В 1992 г. собор был возвращен церкви, в нем возобновились богослужения. Собор и палаты - часть музея " Палаты Романовых " . Знаменский монастырь в Москве был основан в 1631 году на месте родовых палат Романовых, располагавшихся в Зарядье. Во дворе усадьбы стояла домовая церковь во имя Знамения, в 1679-1684 годах на ее месте был построен Знаменский собор – главный храм обители. Икона Божьей Матери Знамение, во имя которой была построена старая церковь, считалась одним из первых иконописных изображений Божьей Матери и была очень почитаема в роду Романовых. Историки называют два события, которые могли стать причиной основания Знаменской обители. Это кончина инокини Марфы (Ксения Ивановна, жена Федора Романова и мать Михаила Романова) либо рождение наследника престола Алексея Михайловича (1629 г.), что менее вероятно. Известно лишь, что в то время в родовую Знаменскую церковь поступили щедрые пожертвования от счастливого отца. В возникновении монастыря сыграл роль и тот факт, что патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) после смерти своей жены не хотел, чтобы их родовая усадьба на Варварке перешла к другим родственникам. Таким образом, в сентябре 1631 года Михаил Федорович Романов основал на Старом государевом дворе обитель и отдал в ее владения угодья, ранее принадлежавшие инокине Марфе, а также родовые палаты. Какое-то время соборным храмом Знаменского монастыря служила холодная домовая церковь Знамения. Сюда была перенесена Знаменская икона 15 века, которая по преданию была вывезена Романовыми из Новгорода, где они управляли. В свое время, эта икона чудесным образом помогла новгородцам победить в битве с суздальскими войсками, пытавшимися захватить город. Оклад иконы был богато изукрашен золотом, серебром и драгоценными камнями. В 1668 году чудовищный пожар практически уничтожил Знаменский монастырь. Настоятель Арсений докладывал царю Алексею Михайловичу, что монастырь почти совершенно выгорел, и даже государевы палаты не устояли против огня и ветхости. Восстановлением монастыря занялись Милославские – родственники царицы Марьи Ильиничны.

http://sobory.ru/article/?object=25386

Наибольшего успеха римский прозелитизм добился в Антиохийском Патриархате, где католические миссионеры работали еще с времен Крестовых походов. Александрийский и Иерусалимский Патриархаты в вв. сотрудничали с Константинополем, но антиохийская кафедра решила идти своим путем. Антиохийский патриарх Игнатий III (1614–1628) неофициально объявил о своем подчинении Риму. Его преемники Евфимий III (1629–1631) и Евфимий IV (1631–1647) были в дружественных отношениях с римскими миссионерами; Макарий III (1647–1685) отправил в 1662 г. признание своего тайного подчинения Риму, а в следующем году публично приветствовал папу как своего святого отца на обеде во французском консульстве в Дамаске. 06 Афанасии III (1700–1724) говорили, будто он послал ок. 1687 г. тайное согласие на подчинение Риму; но даже если он это и сделал, то отказался от этого послания – видимо, под влиянием своего иерусалимского собрата Досифея II (1669–1707), антилатинской деятельности которого подражал. Кирилл V подчинился Риму в 1716 г. После смерти в 1724 г. возвратившегося на престол Афанасия III проримски настроенные иерархи Дамаска поспешно возвели на престол некоего Серафима Танаса, получившего образование в Риме, под именем Кирилла VI (1724–1759), в то время как антиримская партия с одобрения константинопольского синода избрала молодого греческого монаха Сильвестра (1724–1766). Таким образом, в последующие 30 лет в Дамаске оказалось два соперничавших патриарха, ни один из которых не имел власти над всем Патриархатом. Кирилл умер раньше Сильвестра, и последний оказался победителем, однако большая часть его церкви отделилась и образовала униатскую (мелькитскую) церковь . Нечто подобное случилось в Египте, где ок. 1750 г. арабский священник Иосиф Бабилас был посвящен Серафимом Танасом с помощью римских миссионеров в епископа Александрии. Некоторое время у него были последователи, но движение сошло на нет, главным образом, благодаря энергии православного патриарха Матфея Псалтиса (1746–1765) и его друга, богослова-мирянина Евстратия Аргенти. 6. Александрийская церковь в период турецкого господства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мелетием (Смотрицким) записка о догматических различиях между правосл. и католич. Церквами, участвовал в Соборе в Киеве, где была осуждена написанная Мелетием «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток). На Киевском Соборе 1629 г., где должен был рассматриваться вопрос о проведении общего с униатами Собора, И. не был, но прислал в Киев письма, в к-рых предлагал не предпринимать никаких шагов без санкции сейма и К-польского патриарха. В сообщении об этих письмах И. назван патриаршим экзархом. Незадолго до смерти митр. Иов (Борецкий; † 2 марта 1631) написал завещание, в к-ром назначил своими душеприказчиками архим. Киево-Печерского мон-ря св. Петра (Могилу) и И. Как сообщил позднее в Москву брат митр. Иова Андрей, И. вместе с монахами Михайловского Златоверхого мон-ря завладел имуществом покойного. Вскоре после смерти митр. Иова его брат Порфирий был посажен в тюрьму, др. брат - Андрей утратил свое имущество. У Андрея хранились важные документы - грамоты вост. патриархов, призывавших войско Запорожское перейти под власть царя. И. забрал грамоты и отдал Петру (Могиле), так что к казакам они не попали. И. с Киевским митр. Исаией (Копинским) и титулярным Смоленским еп. Авраамием Греком (бывш. епископ Стагонский и Метеорский) утвердили соглашения между архим. Петром (Могилой) и Киевским братством об объединении Могилянской и братской Богоявленской школ: 30 дек. 1631 г. был подписан акт об условиях объединения, 5 янв. 1632 г.- соглашение о процессе объединения. В авг. 1632 г. И. и митр. Исаия (Копинский) присутствовали на раде запорожских казаков в Черняховской Дубраве. Как и др. поставленные Иерусалимским патриархом Феофаном западнорус. епископы, И. утратил кафедру после заключения в нояб. 1632 г. соглашений о легализации православных в Речи Посполитой. По-видимому, И. жил в Киево-Печерском монастыре, в марте 1633 г. он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, на тот час строитель и наместник монастыря Печерского» (ПВКДА. Т. 2. С. 3). Как представитель киевского духовенства И.

