Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут (и где много этого сокровища, они там и подкапывают), а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где всегда неизбежен распад, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что — где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом кающемся грешнике, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди Пасхи Господней. Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых, — прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним. |
Моя автобиография. Груздев Павел Александрович, родился 3 августа 1911 г. 6 Яросл. обл. Мологский р-н деревня Борок. Рядом с нашей деревней находился Мологский Афанасиевский женский монастырь 7 , в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга 8 . Под ихним наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к Святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных 9 и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 10 31 марта 1929 г. с благословения игумении Августы (Феоктисты Неустроевой) 11 я переехал на жительство в г. Новгород Ленинградской обл. где и работал на судостроительной верфи Деревяницы 12 , возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря 13 , где в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т.д. В 1932 г. возвратился на родину к родителям и работал до 1938 г. в Государственной Селекционной станции (бывший Афанасиевский монастырь) 14 на скотном дворе. В 1938 из затопляемой зоны 15 наша семья переехала в г. Тутаев, где я устроивал свой дом и ходил в храм 16 на клирос, где пел и читал, а иногда пономарил: 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению группа церковнослужителей, возглавляемая Архиепископом Варлаамом Ряшенцевым 17 . По статье 58, часть 1, пункт 10–11 судом приговорен к 6 лет исправительно-труд. лаг. По отбытии срока вернулся на родину, где работал на сенопресе в качестве рабочего. В свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе. 1 декабря 1949 за старые преступления был сослан на вольную ссылку без лишения прав гражданства, без определенного срока в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области 18 , где все время работал чернорабочим Облстройконторы, и опять же в свободное время всегда ходил в собор св. Апостолов Петра и Павла, где был уставщиком и чтецом на клиросе. 20 августа 1954 г. вызван в спецкомендатуру МГБ, где было объявлено, что все поселение и ограничение с меня снято, могу жить и работать где угодно и как угодно. По прибытии к родителям и побывав в некоторых храмах Ярославской обл. и убедивши, что именно жатвы много, а делателей мало, если будет Ваше Архипастырское благословение и воля, то рукоположите и назначьте меня священником в какой-либо приход по Вашему усмотрению. |
9. Святоотеческие свидетельства о блаженстве праведников I. Св. Киприан говорит: «Какая будет слава, какая радость – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов, и пророков, и апостолов, и мучеников; вместе со святыми и другами Божиими наслаждаться сладостию дарованного бессмертия, – и получить то, чего око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило!» (Epist. IV). II. Св. Ефрем Сирин так передает слова Спасителя к святым: «Приидите ко мне вси труждающияся и обремененнии, и Аз упокою вы в горнем граде, где вси святые Мои упокоеваются в великой радости... Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, како прияло некогда нищего Лазаря; там отверзаются сокровища вечных благ Моих: там горний Иерусалим – матерь первородных, там блаженная земля кротких. Приидите ко Мне вси, и Аз упокою вы, упокою там, где все тихо и безмятежно, где все светло и приятно для зрения, где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния, где свет неприступный и радость неизглаголанная... где нет ни труда, ни слез, ни работы, ни по печения, ни сетования... где нет ни диавола, ни смерти, ни поста ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг... где глас празднующих, где открываются неведомые сокровища мудрости и ведения... Там тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы апостолов, первоседалища пророков, скиптры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных; там отложена награда и уготовано место для всякого начала, власти и чина. Приидите ко Мне вси алчущии и жаждущии правды, и Я исполню вас благами, каких возжелали вы, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не вздыдоша» ( 1Кор. 2:9 ). («Слов. на втор. пришествие Господа», в «Тв. св. отц.» XIII, 403 – 404). III. Св. Иоанн Златоустый : «Представь себе состояние той жизни, сколько возможно это представить, ибо к надлежащему изображению ее не достает никакого слова: только из того, что слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление об ней. |
Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов? 29 декабря, 2008 Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов? Слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение. (Лк. 2, 14) Это песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая сонмом Ангелов на земле, при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне удивилось всякое естество ангельское, по словам Церкви. Но где же мир на земле, который возвестили Ангелы пастырям Вифлеемским? В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: где есть родившийся Царь Иудейский? — то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира. Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Идолопоклонство заменило служение единому Богу. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, и цель, и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь. В последующие времена было не лучше: страшные гонения на верующих во Христа в продолжении трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата, отец жену и детей, дети родителей — на мучения; человеческие отношения, кровные узы, родство, все было поругано и попрано. В самом Иерусалиме была мерзость запустения. И в наши времена потрясаются общества и царства; продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития: семейного, гражданского и религиозного. |
Глава VI. Духовная литература К оглавлению I. Во 2-й пол. XIII в. Владычество монголов над Россиею не осталось без пагубного влияния и на ее просвещение. Во время своих нашествий, так часто повторявшихся, они, истребляя города и села, церкви и монастыри, неизбежно истребляли и школы, какие где встречались, и истребили бесчисленное множество книг . Но в мирное время монголы отнюдь не препятствовали русским (по крайней мере, о препятствиях не сохранилось ни одного известия) учиться грамоте и поддерживать или вновь открывать школы, как не препятствовали строить и возобновлять церкви и монастыри, как не вмешивались вообще во внутренние порядки нашей общественной и особенно церковной жизни. А ограждая духовенство от всяких притеснений, подтверждая его права и льготы, предоставляли ему полную возможность по-прежнему заниматься науками и распространением грамотности в народе. И мы не видим никакого основания утверждать, будто просвещение угасло в Русской Церкви при монголах или даже ослабело; напротив, нам кажется, что оно оставалось все на той же степени, правда очень невысокой, на какой было и до монголов, хотя, быть может, находило менее сочувствия со стороны народа, постоянно бедствовавшего под тяжелым игом . И теперь, как прежде, в России существовали по местам училища, разумеется первоначальные. Например, во 2-й половине XIII в. была школа на Волыни, где обучался святитель Петр; в XIV в. были школы в Киеве, где обучался преподобный Стефан Махрицкий; в Москве, где обучался святитель Алексий; в Твери, где обучался святой Арсений Тверской; в Ростове, или области Ростовской, где обучался преподобный Сергий Радонежский с своими братьями; в Устюге, где обучался святой Стефан Пермский; в 1-й половине XV в. были школы в Кашине, где учился грамоте преподобный Макарий Колязинский, и в Новгороде, где учились святые Евфимий и Иона, впоследствии Новгородские архиепископы. В житии последнего сказано, что обучением детей занимался какой-то диакон и что он имел у себя множество учеников . В Ростове как при соборной церкви Пресвятой Богородицы, так и в епископском монастыре святого Григория существовали даже библиотеки, заключавшие в себе много книг, из которых первая сгорела в страшный пожар 1408 г. |
Тимофей Андреев Слово воспоминательное об Андрее Денисове «Свет очию моею, той несть со Сия словеса во псалме 37-м написана суть. Рцыте ми, о, любезнеишии мои сынове и вернии мои сослужебницы, где моея всеспасителныя овчарни любезнейший пастырь подеся 2907 , где полководец преизящный моего воинства сокрыся, камо светило моего озарения потаися, камо денница моего церковнаго неба зайде, которыя запады лучи моего блистания спряташа. Аз, ваша мать, кафолическая Церковь , вас любопытьствую. Где ныне руководитель ваш бодрый, а мой преискренний любленник? Где вторый преизящный Моисей, изведый вас от горнаго мучительства еретическаго душевредия? Где другий Давыд, исходяй противу гордаго си есть еретическаго соньма, и отнимая поношение от клевещущих на вы льстивно? Где пустынных ваших недр добрый испытатель и всеусердный ея населитель? О Андрее Дионисовиче, премудром вашем учителе, а моем любезном сыне, вас вопрошаю. В кий толь далекий путь от вас отлучися, яко пятьдесят лет уже при моих матерних недр не вижду. Сего ради о нем не без сетования обретаюся. Сего ради не без горчайшаго рыдания умиленне бываю. Плачюся, яко не зрю всесладостнаго моего утешения. Рыдаю, яко не вижду медоточнаго учения вам, моим чадом, изливаема. Сетую, яко не созерцаю храбраго охранения от борющих моя любезнейшия уды. Терзаюся ревностию, яко не вижду добраго наблюдения моих законов. Сего ищу, моея любезнейшия утехи, испытую света моих очес. Смотрю семо и овамо 2908 , где не обрящется ли