и от тоя же книги семдесятных преводников, преведеся и наша словенская библиа, и аще где что и обрящется в нашей словенстей библии яковое несходство или погрешение обретается бо в неких местех), и тое исправляти подобает с тояжде греческия библии 70 преводников, а не с польских, ниже с латинских по некиих баснословию), понеже латинская библиа преведеся Иеронимом, латинским учителем, с еврейских уже растленных книг, по Христову воплощении близ 400 лет, в старости уже учившимся, языку и писания знанию еврейского языка». Переходя затем к анализу особенностей Вульгаты, сравнительно с переводом 70-ти, автор Обличения доказывает, что во многих, случаях священные писатели Нового Завета своим непререкаемым авторитетом утверждают преимущественную важность текста 70 толковников сравнительно с Вульгатой. Так, евангелист Лука в родословии Христа Спасителя, согласно с текстом 70-ти, упоминает Каинана ( Лк.3:36 ), вопреки Вульгате и еврейскому тексту книги Бытия, в которых имя Каинана опущено. Апостол Павел в послании к евреям также, согласно с переводом 70-ти, пишет: «И поклонися (Иаков) на верх жезла его» – ( Евр.11:21 ), а не так, как в еврейском и Вульгате «и поклонился Израиль на возглавие постели ( Быт.47:31 ). Евангелист Лука, приводя пророчество Исаии (гл. 4, 18–19), читает его опять таки по тексту 70-ти: «его же ради номаза мя», – вместо «ибо помазал мя», и «слепым прозрение», вместо – «заключенным отверзение», как стоит в Вульгате и еврейском тексте ( Ис.41:1 ). В послании к Римлянам (11, 34), апостол Павел приводит слова пророка Исаии: «кто позна ум Господень» ( Ис.40:13 ) по переводу 70-ти, а в Вульгате, согласно еврейскому, стоит: «кто помоществоваше Духу Господню». Евангелист Матфей ( Мф.15:9 ), приводит пророчество Исаии: «всуе чтут мя, учаице учением заповедем человеческим» (И.29:13) также по тексту 70, а в Вульгате оно приведено по еврейскому подлиннику; равным образом и другое пророчество Исаии: «и на имя его будут уповати народы» приведено у евангелиста Матфея по тексту 70-ти ( Мф.12:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

