Можно предполагать, что Опта, при пострижении в монашество, был наречен Макарием, почему и Пустынь его (в которой, вероятно, он сам и был первым настоятелем), удержала за собою название Макарьевой Оптиной. В древних письменных актах, обыкновенно, писалось: «Макарьевы Пустыни Оптина Монастыря». Введенской же, Пустынь сия начала именоваться только с начала нынешнего столетия, хотя, по письменным сведениям, еще в 1629 году был уже в ней храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. Впрочем, название Оптиной Пустыни Макарьевой, по другому предположению, объясняется и иначе: в истории Российской Иерархии (том V под литер. М.), упоминается о храме св. Макария, как о главном храме обители; а Введенская церковь показана, состоящей на воротах, но на чем основано это показание, не знаем. По крайней мере, известно, что со времени первых удовлетворительных сведений о состоянии Пустыни, т. е. с 1629 года и до 1864 г., в ней не было ни храма, ни придела во имя преподобного Макария. Первые письменные свидетельства об Оптиной Пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В козельских писцовых книгах (1629, 30 и 31 годов), значится, что монастырю сему дано на поминовение по царе Феодоре Иоанновиче, который умер в 1598 г. «на свечи и на ладан, под городом Козельском, на речке, на Другусне, место мельничное, да на берегу, против мельницы, место дворовое мельничное, да рыбная ловля по той же речке, обще с посадскими людьми». Это первое письменное сведение об обители показывает, что она издревле пользовалась благоволением царей. О судьбах Оптиной Пустыни в смутное время междуцарствия никаких письменных сведений не сохранилось. Известно только, что соседний ее город, Козельск, по убиении Лже-Димитрия, с другими городами отказался от повиновения законному царю Василию Ивановичу Шуйскому и принял сторону второго Самозванца; был занят отрядом мятежников; два раза осажден царскими войсками; в 1610 г. разорен Запорожскими казаками; в 1617 г. сдался полякам и находился во власти их до Деулинского перемирия, по которому снова вошел в состав мирных и верных городов России, искупив свое непостоянство жертвами кровавыми и тяжкими. Все эти события, конечно, не могли оставаться без последствий и для сопредельной Козельску Оптиной Пустыни; и она не могла уцелеть во время всеобщего литовского разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Смоленский архиепископ участвовал в делах униат. Киевской митрополии, в частности в подготовке новой унии с православными. 6 сент. 1626 г. как нареченный Смоленский епископ К. присутствовал на Кобринском соборе униатской Церкви, где обсуждались планы новой унии. К. пожертвовал 500 флоринов на основание рус. семинарии. Следующий объединительный собор был запланирован на 1629 г. 9 июля 1626 г. униаты, в т. ч. К., съехались на предварительное совещание в Фалемичах близ Владимира-Волынского. 14 окт. 1629 г. митр. Рутский провел совещание с Антонием (Селявой) , К. и Рафаилом Корсаком в с. Белополь на Волыни, где было решено принять участие в объединительном соборе. 28 окт. 1629 г. такой собор открылся во Львове, однако объединение не произошло не только из-за позиции православных, но и из-за несогласия Рима. В источниках, касающихся переговоров об «универсальной унии» между униатами и православными в 30-х гг. XVII в., К. не упоминается. Существуют свидетельства о его временном сближении с Мелетием (Смотрицким) , к-рый встретился с К. в Смоленске перед публикацией своего соч. «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток) (Львов, 1628). Точная дата смерти К. неизвестна. Принято считать, что он скончался в 1639 г. и был похоронен в смоленском кафедральном соборе. Сочинения К. приписывается значительное число полемических сочинений. Определенно его авторство засвидетельствовано для 2 произведений. Самым известным является трактат «Obrona iednoci cerkiewney...». Сочинение состоит из 4 частей, к-рые делятся на разделы. В произведении впервые изложена униатская версия рус. церковной истории, призванная доказать правомочность Брестской унии 1596 г. На трактат оказали влияние сочинения Кунцевича «О старшинстве Петра» и «О крещении Владимира», поэтому значительное место в труде К. занимает обращение к эпохе Киевской Руси, благодаря к-рому автор хочет доказать изначальное принятие Русью христианства из Рима. К. излагает концепцию 3-этапной христианизации Руси.

