21) В назначенный день Ирод, облекшись в царскую одежду, сел на судейском месте и говорил к ним. 22) Народ же восклицал: «[Вот], гласы Божии, а не человеческие!» 23) Вдруг же поразил его Ангел Господень, так как он не воздал славы Богу; и, изъеденный червями, испустил дух. 24) Слово же Господне росло и умножалось. 25) Варнава же и Савл возвратились из Иерусалима, исполнив служение, взяв с собою Иоанна, прозванного Марком. Глава XIII 1) Были же в церкви, которая была в Антиохии, пророки и учители, среди коих: Варнава, и Симон, называемый Нигер, и Люций Киринейский, и Манаим, который был молочный брат Ирода тетрарха, и Савл. 2) Когда же они служили Господу и постились, сказал им Дух Святый: «Отделите Мне Савла и Варнаву на дело, для которого Я взял их». 3) Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. 4) И они, [быв], правда, посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. 5) И когда пришли в Саламин, проповедовали слово Божие в синагогах иудейских. Имели же при себе и Иоанна для служения. 6) И когда прошли весь остров вплоть до Пафа, нашли они некоторого мужа-волхва, лжепророка, иудея, коего имя было Вар-Иисус, 7) который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 8) Противился же им Елима – волхв [magus] (ибо так переводится имя его), стараясь отвратить проконсула от веры. 9) А Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго, воззрев на него, 10) сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого плутовства, сын дьявола, враг всякой правды [justitiae]! Ты не перестаешь совращать с прямых путей Господних! 11) И ныне, се, рука Господня на тебе: и ты будешь слеп, не видя солнца даже до времени». И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, вертясь, искал, кто б дал ему руку. 12) Тогда проконсул, когда увидел происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. 13) И когда из Пафа отплыли Павел и бывшие при нем, прибыли в Пергию Памфилийскую. Иоанн же, отлучившись от них, возвратился в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но народ не только оставил Господа, но сначала возмущением, а потом и служением идольским он презрел и отвергнул Святого Израилева.-Ср. Чucлa XIV, 11, 23 и в особ. Чис. 16о поглощении землею презревших Господа.-Господь Святый обитал среди сынов Израилевых ( Исх. 29:45 ) дабы они и священники их были святы, ибо „свят Господь освящающий народ“ ( Лев. 21:6,8,15,23 ), и всякое осквернение и возмущение было оскорблением и презрением святыни Бога завета, обитающего среди народа завета. Имя Его, как вечное напоминание святыни есть: „Святый Израилев“. Здесь у Исаии пророка впервые произнесено это выражение, о котором мы говорили во вступлении, и которое встречается 26 раз в книге его пророчеств. Оно потому несомненно сделалось особенностью речи пророка, плачущего о народе своем, что в величественном видении главы VI, серафимы взывали трисвятое и Господу угодно было проявиться Исаии под именем „Единого Святого“, как Он проявился Моисею под именем „Единого Живущего“ ( Исх. 3:14 ). Именем „Святый Израилев“, в котором слышались гласы серафимов, напоминалось прежде всего Израилю повеление: „будьте святы, ибо я Господь Бог ваш свят“ ( Лев. 20:7 ). Но все эти повеления и увещания презрены были народом: они,– говоря словами пророка,-„повернулись назад“. В этом слове вся прошедшая жизнь Израиля. Господь вел народ к нравственному и умственному совершенствованию, но народ не хотел идти вперед; он не только не шел впереди других народов, он сделался хуже их. 5 . Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6 . От подошвы ноги до темени нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. В гл. XXVI, 13–33 Кн. Левит Господь предупреждал сынов Израиля, что Он будет посылать на народ более и более тяжкие наказания за отступление от Бога Завета, доколе наконец они не будут рассеяны между другими народами. То же самое (ранее Исаии) говорил пророк Ам. 4:9–11 ; (ср. еще ниже Ис. 5:25, 9:11–21, 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О, Свет тихий святыя славы Отца небесного! Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными. Так, достойно и праведно есть воспевать и славословить Сына Божия, который, будучи по Божеству Сиянием славы Отчей, присносущным Светом от присносущего Света, будучи по природе и совершенствам равным Богу Отцу, уничижил себя до рабского зрака, сокрыл в нем славу Своего Божества для того, чтоб быть доступным для нас, как доступен нашему зрению тихий свет вечернего солнца, и чрез сие облегчить нам доступ к Божеству, близостию Своею к нам разрушить преграду, отделявшую нас от неба. Слава Его безмерному снисхождению к нам! Чем воздадим Ему за сие? Без сомнения, не одним славословием. Оно Ему благоугодно только в соединении с заботами о том, чтобы в нашей жизни отразился образ и подобие Его снисхождения к нам. «В вас должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе», говорит Апостол, указуя на Его уничижение, на Его рабский образ, на Его смирение и послушание до смерти крестной. Какими же именно чувствованиями мы должны одушевляться, взирая на образ снисхождения Христова? На это отвечает Апостол: «ничего не делайте по любопрению и тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но и о других» ( Флп.2:3–5, 7–8 ). Это значит, что следуя примеру И. Христа, Его крайнему смирению, мы должны упражнять себя в смиренномудрии. Какими бы преимуществами физическими, житейскими и духовными мы ни отличались от ближних, мы не должны высоко думать о себе, в виду того, что эти преимущества слишком ничтожны в сравнении с Божескою славой И. Христа, которую, однако, Он смиренно сокрыл под рабским зраком для нашего спасения. – Далее, пример Христа, послужившего в рабском образе нашему спасению, располагает нас к услужливости в отношении к ближним и к уважению их. Если Он пришел не за тем, чтобы служили Ему, но чтоб послужить, то и мы нашу славу и честь должны поставлять в том, чтобы быть слугами ближних ( Мф.20:26–28 ), должны служить им «тем даром, какой получили, как домостроители благодати Божией» ( 1Пет.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Все обучение о. Николай разделял на несколько этапов. Первоначально должен определиться постоянный состав певцов: этот процесс может занять некоторое время, пока не выявятся действительные любители церковного пения. На следующем этапе необходимо всех поющих разделить на малые группы с выделением старших для сохранения порядка и организованности. К занятиям были разработаны особые условия спевок: В промежутках между пением таких песнопений, как «Спаси Господи люди Твоя», ектении, «Верую», о. Николай предлагает объяснять основы музыкальной грамоты (нотоносец, ноты, длительности, ритм, гамма, скачки и другие), гласовые песнопения он рекомендует разучивать в порядке усложнения певческого материала. Например, обучая народ стихирным гласам, о. Николай группирует их по схожему начальному тону: 1 и 5 гласы, 2 и 6 гласы, 3 и 8 гласы, 4 и 7 гласы. Ниже приведем примеры теоретических занятий, которые, по его мнению, помогут усвоению нотной грамоты. Помимо своего рода пособия, каким является «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии», о. Николаем был издан «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа» (ил. 8), в котором представлен основной нотный репертуар для народных церковных хоров. «Круг» состоит из нотных сборников Литургии, Вечерни, Утрени, Молебна, Панихиды , а также гласовых напевов стихир на «Господи воззвах» и ирмосов . Исходя из личного опыта, о. Николай полагал возможным разучить Литургию за 4-5 спевок. Самым же сложным певческим материалом для общенародного пения, по его мнению, было вечернее богослужение (Вечерня и Утреня) из-за большого количества изменяемых песнопений. Нам удалось установить посредством сравнения напевов, что изданные свящ. Николаем песнопения Вечерни и Утрени для двух голосов представляют собой упрощенное изложение «Обихода» Придворной певческой капеллы (за исключением двух неизменяемых песнопений: «Предначинательный псалом» и «Богородице Дево»). Сам о. Николай дает такую характеристику своему труду: «Издания для народа ценны настолько, насколько они доступны для исполнения народом и применимы к делу. Самое главное преимущество и достоинство простого пения состоит в том, что оно могло сделаться достоянием всех и составит собой общедоступную духовную пищу для удовлетворения и развития религиозных потребностей народа» .

