При размещении авторов в антологии я придерживался по возможности хронологического порядка. При этом пришлось, однако, комбинировать два, иногда расходящихся между собою хронологических признака: время жизни и время опубликования приводимого произведения. В основу размещения положен первый из этих признаков, как более существенный. В силу его участники антологии распадаются примерно на три группы: 1) мыслители, относящиеся всецело или главным образом к концу XIX века (Толстой, Федоров, Соловьев) – и они сами расположены в хронологическом порядке жизни, хотя приводимые произведения Соловьева на 20 лет старше соответствующих произведений Толстого и Федорова; 2) поколение писателей, родившихся в конце 50-х и 60-х гг. XIX века (Мережковский, Розанов, Трубецкой, Шестов, В.Иванов); и, наконец, 3) поколение писателей, родившихся в 70-х и 80-х гг. – все остальные участники сборника. В пределах этих последних двух групп авторы размещены в порядке опубликования приводимых произведений. Поэтому Флоренский – по возрасту младший из всех участников сборника – помещен первым в последней группе, так как его книга, отрывки из которой здесь представлены, вышла уже в 1913 году, т.е. в эпоху до первой мировой войны и большевизма, и так как, к тому же, он оказал большое влияние на Булгакова. Не следует, впрочем, при этом упускать из вида, что все представители двух последних групп по своему творчеству являются – для первых двух десятилетий XX века – современниками и совместно участвовали в движении религиозной мысли этой эпохи. 815 Впервые: Руль. 1929. 2512. 1 марта. С.2–3. Этой статьей С.Л.Франк откликнулся на появление в «Книгоиздательстве писателей» двух томов «Дневников» А.А.Блока, подготовленных П.Н.Медведевым (Дневник Ал.Блока, Л., 1928. Ч.1: Дневник 1911–1912 гг.; Ч.2: Дневник 1917–1921 гг.). 816 Муравьев Николай Константинович (1870–1936) – юрист, председатель Чрезвычайной Следственной Комиссии (1917), созданной Временным правительством для «расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других должностных лиц». В дореволюционное время известен выступлениями в защиту на судебных процессах рабочих, крестьян, сектантов. Помогал составлять завещание Л.И.Толстого.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

После Октябрьской революции 1917 г. горские евреи, как правило, поддерживали советскую власть, боровшуюся с дагестан. сепаратистами и пришедшими им на помощь турками. Горские евреи составляли ок. 70% красногвардейцев в Д. Большое число евр. поселений было разрушено мусульманами, и мн. евреи, жившие в горах, переселились в города на побережье Каспийского м. (гл. обр. в Дербент, Махачкалу и Буйнакск). В 1926 и 1929 гг. имели место т. н. кровавые наветы на евреев - обвинения евреев в человеческих жертвоприношениях; первый из них сопровождался погромами. В кон. 20-х гг. XX в. были закрыты 2 синагоги. В 1940 г. все религ. объединения республики, в т. ч. и иудейские, перестали существовать. Они постепенно возобновили работу только в 1944-1945 гг. Тогда же была открыта синагога в Махачкале. В 1970 г. здание синагоги было отобрано, а общине предоставили здание меньшего размера на окраине города. Согласно переписям населения 1959 и 1970 гг., число горских евреев в 1970 г. составляло 50-70 тыс. чел. 17 109 горских евреев при переписи 1970 г. и ок. 22 тыс. при переписи 1979 г. предпочли назвать себя татами. До сер. 1981 г. в Израиль переехало более 12 тыс. горских евреев. В наст. время в Д. действуют 5 иудейских религ. общин в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, Кизляре, синагоги в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и молитвенный дом в Хасавюрте; Кизлярская иудейская община не имеет собственного культового здания. По инициативе местных иудейских общин образован Совет иудейских религ. общин республики, к-рый возглавляет председатель Махачкалинской иудейской общины Шими Мигирович Дибияев. При синагогах работают религ. школы, где изучают основы иудаизма и иврит. В Махачкале при синагоге существует также евр. культурный центр. Дагестанские евр. орг-ции входят в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР). Лит.: Черный И. Я. Горские евреи//Сб. сведений о кавк. горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. Отд. 1. С. 1-44; Анисимов И. Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888; Миллер В. Ф. Мат-лы для изуч.