http://pravenc.ru/text/2458995.html

16. Окружная Грамота Митрополита ИОВА Борецкого, приглашающая на Киевский Поместный Собор 1629 года ИОВ БОРЕЦКИИЙ, Милостию Божиею Архиепископ-Митрополит Киевский, Галицкий и всея России. Всем посполите (вообще) Российского рода, как в Короне Польской, яко и у Великом Князстве Литовском всякого достоинства Духовного и свецкого высокого Шляхетного и нижшого посполитого Стану людем Церкве святое Восточное Греческое благопослушным сыном, ласка, покой, и милосердие от Вседержителя Бога, и благословение от нашего смирения. Ознаймуем побожности (благочестию) вашей, иж от многих лет за великою докукою о успокоенье Релеи (Религии) нашое православное Греческое по все часы на Сеймах Валных Коронных за ласкою наяснейшого Государя Короля, Пана нашого милостивого, и за причиною (по просьбе) их Милостей Панов Рад (Советников) теперь поблизко прошлом Сейме Универсалом Его К. М. есть нам самым православным сыном Восточного благочестия назначоный час до зъеханяся и до згодное намовы (для согласного переговора) на Собор Поместный Партикулярный в року теперешнем 1629 месяца Июля 9 ведле нового (по-новому), а ведле старого Июня 29 дня на Праздник и Свято (память) Святых Великих Апостол Петра и Павла, на месце певное (на некоторое место) в Месте (городе) его К. М. Киеве, яко бысмы конские мели и могли успокоены быти в наших великих дошкливостях (оскорблениях), которые терпимо през (чрез) отступство в некоторых щекгулных (отличных) особ от благочестия нашего, где всяким покоем и безпеченством на недель две обваровано (обеспечено) нас, на который нас и месце и Собор всех, а всех Милостей ваших, иле кто (кто ни) сыном Церкве святое Восточное отзывается, пилно (усердно) а пилно запрашаем (призываемо) и с повинности Пастырское и о имени Христовом взываем, абы милость Христова и благословение нашего смирения с побожностями вашими заставало; чего Милости вашей верно сприяем (желаем). С монастыря Михайловского церкве Золотоверхое. в Киеве месяца Априля 12 дня. 1629 року. ИОВ БОРЕЦКИЙ Митрополит Киевский рукою власною М. рг. Списано с печатной за собственноручным подписанием Митрополита Иова сохраняющейся в Ризнице Киево-Софийского Собора. 17. Грамота Гетмана Богдана Хмельницкого к Патриарху Никону просительная, о подтверждении прежних прав и привилегий Митрополиту Иову Борецкому и об извинении его

