Ввиду трудности исполнения в полном объеме предписания Типикона о чтении Четвероевангелия на часах обычно вычитывают часть Четвероевангелия заранее - на 6-й седмице Великого поста или даже в течение неск. седмиц поста. Эта практика появилась давно: так, греч. иерусалимский Типикон трапезундской редакции XIV в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 451) предписывает прочитывать на 6-й седмице, начиная со среды, половину Четвероевангелия; в Обиходнике Сийского мон-ря XVI в. (ГИМ. Син. 814) содержится указание читать Евангелия от Матфея и Марка на 6-й седмице, в понедельник, вторник и среду, а остальные 2 - на Страстной седмице ( Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Ч. 1. С. 205). В 1-й пол. XVII в. подобная практика бытовала в московском Успенском соборе, но была в 1661 г. запрещена царем Алексеем Михайловичем ( Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 108-109). Тем не менее в наст. время практика заранее вычитывать часть Четвероевангелия широко распространена, хотя она отчасти лишает чтение Четвероевангелия первоначального символизма, заключающегося в изображении проповеди Христа в храме в первые 3 дня Страстной седмицы. В конце изобразительных Вел. среды, после 12-кратного «Господи, помилуй» и молитвы Типикон предписывает читать вместо отпуста главопреклонную молитву «    » (из чина повечерия), а затем испрашивать друг у друга прощение за все прошедшее время Четыредесятницы. По свидетельству сохранившихся рус. Чиновников, чин прощения в этот день в практике соборного богослужения РПЦ в XVII в. совершался с большой торжественностью: во время 9-го часа начинался благовест, в храме собирались клирики и миряне, богослужение возглавлял епископ. Окончание изобразительных изменяли ради этого случая: молитва изобразительных «    » заменялась на молитву 9-го часа «              » (вероятно, из-за покаянного характера молитвы); прощение испрашивалось дважды: 1-й раз после отпустной молитвы «    », 2-й раз после ектении-помянника (заимствованной из окончания полунощницы и повечерия) и окончательного отпуста, и именно во 2-й раз в формуле прощения звучало особое прибавление: «...

http://pravenc.ru/text/150085.html

Все службы начинаются с великого славословия, молитвы Господней «Отче наш» и священнической молитвы (  ). Великое славословие в начале служб ни древними комментаторами, ни в рукописях ранее XV в. не упоминается. Чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб было введено в IX в. патриархом Тимофеем I в связи с полемикой с сиро-яковитами. Когда эта молитва читается в начале службы, в ней после слов «Да святится имя Твое» присутствует характерная только для В.-с. о. вставка (  ) «Свят, Свят, Свят» ( Mateos. Lelya-apra. 1959. P. 82). Вечерняя служба напоминает литургию оглашенных. После начальных молитв читаются (а в праздники поются) псалмы (  ), завершением к-рых служит священническая молитва (возможно, эта часть вечерни представляет собой остаток службы 9-го часа; см.: Mateos. 1960. P. 77). После этого отверзается завеса алтаря, зажигаются светильники и совершается обряд каждения, во время к-рого поются особый тропарь (  ) и гимн «Тебя, Господи». В древности в этот момент в храм входил епископ. Далее поются изменяемый в зависимости от периода литургического года псалом или часть псалма с «Аллилуия» (    ) и 9 тропарей (    ). Этот блок появился в составе вечерни не ранее XI в. (см.: Ibid. P. 82). После вечерних псалмов (Пс 140, 141, 118 (не полностью) и 116), присутствующих в чине, как и в визант. традиции, поются части псалма с «Аллилуия» (    ) и 9 тропарей (    ). Служба завершается диаконской ектенией, Трисвятым и главопреклонной молитвой. После священнического благословения завеса алтаря закрывается. В господские праздники и на памяти святых после вечерни совершается процессия, подобная визант. литии. Она состоит из неск. псалмов (  ) «царского антифона» (    ) и части псалма с «Аллилуия» (  ). Существует гипотеза, что вечерние процессии и обряды возжжения светильников и каждения в В.-с. о. восходят к иерусалимской литургической традиции ( Winkler. 1970. S. 289-311). Ночная и утренняя службы на практике не разделяются: в чинопоследование ночной службы не входят заключительные молитвы, а в начале утренней не читаются великое славословие и «Отче наш».

