С 1624 по 1625 год архиепископ Мелетий находился на Ближнем Востоке, надеясь устроить объединение Церквей. Однако впоследствии выяснилось, что на Восток он поехал с совершенно другой целью. Дело в том, что в православных братствах, особенно в старейших, как Виленское и Львовское, иерархи потеряли свою былую власть. Самолюбивый архиепископ Мелетий решился с помощью восточных патриархов завоевать надлежащее, по его мнению, положение в указанных братствах. Он побывал в Константинополе и Палестине и в 1625 году возвратился в Россию с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Это вызвало целую бурю негодования. Архиепископа Мелетия называли отступником и униатом. Чтобы как-то оправдаться, владыка Мелетий вместе с митрополитом Киевским Иовом (Борецким, † 1631), по благословению которого ездил на Восток, произнес анафему на латинян и униатов. Но это ему мало помогло. Виленское и Львовское братства обратились к Константинопольскому патриарху за разъяснением грамот. Патриарх разъяснил, что ставропигиальные права старейших братств не подлежат уничтожению. После этого архиепископ Мелетий оказался в стесненных обстоятельствах, в Вильно ехать не решался, боясь возмущения. Он стал просить себе места в богатом Дерманском монастыре. Власти выразили согласие, но с условием его перехода в унию. Архиепископ Мелетий вынужден был согласиться с этим требованием и 6 июня 1627 года перешел в унию, но только просил держать это пока втайне, надеясь искусной политикой увлечь за собой многих. Однако это ему не удавалось. В 1628 году на Соборе в Гродеке архиепископ Мелетий разъяснил различие исповеданий. Собор принял его разъяснение во внимание, и было решено подготовить общественное мнение к объединению Церквей. После Собора архиепископ Мелетий работал над трактатом, который он назвал «Апологией путешествия на Восток». В этом сочинении он высказался за полное подчинение папе, отрекся от своих доуниатских произведений и осудил деятельность православных писателей-полемистов. Кроме «Апологии» в униатский период деятельности архиепископом Мелетием созданы «Протестация» (1628), «Паренезис» (1629), «Экзетезис» (1629). Православный мир с возмущением встретил униатские произведения архиепископа Мелетия, осудил их не только в публичных ответах, но и в личной переписке. Когда экземпляры «Апологии» попали к лицам, съехавшимся в Киев на Собор, они потребовали от архиепископа Мелетия отказаться от своего произведения. Он пытался уклоняться от этого, но никакие уловки не помогли. 15 августа 1628 года он участвовал в торжественном анафемствовании своей книги. 24 августа архиепископ Мелетий уехал из Киева и немедленно протестовал печатно против своего насильственного отречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецело подчиняется руководству иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Матер. для истор. Западнорусск. Церкви. 51. Снес. 49 Суша. Saulus et Paulus. Р. 94–95 Митрополит Иов в генваре 1628 г., ходатайствуя пред царем московским о милостыне для Киево-Печерского монастыря, писал о себе: «Что прочее мне, нищему и недостойному, от всех ныне озлобленному и отвне и внутрь от лжебратии оклеветуемому, ни ежедневныя пищи вдоволь к потребе имети могущему, что, глаголю, достояше сотворити ми? Ничто же ино, разве еже паки и паки безстудствовати, и к вашему благочестивому царскому нищелюбию со умилением прибегнути, и руки помощи, по вашему православному и прещедрому христолюбию, испросити. Подадите нищему богомольцу своему от крупиц, падающих от трапезы св. православия вашего. Ибо воистину, аще не бы величество ваше укрепляло мою беду, и нужду, и вседневную потребу, по нужде бяше бы, оставльшу вся и благочестивых остатки, бежати в дальню страну, где без вести. Но ваша святая милостыня... зело укрепи мя» (Москв. главн. арх. М. и. д. Дела малоросс. Год 1628. Генв. 29. 