Неудачу среди греков соборных унионистских постановлений автор объясняет мистически: «Я верю, что Милосердный и Всемилостивый не оставит Свою Церковь посреди бури и опасности, но исправит и сохранит ее в прежнем благосостоянии и укрепит еще больше прежнего. Еще я верю, что тем, кто истинно и от всей души борется за нее, Он не позволит быть осужденными и впасть в искушение, или же претерпеть какое-либо зло, поскольку они хорошо сражаются за Него и поддерживают учение Спасителя нашего Христа. Я в этом уверяюсь из того, что и раньше Бог устроил множество препятствий к тому, чтобы произошел Собор, если бы хотели и наши прислушаться к этому. И после того, как Собор [все–таки] произошел, Бог отрубил и отнял то, что должно было служить к поддержанию объединения» (12, 16). 1132 См.: Ph. de Commynes. Memoires/Ed. В. de Mandrot. 2 vols. Paris, 1901–1903; idem. Memoires/Ed. J. Calmette. 3 vols. Paris, 1924–1925; Филипп де Коммин. Мемуары/Пер., ст. и прим. Ю.П. Малинина. М., 1986. Коммин исполнял посольские обязанности во Флоренции у герцога Лоренцо Медичи (в целях создания франко–флорентийского союза против папы Сикста IV); пережив некоторые неурядицы после смерти Людовика, Коммин становится одним из главных советников молодого короля Карла VIII (1483–1498), итальянскому походу которого (1494–1496) посвящена вторая половина его мемуаров. Занимаясь в основном политико–военными вопросами, Коммин (особенно в 7–8–й кн. «Мемуаров») уделяет весьма значительное внимание внутрицерковной ситуации в Италии во время итальянского похода Карла VIII, в частности – конфликту между семействами Колонна и Орсини, от развития которого зависело многое в положении папского двора, и деятельности яростного противника папы Сикста, опиравшегося на дом Колонна, кардинала от Сан–Пьетро ин Винколи и епископа Остии Джулиано делла Ровере, который позднее стал папой, приняв имя Юлия II (1503–1513), – напомним: его понтификат стал прологом протестантской Реформации. 1133 Например, недавно найденные тетради с записями легендарного вождя восставших против османского владычества греков генерала Макриянниса дали основания утверждать, что он фактически действовал в рамках исихастской традиции. Макрияннис органично сочетал аскезу в миру с общественной деятельностью и благотворительностью. При этом генерал не просто описывал свои духовные опыты, а знал их природу и даже мог дать им самостоятельное богословское описание ( Στρατηγο Μακρυγιαννη. Ορματα και θυματα. Αθνα, 1983). Ранее неизвестные мемуры Макриянниса произвели в научном мире подлинную сенсацию и обьяснили многие дотоле непонятные мотивы его действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правление И. В. было временем значительного усиления связей с Италией. Русские посольства многократно посещали разные итал. гос-ва (гл. обр. Венецию, Милан и Рим), откуда привезли в Москву мастеров разных специальностей, так что в Москве уже в 70-х гг. XV в. существовала итал. колония. Итал. мастера содействовали развитию ряда отраслей производства, таких как чеканка монеты, литейное дело, производство кирпича и др. Наиболее выдающимся из трудившихся в Москве итал. мастеров был Аристотель Фьораванти из Болоньи, построивший Успенский собор в Московском Кремле. Итал. мастера активно участвовали в возведении стен и башен Кремля. Эпоха правления И. В.- время большого крепостного и храмового строительства прежде всего в Московском Кремле, но также и в иных центрах (в частности, в конце правления И. В. был построен Новгородский кремль). По образцу Успенского собора Московского Кремля строились храмы во мн. рус. городах. Ко времени правления И. В. относится деятельность иконописца Дионисия , создавшего иконостас для московского Успенского собора. При участии советников И. В. был создан такой крупный памятник летописания, как Московский свод 1479 г. Ко времени правления И. В. относятся творчество преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, создание такого значительного памятника общественной мысли, как Послание на Угру Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) , а также «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Последние годы правления И. В. были отмечены борьбой за престолонаследие. Старший сын вел. князя Иоанн Молодой не позднее 1471 г. был провозглашен соправителем отца. В браке с дочерью молдав. господаря Стефана Еленой у Иоанна Иоанновича в 1483 г. родился сын Димитрий Иоаннович . В 1472 г. И. В. вступил во 2-й брак с Софией (Зоей) Палеолог , племянницей последнего визант. имп. Константина XI Палеолога . В этом браке родились неск. сыновей и дочерей, старшим из детей был Василий III Иоаннович (род. в 1479). Иоанн Молодой скончался в 1490 г. После его смерти Василий стал правителем Тверской земли, но не получил великокняжеского титула и не был объявлен соправителем отца. В 1497 г. кн. Василий был обвинен в организации заговора, в намерении «отъехать» от отца и арестован; были казнены его сторонники из детей боярских. В 1498 г. И. В. объявил своим соправителем внука Димитрия, и тот был коронован по визант. обряду коронации соправителя. Однако в марте 1499 г. Василий был провозглашен «государем великим князем» Вел. Новгорода и Пскова, а Димитрий перестал участвовать в управлении страной. В апр. 1502 г. Димитрий и его мать Елена попали в опалу и были заключены в тюрьму, а Василий стал соправителем отца - «великим князем всея Руси».

