В анафоре Василия Великого [говорится]: «И предложше вместообразная ( τ ανττυπα) святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия дары сия, и благословити я, и освятити, и показати хлеб убо сей самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чашу же сию самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную за живот мира». В этом отношении эпиклезис Иоанна Златоуста «ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым» при его лаконичности оказался самым выразительным для тайны евхаристического освящения хлеба и вина. Слово «преложити» выражает эту тайну лучшим образом, нежели глаголы «посетит», « освятити », «благословити», «показати». Заметим, что в древнейшем Евхологионе – Барбериновском 77 – фраза «преложив Духом Твоим Святым» употреблена дважды: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым» 215 . Вернемся к истории анафоры Иоанна Златоуста . Когда Иоанн Златоуст был поставлен во епископа Константинополя, здесь совершалась литургия Василия Великого , как полагают, принесенная сюда Григорием Богословом 216 . Литургия того времени состояла из чтения Священного Писания , проповеди, общих молитв, о которых упоминает еще Иустин 217 . Затем происходило братское приветствие («лобзание святых»), после чего в молчании полагались на престол хлеб и чаша вина, растворенного водой. Сам епископ или диакон призывал присутствующих к сосредоточенной молитве («Горе имеим сердца» и проч.), и епископ произносил анафору. По освящении Даров епископ преломлял хлеб и раздавал его народу, а диакон давал каждому испить из святой чаши. Евхаристия заканчивалась общей молитвой и благословением епископа. Евхологион Сарапиона Тмуитского и Климентова литургия содержат, кроме анафор, еще несколько молитв, которые читались в разные моменты Евхаристии. У Сарапиона есть молитва на раздробление хлеба, молитва руковозложения для народа, которая произносилась после приращения священнослужителей, и молитва благодарственная, которая читалась после причащения народа и служила отпустом 218 . В Климентовой литургии имеются особые молитвы об оглашенных и верных, которые произносились после чтения Писания и проповеди, а после анафоры положены молитвы: перед преломлением хлеба, благодарственная по причащении и молитва главопреклонная, служившая отпустом 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В дониконовских московских изданиях Потребника приводится достаточно стабильный чин исповеди (в третьей редакции, по классификации Алмазова). В него входят: покаянный 50-й псалом, еще три псалма, сопровождаемые молитвами, затем следует исповедание грехов и единственная разрешительная молитва: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый» (или молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго»). В рассматриваемое время был распространен чин «скитского покаяния», он не имел характера таинства. В дальнейшем этот чин заменил таинство покаяния в некоторых старообрядческих толках (см. Беспоповцы). Чинопоследование таинства брака в XV в. оставалось таким же, как и в предшествовавшее время. В XVI в. из чина венчания исчезло причащение преждеосвящеными Дарами. До нашего времени в этом чине сохраняется возглас главопреклонной молитвы перед причащением, хотя самой молитвы уже нет. Требники XVII в. предписывают священнику читать перед началом обручения молитву свт. Василия Великого «от всякия скверны». Эта же молитва предваряла литургию и крещение младенца, что свидетельствует о нравственном ригоризме того времени. Большое значение придавалось обряду надевания платка («убруса») на невесту. Он совершался священником в доме невесты. Совершив обряд, священник с крестом (обычно сидя верхом на лошади) сопровождал невесту в церковь . Структура чина венчания отличалась от современной (напр., Свящ. Писание читалось в начале, а не в конце чина). Чины поставления во диакона и священника приобрели почти современный вид. Чин поставления во епископа имел следующие особенности: при перемещении епископа на другую кафедру (что до кон. XVI в. бывало крайне редко), а также при возведении епископа в митрополита (или митрополита – в Патриарха) повторно совершалось чинопоследование епископской хиротонии над уже рукоположенным архиереем, так что свт. Иов, напр., был «рукоположен» в архиерея трижды. В XVII в. под влиянием греков этот противоречивший церковным канонам обычай был упразднен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В Иоасафовском «Потребнике» 7144 г. не положено никаких приглашений при вручении перстней брачующимся, невесте показано давать перстень железный. А