http://pravenc.ru/text/168606.html

На начальном этапе правления Кароль I проводил более осторожную внешнюю политику, чем Куза, делая ставку на выстраивание отношений с великими державами. Он не поддержал национально-освободительное движение на Балканах, очередной подъем к-рого пришелся на 1867-1868 гг. Кризисным моментом для Р. стало начало франко-прусской войны 1870-1871 гг. Румын. общественное мнение традиционно придерживалось франкофильских взглядов, однако Кароль I как представитель прусской династии симпатизировал Берлину. Победа Германии привела к укреплению авторитета Кароля I в Р., и впосл. он не сталкивался с серьезной угрозой утраты власти. В 1871-1876 гг. у власти находился консервативный кабинет Л. Катарджу, к-рый в 1875 г. заключил торговую конвенцию с Австро-Венгрией, значительно снизившую импортные таможенные пошлины. Широкое неприятие данного решения в среде румын. буржуазии привело к объединению оппозиционных групп и созданию НЛП. В 1876 г. ее лидер Й. К. Брэтиану, основатель влиятельной династии румын. политиков, был назначен главой правительства (до 1888), обладая большой личной властью. Его длительное правление получило название «визират» (vizirat). Восстания на Балканах, начавшиеся в 1875 г., вновь обострили т. н. вост. вопрос. В сент. 1876 г. в Ливадии (Крым) состоялись переговоры между российским имп. Александром II Николаевичем и Й. К. Брэтиану о возможности прохода рус. войск через Р. в случае войны. 4 апр. 1877 г. были подписаны 2-сторонние политическая и военная конвенции (Р. обеспечивала проход рус. войск, Российская империя обязывалась «уважать» политические права и неприкосновенность Р.), вскоре Россия объявила войну Турции. 9 мая 1877 г. Р. провозгласила независимость от Турции. Румынские войска приняли участие в русско-тур. войне 1877-1878 гг. (в румын. историографии - rzboiul de îndependenta al României (война за независимость Румынии)) - в кон. июля 1877 г. румын. войска (ок. 58 тыс. чел.) перешли р. Дунай. Совместно с рус. армией они (ок. 35 тыс. чел.) участвовали в военных действиях под Плевной.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Во 2-й пол. XIX в. после принятия «Общих уставов» появились неск. вспомогательных административно-судебных учреждений: помимо центральной патриаршей церковной эпитропии (комиссии), созданной еще в 1836 г. для помощи патриарху в управлении архиепископским округом и занимавшейся вопросами благоустройства храмов, соблюдения устава богослужений, церковной дисциплины и цензуры, были созданы др. эпитропии, важнейшими из которых были центральная педагогическая (1873) и архиерейских имуществ (1873). Для ревизии финансовых отчетов приходских храмов существовала Контрольная эпитропия. По-прежнему важную роль играл церковный суд, занимавшийся вопросами брака и наследства. Сохранялись основные духовные должности при патриархе: великого протосинкелла, великого архидиакона, 2-го и 3-го диакона, великого иерокирикса, великого архимандрита, великого примикирия, иеромнимона, 1-го апостолария, протопсалта, доместиков и др. Из светских должностей на 1-м месте стоял великий логофет (должность, перешедшая после взятия турками К-поля из имп. штата в патриарший), затем капукехая (уполномоченный КПЦ при Высокой Порте), а также чины различных визант. пентад (великого эконома, великого скевофилакса, великого сакеллария, великого хартофилакса, великого ритора, протонотария, протэкдика и др.). Все они получали жалованье, сумма к-рого была приблизительно определена «Общими уставами». В 80-90-х гг. XIX в. к «Общим уставам» были добавлены «Устав о мухтарах константинопольских приходов» (1880), «Устав приходского клира» (1881), «Устав приходов К-польской архиепископии» (1899), «Общий устав школ при греческих общинах» (1897). В 60-х гг. XIX в. начали осуществляться положения, заявленные в хатт-и хумаюне. Султан Абдул-Азиз (1861-1876) понимал, что для сохранения мира в империи недостаточно только провозглашения свобод и льгот. Критское восстание 1866-1869 гг. и героическая гибель защитников мон-ря Аркадиу в очередной раз показали Европе, что при новом султане коренных изменений в положении христиан не произошло. По инициативе России европ. послы сделали Высокой Порте коллективное представление касательно реализации хатт-и хумаюна на практике. В 1868 г. в Турции был учрежден гос. совет, в к-ром принимали участие и христиане; в 1870 г. опубликован закон об адм. устройстве округов, согласно к-рому в совете при местных начальниках были и представители от христиан, прежде всего епархиальные архиереи. Судопроизводство было регламентировано новыми законами в 1864-1875 гг. Кроме мусульм. судов были учреждены общие, или смешанные, суды, в к-рых рассматривались споры и уголовные дела между мусульманами и немусульманами. Членами таких судов могли быть и христиане. При этом духовные и гражданские дела неуголовного характера по-прежнему разбирались в митрополичьих и патриаршем судах по традиц. визант. правовым нормам. Греко-болгарский церковный вопрос

