Половина моей жизни прошла в автобусах. На автобусе я ездил в Оптину пустынь и Абалакский монастырь, а сейчас часто езжу из Екатеринбурга, где живу, в родной Камышлов, где у нас с женой квартира, а потом дальше – в деревню Баранниково, где в большом доме живут мои родители. Я люблю ездить на автобусе. Автобус – это целый мир, где оказавшиеся в замкнутом пространстве салона люди ведут себя совсем не так, как обычно в жизни. В жизни, когда тебе что-то не нравится, ты можешь проигнорировать чужое мнение или просто уйти. А в автобусе это не получится, поэтому, нравится или нет, но тебе придется терпеть шумных, непрестанно смеющихся на весь салон студентов или выслушивать женщину с раздраженным лицом на соседнем сиденье, с которой где-то грубо обошлись. Здесь ты оказываешься с людьми один на один, глаза в глаза, и чужие радости и боли, которые в жизни можно не замечать, игнорировать не получится. В автобусе люди становятся искренними, настоящими. Ты понимаешь, что больше вы никогда не встретитесь, и можешь быть искренним И разговоры в автобусе тоже совсем не такие, как на лавочке во дворе. В автобусе человек, порой неожиданно для себя, начинает говорить о чем-то важном, волнующем, о том, что наболело и чем нужно немедленно поделиться. И случайный попутчик для этого подходит лучше всего. Ты его не знаешь, он тебя не знает, и это спасает от кучи условностей – вроде общей работы, знакомства или схожих интересов, из-за которых люди часто говорят не то, что думают, и не о том, о чем хочется. А здесь ты понимаешь, что, может, больше вы никогда не встретитесь, и можешь позволить себе быть искренним. Треплются и сплетничают, когда дорога дальняя и настоящие истории уже закончились. Помню, еду в автобусе, напротив – две бабушки. Одна другой: «Катерина, так тебе сколько годков-то стукнуло?» Та отвечает: «Так 83-й пошёл!» Первая: «А я думала, ты постарше, тебе, как и мне, 89. А ты у нас ещё молодая!» Я как услышал, тепло на душе стало! Вот они, бабушки, как сегодня живут? Тяжело живут! В больнице в очередях сидят до последнего, никто вперед не пускает, сам там был, видел. К чиновникам придут из-за диких счетов за свет или коммуналку – их на порог не пускают, а попадут на прием, так еще и обругать могут. Кто за них заступится, пожалеет, кроме Христа? Да никто! Особенно если они одни живут. В наше время им помогают, только когда претендуют на метры их стареньких, заработанных честным самоотверженным трудом квартир. А они живут и ни на что не жалуются, улыбаются и малой радости, которую мы и не заметим никогда! Живут, как в последний день, ничего не требуя для себя, а наоборот, еще и другим помогают!

http://pravoslavie.ru/117825.html

Разделы портала «Азбука веры» Ю. Белановский " decoding="" title="" Темы миссионерской проповеди православных и подготовки новообращенных к крещению и началу христианской жизни мне знакомы с середины 90х. До недавнего времени я во многом оценивал их как хрестоматийные, то есть такие, где трудно сказать и услышать что-то новое. Последние три года я вплотную занимаюсь организацией православного добровольческого служения, изучаю опыт волонтерских организаций и осмысляю жизнь православного молодежного добровольческого движения «Даниловцы», которое и возглавляю. И вот, как-то неожиданно для самого себя, я увидел некоторые аналогии между отношением к волонтерам и отношением к новообращенным христианам, к тем, кто, обретя веру в Бога, всерьез задумался о вступлении в православную церковь. Добровольчество – дело серьезное Так сложилось, что волонтерство большей частью – это групповое служение, это дело волонтерских сообществ и организаций. Это и понятно. Чтобы служение было постоянным, тиражируемым, ресурсно обеспеченным, чтобы оно развивалось, лучше всего подходит группа, где распределяются роли и ответственности, существует среда поддержки, принятия и понимания. Добровольческое служение по отношению к людям не может совершаться кем попало, по какой угодно мотивации, вне каких бы то ни было правил. Чаще всего с учреждениями и непосредственно с благополучателями взаимодействуют волонтерские группы, несущие ответственность за служение, каждый волонтер представляет группу, одиночкам не доверяют, что в подавляющем большинстве случаев правильно. Стать волонтером – это значит войти в группу, стать ее участником. Как правило, точкой входа является анкетирование и собеседование. Существует ряд стандартных вопросов, ответы на которые дают хоть и поверхностное, но достаточное основание для развития собеседования в правильном русле и последующего принятия решения. Главная тема точки входа – правдивое обоюдное знакомство, взаимопонимание, попытка найти ту область, где желание новичка совпадает с потребностью волонтерской организации и в конечном итоге с запросом от благополучатей. На практике стараются узнать: как человека зовут, где он живет, где территориально и какое служение и по отношению к кому хотел бы осуществлять, какие у него есть личные, временные, профессиональные и материальные ресурсы, на которые он хотел бы опереться в служении, каковы намерения человека, как долго он собирается помогать. Важно прояснить вопрос: какие у начинающего волонтера мотивы и запросы – лечить, помогать, общаться, профессионально расти или что-то еще? Это все важно знать добровольческой организации, в которую входит человек.

