Вот почему он не просто сказал - сапоги, но - ремень сапогов, что считалось самым последним делом. Потом, чтобы ты не подумал, что это сказано по смирению, он приводит в доказательство самые дела: Той вы крестит Духом Святым и огнем. Видишь, какова мудрость Крестителя! Когда сам проповедует, то говорит все страшное и ужасающее, когда же посылает ко Христу, то уже говорит кротко и утешительно. Не говорит уже ни о секире, ни о древе посекаемом и во огнь вметаемом, ни о будущем гневе, но указывает на отпущение грехов, отнятие наказания, оправдание, освящение, искупление, усыновление, братство, участие в наследии и обильное излияние Святого Духа. Все это разумел он под словами: крестит вы Духом Святым, выражая этим иносказанием обильное излияние благодати. Не сказал: даст вам Духа Святого, но - крестит вы Духом Святым; присоединением же слов: и огнем еще более выражает силу и могущественное действие благодати.       5. Представь же, каково должно быть расположение слушателей при той мысли, что они скоро будут подобны пророкам, и притом величайшим из них. Для того-то, ведь, он и упомянул об огне, чтобы их привести на мысль об этих мужах, поскольку почти все являвшиеся им видения были открываемы огнем. Так Бог беседовал с Моисеем в купине, так беседовал со всем народом на горе Синайской, так говорил с Езекиилем среди херувимов. Смотри же, как он возбуждает слушателя, сказавши наперед о том, что имело быть после всего. В самом деле, сперва надлежало свершиться закланию Агнца, истреблению греха, разрушению вражды, потом погребению и воскресению, и наконец уже пришествию Святого Духа. Но обо всем этом он пока еще ничего не говорит и наперед поставляет последнее, - то, для чего совершилось и все прочее, и что особенным образом могло показать достоинство Христа. И это делает он для того, чтобы слушатель, после того как узнает, что он в такой силе получит Святого Духа, спросил самого себя: как и каким образом это возможно, при столь сильном владычестве греха? - и чтобы, заметив в нем такое смущение и готовность к слушанию, сказать тогда и о страдании, так как после того никто уже не мог этим соблазняться, в виду ожидания такого дара.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В самом деле, он не тотчас сказал: “Не достоин” разрешить ремень сапог Его; но, показав прежде недостаточность своего крещения, которое ничего более не могло сделать, как только привести их к покаянию (потому и не сказал: водою оставления, но: покаяния), говорит и о крещении Христа, преисполненном неизреченных даров. Чтобы ты, говорит, слыша, что Он по мне грядет, не стал презирать Его, как уже после пришедшего, — познай силу Его дара, и ты ясно поймешь, что я не сказал ничего лишнего, ни даже надлежащего, сказав: “Не достоин” разрешить ремень сапог. Итак, когда ты слышишь, что Он “сильнее меня”, не думай, чтобы я говорил это только по сравнению; я недостоин быть даже в числе рабов Его, и самых даже последних рабов, и в служении Ему воспринять даже самую низкую должность. Вот почему он не просто сказал — сапоги, но — ремень сапог, что считалось самым последним делом. Потом, чтобы ты не подумал, что это сказано по смирению, он приводит в доказательство самые дела: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. Видишь, какова мудрость Крестителя! Когда сам проповедует, то говорит все страшное и ужасающее, когда же посылает ко Христу, то уже говорит кротко и утешительно. Не говорит уже ни о секире, ни о древе посекаемом и во огнь вметаемом, ни о будущем гневе, но указывает на отпущение грехов, отнятие наказания, оправдание, освящение, искупление, усыновление, братство, участие в наследии и обильное излияние Святого Духа. Все это разумел он под словами: “будет крестить вас Духом Святым”, выражая этим иносказанием обильное излияние благодати. Не сказал: даст вам Духа Святого, но — “будет крестить вас Духом Святым”; присоединением же слов: “и огнем” еще более выражает силу и могущественное действие благодати. 