в Иоасафовском же «Потребнике» 7147 г. и в Иосифовском «Служебнике» есть уже такой чин: «Иерей глаголет: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Подавая перстень невесте, глаголет: «Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И перстень невесте положено давать серебряный. В этих же «Потребниках» положена за сим большая молитва «Господи Боже наш, иже отроку патриарха Авраама...», – тогда как в прежних «Потребниках» положена здесь краткая молитва , всего в четыре строки. Далее здесь положена ектения «Помилуй нас, Боже», которой в прежних «Потребниках» совсем нет. В чине венчания после Евангелия положены молитвы совсем различные. По возложении венцов на брачущихся священник по «Потребнику» 7144 г. произносит только: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». А в Потребнике 7147 г. положено священнику произносить: «Господи Боже наш, иже славою и честию венчал еси святыя своя мученики, Ты ныне венчай рабы Твоя сия (имярек), венцом славы и чести, венцом мира, венцом веселия, во славу Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После главопреклонной молитвы в «Потребнике» 1744 г. положено Причащение брачущихся Преждеосвященными Дарами, пред этим возглашать: «И сподоби нас Владыко...», – а во время причащения петь: «Чашу спасения прииму...». В «Потребнике» же 7147 г. и Иосифовском «Служебнике» Причащение вовсе оставлено, а стих «Чашу спасения» положено петь при распитии врачующимися чаши с вином. При обвождении брачущихся вокруг аналоя в «Потребнике» 7144 г. положено петь «Святии мученицы» трижды, потом «Слава Тебе, Христе Боже» однажды. А в «Потребнике» 7147 г. и в Иосифовском «Служебнике» повелевается пред сим петь еще «Господи, Господи, призри с небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши его, его же насади десница Твоя» и стих «Сильно на земли будет семя Его, род правых благословится».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В основе данного чинопоследования панихиды, как и в чи-нопоследованиях песненных вечерни, утрени и тритекти (великопостная служба третьего и шестого часов), лежит трехпсалм-ный строй, где каждый из псалмов исполнялся антифонно с определенным припевом к стихам псалма. Стихи исполнялись выборочно. Каждый антифон завершался молитвой епископа, которой, по-видимому, предшествовала малая ектения. Заканчивался чин молитвами отпуста и главопреклонной. Содержание молитв антифонов и отпуста в данном чино-последовании указывает на ночное время совершения панихиды. Более того, они носят черты глубокой древности. Так, молитва первая словами «послал еси тьму и бысть нощь, человеку делателю упокоение приносяще, зверем же искание пищи… яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» текстуально приближается к 103-му псалму. Она же выражает общие мысли с молитвой отпуста из VIII книги «Постановлений апостольских» и 7-й светильничной молитвой из современного чина вечерни 107 . Проф. М. Арранц находит в этой молитве общее с молитвой Иоцер из древнееврейской Шемы 108 . Молитва вторая словами «бодрствования телесными очами и духовными к познанию славы Твоея сподоби» напоминает вторую половину современной второй светильничной молитвы, а третья – «Неусыпающее и непрестанное славословие на небесех от бесплотных и умных сил приемляй, Боже… приими приносимое Тебе от нас в подражание небесным умам, елико мощно человеческой немощи» – напоминает первую половину четвертой светильничной молитвы. Молитва же от-пуста приближается к молитве отпуста из VIII книги «Постановлений апостольских» 109 . Вне сомнения, в данном чинопосле-довании мы имеем ночное богослужение, которое совершалось в соборных храмах под праздники. Не случайно возглавляющим здесь является епископ. Надписание перед изложением чинопоследования «Начало с Богом антифоном и молитв панихиды святых постов», по-видимому, было сделано позднее, когда панихида утратила свое первоначальное значение ночной службы и ее стали совершать только в Великом посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В последующей православной традиции чин великого освящения воды на Богоявление сложился в целом из тех же частей, что описаны в константинопольских памятниках рубежа I и  II mыcячeлemuй, хотя они расположены в несколько ином порядке. В навечерие праздника, после вечерни и Литургии 20 , под пение тропаря  Глас Господень на водах и иных духовенство исходит из алтаря и приближается к сосудам с водой; совершается чтение паремий (тех же, что читались в Константинополе в то время, пока Патриарх освящал воду в фиале), Апостола (тот же отрывок, что читали