После анафоры диакон произносит непродолжительную ектению, а священник читает молитву об окончательном очищении душ молящихся и о приобщении их к святости Божией, завершаемую возгласом «И сподоби нас, Владыко...», как в к-польских литургиях. Народ поет: «Отче наш», а священник прибавляет дополнительное прошение (т. н. эмболизм), как в сир. и егип. литургиях. Следуют главопреклонная молитва и молитва, раскрывающая содержание возгласа «Святая святым», затем молитва перед возношением Св. Даров и само возношение с указанным возгласом, в ответ на к-рый народ поет: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца со Святым Духом, Емуже слава во веки веков. Аминь». Совершаются преломление св. Хлеба, погружение его части во св. Чашу, раздробление св. Хлеба, причащение клириков и мирян; все эти священнодействия сопровождаются соответствующими молитвенными формулами. По завершении причащения исполняется специальный тропарь (см. «Да исполнятся уста наша» ), диакон возглашает краткую ектению, а священник читает благодарственную молитву, к которой после возгласа «Мир всем» прибавляется главопреклонная молитва. Диакон: «В мире Христовом да будем сохранены», народ: «Во имя Господне, Господи, благослови», и совершается отпуст. Священнослужители входят в диаконник, где диакон произносит ектению (текст не приводится; вероятно, это такое же нововведение, как ектения в самом начале службы) и происходит потребление Св. Даров; текст завершается 2 молитвами священнослужителей по окончании службы с благодарением за причащение. В интерполированной редакции, согласно груз. рукописям X-XI вв., в чин Л. а. И. включен еще ряд молитв: неск. молитв над кадилом в разных местах чина; 2-я молитва после Евангелия; молитвы священника о своем недостоинстве, содержательно дублирующие молитву «Посетивший нас милостью и щедротами, Господи...» (одна из них, приписанная свт. Василию,- это знаменитая молитва «Никтоже достоин»; другая, также надписанная его именем, совпадает с 1-й частью молитвы после великого входа из литургии свт. Василия Великого; еще одна - со 2-й частью той же молитвы; в груз. рукописях появляется еще и молитва, приписываемая св. Дионисию Ареопагиту); дополнительные молитвы при причащении; дополнительная молитва в диаконнике по окончании службы.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

Столп евангельских стихир и ексапостилариев. В воскресных службах, после стихир на «хвалите», поется на «Слава» стихира евангельская, иначе называемая «стихирою утреннею», «утренним самогласном»; по содержанию она воскресна. Стихир евангельских столько же, сколько и воскресных утренних Евангелий, т.е. одиннадцать, столько же есть и ексапостилариев. Одиннадцать евангельских стихир составляют столп их. После 11-й стихиры в следующую неделю поется первая стихира – начинается снова столп (см. Воскресные и евангельские стихиры). Столп евангельских стихир и ексапостиларисв печатается в Октоихе, в Типиконе и др. Сугубая ектения (см. Великая ектения). Седален. Название «седален» (κφισμα) получили песнопения потому, что они находятся при тех чтениях, при которых сидят, именно – при кафизмах и при так называемых «чтениях», состоящих из толкования Апостола, Евангелия, из описания жизни святого, из изложения истории праздника и т.п. Вместе с тем название «седален» соединяет с собою понятие и о том, что при пении или чтении самого седальна сидят, ибо о седальнах при пении коих запрещается сидеть, ясно указано Уставом. Так, в воскресной службе восьмого гласа сказано: по втором стихословии на седальнах «Слава и ныне, Богородичен» («О Тебе радуется всякая тварь») «не седяще поем, но стояще». И на всенощном бдении в Великий четверг читаем: «Не седим на сицевых седальнах, за еже священнику кадити св. алтарь, но стояще поем я». Седален полиелейный (см. Полиелейный седален). Тайные молитвы – те, которые иерей или архиерей читает не вслух, а про себя. Главопреклонные молитвы принадлежат к тайным (см. Главопреклонные молитвы). Трипеснец. Трипеснец есть неполный канон. Он состоит из трех песен, как четверопеснец из четырех и двупеснец из двух. От названия «трипеснец» (τριδιον – «трипеснец») книги Триодь получили свое название. Песни трипеенцев имеют для себя образцом и основанием те же 9 песней Св. Писания, кои служат основанием, образцом песней полного канона, состоящего из 9 песней, в состав каждого трипеенца и четырепеенца всегда входят 8 и 9 песни. Но перед ними в понедельник находится еще 1 песнь, во вторник – 2, в среду – 3, в четверток – 4, в пятницу – 5, в субботу – 6 и 7 песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеенцы, а в субботы – четырепеснцы. Двупеснец из 8 и 9 песни положен только во вторник Страстной седмицы. В седмицы Постной Триоди трипеснцы находятся на утрени и в некоторые дни на повечерии (а именно в Страстную седмицу). При пении Цветной триоди пение трипеснцев указано только на повечерии, в прежних Цветных Триодях изложены были трипеснцы для пения их на литургии на Блаженнах, так – в Львовских изданиях 1642 г., при митрополите Петре, и в 1730 г. Но в Московской Триоди 1670 г. указано петь трипеснцы на повечерии, а не на литургии. Несколько трипеснцев находится в Минее Месячной, а именно: трипеснцы положены на повечерии в дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления и на утрени в предпразднство Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

235 Молитву Господню по смыслу слова «и возгласить» вернее произносить всей общиной (не петь). В древности при этом все воздевали руки к небу. Воздетые руки означали прикосновение к Престолу Божию или ризам Христовым, а открытые ладони – готовность принять дары Божьей любви. Ср. иконографию «Оранты». 237 «Хлеб насущный», (греч. «πιοσιος» – сверхсущный, надсущный) – по толкованиям Св. Отцов это Пища для вечной жизни – Тело и Кровь Христовы. 239 С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Силаи Слава. „Царство“, „Сила“, „Слава“ – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово „Бог“, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел „одесную Силы“, т. е., воссел справа от Отца ( Мк.14:62 ). Единородный Сын Божий есть Слава Отца ( Ин.17:24 ). По толкованию Святых Отцов, Дух Святой являлся в образе светоносного «облака Славы», покрывшего Христа на Фаворской горе (См. Мф.17:5 ): «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»), и взявшее Его на Елеонской горе (См. Деян.1:9 ): «...Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»). 240 Призыв перед чтением главопреклонной молитвы. Главопреклонная молитва – древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после «Отче наш»). Для последних диакон произносит «Главы ваша... преклоните» вместо «Главы наша... преклоним»; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее. Роберт Тафт полагает, что главопреклонная молитва читалась также на исход из храма т. н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение. 241 В главопреклонной молитве прошение на раздробление Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно «византийской редакции» Л. а. М., после анафоры священник читает молитву перед «Отче наш» (в нек-рых списках отмечено, что в это же время диакон возглашает ектению - такую же, как в к-польских литургиях). В копт. редакции в это время совершается чин раздробления Св. Хлеба, так что молитва (заимствована из сир. литургии Севира Антиохийского; при этом молитва из «византийской редакции» Л. а. М. имеет соответствие в копт. Литургии свт. Василия Великого) озаглавлена как «на раздробление». Затем возглашается вступление к «Отче наш» (в «византийской редакции» Л. а. М. оно следует тексту литургии ап. Иакова) и народ поет Молитву Господню. Перед ее заключительным возгласом священник прибавляет еще одну краткую молитву (т. н. эмболизм), к-рая есть и в копт. редакции Л. а. М. и совпадает с аналогичным текстом из греч. и сир. версий Литургии ап. Иакова. Следует главопреклонная молитва (специфическая для «византийской редакции» Л. а. М.; в коптской редакции главопреклонная молитва заимствована из сир. Литургии Иоанна Бострийского) и возношение Св. Хлеба с возгласом «Святая святым» (The Liturgy of St. Mark. 1990. P. 50-53, 137-140). Рукописи «византийской редакции» Л. а. М. содержат различные молитвы до и после возношения Св. Хлеба (Ibid. P. 53-54; см. также: Zheltov. 2014. P. 804), и только после этого упоминают о его раздроблении и вложении части Тела Христова в св. чашу (теплота не упом.), к-рые сопровождаются возгласами священника и завершаются словами: «Един Отец свят…» (это традиц. египетский ответ на возглашение «Святая святым»; при этом в ркп. Мелетия Пигаса сразу после «Святая святым» вставлено обычное к-польское «Един свят…»). Порядок причащения излагается в различных источниках в разных вариантах (The Liturgy of St. Mark. 1990. P. 56-58, 142-143). В качестве благодарственной молитвы после причащения в «византийской редакции» Л. а. М. приводится молитва из к-польской Литургии свт. Василия Великого, в коптской - из сир. Литургии Иоанна Бострийского. В рукописи «византийской редакции» молитва дополнена соответствующей ектенией.

