1483). Зимой 1484/85 г. московское войско совершило поход в Тверскую землю, и Михаил Борисович был вынужден искать мира. По договору, заключенному весной 1485 г., он обязался разорвать отношения с Литвой, признал себя вассалом («братом молодшим») И. В., обещал ходить в походы по его приказу и не поддерживать сношений с др. гос-вами. После заключения этого договора на службу к И. В. снова отъехали мн. тверские бояре и даже члены тверского княжеского рода. Когда нек-рое время спустя люди вел. князя перехватили грамоты Михаила Борисовича к Казимиру, И. В. выступил в поход во главе большого войска, которое подошло к Твери в сент. 1485 г. Тверские князья и бояре били «челом в службу» И. В., а Михаил Борисович бежал в Литву. И. В. передал Тверскую землю как особый удел своему старшему сыну Иоанну Иоанновичу Молодому, племяннику Михаила Борисовича. После смерти наследника в 1490 г. нек-рое время Тверской землей управлял 2-й сын И. В. Василий III Иоаннович , а затем она стала одной из областей в составе Русского гос-ва. Рязанская земля оказалась в сфере московского политического влияния при Василии II, когда умерший в 1456 г. вел. кн. Рязанский Иван Федорович перед кончиной отдал своего сына Василия на воспитание в Москву. В 1464 г. Василий Иванович был отпущен в свою землю после венчания с сестрой И. В. Анной. О московско-рязанских отношениях в правление И. В. сохранилось мало сведений. О характере этих отношений позволяет судить договор, который заключил в 1483 г. И. В. с новым Рязанским вел. кн. Иваном Васильевичем. По этому договору рязанский князь признал себя «братом молодшим» не только И. В., но и его старшего сына, обязался ходить в походы по его приказу и не поддерживать отношений с Литвой. Выполняя свои обязательства, рязанские князья Иван и его брат Федор в нач. XVI в. участвовали в войне с Великим княжеством Литовским. Между братьями существовал договор, по к-рому младший в случае смерти должен был передать свой удел старшему, однако Федор перед смертью в 1503 г.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Авраам Шумилин 1821–1824 Мефодий Цишнячевский 1824–1825 Павел Саббатовский 1826–1832 Виталий Борисов Жегачев 1832–1840 Стефан Романовский 1841 Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844 Евгений Баженов 1844–1856 Афанасий Дроздов 1856–1870 с 1858 архиепископ Феогност Лебедев 1870–1874 Хрисанф Ретивцев 1874–1877 Герасим Добросердов 1877–1880 Евгений Шерешило 1880–1889 Павел Вильчанский 1889–1892 Исаакий Положенский 1892 Павел Вильчанский  вторично 1892–1893 Митрофан Невский с 1893 Владикавказская. 15 Кафедра во Владикавказе. 16 Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Черниговский 1875–1889 Петр Лосев 1889–1891 Иоанникий Казанский 1891–1892 Феодосий Рождественский 1892–1893 Владимир Синьковский 1893 Владимирская. 17 Кафедра во Владимире. Епископы Суздальские и Владимирские: Симон, святой 1215–1226 Митрофан 1227–1238 Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 Серапион 1274–1275 Феодор 1276–1286 Иаков (в схиме Иоанн) 1289–1297 Симеон 1297–1299 Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347 Нафанаил 1347–1349 Даниил, вторично 1350–1351 Иоанн, святой с 1351 Алексий 1363–1365 вторично 1366–1373 Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Дионисий, святой 1374–1383 архиеп. с 1383 Евфросин 1386–1406 с 1394 Суздальский, Калужский и Тарусский Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427 Савватий, Григорий, Авраамий 1431–1452 Филипп 1452–1464 Евфимий 1464–1483 Феодор 1483–1484 Нифонт 1484–1508 Симеон Стремоухов 1509–1515 Геннадий 1517–1531 Ферапонт 1532–1543 Иона Собина 1544–1548 Трифон Ступишин 1549–1551 Афанасий, князь Палецкий 1551–1564 Елевферий 1564–1567 Пафнутий 1567–1569 Варлаам 1570–1586 Архиепископы Суздальские и Тарусские: Иов 1587–1593 Галактион 1593–1608 Герасим 1612–1615 Арсений 1615–1625 Иосиф, князь Курцевич 1625–1634 Серапион 1634–1653 Софроний 1654 Иосиф 1655–1656 Филарет 1656–1658 Стефан 1658–1661 Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679 Маркел 1680–1681 Павел Моравский 1681 Митрополиты Суздальские и Юрьевские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