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Остаток своих дней он провел в богатом Дерманском монастыре, который находился в ведении униатов. Скончался архиепископ Мелетий 27 декабря 1633 года. Труды: Антиграфи. – 1608. Фринос, или Плач Восточной Церкви. – 1610. Грамматики славенския правилное синтагма... – 1619, 1629, 1648, 1721, 1755. Казанье на честный погреб пречестного и превелебнаго мужа, господина и отца Леонтия Карповича. – 1620. Оправдание невинности. – 1621. Защита оправдания. – 1621. Обличение. – 1622. Юстификация. – 1623. Супликация. – 1623. Апология путешествия на Восток. – 1628. Протестация. – 1628. Паренезис (Увещание) к Виленскому Свято-Духовскому братству, а в лице его и ко всему тамошнему русскому народу. – 1629. Экзетезис – 1629. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 491, 494. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 229. Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: в 2 т. – Киев, 1883–1898, т. 1, гл. 3. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 498. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 31. Труды Киевской духовной академии. – 1869, сентябрь. – С. 364. –»– 1870, июль. – С. 113, 120. Журнал Московской Патриархии. – М., 1951, 1. – С. 48. Исторический вестник. – СПб., 1884, июль. – С. 178. –»– 1890, февраль. – С. 418–420. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 19 (кн. 37). – С. 23–24. Русская Православная Церковь 988–1988. Очерки истории I-XIX вв. – М., 1988. – Вып. 1. – С. 60. Короткий В. Г. Мелетий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3, ч. 2. – С. 346–350. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск, 2000. – С. 205–221.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На следующем заседании, 16 авг., была составлена и скреплена подписями окружная грамота, в к-рой митрополит и епископы заявляли, что они не думали о переходе в унию и остаются верными Православию, и призывали народ хранить свою веру. По-видимому, не без участия Мелетия, который позднее открыто перешел в унию, стали распространяться слухи, что на Соборе его взгляды порицали только священники. Тогда И. и другие архиереи подписали 24 авг. еще одну грамоту, в к-рой утверждали, что и митрополит, и епископы участвовали в публичном осуждении «Апологии...». Вскоре по окончании Собора была предпринята новая попытка «примирения» Церквей, исходившая от православных и униат. послов на сеймах. На эту тему «бывала... меж собою... на многих сеймах приватная мова» ( Голубев. Т. 1. Прил. С. 318). На сейме 1629 г. ряд правосл. послов во главе с Л. Древинским подготовили проект сеймовой конституции, предусматривавший определенную процедуру решения этого вопроса. Предполагалось, что сейм примет решение о созыве общего Собора православных и униатов «для успокоения», к-рому будут предшествовать отдельные Соборы каждой из сторон. Принятые на Соборе приемлемые для обеих сторон решения должны быть затем утверждены сеймом. Сейм не успел принять эту конституцию, и была достигнута договоренность, что решение сейма будет заменено королевским универсалом. Однако в универсал были внесены 2 важных изменения по сравнению с первоначальным проектом: указания на то, что общий Собор созывается для присоединения православных к католич. Церкви и что решения этого Собора должны быть представлены не сейму, а королю. Общий Собор должен был собраться 28 окт. 1629 г. в Львове. Отдельные Соборы предполагалось провести 9 июля: униатский во Владимире, православный в Киеве. В апр. 1629 г. И. разослал грамоты с приглашением в Киев на Собор. Перед его созывом в Киев приехал королевский представитель А. Г. Кисель , беседовавший с И. и Петром (Могилой). И. заверил Киселя, что готов провести Собор. Митрополит и киево-печерский архимандрит сообщили, что осуждают ошибочные мнения Лаврентия Зизания (высказанные им в ходе полемики и в некоторых сочинениях) и что напрасно прот. Андрей Мужиловский защищал их в спорах с Мелетием (Смотрицким). И. и архим. Петр, как и в 1623 г., проявили готовность обсуждать догматические расхождения между Православием и католичеством (так, напр., они говорили, что не осуждают служение на опресноках, но отвергают учение о чистилище ), но отказались разорвать отношения с К-польским Патриархом и подчиниться папе.

http://pravenc.ru/text/578176.html

В кон. 20-х гг. XVII в. Д. принял участие в переговорах на сейме между послами разных исповеданий о способах урегулирования конфликта между православными и униатами. Итогом этих переговоров стал подготовленный при участии Д. во время работы сейма 1629 г. проект решения о созыве во Львове Собора, чтобы «успокоить разделенных людей греческой религии». Этому Собору должны были предшествовать отдельные Соборы православных и униатов, предполагалось, что принятые во Львове решения будут затем представлены сейму и им утверждены. Однако сейм не принял такое постановление (конституцию). После окончания сейма неск. правосл. послов (в т. ч. Д.) договорились с униатом архимандритом Жидичинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря о том, что он будет ходатайствовать перед королем о созыве Соборов универсалами, составленными на основе проекта сеймовой конституции. Универсалы были написаны, но целью созыва Соборов в них объявлялся вопрос о присоединении православных к католич. Церкви, принятые на них решения должны были быть представлены не сейму, а королю. Д. подвергся резкой критике за участие в подготовке этих универсалов. На Соборе православных, созванном в июле 1629 г. в Киеве, где Д. избрали маршалком «светского кола» (т. е. главой представителей от мирян), он вынужден был давать объяснения, и 12 июля в киевские гродские книги была внесена составленная при участии Д. протестация, в к-рой объяснялось подлинное положение дел. В дальнейшем, как маршалок, он огласил вместе с Лаврентием Зизанием (см. Зизании , Стефан и Лаврентий) заявление, что в связи с отсутствием правосл. шляхты, к-рая не прибыла на Собор и протестовала против его созыва, Собор вынужден прекратить работу. Д. был в числе немногих православных, к-рые, выполняя королевский универсал, прибыли на общий Собор православных и униатов во Львов в окт. 1629 г., но при этом отказались вести к.-л. споры по вопросам веры без участия К-польского патриарха. Д. сыграл значительную роль в борьбе за легализацию правосл. Церкви во время бескоролевья в Речи Посполитой в 1632 г.