http://pravenc.ru/text/2110598.html

е. молебствие на площади, что в других подобных случаях там было весьма обычно. В позднейшее время такая лития в этот день, несомненно, там была совершаема. В одном из служебных евангелий XI в. сохранилась довольно обстоятельная запись этой литии. Запись эта в русском переводе напечатана в Записках Импер. русского археологического общества, новой серии, т. I, 1886 г. в описании помянутого евангелия, а также и в книге о. Никольского, но очень жаль, что без подлинного греческого текста 15 . Запись по местам довольно темна, – отчасти вследствие видимого желания автора сокращать, отчасти же может быть вследствие несовершенной верности перевода, – но общий облик чинопоследования в его древнейшем виде может быть восстановлен по ней довольно удовлетворительно. Чин новолетия, по этой записи, состоит из действий, совершавшихся в храме и из действий, совершавшихся вне храма на площади. В храме, по-видимому, имели место только две молитвы: одна, начинавшаяся возгласом диакона: «Миром Господу помолимся», а другая – главопреклонная. Во время шествия певцы пели Трисвятое. На площади, по начале, пелись три антифона – те же, что и в печатном московском чине, первый с припевом: «Заступи мя Господи» 16 , второй с припевом: «Аллилуйя» (в печат. «Спаси ны Сыне Божий»), третий с припевом: «Прибежище и сила»... За антифонами следовали: ектенья великая с особыми прошениями, произносимая архиереем, апостол и евангелие. За евангелием – опять ектенья, произносимая диаконом, и молитва главопреклонная, после, которой, при пении тропаря: «Всея твари содетелю», начиналось обратное шествие «в Халкопратию». Из последнего выражения видно, что в таком виде чин новолетия совершался в Константинополе в Халкопратийском храме Богоматери; однако каких либо местных особенностей в составе чина не обнаруживается. В таком же виде чин этот совершался по всей вероятности и в храме св. Софии, где в этот день тоже совершаема была лития на площади 17 . Конструкция этого чина очевидно та самая, какую имели и другие литии, совершавшиеся в Константинополе по чину великой церкви; поэтому вероятно так и редки особые ее записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Молитва по причащении «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче» имеется во всех названных выше ранних списках литургии Иоанна Златоуста 61 . Сомнений в принадлежности Златоусту она не вызывает. Молитву «Исполнение закона и пророков», которая имеется в Порфирьевском и Севастьяновском списках 62  и отсутствует в Барбериновском 63 , проф. Η. Ф. Красносельцев не считает принадлежащей Иоанну Златоусту на том основании, что в Севастьяновском евхологионе, где все молитвы литургии разбиты на группы, группа, начинающаяся молитвой проскомидии, имеет надпись о принадлежности молитв Иоанну Златоусту , перед группой же, начинающейся с заамвонной молитвы, такая надпись отсутствует 64 . Аргумент проф. Красносельцева не представляется убедительным, так как данное деление молитв на группы, по-видимому, было сделано не по признаку их авторской принадлежности, а по иным соображениям, а именно: группа А содержит молитвы литургии Василия Великого от молитвы приготовления Даров до молитвы оглашенных, т. е. те, большинство из которых в тех случаях, когда литургии предшествовала лития вне храма, не читались; группа В – молитвы оглашенных и верных той же литургии; группа С – собственно евхаристические молитвы литургии Василия Великого , читаемые у престола; группа D – молитвы этой же литургии, читаемые в конце ее вне алтаря; группа Ε – молитвы оглашенных и верных литургии Златоуста; группа Ζ – молитвы собственно Евхаристии Иоанна Златоуста , читаемые у престола, и группа Η – молитвы той же литургии, читаемые в конце ее вне алтаря. Но по существу проф. Красносельцев прав. Молитва на потребление Даров «Исполнение закона и пророков» не могла принадлежать Златоусту, поскольку, как сказано было выше в связи с аналогичной молитвой из литургии Василия Великого , в то время потребления Даров как особого литургического действия не было. Итак, существующие данные позволяют определить творчество Василия Великого в современном православном чине литургии семью молитвами: 1) молитва приношения, или проскомидии, «Господи Боже наш, создавый нас»; 2) анафора «Сый Владыко, Господи Боже, Отче Вседержителю»; 3) молитва ко причащению «Боже наш, Боже спасати»; 4) молитва главопреклонная «Владыко Господи, Отче щедрот»; 5) молитва возношения Даров «Вонми, Господи Иисусе Христе»; 6) молитва благодарственная по причащении «Благодарим Тя, Господи Боже наш» и 7) молитва