1454 …вопросил его Пилат… – Пилатом (римским проконсулом Иудеи, допустившим распятие Христа) называется здесь Елагин (см. ниже). 1455 Стр. 663. …Петр отречеся… – Упоминается евангельская легенда об отречении апостола Петра от Христа. 1457 Стр. 664. …поем… песни песням… – Излагается отрывок библейской «Песни песней» Соломона в символическом истолковании (как «хвала о церкви»). 1460 Стр. 665. …дома Вавилон… – Намек на библейскую легенду о том, как царь Навуходоносор построил около Вавилона золотого истукана и заставил народ поклоняться ему; трех отказавшихся это делать иудеев он приказал бросить в печь, но ангел спас их. 1461 Не блуди, еретик… против солнца же водят… – протест против изменения Никоном церковных обрядов: порядка пресуществления «святых даров» (см. выше), покрытия алтаря антиминсом, изменения формы креста, движения процессий «против солнца» (а не наоборот, как ранее) и др. 1462 Аръсен – Арсений Грек, монах, помощник Никона, переводчик и редактор церковных книг; учился в Риме, Венеции, Падуе. 1465 …к болшой царевне вверх во псаломщики… – Евфимий читал «Псалтырь» во дворце у сестры царя Ирины, старшей из царевен. 1470 …просвиру вынял за брата – Во время церковной службы священник вынимает частицу из просфоры за здоровье тех лиц, имена которых ему указываются. 1473 Стр. 669. …сорокоуст дал… – сорокадневная молитва в церкви по умершем и необходимые для нее предметы (свечи, ладан и др.). 1480 …бело у ушей… – На изображениях ангелов рисуются «слухи» – белые ленточки, входящие в уши и символизирующие внимание к речам Бога. 1483 Стр. 674. Июда чюдотворец. – По легенде, апостол Иуда мог творить чудеса (до того, как он предал Христа). 1484 …в Деяниих, зач. 36 и 42 зач… – то есть в соответствующих разделах («зачалах») «Деяний апостолов». 1498 Стр. 684. …в Чигирин… – Главные события русско-турецкой войны развернулись вокруг столицы украинских гетманов – Чигирина. 1500 …похититель Каменца-Подолского… – В 1672 г. турки захватили польскую крепость Каменец-Подольский. 1504

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

1475. Об этом авторе упоминает уже блж. Иероним Сгридонский в своем сочинении «О знаменитых мужах». 1476. Определение uerus свт. Амвросий часто использует в своей экзегезе по отношению к прообразу, чаще всего Христу. Ср.: loseph 6. 31; 9.47; 10. 52; 14. 83–84; Isaac 1.2:3. 7; 4. 17. — Примеч. ред. 1477. О смерти евнуха Каллигона (gladio ultori punitum) упоминает и блж. Августин, contr. Iul. 6. 14. 41. — Примеч. ред. 1478. См.: 1 Петр. 1. 19; Рим. 5. 9; Еф. 1. 7; Koл. I. 14, см. также: Деян. 20. 28; Откр. 1. 5.5. 9. 1479. Свт. Амвросий упоминает тех патриархов, чьим добродетелям он уже посвятил свои сочинения. 1480. Vir perfectus — стоическое понятие, которым свт. Амвросий пользуется для обозначения праведника. 1481. См.: Мф. 5. 46. 1482. См.: Мф. 5. 44. 1483. Скорее всего, это относится к братьям Иосифа, которых свт. Амвросий оправдывает в продолжение всей книги. 1484. См.: Быт. 37. 3–4. Ср.: Iacob 2. 2. 5. 1485. См.: Быт. 37. 7. 1486. См.: Мф. 28. 16–17. 1487. Ср.: Флп. 2. 10. 1488. Ср.: Мф. 13. 54–57; Ин. 6. 42. 1489. Иаков, отец Иосифа, своим неверием прообразует иудейский народ, но его любовь к Иосифу указывает на избранника среди сыновей. 1490. То есть возвышение Иосифа над братьями и прообразование им Спа­сителя. См.: Быт. 49. 22–26. 1491. См.: Uak. 5. 6; I Ин. 2. 1. 1492. См.: Быт. 37. 14. 1493. Ср. у свт. Иоанна Златоуста, hom. 61. 3: «Все это произошло для того, чтобы обнаружилось расположение Иосифа к братьям и стал очевидным их кровожадный замысел против него. Как Иосиф пришел посе­тить братьев… Господь наш, по человеколюбию Своему, пришел посе­тить человеческий род, приняв свойственную нам плоть и благоволив стать нашим братом» (цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и друг их авторов I–VIII вв. Ветхий Завет. Т. 2: Книга Бытия 12–50. Тверь: Герменевтика, 2005. С. 167). 1494. См.: Быт. 37. 13. 1495. См.: Лк. 19. 8. 1496. См.: Быт. 37. 15. 1497. Ср.: Числ. 16. 5; Ин. 10. 14. 1498. Ср.: Быт. 4. 16. 1499. См.: Быт. 3. 8. 1500. См.: Быт. 37. 17. 1501. См.: Быт. 49. 1–28.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1483. [Адам,] где ты? (Быт. 3. 