святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Сегодня читалось нам о блаженном Давиде, певце и учителе целомудрия. Ведь всякий раз, когда в псалмах раздаются для нас звуки его духовной лиры, он услаждает наш слух, а наши мысли настраивает в духе целомудрия. Поэтому-то благодать Духа и устроила так, что ежедневно почти каждая христианская душа имеет на устах его песни, к услаждению слуха и к пользе ду­шевной. Но всегда я удивлялся и недоумевал, рассуждая сам с собой и задаваясь такого рода вопросом: почему преимуществен­но перед всеми писаниями, как Ветхого, так и Нового Завета, все так любят эту книгу Давида и он один не сходит у всех с уст? Моисей был великий законодатель, лицом к лицу созерцавший Бога; он по вдохновению свыше открыл нам тайну мироздания и, проповедуя о Создателе, возвестил: " в начале сотворил Бог небо и землю " (Быт. 1: 1). Его книга – величайшая из книг и исполнена всякой мудрости, а между тем мы раскрываем ее в каждой из церквей всего раз или два в неделю. Ты скажешь, что эта книга принадлежит Ветхому Завету? Но тогда что ты скажешь относительно чтения святых Евангелий, где изображаются чудеса Христова пришествия, где Бог обращается среди людей и смерть прогоняется словом, где бесы изгоняются повелением и прокаженные очищаются словом, где слепые брением исцеляются от своего природного недостатка и пять тысяч человек в пустыне насыщаются пятью хлебами, где разбойнику открывается путь в рай и блудница становится чище звезд, где струи Иорданские освящаются для освящения наших душ и Единородный Сын от Отца с неба провозглашается, где Христос обновляет нашу жизнь, и обновляя, проповедует для спасения рода человеческого, говоря: " Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся " (Мф. 5: 3 и 6)? Но заметь, и эти заповеди мы прочитываем в церквах раз или два в неделю. Правда, царские венцы не годится выставлять напоказ народу каждый день. Но что сказать о блаженном апостоле Павле, проповеднике Христовом, уловлявшем вселенную, своими четырнадцатью посланиями, как бы духовными сетями, привлекшем ко спасению весь мир; о Павле, восхищенном до третьего неба и в самый рай, самовидце тайн царства небесного, недоступных человеческому слову (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1589...

Царство Небесное — это где моя мама? Царство Небесное — это там, где я буду со своей женой и со своими детьми? Царство Небесное — это то место, где Христос, Которого я знаю и в жизни, не видев в лицо никогда глазами, в какой-то момент мое сердце вот так очень сладко, болезненно пронзил, и я уже не могу успокоить свое сердце. Духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский  отвечает на вопросы  ведущих программы «Временно доступен». Александр Карлов: Давайте тогда разберемся, что такое ад и что такое рай? Прот. Алексий Уминский: Давайте разберемся. Александр Карлов: Нам раньше геенну огненную рисовали, вроде как верили. Прот. Алексий Уминский: Если рай — это языковский санаторий, то не дай Бог. Александр Карлов: Где все это расположено? Прот. Алексий Уминский: Сначала здесь, прежде всего. Начинается все здесь. Когда Христа спросили: скоро придет Царство небесное, где это Царство Небесное? Он говорит: Царство Небесное внутри вас». И вот все начинается здесь. Когда человек, и это связано, в том числе, с целью поста, чтобы вот здесь, наконец то, что-то такое, Царство Небесное в тебе родилось. Царство Небесное — это такое слово, которое уже навязчиво звучит. Мы привыкли уже к такой идиоме и не представляем, что такое Царство Небесное. Где это? На облаках, в каком-то космосе где-нибудь? Конечно, мы понимаем, что это не имеет своего географического расположения, Царство Небесное. На ракете туда не долетишь. Александр Карлов: А как тогда жить по правилам Церкви? Мы не знаем сколько звезд в отеле в этом раю. Прот. Алексий Уминский: Хочется о Царстве Небесном узнать что-то иное. Там ли моя мать сейчас? Это мне очень важно знать. Там ли моя мама? Я думаю, что там, конечно, уверен, но все-таки это тайной остается, и мне это очень важно, потому что это моя любовь. Там ли моя любовь, в этом Царстве Небесном, которая на этой Земле мне дала самые главные и важные знания о том, как я должен жить, кто я такой вообще на свете, что вообще во мне бурлит и здесь понятно.

http://pravmir.ru/chto-takoe-ad-i-raj-ot...

