Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАВОПРЕКЛОННАЯ МОЛИТВА [греч. εχ τς κεφαλοκλισας], молитва, во время чтения к-рой священником народ совершает главопреклонение . В богослужении древней Церкви склонение головы как знак принятия заключительного благословения предстоятеля перед отпустом было очень распространено; со временем во мн. традициях установились соответствующие молитвы для таких главопреклонений в конце различных служб. В правосл. богослужении Г. м. обычно предваряются возгласом диакона: Τς κεφαλς μν τ Κυρ κλνωμεν (        ). В к-польских формулярах Божественной литургии, используемых правосл. Церковью до наст. времени, Г. м. на отпуст той или иной категории молящихся встречаются в 4 местах литургии: 1) на отпуст оглашаемых (нач. в литургии свт. Василия Великого: Κριε Θες μν, ν ορανος κατοικν, κα πιβλπων π πντα τ ργα σου (                          ); свт. Иоанна Златоуста: Κριε, Θες μν, ν ψηλος κατοικν κα τ ταπειν φορν (                      ); Преждеосвященных Даров: Ο Θες, Θες μν, κτσης κα δημιουργς τν πντων (              )) (см.: Mateos. Célébration. P. 156-159); 2) на отпуст просвещаемых, т. е. оглашаемых, к-рые готовятся вскоре принять Св. Крещение (нач.: Επφανον, δσποτα, τ προσωπν σου π τος πρς τ γιον φτισμα ετρεπιζομνους (                    ); в наст. время эта молитва читается лишь в чине литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды 4-й седмицы Великого поста и до Страстной седмицы включительно, но некогда в этот же период года она читалась и на полных литургиях); 3) после пения «Отче наш» и перед возгласом     (нач. в литургии свт. Василия Великого: Δσποτα Κριε, Πατρ οκτιρμν, κα Θες πσης παρακλσεως, τος ποκεκλικτας σοι τς αυτν κεφαλς ελγησον (                          ); свт. Иоанна Златоуста: Εχαριστομν σοι, Βασιλε ρατε, τ μετρτ σου δυνμει τ πντα δημιουργσας (                      ); Преждеосвященных Даров: Ο Θες, μνος γαθς κα εσπλαγχνος, ν ψηλος κατοικν (                  ); как показал Р. Тафт, эта Г. м. возникла как молитва на отпуст непричащающихся верных, чем следует объяснять и необычную форму диаконского возгласа перед ней -         (вместо   и  ), см.: Taft. Precommunion. P. 155-197); 4) место Г. м. на отпуст всех остальных молящихся занимает заамвонная молитва , не предваряемая обычным диаконским возгласом, но сопровождаемая главопреклонением диакона, призывающего этим склонить головы и верных.

