Наконец, Христос и Апостолы приводили места из Ветхого Завета по греческому переводу 70-ти толковников. И после них в древней Восточной Церкви и среди иудеев, живших в странах с греческим населением, как в последние три столетия пред Рождеством Христовым, так и после Рождества Христова, перевод 70-ти толковников был единственным в церковно-богослужебном употреблении и пользовался настолько большим уважением, что некоторые св. отцы и учители древней Восточной Церкви признавали его богодухновенным. Вот почему, когда Христос говорил иудеям: «исследуйте Писания» ( Ин. 5: 39 ), или когда ап. Павел писал Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания» ( 2Тим. 3:16 ), то они разумели писания в греческом переводе 70-ти толковников. Надо отметить еще и то, что ап. Павел был апостолом «еллинов» (язычников) – ( Деян. 22:11 ; Римл. 11:13 ) и Тимофей по отцу был «еллин» – грек ( Деян. 16:1 ) и оставлен был ап. Павлом на служение в знаменитом в то время греческом городе Ефесе ( 1Тим 1:3 ; 2Тим. 1:18 ), где подвизался и сам ап. Павел (с 55 по 58 гг.). Понятно теперь, почему они пользовались греческим переводом 70-ти. Даже в послании ап. Павла к Евреям, по преимуществу к евреям рассеяния (ср. 1Петр. 1:1 ; 2Петр. 3:1, 15 ), которые говорили на греческом языке, приводятся ссылки на Ветхий Завет по переводу 70-ти; например: «и поклонился Иаков на верх жезла своего» ( Евр. 11, 26 ), – так читаем в переводе 70-ти, а в еврейской Библии: «и поклонился Израиль на возглавие постели» ( Быт. 47:31 ). Такое отношение евреев и древней христианской Церкви к греческому переводу 70-ти объясняется тем, что этот перевод сделан 72-мя еврейскими учеными мужами, хорошо знавшими еврейский и греческий языки, причем эти переводчики, именуемые толковниками, которых для закругленности принято считать за 70, были назначены Иерусалимским первосвященником Елеазаром из 12-ти колен израильских, по шесть из каждого колена. Уже с 1 века от Р. Хр. в Тивериаде славилась знаменитая раввинская академия, так что учёный авторитет евреев был общепризнанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Появление престола с посвящением во имя М., как правило, было связано с небесным покровительством ктитора: ц. во имя М. в муж. Успенском Бахчисарайском скальном мон-ре (1879), часовня в с. Дуэ на о-ве Сахалин (1876, утрачена). Ист.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 87, 88. Лит.: София Киевская: Гос. архит.-ист. музей-заповедник/Сост.: Г. Н. Логвин. К., 1971. Ил. 33-34, 53, 67; Попова О. С. Рус. книжная миниатюра XI-XV вв.//ДРИ. М., 1983. Рукописная книга. Сб. 3. С. 9-74; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 77, 79. С. 321-326, 328. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Чтобы устранить этот опровергающий их пункт, толковники откровение о седминах ставят в теснейшее соотношение с пророчествами Иеремии в 25 и 29 гл. о 70 –летнем плене иудеев, об освобождении их оттуда и возвращении в свою землю, на откровение это смотрят как на реформирование сих пророчеств Иеремии, на реформирование в том смысле, что до окончательного восстановления Иерусалима и окончательного исполнения данных через Иеремию обетований должно пройти собственно не 70 лет, а 70 седмин и потому под «словом о восстановлении Иерусалима», откуда нужно начинать счёт седмин, разумеют, время выхода иеремииных пророчеств в гл. 25 и 29 (Гитциг, Кронихфельд, Блек, Рейхель и пр.) с присовокуплением сюда и времени выхода пророчеств Иеремии 30:18, 31:38, или вообще разумеют 18–20-летнюю эпоху, эпоху погибели Иудейского царства, начальный пункт которой составляет взятие Иерусалима Навуходоносором в 4 г. Иоакима или 605 г. до р. Христова, а конечный – разрушение города в 588 г., (Цокклер). Но, во-первых, самый взгляд на пророчество о седминах как на реформирование, так сказать, на исправление как бы не исполнившихся в своих обетованиях пророчеств Иеремии несовместим с духом и характером истинного, в своих предсказаниях непогрешительного, а потому не допускающего никаких самопоправлений пророчества