в Святой Софии на Литургии навечерия, если оно попадало на субботу или воскресенье) и Евангелия (начало Евангелия от Марка — как на утрене праздника в храме Святой Софии 21 ). Затем возглашается ектения с особыми прошениями 22 , во время которой предстоятель произносит тайную молитву 23 ; предстоятель торжественно читает главную молитву  Велий еси, Господи 24 , к которой примыкает небольшая главопреклонная молитва; наконец, совершается троекратное погружение креста в воду под пение тропаря праздника Богоявления и окропление собравшихся святой водой, и, при исполнении хором стихиры  Воспоим, вернии, духовенство возвращается в алтарь, чтобы завершить богослужение. В сам день праздника обычно просто повторяется тот же чин 25 . Содержание центральной молитвы чина Центральный текст чина  богоявленского водоосвящения — молитва  Велий еси, Господи. Она целенаправленно написана так, чтобы отражать структуру анафоры, то есть центральной молитвы главного христианского богослужения — евхаристической Литургии. В анафоре прошению об освящении Даров предшествует подробное обоснование: в молитве сначала говорится о том, что Бог открыл людям о Себе ­Самом, о сотворении Им мира, о служении ангелов на небесах; затем — о том, что человек, который также должен был принять участие в восхвалении Творца, отпал от Бога и стал нуждаться в искуплении, и о том, как Господь Иисус Христос совершил Свое искупительное Домостроительство. Далее предстоятель от лица всей Церкви вспоминает о том моменте искупительного Домостроительства, в который и была дана заповедь совершать Евхаристию, — о Тайной Вечере, а также о распятии, погребении, Воскресении, Вознесении и Втором Пришествии Христовых. Только после всего этого предстоятель дерзает просить Бога, чтобы Он совершил великое таинство Евхаристии, так что хлеб и вино сделаются Пресвятыми Телом и Кровью, причастники, вкусив от них, удостоятся благодати Божией, а вся Церковь — и усопшие, и живые ее члены, о которых приносятся ходатайства сразу после освящения Даров, — обретет милость у Бога. Таким образом, вся евхаристическая молитва предстает одним целым, а прошение об освящении Даров помещено в ней в самый широкий контекст христианского упования как такового.

http://patriarchia.ru/db/text/5888183.ht...

Во фрагменте среднеболгарского Служебника из ГИМ. Син. греч. 484 (здесь – л. 1 и ю11), сохранившемся благодаря использованию двух бифолиев пергаменного кодекса 436 в качестве защитных листов в греческой рукописи, содержится заключительная часть формуляра ЛИЗ, начиная примерно с возгласов диакона: «Вонмем» и предстоятеля (именуемого в рукописи «святителем»): «Святая святым». Непосредственно перед этими возгласами в рукописи была выписана молитва, последняя строка которой (собственно, и открывающая собой л. III) содержала слова: […] и прощение а[…]и ко ти еси ст[…] и тебе слав вь[сылаемь (?) …]. Поскольку ни главопреклонная молитва ЛИЗ, ни молитва «Вонми, Господи» не содержат указанных слов и не оканчивается подобным возгласом (который соответствует возгласу благодарственной молитвы после Причащения), можно предположить, что перед возгласом «Святая святым» в ю11 была выписана некая дополнительная молитва перед Причащением. Можно с осторожностью предположить, что это была молитва Въ множьств грховъ моихъ в несколько отличной от текста древнерусских Служебников редакции; весьма примечательно, что в древнерусских Служебниках 8 и 21 указанная молитва помещена до возгласа «Святая святым» – как и рассматриваемая молитва из ю11. Далее, формула на раздробление Св. Хлеба в ю11, вероятно, не была выписана. Для священнодействия соединения Св. Даров в Служебнике приведена лишь константинопольская формула, после которой выписан тропарь «Вечери Твоеи…», а затем предписано «сотворить крест» – вероятно, совершить крестообразное осенение частицей Тела Христова непосредственно перед Причащением Св. Телом, поскольку после этого в рукописи сохранился фрагмент формулы с произнесением имен Лиц Пресвятой Троицы, сопоставимой с формулой при Причащении согласно древнерусским Служебникам 5, 7, 9, 14, 28. Затем в ю11 описано священнодействие вливания в Чашу теплоты, сопровождаемое обычной константинопольской формулой, и приведены следующие слова некой молитвы или молитв: […] ги хе чтно[…] […//Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Второй вид зелени – свежескошенная трава – употреблялась в праздники Преображения и Успения. «Августа в 5-й день указал преосвященный архиепископ ключарю послать сторожа на земской двор к мирским заказчикам, чтоб накосили травы и привезли