515. Канон Феодоровсхой Божией Матери , в восьмушку, 27 лл., полууставом начала XIX в., без переплета. 516. Каноны: 1) Феодоровской Божией Матери и 2) великомученице Екатерине , в четвертку, 23 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете. 517. Каноны: 1) Пресвятей Богородице всем скорбящим радости и 2) святитедю Николаю чудотворцу , в восьмушку, 27 л.л., полууставом начала XIX в., без переплета; листы 25–27 чистые. 518. Каноны архангелам Михаилу и Гавриилу творение Иосифово, в четвертку, 10 лл., полууставом XIX в., без переплета. 519. Каноны: 1) Михаилу архангелу и 2) Николаю чудотворцу – творение Феофаново, в восьмушку, 24 л., полууставом XIX в., в цветной бумажной обложке. 520. Канон святому Ангелу , грозному воеводе и хранителю всех человек, посланному от Бога по вся душа человеческия – душу возвести ко Господу, а тело отдати земли, в восьмушку, 12 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. 521. Канон святому Ангелу , грозному воеводе и хранителю всех человек, в четвертку, 5 лл., полууставом XIX в., без переплета. 522. Канон Ангелу хранителю всех , посланному от Вседержителя по вся души человеческия – душу взяти от тела и возвести ко Господу, а тело отдати земли, в восьмушку, 20 лл., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 523. Канон молебен Ангелу хранителю , творение инока Иоанна, в четвертку, 12 лл., полууставом XIX в., без переплета. 524. Канон Всем Святым , в восьмушку, 14 лл., полууставом XVIII в., без переплета. 525. Канон пророку Илии , в четвертку, 8 лл., полууставом начала XIX в., без переплета. 526. Канон Николаю чудотворцу , в восьмушку, 16 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. На внутренней стороне переплета наклеен листик, на котором находится писанный скорописью XVIII в. отрывок из рассказа о гадании какою-то женщиною царю Борису Феодоровичу. 527. Канон великомученику Георгию , в восьмушку, 20 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплеге. 528. Канон молебен преподобному Арсению Кезякульскому , в восьмушку, 14 лл., полууставом XVIII в., в бумажной обложке. Перед каноном рукою писца: «От города Кеми в северную сторону расстоянием трицет верст на острове именуемом Кезякулском почивают мощи Соловецкого манастыря постриженика преподобного Арсения. О имени его бывшей города Кеми мещанин Сисой Антонов сын Тарасов детям своим Кусмы, Семену и Петру сказывал, а ему сказал бывшей в Кеми Соловецкого манастыря слуга Рыжников, что подписал имя его в том манастыре известно было; подписал сие Сисоя Тарасова сын Петр во уверение своею рукою». Этот святой из других источников неизвестен. Из надписи на обложке видно, что рукопись найдена в Кезякульской часовне Кемского уезда. Этот канон не значится в сочинении Барсукова: «Источники русской агиографии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Муравьёва в ЦАМ при КДА (1-я пол. XIX в., НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 40, 152. 67). По заказу П. П. Бекетова был выполнен А. Г. Афанасьевым гравированный портрет И. в технике пунктира (1821-1824; помещен в изд.: Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; экземпляр в ГПИБ). На литографии «Всероссийские патриархи», выполненной по рис. в мастерской И. А. Голышева в с. Мстёра (1859, РГБ), образ И. помещен слева вверху. Ростовое изображение И. представлено на рисованных листах 2-й пол. XIX в. в числе 5 первых русских патриархов (из собрания А. П. Бахрушина; ГИМ; см.: Иткина. 1992. Кат. 111-113). Образ И. нередко встречается в произведениях XIX - нач. XX в., посвященных историческим событиям Смутного времени. Так, в Старицком краеведческом музее хранятся рисунки «Христосование патриарха Иова с царем» (1889, худож. В. И. Навозов), «Вручение царем посоха первому Всероссийскому патриарху Иову» (1901, худож. А. Макеев). Существует гравюра Езерского по рис. Медведева «Патриарх Иов и московский народ просят Бориса Годунова на царство» (70-е гг. XIX в.). В кон. XIX в. по благословению Димитрия (Самбикина) , архиеп. Казанского и Свияжского, была написана икона «Собор Тверских святых»; образ И. также был представлен на этой иконе. И. включен в ряд подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Изображение И. среди русских патриархов входило в циклы живописных портретов 50-х (?) гг. XX в. (Патриаршие (митрополичьи) покои ТСЛ) и 60-70-х гг. XX в. (ЦАК МДА). На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ св. Афанасия, еп. Ковровского, ризница ТСЛ) и на ее авторских и совр. повторениях И. представлен в центре композиции среди Московских святых. Существуют единоличные иконы И., где он изображен по пояс, в митре или в патриаршем куколе, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Иконы XVIII века в иконостасе собора неоднократно поновлялись: в 1766 году устюжанином Е.П. Шушниных, в 1825 году, в 1849–1850 годах – ярославцем А.М. Колчиным. В 1849–1850 годах поля иконостаса перекрашены из голубого в тёмно-зелёный цвет, а детали вновь вызолочены калязинцем Г.И. Шишкиным. В ходе ремонта 1848–1851 годов Предтеченский придел собора был упразднён. В 1852 году ярославский иконописец А.М. Колчин с артелью «поновил» стенопись, написав поверх фрески новую стенопись масляными красками. В 1959–1970 годах по проекту архитектора В.С. Баниге произведена коплексная архитектурная реставрация собора. Удалены поздние пристройки-тамбуры к северному и южному входам и каменная ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, восстановлен один упавший крест, главы обиты оцинкованным железом. В 1962–1978 годах под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева группой специалистов произведена реставрация фресок собора и живописи иконостаса. В 1999–2007 годах проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура и влажность путём устройства тёплого пола и регулируемой приточно-вытяжной вентиляции. В образовавшемся подпольном этаже были расчищены от земли и восстановлены кирпичные своды склепов 12 архиереев, а на новом полу в интерьере собора над ними установлены деревянные надгробия. В 2016–2017 годах на двух главах собора произведена полная замена деревянной опорной конструкции подкрестных столбов, выполнена реставрация крестов. В 2020-х годах ппроведены масштабные работы по реставрации стенописи и иконостаса. События и лица, связанные с объектом Софийский собор обладает мемориальной функцией, обусловленной упокоением в его стенах вологодских архиереев. Начало традиции было положено в XVI веке епископом Антонием. Он приказал перенести в Софийский собор из деревянной Воскресенской соборной церкви, что стояла в Вологде у старого архиерейского двора на Ленивом торгу, гроб с телом епископа Пермского и Вологодского Киприана. Киприан был торжественно перезахоронен внутри собора, у северной стены, рядом с северным входом. Вторым погребенным здесь архиереем (18 ноября 1587 года) стал скончавшийся вскоре сам Антоний, почитающийся с XVII века как святитель Антоний Вологодский. К середине XIX века в храме было двенадцать архиерейских захоронений. Захоронения производились в перекрытых цилиндрическим сводом кирпичных склепах, размещенных вдоль северной и южной стен в земле ниже уровня пола. Вдоль стен собора над склепами были устроены деревянные надгробия-раки. Захоронения располагались в описанном ниже порядке.

