Скачать epub pdf Третье обретение главы Иоанна Предтечи Христос воскресе! Господь говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Спаситель не удивлялся тому, что иудеи хотели побить Его камнями; обращаясь к ним, Он сказал: «Много добрых дел показал Я вам (как Он Иоанну через учеников ответил: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются… мертвые воскресают», или накормил пятью хлебами пять тысяч человек), за которое из них хотите побить Меня камнями?» То есть Господь взывал к их разуму, но иудеи Его аргументы отметали. Так в мире всегда происходит. Спросишь иного русского человека, который Церковь ненавидит: откуда у тебя такая ненависть? Кто тебе письменность дал? Церковь . Кто твою архитектуру создал? Церковь . А музыку, а живопись? А кто из диких племен возрастил восточную христианскую цивилизацию? Тоже Церковь. Все более или менее прекрасное, созданное на нашей земле, – это плоды деятельности Церкви. Но человек на это отвечает: нет, вот Джордано Бруно… Хотя этот Джордано Бруно ни к нашей Церкви, ни к какой вообще отношения не имеет, потому что был еретиком и по закону того государства, где он жил, должен был быть сожжен на костре – как любой человек, выступивший против власти, в любом государстве получит то же самое: где электрический стул, где расстрел, где еще что-то. Человек почти никогда не подчиняется голосу разума, а подчиняется голосу своего сердца. Есть в русском народе очень хорошая поговорка, которая отражает самую суть дела: «Любовь зла, полюбишь и козла». Дурак? Дурак. Урод? Урод. Пьяница? Пьяница. Но люблю, не могу без него жить. Спрашивается: «Неужели получше-то нет?» – «Есть, но вот этого люблю, у меня сердце к нему лежит, ничего не могу с собой сделать». Сердце довлеет; ум говорит, что этот человек никуда не годится, а сердце все равно влечет. Если сравнивать по законам логики, по уму разные системные построения, то, конечно, рядом с христианской философией ни одна философия мира не устоит. Именно поэтому в открытый спор с Церковью никто не вступает – знает, что будет разбит беспощадно; от буддиста, мусульманина, сектанта, любого материалиста или агностика пух и перья полетят, потому что Церкви принадлежит самое совершенное и включающее в себя (как частный случай) все философии мира учение. Однако христианство – это не просто учение, и оно никого логикой не побеждает, в этом нет никакой нужды, потому что Богу не нужен только ум человека. Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце». Многие, когда их спрашиваешь, веруют ли они в Бога, говорят: ну, признаю. Но Богу это не нужно, потому что не признавать Бога может только безумец, как в Псалтири сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть нет Бога. Так может сказать только человек, полностью лишенный ума, у которого нарушен аппарат восприятия полноты действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Схимонах Ефрем В далекой пустыньке за Барганами жил монах по имени Ефрем. Когда мы произносим слово «пустыня», то перед нашими глазами чаще всего встает картина огромной, как море, песчаной равнины, выжженной солнцем. И только весной после дождей здесь вырастают трава и цветы, словно расстилаются кем-то разноцветные ковры на дороге, по которой должен проехать со своей свитой царь. А через несколько недель трава исчезает, точно скошенная, как серпом, огненными лучами солнца. Но на языке монахов пустыня означает другое: это место, где поблизости нет человеческого жилья, где обитают только монахи да звери. Пустыня, где жил монах Ефрем, находилась в густом хвойном лесу. Чтобы добраться до нее, нужно было несколько раз пересечь небольшую речушку, словно охранявшую царство пустыни, взбираться по крутым склонам гор, идти по еле заметной среди кустарника тропинке, пробираться среди зарослей шиповника и самшита, спускаться на дно оврага, где после весеннего таяния снегов струятся потоки воды, а летом остается только сухое дно, покрытое