1 . 271 Смотрицк. Протестация — у Голубев. Матер. для ист. Западнорусск. Церкви. 57. С. 324 Суша. Saul. et Paul. Р. 84–85 272 Вилен. арх. сборн. 2. 32 273 Суша. Saul. et Paulus. Р. 87–98 Сочинение Мелетия напечатано тогда под заглавием: Apologia peregrinacyi do kraiow wschodnych M. Smotryskiego, we Lwowie, и содержит, вместе с приложениями, 204 страницы в 4-ку 274 Эта «Аполлия Апологии» излагающая историю происходившего тогда Киевского Собора, недавно перепечатана г. Голубевым (Матер. для ист. Западнорусск. Церкви. 55 Смотрицкий, с своей стороны, изложил известие о том же Соборе в письме к волынскому чашнику Лаврентию Древинскому (Голубев. Там же. 56 См. также у Суши. Saul. et Paul. Р. 98–109 А. Ю. и З. Р. 2. 50 275 «Протестация» перепечатана вся у Голубева. Матр. для ист. Западнорусск. Церкви. 57 276 Суша. Saul. et Paul. Р. 117–121 Было написано со стороны православных еще сочинение против «Апологии» Смотрицкого — Anmapologia Диплица (псевдоним Евстафия Киселя), но написано уже в 1631 г., а напечатано в 1632 г. с посвящением Петру Могиле. Об этом, как и о других, названных в тексте, сочинениях, см.: Вишневск. Истор. польск. литер. 8 (в русск. переводе — Киев. епарх. ведом. 1877. 21. С. 89–90; 1878. ¹ 1. С. 30–34 277 Суша. Saul. et Paul. Р. 83–84, 96–98, 122 Theiner. Vet. monum. Polon. et Lith. 3. ¹ 224. P. 381 278 Суша. Saul. et Paul. Р. 124–126 Supplem. ad Hist. Russ. monum. ¹ 199. P. 485 Голубев. Матер. для ист. Западнорусск. Церкви. 59–65, 67 А. З. Р. 4. 228 Петрушевич. Сводн. галицко-русск. лет., под 1629 г. С. 287–290 279 Supplem. ad Hist. Russ. monum. ¹ 66. P. 157 Суша. Saul. et Paul. Р. 127 Петрушев. Сводн. гал.-русск. лет., под 1629 г. С. 290–293 280 Суша. Saul. et Paul. Р. 128 и след. Theiner. Veter. monum. Polon. et Lith. 3. ¹ 328. P. 387 Смотрицкий подписался здесь: archiepiscopus dictus Polocensis [называемый архиепископом Полоцким (лат.)]. Окружное послание о смерти его, составленное Рутским, напечатано в Киев. епарх. вед. 1877. 3. С. 62–70

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). XVII - нач. XX в. Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским. Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м. Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич) , активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями ( Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

http://pravenc.ru/text/2581587.html

С 1628 по 1633 г. в Севилье работал ее уроженец Франсиско Сурбаран, учившийся в Севилье у де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Пачеко. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо (ретабло капеллы Сан-Педро, собор в Севилье, 1626), в дальнейшем характерными для Сурбарана становятся композиции, посвященные жизни святых и трактованные как сцены монастырского быта (цикл картин из жизни св. Бонавентуры, 1629, частично исполнен Ф. де Эррерой Старшим, Картинная галерея, Дрезден и Лувр, Париж). От искусства Риберы его живопись отличается тем, что она не основана на изображении нагого тела, но все, что нарисовано на полотне, получает еще более «материальный» характер. Он точно уловил главное в манере Риберы и Эрреры: густую и напряженную, драматическую светотень первого и некую объективную материальность второго, особенно это было заметно в работах 30-40-х гг. XVII в., в период его творческого расцвета (серия портретов монахов и картин из жизни св. Педро Ноласко для монастыря Ла-Мерсед, 1629, ныне в Прадо, Мадрид; «Видение блж. Алонсо Родригеса» и «Нерукотворный образ», 1630, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Апофеоз св. Фомы Аквинского», 1631, Музей изящных искусств, Севилья; «Св. Лаврентий», 1636, ГЭ). С 1638 по 1639 г. Сурбаран работал для мон-ря иеронимитов в Гуадалупе, пров. Касерес. К 30-м гг. XVII в. относятся