После этой молитвы, священные сосуды и их покровцы кропились св. водою, с произнесением обычной, в Могилинском Требнике, формулы: «Освящаются сосуды сия благодатию Пресвятого Духа, окроплением воды сея священные, во имя Отца... " Далее, следуют три молитвы: 1) – еже особне благословити новую дискосную звезду: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, в вертепе от Девы родивыйся»; 2) – еже благословити новую, к Божественным Тайнам, Лжицу: «Господи, Боже, Вседержителю, углем от Серафима клещами взятом»; 3) – еже благословити новые покровця к покровению св. Таин прислушающая: «Господи Боже, Вседержителю, одеяйся светом, яко ризою». Чины и молитвы на благословение и освящение евхаристических сосудов, как каждого в отдельности (дискоса и потира), так и всех, вообще, встречаются и в греческих евхологиях, как в древних рукописных 280 , так и в печатных 281 . Но Петр Могила почему-то не пожелал восиользоваться готовыми греческими молитвами и составил свои. б) Чин благословения нового кивота, или сосуда в нем же хранимы быти имут Божественныя Христовы Тайны 282 По своему строю, этот Чин такой же, как и предыдущий. Псалом указан 131: Помяни, Господи, Давида... В чине две молитвы: первая – «Господи, Боже наш, имеяй престол небо», и вторая, на главопреклонение: «Господи, Боже наш, приклони ухо Твое». В греческой богослужебной письменности и в печатных венецианских евхологиях такое последование не встречается. Остается предположить, что указанный чин составлен Петром Могилой заново. в) Чин благословения илитона 283 Предварительно изложения чина, дается описание илитона: «Подобает ведати, яко илитон имать быти от тонкого льняного густого, гладкого же нового платна, на локоть в широту и долготу сооруженный, и добре украхмаленный«. Освящать илитон мог только протопоп, с архиерейского благословения. Освящался илитон на св. престоле. Составленный по обычному, для Могилинского Требника, строю, этот чин имеет по псалме 110, две молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Сыне и Слове Бога Живого» и главопреклонную: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, прилежную сию мольбу ириими от нас, недостойных рабов Твоих…» 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Дело было проще. И Василий Великий , и Иоанн Златоуст , как и другие христианские епископы, составляли молитвы на основе евхаризмов и доксологий, существовавших до них, они богословствовали в молитвах о тех истинах веры, которых требовало их время, они произносили слова призывания Святого Духа и молились так, как было принято в Церквах, к которым они принадлежали. Так, в анафоре Иоанна Златоуста неоднократно повторяется фраза «Еще приносим Ти». Аналогичной фразой начинается ряд молений в анафоре Климентовой литургии. По-видимому, это была местная (сирийская и антиохийская) форма молитвенного обращения. В анафоре каппадокийца св. Василия она ни разу не употреблена 56 . Суждение о принадлежности евхаристических молитв Иоанну Златоусту возможно только на основе списков литургии Иоанна Златоуста . Посторонних свидетельств, подобных тем, какие имеются в отношении литургии Василия Великого , в данном случае не существует. В этом главная трудность решения вопроса о принадлежности Златоусту тех или иных молитв Евхаристии. Исходя из сказанного выше о литургии IV века, личное творчество Иоанна Златоуста нужно искать во второй половине современного чина литургии, т. е. после великого входа. Севастьяновский список литургии Иоанна Златоуста так и начинается молитвой «Господи Боже Вседержителю», над которой сделана надпись: «Молитва проскомидии святаго Иоанна Златоуста по поставлении Святых Даров на святой трапезе и исполнении народом таинственнаго гимна» 57 . Очевидно, это первая молитва Иоанна Златоуста . Второй молитвой его должна быть анафора, об оригинальных чертах которой, в отличие от анафоры Василия Великого , сказано было выше. Молитва перед «Отче наш» или перед причащением «Тебе предлагаем живот наш весь» также не вызывает сомнения относительно принадлежности ее Иоанну Златоусту . Что касается главопреклонной молитвы «Благодарим Тя, Царю невидимый», то она вызывает сомнение. Как известно, особенностью древних главопреклонных молитв было то, что в них возносилось моление об определенных духовных нуждах тех, над кем эта молитва произносилась. Это подтверждает VIII книга «Постановлений апостольских», где