мой предражайший бисер. Всюду зрю, где не возблистает ли мой неоцененный камык 2909 . Везде очима повращаю: не возсияет ли где моя всепресветлая звезда. Если вниду в молитвенныя храмы, тамо не обретаю. Если вступлю в болничное совокупление, ту утехи моея не вижду. Если приникну в жительства, тамо моея доброты не созерцаю. Если притеку в торжественныя праздники, не зрю на высоцем афеатре 2910 проповедающа моея сладости слово. Если в пустынныя недра направлю моя стопы, но и та лишения онаго плачевно сетует. Если повращю на сиротское совокупление, то и тех посупленных 2911 и унылых о своем предводителе обретаю. Если на церковнослужителей помаваю 2912 мои зеница очес, но и тех не без смущения и печали вижду. Непроста рещи, якоже лишена невеста своего жениха, всеплачевно сетуя, скорбит, тако и в вашем боголюбезном видится совокуплении творимо. Знатно, в необращаемую некую страну устранися любезный ваш пастырь. Видится, в немерцаемую некую вниде доброту, яко уже до пятидесятолетнаго времене в ваших очесах не зрится. Оле, смертнаго таинства! Яко и таковую мою всецерковную сладость из ваших устен изторгну и в земную скалу скрыти сотвори. Якоже пророческая уста вещают сице: «Кто есть человек, иже поживет и не узрит (Псалом 88). |
Закрыть itemscope itemtype="" > Глаголы для души Из воспоминаний 12.10.2021 705 Время на чтение 7 минут Ссутулившись, под ветром ли, под солнышком или дождем ты отдыхаешь, как уставший пилигрим. И на реку не смотришь, где слишком много гомона и мелкой суеты. Поэтому и отвернулся от неё. И дума твоя где-то рядом, как незаконченная жизнь. В ней обнажается Вселенная, где обитают души тех, кого ты почитал. А нас, кому дан путь, идти сквозь нынешние дни, ты, как жалеешь. Поэтому и даришь нам свои глаголы, которые написаны тобой, чтобы они боготворили жизнь. Рубцовский глас, а в нем мелодия, которую мы принимаем от тебя, не веря в то, что ты от нас ушел. НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ Я на том берегу, где когда-то Рубцов опоздал на паром и сидел у костра, вглядываясь в реку, которая вместе с ним дожидалась зари, а потом и рёва движка, с каким открывается переправа. Ночь. Не хочется спать. Тихо садящиеся туманы. И, как ангел, спустившаяся на бакен белая чайка. Там вверху, где редкие тучки, зорко блещут ищущие светила. Среди них и звезда Николая Рубцова, на которую он смотрел, создавая Звезду полей, единственную, которая волновала его, как судьба. Черное небо, золото звезд и садящееся на землю тайное обаяние. От кого оно? Разумеется, от поэта, жизнь которого продолжается, как картина, перейдя в конкретные очертания, где село Черепаниха, левый берег реки и ты, дожидающийся парома. ДОМОЙ До деревни от фермы всего километр. Но как пройдешь его, если от ближних осин прошелестели три серых тени. Прошелестели, и нет их. А вдруг это волки? Доярки домой собирались было пойти. Однако остановились. Обмолвились в беспокойстве: - Коли дело такое, то никуда не пойдем. Заночуем с коровами. - Уж враги, так враги. Прежде не было их. - Из Сибири, поди. Там пожары везде. К нам и переселились… - Пустяки! – сунулся в разговор Коля-Колька, местный механизатор, кто в тот вечер ладил на ферме доильную установку и, прихватив с собой вилы, смело двинул туда, где огни. Хорошо, хоть светло от снега. Тот вверху и внизу. Земля от него, как зайчиками покрылась, знай, бежит в молоденьких шубках с веселым скрипом валенок и галош. Тут же и крик от коровника, где дежурил старенький дядя Леня: |
Как сообщают новостные ленты, во Франции планируется снос 2 800 католических церквей, многие из которых построены несколько веков назад. По заявлению французского Сената, храмы будут снесены, так как затраты на восстановление превышают стоимость сноса. При обсуждении этих новостей у нас комментаторы привычно разбились на западников, которые свято веруют, что никакого регресса и упадка на Западе в принципе происходить не может, и на патриотов, которые указывают на знаки упадка с явным злорадством. Разрушение церквей во Франции происходит совершенно иначе, чем у нас, где церкви сносили фанатики-атеисты, и совсем не так, как в наши дни на Ближнем Востоке, где их сносят фанатики-исламисты. Власти никого не расстреливают, не отправляют в концлагеря, не отрезают головы — разве что употребят слезоточивый газ против небольшой группы главным образом пожилых людей, которые пытаются протестовать против сноса. Разрушение совершается не по причинам какой-то идеологической ненависти, а по чисто практическим основаниям — здания надо содержать, делать это некому, потому что немногочисленные прихожане не в состоянии понести это бремя, богатые благотворители не интересуются, государство не собирается финансировать церкви — да еще пустующие. Их снесут и построят на их месте что-то другое — автостоянки, общежития, торговые центры. Бескровный характер этих событий не устраняет их трагичности. Дело не только в том, что ужасно