картины из мон-ря Ла-Картуха в Севилье («Дева Мария Милосердия», «Св. Уго у монахов» и «Св. Бруно перед папой» - все в Музее изящных искусств в Севилье; «Чудо в трапезной при посещении ее св. Уго», 1635, Музей изящных искусств, Севилья); цикл картин для мон-ря Ла-Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, пров. Кадис (1638-1639, ныне в Музее Кадиса); серия образов св. жен в севильском госпитале Сангре (ныне в разных музеях мира); серия «Подвиги Геркулеса», исполненная для двора, вероятно, по заказу Веласкеса (1634, Прадо, Мадрид); натюрморты, к-рые отмечаются простотой мотивов, но при этом сохраняют цельность и торжественность «метафизической» красоты («Натюрморт с четырьмя сосудами», ок. 1632-1634, Прадо, Мадрид; «Натюрморт с апельсинами», 1633, Уффици, Флоренция).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

да над ними милосердуют и подают (л. 146). Пьяницы дерутся: я лих, я одолех и нешто мне зделали, ино у беднаго едва очеса не выбиты... сие нам лечба и доктурство и здравие все: вино заутрея, пиво под вечер, пей, да пой, не бойся... (л. 149). Любопытны еще упоминания о Мерлине (л. 147 и 162) и Лоэнгрине (л. 163, рук. Погодина 108). Вообще памятник заслуживал бы исследования и издания. В конце перевода (1670 г.) Космографии читаем; Возведем очеса мысленнии и посмотрим разумным видением и побеседуем душевным разсуждением о превращении престол сильных иже есть царств и государств и стран великих и держав преславных: где Вавилон первый в славе и Персида многородная? где над вселенною властвующее Римское владычество? где пресветлый Царьград, святых телес наполненный? где ж многоплодная Болгария и Сербия и Селунь?.. ови грады от войны разрушением, инии же опустением осиротеша... колико зло сила греховная! о немощней слабости человеческия прелести и лукавыя блудницы и многомятежныя жизни сея! но слава Единому, Премудрому Зиждителю Богу, вся устрояющему недоведомым судом своим! (Космография 1670, изд. О. Л. Д. П., стр. 448) 490 Достаточно указать «Уложение» царя Алексея, созданное под сильным влиянием Литовского статута. 491 О переселениях крестьян см. выше. Вот несколько малоизвестных указаний на переселения и поездки южных монахов в Москву. В апреле 1626 года в Москву для вечного житья прибыло девять старцев Лубенского Мгарского монастыря (Каптерев, Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники. Правосл. Обозрение 1887, I, стр. 148). В 1626 г. в октябре Киевский игумен Петроний похоронен в Калязинском монастыре (Библиотека Калязинского Троицкого монастыря, рукописные документы, книга III, X 2). В 1629 г. в Казанском Спасском монастыре живут киевляне: иеродьякон Мартирий и чернецы Евстрат и Герасим, да литвин Федька Котельницкий и Якуп Стрешневский (Белокуров, Материалы для русской истории. М. 1888, стр. 249). В 1630, 1631 и 1632 г. приходят на вечное житье в Москву старцы из Межигорского и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

5 февраля 1626 года состоялась торжественная церемония бракосочетания Михаила и Евдокии Романовых. Молодых обвенчал отец - патриарх Филарет и благословил царя и его невесту образом Корсунской Божией Матери. Так русская Золушка оказалась на троне. Приближенные ко Двору лица со скрытой завистью судачили о новой царице, что «не дорога де она государыня», ведь еще совсем недавно ходила в «жолтиках», т.