В составе Соборов русских святых погрудный образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г. (поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С. 10). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь). Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. 50, 58-59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2. С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи/Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

http://pravenc.ru/text/162062.html

Священник Димитрий Свердлов: Нет, подождите, институт же был и в 70 годы 20 века. Этим ситуация не отличается. Станислав Минин: Да, но есть сегодня. Священник Димитрий Свердлов: Назовите отличия, на ваш взгляд. Станислав Минин: В 70 годы церковь восстанавливалась, она искала себя. Священник Димитрий Свердлов: В 70 годы церковь себя искала? Станислав Минин: Конечно. А вы хотите сказать, что в 70 годы и на рубеже 90 годов Русская Православная Церковь – это одно и то же? Сергей Кравец: Нет, не одно и то же. Есть отличия. Дело в том, что в 80 годы человек сталкивался с приходским батюшкой. И, собственно, это была вся церковь, с которой он сталкивался. Сейчас он, конечно, сталкивается с огромным информационным потоком о церкви, как корпорации. Эта информация вносит некоторые сложности в его восприятие, противоборствует его социальным, политическим, культурным, каким угодно собственным его убеждениям. И он входит в какой-то внутренний конфликт с той информацией, которую выдает церковь, как некая корпорация. В конце 70, в 80 годах, когда, собственно я пришел в церковь, ничего этого не было. Священник Димитрий Свердлов: То есть вы хотите сказать, что сегодня массированное присутствие церкви в медиа пространстве, мешает человеку встретиться со священником? Сергей Кравец: Нет, его встреча со священникам – это одно, а та медиа информация, которую он получает, это другое. И вот, скажите, у вас есть, как у священника в 70 годы, возможность с прихожанином проводить вечера, целыми днями с ними проводить? Когда я катехизировался, со мной было несколько дней бесед на очень разные темы. Священник Димитрий Свердлов: Есть. Сергей Кравец: Вот если это есть, то это может свести на нет негативное. Священник Димитрий Свердлов: Ну у меня исключительная ситуация. Я настоятель настолько крошечного прихода совершенно, деревенского. Александр Архангельский: А молодые у вас есть в приходе? Священник Димитрий Свердлов: Да, вот только что отчет выполнял годовой. Даже знаю сколько. Александр Архангельский: Сколько?

http://pravmir.ru/intelligenciya-i-vera-...

Подобным образом фигура Е. расположена на др. иконах XIX в.: в среднике 3-створчатого складня (ЦМиАР, см.: Киево-Печерский патерик. С. 53. Кат. 88), на иконе-спилке над входом (лестницей) в Ближние пещеры лавры, на иконе из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на эмалевой иконе из Нововалаамского мон-ря (Финляндия). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Е. в правой части 5-й справа, за прп. Феодосием, средовек в архиерейском облачении - в мантии, омофоре и митре, с Евангелием в руках (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. На раскрашенных гравюрах 1-й трети XIX в. (ГЛМ, РГБ) Е.- крайний слева, на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - 3-й слева, на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) его оглавное изображение в митре и с жезлом в руках помещено во 2-м ряду 5-м слева. Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Изображения Е. встречаются в академической монументальной живописи XIX в., в частности в группе подвижников XI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Е. был включен в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (худож. В. Д. Фартусов): он представлен в алтарной арке над иконостасом вместе с др. святым XI в.- прп. Ефремом Новоторжским ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Изображение Е. введено в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1897-1907, М.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Андрей ( Сойкин И. В. Слово о Переславле: Земля рус. святости. М., 2004. С. 97). Образ Д. включен в состав Соборов рус. святых, в частности, на иконах поморского письма: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ - Маркелов. Т. 1. С. 453), 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - святой в куколе на голове, первый в 4-м ряду левой группы преподобных. Ошибочно в архиерейской мантии и белом клобуке, с округлой бородой и надписью на нимбе: «Прп[д] Дahiuлъ Пере[с]» - Д. представлен 2-м слева в 4-м ряду на иконе аналогичного извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XVI в. Д. присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В числе др. рус. святых его образ находился также в программе росписи 70-х гг. XIX в. (худож. М. С. Башилов) придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский. С. 81). На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и в ее повторениях Д. в куколе помещен среди Переславских чудотворцев ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В наст. время иконописцы, работающие по местным заказам, пишут преимущественно поясные изображения Д. в монашеском одеянии, с куколем на плечах, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: «Братие, будите сирым и вдовам заступницы, скорбящим утешители, нищим сокровище» (иконы из частных собраний). Лит.: Масленицын С. И. Переславль-Залесский. Л., 1975. С. 103. Табл. 78; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 93; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п; Жития переславских святых. Переславль-Залесский, 1998. С. 193, 210; Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города.

