К нач. 1631 г. актуальным стал вопрос о создании правосл. учебных заведений для воспитания новых кадров приходского духовенства и монашества, способных отстаивать свои взгляды в полемике с приверженцами др. конфессий. В своем завещании Иов (Борецкий) призвал создать такое уч-ще при Киевском братстве , что и было сделано. Одновременно П. постарался создать уч-ще в Киево-Печерском мон-ре, куда были приглашены учителя Львовской братской школы Исаия (Трофимович-Козловский) , Сильвестр (Косов) и др. В дальнейшем усилия П. были направлены на объединение обоих киевских уч-щ под его патронатом. Объединению способствовал тот факт, что Киевское братство уже 11 марта 1631 г. признало П. «старшим братом, опекуном и фундатором». Решение о слиянии школ было одобрено в янв. 1632 г. митр. Исаией (Копинским) и епископами. В 1633 г. в уч-ще читались курсы не только «семи свободных наук», но и философии (его читал ректор Исаия (Трофимович-Козловский)). Это позволяет характеризовать уч-ще по критериям того времени как 1-е высшее правосл. учебное заведение - академию - на землях вост. славян. Для содержания уч-ща использовались доходы Киево-Печерского мон-ря. При организации учебного процесса были заимствованы модели преподавания, успешно применявшиеся в иезуитских коллегиях, языком преподавания была латынь. По свидетельству Сильвестра (Косова), это вызвало в Киеве волнения со стороны «неученых» попов и казаков. Меры, принятые П. в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVII в., означали важный шаг на пути осуществления реформ, к-рые должны были вывести правосл. Церковь из острого кризиса, начавшегося во 2-й пол. XVI в., и сделать ее способной отстаивать свои позиции в борьбе с приверженцами др. конфессий. Предпринятые шаги получили продолжение после возведения П. на Киевскую митрополичью кафедру. Следует отметить, что уже на рубеже 20-х и 30-х гг. деятельность П. выходила за рамки Киевской земли. Так, сохранилась его грамота Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, где отмечалось, что митрополит дал П. «в той епископии над вами, православными, власть».

http://pravenc.ru/text/2580094.html

По всем сторонам главного объема здания расположены 4-колонные портики. Высокий барабан центрального купола окружен спаренными колоннами коринфского ордера, цилиндрические барабаны 4 малых глав украшены колоннами ионического ордера. В 1819 г. на месте деревянного храма в с. Вершилове Чкаловского р-на была построена Преображенская ц. (1819-1835); ее большой цилиндрический объем поставлен на кубическое основание и дополнен особыми выступами, крестообразно примыкающими со всех сторон света. Нижняя часть боковых фасадов акцентирована портиками (Там же. С. 287). В их фронтонах вырезаны полукруглые ниши. На выступах цилиндрического объема расположены 4 главы, окружающие центральную, которую завершает высоко поднятый купол. Вся масса основного объема контрастирует с низкими пристройками алтаря и трапезной. Общий силуэт дополняет башня колокольни. Такая объемная композиция, соединяющая ордерные элементы с рустовкой основного объема и его барочным завершением, свидетельствует о запоздавшем влиянии архитектуры раннего классицизма. Храмы Нижнего Новгорода Собор во имя арх. Михаила в Нижегородском кремле. 1628–1631 гг. Архитекторы Аврентий и Антипа Возоулины. Фотография. Нач. XXI в. Собор во имя арх. Михаила в Нижегородском кремле. 1628–1631 гг. Архитекторы Аврентий и Антипа Возоулины. Фотография. Нач. XXI в. Выдающийся памятник шатрового зодчества и самое древнее из сохранившихся сооружений в Нижегородском кремле - собор во имя арх. Михаила. Он построен в 1628-1631 гг. зодчими Лаврентием и Антипой Возоулиными на месте деревянной церкви, срубленной в 1221 г., по основании Н. Новгорода. Собор представляет собой редкий тип: шатровый бесстолпный храм с открытым шатром ( Давыдов. 2011. С. 7). Замена деревянных приходских церквей каменными началась в городе с постройки в 1649 г. ц. во имя св. Жен-мироносиц и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Это 1-й в Н. Новгороде храм типа «корабль», на продольной оси которого соединились основной объем церкви, трапезная и шатровая колокольня с крыльцом.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