5. Представь же, каково должно быть расположение слушателей при той мысли, что они скоро будут подобны пророкам, и притом величайшим из них. Для того-то, ведь, он и упомянул об огне, чтобы их привести на мысль об этих мужах, поскольку почти все являвшиеся им видения были открываемы огнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Таков уж был народ иудейский, что среди благ он скоро приходил в расслабление, и делался хуже. Потому Иоанн снова угрожает ему, говоря: “Лопата Его в руке Его” (Мф. 3:12). Раньше он сказал о наказании, а здесь показывает уже и Судию и представляет вечность казни: “Солому, — говорит Он, — сожжет огнем неугасимым”. Отсюда ты видишь, что Господь тварей есть вместе и делатель, хотя в другом месте и об Отце то же сказано: “Отец Мой — виноградарь” (Ин. 15:1). Так как прежде говорит он о секире, то чтобы ты не подумал, что это дело требует труда и неудобно в различении, он другим примером поясняет и его легкость, показывая, что весь мир в Его власти, потому что Он не стал бы наказывать тех, которые — не Его. Теперь все перемешано между собою, и хотя пшеница блистает, но лежит вместе с плевелами, как на гумне, а не как в житнице. Тогда же будет большое различие. Где же те, которые не верят геенне? Иоанн два действия приписывает Христу: крестить Духом Святым и предать неверующих огню. Итак, если должно верить первому, то и последнему также необходимо. Потому-то он и поставил два предсказания вместе, чтобы одно, уже исполнившееся, уверяло и в другом, еще не исполнившемся. Точно также и Сам Христос весьма часто делает, иногда в одних и тех же вещах, а иногда в противных заключая два пророчества; и одно из них исполняет здесь, а другое обещает исполнить в будущей жизни, чтобы исполнившееся пророчество самых упорнейших удостоверяло и в том, которое еще не исполнилось. Так, например, тем, кто для Него все оставил, Он сторицею обещает воздать в настоящем веке и даровать жизнь вечную в будущем, и через настоящее воздаяние уверяет и в несомненном получении будущего. Точно также в настоящем случае поступил и Иоанн, сделав два предсказания, т. е., что Христос будет крестить Духом Святым, и что сожжет огнем неугасаемым. 6. Итак, если бы Христос не крестил каждодневно Духом Св. апостолов и всех того желающих, то ты мог бы сомневаться и в другом. Если же то, что, по-видимому было выше, труднее и непостижимо для ума, исполнилось и ежедневно исполняется, то почему же ты не почитаешь истинным того, что легко и понятно? Итак, сказав: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”, и обещав здесь множество благ, Иоанн тотчас, чтобы ты от этого не сделался беспечным, оставив все прежнее, указывает на лопату, означая этим будущий суд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Для того-то он и присоединяет: “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”. Сказав: “всякое”, этим он опять истребляет всякую надежду на благородство предков. Будь, говорит он, потомок самого Авраама, имей своими сродниками бесчисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то понесешь лишь двойное наказание. Этими словами он устрашает и мытарей, потрясает и сердца воинов; впрочем, не повергает их в отчаяние, а только отводит от всякой беспечности. Слова его, внушая страх, предлагают и великое утешение, потому что выражение: “не приносящее доброго плода” — показывает, что древо, приносящее плод, свободно от всякого наказания. 4. Но скажут: как мы можем принести плод, когда нам угрожают посечением, когда остается уже так мало времени и конец уже приближается? Можешь, отвечает он, потому что от тебя не требуется плода такого, какой приносит дерево. Плод древесный требует и много времени, и зависит от перемен погоды, и многого также требует попечения. Но тебе стоит только захотеть — и дерево тотчас прозябнет. К такому плодородию весьма много способствует не только свойство корня, но и искусство самого земледельца. Итак, чтобы не стали говорить, что ты нас смущаешь, стесняешь и делаешь нам насилие, полагая секиру и угрожая посечением, в самом наказании требуешь от нас плода, — Иоанн, в доказательство того, как легко приносить плоды, присоединяет: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин” разрешить ремень сапог: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (ст. 11). Этими словами он показывает, что нужны одно только желание и вера, а не труды и подвиги; и, как легко креститься, так легко и перемениться и сделаться лучшими. Потрясши, таким образом, их душу страхом суда, ожиданием наказания, напоминанием о секире, отчуждением их от предков, приведением новых чад, и двояким наказанием — посечением и сожжением, смягчив всеми способами их жестокосердие и возбудив в них желание избавления от этих зол, он, наконец, начинает беседу и о Христе, но не просто, а отдавая Ему великое преимущество, и потом, полагая различие между Ним и собою, чтобы не подумали, что он говорит это из одного угождения, сравнивает то, что дает каждый из них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