др. Серьезным и характерным недостатком книги И. С. является необыкновенная краткость сообщений о самых крупных писателях, хорошо известных автору: святителях Епифании Кипрском, Григории Богослове, Григории Нисском, Амвросии, Иоанне Златоусте и др. (см.: Sychowski. 1894. S. 18-35; 49-73; Kelly J. 1975. P. 174-177; Попов. 2003. С. 230). Последняя глава (135) содержит ценные сведения о жизни и лит. деятельности самого И. С. вплоть до 393 г. Эта глава сохранилась в 3 различных редакциях, причем в 3-й к списку сочинений И. С. добавлено еще ок. 30 ( Cavallera. 1922. T. 2. P. 136-137). Предположительно дополнения были сделаны самим И. С. для нового издания ( Feder. 1920). Несмотря на недостатки, сочинение оказало определяющее влияние на последующих лат. историков церковной письменности, таких как Геннадий Марсельский, Исидор Севильский, Тритемий и др., составлявших трактаты в подражание и в продолжение каталога И. С. Агиографические Написанные И. С. 3 монашеские биографии, по всей вероятности, были предварительными набросками для большого церковно-исторического труда, так и не созданного И. С., в к-ром он намеревался составить историю Церкви в жизнеописаниях: начать с описания зарождения Церкви и распространения Евангелия апостолами, затем перейти к периоду гонений, когда Церковь укреплялась кровью мучеников, и закончить повествованием о том, как она возросла в могуществе и богатстве при христ. императорах, но вместе с тем как среди христиан произошел упадок добродетелей, в качестве ответной реакции вызвавший появление монашества (см.: Hieron. Vita Malch. 1; Попов. 2003. С. 228-229). В Житиях, составленных для зап. читателей, И. С. описывает образцы вост. подвижничества, преломляя их сквозь призму собственного аскетического опыта, приобретенного им в пустынях Сирии и Египта, и богатого воображения. Блж. Иероним Стридонский. Створки алтаря «Отцы церкви». 1483 г. Худож. М. Пахер (старая Пинакотека, Мюнхен) Блж. Иероним Стридонский. Створки алтаря «Отцы церкви». 1483 г. Худож.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

В миру — священник Симеон, в 1470—1482 гг. являлся протопопом московского Успенского собора — главного храма Русского государства. В ноябре 1482 г. постригся в Троице–Сергиевом монастыре под именем Сергия. 17 июля 1483 г. троицкий старец Сергий был одним из кандидатов на избрание в Новгородские архиепископы (другими кандидатами являлись архимандрит Спасский Елисей и архимандрит Чудовский Геннадий). Жребий пал на Сергия, который и был поставлен 4 сентября 1483 г. архиепископом Новгорода Великого. В Новгороде Сергий пробыл менее года: уже 27 июля 1484 г. «по немощи» (существовала версия, что новгородцы «ум отняша у него волшебством») Сергий оставил архиепископскую кафедру и вернулся в Троицкий монастырь. Находясь «на покое» в монастыре, Сергий написал Летописец , в который включил свои воспоминания московского периода жизни (в то время, когда он являлся протопопом Успенского собора). Летописец читается в составе Львовской и Софийской II летописей. Основу повествования составляет, конечно, история строительства нового здания храма, возводившегося под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванте. Но круг интересов автора достаточно широк: тут и закулисные подробности жизни великокняжеской семьи, нелицеприятные стороны некоторых политических и церковных