валунами и галькой. Труден путь в пустыню, но в то же время и радостен, как и духовный путь. Когда монах с тяжелой ношей преодолевает препятствия, как воин крепостные стены, то ликует его сердце, будто он одержал победу. Когда он сбросит тяжелый мешок с плеч и ляжет на траве, как на мягком ложе, для отдыха, прежде чем идти дальше, то он чувствует радость не только в своей душе, но и в теле, какое-то сладостное изнеможение, и пот, от которого сделалась мокрой его одежда, напоминает ему о мученической крови, пролитой за Христа. Тишина. Только шелест листьев при порывах ветра похож на шепот леса, и кажется монаху, что сама пустыня поет и славит Бога. Не было монаха, который, покинув пустыню, не тосковал бы о ней, как о своем отчем доме. Даже монастырь для пустынника – это место изгнания. Мне не удалось увидеть схимонаха Ефрема, он умер за несколько лет до того, как я пришел на Барганы, в десяти километрах от которых стояла его келия. После его смерти никто уже не смог жить в такой непроходимой чаще, и эта келия осталась такой же одинокой, каким был при жизни ее хозяин. Но мне посчастливилось увидеть монаха Кассиана, который близко знал отца Ефрема и иногда приносил для него картофель – хлеб пустыни. Картофель и кукурузу монахи сажали на лужайках, не затемненных лесом. Обычно картофель в горных местностях дает хороший урожай, и иногда избытком делились друг с другом. У монаха Ефрема был маленький огород, и другие пустынники помогали ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Когда мы говорим о церковных сайтах – нужна строгая простота во всем. Беседа с архиепископом Егорьевским Марком РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_103299.html 30 декабря 2013 Когда мы говорим о церковных сайтах – нужна строгая простота во всем. Беседа с архиепископом Егорьевским Марком Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/3479175.html Официальный сайт Московского Патриархата О православной миссии в Интернете в беседе с руководителем проекта Приход.ru Павлом Клочковым рассказал глава Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский МАРК (журнал " Ризница " , " " 39). – Владыка, современный человек проводит немало времени в Интернете. Как бы Вы оценили это явление? – Это реальность, с которой необходимо считаться. Люди активно скачивают мобильные приложения, пользуются компьютерами, айфонами, айпадами, ридерами (электронными " читалками " ) – для многих это удобно. Действительно, даже имея книгу, проще кликнуть мышкой и почитать ее в Интернете, чем перевозить тяжелый том с работы домой и обратно. Я присутствовал на заседании Попечительского совета " Православной энциклопедии " , где возник вопрос о том, каким должно быть сочетание опубликованных томов и статей, выложенных в Интернете. Звучали высказывания за то, чтобы выкладывать ее и в Сети. Несколько лет назад на Патриаршей Литургии в Храме Христа Спасителя я видел, как архиерей Зарубежной Церкви читал молитвы по айфону. А ведь в нашем представлении священники РПЦЗ очень консервативны... Безусловно, Интернет открывает нам огромные возможности для миссионерской деятельности. – Насколько удается пользоваться этими возможностями? – Я бы сказал, что во многом мы пока недорабатываем. Где-то сказывается консерватизм, где-то – недостаток средств и специалистов. Если брать приходские сайты – их становится все больше, но, к сожалению, многие из них слишком однообразны. Часто люди не понимают, что должно быть на страничке храма в Интернете. Иногда информация не обновляется. Нередко она носит локальный характер. Например, сообщается, что какой-то епископ отправился за границу или священник посетил дом престарелых, – но это мало интересует людей. Не хватает солидного портала, где можно было бы найти большое количество духовной литературы. Есть какие-то направления, например, " Православная энциклопедия " , но общецерковного портала, который давал бы полноту информации, нет.

