Древнейшие Евхологии не описывают подробно порядок Б. и содержат лишь заглавие чина и, возможно, указание на главопреклонение перед одной из молитв. В Sinait. slav. 37 уже приведено целое последование, названное «молитвой на братосотворение». Сначала священник произносит ектению, в к-рой присутствуют прошения «даровати им целомудрие и любовь нелицемерну», «О даре преждесвященнем честнаго Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». После 1-й молитвы читается Евангелие, затем произносится ектения и следует др. молитва, далее - лобзание мира и литургия Преждеосвященных Даров. Окончание, видимо, отражает нек-рые национальные особенности: после Причащения священник берет «старейшего» из побратимов за руку, а тот - своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс 79. 15 идут «на обед» (ср. в рус. былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (напр., «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры - братчины (ПСРЛ. Т. 2. Л. 83); подробнее см.: Громыко. С. 116-125). В греч. Евхологиях c XIII в. (напр., Sinait. gr. 966, Sinait. gr. 982) отмечается усложнение ритуала: один из участников кладет руку на Евангелие, второй - свою руку поверх его, иерей знаменует их крестом, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга. В ркп. Sinait. gr. 973, 1153 г., побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс 132. С XIII в. в Евхологиях помещаются уже полноценные последования, к-рые обычно начинаются с возгласа «Благословенно Царство» или «Благословен Бог» и включают в свой состав ектению и 3 молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 179-180, 215). В поздних рукописях чин открывается началом обычным , далее следуют тропарь или кондак дня, молитва, чтения из Апостола и Евангелия, др. молитва, ектения (содержащая прошения о совершенной любви, «неразлучном житии», целомудрии, соединении в духовное братство, познании апостольского единства, о том, чтобы побратимы сподобились «славы честным Крестом»), главопреклонная молитва и в конце - «Помилуй нас, Боже», «Еще молимся», «Господи, помилуй» (12), «Честнейшую Херувим» и отпуст (Там же. С. 466-467, 569).