685 Тоже говорит и талмуд: «нельзя утверждать, будто эти молитвы иудеев произносились всегда в одно и тоже время, потому что в писании сказано ( Дан. 6:10 ) только, что три раза в день он преклонял колена». – Traité des Berakhoth du Talmud de Jérusalem et du Talmud de Babylone, traduit par M. Schwab. P. 71. 705 Иез. 14:3; 20:30–31 . – В Египте иудеи, поселившиеся там после убийства Годолии, возобновили богослужение даже с человеческими жертвами ( Иер. 44:1, 7 ); и после обличения их прор. Иеремией, против него восстают не только мужчины, но и женщины ( Иер. 44:15–19 ); – до того все были ревностными поклонниками своей «богини неба» (ст. 17–19), приписывая благодеяниям её одной свое материальное благосостояние. Могли быть такого рода случаи идолопоклонства и в Вавилоне. 713 Schrader E. Keilinschriftliche Bibliothek. Sammlung von assyrischen und babylonischen. Texten. Band III, 2. Hälfte. Perlin. 1890. S. 10–70. 718 См. описание впечатления, какое производил Вавилон, у Cavaniol " а, «Les Monuments en Chaldée, en Assyrie et à Babylone d " après les récentes decouvertes archéologiques». Paris. 1870. P. 359–363. 720 Menge R. Bilderatlas. 2. Anfl. Leipzig. 1886. Tafel 5 3), 6 9). – Vigouroux F. Die Bibel und die neueren Entdeckungen, übers. v. Ibach. IV. B. S. 293, 64–65. 721 Барельеф Нимврода; см. Vigouroux. IV. В. S. 295, – Layard. Aus-grabungen in Niniveh, übers, von Meiszner. Leipzig. 1852. S. 171. 722 Так изображает религиозные процессии вавилонян и пророк Иеремия, когда говорит о скипетре, мече и секире в руках у идола, – или о том, что эти идолы носят на плечах, что народ кланяется им и т. д. (Посл. Иер., ст. 13, 14, 25, 5). 724 Замечательно, что большая часть отмеченных нами (в «Keilinschr. Bibliothek " -von Schrader) клинообразных надписей Навуходоносора говорит о построении им храмов; действительно, в этого рода сооружениях Навуходоносор являлся неутомимым. 728 Таких взглядов, как известно, держались и римские императоры – гонители христианства, когда требовали от всех своих подданных (в том числе и христиан) поклонения «государственным» богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

С западной стороны мечети, под сводами древних монастырских келий, заключенная дверь означает вход в пещеру св. Пелагии, где скончалась в убожестве и чистоте ангельской, сия знаменитая красою жена антиохийская. Еще во цвете лет своих она успела внять тайному гласу совести и променяла бездну житейскую на Элеонскую утесистую гору, избрав себе приют посреди ее высоких воспоминаний. Там, близко от ее кельи стеснились места четырех событий евангельских, означенные полуврытыми в землю или опрокинутыми столбами. Один из них, грозно памятный заменил то ветхое дерево, под тенью коего Сын Божий предрек сынам человеческим в последний день и страшный суд и, взвесив в дивной речи всю суету временного и всю тяжесть вечности, листьями смоковницы определил таинственное мгновение взаимного их сближения, обещая долгое еще в те дни терпение и подобно потопу нежданную гибель. Давно уже исчезло древо сие, бывшее свидетелем предостерегательной речи Творца к своему созданию; но и само его истребление не напоминает ли о посечении каждого древа, не приносящего плода доброго, и о сей грозной секире, которую положил Спасатель к корню нашего мира, до времени суда? Не далеко оттоле, явился с пальмой в руках ангел Марии, за три дня до ее смерти. Со времени торжественной разлуки с сыном она, по чувству материнской нежности, часто посещала гору Масличную, где все говорило о последних минутах его пребывания на земле, и здесь на Элеоне предстал ей вестник желанного свидания, означая пальмой венец житейского подвига и скромный сан заступницы на небесах. Несколько шагов ниже еще памятно место, где научил нас молиться Господь. Не довольствуясь высоким образцом своей жизни, оставленным в подкрепление слабому человечеству, он ничего не хотел забыть для пользы земных своих братий, и прежде, нежели воссесть на престол, с которого принимает их молитвы, направил он бессильные порывы смертного к Богу, внушив речи доступные своему человеколюбию, как отголосок собственных к Отцу молитв. – И кто, если вместе не Бог и человек, ведавший терпеть болезнь, мог бы так чисто отделить все суетное от нужд житейских, и самим излиянием желаний человеческих прославить имя Вышнего? Кто, кроме нисшедшего к сынам смертных, мог бы дать отцом им своего Отца и, вселив в сердце их доверенность сим, кротким названием, утаить от бренных очей все