е. в самых дешевых сапожках. «Худое» происхождение Евдокии долгие годы помнилось среди знатных бояр. Исторические свидетельства единодушно называют второй брак царя счастливым: Михаил Федорович и Евдокия Лукьяновна прожили в любви и согласии 19 лет. Супругов объединяла, прежде всего, горячая вера в Бога, которая являлась залогом их семейного счастья. В жизни молодой царицы главным делом было деторождение. К всеобщему разочарованию первая и вторая беременности царицы Евдокии завершились рождением дочерей, а не столь желанного сына, наследника престола. Царица усердно молилась, чтобы Господь послал ей сына, а потому часто совершала паломнические поездки по святым местам и монастырям, щедро жертвуя им богатые дары. Её молитвы были услышаны, и 17 марта 1629 года к огромной радости родителей, родственников и всего русского народа у Романовых родился наследник - сын Алексей, будущий царь России (1629-1676). В актах того времени это событие иначе и не называлось, как «государской всемирной радостью». Всего же из 10 царских детей, рожденных Евдокией, до взрослого возраста дожили только четверо: Ирина (1627-1679), Алексей (1629-1676), Анна (1630-1692) и Татиана (1636-1706). Тяжелые испытания выпали на долю царской семьи в 1639 году, когда один за другим умерли пятилетний царевич Иван и только что родившийся царевич Василий. Царица Евдокия, тяжело переживая смерть детей, в то же время с терпением и смирением переносила скорби; после смерти каждого ребенка щедро давала деньги церкви и нищим на помин души. Семейный быт первых Романовых был основан на строгом благочестии, ежедневном исполнении молитвенного правила, чтении Священного Писания, хождении в храм. Ежегодно в день памяти преподобного Сергия Радонежского государь и государыня совершали паломничество в Троице-Сергиев монастырь. Иногда царица Евдокия отправлялась на богомолье на Арбат к чудотворной иконе Николая Угодника Явленного. В 1634 году она послала в Новгород своему бывшему духовнику протопопу Максиму грамоту с просьбой сообщить ей обо всех новгородских чудотворцах. Царица следовала установленным обычаям и обрядам. Так, если на праздник Иоанна Предтечи царь погружался в «иордань» на Москве-реке, то царица окуналась в воды пруда в селе Рубцово, которое было любимым местом летнего отдыха царской семьи. Супруги великую веру показали к преподобному Александру Свирскому, мощи которого были обретены в 1641 году. В 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица своими руками вышила золотом и серебром покров на мощи преподобного.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/21/...

Еще не будучи поставлен в сан архимандрита, П. участвовал в контактах с архиеп. Мелетием (Смотрицким) , и тот уверял своих униат. корреспондентов, что П.- сторонник сближения с католич. Церковью. В сент. 1627 г. в Киеве на собрании с участием П. архиеп. Мелетию было поручено подготовить сочинение о различиях между православным и католическим вероучениями. В февр. 1628 г. П. посетил Мелетия в Дерманском мон-ре (см. ст. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань). Весной 1628 г. в Городке на Волыни с участием П., митр. Иова (Борецкого) и епископов рассматривался мемориал Мелетия (Смотрицкого) и, по словам последнего, был ими одобрен. В дальнейшем, однако, когда Мелетий направил П. и митр. Иову свое соч. «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych» (Апология путешествия на Восток), они уклонились от одобрения текста, обещав прислать замечания. Мелетий издал текст, не дожидаясь их замечаний. На Соборе в Киеве 13 авг. 1628 г. «Apologia...» была торжественно осуждена, П. не только не выступил в защиту автора, но и публично осудил его взгляды. Вопрос о соединении Церквей стал снова обсуждаться в 1629 г., когда на сейме была достигнута договоренность о созыве 28 окт. 1629 г. во Львове общего Собора православных и униатов, которому предшествовали бы Соборы православных в Киеве и униатов во Владимире-Волынском. Предложения были одобрены королем, назначившим для проведения предварительных Соборов день св. апостолов Петра и Павла. В планах соединения Церквей важная роль отводилась П. Весной 1629 г. униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский писал папскому нунцию, что для объединенных Церквей можно