В Москву за помощью приезжали православные киприоты из Михайловской обители (1627 г.), из монастырей архистратигов Михаила и Гавриила (1629 г.), святителя Николая (1629 г.), священномученика Маманта (1631 г.), Архангельской обители (1642 г.). Как правило, они имели при себе грамоты от Константинопольского или Иерусалимского патриархов, подтверждавшие полномочия просителей. В Москве во время патриаршей и царской аудиенций они подносили своим благодетелям и покровителям частицы мощей одного либо нескольких святых: апостола и евангелиста Луки, святого Иоанна Милостивого, апостола Варнавы , святых бессребренников Косьмы и Дамиана, святого Епифания Кипрского 40 . Киприоты, приезжавшие в Московскую землю, не ограничивались встречами с патриархом и царём, но на пути в Москву наносили визиты видным церковным деятелям. Так, например, в течение трёхнедельного пребывания в Киеве в сентябре 1642 года кипрский архиепископ Парфений, как сообщают посольские документы, имел беседу с киевским митрополитом Петром Могилой , во время которой обсуждался широкий круг церковных и общественно-политических вопросов 41 . Таким образом, распространение устных рассказов о Кипре не ограничивалось Москвой. Сохранилась греческая грамота 1623 года кипрского иерея Никифора, написанная им в Ярославле. Его соименник – архимандрит Никифор, по-видимому, также с Кипра, был затворником Андрониева монастыря, и к нему обращались приезжие греки. Написанная «русским писмом» грамота архиепископа Кипрского Христодула (1626 г.), может быть, указывает на пребывание на острове какого-то русского человека в начале XVII в. 42 . Греческая рукопись 1629 года из Софийского собрания «Поучения от Евангелия» сохранила греческую запись, сделанную рукой киприота: «Рука Матфея иерея и протонотария святой архиепископии Кипра. И читающие и обращающиеся (к этой книге – а. А.) молите за него Господа. Окончена августа первого 1629 года от (Рождества – а. А.) Христа " 43 . В 1620–30-х гг. в Москве появилось сказание «О Кипрском острове» 44 . Весьма возможно, что это сказание, созданное в посольских кругах, дошло до нас в отрывках, сделанных переписчиками Троице-Сергиева монастыря. По содержанию и по композиции сказание «О Кипрском острове и о подножии Креста Христова» распадается на три части. Общим для всех трёх частей является место действия – остров Кипр. Первая часть сказания посвящена защите крепости Киринеи от турецких захватчиков. Вторая часть сказания повествует об Успенском монастыре и его святыне – иконе «Писма Луки евангелиста» с изображением Богоматери на престоле с Младенцем Христом. В третьей части сказания речь идёт о Крестном монастыре. Здесь рассказывается об императоре Юстиниане I, который способствовал украшению серебром святыни монастыря – подножия Креста Христова 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В связи с кончиной И. Сильвестр (Косов) говорил о том, что И. защищал права православных на сеймах, в трибунале и перед монархом. В письме митр. Иова (Борецкого) к И. от 12 янв. 1625 г. сообщается, что митрополит на встрече с ехавшими на сейм запорожскими послами рекомендовал им сноситься с представителями Виленского братства. Митрополит также предлагал И. ходатайствовать на сейме о прекращении преследования православных и о признании правосл. иерархии польск. властями. Не позднее 1628 г. И. стал «наместником и ректором» виленского Свято-Духова монастыря. К этому времени относится совершенный И. постриг в монашество прмч. Афанасия Брестского, о чем последний упоминает в «Диариуше». Из Вильно прмч. Афанасий был послан в Оршу, затем вместе с иером. Иларионом (Денисовичем) в Полесье для основания Купятицкого в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря в с. Купятичи (совр. Пинский р-н Брестской обл., Белоруссия), после чего вернулся в Вильно. 