http://pravenc.ru/text/165057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом. Простейшей и наиболее частой формой Д. л. являются такие сочетания литургических аккламаций , как:     -     (см. ст. «Господи, помилуй» ),     -               -     (см. ст. Главопреклонная молитва ),       -       (см. ст. Отпуст ) и др., а также ответ народа Аминь на различные возгласы предстоятеля. Среди развернутых Д. л. в правосл. богослужении наибольшее распространение имеют ектении (также широко известны и в невизант. вост. традициях; на Западе аналогичные формы употребляются значительно реже - см. ст. Литания ). Особое значение во всех древних христ. традициях имеют неск. Д. л. в составе Божественной литургии. Это в первую очередь диалог accessus ad altare (в к-рый во мн. традициях входят слова Лк 1. 35, понимаемые как молитвенное пожелание предстоятелю со стороны сослужащих перед совершением Таинства (в древней традиции эти слова могли также служить указанием предстоятеля одному из сослужащих, чтобы тот возглавил евхаристическую молитву - см.: Taft. Great Entrance. P. 285-310; Слуцкий. 2001)) и диалог перед анафорой . Диалог перед анафорой согласно принятым ныне в РПЦ изданиям Служебника, имеет следующий порядок. Разд. 1: диакон:                       - Хор:          . Разд. 2: Предстоятель:                                     - Хор:        . Разд. 3: Предстоятель:       - Хор:      . Разд. 4: Предстоятель:     - Хор:                                . В др. христ. традициях преанафоральный диалог имеет сходную общую структуру, хотя возможны нек-рые отличия. Так, разд. 1 в различных вост. традициях имеет разный текст, а в зап. вовсе отсутствует. Разделы 3 и 4 в эфиоп. традиции переставлены местами; в вост.-сир. традиции весь диалог в целом имеет сложную и необычную структуру и т. д. Подобного рода диалоги перед началом торжественных молитв были известны уже в межзаветном богослужении (см.: Giraudo. 1989. P. 94-96 passim) и оттуда перешли в раннехрист. (Р. Тафт обращает внимание на то, что истоки раннехрист. преанафорального диалога можно искать также и в античной практике: Taft. 1989. P. 72). Подобный диалог, впрочем, расположенный не до молитв, а после них (что позволяло нек-рым исследователям предположить, что после этого Д. л. следовали иные молитвы - см., напр.: Robinson. 1953), содержится уже в «Дидахе» (11. 6-7). Отдельную проблему составляют стихи 1 Кор 16. 20-24, в к-рых одни исследователи видят цитату из реального Д. л. апостольского времени (см., напр.: Robinson. 1953), др., напротив, считают, что никакой связи между 1 Кор 16. 20-24 и актуальной литургической практикой нет (см., напр.: Unnik. 1959).

http://pravenc.ru/text/171927.html

Третья часть труда отца Михаила Арранца посвящена молитвам часовых служб. Это, пожалуй, самая трудная часть исследования. Если значительная часть вечерних и утренних молитв сохранилась в современных чинопоследованиях и благодаря этому можно говорить об исчезнувших, чему также благоприятствует сохранившееся хотя бы многочисленное количество записей этих чинопоследований, то молитвы часовых служб давно вышли из богослужения и никто из современных клириков не имеет их «на слуху»; мало сведений об этих молитвах можно почерпнуть из древних часословов. Здесь отцу Михаилу пришлось проделать гигантскую работу по изучению множества рукописей, прежде чем классифицировать эти молитвы. Отец Михаил сделал весьма удачную классификацию, отделив молитвы древнего Византийского Евхологиона, положив в основу этой группы молитвы Барбериновского евхологиона 336, другую половину он называет новыми молитвами. В этой половине о. Михаил устанавливает пять групп молитв: А) Итало-греческую константинопольского происхождения. В) Критскую, в основу которой он положил Архиератикон кардинала Виссариона, аббата Крипты Ферратской. С) в основу которого им положен евхологион из собрания Севастьянова (Москва), D) Синайские рукописи (в сличении с древними константинопольскими) и Е) Западные: монастыря в Мессине, Гроттаферратского и кафедрального собора в Отранто (новая константинопольская тенденция). Классификация позволяет отцу Михаилу установить отношение часовых служб к службам Вечерни и Утрени, сравнительно позднее появление службы 1-го Часа и «экстраординарное» значение песненных чинопоследований Тритекти и Панихиды и смешение служб древнего Константинопольского Евхологиона с чинопоследованиями монастырского происхождения. Четвертая часть труда о. Михаила посвящена давно вышедшей из богослужебной практики службе так называемой Панихиды. Эта служба, по смыслу близкая агрипнии, то есть всенощному бдению, как правильно заметил о. Михаил, представляла сравнительно непродолжительную службу. Три антифона, предваряемые ектениями, и 5 молитв, из них последние две отпуста и главопреклонная, – вот основной состав этой службы. Отец Михаил приводит эти молитвы, как они изложены в Барбериновском евхологионе 336, и справедливо замечает, что содержание 1, 2 и 3-ей молитв не связано с содержанием сопутствующих им 119, 120 и 121-го псалмов и что они «возвращаются» к 7-ой светильничной молитве, молитве 1-ой из Вечерни Постановлений Апостольских и молитве Йоцер из Шемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