http://religare.ru/2_103299_1_21.html

   Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святый Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более»). Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во стране живых — в месте, от которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание, — дабы божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшияся в усопших по немощи человеческой: ибо «чист... от скверны? никтоже» (Иов.14:4). Златословесный Иоанн также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды... Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безразсудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, еслибы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый Григорий Нисский: «ничего без разсуждения, ничего безполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковию; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений: «яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Псал. 61:13); «еже аще сеет человек, тожде и пожнет» (Гал. 6:7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священно-служители? где милостыни? где благотворения)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святой Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более»). Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во стране живых — в месте, от которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание, — дабы божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой: ибо никтоже чист от скверны». Златословесный Иоанн также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить б о льшую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды... Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый Григорий Нисский: «ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13); еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священнослужители? где милостыни? где благотворения)?

http://pravoslavie.ru/29711.html

Пророк Михей 05.09.2016 08:10:51 Протоиерей Андрей Ткачев Я всегда с большой любовью встречаю в календаре память ветхозаветных пророков. Поскольку мне прекрасно известно, что наш народ не только Евангелие плохо знает, не только Апостол редко читает, но к тому же еще совсем не знает старозаветное Писание. Между тем, Писание богодухновенно, полезно для  научения, вразумления, наставления и праведности. Итак, сегодня мы с вами откроем для себя некоторые страницы Михея - одного из малых пророков. Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме иудейском, то пришли с Востока волхвы к Ироду, царю и спросили его: «Где Христос рождается?». А он собрал иерусалимских книжников, они открыли перед ним книгу пророка Михея и сказали, что в Вифлееме иудейском, где же еще? То-есть книжники Израиля на вопрос: «где Христос рождается?», без всяких сомнений отвечали: «Ну, как где?! В Вифлееме».  Вот вождь - владыка в Израиле, которого происхождение изначала, от дней вечных. Это Мессия, это мессианское пророчество. Они понимали, знали, читали всё это. И Михей нам интересен тем,  что в Евангелии от Матфея встречаются его слова, исполнившееся пророчество о Господе Иисусе Христе.  Но не только это. Что делали пророки вообще? Если мы подумаем, что пророки только предсказывали будущее, то  ошибемся.  Мы смешаем несмесимое. Мы назовем тогда пророков прорицателями, а это разные вещи. То-есть человек, угадывающий будущее или повещающий будущее - не обязательно пророк. Это может быть лжепророк. Что пророк делает? Пророк возвращает народ к подлинному богопочитанию. И, соответственно, пророк сокрушает идолов, то есть разрушить ложь, оформившуюся как культ, и возвестить забытую истину – это и есть дело пророка. Ну, скажем, разрушить Ленина сегодня нетрудно. Можно памятники рушить, идола валить -  это понятно. Но идол - он же духовен. Идол не истукан, не материальная фигура. Идол - это духовное состояние человека. Поэтому  гораздо большими капищами идолопоклонства являются не  мавзолей и статуэтки вождей, а, скажем, торговые центры.

http://radonezh.ru/analytics/prorok-mikh...

Разделы портала «Азбука веры» Психолог Ирина Рахимова " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление «Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идут вразброд, брак – место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни», – эти слова митрополита  Сурожского  Антония знакомы каждому воцерковленному человеку. Многим православным семьям они служат маяком. Многие знают их наизусть. Кажется, что христианская семья, ставящая главной целью совместное спасение и живущая в соответствии с православными традициями, должна быть более крепкой, чем семья людей невоцерковленных. Так ли это? Какие кризисы, искушения и бытовые проблемы поджидают супругов после венчания? Об этом — разговор с православным психологом, руководителем центра «Православная семья» Ириной Рахимовой. Проблемы те же Многие люди удивляются, что православные разводятся, что их настигают все те же проблемы, что есть в неверующих семьях. По мнению большинства, христиане или не должны испытывать кризисов или это должны быть какие-то другие неприятности, не как у всех. – Есть статистика – 80 процентов разводов в стране. А церковь – это вообще все люди. Разводы – симптом общества. Общий. Семей, существующих на одном дыхании, идущих нога в ногу, очень мало. Чаще всего кто-то один воцерковлен, а второй нет. Или один полностью погружен в поле веры, а второй считает, что это слишком. И, конечно, качели раскачиваются. Чаще всего первой приходит в церковь женщина. И весь акцент, все усилия в плане мобилизации семьи или ее сохранения лежат на женских плечах. Это непросто. Так что все зыбко. Кризис этим и определяется. А проблемы у православных семей те же, что и у неправославных? – Ну, в общем-то, все те же самые искушения, что в любой семье. Такая же склонность к изменам. Так же могут мужчины потерять работу, и женщине приходится какое-то время одной работать. Тот же самый спектр, проблемы одинаковые. Единственное – православная семья как домашняя церковь опирается в своей основе на духовное взаимодействие. У супругов всегда есть молитва. Без осознанной молитвы друг за друга справиться с кризисами невозможно. Мы говорим: христианская семья – это иерархическая пирамида. Бог, муж, жена. Жена подчиняется мужу. Муж – Богу. Я думаю, что этим цементируются основы отношений.

http://azbyka.ru/semya/kak-spasti-chudo/

Рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского прибыла в Москву. Крестным ходом их переносят в Богоявленский Елоховский собор. ЖМП 1 январь 2020 /  5 февраля 2021 г. 13:00 Встречала вся страна В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи саровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими.  PDF-bepcuя. В 1920 году по решению IX Темниковского уездного съезда Советов и согласию на это губернских властей вскрыли мощи преподобного Серафима. Затем их перевезли в Москву, в Музей атеизма, и след их затерялся. Из уст в уста верующие передавали рассказы о том, что они где-то укрыты, спрятаны. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) вспоминал, что, возглавляя Владимирскую епархию в 1970-х годах, он нашел в местном архиве письмо епископа Муромского Николая архиепископу Владимирскому Онисиму. Речь в нем шла о том, что мощи преподобного Серафима схоронены где-то на кладбище келейницей последней игумении Дивеевского монастыря Марией (Бариновой). Она жила в Муроме, где поселилась часть монахинь с игуменией после закрытия обители. «Управляя Владимирской епархией, я бывал в Муроме несколько раз в год и встречался с монахинями, — рассказывал владыка Николай. — Как-то я спросил мать Марию, известно ли ей что-нибудь о местонахождении святых мощей преподобного Серафима. Она ответила, что ее имя в письме названо неверно и достоверность изложенного в нем она подтвердить не может. Но, действительно, существовало предание, что мощи были кем-то подменены. Известно также, что последняя игумения посылала в Москву послушниц разузнать о мощах преподобного. Вернувшись, посланные сказали, что мощи находятся в Донском монастыре».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

