресном каноне 7-го гласа в первом тропаре неправильно был напечатан стих: «тем же князь тме, Тебе не удолев в неправду изгнан бысть». Исправители поправили это место так: «тем же князь тмы, Тебе не удолев в правду изгнан бысть.» В данном случае они руководились простым здравым смыслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Очень многие, если не действуют, как должно, с напряжением, а остаются в усыплении и беспечности, то потому, что не знают спасительных истин или неполно знают. Полнота знания победительна, ибо тогда некуда укрыться лукавому сердцу. В силу сей всеобъемлющей общегодности к пробуждению грешников слово Божие на земле ходит и до слуха нашего доходит многообразно. Оно неумолчно слышится в храмах, на всяком богослужении, и вне храмов, во всяком чине церковном; оно в пениях и песнях церковных; оно в проповедях отеческих и во всякой душеполезной книге; оно в душеспасительных беседах и ходячих изречениях назидательных; оно в школах, картинах и всяком видимом предмете, представляющем духовные истины. Судя по сему, мы объяты словом Божиим, оглашаемся им со всех сторон. Отовсюду идут к нам гласы трубные на разорение твердынь греха, как стен иерихонских. Во всех сих видах своих слово Божие уже показало и постоянно показывает свою победоносную над сердцем человеческим силу. Надлежит только заботиться, чтобы пути, коими расходится слово Божие, были хранимы и непресекаемы, - чтобы не умолкала проповедь искренняя, чтобы богослужение совершалось по чину и в назидание, чтобы иконописание было здраво и свято, пение трезвенно, просто и благоговейно. Исполнение сего лежит на служителях алтарей. Они потому суть в руках Промысла Божия самые необходимые и самые могущественные орудия к обращению грешников. Надобно им сознать сие и не молчать не только в храмах, но и в домах, всяким случаем пользуясь - то изобразить в слове мир Божий, то раскрыть обольщения нашего духа призраками душевно-телесности 5. ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОРЯДОК СТЯЖАНИЯ ДАРА ВОЗБУДИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИ Очевидно, что спасение последнего в крайней опасности. Велико Божие милосердие, но и оно, может быть, не возможет уже сделать с ним ничего, как с землею, многократно пившею сходящий на нее дождь и неплодоносною, которая стала клятвы близ (Евр.6,8). И вот это-то последствие от неустояния в порядке жизни, требуемом благодатными возбуждениями, особенно надобно напечатлеть в памяти тем, кои нуждаются в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Бог, как бы стеною, заградил от нас это; утаил, сокрыл, под сению оставил для нас тамошнее, пока сами не отойдем и не достигнем туда, когда все восстанем из мертвых, все явимся, исповедуемся, и дадим отчет на оном великом и страшном, на оном в трепет приводящем и неисповедимом судилище Судии, когда приидет с неба судить всю вселенную от восток солнца и до запад, когда прозвучат гласы оных страшных труб, когда тварь восколеблется, и смятется в страхе и трепете, когда гробы отверзутся, и всякая плоть восстанет обнаженною и открытою, когда всякие уста заградятся, и всякое дыхание принесет исповедание, и пред Судиею потечет огненная река, о которой говорит Даниил: Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше пред Ним: тысящи тысящ предстояху Ему; и тьмы тем служаху Ему, и судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9,10). Это день и час, о котором говорит и Давид: вскую боюся в день? Беззаконие пяты моея обыдет мя (Пс.48:6). Сей день проклинал Иов, говоря: Да прокленет ю проклинаяй той день, иже имать одолети великого кита (Иов.3:8), то есть диавола. О дне сем и другой пророк вопиет: Се грядет, глаголет Господь Саваоф, и кто стерпит день пришествия Его (Мал.3:2), егда Бое яве приидет? Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним предъидет, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше и землю, разсудити люди Своя (Пс.49:3-5), и всякую плоть призовет на страшный оный суд, где нет ни малого ни большого, ни раба, ни свободного, где нет ни царя ни подданного, но все равно подсудимы, все узники, все обнажены, всеми оставлены, все трепещут, плачут смущены, мучатся, озабочены, что сказать каждому, чем оправдаться пред Судиею в том, что сделано худого. Где там величавость царей? Где высокомерие мучителей? Где гордыня неразумных? Где изнеженность юности? Где нарядность одежд? Где предстоящие и сопровождающие рабы? Где убранные дщери? Где золото? Где серебро? Где златоуздые кони? Где благовонные мази? Где курения? Где благоухания? Где суетные траты? Где забавы? Где роскошь? Где пиршества днем и ночью? Где пиющие вино и роскошествующие при тимпанах и плясках, но небрегущие о Боге и о нищих? Ничего такого нет там, но горькое: увы! увы! Нам можно уже не обогащаться, но трепетать; там не убранство, но омрачение; там можно не ликовать, но плакать; там не величавость юности, но заточение во аде; там не умилостивление, но великий страх; не утешение в оный страшный и трепетный день, но праведное и строгое воздаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/851/...