авторов II-III вв. Обряд же общей чаши восходит к древнейшему обычаю начинать брачный пир с того, что молодые распивают общую чашу с вином (в Евхологии Vat. Barber. 336 молитва над общей чашей выписана прежде указания о Причащении; в др. рукописях Причащение всегда предваряет вкушение общей чаши). Т. о., обряд общей чаши к VIII в. уже был включен в церковное чинопоследование (в более раннюю эпоху общая чаша еще связывалась не с церковным чином, а с пиром, как видно из описания Феофилакта Симокатты и др. источников; обычай ритуализировать первую чашу брачного пира сохранялся и впосл.- напр., в форме «заздравных» и «величальных» чаш в древнерус. традиции). Союз Христа и Церкви. Роспись ц. Пророка Илии в Ярославле. 1715-1716 гг. Союз Христа и Церкви. Роспись ц. Пророка Илии в Ярославле. 1715-1716 гг. Т. о., уже в VIII в. чин В. б. включал в себя 3 основных момента: собственно венчание (сопровождаемое ектенией и обычной для визант. богослужения последовательностью из молитвы и главопреклонной молитвы), Причащение Св. Таин, вкушение общей чаши (т. е. символическое начало брачного пира). Это последование соответствует порядку бракосочетания имп. Маврикия. В совр. лит-ре широко распространено ошибочное мнение о том, что основным фактором, повлиявшим на оформление отдельного чина В. б. в правосл. Церкви, было законодательство имп. Льва VI Мудрого (см., напр.: Мейендорф И. , прот. Брак в Православии. М., 1995. С. 231-235). Это мнение обязано своим появлением статье А. Завьялова (ПБЭ. Т. 2. Ст. 1028-1032), к-рый был плохо знаком с визант. литургическими источниками. Анализ источников ясно показывает, что чин В. б. в основных чертах сложился задолго до имп. Льва VI и присутствует в более ранних богослужебных рукописях; обе его древнейшие молитвы (те же, что и в Евхологии Vat. Barber. 336) цитирует прп. Феодор Студит, а фрагменты текста 2-й из них есть уже в кондаке «На брак в Кане [Галилейской]» прп. Романа Сладкопевца (VI в.; см.: SC. 110. 295-321). Однако общеобязательным чин В.

http://pravenc.ru/text/150353.html

В более поздний период в ветхозаветном храмовом богослужении благословение произносил чередной (служащий) священник после принесения утренней жертвы. При произнесении благословения священник «сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» ( Сир. 50, 19-23 ). В троекратном произнесении Ааронова благословения можно видеть пророческое предвосхищение христианского откровения о Боге, Едином в Святой Троице. В православном богослужении Ааронову благословению соответствует главопреклонная молитва, предваряемая преподанием мира возгласом священника «Мир всем». В Ветхом Завете благословению сопутствовали жесты, наиболее частыми из которых были поднятие и возложение рук. Из Евангелия известно, что Свои благословения Господь Иисус Христос сопровождал возложением, прикосновением или воздеянием рук. Символизм жестов сохранен и в христианстве. Через возложение рук епископа на голову ставленника на священническое служение и призвание благодати Святого Духа совершается Таинство священства. Крест (крестное знамение) является одним из главных символов и жестов в Церкви. Начертанный рукой священника, образ Креста сопутствует благословению. Для преподания благословения также могут использоваться различные предметы – кресты, евангелия, иконы, Чаша со Святыми Дарами и др. Исторически значение термина «благословение» в христианстве варьировалось. Так, в сочинениях христианских авторов IIV вв. этот термин применяется по отношению к чинопоследованиям Таинств Евхаристии, Крещения и Миропомазания, Священства. К благословению были отнесены и молитвы над хлебом, вином, елеем, начатками плодов и др. С течением времени на Востоке благословение стало также употребляться в более узком значении, описывая формулы, в определенных случаях произносимых священнослужителем над предметами или людьми. Как правило, такое благословение сопровождалось определенным жестом или действием. Со временем среди христиан утвердилось понятие «священническое благословение», что, впрочем, не исключало практики благословения мирян со стороны других мирян (например, практики благословения родителями детей на женитьбу).