http://pravenc.ru/text/171193.html

фактически погибла и была заново переписана в 2000-х гг. В нач. XXI в. была обновлена роспись 2-й пол. XIX в. (возможно, была выполнена к празднованию 700-летия преставления Н.) в св. воротах Никитского мон-ря, на сев. стене к-рых также воспроизведены сюжеты Жития Н.: от видения ему котла с кровью и частями человеческих тел, до погребения. В монументальной живописи академического типа образ Н. встречается также в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в росписи юж. хорной арки в западном крыле московского храма Христа Спасителя (работа худож. П. Ф. Плешанова 70-х гг. XIX в.; Н. изображен в рост, рядом с прп. Макарием Унженским; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В XVIII-XIX вв. изображения Н. включали в иконографию «Собор Переславских святых» или избранных святых, особо чтимых в Переславской земле, где Н. писали нередко стоящим внутри столпа (напр. на иконе с изображением преподобных Димитрия Прилуцкого, Н., Даниила Переславского, блгв. кн. Андрея Смоленского и прп. Корнилия Молчальника (XIX в., ПЗИХМЗ; см.: Попова. 2015. С. 222-225. Кат. 82) или просто в рост, в монашеском одеянии (последний извод часто повторяется совр. иконописцами, см.: Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2007. С. 45). На иконе кон. 50-х гг. XVIII в. из местного ряда иконостаса Успенского собора Горицкого мон-ря в Переславле (ПЗИХМЗ) Н. показан вместе с блгв. кн. Андреем Переяславским. Одна из пядниц с 4 местными святыми создана в 1885 г. иконописцем И. С. Павловым (ПЗИХМЗ; Н. слева в столпе). Кроме того, образ Н. вводили в минейные циклы икон и гравюр на май (образ нач. XVII в. (?), ЦАК МДА; гравированные святцы И. К. Любецкого, 1730, РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 52. Кат. 35.8). Встречаются изображения Н. в качестве патронального святого или приписного на поле (сызранская (?) икона «Господь Вседержитель, с избранными святыми» 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

включался в композиции с изображением рус. князей. Так, на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) он представлен на крайнем правом клейме во 2-м регистре, прямолично, в шубе, с непокрытой головой, с характерными физиогномическими признаками. Изображения Д. и кнг. Марии были включены в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 80). Среди подвижников XIII в. Д. присутствует в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора рус. чудотворцев поясные или погрудные изображения Д. (в шубе, с округлой бородой средней величины и волнистыми волосами, рядом с блгв. кн. Всеволодом Псковским) имеются в группе князей во 2-м ряду справа на старообрядческих поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма Петра Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 459), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и совр. повторениях образ Д. введен в группу Псковских святых. В XX в. сформировалась иконография Д. как воина, защитника Пскова. Так, на иконе из псковского Троицкого собора святой представлен как средовек, в доспехах, с опущенным мечом, в рост, на берегу р. Великой, на фоне псковского Крома. Изображение св. князя, созданное в 80-х гг. XX в. архим. Зиноном (Теодором) для деисусного чина иконостаса придела прп. Серафима Саровского Троицкого собора в Пскове (напротив образа блгв.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Иконография Г., очевидно, восходит к виду его нетленных мощей, со сложенными крестообразно на груди руками и крестом. В Успенской ц. Заблудува (приходском храме святого) находятся 3 единоличных изображения одного извода: на двусторонней иконе кон. XIX - нач. XX в. Г. представлен поколенно, в белой рубашке с воротничком, подпоясанной оранжевым поясом, в руках сжимает большой деревянный крест, у него юное округлое лицо с короткими волнистыми русыми волосами и высоким лбом, голубые глаза устремлены вверх; фон золотой, надпись славянская. Образ 2-й пол. XIX в. воспроизводит этот же вариант иконографии, но мученик изображен на пейзажном фоне с низкой линией горизонта и голубым небом; он стоит босой на песке и траве; лик славянского типа с прической на прямой пробор исполнен в академической манере; 3-я икона близка 1-й, но является ростовой. Др. иконографический тип - Г. с соединенными на груди крестообразно руками, напр. на иконе 1900 г. из храма ап. Иоанна Богослова супрасльского Благовещенского муж. мон-ря. В ц. св. Космы и Дамиана в Рыболах находится икона XIX в., где в облаках над фигурой св. младенца - поясной образ благословляющего Иисуса Христа с большим крестом. На иконе кон. XIX в. в левом приделе кафедрального Свято-Духова собора Минска Г. в белом одеянии с голубой каймой написан на поземе, украшенном разнообразными травами, руки покоятся на груди. В Почаевской Успенской лавре существует неск. образцов изображения Г. в монументальной декорации храма: мозаика по рисунку Н. К. Рериха 1912 г., осуществленная в материале В. А. Фроловым (см. ст. Фроловы ), на зап. портале Троицкого собора - Г. в розовой рубашке помещен крайним слева среди волынских святых, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери (в сокращенном изводе); роспись на юж. стене интерьера того же храма (выполнена в 70-х гг. XX в., возможно, по эскизам В. С. Щербакова 1912 г.) - с каноническим типом иконографии мученика; композиция с группой чудотворцев XVII в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), - св. младенец представлен в соответствии с хронологическим принципом размещения святых в конце ряда со сложенными в молении на груди руками, смотрящим на зрителя.