событий, история спора великого князя и митрополита о способе обхождения церквей при их освящении, проявлен интерес к политическому устройству Венецианской республики и т. д. При этом автор проявил самостоятельность суждений и не стеснялся делать критические замечания в адрес светских и церковных властей. Событий в Троицком монастыре Сергий касается мало, хотя и упомянул, что церковь Святого Духа (он назвал ее Троицкой) строили псковские мастера, которые сооружали в Москве церкви Благовещения, Ризположения и др. В Летописце есть несколько вставок из Житий Сергия и Никона Радонежских. Под 1446 г. значительной литературной переработке подвергся рассказ о пленении в Троице–Сергиевом монастыре великого князя Василия Васильевича и его ослеплении. Рассказав об обретении мощей митрополита Петра в 1472 г. и о поручении «Пахомию Сербину, мниху Сергиева монастыря» написать соответствующее слово, автор едко замечает: «А в слове том написа, яко в теле обрели чюдотворца невериа ради людскаго, зане же той толко не в теле лежить, тот у них и не свят». О круге интересов архиепископа Сергия свидетельствуют также принадлежавшие ему рукописи (включающие, в частности, естественнонаучные статьи). Одна из них, представляющая своеобразную «записную книжку», испещрена выписками из летописей и записями автобиографического характера (Троиц. 762). Умер Сергий 9 апреля 1495 г., похоронен возле Троицкого собора. Сохранилась надгробная плита архиепископа Сергия с записью о его смерти.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

N 7. P. 3–48. Mathiesen R., 1983b: The typology of Gyrillic manuscripts: East Slavic versus South Slavic Old Testament manuscripts//American contributions to the IXth International congress ofslavists. Vol. 1: Linguistics. Ohio. P. 193–202. Meiilet Α., 1926: L " hypothèse d " une influence de la Vulgate sur la traduction vieux-slave de l " Evangile//Revue des études slaves. T. 6. P. 34–41. Merell J., 1956: Bible v eských zemích od nejstarších dob do souasnosti. Praha. Metzger В., 1944: M. The Saturday and Sunday Lessons from Luke in the Greek Gospel Lectionary. Chicagö Un-ty Press. Metzger Β. Μ., 1950: The evidence of the versions for the text of the New Testament//New Testament manuscript studies: The materials and the making of a critical apparatus/Ed. by M. M. Parvis and A. P. Wikgren. Chicago. Un-ty Press. P. 25–68. Metzger Β. Μ., 1963: Chapters in the History of New Testament Textual Criticism. Michigan. Metzger Β. Μ., 1964: The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption and Restoration. Oxford. Metzger Β. Μ., 1969: A comparison of the Palestinian Syriac lectionary and the Greek Gospel lectionary//Neutestamentica et semiticä Studies in honour of M. Black/Ed. by E. E. Ellis and M. Wilcox. Edinbourgh. P. 209–220. Metzger Β. Μ., 1972: Greek lectionaries and a critical edition of the Greek New Testament//Die alten Übersetzungen des Neuen Testament, die Kirchenväterzitate und Lektionare/Hrsg. von K. Aland. Berlin; New York. S. 479–497. Miller D. В., 1978: The Lübecker Bartholomäus Ghotan and Nicolaus Bülow in Novgorod and Moscow and problem of early Western influences on Russian culture//Viator. Medieval and Renaissance Studies. Vol. 9. P. 395–412. Misai 1483: Misai po zakonu rimskoga dvora/Prvotisak: godine 1483. Pretisak: Zagreb, 1971. Misál Hrvojev: Missale Hervoiae ducis Spalatensis croatico-glagoliticum: Transcriptio et commentarium/Editionem curaverunt B. Grabar, A. Názor, M. Panteli sub redactione V. Stefanie. Graz, 1973. Monumentä Monumenta musicae byzantinae.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

