С. 69 Статья IX. О покаянии (190) 232. Грехи плоти и духа равны по значению III. Не должно разыскивать, какой грех тяжелее или легче, плотской ли, или духовный. Плоть и дух равно принадлежат Господу: первая потому, что составлена Им из персти; второй потому, что произведен Его дыханием. Та и этот, когда грешат, равно оскорбляют Бога. Для чего хочешь ты отличать грех по плоти от греха по духу, тогда как плоть и дух неразлучны между собою в жизни, в смерти и в воскресении? Соединены они в жизни, соединятся и на последнем суде, ибо вместе, хорошо или худо, провождали жизнь. С. 83, 84 233. Призыв к покаянию – сей доске спасения среди моря страстей IV. О ты, подобный мне грешник (хотя я считаю себя еще бльшим грешником, нежели ты), имей прибежище к покаянию, и, как претерпевший кораблекрушение, привяжись к сей доске спасения, которая из бурного моря злых твоих страстей вынесет тебя безопасно на пристань милосердия. Ухватись с радостью за сие непредвиденное кормило счастья, дабы ты, будучи каплей воды, пылинкой песка, негодным куском глины, мог сделаться прекрасным деревом, посаженным на берегу реки, покрытым листьями, приносящим в свое время добрые плоды и не подверженным ни огню, ни секире. С. 86 234. Тяжкие грехи первых церквей и увещание им от Святого Духа к покаянию VII-VIII. Ты оскорбил Бога, но можешь и примириться с Ним в покаянии. Ты знаешь, у Кого просишь прощения, знаешь также, что Он тебе в том не откажет. Если ты на сей счет сомневаешься, то посмотри, что Дух Святой говорит Церквам. Ефесская Церковь обвиняется в оставлении первой любви, Фиатирская – в любодействе и ядении жертв идольских, Сардийская – в недостатке добрых дел, Лаодикийская – в надеянии на богатство свое (Ап. II и III, 1). Дух Святой, делая сим Церквам упреки, вместе с тем увещевает их к покаянию, и даже угрожает им. Он, конечно, не угрожал бы людям нераскаянным, если бы, с другой стороны, не имел намерения простить им, когда они захотят раскаяться. С. 94, 95 235. Внешние подвиги покаяния IX. Надобно, чтобы покаяние засвидетельствовано было внешними подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ибо, доколе еще не имели о Нем надлежащего понятия, хорошо было, если бы и сие учение было принято. Для сего же Иисус Христос, начиная Свое учение, не предлагает ничего тягостного и прискорбного, подобно Иоанну. Сей упоминал о секире, о дереве посекаемом, о лопате, и о гумне, о неугасаемом огне ( Мф.3:10,12 ); напротив, Иисус Христос начинает Свою проповедь радостным благовестием о небесах и царствии небесном, уготованном слушающим Его. Ходя же при мори Галилейстем, виде два брата, Симона глаголемаго Петра, и Андрея брата его, вметающа мрежи в море, беста бо рыбаря. И глагола има: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком ( Мф.4:18,19 ). Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста ( Мф.4:20 ). Вот самый лучший образ ловли. Посмотри же, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом (а вы знаете как приманчива рыбная ловля); но, как скоро услышали призывание Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: «Сходим домой и посоветуемся с родственниками»; но оставив все, за Ним последовали точно так же, как Елисей последовал за Ильею ( 3Цар.19:20 ). Ибо Христос такого желает от нас послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы сего требовала самая крайняя необходимость. Посему, когда и другой некто пришел к Нему и просил позволенья погребсти отца своего ( Мф.8:21,22 ), Он и сего не позволил ему сделать, показывая тем, что последование за Ним должно предпочитать всему. Ты скажешь, что им много было обещано. Но посему-то я особенно и удивляюсь им, что они, не видев еще ни одного знамения, поверили столь великому обещанию и всему предпочли последование за Христом; ибо они поверили, что и они в состоянии будут уловлять теми же словами других, какими уловлены были сами. Далее смотри, с какою подробностью евангелист указывает на их бедность: Иисус нашел их починивающими