При таких обстоятельствах вместо войска отправлен был на литовский рубеж на съезд посол князь Василий Ахамашукович Черкасский, паны выслали князя Самуила Сангушку; съезжались только один раз, и Сангушка о больших делах – о титуле и о ворах, которые присылали листы с укоризнами на государя, называя его полуименем, не говорил, отозвавшись неимением наказа, говорил только о порубежных спорных делах. Разъехались без дела. Но и после этого войны не было 9 лет; к ней приготовлялись: видели несостоятельность русского войска и положили нанять иноземцев: мало того, сделали шаг решительный, чего при прежних государях не бывало, велели русских ратных людей учить иноземному строю. В январе 1631 года отправлен был старший полковник и рыцарь Александр Ульянович Лесли в Швецию нанимать 5000 охочих солдат пеших; туда же в Швецию отправлены были посланники – стольник Племянников да подьячий Аристов купить 10000 мушкетов с зарядами да 5000 шпаг; если полковник наймет в Швеции меньше 5000 человек, то для найма остальных велено ему ехать в Данию, Англию и Голландию; то же должен был сделать и Племянников, если бы не удалось ему накупить всего оружия в Швеции. Лесли должен был также приговорить немецких мастеровых охочих людей к пушечному новому делу, что делал на Москве пушечный мастер голландец Коет, кузнеца, станочника, колесника, да мастера, который бы умел лить пушечные железные ядра. В феврале отправлен был полковник фан-Дам нанять ригимент добрых и ученых солдат. Всех ратных людей в Московском государстве в 1631 году было 66690 человек. В июне 1631 года государь, посоветовавшись с отцом своим св. патриархом и поговоря с боярами, указал послать к Дорогобужу и Смоленску бояр и воевод князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского да князя Бориса Михайловича Лыкова. Когда этим воеводам сказана была служба, то они больше всего начали смотреть немецких полковников, Александра Лесли с товарищами, начальных людей их полков и немецких солдат, смотрели и к службе строили. Прошел почти год; в апреле 1632 года умер король Сигизмунд, наступило междуцарствие в Польше, избирательный сейм, смуты; надобно было пользоваться временем, но вот в апреле же бил челом великим государям князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский на боярина князя Бориса Михайловича Лыкова: «Князь Борис Михайлович с ним, князем Дмитрием, в товарищах быть не хочет, говорит, будто им, князем Дмитрием, люди владеют, и обычай у него тяжел, и что он, Лыков, перед князем Дмитрием стар, служит государю сорок лет, лет с тридцать ходит своим набатом, а не за чужим набатом и не в товарищах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Однако мон-рю принадлежали также деревни и угодья в Пошехонье, Костромском у., на реках Лежа, Киекса, Окольная Сухона и др. По сотной грамоте 1631 г., описывавшей вотчину мон-ря в Комельской и Обнорской волостях, обители принадлежали 143 поселения (включая пустоши), а также владения приписных Коптевой и Перцовой пустынь - 13 селений. По жалованной грамоте К. К. м. 1621 г. власти обители ежегодно получали от гос-ва 350 р. на приобретение необходимых братии товаров: «Велели им про монастырской годовой обиход купить по их росписи воску и ладану, и вина церковного, и фимьяну, и патоки, и на братью, и на слуг, и на служебников, и на всяких монастырских служебников сукон, и холстов, и обуви, и мереж на рыбную ловлю, и железа, и укладу, и лошадей, и коров, и рыбы, и всякие монастырские мелкие рухляди» (ИРИ. Ч. 4. С. 730-731). Большой интерес представляет корнилиевское с. Грязивицы, расположенное в 5 км к северу от мон-ря. В 1631 г., когда была составлена сотная грамота, в нем были 2 деревянные церкви - апостолов Петра и Павла с приделом прп. Корнилия Комельского и Рождества Христова. При храмах располагались строения «церковное, монастырское и приходных людей» и колокольня с колоколами. В селе насчитывалось 40 дворов: один монастырский, остальные крестьянские. Регулярно устраивались ярмарки. По воскресеньям съезжались крестьяне как из вотчины К. К. м., так и из др. мест. Мон-рь получал большой доход от торговли, поскольку, как отмечает сотная, все пошлины от торговли собирали монастырские служители и использовали на нужды обители: «В селе ж торг по воскресеньям, торгуют тутошние и приезжие крестьяня хлебом и всякими мелкими товары; а пошлины збирают на монастырь по государеве жаловалнои грамоте за приписью диака Семена Головина 129-го году». В 1631 г. в вотчине К. К. м. указаны 407 дворов, в которых жили 518 чел. Только крестьянское население вотчины составляло ок. 3150 чел. В церковных и монастырских дворах проживало ок. 190 чел., а 16 - в кельях при церквах. Т. о., общая численность населения вотчины К.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