За долгие годы своего существования серия ЖЗЛ создала разные типы произведений. Были здесь и биографии-документы, и биографии-очерки, и биографии-повести, и биографии-размышления. А сегодня читатель получает еще одну разновидность – биографию-памфлет. После всего, что было изложено на предыдущих страницах, может возникнуть вопрос: а нужна ли нашему читателю подобная книга? Лет двадцать назад, когда у нас в литературе господствовала однозначность, когда все делилось на «белое» и «черное», сказали бы: нет, не нужна. А сегодня скажем: несомненно, нужна. Нужна потому, что только в споре и сопоставлении различных точек зрения рождается истина, ибо всякая критика, пусть даже гиперкритика, несет в себе здоровые элементы, способствующие лучшему пониманию существа вопроса. Нужна потому, что здесь с традиционного образа Лютера сдергивается сусальный покров и лучше высветляются его чисто человеческие качества, а также его приемы и методы действий как идейного вождя Реформации. Одновременно яснее становится внутренний облик ряда лиц, его окружавших, – Меланхтона, Карлштадта и других. К тому же приходится добавить, что наша отечественная литература крайне бедна работами о Лютере. А потому, написанная крупным специалистом-историком, к тому же написанная вдумчиво, остро и с чувством, книга И. Гобри, не сомневаемся в этом, будет с пользой и удовольствием прочитана каждым любителем неординарного чтива. А. П. Левандовский Часть первая. В лоне Церкви (1483–1520) 1. Безрадостное детство (1483–1501) Мартин Лютер родился в Саксонии, в городе Эйслебене, 10 ноября 1483 года, около полуночи. Впрочем, уверенности относительно этой даты у нас нет. Много лет спустя, когда Меланхтон расспрашивал старушку мать об этом событии, день она помнила точно, а вот насчет года сомневалась. Да и сам Лютер называл в качестве даты своего рождения иногда 1483, иногда 1484 год. Основываясь на его словах, разные авторы, в том числе его ближайший сподвижник Меланхтон, склонялись скорее к последнему варианту. Правда, руководствовались при этом они отнюдь не стремлением к исторической точности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Тифлиса. (Проповеднические собрания в г. Тифлисе). Стр. 1447. Мисс. А. Платонов. О наказании священнослужителей за игру в карты. Стр. 1447–1448. Крещение пленных японцев. Стр. 1448. Архиерейская резолюция и нечестность раскольника. Стр. 1448. Из литературы и жизни. (Впечатления миссионера ). Сложный вопрос. Стр. 1449–1458. Д. Боголюбов. Отклика. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 1459–1462. М. Аркадьев. Миссионерские вакансии. Стр. 1462. Со скрижалей сердца. Заигрывание интеллигенции с расколом и виды на него социал-демократической клики.– К истории «всероссийских раскольничьих съездов». – Раскольничье повествование об аудиенции у покойного министра Плеве.– Прогрессивные доклады и либеральные постановление раскольничьих съездов. – Характеристика современного раскола в подпольном «Рассвете».– Клевета г. Пругавина на миссионерские съезды и злословие г Бонч-Бруевича по нашему адресу(Епископ Иннокентий).– Эксцентричная подпись. – Привет и пожелания закавказской миссии. Стр. 1463–1483. В. Скворцов. От конторы редакции. Стр. 1483. Объявления. От чего спас нас Господь Иисус Христос ? (Из чтения на религиозных собраниях в Санкт-Петербурге). Стр. 1483–1494. Свящ. М. Лисицын. Наши монастыри и внутренняя миссия. Стр. 1495– 1502. Свящ. Серапион Брояковский. Необходимость научной подготовки единоверческого духовенства. Стр. 1503–1517. Свящ. С. Шлеев. Начатки или катехизис духоборческого учения. Стр. 1518–1530. М. Каменев. Из миссионерских запросов. К вопросу об иконопочитании. Стр. 1531–1533. Свящ. Е. З–ев, Спб. епарх. мисс. Н. Булгаков. Крещение младенцев. Тайна исповеди. Стр. 1533– 1534. Д. Боголюбов. К вопросу о крещении детей сектантов. Стр. 1535–1540. Свящ. Макарий Клеандров. Из записок и дневников. Из жизни