и мыслим только у тех, для кого не существует пророческого духа в писаниях и кто вопреки истине, смотрит на пророчество, как на uaticinium ех eventu. Во-вторых, хотя в пророчествах Иеремии 25 и 29 гл. и говорится о том, что, по истечении 70 лет плена, воспоследует возвращение Израиля в свою землю, при всём том это возвещение не составляет главной сущности пророчеств той и другой главы. Сущность сих пророчеств не в том, что случится с народом иудейским по истечении 70 лет, а в том, что случится с ним в течение 70 лет, т. е., сущность в возвещении Израилю 70-летнего плена. Но пророчество о 70-летнем плене не может быть названо словом о восстановлении и обстроении Иерусалима и потому не может служить исходным пунктом для счёта седмин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

После этого нечего затрудняться ответом на вопрос: какая Библия была в руках св. Апостолов. Очевидно Библия в переводе 70-ти; но иногда они заглядывали и в еврейскую Библию. Это впрочем так редко, что и поминать о том не следует, – 3–4 на 238 случаев. Но это еще не все, говорит Экономос. Обратите внимание на новозаветную фразеологию, и посмотрите, с какой Библией она состоит в согласии. Она, – говорит, – есть совершенное подражание фразеологии, употребляемой в переводе 70-ти. В доказательство чего указывает: 1) На имена ангелов, св. мужей и других лиц истории ветхозаветной, также на названия городов, рек и проч. Все оне приводятся по переводу 70-ти, а их насчитывается до 400. В нынешнем же еврейском тексте они так переиначены, что часто не угадаешь, о ком речь. У них нет Моисея, а есть Муса, нет Иерусалима, а есть Иерушалаим; нет Иисуса, а есть Егошуа, и подоб. 2) На слова выражающие предметы богослужения, гражданские и семейные порядки: скиния, архиерей, иерей, пасха, и под. 3) И особенно на обороты речи и целые фразы. Он выписывает их на 50-ти страницах. Заметив затем, что это он приводит только для образчика, заключает: не очевидно ли, что вся благолепная порфира, облекающая корпус новозаветных истин, соткана из словес пророческих, взятых по переводу 70-ти? Взяв во внимание все сказанное, не можем не удостовериться, что в руках св. Апостолов была исключительно Библия в переводе 70-ти, и что потому, если и значится что у них по еврейской Библии, то это есть незначительная случайность. § III. Какую Библию передали св. Апостолы ближайшим своим преемникам, и чрез них св. Церкви, и какую св. Церковь употребляла всегда, от начала до наших дней, и употребляет ныне? (оттуда же). Какую Библию св. Апостолы употребляли сами, ту передали и ближайшим преемникам своим. Св. Варнава, действовавший еще при жизни св. Апостолов, в послании своем, направленном к Евреям, приводит из Ветхого Завета до 70–80 мест, все по переводу 70-ти. Св. Игнатий Богоносец в посланиях своих, также если приводит места из Ветхого Завета, приводит их по 70-ти. То же делают Климент Римский и св. Поликарп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf Собор св. 70-ти апостолов Кроме 12 апостолов, Господь наш Иисус Христос , по свидетельству св. евангелиста Луки, избрал еще 70 «и яви Господь и инех семьдесят и посла их по двема пред лицем своим, во всякий град и место, аможе хотяше Сам ити» (X, 1). В книгах Нового Завета не перечисляются эти св. апостолы. Церковный историк Евсевий (ок. 340) пишет: «имена (12) апостолов, Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет» (Церк. История, 43 стр.). Предполагают, что в числе 70-ти апостолов, избранных Самим Спасителем, были: Иосиф Варсава, прозванный Иустом ( Дeяh. I, 23 ), Иосия (или Иосиф) Варнава ( Дeяh. IV, 36 ), евангелист Лука и Клеопа ( Лyk. XXIV, 13 ), Сосфен (по мнению Евсевия, Церк. Ист., стр. 43). В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.), но в этот список включены и такие лица, в существовании которых можно сомневаться, как-то: Кифа (имя, данное ап. Петру. См. Гaлam. II, 9 ), Кесарь («сущий от дому Кесаря», т. е. уверовавшие во Христа от Царского дома, Филипп. IV, 22). О списке 70-ти апостолов, известном под именем списка св. Дорофея, но в действительно относящемся к позднейшему времени, св. Димитрий, митрополит Ростовский, по указании разных погрешностей, замечает: «Суть же и ина многа в том, под именем св. Дорофея, писанном от кого либо сказания сумнительная».. (Четьи Минеи, Янв. 4, л. 41), и затем Святитель представляет исправленный список св. 70 апостолов, «составленный с опасным рассмотрением от божественного Писания. По этому списку, за малым исключением 1 , представляются некоторые сведения о 70-ти св. апостолах. 