http://sobory.ru/article/?object=00233

В церковном искусстве XIX - нач. XX в. образ Е. встречается в иконописи и монументальной живописи. Известна нагробная икона святого («гробовая доска») 2-й пол. XIX в., находящаяся в наст. время на вост. стене придела Рождества Богородицы Трехсвятительского собора Елеазарова мон-ря. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи: Е. с длинной седой бородой, в схиме, с прижатой к груди десницей и развернутым свитком с текстом молитвы в опущенной левой руке («Помощника имуще Г[оспо]да не убоимся...»). В притворе придела во имя прмц. Елисаветы Феодоровны собора на вост. стене - образ Е. и прп. Серапиона, поддерживающих икону Божией Матери Одигитрии (Цареградская?), на фоне лесного пейзажа с церковью (кон. XIX - нач. XX в.). Е. с Цареградской иконой Божией Матери в руках (в типе Коневской) изображался на иконах избранных Псковских чудотворцев, учеников Е. (кон. XIX в., ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом). Образ Е. был введен в ряд русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77); в группу подвижников XV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1883-1907) на сев. стене в верхнем ярусе (худож. Ф. С. Журавлёв, см.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000. С. 86). В программу росписи псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга, выполненной масляной живописью в академической манере в посл. трети XIX в., тоже включен образ Е.: расположенное в верхнем ярусе свода арки при входе в храм, среди псковских подвижников (равноап. кнг. Ольги, блгв. князей Всеволода и Довмонта, блж. Николая Саллоса, мч. Иоасафа Снетогорского и прп. Саввы Крыпецкого), изображение является поясным вариантом нагробной иконы из Елеазарова мон-ря с небольшими отличиями (ладони скрещены на груди, на левой - четки).

http://pravenc.ru/text/187848.html

В составе Собора русских святых Е. написан в правой группе преподобных на поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) - средовек с волнистыми волосами и короткой бородой, с благословляющей десницей, куколь на плечах; 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - со свитком в правой руке, надпись: «п ефремъ nepekonckiu»; в куколе на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е. представлен дважды: в 8-м ряду 4-м слева (в схиме, подписан как «Прп(д) Ефремъ, Пе(р)») и в 6-м ряду 3-м справа, в необычном облачении - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, с Евангелием в руках (подпись: «с Ефремъ. Переко(п)»). Изображения Е. встречаются в составе минейных циклов под 16 мая, напр. вместе с прп. Феодором Освященным на гравированных святцах 1713, 1722 гг. Г. П. Тепчегорского - в мантии и клобуке, с книгой в правой руке; на святцах И. К. Любецкого 1730 г.- с непокрытой головой (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8), а также на иконе XIX в. (частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 162-163), на эмалевых иконах посл. трети XVIII в. (ГМИР, с десницей на груди), 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии, без подписи). В монументальной живописи ростовой образ Е. введен в роспись нижнего яруса придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81). Он присутствует также среди подвижников XV в. в академической по стилю исполнения стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, и в аналогичной по составу росписи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62). Образ св. княгини был включен в скульптурное убранство наружных правых дверей юж. стены храма Христа Спасителя (отлиты из бронзы по моделям скульптора Ф. П. Толстого) наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: «Приближитеся Богу и приближится вам» (Иак 4. 8). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма образ Е. Д. был помещен в зап. части придела блгв. вел. кн. Александра Невского. В группе подвижников XV в. (по дате преставления) образ Е. Д. в княжеских одеждах имеется в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовое изображение Е. работы В.М. Васнецова вошло в программу росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896, ГТГ; см.: Гос. Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 2007. Т. 2. Кн. 1: Рисунок XIX в. С. 293-294. Кат. 1715). В 2005 г. в ГТГ прошла экспертизу икона на холсте " Св. Евфросиния Московская " , выполненная ок. 1891 г. М.В. Нестеровым (Собрание С.И. Кузьмина, Москва). В композициях Соборов Русских святых Е. Д. представлена погрудно, в куколе, в числе преподобных княгинь и праведных жен - на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана «Ефросиния». На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Е.