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Вторая трагическая дата в истории Константинополя – 1204 год, когда город был оккупирован крестоносцами. Симеон Солунский связывает с этим событием исчезновение из богослужебной практики торжественных песненных последо-ваний 100 . Пострадал от оккупантов и Студийский монастырь. Кроме того, он подвергся пожару. Частично восстановленный монастырь сохранял значение центра духовной культуры и письменности, но утратил прежнее – в литургической жизни столицы. В это время на всем Православном Востоке, не исключая и Студийского монастыря, входил во всеобщее употребление Иерусалимский устав, который, в отличие от Иерусалимского святогробского, или патриаршего, устава, обычно называют Савваитским 101 . Такова вкратце история богослужения двух великих центров Православия на Востоке. Разделение ее на эпохи, связанные с чрезвычайными историческими событиями, происходившими неодновременно, разумеется, не означает изолированности церковной жизни этих центров одного от другого. Внешние обстоятельства, нарушавшие нормальную церковную жизнь того или другого центра, не могли порвать духовные и культурные связи Иерусалима с Константинополем. Связи существовали, и, следовательно, имел место обмен литургическими традициями и порядками, так что элементы константинопольского происхождения проникали в Иерусалим, а иерусалимские, в свою очередь, – в Константинополь. Нас в данный момент интересует история панихиды в Константинополе в эту бурную эпоху. Самое раннее упоминание о панихиде встречается у Гоара в Барбериновском евхологионе 336, датируемом последними годами VIII – началом IX века. Но это только упоминание о панихиде, молитв же ее Гоар не приводит 102 . Впервые молитвы панихиды встречаются в рукописи X века Синайской библиотеки 956. Здесь дано пять молитв, из них три – молитвы антифонов, отпуста и главопреклонная 103 . В рукописи XI века 959 той же библиотеки при этих же молитвах имеется надпись «Молитвы панихиды патриарха Германа» 104  (715–730). В конце рукописи XI-XII веков 962 той же библиотеки в статье о чтениях апостольских и евангельских в разные праздники и памяти чтимых святых о Евангелии от Луки «Во время оно воставше Мариам» [ср. Л к. 1, – 39] сказано: «Евангелие Богородицы читаем на панихидах и на утрене» 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

(г) 9-й час – как 6-й. «То же самое происходит и в девятый час»; (д) Вечерня (в лат. тексте licinicon – букв. «светильник», см. – далее с. 70) начинается до наступления темноты; в храме «зажигаются все лампады и свечи , некоторое время поются вечерние псалмы и антифоны»; епископ и пресвитеры сидят на своих местах; затем епископ становится перед пещерой; дьякон поминает каждого в отдельности, а дети отвечают «Кирие, элейсон!»; епископ читает общую молитву и главопреклонные молитвы за оглашенных и верных; отпуст и сразу лития (шествие) на Голгофу («к Кресту»), где епископ читает молитвы и благословляет оглашенных и верных; это же повторяется «за Крестом» и «все подходят к руке епископа под благословение Служба заканчивается с наступлением темноты» (Паломн. Этерии, с. 195–197). По воскресеньям: (а) бдение в атриуме (внутреннем дворе храма Воскресения), «еще до пения петухов», увешанном по этому поводу зажженными лампадами; люди поют гимны и антифоны, чередуя их с молитвами; «согласно обычаю, святые места не открываются до пения петухов»; (6) бдение в храме Воскресения; епископ приходит «как только пропоет первый петух ,, тогда раскрываются все двери храма» и входит весь народ; поются три антифона и читаются три молитвы – в воспоминание тридневного пребывания Господа во гробе; Евангелие о Воскресении Господнем епископ читает внутри самого Гроба перед дверями; затем лития с шествием на Голгофу; псалом, молитва и отпуст; епископ уходит в свои покои, а монахи возвращаются в храм, (в) «и там до рассвета поют псалмы и антифоны», чередуя их с молитвами; (г) «с наступлением рассвета все собираются на Литургию в главный (большой) храм. Он расположен на Голгофе и в нем совершаются службы согласно обычаю, соблюдаемому здесь в день воскресный» (Утреня с Литургией или только Λитургия?); (д) после отпуста епископ с монахами идет в базилику Воскресения; в пещере Гроба епископ возносит благодарение Богу и читает молитву за всех; дьякон призывает к главопреклонению, и епископ благословляет народ; по выходе из пещеры все подходят к его руке, поэтому «отпуст задерживается до пятого или шестого часа или 12 часов]»;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главопреклонная