XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др. В иконописи наиболее ранней соответствующей традиц. схеме иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев» расширенного извода является икона 1766 г. (Харьков (частное собрание)); примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в., ЦМиАР, в т. ч. на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь, Финляндия). Вариант изображения П. в данной композиции: с покрытой клобуком головой, устремленным вверх взором святой представлен на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28). В полноте лет, с легкой проседью в бороде, с куколем на голове (просматривается схима) П. показан на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры; полуфигура - в легком развороте влево. В монументальной живописи образ П. включен в роспись галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): в группе Киево-Печерских святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке. П.- между преподобными Нестором некнижным и Паисием), видна лишь покрытая куколем опущенная голова, у святого - темно-каштановая борода без проседи. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп.

http://pravenc.ru/text/2581807.html

 Икона. Атлас православной иконы. М., 2013. С. 418. После закрытия храма в 30-х годах XX в. часовня была разобрана и продана за рубеж. В настоящее время мраморная часовня хранится в запасниках музея в Ватикане.   Кишкинова Е.М.  «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб., 2007. С. 163.  Только на купола храма Христа Спасителя было израсходовано 400 кг золота.  На строительство храма с 1837 по 1882 гг. была израсходована колоссальная сумма – 15 123 163 рубля золотом.   Федотов А.  Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 123.  Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 225.  См.:  Берташ А.В.  Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX – начала XX веков//Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998. С. 161; Градостроительство России середины XIX – начала XX века. С. 226;  Доброклонский А.П.  Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.  См.:  Цыпин В. , протоиерей. История Русской Православной Церкви. С. 286; см.:  Кишкинова Е.М.  «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. С. 106.  Цит. по:  Кириченко Е.П . Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 10.   Солнцев Ф.Г . Древности Российского государства. Т. 1–6. М., 1849–1853; Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества//Сост. А.А. Мартынова, текст И.М. Снегирева. Тетр. 1–18. М., 1846–1859 (репринт: СПб., 2008). По выражению В.В. Стасова, огромный труд И.М. Снегирева внес большой вклад в дело «образования русских зодчих».   Федотов А.  Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 134; см.:  Скворцов А.И.  Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись. М., 2004. С. 211.  См.:  Беляев Л.А.  Археологическое изучение памятников зодчества и русская культура XIX–XX вв.//Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 232.  Цит. по:  Лисовский В.Г.  Теория и практика «национального стиля» в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX вв.//Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 5. Л., 1975. С. 19.

http://pravoslavie.ru/103807.html

История жизни 10 000 человек, волею судеб оторванных от Матери-Родины и почти забытых и исключенных из общероссийской исторической и духовной действительности, несомненно, представляет огромный пласт русской духовной культуры, которым могла бы гордиться Россия. Эти люди, воспламененные любовью к Богу, оставили свою горячо любимую Родину и пришли в удел Божией Матери – на Святую 11 Афонскую Гору, чтобы тяжелыми монашескими трудами очиститься от собственной греховности, сподобиться благодати Святого Духа и молиться за спасение самого себя, любимой Родины и всего мира. Они телом оставили свою страну, но никогда не прекращали общаться с ней духовно, а некоторые из них, по благословению старцев, возвращались на Родину и трудились на духовной ниве, передавая соотечественникам несравненный афонский опыт подвижничества и аскетики. Многие из них создали письменные памятники, посвященные афонской истории: одни вели свои дневники с подробным описанием происходившего вокруг них; другие оставили обширную переписку, в которой увековечили русскую афонскую действительность XIX-XX веков. Изучив все архивные материалы, обработав все письменные источники, мы получили возможность предложить читателю данный труд, который содержит жизнеописания выдающихся афонских подвижников – выходцев из разных регионов бывшей Российской империи. Собрав воедино эти жизнеописания, мы отчетливо отметили несколько отрадных моментов. Во-первых, прослеживается четкая духовная связь между старцем и учеником. Какими-то невидимыми духовными нитями все 10 000 русских монахов были связаны с главной взаимонаследуемой духовной осью русского Афона, которую олицетворяли прежде всего иеромонах Арсений (духовник всех русских иноков на Афоне в начале века), иеросхимонах Иероним (духовник Пантелеимонова монастыря в 1841–1885 годах), архимандрит Макарий (первый русский игумен Пантелеимонова монастыря после его возрождения в 1875–1889 годах), иеросхимонах Агафодор (духовник Пантелеимонова монастыря в 1891–1920 годах), схиархимандрит Кирик (духовник Пантелеимонова монастыря в 1920–1937 годах), иеросхимонах Виссарион (духовник Пантелеимонова монастыря в 1938–1955 годах), схиархимандрит Илиан (игумен и духовник Пантелеимонова монастыря в 1958– 1971 годах). Эта бросающаяся в глаза связь дает наблюдателю хорошую возможность представить двухсотлетнюю жизнь Пантелеимонова монастыря и всего русского Афона как единого духовного организма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Источник: http://i-nventory.ru/index.php?id=847 Монастырь основан примерно в 1447 году иноком Снетогорского монастыря Евфросином. В 1764 году монастырь упразднён, в 1766 году восстановлен. В 1920-х годах монастырь закрыли. На территории монастыря находились школа, санаторий, турбаза. Здания частично разобраны. В 2000 году монастырь восстановлен как женский. Собор Трех Святителей Великих  построен (датируемый) в 1574 году. С юга к храму примыкает Рождество-Богородицкий придел, с севера ризница, с запада паперть и невысокая колокольня с шестигранным ярусом звона. В 1870-е годы устроена кровля на четыре ската, купол грушевидной формы. В 1902 году перестроен Рождественский придел. В 1926 году храм закрыт. Здание церкви использовалось в хозяйственных целях. В 1989 году обрушилась колокольня. В 2000-х годах храм отремонтирован, в подклете под Рождественским приделом устроен придел преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Домовая церковь во имя Архангела Гавриила и прочих Сил бесплотных  устроенная в 1910 году в двухэтажном здании келий, построенном в 1904 году. В 1920-х годах закрыта. Архангельская церковь восстановлена в 2000-х годах. Часовня Спасителя  построена у Святых ворот в 1865 году на месте встречи чудотворного образа Спаса в 1766 году. Разрушена в середине 20 века. Восстановлена не ранее 2010 года. Часовня преподобномученицы Елисаветы Феодоровны  построена в 2016 году над могилой настоятельницы монастыря игуменьи Елисаветы (Беляевой) (1956-2010). Деревянная церковь Евфросина Псковского (холодная) построена примерно в XVII веке на месте первоначальной постройки монастыря. Храм освящен во имя Онуфрия Афонского, в XIX веке перестроен и переосвящен в Евфросиновский. При церкви монастырское кладбище. В середине 20 века разрушена. Домовая церковь иконы Божией Матери Державная  при монастырской богадельне и паломническом центре устроена в 2000-х годах. Сергиевская церковь  при Спасо-Елеазаровском монастыре построена как кладбищенская в 2015-2017 годах. 8 октября 2017 года освящена.