14 июня 1628 г. И. был вызван в суд в связи со строительством в Свято-Духовом мон-ре каменной церкви, что стало нарушением запрета на строительство православными каменных храмов. Инициатором судебного процесса выступил католич. Виленский еп. Евстафий Волович. 14-16 авг. того же года И. присутствовал на Киевском Соборе, осудившем соч. Полоцкого архиеп. Мелетия (Смотрицкого) «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток). При публичном осуждении сочинения И. читал и бросал на пол страницы. Это привело к конфликту между И. и Мелетием, к-рый называл И. «своим наместником». 9 авг. 1629 г. в луцкие гродские книги была внесена жалоба И. на Мелетия (Смотрицкого), к-рый не вернул Виленскому братству взятые у него церковные книги и утварь. В кон. 20-х гг. XVII в. И. вместе с др. представителями Виленского братства был вовлечен в переговоры о созыве примирительного Собора православных и униатов. На сейме 1629 г. И. вместе с правосл. шляхтичами А. Трубецким, Л. Древинским и др. участвовал в подготовке проекта сеймовой конституции о созыве общего Собора и о том, что этому Собору должны предшествовать отдельные Соборы каждой из сторон. Однако в 1629 г. сейм такого решения не принял и о созыве Соборов было объявлено королевским универсалом, в к-ром говорилось, что на Соборах должен обсуждаться вопрос о присоединении православных к католич. Церкви, а решения Соборов должны быть представлены на утверждение не сейму, а королю. На Соборе православных, прошедшем в Киеве в июле 1629 г., большая часть участников выступила против созыва общего Собора. И. и др. представители Виленского братства придерживались иного мнения. В кон. окт. 1629 г. представители Виленского братства приехали во Львов, где собралось в ожидании общего Собора униат. духовенство. Однако приезд православных не означал, что члены братства согласны на унию: во время состоявшихся бесед они заявили, что переговоры о соединении должны проходить при обязательном участии К-польского патриарха.

http://pravenc.ru/text/578493.html

21) Порфирий II. 1623–1627 г. (Лучанин). Упоминается в выписи с писцовых книг московского уезда 1623 и 1624 гг.; записан в синодике без лет. 22) Мефодий I. 1628 г. По списку Строева; о них сведений не имеется. 23) Никодим. 1629 г. Авг. По списку Строева; о них сведений не имеется. 24) Герасим I. 1631–1634 г. (Перфильев) записан в синодик без лет. 25) Сергий II. 1634–1643 г. (Бешенцев) Декабря 26-го 1634 г. поступил в Угрешский монастырь; Апреля 19-го 1643 г., переведен Архимандритом в Юрьевский Архангельский монастырь (в городе Юрьеве-Польском, Владим. губ.) на место Дионисия. 26) Дионисий II. 1643–1646 г. Архимандрит. Апреля 19, 1643 г. переведен из Юрьевского Архангельского монастыря на место Сергия II; Сентября 28-го, 1645 г., упоминается при венчании на царство Ц. Алексия Михайловича. 27) Нифонт. 1647–1651 г. Из ключарей Владимирского Богородицкого собора; назывался прежде Наумом; записан в синодике; упоминается в выписях 1650 и 1651 гг. на монастырские вотчины. 28) Кирилл II. 1651–1653 г. Упоминается в жалованной грамоте 1652 г.; при нем дана вкладою книга Одеатрис в 1653 году. (Книга эта из собрания Царского, ныне принадлежит гр. Уварову 696). 29) Uoha III . Между 1653 и 1657 г., в точности когда был игуменом не известно, в 1660 г. Июля 22 определен (как бывший Угрешский игумен) строителем в Курмышский Рождественский монастырь. 30) Аарон I. 1657 г. Июнь. По списку Строева. 31) Тихон IV. 1658–1663 г., упоминается в одном деле в столбцах поместного Приказа; в 1663 г. переведен в Пафнутьев Боровский монастырь, где находился недолго; имя его там записано по вкладной книге без означения года. 32) Никон. 1664–1665 г. Упоминается в переписных книгах Поместного Приказа. 33) Викентий. 