Африка. Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к семи миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращённые коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией по преимуществу занимаются греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны. Миссия интенсивно развивается, – например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключение мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или запрещена или сильно ограничена. Устроение миссий часто было ответом Православной Церкви на запрос самих африканцев. Некоторые местные общины сами в результате религиозного поиска приходили к Православию, – так было в Уганде, Нигерии, Гане, – где-то первым проповедником оказывался африканец, обратившийся во время обучения в Греции, – так было в Зимбабве, – а где-то люди приходили к Православию в результате сверхъестественных событий – так было в Бенине, где местная протестантская община, просившая в молитве Бога открыть, как должна называться Его подлинная Церковь , получили в откровении ответ: «Моя Церковь называется Православная Церковь ». Спустя несколько лет они нашли эту Церковь и присоединились к ней 156 . О большой склонности африканцев к Православию свидетельствует случай, произошедший на Мадагаскаре в 1996 г. Православный миссионер архимандрит Нектарий совершал поездки, рассказывая о Православии, но никого не крестил сразу, чтобы не было необдуманных и незрелых обращений. Как-то раз он проповедовал в деревне Амбовондраманеси, а после него туда прибыли два американских баптистских миссионера. Настойчиво проповедуя, баптисты пробыли в деревне три дня. В конце своего визита они хотели устроить массовое крещение и обещали селянам одновременно построить для них церковь , школу и больницу. Услышав это, глава деревни Фокотани, встал и от лица всех жителей произнес: «Мы могли бы потребовать вашего отъезда в первый же день, как вы прибыли. Но мы выслушали, что вы хотели нам сказать. Теперь, когда вы закончили своё проповедничество, мы просим вас покинуть нашу деревню и никогда не возвращаться. Нам не нужны ваши церкви, школы и больницы, так как мы православные христиане!» 157 Такая твёрдость была проявлена жителями при том, что они ещё не были даже крещены в Православие, и о. Нектарий не обещал им ничего из упомянутых материальных благ. В настоящее время эта деревня, как и ряд других, полностью православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Беседа 25. Семь чаш гнева. Двери ада заперты изнутри. У бесов нет порядка. Лучше не будет. Экологический кризис и московский хлебушек. Фараоново упрямство. Восток надвигается на Запад. Идеологические жабы. Хозяин идет – не расслабляйтесь. Армагеддон. Три части Иерусалима. Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и будем читать 16 главу с 1 стиха и ниже. В этой главе говорится о судах Божиих над врагами Церкви, говорится, что семь чаш Божьего гнева будут излиты на противников Христа. И, что интересно, описание того, как Ангелы будут наказывать врагов Церкви, очень напоминает описание того, как Моисей наводил на Египет десять казней Божьих. Мы с вами уже говорили о том, что современный мир как древний Вавилон, в 16 главе мир последнего времени уподобляется Египту. Египет во дни фараонов был государством с жестоким рабовладельческим строем, с режимом, где все подчинялось власти одного человека. Поэтому Египетская монархия, таким образом, очень четко показывает, какой властью будет обладать антихрист. Во дни антихриста будет тот же рабовладельческий строй. Но не тот, где одни – рабы, другие – господа, а такой, где один правитель, как в Египте фараон. Сын дьявола, антихрист, всех поработит духом вещизма, привязанности к вещам, к комфорту, к обогащению. И то, что Священное Писание проводит такие параллели: между древним Вавилоном и царством антихриста, между древним Египтом и царством антихриста – свидетельствует о том, что зло – оно банально, зло обречено на плагиат, дьявол не обладает творческой силой, творческой энергией, он может только извращать то, что уже сотворено. Как апостол Павел говорит, он берет «повод от заповеди» ( Рим.7:11 ) и извращает ее, искажает ее. Египет считался процветающим государством. Царство антихриста будет иметь вид процветающего государства. Но в действительности царство антихриста не принесет людям счастья. Как давно заметили психологи, самое большое количество самоубийств совершается в странах с развитой экономикой. Почему? В странах с неразвитой экономикой люди имеют какие-то цели перед собой, они борются за свое выживание, они зарабатывают хлеб насущный. Но в странах, где экономика очень развита, в основном за счет эксплуатации других стран и их природных ресурсов, там человек сыт, одет, ему не надо думать о завтрашнем дне, и он полностью извращается. Он проявляет дух лености, его поглощает вещизм, он теряет смысл жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Больше, чем храм апреля 2016 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого отметят 10 апреля в Александро-Невской Лавре . Здесь начинался его молитвенный подвиг в самые тяжелые для Русской Православной Церкви годы. Немногие знают, что в монастыре есть особое место, связанное с памятью святого старца. Домовый храм в честь святого преподобного Серафима Вырицкого появился в Александро-Невской Лавре не так давно, в 2007 году. На втором этаже Федоровского корпуса, рядом с братскими кельями расположен вход в одно из самых святых мест на территории монастыря. Здесь в 20-е годы прошлого века жил удивительный человек, один из знаменитейших насельников Лавры, духовник братии монастыря иеросхимонах Серафим. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - Отец Серафим жил в этой келье, которая, конечно была не такой большой - гораздо скромнее. В правом углу храма, где сейчас находится образ Серафима Саровского, небесного покровителя преподобного, находилась небольшая угловая келейка. И по галерее к ней шла практически нескончаемая вереница прихожан, шла монашеская братия, отцы, епископы - за словом поддержки, утешения в годы, когда Церковь находилась под жесточайшим гнетом политических гонений. Растерянный православный народ Божий искал поддержки у таких людей как старец Серафим. И его мудрости житейской, его духовной зрелости, опытности и прозорливости хватало на то, чтобы каждому приходящему адресовать нужное ему слово, облегчить скорби от потери близких, поддержать в каких-то решениях, которые человек принимал для себя, или предостеречь от неправильных действий. Память о том, где находилась келья Серафима Вырицкого, передавалась из поколения в поколение. Несмотря на то, что в советское время в монастыре устраивали и общежития, и химические лаборатории, и многое другое, несовместимое со статусом святой обители, о месте жизни почитаемого в народе старца Серафима не забывали. В 2000 году Серафим Вырицкий был прославлен Русской православной церковью в лике святых. С этого момента стало ясно, что место, где начинал свой монашеский подвиг преподобный, должно стать доступным для почитания верующих. Как же почтить память преподобного? Наместник с братией принимают решение о создании храма в том месте, где в трагические послереволюционные годы нес свой духовнический подвиг старец Серафим. Так благодаря горячим молитвам, усердию насельников Невской обители, работе Лаврских мастерских, возглавляемых энергией ее наместника епископа Кронштадтского Назария, начал реализовываться проект создания новой домовой церкви в монастыре. Работа предстояла большая.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Епископ Иона (Черепанов): «Очень хотелось бы, чтобы ветер не унес мою голову…» Геронда отвечал где-то минут пятнадцать, и при этом совершенно преобразился. Он стал раскрывать тему с разных сторон: сначала один слой, потом другой, потом третий. Многослойно, поэтапно разложил всё по полочкам. Вопрошающий был ошарашен и удивлён, и видно было, что человек в ходе ответа на этот конкретный вопрос получил ответы и на многие другие свои недоумения. И в этот свой приезд в монастырь он впервые в жизни исповедался и причастился. 5 декабря, 2011 Геронда отвечал где-то минут пятнадцать, и при этом совершенно преобразился. Он стал раскрывать тему с разных сторон: сначала один слой, потом другой, потом третий. Многослойно, поэтапно разложил всё по полочкам. Вопрошающий был ошарашен и удивлён, и видно было, что человек в ходе ответа на этот конкретный вопрос получил ответы и на многие другие свои недоумения. И в этот свой приезд в монастырь он впервые в жизни исповедался и причастился. В последнее воскресенье ноября Свято-Троицкий Ионинский монастырь в Киеве отметил 20 лет со дня возрождения в обители богослужебной жизни. Ионинский — это особое место, способное порвать все шаблоны, все стереотипы о Церкви. Где ещё на входе в храм можно прочесть «Фото и видеосъемка разрешена»? Где ещё можно увидеть табличку с сакраментальной надписью: «В нашем монастыре, по слову апостола Павла “жены в церкви – да молчат”, замечания имеет право делать только братия монастыря»? Здесь дам не будут отчитывать за наличие брюк, а юношей — за серьгу в ухе… И в то же время здесь царит ни с чем несравнимая молитвенная атмосфера. Учитывая огромную миссионерскую работу, которую проводят ионинцы под руководством своего наместника — недавно архимандрита, а ныне уже три месяца как епископа Ионы (Черепанова), в церковной периодике обычно встречаются добрые отзывы об обители. Но, тем не менее, есть люди, которых бурная деятельность владыки Ионы и братии монастыря раздражает и вызывает резкую критику. Причем, высказываются недовольства и по поводу самой миссионерской деятельности, и таких, казалось бы, частных аспектов, как эстетические вкусы братии.