в соборную церковь » 649 , – говорит один из памятников. В духе его дает указание другой в связи с праздником Успения: «В сий день отдается праздник Преображению; в сий же день (на поле: зри) ключари, по святительскому благословению, сказывают стряпчему, чтоб все Чюдинцовы улицы крестьяне травы свежие доволно привезли к Софеи к церкви к Бо-гословьской паперти» 650 . Употребление древесных ветвей в эти праздники памятники не указывают; это может быть объяснено тем, что в данный период летнего времени древесные ветви теряют тот сильный аромат, который им свойствен в самом начале лета, тогда как полевые цветы и травы оказываются в это время более красочными и ароматичными, чем весной. Здесь, таким образом, опять выступает соображение благоукрашения храма в праздник той зеленью, какая в данное время наиболее благовонна, свежа и красива. В Холмогорах 30 ноября в престольный праздник апостола Андрея Первозванного, когда уже не было свежей зелени, постилалось сено 651 . Само украшение храмов производилось путем постилки зеленью всего пола в алтаре и в храме: «В сий день (на поле: зри) после обедни постилают понамари и звонцы траву по всей церкви: и в олтаре, и по пределом, и в папертех» 652 . О том количестве травы, которое шло на это украшение, говорит один из памятников: «После малой вечерни и по молебне земские к собору привезли кошеной травы 5 куч, и в соборной церкви и в паперти сторожи постилают траву» 653 . Можно полагать, что, кроме постилки пола, зеленью украшались отдельные предметы храма, например, тронное место епископа, аналои. Чиновник московского Успенского собора говорит: «Да повелят сторожем и пономарем сено 654  слати во олтаре и по всей церкви, а сами ключари стелют на царьское место и на патрияр-ше» 655 . Из чиновника новгородского Софийского собора видно, что зелень полагалась на том кресле, на котором лежала книга, по которой архиепископ читал на вечерне Пятидесятницы главопреклонные молитвы: «И чтет святитель молитвы близ Царских Дверей, преклонь колене на изголовье, а книгу положат на креслах на изголовье же, а под книгу положено мало листвия» 656 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Далее приводятся две молитвы, читаемые епископом. В первой из них он просит Бога ниспослать «вечер мирен» и «нощь безгрешну». По молитве следует возглас диакона: «Преклонитеся к руковозложению». Читается главопреклонная молитва: «Сам и ныне преклонися, Господи Вседержителю, и яви лице Свое на люди Твоя, преклоншия выю сердца своего, и благослови я Христом, Имже осветил еси нас светом разума и открыл еси нам Себе, с Нимже Тебе и достойное подобает поклонение от всякаго словеснаго и святаго естества, и Духу Утешителю во веки». Из возгласа, предшествующего этой молитве, следует, что по ее окончании епископ возлагал руки на присутствующих. Затем диакон произносил: «Изыдите в мире» 128 . На этом вечернее богослужение заканчивалось. О порядке утреннего богослужения «Апостольские постановления» говорят следующее: Точно так же утром диакон, после того как скажут утренний псалом 129 и отпустит он оглашенных и обуреваемых, и погружаемых, и кающихся, и сделает подобающее возглашение… после «Спаси их, Боже, и возставь в благодати Твоей» пусть присовокупляет: «Просим от Господа милостей Его и щедрот, утра сего и дня мирными и безгрешными, и всего времени странствия нашего, ангела для мира, христианских кончин, милостивого и верного Бога. Сами себя и друг друга живому Богу Единородным Его предадим» 130 . Как и в чине вечерни, следуют две молитвы епископа. Первая из них содержит утреннее благодарение и славословие: Бог духов и всякой плоти, несравнимый и вседостаточный, давший солнце для обладания днем, луну же и звезды для обладания ночью. Сам и ныне призри на нас милостивыми очами, и прими утренние наши благодарения и помилуй нас; ибо мы не простерли рук наших к богу чужому, ибо нет среди нас бога нового, но Ты – вечный и безконечный. Бытие нам Христом подавший и благо Им даровавший, Сам и жизни вечной сподобь нас Им, с Которым Тебе слава и честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь. Перед второй молитвой диакон возглашает: «Преклонитесь к руковозложению». Община слушает вторую молитву с преклоненными головами:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Литургию завершают, согласно «византийской редакции», заамвонная молитва (нек-рые списки предваряют ее указанием о главопреклонении; в Россанском кодексе текст молитвы отличается от др. списков), аккламация «Буди имя Господне» (вероятно, заимствована из практики К-поля) либо «Идите с миром» и краткое священническое благословение; завершив службу, священник потребляет Св. Дары, разоблачается и читает молитву в диаконнике (разные списки дают разные варианты этой молитвы, но все они восходят к Литургии ап. Иакова: Ibid. P. 60-61, 145; Zheltov. 