http://azbyka.ru/katehizacija/osoznannoe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семь недель перед Пасхой. Что и почему меняется в храме Великим постом? 5 мин., 20.03.2014 В великопостные дни и пространство храма, и содержание молитв меняется очень сильно. Все чаще звучат Псалтирь и отрывки из Ветхого Завета, все реже — пение, даже колокольный звон становится более размеренным и простым. Особая атмосфера, особая тональность пения, особые чтения, особые каноны, земные поклоны. Всего не охватишь, но скажем несколько слов об основных богослужебных изменениях в период Великого поста и об их значении. Чин прощения Традиция просить друг у друга прощения перед началом поста — монастырская. Монахи древних монастырей на время Четыредесятницы поодиночке уходили в пустыню, и никто из них не мог знать, вернется ли он в обитель к Страстной неделе или не доживет до этого дня. Монахи просили друг у друга прощения за все вольно и невольно нанесенные обиды, причем во время этого чина — как ободрение и напоминание о грядущей радости — звучали пасхальные песнопения. Их можно услышать и в наше время перед самым началом поста. Чин Прощения сегодня — это вечерня, обычно она начинается в 16 или 17 часов в последнее воскресенье перед постом. Интересно, что первая ее половина — праздничная, священники совершают ее в соответствующем облачении. В середине службы они пере­облачаются в традиционные для Русской Православной Церкви великопостные одежды черного цвета, и тональность богослужения — уже совсем иная. В конце вечерни настоятель с земным поклоном просит прощения у всех прихожан, потом каждый из присутствующих просит прощения у других. Приходские традиции этого действа различны: где-то люди по очереди подходят к настоятелю и к священникам, а потом — к родным и просто знакомым. Где-то кланяются в землю, где-то — в пояс. Где-то принято троекратное целование, где-то нет. Главное — содержание происходящего, на которое настраивает само богослужение. Великий покаянный канон Андрея Критского Это творение святителя Андрея Иерусалимского (или Критского), подвижника из иерусалимского монастыря св. Саввы, жившего на рубеже VII-VIII веков и поставленного архиепископом города Гортины на острове Крит.

http://foma.ru/cem-nedel-pered-pasxoj.ht...