http://pravenc.ru/text/674778.html

Все остальные сыновья Никиты Романовича сгинули в далекой ссылке. Только один, слабый и болезненный Иван Никитич по прозвищу «Каша», был возвращен в Москву, получил отцовскую вотчину Измайлово. Он отдал дяде двор на Воздвиженке, где появилась вторая романовская церковь в честь Знаменской иконы. Об участи же палат Романовых на Варварке нет единого мнения. Одни считали, что они были конфискованы в казну или даже перешли к Борису Годунову. Другие утверждали, что их подожгли при арестах, и палаты долго пустовали. Даже когда в начале XVII века Филарет вернулся в Москву, он не жил в этом доме, не имея на то права как монах. В то время в Знаменской церкви появился Благовещенский придел. Но и в «безгосударево время» на романовском дворе случилось знаменательное событие: отсюда осенью 1612 года войско князя Пожарского двинулось освобождать Кремль. В престольный праздник Знаменской церкви того же года пределы России были полностью освобождены от врагов. Две печати под грамотой об избрании на царство Михаила Федоровича имели образ «Знамение». Когда в 1606 году инокиня Марфа вернулась с сыном в Москву, они поселились в доме на Варварке, покинув его во время польско-шведской оккупации. В домовой Знаменской церкви возобновились богослужения, но потом двор снова опустел: патриарх Филарет находился в польском плену, инокиня Марфа ушла на покой в кремлевский Вознесенский монастырь. Она подарила фамильному храму серебряный крест. Царь Михаил Федорович, тоже внесший вклады в домовый храм после венчания на престол, поселился в Кремле, и родовые палаты на Варварке стали именоваться Старым государевым двором, по-прежнему принадлежа Романовым. Во владение Церкви они перешли с основанием на том месте Знаменского монастыря. Царская обитель   Основание обители историки связывают с двумя событиями – либо в память кончины инокини Марфы, последовавшей в 1631 году, либо, что менее вероятно, в честь рождения наследника Алексея Михайловича в 1629 году. Известно, что тогда в домовую Знаменскую церковь поступили щедрые вклады счастливого царственного отца. Патриарх Филарет после смерти жены не хотел, чтобы родовое владение на Варварке со временем перешло к другим родственникам. В сентябре 1631 года Михаил Федорович основал на Старом государевом дворе Знаменский монастырь, наделил его романовскими землями и угодьями, принадлежавшими инокине Марфе, а главное, подарил новоустроенной обители родовые палаты – во владении монастыря они пробудут до середины XIX века. На первых порах соборным храмом стала домовая холодная церковь Знамения времен Никиты Романовича. В нее поместили главную святыню – родовую Знаменскую икону XVI века, по преданию вывезенную из Новгорода, перед которой молились предки Михаила Федоровича.Она была богато убрана золотом, серебром и драгоценными камнями. Патриарх Филарет украсил ее жемчугом.