http://sobory.ru/article/?object=00280

135. Иоанна Златоуста , в Рождественском монастыре. Построена в 1676–1687 годах кн. Лобановой – Ростовской. Придел Николая Чудотворца первоначально построен был Царицею Анастасиею Романовной около 1550 г. Другой придел Филарета Милостивого. В конце XIX века оба придела и трапезная перестроены заново. Успения Божией Матери, в Новодевичьем монастыре. Построена в 1687 году. Вверху устроен придел Сошествия Св. Духа. В 1812 году устроены приделы: 1) Иоанна Богослова, 2) Иакова Алфеева. Николая Чудотворца, что в Голутвине, близ Якиманки. Построена в 1687 году. Колокольня конца XVIII века. Главный престол Рождества Богородицы. Другой придел Тихвинской Божией Матери. Преображения Господня, над северными воротами Новодевичьего монастыря. Построена в 1688 г. 139. Адриана и Наталии, на 1-й Мещанской. Церковь и колокольня построены в 1686–1688 годах, нынешняя трапезная в 1835–1849 годах. Главный престол Петра и Павла. Другой придел Николая Чудотворца. 140. Апостола Филиппа, близ Арбатской площади. Построен в 1688 году боярином Кузьминым. Главный престол Воскресения Словущего. Другой придел Иерусалимской Божией Матери. С 1817 года здесь Иерусалимское подворье. 141. Николая Чудотворца «Большой Крест», на Ильинке. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680–1689–1697 годах. Колокольня несколько изменена в 1819 г. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. 142. Живоначальной Троицы, что в Кожевниках. Главный храм построен в 1686–1689 годах, трапезная и колокольня в XVIII веке. Приделы: 1) Михаила Архангела, 2) Параскевы Мученицы, 3) Кира и Иоанна. 143. Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот. Построена в 1689 году. Обновления были в 1739 и в 1813 годах, причем были пристроены придел Николая Чудотворца и нынешняя колокольня. Другой придел Утоли моя печали. 144. Иоанна Предтечи, что на Малой Лубянке. Построена в 1689 году. Трапезная перестроена в 1862 году. Приделы: 1) Иоанна Богослова , 2) Никола я Чудотворца. 145. Воскресения Словущего, что в Пленниках. Вторая церковь Андреевской богадельни. Построена в 1689 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