Беседа об Афоне для жителя дальнего севера должна иметь особый интерес. Но еще более этот интерес должен быть сильным для того, кто видел дальний юг и был даже его обитателем. Говорят, что лапландец наш, завезенный в самый роскошный уголок под вечно-лазурное небо Италии, среди всей неги природы той, все помышляет о своей почти всегда саваном покрытой болотистой бесконечной равнине, окутанной то свинцовыми тучами, то бесконечным мраком и оглашаемой только завыванием бури и свистом страшных порывов ветра, с легкостью которого лапландец несется на быстрых оленях, при тусклом блеске небесного светила и мириад бриллиантовых искр безграничной снежной равнины, к своей тесной и убогой, но теплой и сердцу милой меховой юрте (чуму). Так и южанин, закинутый на дальний север, все мысленно бродит там, где солнце вечно греет, где зреет сладкий виноград, где яворы шумят, где зреют красные гранаты, и манит взор янтарный померанец. Там, в лазури поднебесной, вечно реют и поют хоры всяких птиц, и земля в течении обычном ежегодно живет, цветет и зреет в бесконечном разнообразии своих существ надземных. И воды теплые далекого юга не так вздымают волны и их удар не так силен, как здесь, где режет он то, как закаленной стали булат, то, как полновесно-могучий чугун, пред которым не только дрожат, как нежные птички, наши утлые ладьи поморов, но страшно, уныло и беспокойно стонут и могучие океанские великаны-пароходы. Да, много есть интереса для северянина в беседе о славной горе Афонской, находящейся на далеком юге Европы, почти прямо противоположном нашему краю. Приготовление мое к путешествию на Афон , о котором я желаю побеседовать в этот час, началось задолго до того, когда оно осуществилось в 1888 году. Еще на школьной скамье, лет 30 тому назад, я с восторгом и умилением читал письма святогорца, которыми тогда восхищались многие юноши, услаждающиеся ныне самыми недостойными вещами. Потом мне привелось прочесть массу разных сочинений об Афоне, начиная с давно-известного путешествия Барского, доктора Иоанна Комнина и его переводчика иеродиакона (Чудова мон.) Дамаскина, который около ста лет тому назад приезжал в Соловецкий монастырь для сравнения его с Афоном, а оканчивая солиднейшими трудами об Афоне Епископа Порфирия, профессора Дмитровского и теми листками, которые мне высылают с Афона доселе по адресу 1888 года, Казань, протоирею NN.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Детская Церковь Где же дети в Церкви Христовой? Где эти младенцы сегодня? Почему они молчат? 2 июня, 2015 Где же дети в Церкви Христовой? Где эти младенцы сегодня? Почему они молчат? Можем ли мы сказать, что православное богослужение в достаточной мере ориентировано на детей? Кирилл Емельянов предлагает читателям «Правмира» свою попытку описать, какой может быть Детская Церковь. Пожалуй, трудно найти христианина, у которого заголовок этой заметки не наводил бы на воспоминание отрывка из Евангелия, когда к Иисусу подвели детей, а апостолы стали выражать своё неудовольствие. И тогда Господь им сказал, что не следует запрещать им приходить, поскольку именно таковых есть Царство Божие. Несмотря на то, что с тех пор прошло почти две тысячи лет, положение детей в Церкви существенно не изменилось. Они по-прежнему где-то в стороне, отдельно. Нам рекомендуют приводить их «к 11-ти часам» (т.е. ближе к причастию) – иногда объясняя это тем, что «дети устают», иногда – скверным характером настоятеля, который сам «устал». А настоятель-то прав: дети и вправду устают от продолжительного монотонного богослужения, в котором они ничего не понимают – и в ответ на это начинают шуметь, бегать и всячески пытаться устроить для себя разрядку. Устают и взрослые – ведь им тоже, как правило, ничего не понятно, но взрослых сдерживают известные «рамки приличия»; у детей это встречается реже. Настоятель прав и в том, увы, что для детей в нашем богослужении ничего нет, кроме самого причастия. Но возможно ли приводить ребёнка только к самому причастию, без его участия в богослужении – превращая акт самого причастия в некое магическое действие? У нас очень часто, и нельзя сказать, что напрасно и несправедливо, говорится о том, что богослужение в церкви исполняется на непонятном для большинства присутствующих языке. Сторонники модернизаций и обновления настаивают на том, что богослужение остро нуждается в переводе на понятный язык. Есть и попытки таких переводов (как «в стол», так и публичные). Мы не будем сейчас останавливаться на том, насколько всё это нужно, и насколько тот или иной перевод лучше и т.д. Обратим внимание на то, что даже будучи переведённым на «понятный» язык (пусть это будет хороший, качественный перевод с сохранением церковной стилистики), наше богослужение не станет ближе к нашим современникам, станет более понятным.

http://pravmir.ru/detskaya-tserkov/

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя сыропустная I. Евангельское чтение. Зачало (17) от Матфея 6:14–21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В эту последнюю подготовительную к посту неделю, называемую «преддверием покаяния, предпразднеством воздержания, предпутием поста,» Святая Церковь, напутствуя чад своих на подвиги Четыредесятницы, заповедует им в евангельском чтении украситься по преимуществу тремя добродетелями, без которых невозможно проводить в чистоте и святости великие дни Четыредесятницы. Эти добродетели: незлобие, пост и милостыня. 1) Первая добродетель, особенно необходимая для христиан в дни покаяния и поста, это незлобие (ст.14–15). Оно обнаруживается в искреннем прощении обид и оскорблений, причиненных нам ближними. а) Все мы грешники и нуждаемся в отпущении грехов. Отец небесный готов простить нам все грехи, если только мы с своей стороны прощаем нашим ближним. « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный » (ст.14). б) Напротив, « а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших » (ст.15).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