1666–1672 г. Упоминается часто в Дворцовых разрядах; при нем в 1668 г. посетили Угрешский монастырь Вселенские патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский и Московский Иоасаф; Февраля 17-го 1672 г. упоминается при кончине патриарха Иоасафа; имя его на местной иконе Спаса Всемилостивого в Николаевском Угрешском соборе (писанной Симоном Ушаковым в 1672 г.); в Сентябре переведен архимандритом в Ставропигиальный Рождественский Владимирский монастырь; Сентября 1-го, 1674 г., переведен архимандритом в Троицкую Лавру, где начальствовал 20 лет; Апреля 24-го 1690 года, по просьбе уволенный на покой возвратился в Рождественский Владимирский монастырь, там скончался и погребен; записан в синодике без лет. – Викентий пользовался особым благорасположением царя Алексия Михаиловича; будучи архимандритом Троицким, был в числе предложенных к избранию в патриарха, но жребий его не вынулся; а был избран Адриан митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Л. е. стала центром правосл. книгопечатания. Кроме Дерманской и Острожской типографий работали передвижные (странствующие) типографии. Так, в 1618 г. в Почаевском мон-ре Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) издал «Зерцало богословия». Следующее его произведение - «Евангелие учительное» вышло в 1619 г. в Рохманове. В 1625 г. в Четвертне, родовом имении князей Четвертинских, Павел Домжив-Люткович вместе с Сильвестром издал Псалтирь, в 1628 г. в Луцке - «Лямент по отцу Иоанну Василевичу», в 1629 г.- сочинение Степана Полумерковича «Елпикидион, албо Стихи жалобния на погребение Василисы Яцковни». В 1629 г. Павел Домжив-Люткович напечатал Часослов и перевод произведения Станислава Остатки «Диалог, или Разговор мужа больного или умирающего с духом». В 1638 г. в Кременце вышли 2 книги: еп. Афанасия (Пузыны) «Синод...» и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова). В передвижной типографии Луцкого братства в 1640 г. были опубликованы «Апостолы и Евангелия» - перепечатка более раннего издания Павла Домжива-Лютковича и Сильвестра. Луцкая униатская епархия в 1596-1828 гг. Первыми униат. Луцкими и Острожскими епископами были: Кирилл Терлецкий (1596-1607), Евстафий Ело-Малинский (1607-1621), Иеремия Почаповский (1621-1637), Никифор Лисовский (1637-1651), Прокопий Хмелевский (1651-1664) (последние 2 - как администраторы). Сразу после назначения Ело-Малинского его епископские полномочия были оспорены на луцком сеймике в сент. 1607 г. Споры о каноничности его поставления, в к-рых участвовали униат. Киевский митрополит, Рим и польск. власти, продолжались до весны 1609 г. Епископ лично участвовал в захвате правосл. храмов в Луцке: в сент. 1615 г. он ворвался с вооруженным отрядом в Димитриевский храм и избил свящ. Моисея Илковича-Соловицкого. Во время пребывания Ело-Малинского на Луцкой кафедре проходили судебные процессы из-за церковных имений: до 1610 г. епископ судился с кафедральным клиросом и шляхтой. Разгорелась борьба между униатами и православными за Жидичинский мон-рь, которым ранее управляли правосл. Львовские епископы. На следующий год после смерти в 1620 г. архим. Григория (Балабана) мон-рь перешел под власть униатов: сначала архим. Никодима (Мокосия-Шибинского), в 1626 г.- Иосифа (Мокосия-Баковецкого), при к-рых монастырские имения были расхищены. В мемориале униат. митр. Рутского в нач. 20-х гг. XVII в. отмечено, что униат. Л. е. обнищала. Однако она приносила митрополиту доход: в 1626 г. еп. И. Почаповский обязался ежегодно платить митрополиту 800 злотых. По соглашению 1629 г. из доходов Л. е. полагалось выплатить немалую сумму на основание униат. семинарии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Л. Агафоновым, Л. И. Пименовым; в 1969 утвержден). Мон-рь признан памятником архитектуры федерального значения. Вознесенский собор. 1631 - 40-е гг. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Вознесенский собор. 1631 - 40-е гг. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Главным элементом ансамбля является Вознесенский собор (1631 - 40-е гг. XVII в.), 2-е по значимости сооружение - Успенская ц. с трапезной палатой, поставленная в 15 м к востоку от алтаря собора (1647-1648); позднее благодаря юж. галерее она была соединена с собором. К числу старых каменных построек принадлежит также надвратная ц. во имя прп. Евфимия Суздальского (1645) на зап. границе мон-ря (обе церкви созданы мастером Антипой Константиновым (Возоулиным)). Существующая колокольня была построена уже после возведения сев. галереи Вознесенского собора (не ранее сер. XVII в.), ее объем примыкает к сев. галерее собора на расстоянии ок. 4 м от его сев. стены, находится на одной оси с зап. поперечным нефом. При больничной палате имеется каменная Петропавловская ц. (1738). К числу жилых зданий относятся архиерейские палаты (1650; XIX в.) в сев.-зап. углу первоначальной территории мон-ря; протяженный келейный корпус (сев. келейный корпус), примыкающий к нему с востока, расположенный параллельно сев. стене монастырской ограды. Северный корпус келий, Вознесенский собор и трапезная Успенская ц. образуют внутренний двор монастыря. Длинная стена корпуса келий воспринимается в панораме с р. Волгой как объединяющая все церковные здания мон-ря. Белокаменный подклет Вознесенского собора мастер Ф. Опарин с артелью костромских каменщиков из Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря начал возводить летом 1631 г., но в 1632 г. артель по приказу царя перевели на работы в Москву. Созданная властями мон-ря строительная артель, которую возглавили монахи Ефрем Босой и старец Зосима, продолжала строительство и отделку собора до 1640 г. На территории Нижегородской обл. Вознесенский собор остается древнейшей храмовой постройкой крестово-купольного типа.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

“Акты истор.”, I, 203. 1937 . Преображенский – Новый, мужской, ныне приписная церковь (постр. в 1806 г.) к Воскресенскому со­бору гор. Данилова, Ярославской губ. Из грамоты царя Михаила Феодоровича, дан­ной в Костромской уез. слоб. Данилов­ской чарочнику Поздею Рудакову, видно, что он основан в 1626 г. проживав­шими в мирских домах старцами на палатном месте, где был старый Го­сударев двор. При построенной церкви во имя Преображения с приделами Казанск. Бож. Матери и Михаила Малеина был определен черный поп Иона. Из грамоты 1630 г. видно, что строителями м-ря были старец Сергий Булычев, которому разрешено было поставить новую церковь во имя Усекновения главы Иоан­на Предтечи. В 1631 г. повелено выгнать старца Сергия Булычева, а в 1641 г. он снова назначен строителем. В 1636 г. м-рь приписан к Троицкой–Колясниковой пустыни, а в 1640 г. туда велено перевести не только иноков, но кельи и всю утварь, оставив церковь на своем месте. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 801 (здесь он смешан с Пречистенским-Казанским м-рем); “Ярослав. губ. в.”, 1852 г., 16–17 (грамота, хранящ. в Троиц. Колясн. пуст.); 25 (грамота о постр. церкви Иоанна); 26 (о переводе в Тр. Колясн. пуст.); 27 (вкладная старца Сергия Булычева 1631 г.); 29 (патриаршая грам. об изгнании старца Сергия Булычева в 1631 г.); 32 (перенесение теплой церкви Иоанна Предтечи в Троиц. Колесн. пуст. в 1640 г.); 33 (о владении землями 1634 г.); 34 (патриар. грам. 1641 г. о назначении старца Сергия Булычева вновь строителем); 35 (опись м-рского имущества 1631 г.); 47 (пожар в 1671 г. и построение новых церквей на их ме­сте братиею Троиц. Колесников. пуст.); 48; Тол­стой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 111, 240 (св. и блаж. Илия юродивый); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 28 и 31 (о перенесении м-ря в Колесникову пустынь). 1938 . Преображенский – Осинский, мужской, совсем уничтоженный, Уфимской губ., Бирского у., как пола­гают, находился близ р. Камы на Осин­ском городище, недалеко от села Бе­резовки, в 160 вер. к сев.-зап. от Бирска. О нем упоминается в 1596 г., а у Строева сказано, что основателем его был первый строитель Арсений, имя коего делается известным лишь в 1605 году. Монастырь существовал еще и в 1703 г., когда в нем был игуменом Самуил. Упразднен до 1727 г., так как в этом году монастыр. крестьяне за малобратством м-ря и разорением пожаром были прописаны на содержание епархиальной школы. “Памятн. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 52; “Спис. насел. мест Уфим. губ.”, Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 948, 7; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., VIII (о состоянии школ в епархиях).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К.А. Докучаев-Басков Елгомская Богоявленская пустынь (Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».) 158 Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.» 159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова 160 , позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала. Вот что говорит В. Богоявленский: «Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года». 161 А вот что говорит Барсов: «13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний 162 . Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Тарасие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оков (кадь) – мера обьема зерна, применялась в России в XVI–XVII вв. Название «оков» происходит от металлического обруча, которым кадка была стянута сверху. Тесница – тонкая доска, вытесанная топором. Волконские князья: Яков Петрович († 1677 г.), стольник с 1636 г., дворянин московский в 1646–1668 гг.; Михаил Петрович († 1684 г.), стольник в 1650–1671 гг.; Семен Петрович, стольник в 1660/61–1671 гг. Петр Андреевич Глазун Волконский, в иночестве Паисий († 1642/43 г.), князь, выборный по Костроме в 1612/13–1616, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 12 января и 24 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20, 49). Федор Матвеев Луковников, жилец суконной сотни. Петр Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Как следует из записи в кормовой книге, Второй Озеров носил имя Авраамий и кормовое поминовение по нему совершалось 17 сентября (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 3). Федот (Федор) Иванович Горбов, член гостиной сотни, в 1635/36 г. товарищ таможенного головы в Архангельске и Холмогорах. Кормовое поминовение младенца Федора Михайловича Салтыкова совершалось 5 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 29). Федор Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1618/19–1645 гг. Владимир Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1631–1645 гг. Иван Захарьевич Кутузов († 1633 г.), выборный дворянин по Костроме в 1598/99–1611/12 гг., московский дворянин в 1618–1631 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм большей») совершалось 7 сентября и 13 января, по его жене Варваре 4 декабря и 29 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 1, 14, 21, 31). Моисей Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Стефан Иванович Панов († 1631 г.). Петр Васильевич Волынский († 1631/32 г.), князь, московский дворянин. Известны дворяне Василий и Юрий Петровичи Деглины, служившие по Костроме в 1630-х гг. Ферапонт, игумен Богоявленского монастыря в 1633—1637 гг. Кормовое поминовение по нему и его родителям совершалось 11 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Сочинитель в своем Проекте предлагает издавать в печати крюковые книги нотного пения и укоряет новейших переписчиков в искажении крюков. В изложении много помещено замечательных известий. Б. Печатные источники Печатные источники состоят из актов и ученых изследований наших писателей ο состоянии церковного пения. К сожалению, из актов известно очень мало и все они относятся ко второй половине XVII столетия. Ученыя изследования принадлежат писателям XIX века. Ι. Αкты 1)Грамота Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича в Кострому Игумену Богоявленского монастыря Герасиму и Никольскому попу Георгию Алексееву: ο надзоре за правильным чтением и пением во время отправления церковной службы 1651 гола, ноября 6 дня 8 . 2)Грамота Новогородского Митрополита Никона в Соловецкий мопистырь Архимандриту Илье: с извещением ο соборном установлении чинного и единогласного церковного чтения и пения во время отправления церковной службы. 