сети свои ( Мф.4:21 ). В столь крайней они были бедности, что не имели на что купить новых сетей; и потому починивали обветшавшие. Между тем, немалым доказательством их добродетели служит и то, что они легко переносят свою бедность, питаются от праведных трудов, друг с другом связаны узами любви, живут вместе с отцом и служат ему. Таким образом уловивши их, Иисус Христос в их присутствии начал творить чудеса, подтверждая делами то, что сказал о Нем Иоанн; часто посещал синагоги, научая сим учеников Своих, что Он не противник Богу и не обманщик какой-либо, но пришел по согласию с Отцом; а при посещении синагог Он не только проповедовал, но и творил чудеса.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

807 Иконография Иоанна Крестителя в московском средневековом искусстве отличалась разнообразием сюжетов, однако изображения новозаветного пророка оплечные, поясные или в полный рост, в виде отдельных композиций или в составе Деисусных чинов всегда были пронизаны идеями покаяния, пророчества Мессии, аскетизма и предстоящих страданий Иоанна; изображения Иоанна Предтечи обычно сопровождал текст о покаянии и секире, который напоминал о грядущем Страшном суде и призывал к нравственному совершенствованию – см., например: Смирнова 1991. 262, 268 – 269, 283, 299 – 300, 303 – 304, 307 (кат. 15, 55 – 56, 116, 118, 166, 182. 183, 185, 193); Ильин 1964, 315 – 321; Ильин 1976, 97 – 101; Даен 1970, 207 – 225; Лазарев 1971, 31; Подобедова 1972, 181 – 182; Вздорнов 1976, 171 – 180; Рыбаков 1980, 13, 33 (прим. 44, 45); Такташова 1993, 54 – 58; Шалина 2005, 31 – 32. Несомненно, тема страданий и предстоящих мучений в наибольшей степени выражалась в изображениях чаши с отрубленной головой пророка. 824 Не случайно в письме Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря в 1667 г. он упрекал царя в том, что тот забыл и по достоинству не оценил его «работы»: «Что я тебе, великому царю государю, сотворил? На Москве в смутное время, тобою, великим государем, посылаем, всюду ходил, будучи архимандритом на Новом у Спаса, не поминаючи свою смерть. В Новегороде в смутное время камением и кольем забит насмерть тебе ради. О них несть время подробну зде писати. На Москве будучи, работал тебе, великому царю государю, не яко патриарх. Такожде и в моровые поветрия царице государыне и сестрам твоим, государевым, и чадом вашим работал так, как последний раб, якоже и сам ты, великий царю, будучи ми в твоей столовой, свидетельствовал, глаголя, яко нечим мне заплатить за твою работу. И ныне се ли мне твое воздаяние вместо моея работы? Яко пса состаревшася отрину и заключи, и подобный пиши лиши» л. 183). По мнению М.В. Зызыкина, Никон говорил именно о поддержке царя в государственных делах в тяжелые для царствования Алексея Михайловича времена. Историк считал, что понимание Никоном своей службы царю не как церковного служения, а как «помощи государю в государственном правлении» давало ему право возмущаться по поводу обвинений в присвоении себе титула «Великий государь» – Зызыкин 2, 37, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь идет о том, чтобы в самом начале заблокировать процесс искушения, который мы описывали выше. Преподобный Исихий Иерусалимский пишет: «Если наш ум искушен, если он обучен, если он в состоянии сам хранить себя и видеть в полной чистоте, как на ясном небе, соблазнительные образы и наваждения злых духов, он легко и с ходу гасит... зажженные стрелы диавола. Он отказывается быть охваченным страстным воображением. Он не согласен на то, чтобы наши помыслы, подчиняясь страсти, уподоблялись являющимся образам, или чтобы они дружески беседовали с ними, или чтобы они задерживались, или чтобы с ними соглашались» 3528 . Напротив, позволить этому процессу развиваться означает если не бежать навстречу погибели, то по меньшей мере обречь себя через некоторое время на битву более жестокую, чем та, которой удалось избежать. Вот совет святителя Кирилла Иерусалимского : «Не принимай семя… Пока оно не произросло, вырви зло с корнем, а то как бы твоя первоначальная беспечность не стоила тебе позднее того, чтобы подумать о секире и огне 3529 . Начни с лечения своих дурных глаз в подходящее время, чтобы не искать врача, однажды став слепым» 3530 . Святые отцы часто используют такой символ: если дать змее просунуть голову, то и тело ее войдет с легкостью. Вот почему преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Мы должны постоянно помнить слова: Со всей заботливостью храни сердце твое ( Притч. 