Догмат о преданиях Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому С глухим тяжело разговаривать, ибо он не слышит то, что ты ему говоришь. С ним можно беседовать только посредством письма: напиши – и он услышит. А другие слышат только ушами, но глухи глазами. И если мы говорим что-либо глухому, то наш язык становится тростью книжника скорописца. Такими бывают разговоры о вере с нашими противниками, которые все время искажают Писание и. вступая в споры о вере, всегда спрашивают: ГДЕ ЭТО НАПИСАНО? Они не слышат слов, произнесенных устами Христа, Апостолов или святых Отцов, и не слышат преемственных Преданий Святой Церкви, то есть отвергают Предания, принимая только Ветхий и Новый Завет, вступая с нами в беседу о вере, взыскующе произносят: «Где это написано?» Например, они видя, что мы ограждаем себя знамением Святого Креста и спрашивают: «Где в Священном Писании сказано, что христианину должно ограждать себя крестным знамением? Они видят освящаемую воду и спрашивают: «Где написано в Библии, что должно освящать воду и окропляться ею?» Они видят. Что мы молимся к востоку. И спрашивают: «Где в Библии написано, что должно молиться к востоку?» Этими и многими подобными им вопросами они досаждают нам, укоряя Святое Православие. Что же ты, Церковь Святая, отвечаешь им? Спроси и ты их: «Поскольку вы, противники, опираетесь только на Священное Писание, скажите мне, где в Священном Писании говорится, что не должно ограждаться Святым Крестом, не должно освящать воду, не должно молиться на Восток?» И чтобы не заводить долгие разговоры с этим родом строптивым и многоречивым, спроси их, должно ли слушать святую Церковь или не должно? Должно ли слушать наставников спасения, святых Отцов, пастырей и вселенских учителей, или не должно? Если скажете, что не должно, то раскройте Священное Писание, в котором сказано: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 .) И снова: Слушающий вас Меня слушает ( Лк. 10, 16 ). И снова: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ) И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Полиносово. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Сергия Радонежского Год постройки:Между 1786 и 1790. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Александровский район, с. Полиносово Координаты: 56.416002, 38.426297 Проезд: Из Москвы по Ярославскому шоссе. Где-то через 90 километров повернуть направо на Александров в деревне " Верхние дворики " . Ехать прямо до деревни " Брыковы горы " , где затем надо завернуть направо (Надпись " Арсаки - 6 " ). Где-то через километр повернуть направо на грунтовую дорогу (Внимание! Указателей ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы по Ярославскому шоссе. Где-то через 90 километров повернуть направо на Александров в деревне " Верхние дворики " . Ехать прямо до деревни " Брыковы горы " , где затем надо завернуть направо (Надпись " Арсаки - 6 " ). Где-то через километр повернуть направо на грунтовую дорогу (Внимание! Указателей нет!). Едете прямо по грунтовой дороге. Через 3 километра будет каменный камень с надписью " Палево " (Полиносово). Повернуть направо и доехать до деревни. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь была построена в 1786-1790гг. вместо прежней деревянной (1721г.) В 1815г. был пристроен придел Сергия Радонежского, в 1816г. возведена колокольня. В советское время церковь была закрыта и сильно пострадала. Сохранились только стены двусветного четверика основного объема, которые и видны на фотографии. Завершение и перекрытие церкви, колокольня и трапезная утрачены. На фотографии видны сохранившиеся фрагменты обработки фасадов: угловые лопатки, поребрик между ярусами, обрамления окон. Со времени, когда сделана фотография, кажется, ничего не изменилось. Село Полиносово стоит при реках Дубне и Молокче. Впервые в документах оно упомянуто в 1574 году, когда «Андреем и Полуэктом Михайловичами было приложено в Троице-Сергиев монастырь усадище Полиносово по своей душе и по своих родителях». Усадищем называлась помещичья усадьба без деревни. Она и церковь были уничтожены в Смутное время. В патриарших дозорных книгах конца 17 века на пустоши Полиносовой значится «церковная земля Димитрия Солунского». В начале 18 века она заселяется, в 1720г. строится новая деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского, в 1721г. она освящена архимандритом Троице-Сергиева монастыря Тихоном Писаревым. В 1764 году после отобрания монастырских вотчин, Полиносово перешло в казённое ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=01243