9). 1484. Преподобного аввы Дорофея поучение 1. 1485. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3. 10). 1486. Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3. 12). 1487. Преподобного аввы Дорофея поучение 1. 1488. Что ты это сделала? (Быт. 3. 13). 1489. Cassiani Collamιo VIII, caput X. 1490. Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1491. Cassiani. De institutis renuntiantium, caput XXXVII. 1492. Быт. 3. 22–23. 1493. Святой Макарий Великий говорит, что в совершенных христианах Господь есть [является] как бы душою их. Слово 6, гл. 12. 1494. Последование панихиды. — Ред. 1495. Беседа II, гл. 1, 2, 4. 1496. Поучение первое. — Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7. 19). 1497. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 46. Добротолюбие Ч. 3. 1498. Преподобного Макария Великого. Слово 7, гл. 31. 1499. Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт. 3. 22). 1500. Акафист Божией Матери, стихиры на Господи воззвах. 1501. Ис. 14. 14. 1502. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 24). 1503. Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере (Евр. 11. 37–39). 1504. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11. 13). 1505. Слово 2. 1506. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2. 15–17). 1507. Ср.:… весь мир лежит во зле (1 Ин. 5. 19). 1508. Дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4. 4).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

165 Старинная св. икона, именуемая Избиенных младенцев от Ирода , находится в Ильинской церкви г. Вологды. На ней изображена в облаках Богоматерь о Богомладенцем, окруженные со всех сторон, на подобие венка, младенцами в самых разнообразных положениях. 166 Исааковская св. икона, прославление которой относят к 492 г., представляет собою изображение поясного образа Богоматери, несомого священником в сопровождении епископа, инока и диакона. По молитве пред этою св. иконою одержал победу над неприятелями греческий царь Исаак, как об этом свидетельствует древняя хроника (но с опущением указаний – относится ли чудесное событие ко времени Исаака I Комнена, или ко времени Исаака II Ангела). 168 Испанская св. икона прославлялась в 718 г., когда по молитве пред нею была оказана помощь одному испанскому вождю в борьбе с сарацинами. Богоматерь изображена на ней восседающею на троне, с Богомладенцем, сидящим на Ее коленах и поддерживаемым Ее руками. По предположению некоторых, эта же св. икона разумеется и под именем Гиспальской. 169 Иоанно-Богословская св. икона, ныне находящаяся в Англии, найдена в 1826 г. в имуществе, оставшемся после смерти одного греческого монаха. На ней изображена Богоматерь с Богомладенцем на левой руке, на подобие Смоленской Одигитрии. Из надписей на обратной стороне иконы видно, что она принадлежала св. ап. Иоанну Богослову, затем его ученику ев. Поликарпу и многим лицам, в числе которых упоминается Евдокия, супруга имп. Феодосия, царица Елена, Макарий, патр. Иерусалимский; полагают, что эта св. икона написана св. ап. и ев. Лукою. 170 Св. икона, именуемая Иоасафовская Смоленская, с изображением по сторонам ее ликов святых, принадлежала патриарху Иоасафу I и ныне находится в Московском Архангельском соборе. 171 Иорданская св. икона находится в Иерусалиме, в Старой Патриархии, в церкви свв. равноапп. Константина и Елены, куда она была перенесена из мон. пр. Герасима (см. 107 стр.), по упразднении этой обители. О другой Иорданской иконе см. 1496 стр. 172 Казанская св. икона является одной из наиболее распространенных свв. икон Богоматери. Кроме известных под особыми наименованиями (см. их в Указателе), местно чтимые Казанские свв. иконы хранятся в весьма многих монастырях, о чем см. 1424, 1425, 1426, 1428, 1434, 1440, 1448, 1452, 1453, 1455, 1457, 1458, 1469, 1472, 1474, 1481, 1483, 1498, 1499, 1503, 1504, 1508, 1516, 1517, 1519, 1520, 1523, 1527, 1582, 1533, 1534, 1539, 1543, 1544, 1548, 1561, 1562 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