4:23 ) – и, по главной заповеди Божией, с трезвением следить за главой змия, то есть за началом дурных помыслов, через которые диавол силится проскользнуть в нашу душу. Не позволим же своей небрежностью наводнить наше сердце всем телом этого змия – что было бы согласием с искушением, – ибо вполне очевидно, что, стоит его впустить, он погубит своим ядовитым укусом наш плененный ум» 3531 . Святитель Григорий Нисский советует: «Если хочешь избежать совместной жизни с гадом, храни себя от головы, то есть от первого нападения зла. Именно к этому относится заповедь Господня, переданная аллегорически: Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт. 3:15 )» 3532 . Некто из святых отцов объясняет так же: «У помыслов одна голова... Если с самого начала ты не распознаешь голову, чтобы исторгнуть ее из себя, ты будешь схвачен и обманут другими последующими помыслами ... Итак, если ты хочешь победить страсти, всегда наблюдай за головой помыслов, и когда ты поймешь, где она, борись только с ней» 3533 . Преподобный Исихий Иерусалимский дает тот же совет: как только ты признаешь того, кто проник, так «сразу должен через отвержение сокрушить главу змия» 3534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

О святый Иоанне, дивный Крестителю, Был ты Предтечей славному Спасителю, Чистотой своею душ людских касался, Глас твой с Иордана как труба раздался. Пробуждать ты грешников ото сна сподобился И секире близ корней чудно уподобился. Ныне тебе кланяюсь и тебе молюсь, Уповая на тебя, от гибели спасусь. Помоги мне одолеть всякую напасть, Чтоб земные прелести не были мне всласть. Пред тобой повергнусь долу со слезами, [Величайшим среди всех, кто рожден женами]: Крепости подаждь мне от силы твоей честной, Удели от духа белизны небесной. Дай пройти мне твердо путь спасенья узкий, Быть покорным Богу и себя обуздывать, Дай постом креститься, очищаться бдением, В небеса стремиться и умом, и зрением. Пусть молитва теплая меня услаждает, На пути тернистом душу утешает. Если же мне мученичество предлежит, Мужество твое пусть меня укрепит. О святый Иоанне, Божий угодниче, За Христову правду славный мучениче! Орды нечестивых тебя устрашаются, [Радуются верные и умильно каются.] Утверди меня молитвой в уповании благом, Дабы как свеча пред Богом я пребыл в краю земном. 2. Преп. Феодора Солунская . Как супруга состоятельного и благочестивого человека, жила на острове Эгина. Однако когда острову начали угрожать арабы, Феодора переселилась в Солунь. Там отдала она в монастырь свою единственную дочь, которая в иночестве получила имя Феописта. Вскоре упокоился [и] муж Феодоры, после чего и сама она стала монахиней. Была [она] великой подвижницей. Нередко слышала ангельское пение и говорила сестрам: «Не слышите ли, как дивно Ангелы поют в небесном святилище?» Упокоилась в 879 году, [достигнув] 75-летнего возраста. Из ее тела истекло целебное миро, врачующее многие болезни [в серб, букв.: исцелившее многих [людей]. – Ред.]. 3. Св. мученица Василия . Пострадала за Христа в [балканской области] Срем. 4. Св. мученик Анастасий . Юноша из Радовища, что в Струмицкой епархии. Учился ремеслу в Солуни. Турки принуждали его к принятию ислама, однако он это решительно отверг, за что и был мучим и наконец 29 августа 1794 года повешен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как сказал возвышенный проповедник Апостол: «Я говорю вот вам тайну, все мы не умрем, но все изменимся в нераздельности в мгновение ока, когда последний раз протрубят». Таким образом те, кто теперь умирают, как бы забираются жерновами, а прочие остаются. Ибо всех зовет, будя, Божия труба, всех усопших от века. Тотчас правдивый и непреклонный Господь будет председательствовать и судить, каждому воздавая по достоинству сотворенного им. Как сказал божественный Апостол: «За терпение, благие дела…» (207) Вопрос. О чем говорит Давид: «Угли возгорелись от Него»?  