бесконечное расстояние между Творцом и тварью? «Господи, научи нас молиться», сказали апостолы, и помолился Иисус: «Отче наш, да святится имя твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ис.10:15–16 . Еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю? Такожде аще кто возмет жезл, или древо: и не тако. Но послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится. Ясно изобличает Ассириянина, который безрассудно возгордился и совсем не понимал того, что погибель Самарии и покорение вместе с нею других городов нисколько не было делом руки его, напротив, это – следствие высшего приговора над теми, которые нестерпимо нечествовали, приговора, который поражает их подобно секире, жезлу или палке. Скажи мне, говорит, безрассуднейший из всех! еда прославится секира без секущего ею? Ибо, хотя бы секира была очень остра и удобна к посечению полевых деревьев; но кто похвалит за это секиру, как будто она может делать это без секущего ею? и может ли сделать что-нибудь сама по себе пила, если никто не тянет ее и не толкает назад. И если никто не поднимет жезла или палку против чего-нибудь, то не будут ли они в том же положении, в каком были? Ибо жезл будет лежать на земле и палка упадет. Но если кто-нибудь возьмет и употребит их против кого-нибудь, то совершится то, что чрез них производится. Итак, почему же, говорит, ты высоко возмечтал о себе? почему поднимаешь бровь свою? Не думаешь ли, что ты сам собственною силою совершил то, что взял города, тогда как ты по небесному определению был лишь орудием соделавшей сие десницы, именно божественной? Итак, не тебе принадлежит слава, но Богу, Который воспользовался твоею жестокостью, как некою секирою, жезлом и палкой, против тех, которые оскорбили Его. Но, говорит, не так будет, как ты сам подумал; ты не сохранишь прежней своей славы и не будешь наслаждаться пышными почестями; ты ничего не сотворишь крепостью своею и премудростью разума своего не изменишь пределы народов, не возьмешь вселенной как яйца оставленные, послет Господь Саваоф на твою честь безчестие, и на твою славу огнь горя возгорится. Честью же его называет войско, им предводительствуемое и подчиненное ему. Ибо чрез него он прославился. Потому, говорит, огонь возгорится против него и сожжет твою честь. А каким образом это случилось, это объяснит также в непродолжительном времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

4 . Тщательно разузнав от арестованных планы врагов, подвергнув мучениям их главаря и изуродовав его, отрезав нос и уши, он отправил его к Хосрову, а остальных отдал на жертву секире. 5 . На шестой день он велел перерезать многих из иудеев, сильно замешанных в государственном перевороте, произведенном Варамом, назначив им наказанием смерть. 6 . Со стороны иудеев была оказана весьма значительная помощь Вараму в захвате власти. Большое количество людей этого племени, выдаваясь своим богатством, жило в то время в Персии. 7 . Когда Иерусалим был взят императором Веспасианом и храм сожжен 219 , многие из иудеев, боясь римлян, переселились из Палестины к мидийцам, вернувшись в свою исконную, вскормившую их землю, откуда родом был их прародитель Авраам. 8 . Ввезя с собой самые дорогие вещи, они занялись торговлей и, плавая по Красному морю, накопили огромные богатства. С тех пор они со всей горячностью отдались делу устройства восстаний и разжигания мятежей среди народов Вавилонии. 9 . Это народ дурной, крайне неверный, любящий шум и смятение, склонный к деспотизму, менее всего помнящий о дружбе, ревнивый и завистливый, непреклонный во вражде и ни с кем не сближающийся. 10 . Подчинив их, Мебод предал их всевозможным казням. Овладев царским дворцом, он выбрал самые драгоценные из царских украшений и послал их Хосрову. Бывшие с Хосровом ромеи и персы на четвертый день прибыли в так называемые Александрианы. 11 . Это место получило свое название в память деяний Александра, царя македонского; прибыв сюда с македонским войском и эллинскими союзными отрядами, он разрушил очень сильное укрепление, а бывших в нем варваров погубил. Глава VIII 1 . Снявшись отсюда лагерем, ромеи и персы вторглись в область, называемую Хнефы 220 . На другой день предводитель восточных легионов Нарсес послал на рассвете командира правого крыла Коментиола с тысячей всадников захватить переправу через вторую реку Заб 221 . 