молитва Пока верующие стоят с преклоненной головой, священник читает молитву, текст которой различается для Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста не только по форме, но и по содержанию. В Литургии Василия Великого , в отличие от Литургии Златоуста, молитва носит подготовительный характер к причащению Святых Тайн: Владыко Господи, Отче щедрот и Боже всякаго утешения! Приклоньшыя Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякаго дела лукава отстави, всякому же делу благому сочетай и сподоби неосужденно причаститися пречистых сих и животворящих Твоих Таин, во оставление грехов, в Духа Святаго причастие. Богословский язык молитвы, как и в других случаях, обнаруживает зависимость от языка апостола Павла, воспроизводя дословно некоторые выражения из его посланий. В частности, выражение «причастие Духа Святого» заимствовано из тринитарной формулы, которой завершается Второе послание к Коринфянам: с произнесения священником этой формулы начинаются многие древние анафоры, в том числе Василия Великого и Иоанна Златоуста 1349 . Молитва указывает на то, что причащение Святых Христовых Тайн своим следствием должно иметь духовно-нравственное исправление человека, изменение его образа жизни. Благодаря причастию он должен получить прививку от зла и укрепиться в желании делать добро. Это должно произойти под действием благодати Божией, подаваемой через причастие Святого Духа. 6. Молитвы после причащения Две молитвы, читаемые священником после причащения, в Литургии Василия Великого отличны от аналогичных молитв из Литургии Златоуста. Благодарственная молитва Первая молитва, согласно Служебнику, должна читаться во время произнесения диаконом ектении «Прости приимше», однако на практике читается священником сразу после причащения. Молитва носит одновременно благодарственный и просительный характер: Благодарим Тя, Господи Боже наш, о причащении святых, пречистых, безсмертных и небесных Твоих Таин, ихже дал еси нам во благодеяние, и освящение, и исцеление душ и телес наших. Сам, Владыко всех, даждь быти нам причастию святаго Тела и Крове Христа Твоего в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, в преумножение премудрости, во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в снабдение заповедей Твоих, во ответ благоприятен, иже на страшнем судищи Христа Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Должно заметить, что главопреклонные молитвы, у нас и во всех православных церквах читаются тайно, а у Иаковитов почти всегда возглашаются; потому что и все их молитвы, относящиеся к тайнодействию литургии, большей частью чи­таются у них вслух. 22) Делая отпуст, Иаковитский священник не указывает в нем, в виде ручательства, на молитвы и предстательства о нас пред «Христом, истинным Богом нашим, пречистой Его Матери и всех святых», но молится о прощении всех за молитвами Богоматери и всех святых, а за тем, преподав предстоящим конечное благословение, предает их «благодати и милости святейшей Троицы», уверяет в «прощении согрешений, яко спасенных крестом Господа всемогущего и запечатленных знамением святого крещения», и наконец, прося их о взаимных молитвах, отпускает с миром. 23) По отпусте, священник приступает к потребле­нию даров, а диаконы поют на два лика умилительные стихи. Вот некоторые из них: Светозарные зрят Того, на трапезе в хлебе и вине, на Него же не могут без трепета взирать в пренебесных. Молниеносные сгорают от лица Его, и се бедная персть откровенным лицом дерзает Того ясти. Яже суть таинства в недрах Божества, чада Адамля разделяют я на трапезе. Аще бы зависть не чужда была живущим горе, Херувимы позавидовали быша чадом Адамлим, яже предстоять сему. Приступи с миром, священниче, имущий таин­ства Господа твоего, и десницей своей разделяющий жизнь человекам. Приступи с миром, священниче, имущий благо­вонное кадило, им же услаждаются людие. Приступи с миром, священниче, имущий Духа Свята, и держащий на языце своем ключи дому Господня. Приступи с миром, священниче, связующий чело­века на земле, и будет связан на небеси. Приступи с миром, священниче, разрешающий человека на земле, и будет разрешен на небеси. 