http://bogoslov.ru/article/6175797

§ 2. Применение теории византийского осмогласие к греческому распеву в России Греческий распев в России общей для своих мелодий областью имеет девять звуков: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля-(си). Причём последний из этих звуков встречается как септима от тоники в немногих мелодиях 20 ; низшая же этой области нота соль и высшая до встречаются как редкие исключения. Распев этот строится по системе византийского церковного осмогласия, именно: мелодии его распределены по восьми гласам или ладам. Основанием каждого гласа служит свойственная ему область звуков в объёме тетрахорда (δι τεσσρων) или пентахорда (δι πντε), с известным расположением интервалов и гласовыми приметами, т. е. определенными для каждого гласа звуками господствующим и конечным. Близость греческого распева к византийскому осмогласию усматривается и в том, что его мелодии допускают иногда расширение объёма своей области высшими или низшими её звуками и вращаются в том же ладе в пределах октахорда (δι πασν), хотя полного количества звуков октавы не заключает в себе ни одна отдельно взятая мелодия нашего греческого распева. В распеве этом, с другой стороны, есть следы различения гласов главных (ρθο) и производных или побочных (πλαγοι), а равно их взаимного сродства и переноса мелодии из одного гласа в другой (модуляция). Такое сходство гласов частью усматривается в гласовых областях их звуков, но ещё нагляднее выражается сходством той или другой гласовой приметы (т. е. господствующего или финального звука) и сходством мелодического движения 21 . Так, гласы 1 и 5 совершаются в одной и той же гласовой области: до-ре-ми-фа-соль, но первый глас имеет господствующим звуком фа, а финальным до, пятый же глас – господствующим и финальным звуком ре; гласы 2 и 6 одинаково имеют своей областью: до-ре-ми-фа и финалом до, но во втором гласе господствующее значение принадлежит звуку ми, а в шестом – звуку фа; гласы 3 и 7 сходны по области звуков, которой для них служит пентахорд: ля-си-до-ре-ми, и по финалу до, но глас третий имеет господствующим звуком ми, а седьмой – до: гласы 4 и 8 совершаются в области звуков: до-ре-ми-фа-соль с финалом до, но в 4 гласе (в тропаре и богородичне) господствующим звуком служит ми, а в 8 соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Стихиры на хвалитех ( εις τους ανους) не необходимы при хвалитных псалмах, а составляют вообще принадлежность утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестеричных святых (см., например, 6 и 24 сентября, 1 ноября, но 3 октября, 16, 18, 19 января) и отсутствуя в пред- и попразднства и субботы, за некоторыми исключениями; впрочем, хвалитные стихиры допускаются и на будничной утрене, если их нужно сюда перенести с Господи воззвах по недостатку там места (см. Тип., понедельник 1-й Великого поста, утреня). Обычное нормальное количество стихир на хвалитех – 4; так всегда, даже в великие праздники – Пасху, Рождество Христово (в субботу ваий – 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам (см. ниже). Так мало назначено их (можно сказать – минимальное количество для антифонного пения: по 2 каждому лику), может быть, ввиду усталости к концу службы. Воскресные хвалитные стихиры Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149 пс, и, кроме того, два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Тип. (гл. 3, 4 и др.) «воскресными припевами» – те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи» ( Пс. 9:33:2 ). Имея для себя специально-праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются; это схождение делается еще на последним стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию хвалитные стихиры, особенно восточны, несколько длиннее и сложнее стихир на Господи воззвах и стиховных; они нередко обращаются с упреком к иудеям, хотевшим скрыть воскресение Христово. В отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных, хвалитны, как стихиры заключительные и самые торжественные, имеют свой специально воскресный славник, заимствующий содержание свое из воскресного утреннего Евангелия и потому называемый «евангельскою» или «утреннею стихирою»; как и ексапостилариев, посему евангельских стихир 11. Гласы взяты для 1–8 стихир 1–8, для 9 – 5, 10 – 6 и 11 – 8, т. е. для последних стихир последние гласы, исключая 7-й, как тяжелый (ср. гласы для дней Светлой седмицы, где также опускается этот глас). Евангельские стихиры в воскресенья с особыми памятями заменяются другими и переносятся на конец утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Кстати, ведь самые известные мелодии подобнов именно так и сохранились и дошли до нас. Это был чей-то труд. И что же теперь, мы не ценим этот труд и пренебрегаем им? Петь абсолютно всегда на все подобны согласно указаниям богослужебных книг действительно может стать затруднительным. Но было бы неплохо выучить и петь на самые распространенные из них. Таковыми являются следующие: Глас 1: «Небесных чинов» «О, дивное чудо!» Глас 2: «Егда от древа» «Доме Евфрафов» Глас 4: «Дал еси знамение» «Званный свыше» «Яко добля» Глас 5: «Радуйся Живоносный Кресте» Глас 6: «Все отложивше» «Тридневен воскресл еси» Глас 8: «О, преславного чудесе» Гласы 3й и 7й, как одни из самых редких, не имеют особо распространенных напевов подобнов. Некоторые из мелодий подобнов имеют сложную структуру и на них трудно спеть текст без нот. Для их пения придётся больше поработать, найти необходимую стихиру в нотном варианте или набрать самим. Но мелодии всех остальных указанных выше подобнов достаточно просты и легко поются на тексты стихир, так же как и гласы, не требуя для себя обязательного нотного набора. Петь такие мелодии для средней квалификации церковного певчего не должно составить особого труда. Скажу больше, их петь даже часто легче, чем гласы, поскольку стихиры, которые на них исполняются, уже изначально задуманы для пения на такие мелодии и составлены так, что их удобно петь на эти мелодии. Например, самоподобен 8го гласа «О преславного чудесе» содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1я и 2я повторяются в начале стихиры, затем следуют 3я и 4я, снова 1я, 2я и заключительная 5я. «О, преславнаго чудесе,/живоносный сад,/Крест пресвятый/на высоту возносимь является днесь./Славословят вси концы земнии,/устрашаются демонския полки./О, каковый дар земным даровася!/Имже, Христе, спаси души наша,//яко Един Благоутробен». Всего 9 строк. По такому принципу должна быть спета каждая стихира на данный самоподобен. Вернёмся к стихирам влмч. Пантелиимону на «Хвалитех». К сожалению, встречается неправильное разделение стихир в Минее. В данном случае они поделены лишь на 8 строк, так петь будет неудобно. Здесь регенту придётся или заранее проверить разделение и исправить либо быстро реагировать своими ловкими ручками в процессе пения.