http://pravenc.ru/text/469780.html

Причины этой опалы покрыты тайной, о них не обмолвились ни единым словом ни одна из летописей и никакой другой источник того времени, сообщающий о событии. В историографии выдвигались различные версии. Ясно лишь то, что опала была связана с династической борьбой вокруг престолонаследия, начавшейся после смерти в 1490 году Ивана Ивановича Молодого, сына Ивана III от первого брака с Марией Тверской. У него остался сын, внук Ивана III Димитрий, родившийся в ноябре 1483 года. Младший сын Ивана III Василий (от второго брака, с Софьей Палеолог) родился в марте 1479 года и был на четыре года старше Димитрия. Его мать, византийская царевна из рода Палеологов, конечно, желала видеть сына на московском троне. Мы уже говорили в итальянской главе, что вскоре после рождения сына Василия ее посетил брат, Андрей Палеолог с бреве от римского папы (сама Софья воспитывалась в Риме, ей покровительствовал кардинал Виссарион). Но и мать внука Димитрия, Елена Волошанка, вдова Ивана Молодого, отличалась, надо полагать, не меньшим честолюбием — ее отец, молдавский господарь Стефан Великий, был крупным и влиятельным европейским правителем. Соперничество Софьи и Елены было неизбежным. Исследователи относили Патрикеевых и к той, и к другой «партии», предполагая самые разнообразные их интересы. Наиболее распространена гипотеза о их связях с партией Елены—Димитрия. Но исследователи обычно не учитывали один важный фактор этой борьбы — намерения Василия с целью давления на отца реализовать старинное право «отъезда» и 5 Н. Синицына «отъехать» в Литву. Во второй раз оно было даже осуществлено. События развивались так: Иван III первоначально предполагал сделать наследником Димитрия, которому в ноябре 1497 года исполнялось 14 лет. Сторонники Василия, которому было уже 18 лет, узнав об этом, организовали заговор. Василий угрожал отцу отъездом, но Иван III опередил его, наложив опалу на него и Софью; для сына он ограничился домашним арестом, не наказывая его сурово (вероятно, под влиянием Софьи) . В феврале 1498 года наследником был провозглашен Димитрий. Но равновесие было неустойчивым, борьба не закончилась, сторонники Димитрия хотели упрочить его положение и окончательно оттеснить Василия. Последний, в свою очередь, продолжал опасную игру, вторично угрожал «отъездом» и на рубеже 1499 и 1500 годов пытался даже выполнить свое намерение, хотя известие об этом в источнике очень лаконично .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Разночтения при публикации Основной редакции памятника даны по следующим спискам: 1. Список Р – РГБ. Собр. Рогожского кладб. (Ф. 247) Киево-Печерский патерик и сборник поучений, составная (?) ркп. кон. XV – нач. XVI в. (л. 1–91, водяной знак: Брике 11421, 11423 – 1483–1498, 1493–1501 гг.), нач. XVI в. (л. 146–174, водяной знак: Лихачев 1340–1504 г.) и втор. четв. XVI в. (л. 94–145, водяной знак типа: Брике 1817 – 1524–1526 гг.), л. 92–93, 175 позднейшие). Формат ркп. 4° (19,5 х 13,5); имеет 178 л. (III 175; л. III, 92–93, 175 – чистые); писана полууставом нескольких почерков. В заглавиях киноварь, на л. 1 – вязь. Инициалы тонкие киноварные с небольшими орнаментальными украшениями. Переплет (поздний) – доски в коже с золотым тиснением; в тиснении преобладает растительный орнамент. Застежки кожаные с металлическими замками. На форзаце сохранились старые номера ркп. «602» и «77». На л. об. – «Выписка из описаний Печерских патериков, и в особенности, Берсеневскаго харатейнаго, помещенных в журнале министерства народного просвещения 1838 и 1840 в окт.: л. 6-й» и «Оглавление сего паторика», возможно, выполненные А.