http://pravoslavie.ru/28620.html

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается " в вотчине же государыни великие старицы иноки Марфы Ивановны село Хрепели, а в нем церковь Преображение Спасово " . В 1629 и 1630 гг. " Спасо новаго монастыря, что на Кутицах вотчина погост Хрепели, на реке Шаче, а на погосте церковь Преображение Господне да другая церковь теплая с трапезою ветха арх. Михаила, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение мирское, а у церкви двор попа Ивана Иванова, двор попа Логина, двор дьячка Загрязки Иванова, двор пономаря Калинки Ильина, двор проскурницы Марьицы, крестьянских и бобыльских 3 двора " . В 1631 г. упоминается " сельцо Хрепели, а в нем храм клетчатой во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа да другой храм теплой с трапезою во имя Архистратига Михаила, а в них божие милосердие книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье да в селе ж двор попа Логина, двор церковнаго дьячка Гараски, двор пономаря Илейки, двор просвирницы Федосьицы, да в селе ж у Спаса на хрепелях крестьянских 3 двора " . Вероятно, это раннее по времени описание села, несмотря на дату приложения печати - 1631 год. [Прим. сост.] В 1646 г. " в погосте Хрепелях поп Алимпей Михайлов, поп Нефедей Иванов с братом попом Петром, пономарь Онашко Костянтинов, двор пуст понамарской вышел во крестьяне, просвирня Марьица, да у нея живут в кельях на милостыне 3 человека, в погосте 3 двора крестьянских " . В январе 1676 г. " подана к подписке Буевския осады Шачебольскаго стана отчины Новоспасскаго монастыря села Домнина погоста Хрепелей церкви Преображения Господня грамота попа Иуды Мефодиева, подал тое ж церкви поп Федор Мефодиев " . В 1695 г. - церковь " Преображение Спасово в вотчине Спаса Новаго монастыря на погосте Хрепелях на реке Шаче " в Судиславльской десятине. В октябре 1723 г. " Алексей Иванов сын Ивин в Синод. Казен. приказ писал: " в прошлом 1721 г. в марте месяце повелено было построить церковь Спаса Преображения, а в приделе Знамения Пр. Богородицы и по тому челобитью дан мне указ, а по тому указу вышеобъявленная церковь и придел построены и к освящению изготовлены совсем и прошу для освящения дать указ, чтобы освятить настоящую церковь Всемилостиваго Спаса Преображения, а в приделе Введения Пр. Богородицы Костромскаго Богородицкаго собора протопопу Андрею Иванову и для освящения к нему протопопу послать указ и выдать антиминс " .

http://sobory.ru/article/?object=39502

Спас-Хрипели. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Погост Спас-Хрипели — центр церковного привода. В 1631 г. вместе с селом Домнином и приселком Водожским ямом Спас-Хрипели Марфой Ивановной Романовой даны были Новоспасскому монастырю. Деревянная церковь здесь была построена М. Романовой, на ее месте в 1820 г. возведена каменная Спасская церковь. В Водожском яме церковь Введения. Деревня Хрипели упоминается в 1552 г., когда она входила в состав вотчины А.Ю. Писемского. Вместе с селом Головинским он отдал деревню Троице-Сергиеву монастырю на помин своей души. Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”). По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине была усадебной), в том числе и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду. На приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле и сам Иван Сусанин. http://zalkind.ru/susanin/index.php Преображенская с. Хрипели каменная, с такою же колокольней и оградой. Построена в 1820 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) в ч. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в) во имя архистратига Михаила 6 сентября [ст. стиля]. Расстояние от Костромы 65 в., от г. Буя 37 в., от с. Молвитина 5 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Домнина в 2 в., Воскресенская села Молвитина в 5 в. и Николаевская села Соболева в 6 в.