Примечания. (главные разночтения из первого казанского издания 1881 года и афонской пантелеимоновской рукописи 50/4/395) 1 Думал, думал, — не знал, как решить.— Спросил дьячка: что значит непрестанно молиться и как? Он ответил: " Как сказано, так и молись " ... Я опять спросил: да как же непрестанно-то? Ну! еще стал спрашивать... сказал дьячок и ушел. — Я пошел к священнику: — как непрестанно молиться? спросил и его. - Священник ответил: чаще ходить в церковь, править молебны, ставить свечки, класть больше земных поклонов... Да где же об этом сказано в Библии? спросил я. — Где тебе самому разуметь Библию. Не только вам, но и нам читать-то ее без руководства св. церкви не велено. — Сказавши сие, священник отослал меня от себя.Что мне делать, — подумал я, где сыскать...(стр. 3-4). /В рукописи: " Я пошел к попу: как непрестанно молиться? — спросил его. Поп ответил: чаще ходить в церковь, править молебны, ставить свечи, класть больше земных поклонов. — Да где же об этом сказано в Библии? — спросил я. — Где дураку читать Библию! Вот и читать-то ее не велено, нам только велено читать сию книгу. Сказавши это, поп прогнал меня " , (стр.3)/ 2 Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление.Пришел в собор, в день воскресный, в неделю о Мытаре и Фарисее была проповедь из текста: Фарисей же, став, еще в себе моляшеся, вся проповедь состояла из того, что потребно для истинной молитвы; и как недостойна молитва без должного к ней приуготовления. — Например, проповедник говорил: " если желаешь, чтобы молитва твоя была истинная, чтобы принесла плод во спасение, и была бы не отвергнута, и услышана Богом: стяжи во-первых веру твердую; очисти ум от помыслов лукавых, отложи всякое житейское попечение, уготовай сердце свое в храм Духу Святому, изгони из него всякое сластолюбие, укрась и обнови его чистотою и усердием; увяли плоть лощением и воздержанием и умертви уды сущия на земли; со всеми будь мирен, храня мир и святыню; и тако утвердившись сими подвигами приноси дар твой к алтарю, возноси чистую молитву на жертвенник Божий, и молитва твоя будет услышана и спасет тебя. — А иначе, если ты без достодолжного приуготовления показанными тебе добродетелями, и не предочистившись прежде покаянною и воздержною жизнию рассеянно и хладно приступишь к молитве, то ты лишишь ее крыл, не дашь ей силы действовать, и таковая молитва твоя будет безуспешна " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2410...

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио) Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды 6 марта, 2022 Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Евангельское чтение в Прощеное воскресенье: Мф., 17 зач., 6, 14—21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,  18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» Проповеди в Прощеное воскресенье