2014. P. 804). Копт. редакция завершается главопреклонной молитвой (взята из Литургии Иоанна Бострийского), песнопением, пространным священническим благословением и словами «Идите с миром». Совершение Л. а. М. не прерывалось (по крайней мере, формально) лишь в копт. и эфиоп. традиции, в правосл. мире она вышла из употребления не позднее XIV в. ( Zheltov. 2014. P. 808). Однако в XX в. вновь возникли прецеденты ее совершения. Свт. Нектарий Эгинский сделал для себя копию с автографа Мелетия Пигаса, чтобы служить Л. а. М. в своем мон-ре. Во 2-й пол. XX в., после издания архим. Титом (Матфиакисом) списка свт. Нектария, а затем Ф. Мосхонасом - автографа Мелетия Пигаса, Л. а. М. стали иногда совершать в храмах Александрийского Патриархата, а также в церквах при богословских фак-тах ун-тов Афин и Фессалоник. По изданию архим. Тита в 1989 г. Б. А. Нелюбовым был сделан перевод на церковнослав. язык, использованный при единичных случаях совершения Л. а. М. в РПЦ (напр., в Орле в 2007). С 1970 г. наибольшим распространением в греческом мире пользуется издание Фундулиса, по тексту к-рого Л. а. М. время от времени совершают в нек-рых храмах Элладской и иных грекоязычных Церквей. Этот же текст был переведен на церковнослав. язык прот. Иоанном Шо (впосл. еп. Иероним); 18-20 апр. 2007 г. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви благословил этот текст для богослужебного употребления. В этой связи необходимо отметить, что текст Мелетия Пигаса и тем более волюнтаристская «реконструкция» Фундулиса далеки от подлинного текста Л. а. М., к-рый еще только предстоит восстановить с учетом всего массива сохранившихся свидетельств (включая как перечисленные выше рукописи, так и церковно-археологические данные - см., напр.: Leclerq. 1921. Col. 2476-2566). Обрядовая сторона совершения этой литургии в совр. правосл. практике при практически полном отсутствии к.-л. описаний в аутентичных рукописях и вовсе произвольна. Поэтому и попытки возродить эту литургию в богослужебной практике в значительной мере спорны.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

Молитвой отпуста памятники называют: „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие”. Теперь это 7-я светильничная молитва. О ее близости к „Безначальне Боже и бесконечие...”, что в чине вечерни VIII книги Постановлений Апостольских, говорилось выше. Надо заметить, что все древнейшие евхологионы, напр. Син. библ. 958, X в. 66 , Парижской нац. библ. 213, 1027г. 67 , Син. библ. 962, XI-XIIb. 68 , 961 той же библ. XI-XII в. 69 и 105 той же библ. XIII в. 70 , ставят на первом месте молитву отпуста, и главопреклонную на втором. По-видимому, блаж. Симеон Солунский , говоря о молитве отпуста, как о последней в чине песненной вечерни ( τελευταια δε ευχη πασων η της κεψαλοκλισιας τε και απολυσεως) 71 , имеет в виду не эту древнюю молитву, а новую форму отпуста, слагавшуюся в его время в виде кратких благословений и молитвенных напутствий. Так можно полагать потому, что святитель, приведя в конце изложения вечерни возглашение: „Господу помолимся. Яко Ты еси освящение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем...”, говорит: „Так бывает отпуст”. По сообщению блаж. Симеона, чин вечерни этим заканчивался ( και ουτω το τελος των προσευχων επαγει) 72 . Однако в некоторых евхологионах, сравнительно малочисленных, как напр. Парижской нац. библ. 213, 1027 г. 73 , Моск. Син. библ. 371/675, XIV-XV вв. 74 и XIV-XV в. 75 и Соловецк. монастыря 725/1085, 1505 г. 76 , вслед за вечерними молитвами положены еще 4 молитвы, две для чтения в скевофилакии или, что то же, в сосудохранильнице, и две – в баптистерии. Ниже приводятся эти содержательные и малоизвестные молитвы. Первая молитва в скевофилакии: „Господи Боже наш, сокровище вечных благ, Подателю всякого освящения, сотворивый нас на дела благая, да в них ходим, воззри на смирение наше и сотвори ны сосуд Себе освященный и благородный показатися Владыке ко всякому благому делу изряден, обновитися к познанию вящшаго злата, сребра, камений честных божественных и живоносных заповедей, во еже быти душе нашей граду и обиталищу благости, да обитая в нас и окружая, путеводиши нас в шествии к славе вечного Твоего царства. Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши...”

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010