1 . Святой апостол Иаков, брат Господень. 2 . Святой апостол и евангелист Марк. 3 . Святой апостол и евангелист Лука. 4 . Святой апостол Клеопа. 5 . Святой апостол Симеон или Симон. 6 . Святой апостол Варнава . 7 . Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст. 8 . Святой апостол Иуда. 9 . Святой апостол Анания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Рассказы о детских годах святителя Феофана О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… 23 января, 2014 О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… 23 января (по ст. ст. 10 января), в день рождения святителя Феофана, Православная Церковь празднует его память. Нынешний, 2014 год, является предъюбилейным. Ровно через год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения Вышенского подвижника. Писать о детских годах святого всегда непросто. Как правило, сохранилось очень мало достоверных материалов. Еще одна опасность – нарисовать елейно-слащавый образ, какого никогда не встретишь в жизни. Совсем не таким был будущий святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров. Резвый и стремительный, он был заводилой в детских компаниях и своим поведением часто огорчал матушку. Но в то же время он был мальчиком, открытым к новым впечатлениям и знаниям. О детских годах святителя повествуют несколько рассказов, которые мы предлагаем читателям. В рассказах о святых людях мы часто читаем, что еще сызмальства будущие подвижники отличались от своих сверстников, бегали детских игр и развлечений, были кротки и молчаливы, любили проводить дни в посте и молитве. Некоторые мамы, читая такие рассказы своим детям, нет-нет да и заметят шаловливому малышу: «Посмотри, какой был послушный и примерный мальчик, а ты у меня в кого?» Однако как много путей-дорог на земле, так много и дорог, ведущих в Царствие Небесное. Кто-то по своему характеру мягок и послушлив, и Господь в зрелости помогает развить эти качества. Кто-то, напротив, по своему характеру резв и стремителен, и при старании Господь такого человека образует в решительного воина Христова, который может привести к истине многих людей, стать защитником православной веры. Именно с таким характером появился когда-то на свет великий русский подвижник, молитвенник Русской Земли, духовный автор и богослов – святитель Феофан, Затворник Вышенский. О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного…

http://pravmir.ru/rasskazy-o-detskix-god...

Жилыми считаются келлии: Благовещенская, Почаевской иконы Божией Матери, Евфимиевская, Дмитровская и Стефановская. Также у монастыря есть подворье в Константинополе, которое постепенно возвращается обители турецкими властями. Кроме этого, Руссик потерял свои владенья: подворья в Москве (старое), Петербурге, Одессе, Таганроге и Ростове-на-Дону, Ново-Афонский Симона-Канонитский монастырь в Абхазии, Пицундский храм в 40 километрах от Ново-Афонского монастыря, дом на Полянке в Москве. До сих пор удерживаются греческими властями метохи Каламария (близ Солуни), на полуострове Сики и Кассандре. После долгой бюрократической войны с советскими и греческими властями, первые русские монахи (всего 6 человек), смогли приехать из Москвы на Святую Гору Афон для постоянного проживания там только в 1966 году. Руссик к этому времени был доведён до крайнего обезлюдения, опустошения и разрухи. Даже получив такое «пополнение», четыре года спустя настоятель Русского на Афоне Свято-Пантелеимоновского монастыря игумен Илиан писал: «Всего нас осталось 14 человек...» 