В 1483 г. Казимир издал указ (в духе полузабытого Городельского постановления 1413 г.), запрещавший южнорусским христианам строить новые православные церкви и восстанавливать старые. Свидетельством начавшихся после 1483 г. преследований православных христиан является грамота православных панов и князей, направленная в 1488—1489 гг. Патриарху Константинопольскому с просьбой благословить назначение на Киевскую митрополию избранного ими православного епископа Полоцкого Иону «ради теснящих нас в вере». Король Казимир IV умер в Гродно 7 июня 1492 г. Вскоре в Вильно собрался сейм, состоявший в основном из русских князей, которые быстро, без каких-либо переговоров с Польшей, избрали великим князем Литовским четвертого сына Казимира — Александра. При новоизбранном князе Александре православные христиане оказались в тяжелом положении, и виной тому был католический епископ города Вильно Войтех Табор (1492—1507), сторонник унии с Польшей. При вступлении Александра на великокняжеский престол митрополитом Киевским был Иона (Глезна) (1492—1494), мало известный в истории южнорусской Церкви. После его смерти, в конце 1494 г., митрополитом был избран виленский троицкий архимандрит Макарий . Он возглавлял Киевскую митрополию два года и пытался улучшить церковную жизнь в Виленской епархии, но не успел этого сделать: в 1497 г. он был убит татарами около Мозыря. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых. При митрополите Макарии совершилось важное историческое событие во взаимоотношениях Литвы и Московской Руси: был заключен брак между великим князем Александром Казимировичем и дочерью великого князя Московского Иоанна III Еленой. Брак этот явился попыткой установления длительного мира между обоими государствами. Елена, будучи русской и православной, оказала влияние на католический Литовский престол и, оставаясь православной, несмотря на старания обратить ее в католичество, содействовала тому, что Александр проявил веротерпимость по отношению к православным всю вторую половину своего княжения. Елена основала Минский Вознесенский монастырь, была фундаторшей (основательницей) Виленского Троицкого монастыря. Княгиня Елена скончалась в 1513 г. в своем имении во Вроцлаве, погребена в Виленском Пречистенском соборе.

http://sedmitza.ru/lib/text/436363/

Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская ц. с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в авг. 1484 г. (РГБ. Ф. 229. 234. Л. 112). Это был 2-й храм (сооруженный на новом месте), следов., первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 г. Эта дата подтверждается др. источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 окт. 1482 г. К. и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском мон-ре. Согласно Житию К., ранее сооружения Успенской ц. К. крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апр. 1483). Приведенным сведениям противоречит рассказ о постриге святого и о создании им Учемского мон-ря в Житии К. Согласно Краткой редакции Жития, кн. Константин принял постриг после 1488 г. в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , где поселился вместе с архиеп. Иоасафом, оставившим Ростовскую кафедру в июне 1488 г. В монастыре боярин (состоявший под началом инока Филарета) сподобился явления прп. Мартиниана († 12 янв. 1483). Отдыхая после всенощной в келье, кн. Константин погрузился в «сон тонок» и увидел монастырскую ц. Рождества Богородицы, но не деревянную, существовавшую тогда, а каменную, украшенную, «и среди церкви престол превознесен», на котором восседал прп. Мартиниан. Угрожая жезлом, прп. Мартиниан приказал Константину принять монашеский постриг. Потрясенный Константин рассказал о видении архиеп. Иоасафу, и тот, призвав игумена мон-ря, повелел совершить постриг. Через некоторое время К. удалился в угличские пределы и основал Учемскую пуст., получив благословение Ростовского архиеп. Тихона (Малышкина ; 1489-1503). В Угличском (Серебренниковском) летописце (Особая редакция Жития К.) представлена скорректированная версия событий: кн. Константин принял постриг в Ферапонтовом монастыре после видения во сне прп. Ферапонта Белозерского († 1426), когда боярин совершал богомольную поездку по белозерским обителям вместе с действующим Ростовским архиеп. Иоасафом (Оболенским). Благословение на создание обители и антиминс для Успенской ц. дал архиеп. Иоасаф. По-видимому, замены были сделаны Серебренниковым, обратившим внимание на анахронизмы в Житии К. и на противоречие между Житием К. и жизнеописанием прп. Паисия Угличского.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

