Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О происхождении Евангелия Факт исторического существования Иисуса Христа невозможно игнорировать еще и по той причине, что осталось множество материальных памятников и свидетельств Его земной жизни. Они находятся в Палестине и называются Святыми местами. В IV веке эти места посетила святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого. Исторически Елену от Христа отделяло чуть менее трехсот лет — примерно столько же, сколько нас отделяет от императора Петра I. Но станет ли сейчас кто-нибудь утверждать, что Петра I не было? И можно ли сочинить о его жизни что-то такое, чего вовсе не было или что шло бы вразрез с известными историческими фактами? Или, напротив, игнорировать какие-то важные события из его жизни? Нет, это совершенно невозможно. Потому что Петр I жил сравнительно недавно и существует множество разнообразных свидетельств о его жизни и эпохе. Исторические тексты и устное предание донесли до нас немало сведений об этом русском царе. И вряд ли среди наших современников найдется хоть один, который усомнился бы в его существовании. Императрица Елена приехала в Палестину, где все еще дышало присутствием Спасителя, где из поколения в поколение передавали детальные подробности Его жития: где и что Он совершал, где умер и был погребен. Святой Елене показывали эти места. И она воздвигла над ними замечательные храмы. Частично дошли до нашего времени построенные по приказу Елены храмы на месте распятия и погребения Спасителя в Иерусалиме и на месте Его рождения в Вифлееме. Частично — потому что много различных бедствий обрушилось на Палестину за минувшие столетия. Но, как бы то ни было, Святая земля с ее памятниками, храмами, местами почитания остается убедительным материальным свидетельством о земной жизни Иисуса из Назарета. Помимо свидетельств историков и писателей, бывших почти современниками Христа, помимо святых мест, доныне сохраняющих атмосферу эпохи, в которую жительствовал на земле Спаситель, существует еще один и притом самый важный источник сведений о Нем. Это жизнеописания Иисуса Христа, составленные Его учениками апостолами.

http://mospat.ru/archive/86420-o-proiskh...

Прихожане Кировского храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с любовью и уважением называют Михаила Александровича Шемякина «белым батюшкой». И не потому, что у 83-летнего Михаила Александровича волосы и борода молочно-белы, как речной туман, а за душу его — белоснежно-чистую, сострадательную. А батюшкой — потому что так уважительно и ласково испокон веку на Руси называли достойного отца семейства, главу рода. А Михаил Александрович и есть глава православной общины Предтеченского храма: именно он более десятка лет тому назад создал её, став председателем двадцатки. Ныне он — опора настоятеля храма протоиерея Станислава Малиновского и мастер на все руки. Сегодня мы в гостях у «белого батюшки». Без корня и полынь не растёт А корни у Михаила Александровича кемляцкие: родился он в Вологодской губернии, в деревне Кема. Семья была верующей, и хотя мама, Анна Леонтьевна, в церкви бывала нечасто — от колхозной работы и домашнего хозяйства не было возможности отлучиться, — зато бабушка каждое воскресенье водила внуков за три километра в Никольский храм в соседнее село Никольское. Это был праздник. В остальное время дети работали наравне со взрослыми. — Детство в деревне заканчивалось в пять лет, — вспоминает Михаил Александрович. — А дальше надо было помогать по дому и на скотном дворе. В шесть лет мальчонку уже сажали на лошадь, прикрепляли борону — и в поле. Пахать, конечно, не пахали — силёнок ещё маловато было, но боронить, полоть, лён рвать, околачивать его, семена добывать да на гумне зерно ворошить — это всё детские руки делали. Но больше всего нравилось мне священнику помогать — настоятелю Никольского храма о.Сергию Соболеву. Мы с ним часто по деревням ходили — где крестить, где отпевать, где венчать, где новую избу освящать надо было. Но в 1935 году церковь закрыли, часть под зерносклад использовали, в другой половине МТС устроили — трактора ремонтировали. Ну, мы дома молились, иконы-то в каждой избе были. Правда, их прятали, когда уполномоченный повадился по избам ходить. Ведь уполномоченными-то да начальниками кто становился? — Бывшие лодыри деревенские. Как коллективизацию провели, так бывшая беднота, кто от работы отлынивал, в начальниках оказалась. Наш-то бывший пастух председателем колхоза стал.