http://pravmir.ru/episkop-iona-cherepano...

Закрыть itemscope itemtype="" > Золотые купола кому-то черный глаз слепили… Пропал Крест в парке Яуза 02.08.2019 1439 Время на чтение 3 минуты Так пел незабвенный Игорь Тальков. И дальше: «И, видно, так их доняла, что ослепить тебя решили». Это он так пел про Россию в одноименной песне. Крест, как всем известно, венчает золотые купола. И венчает жизнь каждого русского человека – поэтому и ставят его на могиле. Крест, который стоял на Олонецком проезде, в парке Яуза, был поставлен верующими как знак памяти, что где-то здесь, в декабре 1941 года, были захоронены погибшие на станции Лосиноостровская в результате диверсии. Диверсия была страшная – взорвались одновременно два эшелона – санитарный и везший на фронт новобранцев 18-й дивизии ВДВ. Это было апокалиптическое действо – на 500 м в окружности станции было все снесено. Спаслись единицы, в том числе и отошедший в 2012 г. ко Господу Николай Антонович Ивин, от которого и узнала широкая публика о происшедшем 30 декабря 1941 года. Однополченцев Николая Антоновича, раненых из санитарного эшелона, погибших пожарных и спасателей похоронили на Раевском кладбище. Но некоторых, и просто части тел хоронили и по берегам Яузы, где теперь «Парк Яуза». Это война была, надо было просто быстро закопать то, что оставалось от недавно еще певших песни новобранцев. Н.А.Ивин и восстановил имена погибших однополченцев, благодаря ему и мы их знаем. Но сколько незнаемых лежат на берегах Яузы, а души их, надеемся, там, в Царстве Небесном… Ну вот, верующие и поставили Крест в 2007 году в этом месте, и молились возле него. Понимаете, там, на Раевском кладбище, где мемориал погибшим, Креста нет, а мы все-таки русские люди, и у нас свои традиции поминания усопших. Правда, верующие молились не только о упокоении погибших тогда, в 1941 году, и своих близких, они молились ещё, чтобы не было рядом Российско-Американского Христианского института» (РАХИ), который собирался готовить элиту управленцев… для России. РАХИ был построен, а потом потихоньку загнулся, после того, как уже ранее подготовленные управленцы, например, префект СВАО И.Рабер, покинули свои места и уехали в Германию, где их ждали собственные «заводы и пароходы». Но речь идёт не о них.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/02/zo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что было, то было Зарисовки 05.10.2020 772 Время на чтение 12 минут В ЕРНЫЙ ДРУГ Детдомовский друг Николая Рубцова Иван Серков, благодаря которому поэт написал «Прощальный костёр». На фотографии Иван Алексеевич Серков запечатлён в последний год своей жизни – 2014-й. На берегу той же самой речки Толшмы, где поэт сочинил это стихотворение. Голос мамы, которого нет, но который зовёт. Никого из родных. Страх перед будущим. Ты один. И такой непривычно чужой грозный мир, который тебе ничего на свете не обещает. Все эти скрытые ощущения для маленькой детской души еле-еле преодолимы. Выдержать их хладнокровно нельзя. Семилетний Ваня Серков горько плачет, как бы жалуясь на судьбу. Жалуется подушке, как маме, которая успокоит. Но успокаивает Ваню крепкая маленькая рука соседа по койке. Зовут соседа Коля Рубцов. Ничего ему Коля не говорит. Просто знак подаёт и ведёт за собой. На реку. Было лето. Последние дни каникул. Берег Толшмы. Двое среди бархатистой травы. Там, внизу обнажённая Толшма с её стрелолистами, ямами, островками. Взявший взлёт молодой куличок. Крылья птенчика то в траве, то в воде. А вон и пятнистый пловец. Подбирается к куличку. Затаился в траве. Вот-вот выпрыгнет из засады - Щука!- вскрикивает Рубцов. - О-о! - вскрикивает и Ваня. Вверху пролетает косяк журавлей. Ищет новое пастбище, где бы был для них корм. Тут и там вьются ласточки. Для них пастбище —это воздух, где мерцают крылышками стрекозы, мчатся шершни, мухи и пауты. Всюду жизнь. Принимай её, мальчики! Принимай её, летуны и пловцы! Принимай такой, какой она есть. Жизнь! С чем её можно сравнить? Разве с бесценным подарком, который тебе подарили бесплатно. Лучше жизни нет, и не будет уже ничего. Коля ладошкой — по Ваниной голове. Поднимает его из травы. И, улыбаясь, спускается вниз. Туда, где песок. - Сделаем жар! Смотрит Ваня, как Коля разводит костёр. На душе у Вани спокойно. Словно рядом с ним старший брат, который его защитит. Рубцов оставляет его одного. Говорит: - Следи за костром. Я сейчас, - и уходит.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/06/...