1651 года. 9 3)Грамота Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича в Сийский монастырь Игумену Феодосию ο надзоре за правильным чтением и пением во время отправления церковно службы. 1651 года, Марта 25. 10 В трех грамотах находим, что Московским Соборным 1651 года уложением было 9 Февраля: ввссти во всех церквах единообразное пение, избрать для надзора искусных священников, виновных подвергать наказанию и доправления пения, во ввех церквах для ведома читать свиток соборного уложения. 4)Грамоты, наказы, отписки, челобитные и расспросы ο вызове из Киева певчих в Москву, в числе 15 актов, с 1651 до 1656 года. 11 Вызовы Киевских певчих были в 1652 и 1656 годах. В первый раз были вызваны из Киевского Братского монастыря Архидиакон Михаил и с ним 11 человек. Этими певчими управлял Феодор Тернопольский. Сначала их поместили в доме С. Л. Стрешнева, а потом перевели в Андреевский монастырь, где прежде помещалось ученое братство. В июле месяце того же года. Государь приказал отпустить их обратно в Киев. Певчие прожили в Москве не более пяти месяцев. В это короткое время они не могли преобразовать наше старое пение. Тернопольский считался творцом строчного пения. В 1656 году отыскивали в Киеве старца Иосифа Загвойского для управления партесным пением в Москве. Эти указания наводят уже на особенное появление в Москве партесного пения. Видим, что псреворот совершился: но когда и кем, за неимением актов обозначить невозможно. II. Ученые исследования

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Она издала на польском языке известные уже нам сочинения Мелетия Смотрицкого, которые он писал в защиту братства и всего православия. Издавала богослужебные книги, иные по нескольку раз, каковы: Псалтирь (в 1621 1623 1627 и 1631 г. Требник (1624 и 1628 г. Служебник (1624) , Полу-устав (1622) Новый Завет с Псалтирью (1623) Часослов с Псалтирью (1631) Издала учебные книги: Букварь (1621) и Грамматику (1629) Издала и книгу учительную — Беседы святого Макария Египетского. Эти Беседы в числе пятидесяти переведены были вновь с греческого языка на русский «працею и стараньем иноков общежительнаго монастыря церкви Святаго и Животворящаго Духа, в Вильни, року 1627» Братство имело и свою библиотеку на разных языках. К сожалению, много книг из этой библиотеки, греческих и латинских, восточных и западных богословов и разных историков, присвоил себе Мелетий Смотрицкий. Братство доверчиво высылало ему книги по его усиленной просьбе, когда он поселился в Дерманском монастыре. Мелетий, перешедши в унию, не захотел возвратить этих книг, несмотря на неоднократные напоминания и просьбы о том со стороны братства, равно как не возвратил и драгоценной архиерейской ризницы и других церковных вещей, взятых из Свято-Духовской обители, так что братство принуждено было начать против него иск, оценивая свои убытки в десять тысяч польских злотых . Львовское братство занималось преимущественно своими собственными делами, продолжая давнюю борьбу с местными латинянами. Много также озабочивала его постройка каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, тянувшаяся уже более тридцати лет среди разных препятствий и требовавшая великих издержек. Главными помощниками братству в этом деле были молдавские государи, в последнее время — Радул Михня и Мирон Барнавский. Благодаря особенно пожертвованиям последнего церковь наконец была совершенно окончена и в начале 1631 г. торжественно освящена Львовским епископом Иеремиею Тиссаровским, к общей радости братства и всего православного народа. На освящение церкви приезжал из Киева от митрополита Иова киево-печерский архимандрит Петр Могила, который оставался потом во Львове довольно долго и по данной уполномоченности от митрополита старался действовать для поддержания православия в Перемышльской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010