http://pravoslavie.ru/36645.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Ссоры Московских князей, потомков Александра Невского, с Тверскими князьями, детьми его брата Ярослава Ярославича, напоминают нам старинные, более ста лет продолжавшиеся разногласия Олеговичей и Мономаховичей. Разница была в том, что прежде князья-враги явно ненавидели и часто истребляли друг друга в жестоких сражениях; теперь же они тайно клеветали в Орде и губили друг друга через Татарских царей! Так погибли Михаил и Дмитрий, то же угрожало и Александру Михайловичу! Ужасна была его судьба, когда после разорения его Тверского княжества он должен был бежать и напрасно просить пристанища и помощи у Русских князей! Никто не хотел принять его: все боялись гнева Узбека и его любимца, великого князя Иоанна Данииловича, которому было приказано от хана представить беглеца в Орду. В то время, когда всем Русским злые Татары казались такими ужасными, жители Псковской области показали редкий пример неустрашимости и великодушия: они осмелились стать защитниками бедного Александра Михайловича и не только приняли его к себе со всем семейством, но даже выбрали его своим князем и отделились от Новгорода. Никакие угрозы Узбека, великого князя и Новгородцев не могли заставить их выдать несчастного князя, тем более что ему покровительствовал и сильный Литовский князь Гедимин. Александр прожил во Пскове около десяти лет, между тем как Тверью управлял его брат Константин Михайлович. Но чужая сторона, несмотря на все свои выгоды, никогда не может быть для нас так же приятна, как родная, где мы в первый раз увидели свет, где выросли, где все места нам знакомы, где живут люди, которых мы привыкли любить с младенчества! Поэтому вы не удивитесь, милые мои читатели, когда я скажу вам, что Александр Михайлович все время, пока жил во Пскове, грустил по своей Родине — Твери и старался всеми силами возвратить себе эту наследственную область. Через десять лет он мог надеяться, что гнев Узбека уже утих, и решил ехать в Орду, чтобы полностью заслужить его милость. Он не обманулся: хану понравилась покорность и в то же время смелость, с которой князь сказал ему: «Царь верховный! Я заслужил твой гнев и отдаю тебе мою судьбу. Милуй или казни: если помилуешь, я прославлю Бога и тебя. Хочешь ли головы моей? Она перед тобой!» Узбек милостиво выслушал его и с улыбкой сказал своим вельможам: «Князь Александр кротостью и своим умом избавляет себя от казни!» И тогда же возвратил ему Тверское княжество.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.8 из  5) Посвящается Ларисе Барановой I Ученые говорят, что за две тысячи лет, прошедших с Рождества Христова, на Земле сменилось шестьдесят пять поколений и около тридцати миллиардов человек с того времени уже ушли в мир иной. Скольких из них, из тридцати миллиардов, оставила история в своей памяти? Сколько святых, подвижников, мучеников, пророков, поэтов и художников, через которых Господь пытался образумливать нас, вдыхать в нас Веру и восхищение перед непостижимостью и красотой этого мира? Сколько безумных, гонимых и влюбленных? История оставила в своей памяти очень многих, но имена и судьбы подавляющего большинства уже никогда не будут нам известны! Что поделать! Имена и судьбы всех, до кого большой истории сейчас нет никакого дела и не было дела раньше, с кем она обходилась по принципу: “Лес рубят – щепки летят!” А сколько леса, сколько дров нарублено за все эти годы? Еще недавно, переживая не лучшие времена своей жизни, я сам осознавал себя отлетевшей щепкой. Я слушал непрерывные удары “дровосеков” и думал: “Бедные щепки, куда вас закинет? Что с вами станется?” А рубка продолжается, и нет ей конца… В тот год и час, когда “прогремел” Чернобыль, мне еще оставалось четыре дня прослужить в армии. По телевизору сообщения о взрыве были какие-то совсем невнятные, а поскольку мы знать не знали и даже представить себе не могли, что это такое на самом деле, – душа у меня по этому поводу была спокойна. Смутно я помнил, что этот Чернобыль находится где-то в нескольких десятках километров от наших мест, но мысли у меня в тот момент, конечно, были одни: “Дембель! Весна! Свобода!” Даже от одного из этих слов, например, “весна”, голова шла кругом, и люди у нас почти буквально сходили с ума. Наверное, такова особенность таежной весны? Служить мне пришлось на северном Урале, там, где кончается железная дорога, где семь месяцев в году – зима с сорокоградусными морозами, где одни мужики водят других на работу под автоматами, а те, другие, в свою очередь, делятся почему-то на “мужиков”, “козлов” и “петухов”.