была связана с тем, что новоизбранный в Москве Новгородский архиеп. Сергий (1483-1484) резко увеличил подати с новгородского духовенства (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 63). Вероятно, Г. ездил хлопотать об уменьшении налогов с мон-ря. Согласно Житию, Г. был первоначально похоронен в дер. Хавроньиной, на р. Свири, т. к. из-за весенней распутицы ученики, к-рые везли останки святого в Соловецкий мон-рь, не смогли их туда доставить. Судьба мощей При игум. Исаии (1483-1485) состоялось перенесение мощей Г. из дер. Хавроньиной в Соловецкий мон-рь, тело святого было обретено нетленным. Г. погребли рядом с прп. Савватием, мощи к-рого с 1465 г. почивали под спудом справа от алтаря монастырской Успенской ц.; Житие Г. сообщает о погребении Г. близ алтаря монастырской Никольской ц. Согласно «Соловецкому летописцу» по спискам XVIII в. ( Бороздин. С. 44), 30 июля 1623 г., при игум. прп. Иринархе , совершилось обретение мощей Г., над захоронением устроили деревянную гробницу (впервые упоминается в монастырской описи 1632 г.). В 1663 г. гробница была перестроена в деревянную часовню, к-рую в 1753 г. сменила каменная. В 1859 г. на месте часовни была построена ц. во имя Г. (освящена в 1860); над мощами, покоившимися под спудом, установили посеребренную раку. 21 сент. 1925 г. состоялось вскрытие мощей Г., сопровождавшееся актами вандализма (в ходе раскопок могильной ямы Г., проведенных в 2002 В. А. Буровым, были обнаружены части мощей святого: куски раздробленных черепа, челюстной кости и др.). Изъятые мощи Соловецких преподобных хранились в историко-археологическом отд-нии музея Соловецкого об-ва краеведения, существовавшего при СЛОН. 19 янв. 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелиг. музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи преподобных вместе с большей частью фондов попали в Гос. музей истории религии и атеизма (ныне Гос. музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. Прп. Герман Соловецкий Икона. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/164711.html

При нем в 1331 г. присоединилась к Черногории нахия Кучи. В преемники Петру Петровичу избран был племянник его Даниил Петрович. Не желая идти в монахи, он успел получить от народного веча согласие, чтобы на будущее время власть Государственная отделена была от власти церковной, и под именем Даниила 1-го провозглашен был наследственным князем Черногории. Он правил с 1831 по 1860 г. (30 июля сего года он был убит в Каттаро одним черногорцем). Так как он не оставил после себя наследников, то в преемники ему, согласно его воле, избран был племянник его, сын его брата Мирки Петровича, Николай, который и правит до настоящего времени. Область Диоклея или Зета, часть которой составляет нынешняя Черногория, как уже было говорено нами выше, имела своего особого епископа со времени основателя сербской архиепископии Св. Саввы или с начала XIII века. После переименования Душаном архиепископии в патриархии, епархия зетская вместе с некоторыми другими епархиями получила титул митрополии. Кафедра епископов-митрополитов зетских до 1483 г. была в монастыре Св. Михаила, который находился в западной приморской части области, недалеко от города Каттаро, а в 1483 г. перенесена была Иваном Черноевичем в монастырь Лореттской Божией Матери, построенный им в Цетиньи. Ряд епископов-митрополитов зетских, начиная с XIV столетия, на котором остановились мы выше (в кафедрах сербской архиепископии), остается пока совершенно неизвестным до второй половины XV столетия. В 1485 г. митрополитом зетским был Виссарион (Monumenta Serbica Миклошича р. 533; в записях на разных книгах под 1493–1512 годами митрополитом зетским называется Вавила (см. Andric’a Geshichte des Fürstenthums Montenegro, Wien, 1853, S. 18), который, по всей вероятности, был непосредственным преемником Виссариона (и есть тот самый, который в 1485 г. был при сем последнем епископом, Monum. Serb. Микл. ibid.). После Вавилы до Даниила Петровича Негуша у составителей напечатанных историй Черногории приводится довольно длинный и выдаваемый ими за непрерывный ряд черногорских владык; но как относительно числа, так и порядка этих последних составители не совсем между собою согласны 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Память 26 октября, а также в Соборе Новгородских святых и в Соборе Печерских преподобных, в Дальних пещерах пребывающих. 