заамвонная: «Благословляяй благословящия Тя, Господи»; творчество же Златоуста – четырьмя: 1) молитва приношения «Господи Боже Вседержителю, едине святе», 2) анафора «Достойно и праведно Тя пети», 3) молитва ко причащению «Тебе предлагаем живот наш весь» и 4) благодарственная по причащении «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Преосвященный Порфирий Успенский (1804–1885) в своем «Первом путешествии в афонские монастыри и скиты» приводит еще молитвы для второй недели Великого поста, для Недели Антипасхи и на «празднества», очевидно, послепасхальных воскресений (ч. II, отд. 1. Киев, 1877, с. 458–461). Один грузинский Евхологион, кроме вышеупомянутых молитв, содержит еще молитвы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, на Великий четверг, на Преполовение, Рождество Богородицы и Воздвижение Креста Господня, а из праздников святых – особую молитву на память святого первомученика Стефана, и ряд «всегдашних» молитв, то есть молитв, читавшихся в те дни, когда не было положено нарочитых молитв (Прот. К. С. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, с. 154–156). Упомянутые молитвы читались иереем в конце литургии, поскольку литургия завершала собой весь круг суточного богослужения, посвященного тому или иному празднику. Что же касается молитв отпуста вечерни и утрени, то это были одни и те же молитвы для всех служб года – праздничных и вседневных. В конце вечерни читалась молитва «Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие», а в конце утрени – «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя». Первая из этих молитв – это теперешняя седьмая светильничная молитва, а вторая находится теперь в составе 12 утренних молитв, которые иерей читает тайно во время шестопсалмия. Еще в XIV веке эти две молитвы не входили в указанные группы молитв, а читались в конце богослужения, перед главопреклонной молитвой, и каждая из них обозначалась в Служебниках как «молитва отпустная» (Описание славянских рукописей б. Московской Синод. библиотеки, отд. III, ч. 1. М., 1869, с. 139 и 142). Вместе с многообразием и усложнением состава молитв отпуста получал постепенное развитие и «совершенный (конечный) отпуст». Возглашение «Изыдите в мире», которое, согласно VIII книге Апостольских постановлений, произносил диакон по выслушивании народом молитвы отпуста, заменилось с течением времени иерейским благословением. Так, по Евхологиону Ленинградской публичной библиотеки IX в. гр. 226 (л. 29), диакон после заамвонной молитвы возглашал: «И благословите, святии. Господи, благослови», иерей произносил: «Господь Бог наш да утвердит силою Своею, да благословит и освятит нас, яко благословен во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[XI]=молитва 3 малого антифона: Трисвятое. [XII] =молитва оглашенных. [XIII] =1 молитва верных. [XIV] =2 молитва верных. =молитва аполусис-отпуста (или: молитва-отпуст : Барб. 336). =молитва главопреклонная (без заглавия в Барб. 336). Тип В Как А), но [XII], [XIII] и [XIV], то есть молитвы об оглашенных и верных, исчезают. Некоторые рукописи, которые свидетельствуют об этой традиции, примерно на один век более поздние, чем А); две первых принадлежат к древней константинопольской редакции: 1° Син. 961 ( ΧΙ– ΧΙΙ в.)=Дмитр. II, 76; возможно, скопирована с Синая; 2° Ватикан 1970 (XII в.); происходящая из Патириона Россана (Калабрия); как Барб. 336 дает молитвы вечерние, не называя антифонов; 3° Coislin (Коален) 214 (XII в.); 4° Кутлумусию 491 (XIV в.)=Дмитр. II, 356; написана для женского монастыря в Константинополе. В этом типе Вечерни имеются [IX], [X] и [XI], т.е. молитвы малых антифонов, сопровожденные или молитвой отпустительной (аполусис) и или преклонением головы; это схема пяти молитв общих для всех константинопольских часов: Паннухис 100 , Полунощницы 101 . Малых Часов 102 . Во всех этих службах четвертая молитва после трех антифонов называется аполисис 103 . Вечерня Воскресения Пятидесятницы долгое время сохраняла эту схему из пяти молитв, удвоенную на этом случае, каждая из них, соответствующей праздничной молитвой 104 . Актуальная служба этого дня является приспособлением: три антифона исчезли, уступая их последнюю стихиру стихирам на стиховне; сразу три дублированные молитвы антифонов соединяются между собой. Тип С Как В), но пропуская одну или другую из молитв [Х], [XI], или 7]: 1° Гротт. Г β VII (X в.): отсутствуют [ Χ], (XI] и 2° Син. 968 (1426 г.)=Дмитр. II, 395: как 1°; 3° Син. 980 (1475 г.)=Дмитр. II, 425: как 1°; 4° Патриархат Александрии 455 (1501 г.)