даны особые главопреклонные молитвы для чтения над оглашенными, обуреваемыми, просвещаемыми, кающимися и верными применительно к их духовным нуждам 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И в церкви соблюдается обычай святые храмы ставить на восток олтарем. Но и по древнему уставу требуется иногда совершать молитвы, обращаясь не на восточную страну. Так во время крестных ходов около церкви на ектениях молятся со всех стран, обращаясь на церковь ; и не только тогда, но и на всенощном бдении, на литии, главопреклонную молитву, по старопечатным книгам, иерей читает обратясь лицом на запад к народу. Есди этого действия на всенощном бдении, т. е. чтения молитвы иереем на запад, и сами старообрядцы не зазирают, то почему же они столь жестоко зазирают церковь за такое чтение молитв на Троицкой вечерни? И народ молится тогда не на запад, а ва восток; только священник ради удобнейшего слышания народом пространных и умилительных молитв, читает их от алтаря, а не на восток лицом. Притом же это обычай древний, у нас в России, несомненно, употреблявшийся при первом нашем патриархе Иове, как свидетельствуют напечатанные при нём Триоди, где говорится: «читает Иерей молитвы от олтаря». Значит, читать молитвы на Троицкой вечерни, обратясь лицом на восток, есть обычай позднейший, относящийся к временам патриарха Иосифа. Справедливо ли зазирать церковь за древний обычай? Старообрядец. Почему девятый час не поётся по древнему уставу, прежде литургии, а поётся, последи, с вечернею? Православный. И это не новый, а древний обычай, чтобы петь девятый час после литургии, перед вечернею; о нем говорится ясно в Уставе, напечатанном при патриархе Филарете, к концу книги, на листе 48 второго счёта: «По отпущении литургии, аще будет ясти дважды днем, входим в трапезу и ядим, что Бог дарова; аще ли есть пост и поклоны, дает нам раздробление иерей, и параклисиарх воду теплу, и поседим мало по отпущении литургии, и потом входим в келия своя, и умолчим до времени девятаго часа. Тогда убо ударяет в малое древо, и собравшеся в церковь , поем час девятый». Итак, петь девятый час после литургии пред вечернею не есть обычай новый, но древний, при патриархе Иосифе оставленный, патриахом же Никоном восстановленный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

На Вечерне тремя антифонами, называемыми «малыми антифонами», были Пс. 114, 115 и 116; припев к первому был: Молитвами Богородицы...; ко второму: Аллилуиа, но в конце пелся знаменитый тропарь Единородный Сыне; припевом третьего антифона было Трисвятое. Молитвы этих трех антифонов сохранились среди молитв Вечерни в Пятидесятнице и в «Variae Lectiones» Гоара 43 . На Утрене вторая часть службы начиналась с чтения Синаксария дня и ектении « κτενς». Затем следовал Пс. 50 с тропарем, относящимся к каждому стиху и Единородный в конце; потом следовала группа из трех классических псалмов 148–149–150 (последний антифон Псалтыри); в конце Слава во вышних Богу с последующим Трисвятым. По воскресеньям процессия входила в алтарь во время Слава во вышних, после нее пели прокимен воскресный ( Пс. 9,33 ) и читали на амвоне Евангелие Воскресения. Пс. 50 и Пс. 148–150 , как и все другие антифоны имели собственную молитву (соответственно 10-ую и 11-ую из 12-ти имеющихся в нынешнем шестопсалмии; 9-ая, предназначенная для Евангелия, не читалась в Св. Софии). Мы думаем, что Слава в вышних следует рассматривать как третий антифон, но у нас нет молитвы, предназначенной для этого 3-го антифона; по крайней мере нельзя рассматривать в качестве таковой дополнительную молитву Ле и Гр- 7 в конце ρθρος– α. Третья часть Вечерни и Утрени была составлена исключительно из молитв и ектений. Схема одна и та же для обеих служб, но текст молитв различен: а) молитва оглашенных с ектенией; б) две молитвы верных; как а), они также отсутствуют в современном Евхологии; в) «третья» молитва (верных), называемая πλυσις – отпуст (и соответствующая четвертой молитве Малых Часов), предшествуемая ектенией просительной «ангела мира» (в Вечерне это последняя из семи молитв, произносимых во время Пс. 103 , и на Утрене, последняя из двенадцати, произносимых во время шестопсалмия); д) молитва главопреклонная (как в конце Малых Часов); это молитва , находящаяся в конце современных Вечерни и Утрени; единственные молитвы, сохранившие свое древнее местоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полный