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нас заставили забыть свой бытийный статус-пол» Слоган феминизма сделал человеческий род неспособным восстановить законную смертную казнь 15.05.2021 1688 Время на чтение 3 минуты «Я тебя породил, — я тебя и убью». Так некогда сказал и так сделал — не живой человек! Так сказал и так сделал всего-навсего литературный персонаж. Поистине удивительно, что с истинно мужским поступком Тараса Бульбы абсолютно все согласны. Каждый в своей душе безмолвно проговаривает: «Он прав, что убил родного сына, который стал предателем»... Другим подобным героем Истины стал книжный герой, герой-мученик Маттео Фальконе. Да, они не святые; да, они только литературные герои. Слава Богу, что ещё осталась, ещё жива великая Литература. А мы, ныне живущие живые люди? Кем стали мы? Как грибы после дождя уже появились беспомощные немужские рассуждения, что необъяснимые убийства ни за что, увы, были, есть и будут, что эту бесконечную череду преступлений невозможно ни предотвратить, ни прервать (!). А почему? А потому что всему виной оказывается недовольство самим собой. «А ведь кто-то виноват, что я недоволен собой?». «И я знаю, кто виноват в том, что я недоволен собой. Все вокруг, только не я». Оказывается, сегодня так называемая аналитика стала вместе и Верой и Церковью. Ныне пустая аналитическая размазня — это диковинная мешанина из ни веры — ни Церкви — ни права, будет расти как снежный ком. Теперь мы будем вразнобой говорить и говорить; писать и писать… А где единственная реальная результативная мера пресечения маразматических массовых убийств в школах по всему Миру? Где она? А её, оказывается, просто нет. Её вовсе не существует! Есть Евангелие, есть Библия, есть Коран, где всё сказано и всё объяснено. А есть ещё дикие массовые убийства, которые, как уже говорят, есть и будут. Честное слово, впечатление такое, что Евангелие стало Книгой для чтения. Где действие на основе Евангелия? Где действие, черпающее самих себя из Богоданной совести? Наше бездействие порождено довольством своим малосилием, которое возросло до степени апатии и бессилия. Мы не живём, а только говорим, пишем и читаем! Настоящими людьми, настоящим примером, настоящими отцами, настоящими сыновьями, настоящими мужчинами стали придуманные литературные герои. Жития Святых стали слишком душеполезными для нашего суетного времени… Есть ещё по-настоящему Большая светская литература; но она повисла где-то между Небом и Землёй.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/15/na...

Согласно «Деяниям...», М. был обращен в христианство ап. Аддаем (которого еп. Евсевий Кесарийский отождествил с ап. Фаддеем ). В источниках М. и Аддай то имеют равноправный статус как ученики Христа, то находятся в отношениях «ученик-учитель» (сравнительный анализ источников см.: Jullien, Jullien. 2003. P. 48-50). После смерти Аддая М. покинул Эдессу и отправился с проповедью в Нисибин и Арзанену, где исцелил от подагры и обратил в христ. веру местного правителя, оттуда - в Бет-Забдай (Забдицену), далее - в Бет-Арабайе и Адиабену . Там он исцелил от проказы и крестил князя Арбелы, а также совершил множество чудес в окрестностях рек Б. и М. Заб. Затем М. отправил своего ученика Тумиса проповедовать в Дасен, во Внешнюю Армению (район оз. Урмия) и в Мидию. После этого М. обратил в христианство правителей г. Шахкерт (Шахргирд; обл. Бет-Гармай) и обл. Дарабад, исцелив их дочерей. Оставив в Дарабаде своего ученика Адду, М. со спутниками перешел в Бет-Арамайе. Проповедь в Селевкии (см. Селевкия-Ктесифон ) сначала была безуспешной, поэтому М. отправился в Кашкар , где обратил в христианство бóльшую часть жителей. Вернувшись назад, М. в течение года проповедовал в Селевкии. В Кохе близ Селевкии и Ктесифона М. построил церковь, где впосл. находилась кафедра предстоятелей Церкви Востока. На основе географических указаний о местоположении Кохе относительно течения р. Тигр Ж. М. Фьей ограничил время прихода туда М. периодом между 79 и 116 гг., однако, по мнению сестер К. и Ф. Жюльен, с уверенностью можно говорить лишь о сер. III в. как о terminus ante quem. В Ктесифоне М. вел активную борьбу с зороастризмом , чем вызвал гнев жрецов и царя Артабана. Исцелив и крестив сестру царя, М. попросил ее разрушить храм языческой богини Иштар в том месте, где она жила (Дор-Кони), и основать там христ. церковь. Затем М. повторно посетил Кашкар, оттуда отправился в Мешан, где его проповедь почти не имела результата, далее - в Бет-Хузайе (Хузестан) и Бет-Парсайе (Персиду), куда начальные знания о христианстве были принесены купцами, к-рых просвещал в Эдессе ап. Аддай. Дойдя до земель, где уже проповедовал ап. Фома , М. вернулся в Дор-Кони и спустя нек-рое время мирно почил и был погребен здесь.