http://pravenc.ru/text/153343.html

КАТЕГОРИЯ IV: Евхологии, которые следуют указаниям « Диатаксис » и которые отражают практику очень близкую к теперешним изданиям Евхология-Служебника. Если в классификации рукописей lля Утрени, мы включали их в третью группу: С, то теперь мы предпочитаем дать им иное хронологическое место: т.е. последнее, после тех рукописей, которые мы приписывали группе D. В категории IV сохраняется мало рукописей и это понятно, так как эта категория евхологиев печатается с XVI в. у греков и с XVII у русских и нет уже причины их переписывать от руки. С другой стороны, если существуют рукописи этой категории, они мало интересны для литургистов; А. Дмитриевский их не описывает вообще; интереснее заниматься изучением старых изданий или прямо «научным» изданием Иакова Гоара. Из рукописей, которые нами изучались, кажется возможным определить как принадлежащие IV категории: XII-XIV в.: Афины 662, Синод, слав. 900, Софийский слав. 552; XV-ro в.: Синай 972, Афины 848, Софийский слав. 525; XVI-ro в.: Афины 672, Синод, слав. 606, 612, 615, 616; XVII-ro в.: Синод, слав. 267. Категоря IV евхологиев содержит постоянное число молитв в начале Вечерни и Утрени или часто перед самим исследованием Вечерни и Утрени, как бы состявляя отдельную главу. В самом исследовании находятся все же ектении диякона и возгласы, принадлежащие, очевидно, к тем же самым молитвам, которые читаются в начале последования. Эти ектении и возгласы расположены внутри исследований по примеру категории III. Кроме того находятся внутри последования главопреклонные молитвы, молитва входа на Вечерне и другие молитвы, не входящие в состав Песненных Вечерни или Утрени, как молитва сугубой ектении, Спаси Господи люди Твоя и т.д. Хотя датировка рукописи – дело очень трудное и есть много возможностей ошибаться, и даже когда датировка подтверждена, выводы всегда относительны, так как данная рукопись может отражать практику своей эпохи или намеренно свидетельствовать о более несуществующей, мы можем все-таки делать некоторые выводы, вытекающие из сопоставления вышеуказанных четырех категорий: если исключить негреческие рукописи, каждую категорию можно относить преимущественно к определенной исторической эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К XVI веку вместо одной-двух молитв в Евхологиях зачастую выписываются уже целые чины второбрачия, составленные с использованием элементов чинов обручения и венчания единобрачных. Так, в синайской рукописи 1516 года (Sinait. gr. 977) 20 чин второбрачия имеет следующий порядок: 1) начальные молитвословия; 2) молитва Господи Боже наш, проуведый вся и всякия твари Создателю... являющаяся вариантом одной из многих известных по рукописям молитв венчания единобрачных; 3) обряд соединения правых рук супругов (лат. dextrarum iunctio) со словами: Во имя Отца и Сына и Святого Духа; 4) преподание общей чаши с вином с обычной молитвой из чина венчания единобрачных: Боже, вся сотворивый крепостию Твоею... 5) главопреклонная молитва Благословен еси, Господи Боже наш, совокуплением составлей человеческий род... которая, как и молитва , приведенная в пункте 2, является сокращением одной из многих известных по рукописям молитв венчания единобрачных; 6) обычная молитва из чина обручения единобрачных: Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... 7) обычная молитва «на разрешение чертога 21 новобрачных», читавшаяся на третий день после свадьбы: Господи Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую... Таким образом, в чине венчания второбрачных, описанном в этой рукописи, нет ни одной молитвы, специально посвященной второбрачию (впрочем, в этой рукописи имеется выписанная отдельно молитва о троебрачных); отличие чина второбрачия от обычного чина благословения брака состоит в отсутствии священнодействий обручения и венчания. В рукописи 1536 года из афонской Великой Лавры (Ath. Laur. 21 22 последование второбрачия, напротив, включает в себя и обручение, и венчание, которые разделены на два чина, как и в последовании первого брака. Порядок обручения: 1) начальный возглас; 2) мирная ектения; 3) молитва Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... 4) обмен супругов кольцами и лобзанием. Порядок венчания: 1) начальный возглас; 2) мирная ектения; 3) молитва второбрачия Господи Боже наш, Иже Авраама назвав друга и Исаака превозлюбив, и Иакова благословив к жене Лии и совокупив...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Чин освящения А. отдельно от храма известен в греч. рукописях с XIV в., в рус.- с XVI в. ( Прилуцкий. С. 68). Существуют 2 различные редакции этого чина. 1-я, более древняя, очень близка к чину освящения храма. Она до сих пор используется в РПЦ под названием «                                  » (Чиновник. Т. 2. С. 28). Согласно этому чину, освящение А. совершается перед литургией (по указанию Чиновника, освящение А. может происходить и во время литургии после ектении об оглашенных, но это нежелательно из-за «медления» в порядке литургии). Порядок чина: А. полагаются на престоле, святые мощи - на жертвеннике на дискосе, накрытые звездицей и покровцами, архиерей поверх полного облачения надевает лентион , пояс и нарукавники; читается начальная молитва «        », ектения и коленопреклонная молитва в царских вратах «        »; над смесью вина и розовой воды (родостамой) читается молитва, используемая в чине освящения храма для освящения теплой воды, «            »; А. окропляются родостамой при произнесении слов: «                » и Пс 50. 9-21 и «                        »; А. трижды крестообразно помазываются св. миром с пением «Аллилуия», Пс 132 и возглашением: «                »; поется Пс 131. Далее епископ отходит к жертвеннику и читает перед святыми мощами молитву «              » и главопреклонную молитву «                        »; совершается перенесение святых мощей на св. престол при пении тропаря «        »; перед царскими вратами архиерей произносит: «        » (Пс 23. 7a) - и входит в алтарь, обходя вокруг св. престола с пением тропарей «    » и «            », ставит дискос со святыми мощами на престол; совершается каждение престола с чтением Пс 25; читаются молитва «                » и главопреклонная молитва «          »; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к А. мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы «              » и возглашением: «      ». А. обязательно должны быть подписаны архиереем. После освящения А. должны лежать на престоле 7 дней и каждый день на них должна совершаться Евхаристия (Там же. С. 28-44; Прилуцкий. С. 68-70). Все молитвы чина практически совпадают с соответствующими молитвами чина освящения храма (порядок молитв неск. иной); примечательно, что А. везде названы «жертвенниками», т. е. «престолами».