Ответ. Священное Писание многократно называет Божество нематериальным огнем. Ангельские хоры и души праведников разгораются от приближения к Богу; и уместным образом они здесь именуются углями, ибо они сияют в мире как светила, стяжав живое Слово. Мы знаем, что у огня два действия — жечь и светить. То, что лениво (т. е. трухляво), огонь жжет без страха (без всякой опасности для себя); огонь и весьма очищает, сжигая то, что в него попадает. А если удалиться от него на достаточное расстояние, то огонь светит. Много раз мы научены, что люди, искусные во врачевание, прижиганием успокаивают [организм] от неисцелимых [до этого] страданий. Так и Бог не губит, но обновляет и очищает от нечистоты греха, если с помощью покаяния обратится к врачеванию тот, кого держит страсть. А если он больным уйдет из этой своей несчастной жизни, то он будет гореть и не сгорать, мучимый Божиим огнем, будучи уже в бессмертном и нетленном теле. Ибо подобает тленному человеку облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие, чтобы каждый принял соответственно силе, как он сотворил телом, по словам возвышенного Апостола. Здесь — врачевание, там — ответ, здесь — здоровье, там — муки, здесь — Божие долготерпение, там — неизбежное для исправления наказание. (208) Вопрос. Как должно разуметь секиру упомянутую в Евангелии, что ссекает бесплодные деревья?  Ответ. Иоанн видел иудеев бесплодными и изволил приравнять их к бесплодным деревьям. А ответствовал о секире, при корнях лежащей, — это о различающей внезапной остроте живого слова, каковой остротой каждое дерево, не творящее доброго плода, срубается и кидается в огонь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Посему и тогда, когда кого-либо ласково увещевал, он был, однако, страшен для многих, и когда кого-либо обличал, был любезен и обходителен. Удивительно в нем было то, что, не будучи научен мирскому любомудрию и не будучи сведущ в греческих книгах, он излагал поучения с такою обстоятельностью, что с ним не мог сравниться никто из состарившихся над книгами и в совершенстве изучивших ораторское искусство. Ибо он учил не от человеческой мудрости, но от благодати Духа Божия, тайно вещающего к нему, как к другому Иеремии: Я вложил слова Мои в уста твои ( Иер. 1:9 ). И говорил блаженный еще много душеполезного, иное – от себя, иное – от апостольских изречений, отеческих завещаний и постнических слов Василия Великого , жизни которого он подражал и богомудрые писания которого особенно любил. Из многих больших поучений его хорошо привести на память следующее небольшое: «Умоляю вас, братия, ради любви Господа нашего Иисуса Христа, предавшего Себя за наши грехи, позаботимся, наконец, о своих душах, поскорбим о суетности прошлой жизни и поревнуем о будущем, во славу Бога и Сына Его; не будем пребывать в лености и настоящем расслаблении, проводя нынешний день в унынии и отлагая начало добрых дел на завтра, чтобы нам не оказываться пред Судьею наших душ без добрых дел, не быть изгнанными из чертога радости, не плакаться праздно и безнадежно о дурно прожитом времени жизни, рыдая тогда, когда не будет никакой пользы в раскаянии: ныне – время благоприятное, ныне – день спасения. Настоящий век – покаяния, а будущий – воздаяния, этот – делания, а тот – получения награды, этот – терпения, тот – утешения. Ныне Бог – Помощник для обращающихся от злого пути, а тогда Он будет страшным Судьей человеческих дел, слов и помышлений, от которого ничто не может укрыться. Ныне мы наслаждаемся Его долготерпением, а тогда познаем Его правосудие, когда воскреснем