А. Рахмановым. Киево-Печерский патерик занимает л. 1–91 об. Список редакции О , полный, кроме основных текстов, включает Похвалу Феодосию и начало Послания Фотия в Печерский монастырь (до слов: «...и раа лишену и сего ради человеколюбие Христос Боже...»), которые завершают Патерик. В состав сборника, помимо Патерика, входят послания и поучения киевских митрополитов Илариона и Фотия. Подробное палеографическое описание рукописи и постатейную роспись Патерика содержит машинописная опись собрания Рогожского кладбища, составленная И.М. Кудрявцевым, Ю.А. Неволиным, Н.Б. Тихомировым, Я.Н. Щаповым, Е.П. Маматовой (М., 1968. С. 311–312). До этого собрание Рогожского кладбища описывалось И. Власовым в 1890 г. и Е.И. Усовым в начале 1920-х годов. 2. Список О – РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 205) 157. Ркп. перв. трети XVI в. (водяные знаки типа: Брике 11424 – 1502–1512 гг., 10756 – 1526 г., 10793 – 1531 г., 12661 – 1537 г.); в 4° (20,3 х 14,5); на 226 л. (24 л. – чистые); полуустав и четкая мелкая скоропись нескольких почерков. Заглавия писаны киноварью, инициалы тонкие киноварные с небольшими орнаментальными украшениями и без них. Переплет – доски в коже с тиснением – поврежден: кожа на крышках во многих местах протерта до досок, на корешке зашита нитками; застежки оборваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Савонарола, с его друзьями, был взят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17 человек, выбранных из партии «беснующихся», Допросы и пытки Савонаролы велись самым варварским способом. Его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия, допросами и угрозами вынудили признание, что все его пророчества – ложь и обман. Савонароле все же удавалось писать сочинения в заключении. Последнее сочинение «Руководство в христианской жизни» написано им за несколько часов до смерти, по просьбе тюремщика, на переплете одной книги. 23 мая 1498 г. Савонарола, при огромном стечении народа, был повешен, а потом тело его сожжено. Учение Савонаролы было оправдано папой Павлом IV (1555–59), а в 17 веке в честь его составлена служба. Относительно его деятельности мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нем реформатора, обличавшего испорченность церкви. Другие доказывают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался строго католической почвы; что, выступая вначале как реформатор, примешал к своему делу политику и явился в качестве народного демагога, на чем и потерпел поражение. Реформаторские движения в Германии. Лютеранство Всеобщее недовольство Римской церковью и стремление к ее преобразованию в 14 и 15 веках разрешилось в 16 веке так называемой реформацией . Началась она в Германии, и во главе ее выступил августинский монах Мартин Лютер , сделавшийся основателем нового религиозного общества на Западе. Лютер происходил от бедных родителей из низшего сословия. Родился в 1483 г. Образование получил в Эрфуртском университете. Будучи религиозно настроенным и ревностным католиком, он в 1505 г. поступил в августинский монастырь в Эрфурте и вел аскетическую жизнь. Он занялся изучением св. Писания, сочинений Августина и средневековых мистиков. В 1507 г. он стал священником, а в 1508 г. перешел в Виттенберг, где занял должность профессора университета. В 1510 г. Лютер совершил путешествие в Рим по делам ордена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Само существование этих гос-в как в военном, так и в финансово-экономическом отношении в большой степени зависело от регулярного ежегодного притока паломников - прежде всего с лат. Запада. Уже начало крестоносного движения отмечено паломническим сочинением англосакса Зевульфа, проведшего на Св. земле более полугода (1102-1103) (Peregrinationes tres. 1994; рус. пер.: Путешествие Зевульфа. 