http://sobory.ru/article/?object=39502

До нас не дошло деяние сего собора, но вероятно на нем рассуждаемо было также и о Мелетии Смотрицком. Униатский митрополит Велямин-Рутский между тем, не в силах будучи преодолеть восставленной и утверждавшейся уже православной иерархии, умолял также о помощи Папу, который посему грамотами к королю, епископам своим и магнатам повелевал ловить и истреблять неунитов. Но все было тщетно. Наконец, митрополит Рутский упросил короля созвать 28 октября 1629 г. во Львове униатских и неуниатских епископов для переговоров. Неуниатские туда не явились, а прислали только своих наместников. Но был там и Смотрицкий, представивший съезду сему свой напечатанный уже протест. Из переговоров сих ничего решительного не произошло, и каждая сторона осталась при своем мнении; потому что православные не согласились отступить от послушания Константинопольскому патриарху, а на коронном сейме 1631 г., после многих споров подтверждено обоих исповеданий духовным и мирянам сохранять мир и покой; за насильство же и наезды на владения, православному духовенству принадлежащие, обидчикам положен штраф три тысячи гривен. Владислав при вступлении на престол в 1632 г. объявил также всем свободу вероисповедания. Но свобода сия и после была везде стесняема. Митрополит Иов Борецкий скончался 1631 года марта 2 в среду второй недели Великого Поста, по свидетельству Кальнофойского в книге его Тератургим, стр. 46. Но несправедливо в Помяннике Златоверхомихайловского монастыря кончина записана 1630 г. Погребен он в том же монастыре. У Кальнофойского в помянутой книге напечатана и надгробная ему надпись. Сей преосвященный завел при дворе своем через типографа Спиридона Соболя особую митрополичью типографию, в коей в 1628 г. напечатал Лимонарь, или Цветник Софрония патриарха Иерусалимского. 49 . ИСАИЯ Копинский, архиепископ Смоленский и Черниговский и всего Севера, архимандрит монастырей Заднепровских (так он сам подписался на Киевском соборе 1628 г., бывшем против Мелетия Смотрицкого), обучался в Волынских училищах, пострижен в Киево-Печерской Лавре, где до 1614 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