одни в муку вечную, другие в жизнь вечную, и получим каждый по своим делам. Долго ли нам медлить повиновением Христу, призывающему нас в Свое Небесное Царство? Не пора ли нам опамятоваться? Не пора ли обратиться от суетной жизни к Евангельскому совершенству? Как мы посмотрим на страшный и ужасный день Господень, когда стоящих одесную 456 Бога и близких к Нему по добрым делам примет Царство Небесное, а находящихся ошуюю 457 , отверженных за неимение добрых дел, скроют геенна огненная, тьма вечная и скрежет зубовный? Мы говорим, что желаем Царства Небесного, а как его получить, о том не заботимся. Не потрудившись нисколько над исполнением заповеди Господней, мы надеемся, по суетности нашего ума, на честь равную с теми, которые боролись против греха до смерти». Поучая так своих учеников, преподобный побуждал их к последней ревности о спасении. Хотя он был во всем кроток нравом, однако, там, где совершалось насилие над благочестием, он был подобен палящему огню, или рубящей секире, или неодолимому воинскому оружию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Затем, сказавши присутствующим обычное поучение, в котором внушал им и советовал избегать, главным образом, бесплодия душевного, как особенно подлежащего секире и огню, по слову великого Крестителя и Предтечи, он возвратился в обитель. Когда же настала пора оплодотворения, то – о чудо! – те самые деревья, которые в течение нескольких лет, как бы вследствие проклятия, оставались вовсе бесплодными, паче всякого чаяния были наиболее обременены плодами. А, чтобы, как чудо это, так и сила Христова, действующая чрез Григория, явились еще более очевидными, то наиболее плодов дали те масличные деревья, к которым Григорий или прикасался, проходя мимо, или под тенью которых отдыхал. Но пора, наконец, перейти нам и к изложению, насколько сможем, той борьбы его с новыми ересями, тех великих и продолжительных подвигов в защиту благочестия и божественной благодати, которые известны всем и каждому, и о которых повсюду трубит стоустая молва – как людей близких Григорию по родству, так и вовсе для него чужих, как людей близко его знавших, так и находящихся далеко от тех мест, в которых жил и действовал святитель Григорий, наконец, всех тех, и притом, многочисленных, до которых достигала и достигает сила его слова, до которых дошли и его священные и боговдохновенные сочинения. Впрочем, мы в нашем этом слове ограничимся изложением только наиболее существенного. Молимся же и призываем на труд сей крепкое заступничество самого виновника этого нашего слова, его святое содействие и помощь, чтобы он помог нам изложить факты согласно с его же мнением, чтобы не погрешить нам против меры и истины. Итак, великий Григорий, оставивши предстоятельство в обители Эсфигмена, снова поселился в Великой лавре; но и отсюда он скоро обратился к излюбленному уединению, увлекаясь любовью к тихой, безмятежной жизни и к прежним отшельническим подвигам, освободившись притом, при помощи Божией, и от телесного недуга – болезни печени. В это время 43 прибыл на Восток Варлаам, калабрийский монах ордена святителя Василия Великого , хитрое орудие папского властолюбия и стремления к преобладанию над Греческой церковью, и поселился в Фессалонике.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

808 Иконография Иоанна Крестителя в московском средневековом искусстве отличалась разнообразием сюжетов, однако изображения новозаветного пророка оплечные, поясные или в полный рост, в виде отдельных композиций или в составе Деисусных чинов всегда были пронизаны идеями покаяния, пророчества Мессии, аскетизма и предстоящих страданий Иоанна; изображения Иоанна Предтечи обычно сопровождал текст о покаянии и секире, который напоминал о грядущем Страшном суде и призывал к нравственному совершенствованию – см., например: Смирнова 1991, 262, 268–269, 283, 299–300, 303–304, 307 (кат. 15, 55–56, 116, 118, 166, 182, 183, 185, 193); Ильин 1964, 315–321; Ильин 1976, 97–101; Даен 1970, 207–225; Лазарев 1971, 31; Подобедова 1972, 181–182; Вздорнов 1976, 171–180; Рыбаков 1980, 13, 33 (прим. 44, 45); Такташова 1993, 54–58; Шалина 2005, 31–32. Несомненно, тема страданий и предстоящих мучений в наибольшей степени выражалась в изображениях чаши с отрубленной головой пророка. 