http://azbyka.ru/fiction/shhepki-nikolaj...

Скачать epub pdf О духовничестве Власть «вязать и решить» ( Мф.18:18 ), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства была вверена Господом Иисусом Христом Своим апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например, в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи. В истории Церкви существовало много типов духовного руководства, но основными я бы назвал два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип получил распространение в Византии и на Руси: это так называемое старчество. На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, и они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой Горе Афон, где во главе каждого из греческих монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель. И каждый человек, приходящий на Святую Гору, чтобы поступить в монастырь, посещает разные монастыри и выбирает тот, который более всего ему подходит. Найдя это место и старца, которому он готов полностью доверить свою жизнь, то есть отсечь свою волю перед ним, он поступает в монастырь, где добровольно принимает на себя подвиг беспрекословного послушания и подчинения старцу. Иногда происходит смешение этих двух типов духовного руководства – когда приходские священнослужители берут на себя не свойственную им роль старцев и переносят монашеское послушание на взаимоотношения между пастырем и прихожанами на каком-либо конкретном приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Услышав, что Владыка живет и служит в Храме Святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, в том самом домовом храме, куда переехал из Шанхая Святитель Иоанн Максимович , и где создал приют, где осталась его келья, у меня сложилось впечатление, что епископ Феодосий стал его воспреемником и последователем. Позже, когда мы отдыхали после очередной поездки в келье, мама вздохнула: «Как было бы хорошо поехать поклониться и помолиться Святителю Иоанну Шанхайскому », на что я возразила, мол что ты, в Америку так далеко лететь, да и жить негде и билеты такие дорогие, хватит, что мы и так часто в Израиль летаем. Так поговорили, да и забыли. Но вышло, как писано, что слово есть сила и не изнеможет у Бога всяк глагол, и по отьезду домой в Америку Владыка Феодосий подарил нам дарственную медаль в память 20-летия(1994–2014) со дня прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисскаго чудотворца, также святое масло и икону и сказал: «Приезжайте теперь к нам в Америку , к Святителю Иоанну, берите и папу с собой, с жильем вам поможем, если надо – сделаем приглашение». Мы обрадовались, заулыбались, начали благодарить, а Владыка нас благословил, вложив мне что-то в руку и ушел собираться, так как через пару часов он уже уезжал. Мы пришли в келью, несмотря на позднее время, сна не было уже ни в одном глазу. Уже начали строить планы, прикидывать, когда надо вылетать, да еще думали, как бы подготовить папу, чтоб ненароком не отказался ехать с нами. Тут мне в руку что-то кольнуло, я раскрываю ладонь – а там зелененькая купюра – оказалось Владыка вместе с приглашением сделал и первый взнос для нашей поездки. Так в тот вечер Святитель пришел в нашу келью. На следующее утро звоним мы папе и рассказываем, какое у нас чудо –пригласили в Америку , где мы сможем поклониться Святителю Иоанну Шанхайскому , а папа нам в ответ, что вчера к нам в дом тоже пришел Иоанн Шанхайский , и вот каким образом. К нему по работе приехал клиент из Сан-Франциско, а по нашей просьбе он привез икону Святителя Иоанна Шанхайского , которую он приобрел именно в том Соборе, где почивают мощи Святителя, освятил на мощах и попросил еще отнести в алтарь. Самое необычное было то, что именно в один день мы так сказать получили приглашение от Святителя Иоанна поехать к нему на поклонение. С этого дня все и началось.… Другая Америка