http://pravenc.ru/text/161257.html

На иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в. из собора равноап. вел. кн. Владимира в С.-Петербурге ( Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 236, 238. Ил. 203) юный безбородый князь с короткими кудрявыми волосами (надпись: «Мстиславъ ростисл.» с датой 5 июня) изображен в рост в одном клейме с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Псковским. М. Р.- в золотой кольчуге поверх синей рубахи и зеленом плаще, серых портах и черных сапогах, в правой руке копье, левая лежит на груди. Образ М. Р. изредка вводился в церковные стенописи академического типа, в т. ч. в программы росписи придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в.) и галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). Оригинальным авторским произведением является мозаика (1910, В. А. Фролов по эскизу Н. К. Рериха) на юж. портале Троицкого собора в Почаевской лавре: М. Р. представлен крайним справа в группе князей, средовеком, в шапке, кафтане и плаще, с моделью храма в руке. Есть основание считать (поскольку Кириллов входил в состав Новгородской епархии), что именно М. Р. изображен в позднем слое поновлений (сер.- 2-я пол. XIX в.) стенописи малого пролета св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (в рост, средовек в плаще и в шапке, с крестом в руке, напротив равноап. кн. Владимира). Исторические сюжеты с участием М. Р. воспроизводились и в XIX в. Напр., на литографии «Неустрашимый Мстислав, осажденный в Вышгороде, видит со стен внезапное бегство осаждающих, 1173», выполненной И. С. Щедровским по рис. Б. А. Чорикова (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинках/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 46); он изображен средовеком в доспехах со шлемом и в горностаевой мантии, наблюдающим с городской стены за отступлением неприятеля. В иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), М. Р. написан оглавно в группе Новгородских чудотворцев (в княжеской шапке, из-под к-рой видны русые волосы; надпись: «С. к. Мстиславъ») на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ). Сохранились карандашные эскизы к этой композиции кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2564282.html

Т. 3. С. 621). Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дaмiahъ ц.» На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко) Д. (по надписи: «Дoмiяhъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ; опубл.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169), на хромолитографии 1894 г. Киево-Печерской лавры (РГБ) - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева. В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя поясной образ Д. находился в зап. части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской лавры» ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), как и в росписи 1898 г. на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) Д.- в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236). Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г.

http://pravenc.ru/text/168750.html

в монументальной живописи. В программе алтарной росписи Софийского собора в Вологде (1686-1688, артель Д. Г. Плеханова) его образ размещен на юж. стене придела св. Иоанна Предтечи в диаконнике собора в числе 10 преподобных, в т. ч. Вологодских (преподобные Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский и К.). Ростовое изображение К. не имеет ярко выраженных индивидуальных особенностей, широкая густая борода немного длиннее, чем обычно, в левой руке - свиток. Не исключено, что К. написан и на одном из оконных откосов на юж. стене Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684, та же артель). Образ К. введен и в стенопись галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В одной из групп подвижников XVI в. святой представлен седобородым старцем в профиль на переднем плане, голова покрыта куколем. Такое изображение в академической манере не соответствует более ранней иконографической традиции, сложившейся на вологодских землях. Образ К. в медальоне был включен в программу росписи одной из хорных арок в зап. части храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82). Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Фрагмент покровца. 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Фрагмент покровца. 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) По-видимому, образ К. вышит в рост среди изображений рус. святых на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. С. 268-271. Кат. 102). В собрании ВГИАХМЗ хранится комплект литургических покровов 2-й пол. XIX в. (до 1884 - по описи этого года были поставлены на подкладах номера), происходящий из Корнилиева Комельского монастыря. На крещатом покровце и воздухе в технике цветного графического рисунка выполнены 2 ростовых образа К.: единоличный и вместе с прп.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010