1885); в течение XII в. корпус такого рода путеводителей пополняется в т. ч. за счет памятников с далекой европ. периферии - вроде Дорожника исл. аббата Николая (нач. 50-х гг. XII в.) (Древнескандинавские итинерарии. 2001. С. 369-415) и др. Церковь с XII в. обеспечивала участникам т. н. великих П. (peregrinationes maiores, primariae), т. е. П. в Иерусалим, Рим и к св. Иакову Компостельскому, особую правовую защиту (forum ecclesiasticum), распространявшуюся и на оставленное на родине имущество. Впоследствии, в XIV-XV вв., благодаря установлению устойчивых связей Венеции с Левантом П. на Св. землю приобретает черты рутинного предприятия в рамках договора паломников с венецианским судовладельцем, к-рый брал на себя все заботы, в т. ч. по пребыванию на Св. земле и обратному пути. Вместе с тем сами свидетельства о П. на Св. землю становятся реже и постепенно теряют собственно паломнический характер, превращаясь в светские тексты познавательно-развлекательного характера. Одно из наиболее известных - П. в Иерусалим, на Синай и в Каир Бернхарда фон Брейденбаха , пребендария кафедрального собора в Майнце, состоялось в 1483-1484 гг., и уже через 2 года в Майнце вышло его описание на лат., верхненем. и нижненем. языках, содержащее многочисленные гравюры, к-рые были выполнены на основе зарисовок, сделанных в дороге,- это первый опыт живой иконографии Св. земли (Sanctarum peregrinationum… 1486). Предпринятое через 15 лет, в 1496-1498 гг., большое путешествие нем. дворянина Арнольда фон Харфа по мн. странам Европы и Азии, в т. ч. на Св. землю, Синай и в Египет, судя по тону оставленных им записок (Die Pilgerfahrt des Ritters Arnolds von Harff.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Слабень Григорий Яковлевич Воронин [см. Ворона], начало XV в., Переяславль Ср. его вотчина деревня Слабнева, на восток от Троицкого монастыря за озером Тарбеевым Слабоня Иван, посадский человек, 1580 г., Новгород Славна Анна Дмитриевна Ховрина [см. Ховра], первая половина XVI в. Славутин ( Слаутин ) Калина [см. Калина], холоп, 1598 г., Новгород Сластуха Иван, крестьянин, 1598 г., Арзамас Слащев , крестьянин, 1624 г., Курмыш; Слащевы, крестьяне, 1624 г.,. Нижний Новгород; Слащевы, 1634 г. 83 Слебоч , крестьянин, 1545 г., Новгород Слеза Григорий Васильевич Беклемишев [см. Беклемиш], середина XV в.; Александр Иванович Коновницын [см. Коновница], 1498 г. Слезка кн. Иван Семенович Елецкий, 1520 г. Слепень Иван, крестьянин, 1572 г., Новгород Слепец, Слепцов : Борис Матвеевич Слепец Тютчев [см. Тютчев], воевода в походе на Двину, 1470–1478 гг.; Бажен Дмитриевич Слепцов, 1590 г., Мещера; Иван Борисович Слепцов, 1578 г., Москва Слепой , XV–XVI вв., много лиц Слепой Волченок см. Волченок Слепой Слепушкин Иван Степанович, 1640 г., Верея Слизень Андрей Андреевич, конец XIV в.; от него – Слизневы [см. Копть, Копыто, Мятель, Ногавица, Смолка, Ташлык, Упа] Слизов Истома [см. Истома] Григорьев, крестьянин, 1550 г., Пошехонье Слинкин Ждан [см. Ждан], посадский человек, 1624 г., Тверь Слиток ( Слитно ) Леонтьевич Гаврилов, 1568 г., Ярославль Слитки, литки – могарыч, вспрыски; на севере ссыпное пиво, пир вскладчину Слободин Борис, помещик, 1588 г., Арзамас