С какого времени существует в Котельве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божьим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечного наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто инший не мает от того святого престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отцов 318; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христовом. А подписался в доме моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмы, третий, пятидесятый, первый, трехсотый, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий Санкевич. Даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм сгоревший в 1631 г.? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них сын церковника Григория Пуковского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 года, хранящейся в церкви, а второй сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара, святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.

http://sobory.ru/article/?object=52640

Загорново. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Построена по проекту Джозуэ Жилярди (дяди Доменико Жилярди) с некоторым упрощением авторского замысла; вторая известная реализация того же проекта - церковь Николая Чудотворца (окончена в 1811) в с. Озерецкое. Подробнее см.: Чекмарёв А.В. Ранее неизвестные произведения семьи Жилярди в России //Русская усадьба. Вып. 17 (33) Спб., 2012. С 192-247. Карта и ближайшие объекты В 1631 г. в селе существовала деревянная Михаило-Архангельская церковь. В 1791 г. ее сменила новая деревянная церковь, которая в 1804 г. сгорела, в 1805 г. тщанием кн. П. М. Волконского сооружена существующая каменная церковь. В 1904 г. на средства старосты Благова вместо старой низкой колокольни возвели трехъярусную, с двумя рядами кокошников и луковичного главою на верху. Храм остается действующим по сей день. Церкви Архангельского, что на Дорках, погоста известны с 1631 г. Существующий храм в стиле провинциального кладссицизма построен в 1805 г. на средства кн.П.М.Волконского. В 1870-х гг. сооружена эклектичная трапезная с приделами Иерусалимской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1904 г. стараниями церковного старосты В.В.Благова вместо старой обветшавшей по проекту архитектора К.К.Альбрехта выстроена эффектная трехъярусная колокольня в " русском " стиле. В советское время храм не закрывался. Церковь Архангела Михаила в с.Загорново Раменского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 17 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела на погосте Архангельском, на речке Дорке. Московского уезда, в дворцовой Раменской волости, в XVI ст. находился погост, на котором издревле существовала церковь Михаила Архангела, разоренная в начале XVII ст. В писцовых книгах Приказа Большого Дворца 1631 – 33 гг. говорится: «в волости Раменнице был погост, а на погосте церковь Михаила Архангела, и той церкви на том месте нет», пашни к той церкви пустошь, что была деревня Григорьевская, а в ней пашни перелогом и лесом поросло 15 чети в поле, сена по реке Дорке 50 копен, лесу пашенного 5 десятин, а непашенного 8 десятин и та земля отписана на великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея России».