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Опыт церковно-исторической и статистической работы в Комитете пригодится впоследствии епископу Иакову (Домскому) во время его, к сожалению, недолгого (с 1884 по 1889 гг.) служения в Якутии, уже при первом знакомстве с подопечной территорией и в миссионерско-просветительской деятельности среди коренного населения огромного российского региона. Преподавание в Томской семинарии было недолгим. После пострижения в 1860 г. в монашество с наречением имени в честь апостола Иакова и последовавшего рукоположения во диакона, а затем во пресвитера, его направили вновь на службу в Иркутскую семинарию, где он, занимаясь инспектированием учебной работы, сам с удовольствием преподавал Священное Писание и другие богословские дисциплины. Вспоминая о годах его наставничества и учительства, его ученики отмечали, что он «большею частию поучал и обращался со словом вразумления к падшим, имел ревность говорить, обнимать предметы и легко выражать свои мысли живым словом» 40 . В 1860-е гг. началось сотрудничество отца Иакова с периодическими изданиями РПЦ: его назначили цензором «Иркутских епархиальных ведомостей». Опыт цензорской работы в церковной периодике, а также работы цензором проповедей, произносимых духовенством г. Иркутска, пригодятся владыке Иакову (Домскому) в годы его архипастырского служения в Якутии. Но до отъезда в Якутию, на место своего последнего служения, еще были 20 лет, 10 из которых он отдаст ректорству в новооткрытой Благовещенской семинарии (1870−1879 гг.), затем четыре года будет возглавлять Пермскую семинарию (1879−1883 гг.). Ректорское служение в Благовещенской и Пермской семинариях В 1870 г. по инициативе епископа Вениамина (Благонравова) в Благовещенске открыли Духовную семинарию. Как свидетельствовал выпускник этой семинарии священник Николай Верещагин, «открытие семинарии в Приамурском крае, безлюдном, неустроенном и удаленном от центров просвещения, составляет видную эпоху в истории края, как по важности самого события, так и по характеру тех обстоятельств и неблагоприятных условий, при которых оно совершилось» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРБИЦКИЙ Михаил Михайлович (4.03.1815, с. Яворник-Руски (ныне в Подкарпатском воеводстве, Польша) - 7.12.1870, с. Млыны, там же), греко-католич. свящ., укр. композитор, хоровой дирижер. Начальное муз. образование получил в певческо-муз. школе при хоре греко-католич. кафедральной церкви в Пшемысле (1829-1833), обучался теории музыки и композиции у чеш. дирижера и композитора А. Нанке. В 1833 г. В. переехал во Львов, где учился в гимназии, а затем в греко-католич. ДС (1833-1842). Пел в церковных хорах Львова, работал дирижером и преподавателем пения в ДС. М. М. Вербицкий. Портрет. XIX в. М. М. Вербицкий. Портрет. XIX в. В 1846 г. возвратился в Пшемысль; находясь на службе в консистории, брал уроки у чеш. муз. теоретика и композитора Ф. Лоренца, к-рому впосл. посвятил свою мессу B-dur. После 1848 г. В. начал писать музыку к драматическим спектаклям. В 1850 г. экстерном закончил ДС и был рукоположен во священника. С 1856 г. служил в сельских приходах с. Млыны близ Яворова. В 60-х гг. В. сочинил более 20 музыкально-сценических произведений разных жанров, став фактически штатным композитором Львовского театра. Первые церковно-муз. соч. В. относятся, возможно, еще к гимназическому периоду: «Да исполнятся уста наша» (B-dur) и «Иже херувимы» (Es-dur). Впосл. были созданы в Пшемысле - Литургия (1847), 12 причастных стихов (не сохр.), в Млынах - «Тебе поем», «Иже херувимы», «Святый Боже» (автографы 6 и 12 апр. 1870). Духовно-муз. творчество В. было тесно связано с исполнительской практикой, чему во многом способствовала и деятельность В. в качестве дирижера хора Львовской ДС. В творчестве В. синтезированы традиции укр. церковного пения (стилевые особенности напевов Ирмологиона , партесного многоголосия), фольклора (прежде всего прикарпатского региона), городской муз. культуры (канты) с влиянием стиля Д. С. Бортнянского , а также раннеромантическими тенденциями западноевроп. музыки. Характерны поступенное мелодическое движение, ритмическая уравновешенность, структурная ясность, мелодизация фактуры в условиях выраженного гомофонно-гармонического склада. У Бортнянского В. заимствовал принцип контрастирования хорового tutti и ансамбля солистов, однако к жанру духовного концерта он не обращался, тяготея к хоровым миниатюрам.