http://pravenc.ru/text/187095.html

В академической монументальной живописи Е. помещен среди рус. святых, напр. в росписи 70-х гг. XIX в. худож. Фартусова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77), в группе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе поморской композиции «Собор Русских святых» Е. представлен в левой группе святителей во 2-м ряду, который занимают Новгородские архипастыри, 3-м после святителей Никиты и Иоанна: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - погрудно, вполоборота к центру, в белом клобуке, с длинной раздвоенной или узкой на конце бородой. На иконе близкого извода сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) Е. написан в 1-м ряду 2-м слева, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - в 7-м ряду 5-м справа. Фигура Е. находится на одном из клейм иконы «Образ русских святителей» 60-х гг. XIX в. из собора во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге. В церковном искусстве ХХ в. Е. изображен среди Новгородских чудотворцев на фоне собора Св. Софии на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) : «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве); «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ). Сохранился эскиз мон. Иулиании с оплечным рисунком Е. и др. Новгородских святителей для лицевых миней рус. святых, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Иконографическим образцом для совр. иконописцев является рисунок для Миней МП работы прот.

http://pravenc.ru/text/187753.html

В печатной графике, в частности на изданных Соловецким мон-рем гравюрах XVIII-XIX вв. с видами обители, Г. с непокрытой головой или в куколе введен в состав групп Соловецких святых, молящихся на облаках образу Преображения Господня, и в житийные клейма: на листе 1744 г. И. и А. Зубовых (ГМИИ) Г.- крайний справа, с окладистой раздвоенной бородой, на листе 1768 г. М. И. Махаева - с 8 клеймами чудес (ГМИИ, доска - СГИАПМЗ; композиция воспроизведена на иконе кон. XVIII в. в правом приделе нижней церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге), на листах 1772 г. Л. Зубкова, его же 1791 и 1802 гг.- с планом Соловецкого архипелага, 1827 г.- с 6 Соловецкими святыми, 1837 и 1852 гг.- фигуры святых крупным планом и др.; эстампы вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 г. (оттиски, напр.- ЦАК МДА). Гравюры небольшого размера находятся в сборнике житий Соловецких преподобных нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). 378 Q. Л. 9 об., 38 об.- раскрашенный вариант 1795). Подобные композиции с видом обители и 4 святыми воспроизводились и на эмалевых иконках XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей); на др. представлено 5 святых с Г. (ЦАК МДА). В Соловецком патерике (М., 1895) помещена хромолитография с изображением Г., изданная в с.-петербургской литографии Веферс, на к-рой святой представлен в рост, с куколем и окладистой бородой средней величины (эстамп 1903 - РГБ). В Соловецком мон-ре, где было свое литографское производство, в кон. XIX в. популярностью пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» 1889 г. (СГИАПМЗ). Аналогичный эстамп, возможно с того же оригинала, был отпечатан в 1881 г. в литографской мастерской ТСЛ (РГБ), где в числе 6 Соловецких чудотворцев, стоящих на облаках над изображением мон-ря, Г. помещен крайним справа, в куколе, со скрещенными руками. В нач. ХХ в. мон-рь заказывал цветные литографии с изображением Г. также в литографии Е. И. Фесенко в Одессе. В составе Собора рус. святых погрудное изображение Г. имеется на прориси с иконы 1814 г. мастера П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА (ГРМ),- в левой группе преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в рост, в 1-м ряду правой группы преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ); в числе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Г. присутствует на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей Карельских семинарии в Куопио (ЖМП. 1974. 12. С. 20). В иконографии Всех святых, в земле Русской просиявших, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ), группа Соловецких святых с Г. представлена на острове, на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/164711.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010