обряд Брака, с подразделением на Обручение и Венчание, в православной Церкви совершается следующим образом. а) По обычном начале для Обручения, какой бывает на Утрени, и для Венчания – на Литургии, по чину Обручения читается обыкновенная предначинательная ектения и последовательная молитва, потом – молитва главопреклонная или молитва ниспослания мира, окончательная; б) производится возложение перстней, сопровождаемое молитвой; и в) наконец следует ектения сугубая. – По чину Венчания: α) поется избранный приличный псалом (127-й), изображающий дары Божии, ниспосылаемые благочестивым супругам, боящимся Господа и ходящими в путех Его; д) торжественно подтверждаются еще желания брачущихся на взаимный союз; в) читается предначинательная ектения; г) молитвы Брака – три; д) возлагаются венцы; е) предлагается чтение Апостола и Евангелия; ж) следует обыкновенная за ними ектения сугубая с молитвою; з) произносится молитва Господня; и) подается за молитвой общая чаша; г) совершается ликовствование вокруг Креста и Евангелия трикратное с пением Исайе ликуй; к) снимаются венцы, так сказать, с объявлением совершившегося благословения Божия; л) отпуст обыкновенно заключает священнослужение. Кажется, что в древности молитвы и действия Обручения вставлялись в общие молитвы Утрени, а Венчания – в молитвы Литургии; о чем уже и говорили мы с подробностью в общем обозрении Таинств 320 . И в нынешнем Чинопоследовании сказано, что священнодействие Брака совершается сряду по Литургии, и в Церкви. Сколь же, посему, далеко хотят уклоняться от порядка те брачущиеся Христиане, которые хотят, чтобы венчание их было по вечеру, и даже иногда, сколь можно, позже в ночи! Увы! обычай века силится затмить и то, что в самом времени Венчания по правилам св.Церкви могло быеще сообщаться всем в назидание! Из сказаннаго доселе довольно уже видно, что Брак совершается не иначе, как чрез Священника: преподавать благословение Божие дарована благодать только служителю Божию. 10. Кто может и не может принимать Брак в Церкви православной

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Полунощница ) (VIII 34). Выбор именно этих часов для молитвы получает символическое толкование: каждому ставится в соответствие к.-л. момент Страстей Христовых. В А. п. неоднократно подчеркивается важность ежедневного посещения вечерни и утрени в церкви (II 36. 6; 59. 1-2; 60). Порядок вечерни (VIII 35-37) и утрени (VIII 38-39) следующий: псалом (на вечерне - «светильный» (вероятно, Пс 140), на утрене - «утренний» (вероятно, Пс 62)), возглашения диакона об оглашенных, обуреваемых, просвещаемых и кающихся, как «прежде сказано» (т. е. такие же молитвы об этих категориях христиан, как в литургии VIII кн. А. п.), и их отпуст, коленопреклонная ектения, прошение о даровании «ангела мира» (о значении этого прошения см. ст. « Ангел-хранитель », разд. «Гимнография»), молитва и главопреклонная молитва епископа (разные на вечерне и на утрене), отпуст ( Taft. P. 44-47). Порядок малых часов в А. п. не описывается, однако повторяется предписание «Дидахе» о чтении трижды в день молитвы Господней «Отче наш» (VII 24. 2). В А. п. приводятся нек-рые библейские песни , традиционно входящие в состав служб суточного круга: молитва Манассии (II 22. 12-14), Великое славословие в своеобразной редакции (VII 47) (приводится предположительно как утренняя песнь), «Ныне отпущаеши» , дополненное Пс 112. 1 и фрагментом Великого славословия (VII 48) (приводится предположительно как вечерняя песнь); кроме того, в VII кн. (гл. 49) помещена содержащая парафраз Пс 135. 25 молитва, практически совпадающая с молитвой после вкушения пищи визант. чина о панагии (Часослов. С. 129). С большой степенью подробности в А. п. описан порядок принятия в Церковь новых членов ( Metzger. T. 2. P. 90-97). Оно начинается с проводимого епископом или пресвитерами собеседования с желающими принять христианство об их образе жизни, прошедшие собеседование допускаются к трехлетнему оглашению (VIII 32; содержание оглашения: VII 39). Оглашаемые (а также «слушающие» - те, кто интересуется христианством, но еще не решился принять его) допускаются к участию в литургии оглашенных и начальных частях вечерни и утрени, где о них возносятся особые молитвы (VIII 6, 8, 35, 38), но не допускаются к участию в таинствах и в домашней молитве верных (VIII 12.

http://pravenc.ru/text/ Апостольских ...