поддьяка, из-за которого произошла ссора у него архим. с Нижегор. митроп.), 510, 150 (грамоты 1631 г. патр. Филарета архим. Рафаилу о посылке в м-рь под начал быв. келаря Никол. Угреш. м-ря Анфиногена и допросы), 859, 189 (цар. грам. 1613 г. об отделении приписного Спасс. Толоконц. м-ря; в 1597 г. архим. Трифон, в 1613 г. архим. Феодосий), 894, 191 (20 писем 1615 – 1618 г. из Курмыша Андрея Трусова архим. Иову о разн. делах), 910, 192 (опись 1621 г. Печерские отчины Кидекоцкого Стефанов. приписн. м-ря; архим. Макарий), 918, 195 (грам. 1630 г. архим. Рафаилу о высылке в Москву двух стариц), 927, 198 (грам. 1631 г. о наказании батогами старца м-ря Левкия за кражу и монаст. служку за стреляние из лука по колокольне), 930, 199 (две грам. 1632 г. архим. Рафаилу: о дозволении продать хлеб, остав. от монаст. обихода, и об уведомлении о ходе болезни Селунского митроп. Паисия), 932, 200 (грам. 1632 г. о монастыр. каменьщиках), 936, 201 (отписка царю 1632 г. о нападении черкас на монаст. служек), 938, 202 (отписка 1634 г. архим. Рафаила о постановлении престола в приделе Соловец. чудотв. на надлежащем месте), 949, 207 (приемная роспись имущества старца м-ря Сергея Булычева, 1642 г.; архим. Рафаил), 951, 208 (цар. грам. 1643 г. архим. Рафаилу о принятии под начало стрельца), 952, 209 (челобит. 1644 г. старца Макария о выдаче ему зажилого по случаю праздн. Р. X), 956, 211 (письмо 1645 г. архим. Новоспасс. м-ря Иосифа архим. Рафаилу с просьбою о наблюд. за сыном его, Иосифа, посланном в м-рь под начало), 959, 212 (отписка 1634 – 41 г. патр. Иоасафу архим. м-ря Макария о нехождении духовенства Нижегородского для служения в собор), 974, 215 (распросп. речи 1602 г. о хлебном отпуске из Нижнего; архим. Печер. м-ря Трифон), 981, 219 (память 1618 г. архим. м-ря Иову о розыске чернеца Дионисия), 987, 222 (отписка 1626 г. архим. Макария о назначении второго священника к церкви Иоанна Предтечи), 996, 227 (цар. грам. 1640 г. архим. Рафаилу о пострижении Ив. Гаврилова без вклада), 997, 228 (отписка 1629–45 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иова особенно смело и энергично действовал Мелетий Смотрицкий 724 , поставленный на полоцкую епархию. Поселившись в виленском братском монастыре Св. Духа, он совершал там посвящение духовных лиц, рассылал послания к православным и писал сочинения в защиту православной Церкви. Влияние Мелетия было так благотворно, что некоторые приходы в полоцкой епархии стали отпадать от власти полоцкого епископа, Иосафата Кунцевича. К сожалению Мелетию не доставало твердых религиозных убеждений – плод влияния виленской иезуитской академии и протестантских университетов Запада, где он учился. В то время среди православных и униатов бродила мысль о соглашении между собою: ее разделяли И. Рутский, И. Борецкий и др. Мелетий увлекся ею и постепенно склонился к унии. Изданная им «Апология» уже заключала в себе явно – католические воззрения и хулу на православную Церковь . Иов позаботился в 1628 г. соборно осудить соблазнительную для православных «Апологию», а самого Мелетия заставил проклясть ее и торжественно раскаяться в заблуждениях. Но его раскаяние было мимолетно. В том же году он письменно отрекался от того, что сделал на соборе 1628 г., и окончательно отпал от православия. Мысль о соглашении униатов и православных дошла до королевского двора и Сигизмунд повелел им собраться для этого на общий собор в 1629 г. (во Львов.); но православные отказались; сам Иов теперь уже не хотел вступать в переговоры с униатскими владыками. Иов скончался в 1631 г. и погребен в Киевомихайловском монастыре. Преемником ему был избран Исаия Копинский (1631 – 1633). Это был воспитанник острожской школы; с ранних лет постригся он в Киевопечерском монастыре и около пятнадцати лет провел в подвигах в Антониевой пещере, с 1615 г. сделан настоятелем новооснованного Богоявленского братского монастыря, в 1620 г. посвящен в епископа перемышльского и потом перемещен на епархию смоленскую и черниговскую. В сане епископа он заботился о водворении порядка в монастырях, своими руками копал пещеры и строил келлии; кроме того отличился горячею преданностью православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Нижний Новгород. Печёрский Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:приблизительно 1640 - 1660. Архитектор:Антипа Константинов (Возоулин) Адрес: г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108-Б Координаты: 56.32312, 44.04944 Проезд:по Набережной Гребного канала или по Печерскому съезду, что за автостанцией " Сенной " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1621 году рубленый деревянный собор Печерского монастыря с Покровским приделом и трапезной был шатровым. В 1629 году архимандрит Рафаил просил патриаршего благословения «воздвигнути каменную церковь во имя Вознесения» с двумя приделами. В своей челобитной грамоте он сообщал об уже запасенных строительных материалах. В 1630 году просьба была повторена, но разрешения приступать к работам не было дано из-за многочисленности уже начатых государственных строительств. В 1631 году архимандрит Рафаил просил прислать для возведения храма Антипу Константинова, завершившего строительство Михайло-Архангельского собора в Нижегородском кремле. Но ему было вновь отказано. В 1631 году в обход запретов строительство Вознесенского собора в Печерском монастыре все же было начато каменщиками Костромского Ипатьевского монастыря во главе с Федором Опариным. Но в 1632 году их забрали на работы в Москву. Власти Печерского монастыря стали создавать свою строительную артель, которую возглавили Ефрем Босой истарец Изосима. Строительство и отделка собора продолжалась до 1640 года. Уже в ходе работ храмозданная грамота неоднократно переписывалась. К собору пристроили трапезную, а на хорах устроили придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После возведения особой трапезной палаты с Успенской церковью (в 1648 году) в планировке и организации внутреннего пространства Вознесенского собора произошли существенные изменения. Стены и своды Покровского придела разобрали, трапезную часть превратили в притвор, в центре его западной стены пробили парадный вход с порталом. Между колокольней и северной стеной собора была устроена крытая паперть, а с южной стороны было пристроено кирпичное крыльцо. Однако в ходе реставрационных работ в 70-х годах XX века некоторые возведенные в середине XVII века строения, и прежде всего редкие по формам южное и западное крыльца, были снесены.

http://sobory.ru/article/?object=05372

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010