http://pravenc.ru/text/150385.html

Закрыть «Революционный генерал» Лавр Георгиевич Корнилов (1870—1918) 11.04.2016 3317 Время на чтение 11 минут Как сообщалось , в рамках рубрики «Исторический календарь», мы начали новый проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный Л.Г. Корнилову прославленному боевому генералу, ставшего в 1917 году одной из ключевой фигур Февральской революции. Лавр Георгиевич Корнилов родился 18 августа 1870 года в Усть-Каменогорске в многодетной семье сибирского казака, позже ставшего чиновником, и православной казашки (по другой версии казачке калмыцких кровей). Одним из лучших учеников закончив омский Сибирский кадетский корпус, Лавр Корнилов продолжил обучение в престижном Михайловском артиллерийском училище. Получив в 1892 г. звание подпоручика, он вернулся на малую родину, выбрав местом службы Туркестанский военный округ, а затем, после двух лет службы, поступил в Академию Генерального штаба. Закончив академию с серебряной медалью, досрочно получивший чин капитана Корнилов продолжил службу в Туркестанском военном округе, занимая различные штабные должности. Хорошо овладевший немецким, английским, французским, персидским, казахским, монгольским и калмыцким языками, Корнилов проявил себя как отличный разведчик. Переодевшись туркменом, он совершил ряд разведывательных экспедиций в Восточном Туркестане (Кашгарии), Афганистане и Персии, по итогам которых написал книгу «Кашгария, или Восточный Туркестан», внесшую весомый вклад в географию, этнографию и военную науку. Затем, в 19031904 гг., последовала разведывательная миссия в Индии, в ходе которой Корнилов изучил состояние британских колониальных войск.

http://ruskline.ru/history/2016/04/12/re...

21 окт. 1852 г. К.-П. был утвержден в звании бакалавра академии и поставлен преподавателем библейской истории и древнегреч. языка. Курс лекций по библейской истории К.-П. читал в 1852-1854 гг. (не опубл.). В 1854 г. прот. Ф. Голубинский, занимавший кафедру метафизики и логики МДА, подал прошение об увольнении по состоянию здоровья и вместо себя рекомендовал поставить К.-П. Назначен на кафедру 9 окт. 1854 г. Прот. Ф. Голубинский и К.-П. были знакомы лично: К.-П. являлся домашним учителем сына прот. Феодора (Там же. С. 15-16). В этот период в МДА преподавался ряд философских дисциплин: логика, метафизика, история древней философии, история средневек. философии, история новой философии, опытная психология и нравственная философия. За К.-П. были закреплены предметы прот. Ф. Голубинского: метафизика и история древней философии. Метафизику К.-П. читал в МДА до конца жизни. Курс лекций по истории древней философии, который К.-П. разрабатывал вплоть до 1864 г., остался неизданным. С 1856 по 1870 г. К.-П. читал также курс истории новой философии. Кроме философских предметов К.-П. преподавал нем. (1856-1858) и франц. (1860-1870) языки. В 1856 г. женился на Капитолине Васильевне Зверевой. Брак был бездетным. В 1857 г. в «Прибавлениях...» вышла большая статья К.-П. «О единобожии как первоначальном виде религии рода человеческого». В этом же году К.-П. стал экстраординарным, а в 1858 г.- ординарным профессором и членом академической конференции. В нач. 1860 г. были опубликованы в «Прибавлениях...» ст. «Безусловный прогресс и истинное усовершенствование рода человеческого» и в «Православном обозрении» ст. «О первоначальном происхождении на земле рода человеческого». Эти и ранее вышедшие 2 публикации К.-П. имели большой успех и были «замечены в официальных кругах» ( Соколов. 1903. С. 526). В том же году К.-П. был приглашен занять вновь созданную кафедру философии Московского ун-та. Мин-во народного образования было заинтересовано в том, чтобы поставить на вакантную кафедру профессора, который выступал в печати как критик материализма.

http://pravenc.ru/text/Кудрявцев-Платоно...