единоверия. Стр. 1541– 1547. Костром. епарх. мисс., свящ. Е. Зубарев. Недавний съезд беспоповских наставников и беседа поморцев с самокрещенцами в селе Кремницком, Княгининского уезда, Нижегородской губернии. Стр. 1548–1555. Мисс. I округа Княгининского уезда Иван Святов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Интенсивная агиографическая деятельность иосифлян, а также, возможно, и слухи о подготовке к Собору, который должен был решить вопрос о канонизации многих русских подвижников, и вся атмосфера той эпохи — нестихавшая идеологическая борьба между двумя направлениями в древнерусском монашестве (иосифлянами и нестяжателями), подталкивали и нестяжателей на агиографические литературные труды. С одной стороны, они хотели показать, что и среди них много было достойных и славных подвижников, с другой — они, возможно, стремились противодействовать распространению иосифлянских воззрений. Инок Ферапонтова Белозерского монастыря, тесно связанный с нестяжателями и отличавшийся строгостью подвижнической жизни, по имени Матфей, написал житие игумена Ферапонта († 1426), основателя обители. Житие особенно интересно тем, что его составитель поддерживает идею общежития, подчеркивает необходимость личного физического труда монахов и отстаивает нестяжательство. Инок Матфей написал также житие игумена Мартиниана Белозерского († 1483). Житие, изображая игумена сторонником аскетических воззрений св. Кирилла Белозерского, отмечает независимость его поведения в отношениях с великими князьями, особенно в ту пору, когда он временно исполнял обязанности настоятеля Троице-Сергиева монастыря (1447–1455), подчеркивает его склонность к нестяжательству, духовной собранности и воздержанию и говорит о том, что главное значение Мартиниан придавал внутренней аскезе, то есть во всем обнаруживаются черты, связывающие его с воззрениями Нила Сорского. Оба жития были написаны между 1547 и 1549 гг. Около 1547 г. в кругах заволжского монашества появилось житие монаха Иоасафа († 1483) из Спасо-Каменного монастыря. Иоасаф, происходивший из княжеской семьи, согласно этому житию, воплощал в себе тип строгого подвижника, который всю жизнь посвятил борьбе с искушениями и внутреннему деланию, считал любовь самой высокой христианской добродетелью, а внешнюю аскезу и монастырские владения отвергал. В житии содержится очень интересный рассказ о мистическом видении Иоасафа: Спаситель, явившись ему в откровении, сказал, что смирение и кротость — лучшие средства в борьбе с искушениями .

http://sedmitza.ru/lib/text/436477/

Tüb., 19792; idem. Luther: Mensch zwischen Gott und Teufel. B., 1982; Steinmetz D. C. Luther and Staupitz: An Essay in the Intellectual Origins of the Protestant Reformation. Durham, 1980; Becker S. W. The Foolishness of God: The Place of Reason in the Theology of Martin Luther. Milwaukee, 1982 (рус. пер.: Бекер З. В. Немудрое Божие: Место разума в богословии Мартина Лютера. М., 2000); Mayer H. Martin Luther: Leben und Glaube. Gütersloh, 1982; Brendler G. Martin Luther: Theologie und Revolution: Eine marxistische Darstellung. Köln, 1983 (рус. пер.: Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. М.; СПб., 2000); Janz D. R. Luther and Late Medieval Thomism: A Study in Theological Anthropology. Waterloo (Ontario), 1983; Wisl ø ff C. F. Martin Luthers teologi: En innføring. Oslo, 1983 (рус. пер.: Вислёфф К. Ф. Теология Мартина Лютера. СПб., 2009); Соловьёв Э. Ю. Непобеждённый еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984; Brecht M. Martin Luther. Phil., 1985. [Vol. 1:] His Road to Reformation, 1483-1521; 1990. [Vol. 2:] Shaping and Defining the Reformation, 1521-1532; 1993. [Vol. 3:] The Preservation of the Church, 1532-1546; idem. Luther, Martin: I. Leben//TRE. 1991. Bd. 21. S. 