Скачать epub pdf Память преподобных Феодора и Павла Ростовских 6900 , основателей Борисоглебского монастыря Память 22 октября В княжение великого князя Димитрия Донского, при князе Ростовском Константине Васильевиче 6901 , из Новгородской области пришел в пределы древнего города Ростова Великого инок Феодор, неизвестно где родившийся и где принявший пострижение. По дороге, ведущей из Каргополя и с Бела-озера в Ростов и Москву, он остановился в темном лесу при реке Устье, верстах в осмнадцати от Ростова. Поставив себе в лесу шалаш из древесных ветвей, он остался здесь на жительство. У проезжей дороги на дереве он повесил сделанный из древесной коры кузов, и прохожие и проезжие, догадываясь, что тут живет пустынник, стали класть в него то хлеб, то овощи и другую милостыню. Пустынник, невидимый никем, тайно вынимал милостыню и делил ее с нищею братиею; проведавши о сем, из многих селений стали приходить к пустыннику за милостыней, и он делился всем, что находил в повешенном кузове. Через некоторое время пришел к нему брат по иночеству, именем Павел, и, с радостью принятый Феодором, поселился с ним вместе в пустыне. В первое время княжения великого князя Димитрия Иоанновича, при митрополите всея Руси Алексии , при том же Ростовском князе Константине и при Ростовском епископе Игнатии 6902 , преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение Пресвятой Богородице в соборной церкви и Ростовским чудотворцам 6903 . Узнавши об этом, пустынники Феодор и Павел отправились в Ростов, просили у князя и епископа разрешения воздвигнуть в своей пустыне церковь и устроить монастырь, а преподобного Сергия умоляли, чтобы он присмотрел место, где поставить им церковь , и благословил его. Преподобный Сергий исполнил их просьбу и отправился с ними в их пустыню. Долго ходили они по пустыне. Феодор и Павел указывали то на одно место, то на другое; преподобный Сергий все осмотрел тщательно, наконец, остановился на том месте, где теперь находится монастырь, и благословил поставить здесь церковь во имя великих страстотерпцев Бориса и Глеба и сказал пустынникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Третий день. Поуч. 1-ое. Св. священномученик Анфим. (О необходимости для христиан во всех состояниях жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего звания). Св. священномученик Анфим, память коего совершается ныне, был избран в епископа своего отечественного города Никомидии в тяжелое время гонения на христиан, воздвигнутого императорами Диоклитианом и Максимианом, которое с особенною жестокостию обрушилось именно на христиан в Никомидии, где большею частию жили эти императоры. Когда же случился пожар, истребивший часть императорского дворца и который был приписан христианам, то издано было повеление истреблять беспощадно и всякими мерами тех, которые признавались опасными врагами государства. В самый праздник Рождества Христова в одном храме в Никомидии было сожженно 20,000 христиан. Главным образом преследовали пастырей церкви, и потому были приняты меры для розыскания и епископа Анфима, который, по особенному внушению Божию, пребывал в это время в одном окрестном селении и отсюда рассылал письменные увещания для подкрепления и утешения своей бедствующей паствы. Узнав однакоже об его местопребывании, гонители послали воинов, чтобы привести его в Никомидию. Когда воины дошли до того селения, где был Анфим, то встретив случайно его самого, спросили у него: где тут скрывается христианский учитель Анфим? – Войдите ко мне в дом и отдохните, – отвечал им епископ, уразумев, что час его подвига наступил, – я вам укажу, где скрывается тот, кого вы ищете... И приняв в свой дом пришедших взять его, Анфим радушно их угостил и потом сказал им: «я – тот епископ Анфим, за которым вы посланы, возьмите меня и ведите к пославшим вас». Тронуты были воины незлобием почтенного старца, и смутились, и не решились взять его. – Постарайся скрыться, – предложили они ему, – мы же скажем, что нигде не могли тебя найти. «Нет, – отвечал им святитель, – великий грех перед Богом – поступить против правды; преступно – обмануть кого бы то ни было, и тем более царя своего, или допустить обман при исполнении долга. Вы же исполните честно то, что вам поручено; вы, ведь, не виноваты в исполнении незаконного поручения, возложенного на вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010