Слободкин Игнатий Федоров, дьяк кн. Юрия Ивановича, 1504–1517 гг., Дмитров Слово Давид Захарьин, 1483 г., Белоозеро 84 Слопыга Сергеев, крестьянин, 1585 г., Новгород Ср. слопец – западня для ловли крупных зверей Слот, Слотин, Слотовы : Слотин Андрей, 1518 г., Переяславль; Слот Трофимов, крестьянин, 1564 г., Олонец (Обонежье? – С. В.); Федор (Фадей? – С. В.) Андреевич Слот Воронов [см. Ворон], 1580 г., Кострома; Зиновий Дмитриевич Слотин, середина XV в., Переяславль; Слотовы, XVI–XVII вв., Переяславль [см. Нехороший] Ср. там же село Слотино

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

См.: примечание к 1, 7, 28. 1469 Ср.: Максим Исповедник, ξγησις της κινσεως, 8 — PG 90, 121C; Диспут с Пирром — PG 91, 341С. 1470 6, 17, 65. 1471 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche 141/PG 32, 104А. 1472 Содержание сноски отсутствует. 1473 Исх 35:31. В Славянской Библии: Духа Божия, премудрости и разума . 1474 Рим 1:20. 1475 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48 — В. Pruche (ed.), Basile de Cesaree. Sur le Saint Esprit, 2nd edn. [Sources chretiennes 17 bis. Paris: Cerf, 1968], p. 85. 1476 Буквально: «истину» — την του πργματος λθειαν. 1477 См.: Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 1, 2 — PG 3, 121В. 1478 1 Тим. 1:7. 1479 Ср.: Пс. 63:4. 1480 Ср.: Ис. 30:12. 1481 Авв. 2:15. В самом Писании: «ближняго своего». 1482 Лк. 16:11. 1483 Лк. 16:9. 1484 См.: ниже. 1485 Ср.: Мф. 25:24. 1486 3 Цар. 12:13. 1487 1 Кор. 14:34. 1488 Максим Исповедник. Письмо к Иоанну Кувикуларию — PG 91, 461D–464A. 1489 1 Тим. 2:12. 1490 1 Кор. 14:34–35. 1491 Григорий Богослов, Стихотворения нравственные, 2. Советы девственным, 311–312, 320–321, 351 — PG 37, 602–603, 606. 1492 Сир. 25:19. 1493 Диадох Фотикийский, Главы, 36 — des Places 105. 1494 Евагрий Понтийский, Главы о молитве, 117 — PG 79, 1193А. 1495 Цитата не идентифицируется. 1496 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — des Places, 108. 1497 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C. 1498 Цитата не идентифицируется. 1499 Ср.: Εφ. 1:14. 1500 1 Кор. 8:1. В Славянской Библии: «разум кичит». 1501 1 Кор. 9:24. 1502 См.: их гомилии «На Преображение». 1503 Иоанн Синайский, Лествица, 28 — PG 88,1132D. 1504 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, ст. 140. 1505 Там же. 1506 Он же, Слово 72 — Σπετσιρης, σ. 281. 1507 2 Кор. 11:14. 1508 Содержание сноски отсутствует. 1509 Содержание сноски отсутствует. 1510 Содержание сноски отсутствует. 1511 Содержание сноски отсутствует. 1512 Содержание сноски отсутствует. 1513 Содержание сноски отсутствует. 1514 Содержание сноски отсутствует. 1515 2 Кор. 11:14. 1516 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС. 1517

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сухинин Федор, помещик, конец XVI в., Белев; Власий Федорович, 1627 г., Белев Сухирин Окул [см. Окул], крестьянин, 1432 г., Радонеж Сухобоков Степан, посадский человек, 1585 г., Псков Сухоборов Игнатий, крестьянин, 1495 г., Новгород Суховерхов Захарий, крестьянин, начало XV в., Звенигород; Феодосий Суховерхов, крестьянин, 1495 г., Новгород Сухово-Кобылин Иван Александрович, конец XV в., Новгород; от него – Сухово-Кобылины [см. Кобыла] Сухой – распространено; Иван Васильевич Вельяминов, вторая половина XV в.; Иван Федорович Товарков [см. Товарко], вторая половина XV в. [см. Бурняй, Оншутин] Сухомесов Иван, посадский человек, 1664 г., Тихвин (Тотьма? – С. В.) Сухона Иван Степанов, солевар, 1502 г., Соль Галицкая; от него – Сухонины Сухонос : Яхно (?) [см. Яхно], 1498 г., Новгород; Иван царский конюх, 1573 г. Сухопаров Григорий Никитин, подключник Хлебного дворца, 1572 г. Сухоплюев Григорий Иванович, 1571 г., Москва Сухорук : кн. Михаил Константинович Оболенский, 1500 г.; кн. Иван Семенович Новосильский, 1503 г.; Кузьма Минин Сухорук, нижегородский староста, соратник кн. Д. М. Пожарского; Осип Сухоруков, посадский человек, 1623 г., Гороховец Сухорь Аверкий Григорьевич Воронцов [см. Воронец], 1544 г., Дмитров [см. Струна] Сухосвитов Останя [см. Останя] Васильев, крестьянин, 1504 г., Верея Сухотин Тимофей Васильевич, послух, 1483 г., Малый Ярославец Сухоткин Кузьма, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1619 г. Сухочевы Игнатий и Трофим Ивановичи, 1626 г., Белев; Сухочевы, помещики, XVI–XVII вв., Белев Сухощек Еремей, посадник, казнен в 1471 г., Новгород Сучек Суш, Сушов : кн. Иван Иванович Суш Кашин [см. Каша], казнен в 1565 г. при учреждении опричнины; Борис Алексеевич Сушов, 1550 г.; Сушовы, XV–XVI вв., Владимирский уезд [см. Шаст] Суш – мелкая сушеная рыба Сушатин Фрол Иванович, начало XV в., Радонеж Сушимников Иван, крестьянин, 1612 г., Нижний Новгород Сушко, Сушков : Григорий Сушко, послух, середина XV в., Москва; Степан, Филипп и Иван Яковлевичи Сушковы, 1568 г., Ярославль; Сушковы, XVI–XVII вв., Ярославский уезд

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Такие изображения, свидетельствующие о высоком положении Д. С. в иерархии святых, сохранились в составе росписей ряда македон. храмов: Успения в мон-ре Трескавец (между 1334 и 1343); вмч. Димитрия в Марковом мон-ре (ок. 1376); св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (ок. 1380); в нек-рых памятниках XVI-XVII вв., напр. в росписи кафоликона монастыря Преображения в Метеорах (1483) - с надписью: Ο Μγας Δοξ; на шитой епитрахили 2-й пол. XVI в. в Иверском мон-ре на Афоне; на молдав. иконе кон. XVI в. (Музей икон в Рекклингхаузене) - с небольшой фигуркой предстоящего мч. Нестора; в росписях сер. XVI в. храмов Сучавы и Арборе, Румыния. Этот вариант иконографии оказал воздействие на многочисленные балканские произведения поствизантийской эпохи, на к-рых Д. С. изображался фронтально, вместе с др. мучениками или отдельно: на иконе Д. С. и вмч. Георгия (XVII в., мон-рь Дохиар на Афоне), на иконе Д. С. (1-я пол. XVII в., собрание митрополии в Фессалонике); в афонских росписях, напр., в трапезной мон-ря Ксенофонт (1498), в кафоликоне мон-ря прп. Дионисия (1547), в притворе старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1564), в парекклисионе св. Архангелов в мон-ре Хиландар (1718), в храме скита св. Анны (1757) и др. В этих памятниках Д. С. часто представлен в 2 хитонах разной длины, иногда - в подбитом мехом кафтане и плаще, с тростью в руке; в XVIII-XIX вв. под воздействием западноевроп. иконографии мучеников такие изображения могут дополняться пальмовой ветвью. В искусстве XIV в. и более позднего времени также известен вариант, совмещавший черты воина и мученика. Такова фреска ц. вмч. Георгия «ту Вуну» в Кастории, Греция (ок. 1385), где святой, представленный рядом со свт. Николаем Чудотворцем, одет в мученические одежды, в правой руке держит крест, в левой - поднятый рукоятью вверх меч, уподобленный кресту как духовному оружию; в более ранних росписях храмов - ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), и ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) - присутствуют сходные изображения.

http://pravenc.ru/text/178231.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010