3004 По Списку погребенных в Троицкой Сергиевой лавре... (M., 1880. 776), обе даты иные: первая – 17.06.1483, вторая – 27.06.1484. По ААО. Т. 1. С. 76, избрание на кафедру – 17.07.1483, хиротония – 04.09.1484, кончина (в Троице-Сергиевой лавре) – 1504 г. 3005 По Словарю историческому... и ААО. Т. 1. С. 76, даты иные: 1485–1505 гг. По Н.Д. Иерархия... С. 370 вторая дата иная: 12.06.1504. Память 4 декабря, а также в Соборах Карельских, Новгородских и Московских святых. 3006 Первая дата – дата поставления, по Постниковскому летописцу (ПСРЛ. Т. 34. С. 9). Вторая дата – дата ухода на покой. «Тое же зимы сведен бысть со архиепископьства с новугородцкого Серапион того для, что Осифа не благословил за то, что он от князя Федора Борисовичя, от волоцкого князя, великого князя с монастырем отъехал». («В эту же зиму был сведен с архиепископства Новгородского Серапион из-за того, что не благословил Иосифа (Волоцкого. – Сост.) за то, что он отъехал от волоцкого князя Федора Борисовича к Великому князем вместе со всем монастырем».) (ПСРЛ. Т. 34 С. 10). По сведениям этой же лет., бывший архиепископ перед кончиной Великого князя был вызван к последнему и простил его (Там же). Память 16 марта, а также в Соборах Московских, Новгородских и Радонежских святых. 3007 Будущий митрополит Московский. Первая дата – дата поставления, по Постниковскому летописцу (ПСРЛ. Т. 34 С. 15). 3009 Архиепископ Новгородский. Будто бы был противником сщмч. Филиппа, митрополита Московского. за клевету на Святителя лишился сана. «...Пимен 1570 г. был лишен сана и сослан в Тулу в Никольский Веневский монастырь, где в следующем году и умер (Карамзин H. М. История Государства Российского. Т. 9. прим. 308)...». (Боголюбский M. C., прот. Московская иерархия. Митрополиты. M., 1894. С. 35). История эта темная, как и многое в печально знаменитую эпоху Иоанна Грозного. Память – в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и 22.09 в Соборе Тульских святых. 3010 По Н.Д. Иерархия... С. 370, первая дата иная: 04.12.1571. По приказу Иоанна Грозного удавлен в Новинском монастыре в Москве и здесь же погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в одежды францисканского ордена; раздаривание Е. своего имущества; смерть Е.; обретение мощей Е. и передача их Фридриху II. Иногда цикл дополняли композиции, сюжеты к-рых связаны с проявлением благочестия, аскезы, смирения Е.: святая в окружении челяди спешит в церковь; ночная молитва Е.; явление Христа Е.; отказ Е. от трапезы с неправедно добытыми яствами; самобичевание Е.; получение Е. от св. Франциска Ассизского устава ордена. Традиционно Е., основательницу больницы для бедных в Марбурге-ан-дер-Лан, изображали ухаживающей за больными (алтарная картина, мастер Теодорих, XIV в., замок Карлштейн близ Праги), омывающей ноги Христу (внешняя створка алтаря, 1483, госпиталь Св. Духа, Таллин). Наиболее распространены сюжеты, связанные с чудом превращения хлеба, к-рый Е. несла беднякам в переднике, в розы при появлении разгневанного мужа (фреска разрушенной ц. Санта-Элизабетта делла Конка, 1330-1340, Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или иллюстрирующие чудо с Распятием: в постели Е. вместо младенца нищенки (в др. варианте - прокаженного) было обнаружено Распятие (в др. варианте - Младенец Христос) - картина, ок. 1490, Лауфен, Швейцария. Среди других сюжетов, связанных с сотворенными Е. чудесами,- принесение ангелом теплого одеяния для Е.- алтарная картина нач. XIV в. (Штеделевский ин-т искусств, Франкфурт-на-Майне); освобождение из чистилища матери Е. по молитвам святой - рельеф «Родные и приближенные имп. Максимилиана I» нач. XVI в. (в наст. время местонахождение неизвестно, ранее - Музей кайзера Фридриха, Берлин). Среди посмертных чудес Е. распространены изображения воскрешения утопшей - пределла Пьеро делла Франчески, сер. XV в. (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и исцеления в Райнхардсбрунне - витраж нач. XX в. (ц. св. Елизаветы, Бонн). В алтаре св. Елизаветы (1483, Б. Нотке) в ц. Св. Духа в Таллине образы святой на внешней створке (слева от Христа рядом со св. Виктором) и на внутренней створке (среди др. святых) дополнены 4 эпизодами из ее жизни, сопоставленными с 4 сценами из жизни Христа.