было бы создать особый патриархат во главе с П. Собор в Киеве был созван, но предложение об объединительном Соборе натолкнулось на сопротивление части духовенства, правосл. шляхты и особенно резкое - казачества. И Иов (Борецкий), и П. вынуждены были отказаться от первоначальных планов. Королевский посол на правосл. Соборе А. Г. Кисель из бесед с митр. Иовом и П. сделал заключение, что они были готовы на уступки по нек-рым догматическим вопросам (они говорили, что не осуждают служение на опресноках), но, признавая теоретически старейшинство папы, не желали подчиниться его власти.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Т. 1. С. 288. Примеч.). В описании 1628-1629 гг. зафиксированы вклады, сделанные в Яшезерский мон-рь представителями царского дома, церковными иерархами и др., по-видимому, в то время, когда мон-рем управлял И. В Благовещенской ц. хранились книги, пожертвованные царями Феодором Иоанновичем (Служебник, Цветная Триодь) и Василием Шуйским (Цветная Триодь с записью), царицей-инокиней Марфой (богато украшенное Евангелие, Псалтирь, Часовник), Новгородским митрополитом Исидором (Шестоднев), соловецкими игуменами Иаковом и Иринархом (Апостол, Минеи, Пролог, Шестоднев, Ирмологий), строителем Ионой, возможно это был И. или монах с тем же именем (Служебник, пергаменные Апостол и Пролог). По мнению Е. В. Барсова , царица-инокиня Марфа могла узнать о Благовещенской пуст. во время ссылки в Толвуйский погост (1601-1606). По крайней мере одна рукопись из б-ки Яшезерской обители сохранилась: Часовник 1-й пол. XVI в.- вклад монаха Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Андрея ( Пигин. 2003. С. 679). В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечено, что насельниками обители в этот период были 3 инока и иером. Иона (в писцовых книгах он не назван строителем, а промежуток в 50 лет между 1-м упоминанием пустыни и составлением писцовых книг не позволяет отождествить этого Иону с И.). При И. в обители были построены церкви в честь Благовещения с приделом свт. Николая Чудотворца и в честь Преображения Господня (2-й храм впервые внесен в писцовые книги 1628-1629 гг.), колокольня, 3 братские кельи и ограда, колесная мельница на ручье. По преданию, зафиксированному в донесении яшезерской хозяйственной комиссии Олонецкому и Петрозаводскому архиеп. Аркадию ( Фёдорову; 1851-1869), И. прокопал канал из Яшезера в оз. Сенное для лучшей рыбной ловли. По делам мон-ря он часто совершал путешествия верхом, для хозяйственных нужд вытачивал из дерева предметы. И. оставил завещание (не сохр.). В описи Яшезерской пуст. 1724 г., хранившейся в Олонецком архиерейском доме, сообщалось о «ветхом» духовном завещании И.

http://pravenc.ru/text/578262.html

Из всех этих даров, у новорожденного составлялась собственная казна, так что у царевича Алексея, 12 марта 1629 г., одних соболей в сборе было около 50 сороков, на 2200 р. Эта «соболиная казна» – по «Книге 7137 (1629) года, а в ней писан приход государя царевича князя Алексея Михайловича казне марта с 12 числа, как он, государь родился» 12 – тогда же была отдана московским, торговым людям, «а велено им теми собольми с кизылбашским купчиною с Моллар-ахметем торговать, на деньги и на золотые и на ефимки 8) продавать и на всякие кизылбашские товары менять, чтоб государеве казне была прибыль, а не убыль» 13 . О крещении царевича Алексея, современная дворцовая записка сообщает следующее: «Месяца марта в 22 день (1629 г.) ходил Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Руси в Чюдов монастырь 9) , для крещения сына своего Царевича и Великаго Князя Алексея Михайловича. А крестили его Государя Царевича от рожения его во 2-е воскресенье 14 , в Чюдове монастыре, у Алексея чюдотворца в трапезе. А Государь Царь и святейший государь патриарх были тут же; а восприемник Троицы