наук. конф. Луцьк, 17-19 вересня 2003 року. Луцьк, 2003. С. 138-139; см. также: Ровинский. Словарь граверов. Стб. 639. 6). По др. версии, авторами были граверы Иосиф и Адам Гочемские, работавшие в 40-70-х гг. XVIII в. в Почаевском мон-ре ( Турченко. 1964. С. 262-265). В собрании НИМУ хранится коллекция гравюр 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в., поступивших из типографии Почаевской лавры в ЦАМ КДА (Каталог збережених пам " яток. 2002. С. 64. 399-506). Прп. Иов Почаевский. Икона. 30-50-е гг. XIX в. (Успенский собор Почаевской лавры) Прп. Иов Почаевский. Икона. 30-50-е гг. XIX в. (Успенский собор Почаевской лавры) В иконописных подлинниках описания внешнего облика И. не обнаружены. Сохранившиеся иконописные образы И. относятся гл. обр. ко 2-й пол. XIX - XX в. В основном они находятся в мон-рях и храмах Украины, Волыни, южнорус. земель (Белгородская, Воронежская епархии). Наиболее распространенный извод, сформировавшийся после 1831 г., составляют ростовые или поясные прямоличные изображения святого с небольшой седоватой бородой, в мантии и схиме с куколем на голове; правой рукой он благословляет или держит игуменский посох, в левой - развернутый свиток (текст: Пс 15. 10). Как правило, иконы И. выполнены в академической манере, на пейзажном или на золотом фоне с гравированным орнаментом, многие из них, вероятно, работы иконописной мастерской Почаевской лавры. К этому типу относятся, напр., ростовая икона преподобного из иконостаса лаврской пещерной ц. во имя И. (60-80-е гг. XIX в., работа почаевского мастера иером. Паисия ?); иконы кон. XIX - нач. XX в. над входными дверями (преподобный на фоне пейзажа и мон-ря) и при спуске на лестницу к пещерной церкви; поясной образ на хоругви кон. XIX - нач. XX в. из Успенского собора (свиток в руке И. свернут); ростовой образ посл. четв. XIX в. на холсте (на голубом фоне) из Загаецкого мон-ря во имя свт. Иоанна Милостивого; поясной аналойный образ нач. XX в. из ризницы Данилова мон-ря в Москве и др. (см. также: Свято-Успенская Почаевская лавра.

http://pravenc.ru/text/578150.html

И. изображается на иконах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и ряд литографий). Один из ранних примеров - на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28): И. в куколе, с округлой бородой с проседью, в 4-м ряду 3-й справа. Так же, в правой группе святых в 4-м ряду 3-м справа, между преподобными Зиноном и Григорием, седовласым старцем И. изображен: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (без куколя); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ); на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения креста в Женеве) и др. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с раскрытой ладонью правой руки, надпись: «Пре Uлapiohъ схим». На раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ) он изображен в 5-м ряду 3-м справа, оплечно, в клобуке, с небольшой бородой, без индивидуальных особенностей. На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) показан необычно - без куколя, с волнистыми волосами. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. И.- в 5-м ряду, но в левой группе за прп. Антонием Киево-Печерским (рядом др. подвижники Дальних пещер). В надписях святой нередко именуется «схимником». На полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., созданном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И. показан прямолично, с небольшой седой бородой, правая рука с четками прижата к сердцу. Представление об И. как сокелейнике прп. Феодосия нашло отражение в хромолитографии «Святые труженики Киево-Печерской лавры» 1893 г. московской мастерской Морозовых (РГБ), где он изображен в келье переписывающим книги (средовек, в отличие от остальных без нимба, надпись: «Пр. Uллapiohъ»), вместе с прп. Никоном, изготавливающим переплет, и прп. Феодосием, прядущим для этого нити. Образ И., выполненный в академической традиции, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов -Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).

http://pravenc.ru/text/389127.html

XIX в., частное собрание); с блгв. кн. Глебом и Ангелом-хранителем (иконописец И. С. Чириков, 1902, НГОМЗ) и др. В составе избранных святых О. представлена, напр., на иконах 1-й трети XIX в. в числе 5 святых, предстоящих Нерукотворному образу Спасителя (собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 70-71. Кат. 216); «Блж. Василий Московский, равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский, предстоящие Спасу Нерукотворному» кон. XIX в. (частное собрание); 1895 г. (ГМИР) и др. После спасения семьи имп. Александра III при крушении имп. поезда в 1888 г. у ст. Борки появились иконы с группой святых, тезоименитых членам царской семьи: равноап. Мария Магдалина, блгв. князья Михаил Тверской и Александр Невский, вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай Чудотворец, прп. Ксения и О. (иконы из ЦМиАР, ц. Св. Троицы в Ирбите (Уральская икона. 1998. С. 101, 223. Кат. 498), ц. Покрова Пресв. Богородицы из с. Хомутова (ныне г. Щелково Московской обл.), из ГМЗ «Александровская слобода»). На иконе 1913 г. иконописца В. П. Гурьянова (в раме работы Д. Л. Смирнова, ГЭ) представлены святые, тезоименитые семье имп. св. Николая II, в их числе О. Образ О. встречается на минейных иконах на июль с сер. XVII в.: на иконе 40-60-х гг. XVII в. (ИркОХМ); на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК); на иконе 2-й пол. XIX в. (СПГИХМЗ); на иконе кон. XIX в. (КБМЗ) и мн. др. Изображение О. в Соборе святых появилось уже в XVII в.- икона «Ярославские и избранные святые в молении Феодоровской иконе Божией Матери» (кон. XVII в., Феодоровский собор Ярославля). Ее образ включен в состав Собора Псковских святых (икона посл. трети XIX в., собрание Ф. Р. Комарова), представлен на иконах «Собор благоверных царей и князей Российских» из собора арх. Михаила в В. Устюге (1786, ВУИАХМЗ), «Образ святых благоверных князей Русской земли» калужского иконописца К. Михайлова (1857, ГМИР) и «Образ всех святых Российских вел. князей и княжон роду царского» (60-е гг. XIX в., собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). В кон.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