514-530; Rogge J. Der junge Luther: 1483-1521// Idem. Anfänge der Reformation. B., 19852. S. 13-222; Kittelson J. M. Luther the Reformer: The Story of the Man and His Career. Minneapolis, 1986; Gobry I. Martin Luther: Biographie. P., 1991 (рус. пер.: Гобри И. Лютер. M., 2000. (ЖЗЛ)); Lohse B. Luthers Theologie in ihrer historischen Entwicklung und in ihrem systematischen Zusammenhang. Gött., 1995 (англ. пер.: Martin Luther " s Theology: Its Historical and Systematic Development. Minneapolis, 2011); idem. Martin Luther: Eine Einführung in sein Leben und sein Werk. Münch., 19973; Aland K. Hilfsbuch zum Lutherstudium. Bielefeld, 19964; Kolb R. Martin Luther as Prophet, Teacher, and Hero: Images of the Reformer, 1520-1620. Grand Rapids (Mich.), 1999; The Cambridge Companion to Martin Luther/Ed. D. K. McKim.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКОЦ Бáкоц [венг. Bakócz] Фома (Тамаш) (ок. 1442, Эрдёд (совр. Ардуд), Румыния - 15.06.1521, Эстергом, Венгрия), кард., архиеп. Эстергомский и примас Венгрии, гос. деятель. Род. в семье деревенского ремесленника, при поддержке старшего брата, сделавшего удачную духовную карьеру, учился в Кракове, затем в ун-тах Бонна, Вены, Болоньи, Падуи, а также во Флоренции и Ферраре, получил степени д-ра права и богословия (1470). В Италии познакомился с гуманистическими идеями. Вернувшись в Венгрию, был принят на службу в королевскую канцелярию (1474). В ней он служил сначала в качестве нотария, а позднее секретаря. Благодаря своей образованности, а также деловым качествам и политической ловкости Б. приобрел большое влияние при дворе венг. кор. Матьяша Хуньяди. С 1481 по 1487 г. занимал пост вице-канцлера, а в 1483 г. стал королевским секретарем. Получал от короля церковные пребенды : с 1480 г. дважды назначался настоятелем мон-ря в г. Тител (совр. Сербия), но ограничивался только получением доходов, оставаясь при королевском дворе в Буде; с осени 1486 по весну 1487 г. епископ Дьёра. После смерти кор. Матьяша Б. принял активное участие в борьбе претендентов на венг. корону на стороне чеш. кор. Владислава Ягеллона (буд. Ласло II). В числе проч. магнатов участвовал в составлении условий (т. н. фаркашхидайская грамота), ограничивавших власть короля в стране. В царствование безвольного Ласло II Б. в 1491 г. занял посты верховного и тайного канцлера, став одним из самых влиятельных сановников гос-ва, и фактически правил страной вместе с неск. др. магнатами. В 1490-1492 гг. был (номинально) аббатом древнейшего в Венгрии мон-ря в Паннонхальме, а в 1493 г. добился для себя Эгерского еп-ства - одного из самых богатых и влиятельных в Венгрии (однако только в 1497 был утвержден в этой должности Римом). В дек. 1497 г. папа возвел Б. в сан архиепископа Эстергомского, первого в королевстве. Б. добился от рим. престола закрепления за архиепископом Эстергомским статуса примаса и папского легата в Венгрии, причем миссия папского легата стала постоянной, что в условиях нараставшей османской угрозы придавало Венгрии значение форпоста христианства в Европе. В 1500 г. Б. получил кардинальский сан. В 1503 г. он отходит от руководства королевской канцелярией, хотя титул верховного канцлера сохраняет за собой до смерти. Был одним из воспитателей наследника престола - буд. Лайоша II Ягеллона. В составе т. н. национальной партии на гос. собрании 1505 г. в противовес договорам Ласло II с Габсбургами о взаимном наследовании престолов провел решение о том, что в будущем венг. королями могут становиться только представители местных династий. Щедро предоставлял церковные должности вместе с доходами своим родственникам. В 1507 г. папа Юлий II пожаловал Б. титул лат. К-польского патриарха.

http://pravenc.ru/text/77396.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010