Многосветлая новоявленная звезда – божественный Герасим родом был из селения Трикала, находящегося в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых, благородных и богатых родителей, отца Димитрия и матери Кали, по фамилии Нотара. Род их существует доселе. Когда Герасим достиг возраста, в который обычно отроков обучают грамоте, тогда родители отдали его в училище, где благонравный и прилежных отрок Герасим с большим успехом проходил учение. По достижении совершеннолетия у Герасима явилось желание посвятить себя иноческой жизни, а потому, не заглушая в себе гласа, призывающего его к тихой и безмятежной жизни и не откладывая день на день своего призвания, он в то же время отрешился от мира со всеми его удовольствиями и, оставив отечество и сродников, удалился на остров Закинф, где прожив некоторое время и не обретя того, к чему стремилась и чего желала его душа, он отправился в Элладу. Для пользы душевной обойдя всю ее, он удалился в Фессалию, потом в пределы Эвксинского Понта и наконец посетил Константинополь, и, осмотрев оный со всеми его окрестностями, прибыл в невозмутимое пристанище – св. Афонскую Гору. Прожив несколько времени на Святой Горе, он принял на себя великий ангельский образ и в то же самое время, желая подражать подвижникам, сиявшим в то время на Афоне, в добродетельной жизни, он, подобно мудрой пчеле, обходил их кельи, почерпая у них духовное любомудрие и великую душевную пользу. Изучив делом добродетельную жизнь и укрепившись мужеством и терпением, он пожелал побывать в Иерусалиме и поклониться тем святым местам, по которым во дни земной своей жизни шествовал Божественными стопами Искупитель наш Иисус Христос. Итак, взяв у старцев напутственное благословение, он отправился в Иерусалим, где поклонившись живоносному Гробу Спасителя и другим святым местам, он пожелал побывать и на Синайской горе; отсюда отправился в Антиохию, Дамаск, Александрию; пройдя весь Египет и Варварию, он опять возвратился в Иерусалим, где, по великому своему усердию к святыне живоносного Гроба Господня, сделался здесь кандиловжигателем 281 . Блаженный патриарх Герман, видя добродетельную жизнь Герасима и желая, чтобы оная была видима всеми и приносила бы видевшим пользу, рукоположил его в диакона и потом в пресвитера, и оставил при патриаршем доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Огонь, мерцающий в сосуде Памяти Николая Заболоцкого 17 октября, 2018 Памяти Николая Заболоцкого 17 октября 1958 года на Новодевичьем кладбище, где покоятся только избранные, в последний путь провожали Николая Алексеевича Заболоцкого. Те, кто не давал ему спокойно жить и творить, видимо, тем не менее понимали, кого они хоронят. Во время церемонии прощания поэт Борис Слуцкий сказал: «Наша многострадальная литература понесла тяжелую утрату». Сегодня, шестьдесят лет спустя, уже и не объяснить, почему эта фраза, произнесенная вслух, требовала большой смелости и прозвучала как вызов. Не великая, не прекрасная, а именно многострадальная… Вся жизнь Николая Алексеевича – идеальная иллюстрация в подтверждение правильности выбранного Слуцким определения. Широкое признание и читательскую любовь, как это и полагается великому поэту, Заболоцкий обрел только после смерти. «Как пойманный в силки заяц» Из всего творческого наследия Николая Заболоцкого Иосиф Бродский особо выделял одно стихотворение – «Где-то в поле возле Магадана». «Там есть строчка, – говорил Бродский, – которая побивает все, что можно себе в связи с этой темой представить. Это очень простая фраза: «Вот они и шли в своих бушлатах – два несчастных русских старика». Это потрясающие слова». Участь заключенного Заболоцкому пришлось испытать на себе: 4 года в четко отстроенной системе исправительно-трудовых лагерей – срок немалый. Вспоминать об этом времени он не просто не любил – категорически не хотел. «В моей голове созревала странная уверенность в том, что мы находимся в руках фашистов, которые под носом у нашей власти нашли способ уничтожать советских людей, действуя в самом центре советской карательной системы». «Где-то в поле возле Магадана» стало единственным поэтическим свидетельством, сконцентрированно вместившим в себя весь ужас пережитого в те годы. Где-то в поле возле Магадана, Посреди опасностей и бед, В испареньях мёрзлого тумана Шли они за розвальнями вслед. От солдат, от их лужёных глоток, От бандитов шайки воровской