Вот несколько примеров: п. I, тр. 1: «всевиновная и подательная безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от чистыя неискусомужныя Матере: в храм бо телесной оболкийся, славно прославися Христос Бог наш». Здесь двоится смысл: всевиновная и подательная жизни – есть сила и Слова и Духа Св., действующая втворении, ей же приписывается (согласно Пр. Сол. 9,1) и создание храма в Матери, в который облекается Христос. Также из Притч. 9 взяты образы и З-го ирмоса, где говорится снова о Премудрости в общем смысле: «услышим вся вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и естественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумейте, яко благ Аз (в сл. пер. стоит «Христос», но это ошибочный перевод слова Χρηστς, которое ясно смешано с Χριστς), возопийте: славно прославися Христос Бог наш!» Такой же смысл имеет и тр. 2 песни 9 (также на тему Притчей 8,22 сл).: «Содетельницу Отец прежде век Премудрость рождает Мя, начаток путей, в дела созда ныне тайно совершаемая. Слово бо несозданное сый естеством, гласы присвояхуся, егоже ныне просиях» (явная неясность в переводе). Напротив, в других случаях Премудрости придается явно Христо-софийный смысл. Вот примеры: П. I, тр. 2: «тайноводящи други Своя душеспасительную уготовляет трапезу, бессмертия же воистину Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопием: славно прославися Христос Бог наш!» П. 5, тр. I: «неодержимую держащая и превыспреннюю на воздусе воду, бездну обуздовающая и моря востязующая Божия Премудрость воду в умывальницу вливает, ноги же омывает рабов Владыка». Подобные примеры двоения смысла встречаются и в других церковных песнопениях. 68 У св. Дмитрия Ростовского мы находим такое место (ц. с. 251): «К Ней притекайте, о священницы: яко и Она божественная Священница или Жрица бяше, егда Сына Своего, Агнца непорочного, на жертвеннице крестном о всем мире в жертву принесе Господеви». 69 Этот лик Царя и Судии, столь отличающийся от образа кроткого и смиренного сердцем Учителя, восхотел изобразить Микеланджело в своей картине Страшною Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Гимнография О. для каждого дня седмицы содержит изменяемые песнопения вечерни, малого повечерия, утрени и литургии, а для воскресного дня также - малой вечерни и полунощницы. Греч. «Октоих...» в отличие от «Параклитика...» не имеет последования малой вечерни, а «Параклитик...» (как и слав. О.) содержит и нек-рые неизменяемые песнопения воскресной службы. Формуляр песнопений О. буднего дня (о составе песнопений воскресной службы см. ст. Воскресенье ) состоит из стихир на «Господи, воззвах» и стиховни вечерни; богородичного канона на повечерии (с седальном по 6-й песни); 3 групп седальнов, 2 канонов и стихир на стиховне на утрене; блаженн на литургии. Формуляр субботней службы отличается отсутствием третьей группы седальнов и наличием стихир на хвалитех на утрене. Будничные песнопения О. имеют строгую систему двойного посвящения дням седмицы (понедельник посвящен теме покаяния и святым ангелам, вторник - покаянию и св. Иоанну Предтече, среда и пятница - Св. Кресту и Богородице, четверг - святым апостолам и свт. Николаю, суббота - святым мученикам и др. святым и умершим), и, как правило, каждый элемент формуляра будничной службы содержит по 2 набора соответствующих песнопений (кроме наиболее древних гимнов будничного О., стихир на стиховне и седальнов, в основе своей имеющих песнопения лишь 1-й темы посвящения буднего дня). Слав. и греч. О. содержат ряд приложений, основу к-рых составляют песнопения, исполняемые в определенных, оговоренных Типиконом случаях или же не обладающие строгой двойной зависимостью от седмичного и/или гласового кругов. В отличие от греч. О. в слав. О. приведены также уставные указания о совершении воскресной и субботней служб (глав 1-5, 7 Типикона без примечаний и последований, не относящихся к чину пения О., и глав 12-15) и таблица столпов евангельских, определяющая, какое из 11 утренних евангельских чтений относится к конкретному воскресенью церковного года, разбитого на 6 полных циклов осмогласия (столпов). Формуляры воскресной и будничной служб слав. О. и греч. «Параклитика...» идентичны, однако в этих сборниках несколько иные порядок и состав песнопений: более всего различий наблюдается в богородичнах и крестобогородичнах будничных стихир и седальнов; во мн. случаях тропари будничных седальнов в слав. О. имеют иной состав или порядок, чем в греч. О.; меньше различий наблюдается в составе будничных стихир на «Господи, воззвах» и тропарей на блаженнах; богородичные каноны среды (гласы 1, 2, 6-8) и пятницы (все, кроме 6-го гласа) слав. О. не соответствуют представленным в греч. О.; то же относится к канонам всем святым 1-го гласа и свт. Николаю 2-го гласа; корпус богородичных канонов повечерия слав. О. и греч. «Богородичник» содержат лишь 4 одинаковых канона; наконец, отметим, что в греч. «Параклитике...» отсутствует 3-я группа стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, в слав. О. приписываемых Павлу Аморийскому († 1054).