http://sobory.ru/article/?object=14140

Таков же был епископ Луцкий Исаакий Борисович, долго живший на Афоне пред тем, как он был хиротонисован патр. Феофаном в 1620 г. в епископа Луцкого. Иерархи первого после Брестской унии поколения, выносившие «на своем горбу» бесправие православия, естественно, при случае воздыхали о той или иной защите их православной Москвой. В этом они следовали за частью народа, который просто бежал, особенно, из Киевщины, и переселялся в «Московщину». Отражая эту народную тоску по религиозной свободе, и первые не признанные польским правительством митрополиты, Иов Борецкий (1619–1631 гг.) и Исаия Копинский (1631–1633 гг.), готовы были перейти под протекторат православной Москвы. В 1624–25 г. митр. Иов, солидаризируясь с этой православной тягой части казачества к Москве, сам писал в Москву и выражал готовность вместе с своим православным народом присоединиться к северному братскому государству. И даже позднее, преемник Иова с 1631 г. митр. Исаия Копинский писал в Москву, по занятии митрополичьего звания, жалуясь на угнетенное положение православия в Польше: «благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, вси от восточного православия на Запад уклонишася. Едва кто от худых и неславных при благочестии и правой вере обретается». Восстановление православной иерархии патр. Феофаном Этот план, конечно тайно, подготовлялся издавна. Но вот настал благоприятный момент, когда КПльский патриарх послал своего помощника, патриарха Антиохийского Феофана, сначала с особой миссией в Москву. Православным в Польше, конечно, было известно, что патр. Феофан, проезжавший через Киевщину в Москву для сбора милостыни и участвовавший там в церемонии возведения на патриарший трон освобожденного из польского плена митр. Филарета (1619 г.), имеет большие полномочия от Вселенского патриарха также и на устройство православной церкви в Польше. Патр. Феофан получил от правительства разрешение посетить православные монастыри, церкви и братства в разных городах, как это было ни неприятно для униатской стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова), 94 (л. 403—405 об.) — первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой — Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605—609 об.) — 30–е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами — Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO — Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631—1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем — типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР–321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166—171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 36—247) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628—1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628—1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630—1631 гг.); в) Гераклитов, 230 (1628—1630 гг.), 238 (1631 г.), Дианова и Костюхина, 1058 (1630 г.) — этот знак является основным в рукописи Троиц. 676, 1630 г., и в небольшом количестве встречается в Троиц. 727, 1632 г.; г) Гераклитов, 232 (1628—1630 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В 1896-1900 гг. старые колокольни были разобраны и построена новая большая колокольня, также храм в это же время был заново расписан. Благовещенская церковь была закрыта в 1930 году. Все имущество церкви было конфисковано властями или расхищено. В 1934 году взорвали колокольню. До нашего времени не дошло ни одной фотографии этого сооружения, зато сохранился архитектурный чертеж. В здании церкви долгое время был склад, потом располагался клуб. В 1980-х гг. местные власти предприняли попытку отреставрировать храм, но 1988 году произошел сильный пожар, который разрушил все, что еще оставалось целым. До 1996 года храм стоял без окон, без дверей, без крыши. Церковная община при храме была зарегистрирована в 1991 году. Регулярные богослужения и реставрация храма начались в 1996 году. Была сделана крыша, вставлены оконные рамы и двери, храм был оштукатурен внутри и снаружи, проведено отопление, восстановлена ограда. В настоящее время из четырех приделов храма действуют два. Правый Алексеевский придел полностью восстановлен и освящен, главный Благовещенский в стадии реставрации. В иконостасе Алексеевского придела находится почитаемая святыня храма – икона прп. Алексия человека Божия, с частицей его мощей. http://www.podolskoe.ru/polivanovo/main.htm Церковь Благовещения, входящая в архитектурный ансамбль усадьбы " Поливаново " является объектом культурного значения федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176) Кирилл Аминов 3 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Поливанове. Благовещенская церковь в селе Поливанове была построена около 1631 г. деревянная с приделом св. Николая чудотворца. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1631 г. написано: «По сыску и по дозору Давыдовой пустыни игумена Антония и Даниловского монастыря келаря старца Тихона да старосты поповского Никольского попа, новоприбылая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да в приделе Николы чудотворца в селе Поливанове, дани по новому окладу 9 денег, десятильничих и по наказу гривна, и 18 февраля за нынешний 1631 г. те деньги взяты». За последующие годы в тех же окладных книгах Патриаршего приказа за 1635 г. писалось: «церковь… в вотчине вдовы Марьи Владимировой жены Поливанова, дани 12 алтын 3 деньги, заезда гривна».

http://sobory.ru/article/?object=05116

9) РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, Q.258 (л. 211–218). Сборник второй половины XVII в. (знак плохо различим). Список дефектный: первые листы утрачены, текст начинается словами «врата, и Асирию, и Вавилонское царство». Имеется вставка из Хронографа («Бысть же сия брань в лето 6911 году»). 10) Текст в составе Вологодско-Пермской летописи: ПСРЛ. Т. 26. М.; Л., 1959. С. 282–285, 342–344. Извод В: Третий вид Характерная особенность: Москва избавляется от нашествия Темир-Аксака не только молитвами митрополита Петра, но и «молитвами иже во святых отца нашего другаго чюдотворца преосвященнаго архиепископа Алексея митрополита Киевского и всеа Русии». 1) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 3141 (л. 191–214). Сборник конца 20-х – начала 30-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры I PO – Гераклитов, 523 (1629 г.), 524 (1628–1630 гг.), 527 (1631–1633 гг.), 528 (1631–1633 гг.). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 622 (л. 79–92 об.). Сборник конца 30-х годов XVII в. Филигрань: Столбы с литерами ВР-Гераклитов, 1135 (1639 г.). 3) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 146 (л. 85–107 об.). Сборник 40-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной – Дианова и Костюхина, 910 (1647 г.). Извод В: Четвертый вид «Молитвенником» Русской земли опять же назван митрополит Алексий, но заглавие составлено из двух частей: начало заимствовано из Епифаниевской редакции, продолжение – из Второй Пахомиевской. Характерное чтение: «у некоего да украде некоторыих овцу». 1) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1417 (л. 432–439 об.). Сборник 20-х годов XVI в. Филигрань: Голова быка под стержнем с перекрестиями – Лауцявичюс, 1467 (1527 г.). Последний лист утерян и текст прерывается на словах: «Благоверныи же великии князь Василеи Дмитриевичь и боголюбивыи архиепископъ». Заголовок: «Месяца августа 26. Внегда великое паче надежда избавление наше бысть преславным образом Богоматере от нашествия безбожных агарян. Повесть полезна от древняго списания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречисты Богородици, иже нарицается Владимерьская, како прииде от града Владимеря в боголюбивыи град Москву и избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010