http://pravenc.ru/text/115730.html

Суждение о принадлежности евхаристических молитв Иоанну Златоусту возможно только на основе списков его литургии. Посторонних свидетельств, подобных тем, какие имеются в отношении литургии Василия Великого , в данном случае не существует. В этом главная трудность решения вопроса. В Севастьяновском списке, который отличается большей краткостью сравнительно с Барбериновским 77, первой молитвой служит молитва приношения «Господи Боже, Вседержителю, едине Святе». Над молитвой имеется надпись «Молитва проскомидии святаго Иоанна Златоуста по поставлении Святых Даров на святей трапезе и исполнении народом таинственнаго гимна» 235 . Далее следует анафора. Третья молитва – перед причащением «Тебе предлагаем живот наш». Четвертая молитва – главопреклонная, хотя имеется в Севастьяновском 236 , Барбериновском 237  и Порфирьевском 238  списках, однако вызывает сомнение в ее принадлежности Иоанну Златоусту Особенностью древних главопреклонных молитв было то, что в них возносилось моление о духовных нуждах тех, над кем эти молитвы читались. Это подтверждается VIII книгой «Постановлений апостольских», где даны особые молитвы для чтения над оглашенными, обуреваемыми, просвещаемыми, кающимися и верными. Такое значение главопреклонные молитвы сохраняют в современных чинопоследованиях воцерковления, крещения, венчания, водоосвящения. В таком же духе написана главопреклонная молитва Василия Великого , в которой он просит Бога сподобить преклонивших главы неосужденного причащения Святых Тайн. В молитве же литургии Иоанна Златоуста вместо упоминания этой конкретной нужды приступающих к причащению говорится о нуждах вообще: «Предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе», – и даже отсутствующих за богослужением: «Плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес». Златоуст не мог сделать такого нарушения традиции уже потому, что в его время молитвы произносились во всеуслышание и нарушение традиции ему было бы поставлено в вину. Судя по тому, что в Климентовой литургии главопреклонная молитва на этом месте отсутствует (как и молитва возношения), допустимо, что в Антиохии, как и в северной Сирии, таких молитв не было, и для Златоуста логичным было ее не составлять. Молитва могла появиться не ранее VI века, когда гласное чтение молитв стали заменять тайным. Неизвестный не учел указанной выше особенности древних главопреклонных молитв. Начав молитву, как и Иоанн Златоуст анафору, благодарением Богу за то, что Он «от небытия в бытие вся привел», он перешел к молениям за отсутствующих в храме, заимствовав для этого отдельные фразы из интерцессио анафоры Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

междочасии 1-го часа); псалом 69; стихи псалма 85 (16б - 17), гимн («Христе, Путь, Истина и Жизнь...»), малтанк («Христе, наш прекрасный Путь и Истина...»), молитва, кароз и изменяемая молитва. 3-й час ( (?)(?) [еррорд жам]) должен совершаться в 9 часов утра, соответствует визант. 3-му часу. На нем воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, а также вкушение Евой запретного плода и искупление человечества Иисусом Христом. Состоит из молитвы «Благословен Ты, Святой Дух, истинный Бог. Аминь», псалма 50 (присутствует и на визант. 3-м часе), гимна «Хвалим Тебя, безначальный Отче...», прошений «На каждый час моя молитва: очисти, меня, Господи...» (повторяются также на 6-м и 9-м часах), кароза Ованнеса Мандакуни, молитвы и главопреклонной молитвы, стихов Пс 67. 20-21а (читаются и на 3-м часе визант. обряда), кароза, молитвы, Пс 22; 142. 8б - 12, кароза, молитвы. 6-й час ( (?)(?) [вецерорд жам]) совершается в полдень. Посвящен Богу Отцу, а также распятию Господа Иисуса Христа. Последование: молитва к Богу Отцу, псалом 50, гимн часа «Свет солнца померк в шестой час Пятницы...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи псалма 78 (8-9; в визант. обряде - также Пс 78. 8б - 9), кароз и троекратное «Господи, помилуй», молитва, стихи псалма 40 (1-4), псалом 90 (присутствует и на визант. 6-м часе), кароз и молитва. 9-й час ( (?)(?) [иннерорд жам]) должен совершаться в 3 часа дня, посвящен Крестной смерти Иисуса Христа и освобождению человечества от власти ада. Состав службы: молитва «Благословен Святой Сын, Истинный Бог, Аминь», псалом 50, гимн часа «Дневная звезда [т. е. солнце.- С. Н.] разделила Твои страдания...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи из книги прор. Даниила (3. 34-35 - те же, что и на визант. 9-м часе), кароз, молитва, псалом 115 (и 116), прошения и молитва об усопших с «Господи, помилуй» (трижды), «Отче наш», заключительная молитва. После 9-го часа в рукописях помещался текст литургии, к-рая должна была совершаться в 10-й час (т.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Чин начинался с поставления на престол Преждеосвященного Хлеба и чаши со «смешением» (неосвященное вино, разбавленное водой) и должен был совершаться после вечерни и библейских чтений (включая Евангелие). Он состоял из: молитвы начального каждения; пространной молитвы на предложение Даров (в тексте литургии обозначена как «седро», т. е. чин, «на вход»; здесь содержатся в т. ч. такие слова: «Милосердный Господи, преложи и смешение в этой предложенной чаше, в святость, которая есть Твоя от Твоих…»); преподания мира священником и его возглашения «Свят Отец…» (в сир. литургиях эти слова сопровождают каждение перед Символом веры и анафорой); Символа веры; молитвы священника о своем недостоинстве и о принятии Богом приношения; молитвы, произносимой «по образу анафоры (  )»: «Христе Боже наш, совершивший нас ради это великое таинство Твоего божественного Воплощения, освяти эту предложенную чашу с вином и водой и объедини ее с Твоим почитаемым Телом, чтобы она была для нас и для принимающих и причащающихся от нее в святость души и тела и духа…» (далее следует подробное перечисление плодов причащения и славословие) и завершаемой благословением народа священником; троекратного назнаменования чаши частицей Тела Христова («Углем» - ср.: Ис 6. 6-7) со словами: «Чаша благодарения и спасения назнаменуется искупительным Углем в прощение прегрешений и во оставление грехов, и в жизнь вечную для принимающих [ее]» (народ: «Аминь»); молитвы Господней «Отче наш» с молитвенным вступлением и заключительным эмболизмом; преподания мира и главопреклонной молитвы; повторного преподания мира и благословения народа священником; возгласа: «Преждеосвященная Святая - святым» и обычного для сир. литургий ответа народа: «Един Отец свят…»; причащения и благодарственной молитвы; преподания мира, главопреклонной молитвы; 2 др. священнических молитв и заключительного благословения. Тот же порядок и также от имени Севира описывается в «Номоканоне» Григория Бар Эвройо (IV. 8. 4), где дополнительно сообщается, что при осенении чаши частицей Тела Христова священник трижды изображает частицей знак креста, обмакивая ее при этом в вино (лат.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