33 . Протоиерей Павел Недосекин Биографические справки Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король сербов, хорватов и словенцев (1921–1929), фактический основатель и король Югославии (1929–1934), военачальник, защитник русской эмиграции, 9 октября 1934 года убит болгарскими террористами. Василий (Кривошеин Всеволод Александрович, 1900–1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский в 1960–1985 годах, известный учёный-патролог, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, в эмиграции в Каире, затем в Париже с 1919 года, окончил Сорбонну (1924), на Афоне подвизался в 1925–1947 годах, в 1926 году был пострижен в рясофор с именем Валентин, в 1927 году – в мантию с именем Василий, в 1929–1942 годах был монастырским секретарём, с 1937 году – членом монастырского собора, в 1942–1945 годах – антипросопом монастыря в Киноте Святой Горы, в 1944–1945 годах входил в состав Священной Эпистасии, в 1947 году вынужден был покинуть Афон в связи с ложными обвинениями в сотрудничестве с оккупантами во время войны, в 1950–1951 годах жил в Афинах, после несправедливого суда покинул Грецию, в 1951–1959 годах жил и работал в Оксфорде, перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата и был рукоположён в иеромонаха в 1951 году, в сан архимандрита – в 1957 году, хиротонисан в епископа Волоколамского, викария Патриаршего экзарха в Западной Европе в 1959 году, степень доктора богословия присуждена в 1964 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

287. Воскресения Словущего, в Матросской богадельне, близ Стромынки. Построена в 1787–1790 годах. Придел Екатерины Мученицы устроен в 1871 году. 288. Воскресения Словущего, что в Таганке. Угол Пустой и Семеновской улицы. Построена в 1790 году архитектором М. Ф. Казаковым. Колокольня сохранилась древняя, построенная около 1659 года. Приделы: 1) Тихвинской Божией М атери, 2) Адриана и Наталии. Димитрия Солунского, что у Тверских ворот. Построена в 1791 году, обновлена в 1832 г. Колокольня построена около 1653 года. Главный престол Св. Троицы. Воскресения Словущего, в Покровском монастыре. Построена в 1792 году. В 1854 году была перестроена и расширена по проекту М. Д. Быковского. До перестройки именовалась «Всех Святых». Приделы: 1) Тихвинской Божией Матери, 2) Александры Мученицы. 291. Успения Пресвятой Богородицы, в Никольском единоверческом монастыре. Построена в 1792 году, освящена 2 июня 1857 года. Придел Николая Чудотворца. Колокольня построена в 1876–1879 годах. Ирины Мученицы, что в Покровском. Построена в 1790–1792 годах, обновлена в 1891 г. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Екатерины Мученицы. Вознесения Господня, что на Гороховом поле. Построена в 1793 году тщанием священника Петра Андреева. Архитектором был М. Ф. Казаков. Приделы: 1) Пророка Моисея, 2) Николая Чудотворца. 294. Знамения Пресвятой Богородицы, в Новоспасском монастыре. Построена в 1791–1795 годах архитектором Е. Назаровым на средства графа Н.П. Шереметева. Варвары Мученицы, что на Варварке. Построена в 1796 году на средства майора И. Барышникова. Космы и Дамиана, что на Маросейке. Построена в 1792–1797 годах архитектором М. Ф. Казаковым. Приделы: 1) Спасителя, исцелившего расслабленного, 2) Николая Чудотворца. Симеона Столпника, что за Яузой. Главная церковь построена в 1798 году, трапезная – в 1853 году, колокольня – в 1863 г. Приделы: 1 ) Димитрия Ростовского , 2) Никола я Чудотворца. 298. Александра Свирского , в Донском монастыре. Построена в 1796–1798 годах. Усыпальница Зубовых. Мартина Исповедника. В Таганке, на Б. Алексеевской улице. Построена в 1792–1800 годах архитек-тором Р. Казаковым на средства именитого гражданина В. Я. Жигарева. Главный придел Вознесения Господня. Другой придел Грузинской Божией М атери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Одним из важнейших деяний владыки Питирима стало строительство нового трехэтажного здания для Издательского отдела на Погодинской улице, освященного Патриархом Пименом 22 сентября 1981 года. Отдел вступил в новый этап своего церковного служения. Ну