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drugaja-...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Чистый понедельник с детьми – О, какой крепкий мост на … раз, два, три… правильно, семь верст. О, смотри, на первой – книга открытая. Знаешь про что? Про всякое покаяние. Кто-то написал. Забыл – кто. Помню где. На Крите. Остров такой. Там он, кто написал, жил. И мы теперь читаем. На первой неделе поста всегда его книгу читают. Там – «Господи, помилуй», помнишь?.. 22 февраля, 2015 – О, какой крепкий мост на … раз, два, три… правильно, семь верст. О, смотри, на первой – книга открытая. Знаешь про что? Про всякое покаяние. Кто-то написал. Забыл – кто. Помню где. На Крите. Остров такой. Там он, кто написал, жил. И мы теперь читаем. На первой неделе поста всегда его книгу читают. Там – «Господи, помилуй», помнишь?.. Первый день Великого Поста, как известно, называется Чистым понедельником. Название нецерковное, но закрепилось в культуре повседневности, потому что считалось важным очистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и сходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными и телесно и духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье . Ну, теперь-то в баню ходить совсем не обязательно. Особенно в начале поста. В эти дни в храме звучит Великий покаянный  канон Андрея Критского . «Покаяние – баня духовная, омывающая всякое беззаконие». Я знаю семьи, где перед укладыванием спать мать или отец зажигают свечу и читают детям избранные строки канона. Очень кратко. Останавливаясь на том, что детям особенно актуально и понятно. В этот период звучит и замечательная  молитва св. Ефрема Сирина . В ней – прошение обо всем, что просит человек от Господа для спасения и праведной жизни, и от чего жаждет избавиться, в чем нет для него пользы. Можно вместе с детьми сделать свиток со словами этой молитвы, и в канун или первый день Великого поста поместить его на стене в том месте дома, где чаще семья собирается. Такой свиток можно вырезать из листа ватмана, старых обоев, написать так, чтобы ребенок видел, как эта молитва разделяется на три части, а между ними трижды – «поклон». Свиток можно «состарить», закапав воском или слегка подкоптив огоньком свечи.

http://pravmir.ru/chistyj-ponedelnik-s-d...