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан. Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног, и заключительный тропарь-ипакои. Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя xii . При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга – этот порядок отраженв Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, вЕвергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии. В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре – монахов, если в кафедральном соборе – священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу). После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и тропари 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня – в начале; тропарь 5-й песни трипеснца Великой пятницы – в конце). Текст чина умовения ног в соборной и монастырской редакциях приведен в Приложении 4 к настоящей заметке.

http://pravoslavie.ru/37408.html

Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга — этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии. В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем Предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, Предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре — монахов, если в кафедральном соборе — священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу). После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня — в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона — в конце). Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но не довольствуясь добровольным приходом нового подвижника и его первыми признаниями, он приступает с подробным испытанием: вольною или невольною мыслию приступает он к Богу, а не от нужды и насилия, пребудет ли в монастыре и постничестве даже до последнего издыхания. Сохранит ли себя в девстве и целомудрии и благоговении, и в послушании настоятелю и братии? Потерпит ли всякую скорбь и тесноту жития монашеского ради Царствия Небесного? На все эти вопросы он слышит тот же смиренный ответ, исполненный сознания своей немощи и упования на благодатную поддержку: «Ей, Богу содействующу, честный отче». Затем игумен раскрывает, в чем состоит совершеннейшее житие, и дает благие советы. Он полагает основанием его чистоту, смиренномудрие и совершенное самоотвержение, предостерегает об искушениях, которые воздвигнет на воина Христова враг человеческий воспоминаниями прежней жизни. В пример для подражания он предлагает святых мучеников за веру и Самого Господа, принявшего ради нас образ раба. В конце еще раз спрашивает: «Сия вся тако ли исповéдуеши в надежды силы Божия и в сих обетех пребывати обещáешилися даже до конца живота, благодатию Христовою?» – «Ей, Богу содействующу, честный отче», – звучит ответ. Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие Щедрого Бога, сказавшего Израилю: «Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе»; укрепляет дух нового брата обетованием Небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе. Постригаемый преклоняет колена и преклоняет главу, игумен возлагает на его главу книгу (Большой Требник или Последование пострижения) и читает две молитвы: возгласную и главопреклонную, в которых просит Господа, призвавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, оградить и этого раба Своего силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избрáнных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