http://pravenc.ru/text/189793.html

—776— мому, понесли одинаковую заботу об образовании того юношества, из которого вышли потом святые подвижники: Феодосий Печерский († 1074 г.) был сыном служилого великокняжеского человека 1264 Евфросиния Полоцкая († 1173) – княжна 1265 Кирилл Туровский – сын богатых граждан города Турова 1266 Варлаам Новгородский (1193) – новгородский горожанин 1267 , Моисей († 1162) архиеп. Новгородский – сын богатого Новгородца 1268 . Алексий, митрополит Московский († 1378) – боярского рода 1269 . Сергий Радонежский (†1392) – от «родителей доброродну и благоверну», причем отец его был в Ростове «един от славных бояр» 1270 . Стефан Пермский († 1392) – сын причетникаУстюжского 1271 . Григорий Вологодский († 1392) «от славну родителю боярского рода» 1272 . Дмитрий Прилуцкий († 1392) – купеческого звания 1273 . Арсений еп. Тверской (†1409) – от благородных родителей тверичан 1274 . Кирилл Белозерский († 1427) 1275 и Павел Обнорский (†1429) – от благородных родителей 1276 . Иоасаф Каменский (†1453) – княжеского рода 1277 . —777— Евфимий, архиеп. Новгородский (†1458) – сын священника 1278 . Иона, архиеп. Новгородский († 1471) – круглый сирота, воспитывавшийся в доме богатой вдовы 1279 . Пафнутий Боровский († 1477) – внук татарского баскака 1280 . Александр Ошевенский († 1479 г.) 1281 , Зосима Соловецкий († 1479) 1282 , Евфросин Псковский († 1481) 1283 и Мартиниан Белоозерский († 1483) – дети крестьян 1284 . Макарий Колязинский († 1483) – из рода дворян Кожиных 1285 . Пахомий Нерехтский († 1484) – сын Владимирского священника 1286 . Паисий Углицкий (†1504) – от служащего человека княжеского двора 1287 . Иоасаф Волоцкий († 1515) – от видных великокняжеских служилых людей 1288 . Серапион Новгородский († 1516) – из крестьян 1289 . Игнатий Углицкий († 1523) – княжеского происхождения 1290 . Александр Свирский († 1538) – из крестьян 1291 . Корнилий Комельский († 1537) – от знатных служилых людей великого князя 1292 . У Стефана Комельского († 1542) – отец живяше у некия княгини во дворе 1293 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1483 году вновь в отношениях между Геронтием и Иоанном наметилась рознь. Иоанн не мог скрыть своей неприязни к митрополиту, и в то же время не решался еще открыто сместить неугодного ему Первосвятителя. Несмотря на появление новой тенденции во взаимоотношениях великокняжеской власти и Священноначалия, Иоанн еще не решается открыто ломать старый стереотип взаимоотношений Церкви и монархии, а потому пытается действовать окольными путями. В конце 1483 г. Геронтий был болен и поэтому вновь уехал в Симонов монастырь для лечения. Митрополит даже намеревался в связи с болезнью покинуть митрополию и остаться в монастыре на покое. Но в конце концов Первосвятитель выздоровел и пожелал вернуться на митрополичью кафедру. Иоанн же решил использовать эту ситуацию, чтобы заменить неугодного ему митрополита своим ставленником. Он стал засылать в Симонов монастырь старца Паисия Ярославова с целью убедить Геронтия не возвращаться на кафедру. Но Геронтий был непреклонен, а сам Паисий, которого Иоанн хотел видеть митрополитом, отнюдь не стремился к такой чести. В результате великий князь на исходе 1484 г. принужден был согласиться на возвращение Геронтия в митрополичьи палаты московского Кремля. Лекция 16. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Время правления митрополита Геронтия стало для Русской Церкви временем весьма тяжелого испытания по причине появления и распространения на Руси так называемой ереси «жидовствующих». По сути ересью это лжеучение назвать нельзя. Этот термин применяют к «жидовствующим» весьма условно, так как любая ересь все же подразумевает некое искажение христианского учения. Здесь же имело место практически полное отрицание христианства и возврат к иудейскому исповеданию. Однако исторически наименование «ересь жидовствующих» давно закрепилось за этим движением, и мы по традиции будем им пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее в Житии иконописец говорит о своем труде: «Аз же, рече, пишу с первообразного подобия стеннаго писания, иже в паперте соборныя святыя Софии церкве, идеже и прочих святителей Новгородских образы писаны суть». Таким образом, в Софийском соборе существовало в XVII веке общее изображение Новгородских иерархов. В созданной же святителем Феоктистом Благовещенской обители не было иконы ее создателя, «но сей первый написан и во обители оной поставлен в та лета бе»46. Описание последующего чуда в Житии святого поясняет историю написания его иконы софийским певчим. В нем