=Дмитр. II, 665: отсутствуют [X] и [XI]; 5° Афины 661 (I: П. Тремпелас, XXV, 498): отсутствуют [X] и имеет [XII]. Это колебание ввиду небольшого количества свидетельствующих о нем рукописей, не позволяет нам вывести заключение о развитии этой службы в этом этапе; оно нам кажется обязанным желанию ввести вновь древние молитвы малых антифонов, совершенно исчезнувших из наиболее древних рукописей типов D) и Е). Необъяснимо исчезновение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Златоуст не мог сделать такое нарушение церковной традиции уже потому, что в его время главопреклонные молитвы произносились во всеуслышание, о чем он сам говорит: «Есть случаи, в которых священник ничем не отличается от подначального, например, когда должно причащаться страшных Тайн… И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ, ибо и о бесноватых, и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом… И молитвы благодарения также суть общие, ибо не один священник произносит благодарение, но и весь народ; ибо, сперва получив ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое, начинает священник благодарение. И что удивительного, если вместе со священником взывает и народ, когда он возносит оные священные песни совокупно с самими херувимами и горними силами» 59 . И если бы св. Иоанн Златоуст по каким-либо соображениям нарушил церковную традицию главопреклонных молений и стал читать над преклонившими главы верными молитву, относящуюся не к ним как к причастникам Святых Тайн, а к отсутствующим в храме плавающим, путешествующим, болящим, то это было бы сразу же замечено молящимися. Судя по тому, что в Климентовой литургии, с которой Златоустова имеет некоторые общие черты, главопреклонная молитва на этом месте чина отсутствует (как отсутствует и молитва возношения), можно полагать, что в соседней с Сирией Антиохии таких молитв тоже не было и для Златоуста было логичным не составлять их. Эта молитва могла быть составлена не раньше VI века, когда, как видно из CXXXVII новеллы императора Юстиниана († 565), появилась попытка заменять гласное чтение молитв тайным. Неизвестный автор рассматриваемой молитвы, не учтя той характерной черты древних главопреклонных молитв, о которой сказано было выше, начал свою молитву упоминанием о преклонивших главы, а закончил молением об отсутствующих в храме, заимствовав для этого отдельные фразы из последней части анафоры Василия Великого . В таком изложении эта молитва имеется уже в Барбериновском евхологионе 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И этот чин, не встречающийся в греческих богослужебных книгах, следует также отнести на счет самостоятельного творчества М. Петра Могилы . г) Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть стихаря, епитрахиля, пояса, нараквиц и фелона, от Иерея бываемого 285 Псалом этого чина – 132: «Се, что добро». По обычаю, за псалмом следуют две молитвы: «Господи, Боже, Вседержителю, изначала полезная человеческому роду вся действуя«, и – на главопреклонение – «Владыко, Боже, Вседержителю, всех благих подателю». При составлении этого чина, Петр Могила , также, очевидно, не пожелал воспользоваться греческим чином на освящение новых священных одежд, находящимся в некоторых рукописных греческих евхологиях 286 , и выработал свои особые, подходящие к случаю, молитвы 287 . д) Чин благословения индитий и саванов, сиесть: Товален, или Покрывал Божественныя Трапезы и Жертовника Псалом для этого чина избран 92: «Господь воцарися»; молитв в чине, по обычаю, две: «Господи Боже, Отче вседержителю, рабу твоему законоположнику Моисею на Синайстей горе различная украшения, покрывала же и платна... творити повелевый« и, обычная, для рассматриваемых чинов, главопреклонная молитва: «Приклони, Господи, ухо Твое». В практике церкви греческой, чина на благословение индигий и престольных покрывал – не встречаем 288 . В латинском требнике есть «Benedictio tobalearum, vasorum, et ornamentorum altaris consecrati 289 , но, находящиеся в этом чине, молитвы только отчасти напоминают подобные же молитвы Могилинского Требника. е) Чин благословения и освящения новосооруженного креста от злата или сребра, или иного крушца, или древа, или Распятия на кресте древяном, или на досце иконной писанный Чин этот несколько пространнее рассмотренных выше чинов того же порядка. По обычном начале, в нем положены уже три псалма: 131, 59 и 98. По псалмах, следуют: тропарь и кондак кресту, и два другие тропаря: «Животворящий крест Твоея благости» и «Посли благодать Твою, Жизнодавче, и крест сей освяти». Далее – две молитвы: «Господи, Боже славы, Отче вседержителю...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010