а с церковным освобождением и с распадом Советского Союза, когда православные книгоиздательство и журналистика испытали поистине бум, перед «Журналом Московской Патриархии» встали новые сложные задачи. Ему предстояло, перестав быть монопольным церковным журналом, стать по-настоящему интересным корпоративным (в лучше смысле этого слова) изданием и сохранить при этом свой официальный статус. Сотрудники Архимандрит Иннокентий (Просвирнин; † 1994) — зам. главного редактора отдела в 1977–1989 годах, выдающийся исследователь и публикатор памятников православной письменности, историо­г­раф и архивист. Был инициатором издания 10-томной «Иллюстрированной Русской Библии». Возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (аннотированный справочник-указатель).  Епископ Феофилакт (Моисеев) — с 1975 по 1990 год сотрудник Издательского отдела; редактор отдела «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь»; участник издания круга Миней (т. 1–12), других серийных и непериодических изданий; в 2002 году хиротонисан во епископа Брянского и Севского; ныне епископ Мытищинский, викарий Московской епархии. В. П. Овсянников (1940–2016) — ответственный секретарь ЖМП в 1981–1985 годах. Епископ Николай (Погребняк) — с 1975 года работал в редакции ЖМП, с 1981 по 1990 год в должности заведующего справочно-библиографическим отделом. К. М. Комаров (1928–2010) — профессор МДА, ответственный секретарь ЖМП в 1986–1992 годах, где им было опубликовано более пятидесяти статей и заметок.  Игумен Андроник (Трубачев; 1952–2021) — доцент МДА; в 1976–1990 годах работал редактором отделов ЖМП («Проповедь», «Богословский отдел»), редактором издания томов 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя» (Месяцеслов); в 1978–1983 годах редактор, а в 1983–1990 годах руководитель издания «Минея. Сентябрь — август»; в 1990–1993 годах наместник ставропигиального Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

1. Игумены Преподобный Мефодий, основатель монастыря, скончался 1392 года июня 14 дня. Иоаким, начальствовал на Пешноше около 1468 года. Паисий упоминается около 1511 года. Гурий Заболотский, строитель, упоминается в 1539 году; потом произведен в архимандрита Симонову монастырю; в 1543 хиротонисан во Епископа Смоленского и Брянского; в 1555 году оставил Епископию. Тело его покоится в Пешношском монастыре. Варсонофий Святый, постриженник Московского Андроньева монастыря. откуда произведен на Пешношу в игумена в 1547 году, а в 1556 году поставлен архимандритом Спасопреобраежнского монастыря, что в городе Казани. В 1563 хиротонисан во Епископа Тверского, а в 1576, быв в помянутом монастыре на покое, скончался. Мартирий упоминается в 1566 и 1567 годах. Герман, в 1585 и 1586 годах. Левкий начальствовал около 1598 до 1607 года. Иона упоминается 1613 года. Нектарий Вязмитин 74 с 1620 строителем, а с 1621 игуменом; в 1633 году июня 29 дня произведен в архимандрита Троицкому Сергиеву монастырю. Авраамий известен от 1641 до 1647 года. Тихон, от 1648 по 1653 год. Мисаил упоминается в 1663. Варлаам в 1664 и 1665 годах. Гурий с 1667 года. Тихон в 1681 и 1682 годах. Корнилий, поступивший из архимандритов Дмитровского Борисоглебского монастыря, начальствовал на Пешноше с 1683 по 1691 год. Иоасаф, скончался в 1693 году. Иосиф, архимандрит, начальствовал в 1694 и 1695 годах. Феодосий, архимандрит, с титулом духовного настоятеля, в 1696 и 1697 годах. В братском синодике значатся еще игумены Марк, Онисим, Евфимий, Даниил, Иосиф и Иаков; но без означения, в каком монастыре они начальствовали. 2. Строители Исаия Даниловский, Троицкого Сергиева монастыря иеромонах, в 1700 году. Викентий Ченцов, иеромонах, упоминается 1710 года. Сергий Свечин, соборный старец Троицкого Сергиева монастыря, около 1715 года. Феоктист Второв, иеромонах, 1716 года. Иларион Ремезов, иеромонах и соборный старец того же года. Варлаам Москвитин, иеромонах и соборный старец, 1717 года. Иринарх Щербак, иеромонах, упоминается в следующих годах по Варлааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010