Православный. Святой Иоанн Дамаскин действительно называет древним обычаем христиан молиться на восток, когда пред очами нет иконы, или креста, или святого храма. И в Церкви соблюдается обычай святые храмы ставить на восток алтарем. Но и по древнему уставу требуется иногда совершать молитвы, обращаясь не на восточную страну. Так во время крестных ходов около церкви на ектениях молятся со всех стран, обращаясь на церковь ; и не только тогда, но и на всенощном бдении, на литии, главопреклонную молитву, по старопечатным книгам, иерей читает обратясь лицом на запад, к народу. Если этого действия на всенощном бдении, т. е. чтения молитвы иереем на запад, и сами старообрядцы не зазирают, то почему же они столь жестоко зазирают Церковь за такое чтение молитв на троицкой вечерни? Притом же народ молится тогда не на запад, а на восток; только священник ради удобнейшего слышания народом пространных и умилительных молитв читает их от алтаря, а не на восток лицом. И это обычай древний, у нас в России несомненно употреблявшийся при первом нашем патриархе Иове, как свидетельствуют напечатанные при нем Триоди, где говорится: «читает иерей молитвы от алтаря». Значит, читать молитвы на троицкой вечерни, обратясь лицом на восток, есть обычай позднейший, относящийся ко временам патриарха Иосифа. Справедливо ли зазирать церковь за древний обычай? Старообрядец. Почему девятый час не поется, по древнему уставу, прежде литургии, а поется последи, с вечерней? Православный. И это не новый, а древний обычай, чтобы петь девятый час после литургии, пред вечерней; о нем говорится ясно в Уставе, напечатанном при патриархе Филарете, к концу книги, на листе 48 второго счета: «По отпущении литургии, аще будет ясти дважды днем, входим в трапезу и ядим, что Бог дарова; аще ли есть пост и поклоны, дает нам раздробление иерей, и параклисиарх воду теплу, и поседим мало по отпущении литургии, и потом входим в келия своя, и умолчим до времени девятого часа. Тогда убо ударяет в малое древо, и собравшеся в церковь , поем час девятый». Итак, петь девятый час после литургии пред вечерней не есть обычай новый, но древний, при патриархе Иосифе оставленный, патриархом же Никоном восстановленный. А притом и самое время требует такого обычая: ибо девятый час, по восточному счету, есть третий час пополудни. И молитв девятого часа, то есть третьего после полудня, совершать пред литургией в недельный день, когда пост возбраняется апостольским 64-м правилом, несправедливо: ибо сим будет означаться, что святая литургия совершается в недельный день по постному обычаю и день недельный есть день постный; а согласнее с правилами святых апостол девятый час петь после литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Так он неодинаково изложен в рукописных Требниках, и в печатных богослужебных книгах. В рукописном Требнике конца XIV или начала XV столетия, находящемся в Московской Синодальной библиотеке, 371, содержатся две молитвы, вторая из них главопреклонная. У Гоара в Требнике только первая из сих, а последней, начинающейся: Владыко Господи Боже наш и т. д., нет (Невоструев. Опис. Рукоп. Москов. Синод. библ. отд. III, стр. 145). В Требнике же XVI века, там же находящемся, 377, есть довольно обширное последование. Вот как оно описано: Нач. «Поставит их поп пред олтарем и руци их положит на святое евангелие; и пояшет их поясом единым и дает им по свеци». Чинопоследование состоит из ектении, молитвы (в 371 первая на сей предмет), чтения из апостола 1Кор. 12:27, 13:8 и евангелия Ин. 17:18–26 ), ектении сугубой, молитвы: Господи Вседержителю (Goar р. 900) и другой (в 371 положенной в главе 17 – в ином переводе). За тем после Отче наш, следует приобщение побратимов (так и называются вступающие в братство) преждеосвященными дарами, и обвождение их вокруг аналогия, при пении тропарей: Господи, призри с небеси и виждь и т. д. (Невоструев, там же стр. 211). В печатных богослужебных книгах – в одних чин братотворения состоял только из ектении «Миром Господу помолимся», имеющей пять прошений, и из двух молитв; таков чин в Потребниках Московских 1625, 1633, 1636, 1651 годов. В иных же книгах находится чин братотворения, по своему составу, подобный молебному пению, при котором произносится прокимен, читаются апостол и евангелие, и положены две ектении, из них ектения – «Миром Господу помолимся» имеет 15 прошений, и после ектенин четыре молитвы. Такой чин братотворения заключается в Московском мирском Потребнике 1639 года. Наконец, совершался чин братотворения с молитвословиями для причащения братавшихся преждеосвященными дарами. Таково последование в Требнике, изданном в Венеции в 1570 году