Петра (Могилы) - М. с каноном ( Никольский. Др. службы РЦ. С. 98-168; Красносельцев. К истории. 1889. С. 27-56). В изданиях синодальной эпохи на новый год, причем празднуемый не 1 сент., а 1 янв., приводится совершенно иное последование - «молебное пение» без канона (см. ниже). В совр. практике РПЦ это последование обычно совершается 1 янв. (либо накануне) не по церковному, а по гражданскому календарю вопреки указаниям в этом последовании на празднование Обрезания Господня. Чин Торжества Православия , совершаемый в 1-ю неделю Великого поста, исторически предварялся «литией», т. е. крестным ходом, к-рый сопровождало пение М. с каноном; но в 1766 г. в ходе переработки этого чина вместо уставного М. с каноном он получил в своем начале чин «молебного пения» с Апостолом и Евангелием ( Никольский К., прот. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в 1-ю неделю Великого поста. СПб., 1879. С. 53-75). Молебные пения и последования на различные потребы Помимо чинов молитвенных шествий с пением молебных канонов, посвященных различным общенародным бедствиям, правосл. богослужебные книги содержат и иные молитвенные чины на различные потребы, совершение которых не предполагает шествия (а часто не содержит в своем составе и канона), но к-рые также принято считать разновидностями М. Выше уже упоминались молебные каноны Иоанна Мавропода на различные нужды, но Иоанн Мавропод был не единственным автором подобных композиций. Далеко не все они вошли в печатные богослужебные книги. Так, в Большом Потребнике патриарха Филарета 1623 г. изложен устав М. «за всякое прошение» (гл. 35), к-рый полностью следует схеме общего М., с приложением к нему 5 канонов: 1) общего характера («во общих напастех: и в бездождие, в глад и мятеж и воспротивление ветром, и в нашествие иноплеменных, и о всяком прошении», с 2 молитвами); 2) при военной угрозе («за царя и за люди… в брани, против сопостат находящих на ны», с 2 молитвенными комплексами, состоящими из молитвы и главопреклонной молитвы, и еще одной молитвой); 3) при засухе («за бездождие», с молитвенным комплексом, состоящим из молитвы и главопреклонной молитвы); 4) при продолжительных дожде и непогоде («о вéдре», с 1 молитвой); 5) при эпидемии («в смертоносную язву», с 3 молитвами) (см.: Прилуцкий В., свящ.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