она, включающая в свой состав призывание Святого Духа и троекратное осенение рукой священника освящаемого вещества – в данном случае, воды. Главопреклонная молитва «Приклони, Господи, ухо Твое…». Троекратное пение тропаря праздника Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» с погружением креста в воду. Окропление молящихся святой водой, целование всеми креста 26 и возвращение священнослужителей в алтарь с пением стихиры «Воспоим вернии…». Несмотря на то, что этот порядок выглядит весьма стройным, оригинальная константинопольская традиция следовала несколько иной логике построения чина. Вот как описывают великое освящение воды в храме Святой Софии богослужебные указания Константинопольского Синаксаря 27 : «5-го числа того же месяца [января]. Навечерие [праздника] Светов… (Следует описание вечерни и литургии навечерия. – свящ. М. Ж.) Но [в обычное время] отпуста диакон не отпускает народ, то есть не возглашает: «С миром изыдем» 28 , но [вместо этого возглашает:] «Премудрость!», и входит патриарх под сень святого престола вместе с диаконами и [служителями] со свечами и кадилами. И диакон совершает ектению, а после этого патриарх читает молитву о воде. И по завершении благословения воды, когда патриарх пойдет из [храма] к фонтану атриума, певцы у амвона начинают петь: «Глас Господень…», под это пение все идут в атриум и там тоже читается молитва благословения воды. А [в храме в это время] с амвона читают паремии (те же, что и сейчас, но без Апостола и Евангелия.– свящ. М. Ж.). 6-го числа того же месяца. Праздник святого Богоявления… Утреня поется в храме 29 , и на 50 псалме поется тропарь: «Днесь Троицу…» и другой: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И по его завершении патриарх идет в баптистерий и совершает таинство Крещения…» 30 . Из этого описания видно, что освящение воды не включало в себя ни библейских чтений, ни песнопений, но лишь ектению и молитву, то есть соответствовало пунктам 3–5 из современной схемы чинопоследования. Более того, оно, вероятно, совершалось не над конкретным сосудом с водой, а над водой вообще, над всей водной стихией, – иначе невозможно понять, как не просто в алтаре, а непосредственно на святом престоле, вплотную к которому предписано подойти патриарху, могло взяться достаточное количество воды. С другой стороны, предстояние у самого престола хорошо соответствует евхаристическому характеру молитвы «Велий еси, Господи…».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Описание. Т. 2. С. 215, 366, 443, 489, 742-743, 861, 1017). При этом в рукописях Евхология нередко замечено, что в том случае, когда одна из сторон не состояла ранее в браке, а другая - второбрачная, эта молитва читается только над второбрачной стороной, а затем совершается венчание по обычному чину; в случае В. обеих сторон читается только эта молитва, к-рая может как сопровождаться, так и не сопровождаться священнодействием возложения венцов. Та же молитва нередко выписана и в слав. рукописях XV - 1-й пол. XVII в. В древнерус. практике при совершении чина В. к этой молитве прибавлялись нек-рые второстепенные молитвословия и песнопения, а также чтения из Еф 5. 20-32 и Мф 19. 3-12 и собственно священнодействие венчания. На Руси и в др. слав. странах достаточно долго сохранялась традиция, восходящая к отмеченной еще у прп. Феодора Студита визант. практике, когда второбрачным венцы возлагались не на головы, а на плечи. При венчании второбрачной и единобрачной сторон молитва читалась только над второбрачной стороной, а затем чин совершался по уставу 1-го брака с произнесением имени единобрачной стороны прежде второбрачной; от общей чаши с вином вкушали не только супруги, но и все присутствовавшие ( Дмитриевский. Богослужение. С. 402-405). Эти особенности венчания 2-го брака доныне сохраняются в рус. старообрядческой и единоверческой практике. К XVI в. вместо отдельной молитвы в Евхологиях зачастую выписываются целые чины В., составленные с использованием элементов чинов обручения и венчания единобрачных. Так, в рукописи 1516 г. (Sinait. gr. 977) чин В. имеет следующий порядок: начальные молитвословия, молитва: Κριε Θες μν πρνοια τν λων κα πσης κτσεως δημιουργ (Господи Боже наш, предведение всего и всякой твари Создатель), обряд соединения правых рук супругов (лат. dextrarum iunctio) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», преподание общей чаши с вином с обычной молитвой: Ο Θες, πντα ποισας τ σχ σου (          ), главопреклонная молитва Ελογητς ε, Κριε Θες μν, δι συναφεας τ γνος τν νθρπων συστησμενος (Благословен еси, Господи Боже наш, совокуплением составивший человеческий род), молитва чина обручения Ο Θες ανιος, τ διρημνα συναγαγν ες ντητα (            ); на 3-й день читается обычная молитва «на разрешение чертога новобрачных» (в ркп., вероятно, ошибка: πντας вместо παστν): Κριε Θες μν, παραγενμενος ν Καν τς Γαλιλαας (              ) ( Дмитриевский.

http://pravenc.ru/text/155584.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010