http://azbyka.ru/penie-na-podobny

Leim. 375; Athen. Merlier. 10; Paidousi. 5, 1823 г.; БАН. РАИК. 41, 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; ОЛДП. О. 155/3B, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 742, 739), отдельные краткие версии херувимских для седмичных дней 2-го, 3-го и 2-го плагального гласов - в дополнение к 5 гимнам Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 375, 272; Athen. Merlier. 10, 11, 1832 г.) и еще одну херувимскую на глас 4-й λϒετος (см.: Καραϒκονης. 2003), стих «Возлюблю Тя, Господи» на целование во Христе на глас βαρς Γα (РНБ. Греч. 742), осмогласный цикл воскресных причастнов (Athen. Paidousi. 5; РНБ. Греч. 742, 739), причастны «Творяй ангелы» на 4-й глас (БАН. РАИК. 41), «В память вечную» на 1, 2, 3-й, 1-й плагальный и 2-й плагальный гласы, «Чашу спасения» на 2-й, 4-й, 2-й плагальный, βαρς, 4-й плагальный гласы (БАН. РАИК. 47, 41; РНБ. Греч. 739), «Во всю землю» на 4-й плагальный глас Νη (РНБ. Греч. 739), «Радуйтеся, праведнии» на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. 41; РНБ. Греч. 739), «Тело Христово» на гласы 2, 3, 4-й, βαρς и 4-й плагальный (CPolit. K. Ananiadou. 3; Lesb. Leim. 272; БАН. РАИК. 65, 41, 47; РНБ. Греч. 739), 8 версий «Достойно есть» (на 1-й глас - Athen. Merlier. 20, 1825-1830 гг.; РНБ. Греч. 742, 739). Судя по надписанию в рукописи Athen. Paidousi. 4 («мелос экзегетов»), Г. участвовал в составлении блаженн 8 гласов. Лит.: Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ " μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 329-335; idem. Ιστορικ πισκπησις τς βυζαντινς κκλησιαστικς μουσικς π τν ποστολικν χρνων μχρι τν καθ " μς (1-1900 μ. Χ.). Αθναι, 1904; Ψαχος Κ. Η Παρασημαντικ τς Βυζαντινς Μουσικς. Αθναι, 1917. Σ. 46-48; Patrinelis C. G. Protopsaltae, Lampadarioi and Domestikoi of the Great Church during the Post-Byzantine Period (1453-1821)//Stud. in Eastern Chant. L., 1973. Vol. 3/Ed. by M. Velimirovi. P. 141-170; Στθης. Χειρϒραφα; idem. Η ξϒησις τς παλαις βυζαντινς σημειοϒραφας. Αθναι, 1978. (Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολοϒας. Μελται; 2); idem. An Analysis of the Sticheron «Τν λιον κρψαντα» by Germanos, Bishop of New Patras: (The Old «Synoptic» and the New «Analytical» Method of Byzantine Notation)//Stud.

http://pravenc.ru/text/166630.html

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных — воскресных и Великой Субботы.    Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности.    Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые — печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го).    Седальны по кафисмах первые — мрачны — 6-го гласа, вторые — светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники.    Светильны берут подобны из родственных по духу праздников — Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый).    Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная.    На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников — 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го.    Общее впечатление от напевов всей службы — победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем.    Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессреб¬реников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов.     ανυψομενος приподнимаемый Первыми двумя словами сразу указывается суть праздника.     προτρπεται, или «склоняет», «увещевает».     ανυμνα при глаголе предлог такой же, как в «воздвизаем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010