18. Михаила Анхиала, ипата философов (το κα πτουχρηματισαντος τν φιλοσφων, 1169–1177): а) определение об уничтожении обычая, в силу которого мирские священники, поступив в монахи, продолжала числиться в корпорации служащих мирских священников (τ τν διακνων συγκαταλεγεσϑαι σματι κα μετ λαικν ιερων) 1482 , b) разрешение дочери Иоанна, например, и племяннице жены его вступить в брак с двумя братьями 1483 , с) определение о действии обручения 1484 , d) определение об уничтожении обряда сожигания костров и ворожбы 1485 , е) определение о том, что нельзя принять отречения епископа Феодула, не считающего себя достойным священнодействовать 1486 , f) определение о возвращении епископских прав, епископу, постриженному в монахи насильственно светской властью 1487 , h) определение о избрании новых епископов митрополитом, которое должно быть производимо с разрешения собора 1488 , g) определение, запрещающее и чтецам принимать на себя мирские должности 1489 , определение об извержении священника, принимающего исповедь без разрешения епископа 1490 , k) запрещение епископам рукополагать священников и диаконов для других епархий 1491 , l) акт о ставропигиях 1492 . 19. Феодосия Варрадиота (1177–1178): а) определение, разрешающее брак невесте, которая была раньше обручена с двоюродным братом жениха, но обручение было расторгнуто 1493 , b) определение о том, что обручение не имеет значения брака 1494 , с) определение о том, что игумену следует быть священником 1495 . 20. Василия Каматера (1183–1186) определение, составленное на соборе в присутствии императора Исаака Ангела (1186 г.) и патриархов Антиохийского и Иерусалимского, о том, что жена рукоположенного во епископа непременно должна постригаться в монахини 1496 . 21. Георгия Ксифилина (1193–1199): а) о правах епархиального епископа в отношении к ставропигиальным монастырям Константинопольского патриарха и учреждениям, находящимся на территории его епархии 1497 , b) о возвышении достоинства протэктика, причисленного к низшим должностям, в разряд высших 1498 , с) акт о ставропигиях 1499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

356. Анна Васильевна, единственная дочь Василии Васильевича Темного, вел. кн. московского 44), от брака с Марией Ярославовной, в иночестве Марфой, кпяжной боровской 130), жена Василия Ивановича, вел. кн. рязанского 464). – Род. в Москве, около 1450 г.; венчана в Москве же, с 16-ти летним Василием в январе 1464 г.; участвовала в наследии после своего брата Юрия (Георгия) Васильевича, князя дмитровского ), который вспомнил её, завещав, между прочим, духовною: «сестре своей великой княгине рязанской Анне даю монисто, чем мя благославила баба моя», в 1472 г; осталась вдовой, с сыном Федором, князем рязанским ), дочерью, неизвестной по имени, и правом на четвертую долю всех рязанских казенных пошлин, в 1483 г.; приехала в Москву, я августе и, встреченая великим князем с семейством «на Всполье за Болкановьем», гостила у брата остальные месяцы 1497 г.; при отъезде своем из Москвы в Рязань, к свадьбе дочери, .сопровождалась до Угреши племянником Юрием (Георгием) Ивановичем, князем дмитровским ), 7 января 1498 г. – Ум. в Рязани, в апреле 1501 г. – Тело её погребено там же, в Рождественском соборе. 357. Анна Васильевна 357. Анна Васильевна, старшая из четырех дочерей Василия Дмитриевича, вел. кн. московского 45), от брака с Софией Витовтоной, в иночестве Евфросинией, великой княжной литовской 180), первая жена Иоанна Мануиловича, царевича – впоследствии с 1428 по 1444 гг, императора – византийского. – Род. в Москве, в 1393 г.; выдана за царевича Иоанна, в 1411 г.; ум. в Царьграде (Константинополе), от морового поветрия, в 1417 г. – Тело её погребено там же, в монастыре Богоматери, называемом τονμυβορρ. 358. Анна Васильевна 358. Анна Васильевна, первая жена Константина Васильевича, вел. кн. суздальского ), дочь князя манкунского, в Греции. – Бсе сведения о ней ограничиваются тем, что она, вероятно, быв матерью Андрея, князя суздальско-нижегородского 328), ум. неизвестно когда, но, во всяком случае, раньше 1335 г. – Тело её погребено в нижегородском Спасо-преображенском соборе. 