http://pravenc.ru/text/2578269.html

26 «Der Sinai gr. 212 zeigt mit seiner Angabe ech a’ auth im Titel des ersten Evangeliums, daß im «Unzialzeitalter» die ersten vier Kirchentöne im Griechischen authentikos hießen und daß der gregorianische Choral auch seine Bezeichnung authenticus aus dem Griechischen bezog» (Husmann H. Eine alte orientalische christliche Liturgie: altsyrisch-melkitisch//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 42. 1976. S. 174). 27 См. нашу ремарку об этом в: Gehin p., Froyshov S. Nouvelles découvertes sinaïtiques... p. 179. Гласовое указание видно на 144-м фото каталога (Τ να ερματα το Σινα. Athens, 1998). 29 См.: Janeras S. I vangeli domenicali della resurrezione nelle tradizioni liturgiche agiopolita e bizantina//Paschale Mysterium. Studi in memoria dell’abate prof. Salvatore Marsili (1910–1983)/ed. G. Farnedi. Roma, 1986. p. 61–64 (table, p. 62: Sinai Georgian 38, Tsagareli 81 (сегодня: Schoyen MS 035), Sinai Arabic 116, Sinai Greek 212 and 210). 31 Однако ср. работу Х. Гусманна, который упоминает яковитские источники (Husmann H. Hymnus und Troparion. Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jahrbuch des staatlichen Instituts für Musikforschung Preus- sischer Kulturbesitz. 1971. S. 7–86). 35 H. Husmann/p. Jeffery: «Syrian Church Music» (4.i), Grove Music Online, ed. L. Macy. Accessed on 5 October 2007 с сайта http://www.grovemusic.com: «Гласы могут быть пере­числены с 1 по 8 в порядке (т.е. сперва четыре аутентичных гласа, затем четыре пла­гальных), похожем на порядок византийских песнопений. Как вариант, в некоторых ранних рукописях, таких как maniatha (иногда неверно называемой Октоихом) Севи­ра Антиохийского, они появляются в порядке 1–5–2–6–3–7–4–8, в манере, сходной по­рядку грузинских песнопений, с каждой парой гласов (аутентичный и плагальный), которые поются вместе в конце». 36 The Palestinian Syriac lectionary of the Gospels. Re-edited from two Sinai Mss. and from p. de Lagarde’s edition of the «Evangeliarium Hierosolymitanum»/ed. S. A. Lewis. London, 1899; см. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, во 1-х, являются как бы некоторые таинственные представители искупленных Богом кровью Агнца из всего рода человеческого ( Откр.5:8–9 ), находящиеся пред престолом Самого Бога и Агнца, в общении с сонмами Ангелов, и вместе с ними и со всею всеобщностью создания, славящие Бога и Агнца, владеющего книгою судеб. Но с другой стороны открывается гнев Бога и Агнца ( Откр.6:16–17 ), поражающей некоторых так же, как бы всемирных противников своих ( Откр.6:15 ) – разными казнями и, наконец, омрачением самого солнца, низвержением звёзд и вообще страшным потрясением неба и земли. Это в 4, 5, 6 главах. Во 2-х, пред тем же престолом Божьим и Агнцем, в общении со всеми Ангелами – являются рабы Божьи в определённом числе – из колен Израильских, и в бесчисленном множестве – от всякого языка и колена, пришедшие от скорби. С другой стороны, по трубному гласу Ангелов следуют одна за другой новые казни собственно на тех, иже покланяются демоном и идолом златым и сребряным, и медяным, и каменным, и древяным, предаваясь и другим порокам, как Тайнозритель и изображает нераскаявшихся после сих казней ( Откр.9:20–21 ). Это содержится в 7, 8 и 9 главах. После некоторого заключения предыдущих видений и —154— вступления в новые откровения, содержащегося в 10 главе, в следующих двух видениях как светлая сторона веры и благодати, так и враждебная сторона бездны представляются уже на одном зрелище, хотя всё же в совершенной раздельности между собою. И именно: В 3-х, между тем как велено измерить храм Боже во внутренних его частях, а святой град оставлен ещё на попрание язычников на некоторое время, – являются два великие Христовы свидетели, потребляющие своих врагов огнём, исходящим из уст их, и вооружённые грозной властью над небом и землёй против непокорных. Хотя и этим вселенским пророкам грозит, к радости наказуемых ими, неизбежное насилие и самая смерть от выходящего из бездны зверя; но они вскорости воскресают и по небесному гласу восходят на облаках на небо, в виду и к страху своих врагов, при ужасном в тот же час землетрясении, побудившем живущих на земле прославить Бога Небесного. Торжественные гласы на небеси: «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его», «время погубити растливших землю» – и явление Ковчега Завета в отверстом храме Божием, последуемое молниями и громами, – составляют последнюю часть этого великого видения. Таково содержание 11 главы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010