http://pravenc.ru/text/180415.html

Бутылицы. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Ред. 2010г.    Село Бутылицы, при реке Унже, находится в 22-х верстах от уездного города и в 100 верст. от губернского.    До 1764 года при Бутылицкой церкви существовал монастырь, известный под названием Николо-Бутылицкой пустыни и село Бутылицы образовалось из подмонастырской слободки. Основан был монастырь в XVI веке при церкви Николая Чудотворца; в старинных актах упоминается в первый раз в 1574 году. Из настоятелей его известны: игумен Авраамий 1629 г., иг. Варсонофий 1659 г., иг. Порфирий 1664 г. и иг. Иаков 1672.    В писцовых книгах 1629—30 гг. находим следующее описание Бутылицкой пустыни: „в пустыни церковь Николая Чудотворца и другая церковь Сретение иконы Богородицы Владимирская с приделами препод. Александра Свирского и Макария Желтоводского — строение Никиты Языкова, а в церкви образы и свечи и книги — строение мирское вкладчиков; на монастыре келья игуменская, в монастыре живут 6 старцев, за монастырем два попа, дьякон, дьячек, двор игуменский животинный, 9 дворов бобыльских, пашни монастырской 100 четв. в поле, перелогу 60 четв., лесу 90 четв., сена 200 копен, лесу непашенного на версту в длину и в ширину. По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича 1623 года с монастырских крестьян никаких податей не берут. Боярии князь Сицкий дал монастырю в 1622 году пустошь Семенково " .    В переписных книгах 1646 года показаны в Бутылицком монастыре теже церкви, что и в 1629 — 30 гг., только относительно церкви Николая Чудотворца прибавлено, что она построена Государем Царем Иваном Васильевичем Грозным. Эта монастырская церковь в тоже время была и приходскою; для прихода был особый белый священник. Приход, по окладным книгам 1676 года, состоял из подмонастырской слободки, в которой было 24 двора крестьянских (в настоящее время в селе Бутылицах 218 дворов), и деревень: Вичкина, в ней 15 дв. крестьянских (ныне здесь 90 дворов), Кошкина — 8 дв. крестьянышх (ныне здесь 17 двор.), Кузьмина, в ней был двор помещиков, где жил приказчик и 11 дв. крестьянских (ныне здесь 119 дворов) и Максимова, в ней был двор помещиков и 15 дв. крестьянских (ныне здесь 190 дворов). В пользу приходского причта имелось пахатной земли по 6 четв. в поле и сенных покосов на 30 копен.