359. Анна Васильевна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Борщаговская (в селе Братской Борщаговке, в 10 в. от Киева) в 10 пятницу по Пасхе. Браиловская 1 окт. 1520. Братская – См. Киево-Братская. Буцневская. Валкурийская 118 25 окт. Васильновская 119 24 окт. Васьковская 120 в неделю Фомину. Ватопедская Отрада или Утешение 21 янв. 1442, 1518, 1532. Введение 21 нбр. 402–405, 1425, 1498. Великорецкая . Веницейская 121 3 апр. Венская , что в Уграх 122 , 15 фвр. Вертоградская . Взыграние на Угреши 7 нбр. 1487, 1500. Взыскание погибших. – См. Борская. Византийская 123 7 апр. Виленская Одигитрия 14 аяр. 1452, 1478. Виленская Остробрамская 20 дек. 1478. Витебская Казанская 8 июл. 1521. Вифлеемская (в Кашоэтском соборе, в г. Тифлисе) 15 авг. Владимиро-Волынская 124 . Владимирская 21 мая, 23 июн., 26 авг. 125 Владимирская Знамение 126 27 нбр. Владимирская в г. Нерехте 127 2 мая. Владимирская Ростовская 15 авг. 201. Владимирская Селигерская 7 дек. 1545. Влахернская 7 июл. 1484, 1499, 1500. Вододательница 128 11 окт. Вознесенская Казанская 8 июл. 1499. Вологодская Знамение 129 2 снт. Вологодская Казанская 130 8 июл. Волоколамская 3 мрт. 1486. Вольнянская . 1479. Воргольская 131 30 июл. Воронежская Казанская 8 июл. 254. Воронежская Смоленская 28 июл. 1442. Воронина Одигитрия 132 28 июл. Воспитание 133 5 мрт. Вразумившая екклисиарха 134 12 янв. Вратарница Иверская. – См. Иверская. Вратарница (другая) 23 июн. 1562. Всех скорбящих Радость 24 окт. 424, 1434, 1449, 1454, 1593, 1518, 1525, 1528, 1543. 1544, 1546, 1547. 1555, 1559. Вулкану (в Греции, в монастыре Вулкану, Миссинийской епархии). Вутиванская 135 2 мая. В скорбех и печалех утешение 19 нбр. 168, 1443. Выговская (в с. Выгове, Овручского y., Волынской губ.) 14 снт. Выдропусская Смоленская 28 июл. 283. Высокопетровская Казанская 8 июл. 1483. Высочиновская Казанская 8 июл. 1553. Вычегодсная 21 июл. Вышенская Казанская 8 июл. 1541. Вязниковская Казанская 8 июл. 254. Гаенатская (в Гаенатском соборе, близ Кутаиса, по лпреданию, принадлежавшая св. царице Тамаре) 15 авг. Галатская идя Галатийская 136 4 июл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В XIV в. на основе традиц. иконографии Димитрия Солунского-мученика возник новый вариант - изображение Димитрия Солунского в богато орнаментированных придворных одеждах того времени (длинный подпоясанный кафтан или плащ, высокая фигурная шапка-пилос и трость в руке). Оно встречается в композиции «Небесный двор», размещавшейся в куполах храмов и на их стенах, где изображенные подобным образом мученики предстоят облаченным в царские одежды Богородице и Христу («Царский Деисус»). Такие изображения, свидетельствующие о высоком положении Димитрия Солунского в иерархии святых, сохранились в составе росписей ряда македон. храмов: Успения в монастыре Трескавец (между 1334 и 1343); вмч. Димитрия в Марковом монастыре (ок. 1376); св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (ок. 1380); в некоторых памятниках XVI-XVII вв.: напр., в росписи кафоликона монастыря Преображения в Метеорах (1483) - с надписью; на шитой епитрахили 2-й пол. XVI в. в Иверском монастыре на Афоне; на молдав. иконе кон. XVI в. (Музей икон в Рекклингхаузене) - с небольшой фигуркой предстоящего мч. Нестора; в росписях сер. XVI в. храмов Сучавы и Арборе, Румыния. Этот вариант иконографии оказал воздействие на многочисленные балканские произведения поствизант. эпохи, на которых Димитрий Солунский изображался фронтально, вместе с др. мучениками или отдельно: на иконе Димитрия Солунского и вмч. Георгия (XVII в., монастырь Дохиар на Афоне), на иконе Димитрия Солунского (1-я пол. XVII в., собрание митрополии в Фессалонике); в афонских росписях, напр., в трапезной монастыря Ксенофонт (1498), в кафоликоне монастыря прп. Дионисия (1547), в притворе старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1564), в парекклисионе св. Архангелов в монастыре Хиландар (1718), в храме скита св. Анны (1757) и др. В этих памятниках Димитрий Солунский часто представлен в 2 хитонах разной длины, иногда - в подбитом мехом кафтане и плаще, с тростью в руке; в XVIII-XIX вв. под воздействием западноевроп. иконографии мучеников такие изображения могут дополняться пальмовой ветвью.