3. А. Смирнова. Воспоминания об отце Я родилась в Москве в 1922 г. в маленьком домике при храме св. мученика Никиты, который раньше стоял недалеко от храма свт. Николая. Папа после окончания Петербургской Духовной Академии, был направлен священником в Москву в этот приход, но потом его призвали в армию, где он работал в интендантских частях счетоводом. Далее его перевели в расположенный поблизости храм св. Климента папы Римского, дали нам в Толмачевском переулке в деревянном одноэтажном доме комнату 15 кв. м, в общей квартире с печным отоплением и сараями. Там была большая кухня и стояли тринадцать столиков с примусами и керосинками, т.е. еще было двенадцать комнат с жильцами. В 1928 г. папу перевели в храм свт. Николая в Кузнецкой слободе (теперь угол Новокузнецкой ул. и Вишняковского пер.), где он был назначен настоятелем и где проработал 22 года, до самой смерти. Время было очень сложное, началось гонение на религию, на священников и их семьи. В одно прекрасное весеннее утро приходит к нам домой коммунист и говорит: “Убирайся, поп, со своими бабами (это мама и я с сестрой), куда хочешь, здесь будет жить наш начальник”. Бесцеремонно выбросил наши вещи на улицу. Я помню, мы сидим на узлах и плачем: куда идти? Папа с мамой на какой-то тачке стали вещи перевозить в Николо-Кузнецкую церковь . К вечеру перенесли вещи в маленькую комнату – каменный мешок на втором этаже колокольни с одним окном и решеткой, без отопления, воды, канализации. В ней была ризница, мимо этой комнаты вела лестница на чердак и еще выше на колокольню. Там папа прожил до конца своих дней. Внизу на первом этаже жили две старушки, Даша и Агаша. Они были как бы сторожами, но уже в 20 часов они ложились спать. Папе предстояло много хозяйственных дел с комнатой: он оштукатурил стены, побелил, сделал полати из досок, подставил лестницу, чтобы мы могли забираться туда спать: мама, сестра Елена (на пять лет старше меня) и я. Вскоре приехал к нам из-под Симбирска, из большого села Игнатовка мой дедушка, папин отец, священник Павел Иванович Смирнов. Бабушка умерла, а у него отобрали дом и выгнали на улицу. Дедушка спал на печке согнувшись, а папа спал на узком диване, т.к. комната была маленькая, да еще печку сложили, где мама готовила и мы все отогревались. Жизнь была тяжелая очень, мы были лишенцы, были “не в моде”, не имели продовольственных карточек как дети и жена служителя культа. Но Бог милостив, были добрые люди, которые отрывали от своих семей какие-то продукты и давали нам. За водой ходили с ведрами на колонку на Татарскую улицу, а в баню – на набережную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 6 К оглавлению Сегодня мы продолжаем тему о творении Богом мира, о грехопадении и его последствиях. В прошлый раз мы говорили о том, что человек создан как великое творение Божие особым актом Божественной Премудрости, которому предшествовал, как говорят свв. отцы, Предвечный совет Св. Троицы. «Сотворим человека по образу Нашему..., и да владычествуют они... над всею землею». Слово «они» подчеркивает множественность в человеке и говорит о том, что под именем человека здесь подразумевается весь человеческий род. Отсюда — понятие «Адам всеродный». Творение человека заканчивается повествованием о насаждении Эдемского сада и помещении туда человека. Назначение человека — быть владыкой всей твари, всей природы. Не просто наблюдателем, не просто живущим, а именно владыкой, и приводящим весь окружающий мир через себя к Богу. Эдем, согласно Библии, находился где-то в районе Месопотамии, Еще древние шумеры упоминали о таинственной местности и в аккадских древних книгах встречалось слово «эдино», которое означает «равнина». С другой стороны, если мы будем искать это место на карте, то увидим, что это не Месопотамия, которую евреи уже хорошо знали, а скорее всего условное место, которому придан вид определенной привязанности к местности. Поэтому там названы и реки, которые выходят из Эдема, в том числе две известные — Тигр и Евфрат, и другие две неизвестные. Так что вопрос о том, где находился Эдем (по-другому Рай), где росло древо жизни и загадочное древо познания добра и зла, остается открытым. Для нас важно, что это место было, и оно освящено многими преданиями как шумерской, так и иудейской письменности. Есть мнение, что территория, где находился древний Эдем, была на территории современного Персидского залива. Последние исследования говорят о том, что там происходит постоянное движение почвы и часть суши, которая сейчас является побережьем залива, постепенно погружается в воду. Значит, возможно, что много тысячелетий назад часть суши, которая сейчас покрыта морем, была доступной для обитания. Некоторые богословы так трактуют это место: после изгнания Адама и Евы из Рая, чтобы это место не осквернялось их потомками, погрязшими в нечестье. Господь взял это место от земли, закрыв его водами Мирового океана.

http://sedmitza.ru/lib/text/432081/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010