и в глаголическом евхологии XI в. 177 В молитвословиях всех этих чинов братотворения – рукописных и печатных, испрашивается у Бога, вступающим в братский союз, главным образом, укрепление в любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Эти молитвы в древнейших греческих рукописях отсутствуют и появляются только в XII веке в периферийном Евхологии, что говорит об их позднем введении в чин. В современной практике эти молитвы читаются непосредственно перед началом чинопоследования таинства крещения. Молитва наречения имени Затем, как и в древнейших византийских рукописях, следует молитва наречения имени, которая в славянском Требнике стала сопровождаться обычным началом и тропарем праздника Сретения Господня. В Константинополе, по крайней мере еще в X веке, детей не крестили рано, но подходили к этому Таинству постепенно: ребенка на восьмой день после рождения приносили к вратам храма, и здесь над ним читалась так называемая молитва наречения имени 429 , первое упоминание о которой относится к VIII веку. Однако смысл этой молитвы состоит не в наречении имени ребенку (хотя она именно так называется, но об этом даже и речи нет в молитве), а в запечатлении на нем имени Божия 430 : «да знаменается свет Лица Твоего...», «да знаменается Крест Единородного Сына Твоего...», «даждь, Господи, не отречену пребыти Имени Твоему Святому на нем...». Внешним знаком этого посвящения новорожденного ребенка Богу служит знамение Креста, показывающее, что теперь этот человек – Божий. Воцерковление 431 В современной богослужебной практике воцерковление совершается после таинств Крещения и Миропомазания, однако в Византии, начиная примерно с IV века, оно совершалось на сороковой день после рождения ребенка, с тем чтобы еще до Крещения приобщить его к Церкви 432 . Сам чин воцерковления возник уже к VI веку 433 , а окончательно сформировался к XV веку. Византийский чин воцерковления состоит из двух молитв: «Господи Боже наш, в четыредесятный день...», которая встречается уже в VIII веке в Евхологии Барберини (Vat. Barberini. gr. 336), и главопреклонной молитвы «Боже Отче Вседержителю, велегласнейшим пророком...», вошедшей в чин воцерковления к XV веку. До XII–XIII веков обряд поклонения святому престолу совершался следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

4. Когда диакон призывает народ склонить главу, мы склоняем главу и держим ее так до конца главопреклонной молитвы, завершившейся пением «аминь». Также со склоненной главой мы стоим во время последнего отпуста. 5. Во время кафизм и чтений из Ветхого Завета и Апостола принято сидеть, так как эти чтения носят назидательный, а не молитвенный характер. В византийской и римской традициях принято стоя слушать Евангелие, тогда как в древней Александрийской Церкви до VII века полагалось Евангелие слушать также сидя, а стоя слушали только Евангелия о страданиях Христа (т. е. Евангелия страстей) и евангельские фрагменты о Воскресении. Всё остальное слушалось сидя. Также сидя можно слушать проповедь священника. В сущности, сидя в древности пелся и Символ веры (хотя сейчас это не принято). В тех храмах, где за богослужением читается Житие празднуемого святого или Синаксарь праздника, также во время указанных чтений сидят. Однако следует признать недопустимым, чтобы эти чтения располагались во время причащения духовенства в алтаре, т. е. между «Святыня — святым» и выносом Святых Даров для причастия народа. Это время внутренней подготовки себя к принятию в тишине личной молитвы. В лучшем случае здесь уместно читать молитвы перед Святым Причастием (в пасхальное время можно пропеть канон или стихиры Пасхи, так как Евхаристия есть Таинство Пасхи Христовой). 6. В любой день года полагается земной поклон после освящения Даров на эпиклезисе (в большинстве случаев хор в это время поёт «Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, молимся Тебе, Боже наш» и народ не слышит самих слов благословения Даров, к великому сожалению, но и в этом случае верующие в храме могут видеть кланяющегося в алтаре священника). Также земной поклон полагается во время возношения Св. Хлеба со словами «Святыня — святым». Священники делают поклон перед этим возношением, а младшие клирики и миряне — во время возношения, в ответ на которое отвечают «Един Свят, Един Господь Иисус Христос». А вот после Причастия и до вечера не принято делать земные поклоны — прежде всего, чтобы случайно не вызвать рвотного рефлекса. Поэтому, когда священник осеняет народ Чашей со словами «в сей час и всегда и во веки веков», делается крестное знамение с глубоким поясным поклоном.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010