К молодежи нужен неформальный подход Интервью с руководителем Отдела по работе с молодежью Новосибирской епархии священником Андреем Ромашко Иерей Андрей Ромашко - Отец Андрей, расскажите, как возник Ваш Отдел? - Отдел был образован решением Епархиального Совета в 2002 году, сразу после Всероссийского съезда православной молодежи. Как молодого священника, который интересовался молодежными проблемами, меня назначили руководителем этой структуры. Постоянных сотрудников в Отделе – двое. Остальные работают у нас на общественных началах. - Какие формы работы с молодежью Вы используете? - Самый первый замысел, который мы воплотили – еженедельные молодежные встречи. Это своеобразный клуб, где встречается и общается православная молодежь. Каждый воскресный вечер, разумеется, если нет всенощной на понедельник, мы собираемся в трапезной кафедрального Вознесенского собора. На встречи приходит около ста человек. Среди них есть и те люди, которые давно ходят в храм и стремятся к общению в своей молодежной среде, и те, что приходят из любопытства, впервые заинтересовавшись Православием. Веду встречи я. Сначала в продолжении получаса – сорока минут мы ведем беседу, посвященную событию отмечаемого церковного праздника или разбираем Евангелие, прочитанное за Литургией, или обсуждаем какой-то животрепещущий вопрос. Затем проводим чаепитие, в ходе которого молодежь может пообщаться со мной и друг с другом, попеть, поиграть на гитаре. Эти беседы у нас начали проводиться даже раньше, чем был создан Молодежный Отдел. На мой взгляд, такая форма работы очень эффективна, особенно в условиях крупного города, где православная молодежь нуждается в неформальном общении со сверстниками. Естественно, там, где есть молодые люди, складываются новые семьи. Слава Богу, у нас сыграли уже больше десяти свадеб. Часть ребят познакомились в клубе, часть на других наших мероприятиях. Наш опыт переняли еще несколько храмов – два или три городских и два сельских прихода. Они также начали проводить молодежные встречи. Где-то они проходят после Литургии, где-то по вечерам.

http://pravoslavie.ru/4690.html

Что дала вера Христова русской душе? На этот вопрос может быть только один ответ: все те добрые качества русской души, которыми так славился русский человек и которые составляли собою основные черты русского национального характера  прежде  – до насаждения на русской земле сатанинских начал безбожья и материализма. Многолетняя упорно-распространяемая, а в последние полстолетия и насильственно-внедряемая пропаганда безбожия и материализма достигла, если не абсолютных, то значительных успехов: души русских людей, в большей или меньшей степени, были изуродованы, исковерканы путем искоренения из них тех исконных начал православно-христианской веры, которыми жил прежде русский человек на протяжении столетий. Но полностью искоренить этих святых начал все-таки еще не удалось, и они живут еще хотя бы в подсознании у многих, по временам прорываясь наружу и более или менее ярко проявляя себя. И хотя наша Святая Русь повержена во прах, и на месте ее водружен «престол сатаны» ( Апок. 2, 13 ), но есть еще русские люди, в которых что-то от Святой Руси еще сохранилось, несмотря на тот бешеный поход против  истинной  христианской веры, который ведется теперь повсюду – во всем мире. Мы подчеркиваем – истинной христианской веры, потому что теперь появились суррогаты этой веры, конечно, с несомненной целью более успешно вести борьбу с верой истинной, путем такой фальсификации и лукавых подлогов, в разсчете на то, что мало осталось людей достаточно чутких духовно для того, чтобы разобраться, где истина, а где ложь и обман, где истинная Христова Церковь , а где лже-церковь. Нам, живущим теперь в изгнании заграницей, тем, кто не помнит прежней России, трудно себе представить по-настоящему, чем была наша прежняя Святая Русь. И глядя на многих русских людей, утративших в эмиграции черты характера подлинного православного русского человека, некоторые представители нашего молодого поколения с недоумением вопрошают старших: «Это ли русские люди, о которых вы нам говорили? Где же у них те похвальные черты характера, о которых вы нам так красиво разсказывали? Почему они совсем не похожи на тех русских людей, которые, по Вашим словам, были прежде в России?»