24) По потреблении даров, священник омывает поверхность дискоса, и на нем лжицу и губу, а потом, влив сию воду в потир, и тщательно омыв в ней все пальцы обеих рук, выпивает ее из потира, сопровождая все означенные действия чтением молитв и псалмов. Наконец, сняв священное облачение, при непрерывном молитвословии и псалмопении, целует трижды святую трепезу, и как бы прощаясь с нею, говорить к ней от полноты чувств, проникнутых духовным восторгом, радостно и умилением: Пребывай в мире, о жертвенник Господень, священный и святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Таковой крест, при своем освящении, полагался на св. престол. По обычном начале и по Отче наш , священник читал тропарь и кондак кресту с Богородичным: «Предстательнице страшная», после чего, в обычном порядке следовали две молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, на древе Крестном волею спасения нашего ради пригвоздитися восхотевый«, и главопреклонная: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, в высоких живый и на смиренныя призирая». Первая молитва этого чинопоследования представляет лишь переделку первой молитвы из латинского чина De benedictione crucis pectoralis: – «Omnipotens Deus, qui crucis signum pretioso Filii tui sanguine dedicasti» 302 . л) Чин благословения или освящения Катапетазмы, или Деисуса, сиесть всех икон в Церкви на своем месте поставленных 303 Термин «Деисус» употреблен в приведенном надписании в, несколько, ином смысле, чем, как он употреблялся у нас в древней Руси и употребляется теперь. Деисусом назывался прежде или второй ярус иконостаса, или даже весь иконостас 304 . Теперь этот термин прилагается только к известной иконе с изображением Спасителя и молитвенно склоненных к нему Богоматери и Предтечи. Между тем, в приведенном надписании, деисус трактуется, как совокупность «всех икон в церкви, на своем месте поставленных». В современном требнике надписание над этим чином более точное: «Чин благословения и освящения иконостаса». Самый чин предваряется указанием о различии в пользовании им при освящении икон в церкви освященной и неосвященной. Если освящение иконостаса и других икон происходит в церкви уже освященной, то оно совершается наместником или протопопом, с благословения епископского, таким образом: Совершив малое водоосвящение (если нет уже освященной воды), совершитель рассматриваемого чина полагал начало его. По «приидите, поклонимся», читался псалом 131 – «Помяни, Господи, Давида», вслед за которым священник читал две молитвы: «Господи, Боже наш, Боже богов и Господи господей. Боже Саваоф, Творче и Создателю всея видимыя и невидимыя твари«, и на главопреклонение: «Господи, Боже наш, писанныя образы Святых Твоих не отмещаяй». По окроплении иконостаса «от низу до верха» св. водою, хор пел тропари: «Пречистому Твоему образу», Слава, «Апостоли, Мученицы и Пророцы», И ныне, «Любовию чистая Дево».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

1024 К.П. 14–15. Почти дословно эти аргументы повторяются в другой статье, напечатанной в том же году: М.П. 984. Намного более сдержанная защита существующего порядка, отражающего повышенное стремление верующих к проявлению не столько благодарных, сколько покаянных чувств, см.: О чтении молитв. 151–153; ср.: Смирнов. 21. Последний автор считал, что тайный характер чтения евхаристической молитвы сложился «под влиянием уже пережитого Церковию опыта»; однако он считал полезным произносить вслух молитвы антифонов, прилежного моления и главопреклонных молитв вечерни и утрени. 1027 Кремлевский (1907). 68–69. Частичное чтение вслух анафоры и некоторых других тайных молитв предлагал также о. Н. Карташев на заседаниях богослужебного отдела Собора. См.: Отдел, Протоколы. 248 об.–249. 1033 Экземплярский. О направлении. 92–94. Ср.: «Под предлогом «сокращения» богослужения в церкви обокрали мирян, лишив их сознательного участия в молитвах евхаристического канона» (Экземплярский. Свобода . 188). 1034 Жураковский. 9–10. С. 4–5; 11–12. С. 19. Анатолий Евгеньевич Жураковский (1897–1937) окончил ист.-фил. ф-т Киевского ун-та (1920). Священник села Андреевка Киевской губ. (1920) наст, домовой церкви св. Марии Магдалины (1921), церкви св. Иоанна Златоуста в Киеве (1922). Основатель общинного братства. Выступал против обновленчества. Арестован и административно выслан в Марийскую обл. (1923). Вновь арестован в 1924, освобожден через 3 месяца. Настоятель церкви вмч. Варвары (1924), церкви Преображения в Киеве (1928–1930). В 1927 примкнул к непоминающим- " иосифлянам», арестован (1930), отбывал наказание в Свирлаге, Соловках, Тугунде, Надвоицах, Уросозере. Расстрелян в Сегежском р-не КАССР. 1035 См.: Отдел, Протоколы. 131 об., 138 об.–140, 164 об. Николай Тимофеевич Карташев – священник Преображенской ц. ст. Брюховец-кой Кубанской обл. 1036 Отдел, Протоколы. 153 об.–154; Из материалов Отдела. 