В XV в. в Служебниках появляется указание в дни заупокойных поминовений читать вместо обычной сугубой ектении заупокойную (см.: Желтов. 2007. С. 277-278), в позднейшей практике нередко возглашаются обе. Последняя ектения литургии оглашенных содержит призыв к оглашаемым помолиться Господу, неск. прошений о них самих и главопреклонную молитву, служащую их отпустом (Κριε Θες μν, ν ψηλος κατοικν -              ). Именно с этой молитвы текст Л. И. З. начинает отличаться от Литургии свт. Василия Великого. Таинство Причащения. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Таинство Причащения. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. Литургию верных открывает серия из неск. ектений: сначала возглашаются 2 ектении верных, а чуть позже - просительная. Между ней и первыми двумя совершается наиболее яркое внешне священнодействие Л. И. З.: великий вход. Во время входа поется херувимская песнь (Ο τ χερουβεμ,    ), совершается каждение, а затем духовенство, держа в руках священные сосуды с приготовленными Дарами и кресты, выходит из алтаря и выстраивается на солее лицом к народу. Пение херувимской песни прерывается, духовенство произносит поминовения, входит в алтарь и поставляет священные сосуды на св. престол, а пение продолжается. До и после входа духовенство совершает обряды accessus ad altare , включающие 2 священнические молитвы во время ектений верных (Εχαριστομν σοι, Κριε Θες τν Δυνμεων -           и Πλιν κα πολλκις -      ), молитву: Οδες ξιος -    , умовение рук , диалог с цитатой Лк 1. 35 (ср.: Taft. 1982), молитву во время просительной ектении (Κριε Θες παντοκρτωρ, μνος γιος -          ). Служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя Служба Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя Следуют лобзание мира , исполнение Символа веры и главная молитва литургии - анафора. Вслед за анафорой возглашается еще одна просительная ектения со священнической молитвой (Σο παρακατατιθμεθα τν ζων μν -        ), которые развивают темы молений эпиклезы. После возгласа исполняется молитва Господня «Отче наш» и священник читает главопреклонную молитву (Εχαριστομν σοι, Βασιλε ρατε -        ) некогда это был отпуст непричащающихся верных, на что до сих пор намекают как текст этой молитвы в Л. И. З.:        - так и предваряющий ее диаконский возглас:    ), а затем - молитву перед возношением Даров (Πρσχες, Κριε -    ). Взяв в руки св. агнец , он возглашает: Τ για τος γοις (церковнослав.    , рус. «святыня - святым», т. е. верным), а затем разделяет св. агнец на части и вкладывает одну из них в св. потир, крестообразно осенив его ею, после чего в св. потир вливается теплота .

http://pravenc.ru/text/2110609.html

вход с паперти в храм II) 3 молитвы трех малых антифонов на амвоне 10- я из 12–ти молитв Моск. Служ.=молитва Пс. 50 (троп. на каждый стих): 11- я из 12–ти молитв Моск. Служебн.=молитва псалмов 148–150 § без молитвы: Слава в вышних, Сподоби, Господи. вход в алтарь III) ектении оглашенных и верных в алтаре § молитва оглашенных § 1–я молитва верных § 2–я молитва верных 12- я из 12–ти молитв Моск. Служебн.=3–я молитва верных: «отпустная» молитва главопреклонная Служебника=молитва главопреклонная Константинопольская Псалтырь разделялась на 76 антифонов, состоящих из псалмов и библейских песен. 6 антифонов пелись ежедневно: Пс. 85 как 1–й предвечерний антифон, Пс. 140 как 8–й входной вечерний антифон, Пс. 3–62–133 как 1–й предутренний антифон, Дан. 3:57–88 как 8–й входной утренний антифон, Пс.50 и Пс.148–150 на утрени. 68 антифонов пелись по очереди: 6 на вечерне и 6 на утрени. Пелись все в одну неделю, но таким образом, что антифоны, пропетые в одну неделю на утрени, на следующей неделе пелись на вечерне, и наоборот. Пели два хора, называемые «А» и «Б», которые чередовались каждую неделю; по этой двухнедельной традиции поются до сих пор два воскресных тропаря после «Слава в вышних Богу» на утрени: «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба». Нечетные антифоны пелись с «Аллилуиа» на каждый стих, как до сих пор поется на всенощном бдении «Блажен муж». Четные антифоны имели разные краткие припевы из трех только слов, как «Услыши мя, Господи» (осталось на «Господи, воззвах»), «Помяни мя, Господи», «Спаси мя, Господи» и т. п. См. порядок антифонов с припевами недели «А» для вечерни и для утрени, по изданию музыкальных рукописей Нац. Афинской Библиотеки (ЕВЕ) 2061 и 2061 профессора Козмы Георгиу, «Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований вечерни и утрени». Канон антифонов Великой Церкви (Св. Софии) приписывается патриарху Анфиму (535–536) По Евхологию Paris gr. Coislin 213 существовали молитвы (теперь утеряны) для всех 74 антифонов Псалтыри и для 8 песней .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010