говорится о явлении некой больной жене дьяка «священнообразного мужа», повелевшего ей поклониться мощам архиепископа Феоктиста. После поклонения им больной стало легче и вскоре она совсем выздоровела, после чего была написана икона Святого. «Се же поведано бе от иерея Симеона, служителя церкви преподобного Варлаама игумена Хутынскаго, иже в Великом Новеграде на Ярославле дворищи»47. После кончины преподобного Александра Ошеневского (†20 апр. 1479) его обитель вскоре пришла в упадок, но затем при Новгородском архиепископе Сергии (1483 - 1484) монашеская жизнь в ней возрождается, начинается строительство. «При построении нового храма в честь святителя Николая, по указанию самого явившегося Преподобного, найдены были нетленными мощи его. Новый храм освящен при игум. Вассиане и при нем же Преподобный велел написать образ его. По рассказу одного старца, который знал Преподобного еще в земной жизни, Преподобный был роста среднего, лицом сухой, с впалыми глазами, с небольшою и не густою бородою, с проседью в русых волосах. В таком виде и был он написан»48. Этим иконописцем, написавшим первый образ Святого, был каргополец Симеон Сокол, а старцем, помнившим подвижника - Никифор Филиппов49. Подобным образом обретение священных останков Святого побудило написать на раку образ епископа Тверского Арсения († 1409; пам. 1 мар.). В 1483 году в Твери произошло открытие его мощей и «была написана икона Святителя и поставлена была гробница его»50. Подобные события произошли и в Вологодской епархии в середине XVI века. После кончины преподобного Стефана Комельского († 12 июня 1542) его обитель была разорена при набеге казанских татар. При возобновлении монастыря над могилой Преподобного видели сияющий свет. «Тогда же, по свежей памяти на гробнице Преподобного написано было его изображение, а другой образ его был поставлен в новоустроенном храме»51. После блаженной кончины преподобного Феодосия Тотемского († 1568; пам. 28 янв.) Господь прославил его благодатью чудотворения. «Видя все это, игумен Спасо-Суморина монастыря Галактион (1626-1633) просил одного тотемского иконописца Якова Попова написать образ Преподобного, что тот и исполнил в 1626 году, изобразив лик пр. Феодосия по рассказам столетнего старца Космы Любевцова, который весьма хорошо помнил его в живых. В 1635 году написан был другой образ Преподобного в большом виде против первого и положен на раке, над которою устроена была и сень»52.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIII. Епархия Владимирская Владимирская епархия учреждена в 1215 г. Пятая из третьеклассных. I. Епископы Владимирские и Суздальские 1. Симон хирот. в 1215, из игум. Владимиро-Рождественского монастыря; † 22 мая 1226. Святой. Мощи в Владимирском Успенском соборе. 2. Митрофан хирот. 14 мар. 1227 из игум. Владимиро-Рождественского монастыря; убит 7 февр. 1237. Погребён в Владимирском Успенском соборе. (Ипат., 176). 3. Серапион хирот. 1274 из архим. Киево-Печерских; † 12 июня 1275. Погребён в Владимирском Успенском соборе. 4. Феодор хирот. 1276; † 1286. Погребён в Владимирском Успенском соборе. 5. Иаков хирот. 1288; в 1295 митрополитом сведён с епархии. 6. Симеон хирот. 1295, а в 1299 перев. в Ростов. II. Епископы Суздальские 7. Иоанн † 1314. 8. Нафанаил хирот. 1347. 9. Даниил упом. 1351; † 1362. Митрополит Феогност, 6 дек. 1352, хирот. в епископа Алексия Плещеева и сделан наместником в Владимире; в 1354 он был возведён на митрополию. Святой. 10. Алексий , 1363–65, (лишён епархии); † ... III. Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие 11. Дионисий хирот. 1374 из архим. Печерского Нижегородского монастыря; в 1384 в Царьграде посвящён в митрополита Всероссийского; † 15 окт. 1385, в Киеве. 12. Евфросин хирот. в 1390 из архим. Нижегородского Печерского монастыря; † 25 мар. 1407. IV. Епископы Суздальские и Торусские 13. Митрофан хирот. 9 сент. 1406; упом. 22 мар. 1416. 14. Авраамий упом. в 1436–49. 15. Филипп упом. с 1455, а 11 нояб. 1464 возведён в митрополита Всероссийского. 16. Евфимий , бывший епископ Брянский, определён в нояб. 1464; † 1483. 17. Феодор , бывший епископ Брянский, определён 1483, а 1484 отрёкся и вскоре †. 18. Нифонт хирот. 9 дек. 1484 из архим. Симонова монастыря; † 8 мар. 1508. Погребён в Суздальском соборе. 19. Симеон Стремоухов хирот. 21 авг. 1509 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 21 нояб. 1515. Погребён в Суздальском соборе. 20. Геннадий хирот. 10 февр. 1517 из архим. Владимиро-Рождественского монастыря; † 23 мар. 1531. Погребён в Суздальском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010