313–314. Аналогичные возражения см. в более ранней публикации: «По духовному образованию своему, многие верующие к слушанию евхаристических молитв являются действительно неподготовленными»; чтение скучнее пения, не так действует на душу (Макарий. 244).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Молитвой отпуста памятники называют: „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие”. Теперь это 7-я светильничная молитва. О ее близости к „Безначальне Боже и бесконечие...”, что в чине вечерни VIII книги Постановлений Апостольских, говорилось выше.    Надо заметить, что все древнейшие евхологионы, напр. Син. библ. 958, X в., Парижской нац. библ. 213, 1027г., Син. библ. 962, XI-XIIb., 961 той же библ. XI-XII в. и 105 той же библ. XIII в., ставят на первом месте молитву отпуста, и главопреклонную на втором. По-видимому, блаж. Симеон Солунский, говоря о молитве отпуста, как о последней в чине песненной вечерни (τελευταια δε ευχη πασων η της κεψαλοκλισιας τε και απολυσεως), имеет в виду не эту древнюю молитву, а новую форму отпуста, слагавшуюся в его время в виде кратких благословений и молитвенных напутствий. Так можно полагать потому, что святитель, приведя в конце изложения вечерни возглашение: „Господу помолимся. Яко Ты еси освящение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем...”, говорит: „Так бывает отпуст”.    По сообщению блаж. Симеона, чин вечерни этим заканчивался (και ουτω το τελος των προσευχων επαγει). Однако в некоторых евхологионах, сравнительно малочисленных, как напр. Парижской нац. библ. 213, 1027 г., Моск. Син. библ. 371675, XIV-XV вв. и XIV-XV в. и Соловецк. монастыря 7251085, 1505 г., вслед за вечерними молитвами положены еще 4 молитвы, две для чтения в скевофилакии или, что то же, в сосудохранильнице, и две-в баптистерии. Ниже приводятся эти содержательные и малоизвестные молитвы.    Первая молитва в скевофилакии: „Господи Боже наш, сокровище вечных благ, Подателю всякого освящения, сотворивый нас на дела благая, да в них ходим, воззри на смирение наше и сотвори ны сосуд Себе освященный и благородный показатися Владыке ко всякому благому делу изряден, обновитися к познанию вящшаго злата, сребра, камений честных божественных и живоносных заповедей, во еже быти душе нашей граду и обиталищу благости, да обитая в нас и окружая, путеводиши нас в шествии к славе вечного Твоего царства. Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши...”

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

б) Последование Нового Года 410 . 1 . Возглас: Благословено царство. 2 . Ектения. антифон: Пс. 1 . 3 . Ектения. антифон: Пс. 2 . 4 . Ектения. 3 антифон: Пс. 64 . 6 . Прокимен. Апостол. Аллилуиа. Евангелие. 11 . Ектения сугубая. Молитва. 12 . Молитва главопреклонная. 13 . Ектения. Отпуст. Примеч.: В этой службе отсутствуют Пс. 90 (142) и 50, и она с трудом может быть отнесена к Паннухис. Скорее она наводит на мысль о первой части Литургии. Ее окончание тоже, что и в Константинопольских службах. в) Литии и Агрупнии (бдения) 411 . 1 . Возглас. Начальные молитвы. Пс. 142 . 2 . Ектения. Пс. 117 . Тропари. (1 антифон): Пс. 6 антифонно. 2 тропаря (до и после); один – Ως οκτρμων. 3 . Ектения. Молитва сообразно обстоятельствам. (2 антифон): Пс. 101 антифонно. 2 тропаря (до и после); один – Ως οκτρμων. 4 . Ектения. Другая молитва. (4 антифон): Пс. 78 антифонно. Тропарь: Ως οκτρμων. Степенны (1 антифон). 6 . (Прокимен). Всякое дыхание. Евангелие. 7 . Канон. 13 . Отпуст. Следует длинный ряд молитв, чтений и канонов для различных случаев и обстоятельств. Примеч.: Название « Агрупния» нам напоминает Паннухис. Одна и та же структура, несмотря не некоторые аномалии : расположение Пс. 117 и 3-х антифонов, отсутствие молитвы первой ектении и отсутствие Пс. 50 . Отсутствует также конец: ектения и конечная молитва. Возможно, это объясняется наличием приложения запасных частей, предположением, что служба кончится как Παρκλησις. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Служба Паннухис имеет интересную историю. Ее предыстория совпадает с началом Церкви. Следуя порядку и примеру Господню, Церковь совершала всегда ночную молитву. Многочисленные свидетельства популярности бдений в древности имеются в церковной истории и агиографической литературе. Она была популярна не только в среде аскетов, которые считали ее элементом весьма значительным, если не первостепенным в своей духовной жизни, но также и в среде духовенства и даже народа. Наименее ясно, каким образом эта общая практика конкретизировалась в одноименной службе Византийского Евхология.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010