сносить нечто столь прекрасное, как церковь, чтобы воздвигнуть на ее месте нечто столь уродливое, как торговый центр; дело в том, что церковь — было ли само здание шедевром готической архитектуры или нет — это место, где люди собирались для молитвы к Богу, где звучал Символ веры, где читали слово Божие и совершалась Евхаристия. Место, где люди возносили свои сердца к Богу. Церковь — это знамение спасения, крест на ее шпиле или куполе возносился над городским кварталом, благословляя и призывая, люди, даже неверующие и маловерующие, могли зайти с улицы в ее тишину и прохладу. Оазис в пустыне грохота, место, где было принято говорить почтительно, вполголоса, где можно было остановиться на путях своих и подумать о той надежде на жизнь вечную, которая двигала теми, кто воздвиг это здание, и теми, кто день за днем наполнял его жизнью. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Христианский патриотизм в учении Церкви Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме 28.10.2022 1647 Время на чтение 127 минут Источник: Благодатный Огонь В «Конспекте по нравственному богословию» дается следующее определение патриотизма: «Деятельная любовь к Отечеству, именуемая патриотизмом, есть нравственный долг христианина. Что понимается под отечеством? – Это страна, где мы родились, физически развились, окрепли и возмужали, где живут наши родители и жили наши предки, где покоится прах тех и других, где, быть может, ляжет и наш прах, где жили и живут люди близкие, дорогие нашему сердцу; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством». Сие определение нам представляется самым емким. Сего определения мы и придерживаемся, тогда как противники патриотизма, к примеру, уранополиты, утверждающие, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах, пытаются навязать нам какое-то другое определение, как некую политическую идеологию. Есть и другие определения, к примеру, у свмч. Михаила Чельцова: «Патриотизмом называется любовь к отечеству. Под последней разумеется любовь к тому месту, где каждый из нас родился и вырос, где находятся могилы наших предков, с чем, следовательно, соединяются различные воспоминания детства и молодости. А так как каждый из нас живет не одиноко и оторвано от всех, а среди своего народа, то под отечеством принято разуметь не только самую территорию, но и народ, среди которого мы выросли и воспитание получили и частью которого, следовательно, являемся. Это самое общее, так сказать, внешнее, чувственное определение отечества» (Конспект по нравственному богословию. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь). В словаре Даля читаем: «ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне». |
святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Сегодня читалось нам о блаженном Давиде, певце и учителе целомудрия. Ведь всякий раз, когда в псалмах раздаются для нас звуки его духовной лиры, он услаждает наш слух, а наши мысли настраивает в духе целомудрия. Поэтому-то благодать Духа и устроила так, что ежедневно почти каждая христианская душа имеет на устах его песни, к услаждению слуха и к пользе душевной. Но всегда я удивлялся и недоумевал, рассуждая сам с собой и задаваясь такого рода вопросом: почему преимущественно перед всеми писаниями, как Ветхого, так и Нового Завета, все так любят эту книгу Давида и он один не сходит у всех с уст? Моисей был великий законодатель, лицом к лицу созерцавший Бога; он по вдохновению свыше открыл нам тайну мироздания и, проповедуя о Создателе, возвестил: " в начале сотворил Бог небо и землю " (Быт. 1: 1). Его книга – величайшая из книг и исполнена всякой мудрости, а между тем мы раскрываем ее в каждой из церквей всего раз или два в неделю. Ты скажешь, что эта книга принадлежит Ветхому Завету? Но тогда что ты скажешь относительно чтения святых Евангелий, где изображаются чудеса Христова пришествия, где Бог обращается среди людей и смерть прогоняется словом, где бесы изгоняются повелением и прокаженные очищаются словом, где слепые брением исцеляются от своего природного недостатка и пять тысяч человек в пустыне насыщаются пятью хлебами, где разбойнику открывается путь в рай и блудница становится чище звезд, где струи Иорданские освящаются для освящения наших душ и Единородный Сын от Отца с неба провозглашается, где Христос обновляет нашу жизнь, и обновляя, проповедует для спасения рода человеческого, говоря: " Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся " (Мф. 5: 3 и 6)? Но заметь, и эти заповеди мы прочитываем в церквах раз или два в неделю. Правда, царские венцы не годится выставлять напоказ народу каждый день. Но что сказать о блаженном апостоле Павле, проповеднике Христовом, уловлявшем вселенную, своими четырнадцатью посланиями, как бы духовными сетями, привлекшем ко спасению весь мир; о Павле, восхищенном до третьего неба и в самый рай, самовидце тайн царства небесного, недоступных человеческому слову (2 Кор. |
| |