2 . Когда это было сделано, разведчики, посланные Варамом, узнав о случившемся, вернулись к Вараму и сообщили ему об этом. Тогда Варам попытался захватить мост, бывший за этим переходом ниже по течению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слова его, внушая страх, предлагают и великое утешение, потому что выражение: еже плода добра не творит — показывает, что древо, приносящее плод, свободно от всякого наказания. 4. Но скажут: как мы можем принести плод, когда нам угрожают посечением, когда остается уже так мало времени и конец уже приближается? Можешь, отвечает он, потому что от тебя не требуется плода такого, какой приносит дерево. Плод древесный требует и много времени, и зависит от перемен погоды, и многого также требует попечения. Но тебе стоит только захотеть — и дерево тотчас прозябнет. К такому плодородию весьма много способствует не только свойство корня, но и искусство самого земледельца. Итак, чтобы не стали говорить, что ты нас смущаешь, стесняешь и делаешь нам насилие, полагая секиру и угрожая посечением, в самом наказании требуешь от нас плода, — Иоанн, в доказательство того, как легко приносить плоды, присоединяет: аз убо крещаю вы водою; грядый же по мне кр е плий мене есть, Ему же несмь достоин разрешить ремень сапог: Той вы крест и т Духом Святым и огнем (ст. 11). Этими словами он показывает, что нужны одно только желание и вера, а не труды и подвиги; и, как легко креститься, так легко и перемениться и сделаться лучшими. Потрясши, таким образом, их душу страхом суда, ожиданием наказания, напоминанием о секире, отчуждением их от предков, приведением новых чад, и двояким наказанием — посечением и сожжением, смягчив всеми способами их жестокосердие и возбудив в них желание избавления от этих зол, он, наконец, начинает беседу и о Христе, но не просто, а отдавая Ему великое преимущество, и потом, полагая различие между Ним и собою, чтобы не подумали, что он говорит это из одного угождения, сравнивает то, что дает каждый из них. В самом деле, он не тотчас сказал: Ему же несмь достоин разрешить ремень сапог Его; но показав прежде недостаточность своего крещения, которое ничего более не могло сделать, как только привести их к покаянию (потому и не сказал: водою оставления, но: покаяния), говорит и о крещении Христа, преисполненном неизреченных даров.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Если же мы читаем, что Фараон ( Быт. 41 ) и Навуходоносор ( Дан. 2 ) нечестивые цари видели сны, которые были истинными, то это было не следствием заслуги видевших, а для того, чтобы по поводу их прославились святые мужи Иосиф и Даниил, и чтобы жестокие и непреклонные сердца тиранов собственным сознанием уразумели величие Господа. Есть и теперь сновидцы в Церкви, и особенно в нашем обществе, выдающие свои заблуждения за пророчество от Господа, и часто восклицающие: «мне снилось мне снилось»;их также порицает Господь, говоря: долго ли это будет в сердце пророчествующих, предсказывающих ложь и пророчествующих прельщения сердца своего? Это же они делают для того, чтобы как древний народ, вышедший из Египта, забыл имя Божие, так и потомки их забыли Меня. Но такое пророчество есть пророчество не именем Господа, а именем Ваала, который есть собственно идол Сидонский, или Вавилонский, и называется сходным именем Вил. Стих. 28 – 29. Пророк, который имеет сновидение, пусть рассказывает сновидение, а который имеет слово Мое, пусть говорит слово Мое истинно. Что общего у мякины с пшеницею? Говорит Господь. Слова Мои не подобны ли огню, говорит Господь, и молоту (или секире), разбивающему скалу? Толковать сны есть дело тех, которые удостоились иметь слово Божие и говорить: так говорит Господь, тех, которым говорил Господь и в которых есть истина, а не обманчивая ложь. Что общего у мякины еретиков с пшеницею Церкви? Об этом Иоанн Креститель полнее говорит ( Матф. 3, 12 ), что Господь очищает лопатою гумно Свое, оставляет мякину для разсеяния порывами ветра и для сожжения огнем, а пшеницу собирает в житницы, чтобы она сделалась небесным хлебом, и чтобы каждый из верующих говорил. вкусите и видите, яко благ Господь ( Пс. 33, 9 ). И прекрасно нечестивое учение сравнивается с мякиною, в которой нет зерна и которая не может питать народы верующих, а выбивается из пустых стеблей. И так как еретики обыкновенно обещают всегда благополучное и отворяют грешникам царство небесное, говоря: приготовлено для тебя царство небесное, ты можешь подражать величию Божию, чтобы быть без греха, ибо ты получил силу свободной воли и знание закона, чтобы чрез это достигать, чего захочешь, и лестью обольщают несчастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010