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Беседа 32. Совершение пасхи с учениками Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и мы рассмотрим три темы из 26-й главы: 1) Совершение пасхи с учениками (17–25); 2) Установление Таинства Евхаристии (26–30); 3) Господь Иисус предрекает отречение апостола Петра (31–35). События последних дней в земной жизни Господа Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Вспоминая именно их, мы и должны причащаться Тела и Крови Сына Божия. Сказано: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:28–30 ). Посему необходимо именно причащаться, «рассуждая о Теле Господнем», то есть вспоминая все события, связанные с установлением Евхаристии на Тайной вечери, страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Мы читаем 17-й стих 26-й главы: Мф.26:17 . «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?». Истолковывая слова: « где велишь нам приготовить Тебе пасху? », блаженный Иероним Стридонский пишет: «Первый день опресноков это – четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”, я полагаю, был и Иуда предатель » 501 . – То есть предательство Иуды и заключалось в том, чтобы выяснить, где Христос будет находиться в пасхальную ночь. Иудеи не могли арестовать Господа Иисуса прямо на Тайной вечери, потому что в это время сами праздновали пасху со своими семьями и домочадцами, и поэтому избрали Гефсиманский сад, как более удобное по времени место для Его (Христа) ареста. Это значит, что Иуда подробно выяснил, где и в какое время будет Учитель. Впрочем, учителем Иуды в этот момент был сам дьявол, который и руководил всеми его действиями. Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома» 502 . Сказано: «Иисус сказал… лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Практическая польза Шарли и быдлятина от режиссёра Звягинцева 17.01.2015 3383 Время на чтение 3 минуты В маленьком посёлке на морском северном берегу живет человек с мутными глазами. Он постоянно пьёт и матерится, работает, не поймёшь где. Живет с сожительницей. Она его вроде любит, но, не задумываясь, отдаётся заезжему москвичу. Кстати, единственному другу своего сожителя. Друг пользует её тоже, не задумываясь - такая у них «настоящая мужская дружба». В Церковь «мутный человек» не ходит и не верит, похоже, ни в Бога, ни в чёрта. Однако лишь только начинают на него валиться житейские неприятности, зажимает около сельпо местного батюшку. И почему-то орёт, отхлёбывая водку из горлышка: «Ну, где твой Бог?!». Хотя какое отношение к нему, безбожнику, должен иметь Господь? А потом его сажают в тюрьму за убийство упомянутой сожительницы. На Иова Многострадального этот крендель не то, что не тянет, а рядом не стоял. Получает по заслугам. И на месте хибары, где он пропивал свою жизнь, строят храм. Вот, собственно, краткий сюжет кино с названием «Левиафан». Настолько же пошлого и бездарного, сколь и раскрученного из-за своей исключительной «чернушности». Фильм получился дрянненьким и мелким, потому что в нём есть претензия на жизненную правду, а самой правды нет. Мудра поговорка «Мир не без добрых людей», но они в этом кино напрочь отсутствуют. И это создаёт атмосферу сплошной лжи. Оболганы здесь все: и простые жители поселка, и начальство всех сортов, и Российская власть в целом, и Православная Церковь. Фильм снят с такой ненавистью ко всему отечественному, что, пожалуй, ещё долго будет получать всякие западные премии. Откуда эти ненависть и злоба? Почему сваливший в Канаду исполнитель главной роли актёр Серебряков высокомерно называет бывшую Родину «рабской страной» (при этом философски оправдывая в интервью «Известиям» свою эмиграцию московскими пробками: «Когда сидишь 5 часов на жо.. в машине и думаешь: да, бл...!»)? Почему неплохой режиссёр Звягинцев мастрячит за госсчёт такую злобную чушь (а ведь он, конечно, читал стихи Тютчева, где великий поэт учит, как творец должен любить «эти бедные селенья»)? Кто извинится перед жителями посёлка Териберка, где снимался фильм? Они ведь уже назвали сей опус оскорбительным для себя. А Мурманская губернаторша Марина Васильевна Ковтун старается сейчас по многочисленным просьбам мурманчан запретить в регионе показ «Левиафана». Левиафан - это же сатана, воплощённое зло и жители города-героя Мурманска резонно сомневаются, что он обитает именно в их регионе (да, пытался залезть во время войны, когда на Мурманск фашисты сбросили 185 тысяч бомб, почти как на Сталинград, но отбились северяне).

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010