825 Не случайно в письме Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря в 1667 г. он упрекал царя в том, что тот забыл и по достоинству не оценил его «работы»: «Что я теб, великому царю государю, сотворил? На Москв в смутное время, тобою, великим государем, посылаем, всюду ходил, будучи архимандритом на Новом у Спаса, не поминаючи свою смерть. В Новгород в смутное время камением и кольемъ забит насмерть тебе ради. О них нсть время подробну зд писати. На Москв будучи, работал теб, великому царю государю, не яко патриархъ. Такожде и в моровые повтрия цариц государын и сестрам твоим, государевым, и чадом вашим работал такъ, как послдний раб, якоже и сам ты, великий царю, будучи ми в твоей столовой, свидтельствовал, глаголя, яко нчим мн заплатить за твою работу. И нын се ли мн твое воздаяние вмсто моея работы? Яко пса состарвшася отрину и заключи, и подобные пищи лиши» 2, л. 183). По мнению М.В. Зызыкина, Никон говорил именно о поддержке царя в государственных делах в тяжёлые для царствования Алексея Михайловича времена. Историк считал, что понимание Никоном своей службы царю не как церковного служения, а как «помощи государю в государственном правлении» давало ему право возмущаться по поводу обвинений в присвоении себе титула «Великий государь» – Зызыкин 2, 37, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

κα κολοϑως τος μετ’ ατ σα πιφρεσϑαι, κα διασσαι τν νον· π μεν το δωδεκτου ναβανων, π ϑατρου ες τ δωδκατον καταχωρν· γγραπται μν ες τν πειο πλεκυν, τι δρον τ νην Φωκες πειος τς τεχνς κα πινοας χριν π τινν ϑηκεν. ... Надписано же было на секире Епия, что её подарил Минерве Епий Фокеец, как орудие хитрохудожное. πλεκυς, οχ’ ς σριγξ κα βωμς, ναγινσκεται κατ’ ρϑν, λλ’ οτως· πρτος στχος συνπτεται τ σττ, τοι πρτος στχος το νς μρους το πελκεως ναγινσκεται πρτον· ετα πρτος το δευτρου, μρους· δετερος πλιν το πνω συνπτεται τ δευτρ το κτω, τρτος τ τρτ, κα καϑεξς οτωσ μχρις ν ες τ σχατον κλον καταντσ· Τ μφστομον δ τοτο ϑλει δηλον το πελκεως κκ τν μφοτρων μερν τμητιον. Примечание 2. Секира читается не как Свирель и жертвенник, а вот так: сперва читается первый стих на правой стороне секиры, а потом первый стих на левой стороне её, затем второй направо и второй же налево, и так далее до самого конца. Такое расположение стихов придумано в соответствие двум лезвиям секиры. † Φωκες πεις πασε κα παρϑηκε κα νϑηκε τοτο τ δρον τοι τν πλεκυν τ ϑην τ ρατ κα πϑυμητ νδροϑα , γουν τ νδρ δι τ πλοφρον ατς κα πολεμικν, νεκα κηδοσνης κα βουλς κα γνσεως τς κρατερς κα στερς... τινι δρ κατρειψε κα κατβαλε ποτ τ απος κα τ ψος το πργου τς Τροας· δλον τν ϑεοτεκωτν · τι Ποσειδν κα πλλων ατος κτισαν· Ποτ δ κα τοτο νϑηκε· τμος κα ττε πε ϑλωσε πυρν κηρ , γουν ϑανατηφρ μορ τ δι το πυρς, τν εραν πλιν τν Δαρδανιδν, τοι τν Τροαν. Κα στυφλιξε κα κατσεισε κα κατβαλεν κ τν ϑεμϑλων , τοι ιζϑεν κα κ βϑρων, τος χρυσοβαφες κα βαϑπλουτους νακτας κα βασιλες τατης· ποησε δ τοτο πεις, μ ναρϑμιος ν τος στρατηγος τν χαιν, λλ δυσκλες κα δοξος δροφρος, κομζων δωρ π κρηνν καϑαρν, τοι πηγν· Толкование. Фокеец Епий достал и вручил сей дар, то есть секиру, Минерве возлюбленной и мужественно-видной, так как она носила оружие, и была осторожна, советна, разумна, державна и тверда. Этим подарком некогда разрушила она и низринула высокую башню Трои, башню богозданную, ибо её построили Посейдон и Аполлон, разрушила после того, как огненною свечою, т. е. судьбою губящею посредством огня, сожег священный город Дарданцев, то есть Трою, и низложил и искоренил златоносных и весьма богатых царей сего города Епий, не из числа воинов Ахейских, а бесславный и неименитый водоносец, носивший воду из чистых источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010