Сергиева монастыря келарь старец Александр Булатников, а восприемница Ирина Никитична (Годунова) 15 ; а крестил Благовещенский протопоп Максим Максимов, Государев Царев духовник. А из каптаны (кареты) к крещению и от крещенья к каптане царевича несла Ирина Никитична, да с нею два боярина, а за ними боярин с 30. У каптаны у царевича велел (царь) идти боярину Федор Ив. Шереметеву, да дворяне (поименовано 9 человек). А святою водою кропил по пути царевича от Рожества с Сеней поп Иван Старой. Того же дни у Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Русии, был стол, в столовой избе; ел у государя отец его государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии», и проч. 16 Из другой современной же дворцовой записки видно, что царь Михаил Федорович «благословил сына своего государя царевича Алексея Михайловича, как он, государь, крестился: крест золотс мощми, на кресте резано распятие Господа нашего Иисуса Христа, наведено чернью, во главе у креста камень изумруд, у главы в закрепке два зерна жемчужных, назади креста подпись: «животворящее древо, ризы Христовы часть, млеко Пречистые Богородицы, мощи Ивана Предотечи, мощи Григория Богослова , мощи Ивана Златоустого, миро Дмитрия Страстотерпца, миро страстотерпца Георгия, мощи мученика Никиты, мощи Великого Василия, мощи Андрея Первозванного, мощи Евангелиста Матвея, мощи Апостола Варфоломея, мощи Якова Перского, мощи Тихона Чудотворца, мощи Феодора Стратилата, мощи Михаила Малеина, мощи преподобные Евдокеи, мощи Георгия Нового, мощи бессребренника Козьмы, мощи бессребренника Дамьяна, ризы и гроба и раки часть Сергия преподобного, мощи царевича Дмитрея зуб 10) .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Царю он был близок по родству с царским любимцем Борисом Феодоровичем Годуновым и невесткой царя Ириной Феодоровной Годуновой, им Андрей Никитич доводился двоюродным братом. В «книгах Переславскаго уезду Залесскаго писма и меры Андрея Загрясскаго да подъячего Гаврилы Володимерова 137 и 138 (1629 и 1630) годов» записано: «В Кодяеве стану, село-за Дмитрием Андреевым сыном Францбековым (в 1649 г. Дмитрий Францбеков был воеводой в Якутске), что было в поместьи за стольником Богданом Михайловым сыном Нагово (Богдан Михайлович Нагой - воевода в 1626 г. в Путивле против татар, в 1629 г. - в Дедилове, в 1632 г. послан в Калугу собирать ратных людей для похода под Смоленск, в октябре 1632 г. занял Серпейск, в ноябре разбил польский отряд и занял Рославль, убит в бою под Смоленском) две трети села Андреевского Годуново тож, а треть того села в вотчине за Иваном Ивановым сыном Годуновым, за Иваном Андреевым сыном Годуновым старинная родственная вотчина, что было Марьи Даниловой жены Годунова да сына её Никиты пустошь, что было село Ново-Новленское». В писцовых книгах 1629 г. значится «в селе Андреевском, Годуново тож, на поместной земле церковь Собор Архангела Михаила древянна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и всякое церковное строение помещиково и у церкви двор попов пуст». После смерти Дмитрия Францбекова его часть села перешла брату Ивану, после которого - к его вдове Анне. Она в 1661 г. отдала свою часть второму мужу своему Григорию Нащокину. Григорий Борисович Нащокин - думный дворянин (1658), участник Польского похода 1654 г., в 1662 г. ездил послом в Данию, в 1664 г. вёл переговоры с поляками. В 1666 г. имение было отписано на государя и перешло к Ивану Михайловичу Дурново. Другую часть села его владелец Пётр Иванович Годунов в 1646 г. продал Тимофею Собакину, тот в 1660 г. променял Лодыгину, чей сын в 1687 г. променял свою часть Ивану Михайловичу Дурново, который стал единственным владельцем села. В 1687 г. Годуново пожаловано ему в вотчину.

http://sobory.ru/article/?object=06593

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010