В результате победы во франко-прусской войне и преобразования Северо-Германского союза в Германскую империю (1871) в новом гос-ве доминирующую роль стала играть протестант. Пруссия, а из 21 правящей династии в герм. гос-вах католическими были лишь Виттельсбахи (королевство Бавария) и Веттины (королевство Саксония). Вместе с тем католики составляли более трети населения Германской империи. В герм. гос-вах по большей части негативно воспринималась позиция папы Римского Пия IX относительно взаимоотношений Церкви и гос-ва (в т. ч. осуждение либеральных принципов свободы совести и религ. терпимости гос-ва, выраженное в энциклике «Quanta Cura» и в приложении «Syllabus errorum» ), а также провозглашение в 1870 г. на Ватиканском I Соборе догмата о папской безошибочности, к-рый рассматривался либералами как нарушение свободы совести и мнения. Критике подвергалась внешняя политика Папского престола, особенно - жесткое противостояние папы Пия IX и итал. кор. Виктора Эммануила II после захвата Рима итал. войсками и упразднения Папской области в результате объединения Италии (Рисорджименто). В окт. 1870 г. в г. Зост группа католич. политиков Германии провозгласила политическую программу, целью к-рой была консолидация политических сил для защиты интересов католич. населения герм. гос-ва. 13 дек. в Прусском парламенте была восстановлена католическая партия Центра (Deutsche Zentrumspartei); в 1852-1867 гг. она была представлена в парламенте в качестве католич. фракции между консерваторами и либералами, что давало возможность привлекать депутатов-некатоликов. Основными требованиями партии Центра стали защита автономии и прав католич. Церкви, интересов герм. национальных меньшинств (поляков, эльзасцев и ганноверцев), создание и поддержка церковноприходских школ, противодействие введению светских браков. Нем. католики часто рассматривали государственно-церковные отношения с позиций ультрамонтанства - идейного течения в Римско-католической Церкви, постулировавшего строгое подчинение национальных католич. Церквей Римскому епископу, к-рый воспринимался как носитель верховной власти над светскими государями Европы.

http://pravenc.ru/text/2462235.html

К кон. XVIII в. католич. Церкви в Венесуэле принадлежало 15 мон-рей, 300 храмов, 2 семинарии, в ее ведении находились также почти все образовательные учреждения. Недовольство проводимой Испанией политикой вылилось в 1810 г. в войну за независимость В. Среди священников, посланных в страну испан. короной, были и присоединившиеся к восставшим. Многие из них были высланы, заключены в тюрьмы, расстреляны. Общая численность священнослужителей сократилась с 600 до 100 чел. Отказ папы признать правительство независимой В. и напрямую обсуждать с ним вопросы, касающиеся Церкви, привел к еще большему осложнению ситуации. Война за независимость под рук. Ф. Миранды (1750-1816) и С. Боливара (1783-1830) закончилась изгнанием испанцев и образованием в 1819 г. т. н. республики Вел. Колумбия (это название укоренилось в мировой историографии, хотя ни в одном из офиц. документов оно не упом.), включавшей территории совр. В., Колумбии, Панамы и Эквадора (с 1822). Пришедший к власти С. Боливар постарался урегулировать отношения с папским Престолом и сгладить напряжение, царившее в отношениях между Церковью и гос-вом. 22 авг. 1821 г. был упразднен трибунал инквизиции в Вел. Колумбии. 28 июля 1824 г. собравшийся в Боготе конгресс принял закон о церковном патронате, к-рый регулировал отношения между Церковью и правительством В. в течение 140 лет (до 1964). Закон, в частности, предусматривал право властей выдвигать кандидатуры на церковные посты. После смерти Боливара республика распалась. Приходящим к власти президентам с трудом удавалось находить общий язык с Церковью. В 1837 г. конгресс закрыл все муж. мон-ри в стране, национализировал их собственность и передал их в распоряжение Мин-ва просвещения. В 1841 г. конгресс предписал священникам не подчиняться инструкциям Ватикана, если они противоречат законам страны. Федеральная война 1859-1863 гг. между консерваторами и либералами привела в 1870 г. к власти либерала А. Гусмана Бланко (1870-1887), хорошо известного своими антиклерикальными взглядами.

http://pravenc.ru/text/150237.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010