В 60-х годах XVIII века, при епископе Дамаскине, построено южное крыло архиерейского дома в два этажа, справа от Святых ворот. В 1758-1759 годах пристраивается второй этаж к братским кельям и здание вновь облицовывается. Окна второго этажа обрамляются фигурными наличниками с замком вверху. В 1760 году епископом Дамаскиным в восточной части архиерейского корпуса устроена домовая церковь архиерея - крестовая церковь во имя Сретения иконы Владимирской Богоматери. В 1767 году в честь посещения Ипатьевского монастыря Екатериной II построены новые парадные ворота в северной стене Старого города. Ворота оформлены двумя въездными арками, одна арка со стороны улицы, другая - с внутренней стороны монастырского двора. По сторонам ворот (с внешней стороны стены) выставлены две небольшие часовенки в виде павильонов с выпуклой кровлей, двери обрамлены портиком. В 60-х годах " за ветхостью " разобрана церковь Рождества Богородицы годуновского времени. Согласно Ведомости 1763 года, " поставлена церковь пятиглавая каменная ж теплая с трапезою : во оной церкви в олтаре и в трапезе стены и накатные деревянные потолки подмазаны алавастровою штукатуркою, а клейма лепною работою и роскрашены красками. ... При трапезе кладовые две полатки большие, да при той же церкви с северную сторону паперти с галдареею и с лестницею каменные да с восточною сторону перед олтарем над каменным зданием, а с южную сторону на столбах помост деревянной с перилами, с него под соборную церковь и в полаты ко вкладчиковым гробницам сходная деревянная лестница " . Церковь простояла около ста лет, и в 1860-1863 годах на ее месте была выстроена новая, но и эта церковь не сохранилась. В 40-70-х годах XVIII века внутренние помещения храмов переоборудованы. Переустройство монастыря продолжается и в XIX веке. В 1832 году утвержден проект генеральной перестройки монастыря, осуществленный в последующие годы. Архиерейский корпус, здания келий, корпус богодельни приобрели новый вид - проект почти не учитывал стиля древних памятников. В 1840 году принято решение о сооружении в средней части архиерейского дома церкви во имя Хрисанфа и Дарии, память которых отмечается 19 марта (в этот день в 1613 году Михаил Романов после " избрания на престол " вышел с торжественной процессией из Ипатьевского монастыря в Москву, а в 1814 году, в день 19 марта, Александр I во главе русского войска вступил в Париж после победы над Наполеоном). Архитектурные формы этой церкви по замыслу должны были соответствовать Зеленой башне, стоящей напротив, в глубине монастыря, у западных ворот. Церковь сразу после завершения постройки разрушилась и была вновь возведена в 1868 году губернским архитектором Григорьевым.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию. Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647-1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня. В 60-х - 70-х годах XVII века монастырская территория обносится мощной каменной крепостной стеной регулярной планировки с круглыми башнями по четырем углам. С южной стороны, обращенной к реке, устраивается главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела (1670 год). Кроме того, пять квадратных башен располагались по периметру (811,5 м) прясел основного укрепленного участка. Внутри монастыря (с юга) выстраивается корпус келий, а в юго-западной части к началу 1690-х годов. появляется трехэтажный корпус настоятельских (архимандричьих) покоев. Там же, на основной территории, была выстроена одноглавая каменная Всехсвятская церковь (не сохранилась). Еще одна линия каменных стен прикрывала монастырь со стороны Волги, а с западной стороны комплекс получает дополнительную территорию, огороженную деревянными (позднее – каменными) стенами, включавшую каменный корпус Гостиного двора (в XIX веке перестроен в тюрьму). В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород.

http://sobory.ru/article/?object=00889

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010