http://pravmir.ru/ogon-mertsayushhiy-v-s...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Где ты был, Адам? Первое крупное произведение Бёлля, принесшее ему славу. Концлагерь. Конец войны. Агония нацистов. Абсурдная беспощадная война. Начальник лагеря, в котором от человека осталось только любовь к музыке. Заключенная еврейка-христианка, как раз наделенная музыкальным даром… Любовь заключенной и немецкого солдата. История про несовместимость любви — человеческой и Божьей, чистоты и красоты веры с войной и властью. «Прозвонили к обедне, он снял фуражку и сложил руки для молитвы. Финк и мальчик сделали то же самое; и столяр, мастеривший гроб внизу, во дворе, отложил инструмент, и женщина отодвинула в сторону корзину с овощами и встала на молитву. Никто больше не стеснялся молиться на людях, и вдруг он почувствовал стыд за себя и за людей. Ему случалось и прежде молиться, и Илона молилась, она была красивая женщина, благочестивая и очень умная, такая умная, что даже священники не смогли угасить ее веру. Он все же начал молиться, но поймал себя на том, что почти механически твердит слова молитвы, хотя уже ничего не ждет от Бога. Илона мертва, о чем же ему молиться? Но он продолжал молиться о ее возвращении неведомо откуда и о своем благополучном возвращении, хотя он был уже почти дома. Не верил он этим людям – все они вымаливали себе что-то, а Илона ему говорила: «Молиться надо Господу в утешение», – она где-то прочитала эти слова и была в восторге от них. Стоя здесь с молитвенно сложенными руками, он вдруг понял, что вот сейчас он молится от души, потому что вымаливать у Бога ему нечего. Теперь он уже и в церковь сможет пойти, хотя лица большинства священников и их проповеди ему невыносимы. Но надо же утешить Бога, который вынужден смотреть на лица своих служителей и слушать их проповеди. Файнхальс улыбнулся, разжал руки и надел кепи…» Генрих Бёлль Где ты был, Адам? И всемирная бойня может задним числом пригодиться. Скажем, для того, чтобы доказать свое алиби перед лицом всевышнего. «Где ты был, Адам?» – «В окопах, господи, на войне…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Львович Беглов Христианину невозможно спрятаться Источник:  Православие и мир В годы государственного безбожия далеко не все христиане публично исповедовали свою веру. О жизни тайных христиан ХХ века рассказывает Алексей Беглов, старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук. Разрушение храма Христа Спасителя – Алексей Львович, расскажите, пожалуйста, кто такие тайные христиане ХХ века? – Христианину невозможно спрятаться в любых условиях. Поэтому говорить о таком явлении, как тайные христиане, мне кажется, неправильно. Конечно, во времена гонений на Церковь верующие люди вели себя скрытно на работе и в других общественных ситуациях. Однако у них всегда был свой круг общения и храм, в котором они вели себя достаточно открыто. Как правило, у них не было также секретов от семьи, близких, трудно было укрыться от соседей. Так что тайных христиан – если под этим мы понимаем своего рода глубоко законспирированных " разведчиков " , эдаких штирлицев – не было ни во времена Римской империи, ни в советские времена. – Но если в селе церковь была закрыта, то прихожане собирались где-то в глухой избушке и проводили там богослужения. И делали это тайно... – Как раз на селе об этих " тайных " богослужениях обычно было известно достаточно широко. Особенно в селах, где служили по домам, никто не скрывался. Да и скрыться было практически не возможно, если мы учтем, что по праздникам у какого-то дома на молитву собирались от нескольких десятков до нескольких сотен человек, а до 1950-х годов кое-где даже сохранялись подворные обходы на Рождество и Пасху – так было, например, в Рязанской области. Во время этих обходов священники ходили по домам со святой водой, служили молебны. – Как местная власть относилась к подобным явлениям? – Как правило, власть тоже прекрасно знала, где собираются верующие. И даже иногда поощряла домашние моления, поскольку для нее было гораздо важнее, чтобы в официальной статистике не фигурировала открытая церковь.

http://religare.ru/2_80810.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010