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Девы Марии («старый собор», Се-Велья), заложенный во 2-й четв. XII в. по указанию гр. Афонсу Энрикиша. В 1185 г. в храме состоялась коронация Саншу I, однако строительные работы, вероятно, продолжались до нач. XIII в., когда был сооружен раннеготический клуатр. Высказывалось мнение, что проект храма принадлежит мастеру Роберту, скорее всего нормандцу, который также руководил строительством собора в Лиссабоне (2-я пол. XII в.) ( Vasconselos. 1930. Vol. 1. P. 56-60). Это 3-нефный храм со слабо выступающим трансептом, 3-апсидной алтарной частью и прямоугольной башней над средокрестием. Благодаря узким окнам, толщине и зубчатому завершению стен собор напоминает небольшой замок. Считается, что «крепостной» облик храма связан с тем, что К. была пограничным городом, к-рому угрожало нападение мусульман, однако др. причиной могла быть необходимость укрепить здание, расположенное на склоне холма. Этим объясняется также наличие контрфорсов на углах зап. фасада. Средняя часть зап. фасада сильно выступает вперед, что позволило разместить в ней очень глубокий перспективный портал, а над ним - большое окно в сходном перспективном обрамлении. Пять травей центрального нефа перекрыты цилиндрическим сводом, каждая из боковых травей - крестовыми. Расположение широких двойных окон в башне создает контраст между затемненным нефом и ярко освещенным предалтарным пространством. В интерьере сохранилось ок. 380 резных капителей, в основном с растительным и геометрическим орнаментами (отсутствие изображений человека связывают с араб. и мосарабским влиянием). Крупные работы в интерьере собора были проведены на средства еп. Жоржи ди Алмейды (1483-1543). Огромный резной заалтарный образ в стиле пламенеющей готики, целиком занимающий вост. апсиду (высота 15 м), выполнен фламанд. мастерами Оливье из Гента и Жаном из Ипра (1498-1508); в центральной части композиции помещена сцена «Вознесение Пресв. Девы Марии». Стены боковых нефов и апсид были облицованы полихромной майоликовой плиткой (азулежуш) с геометрическими орнаментами.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Начинается кодекс оглавлением, охватывающим 422 листа. Первые листы посвящены вселенским соборам, на пятом листе (об.) помещена небольшая хроника событий – от Адама до Флорентийской унии. Листы с шестого по двенадцатый (об.) занимает хроника Симеона Логофета и Магистра с надписью «это Метафраст». Листы с тринадцатого по восемнадцатый (об.) – это повествование о постройке храма св. Софии. Собственно историческая часть кодекса начинается с листа восемнадцатого (об.). Вплоть до 272-го листа следует «Анонимная хроника» – от Адама до середины правления Романа II (959–961), составленная на основании разных источников (эта хроника изучена Шестаковым, 1897 и Алкеном, 1959–1960). Хронологически она прямо примыкает к следующей далее «Истории» Льва Диакона. Как кажется, вся рукопись является по замыслу заказчика таким сборником, который представлял бы собой связную историю Византии до последней четверти XI в. Начиная с 272-го до 322-го листа в кодексе помещена «История» Льва Диакона, после которой, примыкая к ней как ее продолжение, следует «Хронография» Михаила Пселла , охватывающая период от Василия II до Константина X Дуки (с 322-го по 422-й лист). Два последних листа хроники подновлены той же рукой, что обнаруживается и на шестом листе хроники Симеона Логофета . Последние страницы с листа 424 заняты итинерарием (от Кипра до Тавриза) конца XV в., сочинением о военном строе войск Мехмеда II и кратким обзором событий от Адама, запиской об осаде Константинополя в 1422 г. с надписью: «О сотворения мира до сегодняшнего дня хотят считать 5353 года, но мы, как христиане, хотим считать, что имеется уже полных 7000 лет». Следовательно, время подновления кодекса – 1491–1492 гг. (Приведенный в записке 5353 год дан, вероятно, по еврейскому летосчислению). Заканчивается кодекс краткими сообщениями о стремлении французского короля Карла VIII (1483–1498) отвоевать Константинополь у турок, о происходившей в 1463 г. битве между венецианцами и турками, а также о постройке храма св. Марка в Венеции. Водяной знак последних листов рукописи тоже соответствует распространенному в начале XVI в. в Западной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010