http://pravenc.ru/text/2561992.html

Ф.А. Джунковский Курская чудотворная икона Знамения Божией Матери явилась 8-го сентября 1295 года в лесистой пустыне, при корне дерева, где в то же время и произошел источник воды, до сего времени существующий, и над которым ныне устроена Церковь Живоносного Источника. Пустынь эта именуется Коренная и известна по своей значительной ярмарке. После явления чудотворной иконы, она, по сказанию летописей, в скором времени была принесена в город Рыльск по приказанию тамошнего князя Василия Шемяки, где народом благоговейно встречена, но князя при том не было, за что в то же время он объят был слепотой. Но когда признал свою погрешность и принес молебствие пред иконой, вновь получил зрение, за что в знак благодарности и усердия соорудил в городе Рыльске церковь во имя Рождества Богоматери, куда и поставил явленную икону; но оная, чудесным образом возвратилась на прежнее место. Когда же татары сделали на Коренную пустынь нападение, часовню, где находилась явленная икона, сожгли, и самую икону рассекли на две половины и бросили в разные стороны; иерей Боголюб, спустя несколько времени, обе половины иконы нашел, сложил их, и они чудесным образом соединились вместе. Услышав о таком чуде, Рыльские граждане принесли икону в город, с желанием оставить ее у себя; но явленная икона вновь, по чудесному Божию действию, возвратилась на свое место в пустынь, где по повелению царя Феодора Ивановича устроен был монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1597 году эта чудотворная икона была принесена в Москву, где царь Феодор Иванович повелел сделать для нее особую сребро-позолоченную доску, с изображением на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу Пророков, украсив ее, с пожертвованием царицы Ирины Феодоровны, красной атласной пеленой с жемчугом и другими драгоценными камнями. Царь Борис Годунов пожертвовал также для иконы много денег, риз, свечей, ладану, колоколов и проч. Курские граждане, когда с помощью Божией Матери в 1612 году одержали чудесную победу над поляками, в благодарность построили в городе Курске во имя Знамения Пресвятой Богородицы монастырь, куда в 1618 году и поставили чудотворную икону. Ныне имеется в нем архиерейский дом, где она и пребывает доселе. Но в воспоминание явления Ее, с 1726 года ежегодно, после праздника Святой Пасхи в пятницу девятой седмицы, она препровождаема бывает с крестным ходом из города Курска на место явления ее в пустынь и остается там до 12-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_29980.html 27 мая 2006 Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 4 Нередко светские люди спрашивают, почему Православная Церковь не приспособляется к современности – не упрощает богослужение, не ставит скамейки в храмах, не " облегчает " свое духовное послание. Словом, не становится удобной для духовно расслабленного (то есть, по Евангелию, парализованного) человека. Некоторые до сих пор считают, что именно так можно привлечь людей в храмы. Западный опыт ясно показывает обратное. Либеральные протестантские деноминации, а отчасти и Католическая Церковь, стремительно теряют паству и духовенство именно потому, что они стали слишком облегченными, слишком комфортными, слишком приспособленными к капризам публики. Некоторые воспринимают их просто как место, где можно расслабиться, послушать приятную музыку, попить чая с друзьями. А значит, и потребовать, чтобы чашки были поновее, музыка поинтереснее, а богословское учение – побесконфликтнее. Чтобы никто не пробудил ненароком совесть. Но в итоге в таких церквах становится пусто – в самом деле, отдыхать и расслабляться лучше на пляже или в кафе. Но вот удивительная вещь: в некоторых местах на Западе, где пытаются вернуться к долгой и молитвенной службе, где практикуются древние песнопения, где есть общинная жизнь – людей много. Пример – аббатство Сильванес на юге Франции, куда стекается множество народа на длинные торжественные мессы, совершаемые при общем пении в древнем стиле. Все-таки в храм люди по-настоящему идут не тогда, когда им хочется приятно развлечься. В Церковь приходят, чтобы разрешить острые жизненные проблемы, а не забыть о них. Приходят, желая изменить греховную жизнь. Христианства не может быть без подвига, без пробуждения совести, без отсечения своей воли ради воли Божией. Люди понимают это. И идут туда, где им говорят нелицеприятную правду, где предлагают горькое, но действенное лекарство.

http://religare.ru/2_29980_1_21.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010