http://sobory.ru/article/?object=02045

В 1622 г. Чохов с 6 учениками изготовил К. «Реут» (ок. 1200 пудов), перелитый из старого, носившего то же имя; считается одним из самых красивых сохранившихся К. В общей сложности Чохов проработал на московском Пушечном дворе более 60 лет, подготовив плеяду высококвалифицированных специалистов-литейщиков. Его ученик Кирилл Самойлов в 1621 г. перелил К. весом 150 пудов для Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, в 1622 г. вылил 6 К. для Новоспасского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря по заказу царя Михаила Феодоровича и его отца, патриарха Филарета, обустраивавших тогда родовую усыпальницу, в 1624 г.- набор из 13 К. для часов, сооруженных по проекту англ. мастера Христофора Галовея в высокой башне, надстроенной над Фроловскими (с 1658 Спасскими) воротами Московского Кремля (К. и часовой механизм, просуществовав 30 лет, расплавились при пожаре в 1654). Колокол. 1629 г. Мастер Кирилл Самойлов (московский Новодевичий мон-рь) Колокол. 1629 г. Мастер Кирилл Самойлов (московский Новодевичий мон-рь) В 1634 г. Самойлов отлил К., предназначенный для Успенского собора в г. Ростове на помин души патриарха Филарета, но по неизвестной причине оставшийся в Москве в кремлевской ц. равноапостольных Константина и Елены. В 1635 г. в Ярославле он изготовил К. для ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Ему принадлежит также целый ряд вестовых К. для различных городов-крепостей Российского гос-ва. Сохранился только один его К.- 60-пудовый благовестник, вылитый в 1629 г. для Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Шпилин помимо К. для «Ивана Великого» изготовил набатный К. на Тайницкие ворота Московского Кремля и благовестник для Покрова Пресвятой Богородицы на Рву собора (храма Василия Блаженного). Он же отлил К. для кремлевского Вознесенского мон-ря и для коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря , а также многочисленные вестовые К. В XVII в. на Пушечном дворе работали неск.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г., а книга за август в 1630 г.. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633). Часослов – пять раз (1628, 1631 – дважды, 1632, 1633). По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633), Требник (1623, 1625, 1633 – дважды) и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632). По три раза – Евангелие (1627, 1628, 1633), Псалтирь (1620, 1624, 1632), Псалтарь следованная (1626, 1628, 1632), Устав церковный (1631, 1633 – дважды), Триодь постная (1621, 1628, 1630). По два раза – Триодь цветная (1621, 1630), Шестоднев (1625, 1626), Евангелие учительное (1629, 1633). По одному разу – Октоих (1631) и Каноник (1631). Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом. В тех же послесловиях нередко упоминается, что книги были исправлены и напечатаны по древним харатейным славянским спискам, но нигде не замечено, чтобы хоть одна книга сличалась и с греческим текстом, и с греческими списками. Значит, и при Филарете Никитиче исправление книг совершалось так же, как прежде. Лучше и образованнее были теперь справщики, но и они, ограничиваясь только славянскими списками, хотя и древними, не могли избежать многих погрешностей, в чем сознавались и сами в послесловиях к книгам, и просили себе снисхождения у православных. Дав приказание исправлять книги по харатейным спискам и печатать, царь и патриарх имели в виду «в единогласие привести вся потребы и чины церковнаго священноначалия» – эта цель действительно достигалась, но не вполне, так как в разных изданиях одной и той же книги допускались некоторые разности. Например, в Служебнике 1633 г. по вынутии Агнца из просфоры положено каждение в монастырях, а по вынутии частиц из прочих просфор положены молитвы, произносимые священником и диаконом, – в прежних филаретовских Служебниках ничего этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Случай, показывающий, с какою строгостию относился Филарет к самым, по-видимому, незначительным отступлениям в церковной обрядности. Разрешенному Нектарию приказано было жить на Богоявленском подворье впредь до назначения ему кафедры, и он оставался в Москве до смерти Вологодского архиепископа Корнилия (17 марта 1625 г.), когда вновь занял свою прежнюю кафедру, на которой и скончался (3 июня 1626 г.). Митрополит Иона, осудивший некогда Нектария, был свидетелем его оправдания на Соборе и просил прощения у патриарха и у самого Нектария . Вот за такие-то и, может быть, другие подобные поступки митрополит Иона и должен был наконец расплатиться потерею своей кафедры. Божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша», и таким образом положили начало знаменитой впоследствии Типографской библиотеке . При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г. 327, 330, 333, 336, 338, 340], а книга за август в 1630 г. 344, 346, 348, 350]. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633) 504–506]. Часослов — пять раз (1628, 1631 — дважды, 1632, 1633) 622–625]. По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633) 118, 120, 121], Требник (1623, 1625, 1633 — дважды) 543, 545, 546] и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632) 311, 313, 314]. По три раза — Евангелие (1627, 1628, 1633) Псалтирь (1620, 1624, 1632) 427, 432], Псалтирь следованная (1626, 1628, 1632) Устав церковный (1631, 1633 — дважды) Триодь постная (1621, 1628, 1630) 571, 572]. По два раза — Триодь цветная (1621, 1630) 581], Шестоднев (1625, 1626) 639], Евангелие учительное (1629, 1633) 206]. По одному разу — Октоих (1631) и Каноник (1631) Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом .

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010