В этом произведении, отражающем эпоху Богдана Хмельницкого, " Огонек " признает, что, " стремясь воссоздать историческую обстановку, предшествовавшую восстанию народа под водительством Хмельницкого, и реалистические образы украинских крестьян, Рылеев, в соответствии с исторической правдой, уделяет в этом отрывке значительное место церковным вопросам " . Да, в жизнь русских людей всегда входил момент религиозный: от Киевской Руси, Литвы, Новгорода и Суздаля, чрез всю татарщину, Москву и новую эпоху православная вера была заметным двигателем и... даже основой жизни народной. Как сопрягается душа с телом и содержание с формой, так в жизни русского и украинского народа - вера Христова и Православная Церковь были всегда в истории чем-то неразрывным с народной жизнью. И, несмотря на все безбожие некоторых сынов, в народе, выросшем на религиозном отношении к жизни, сохраняется до наших дней искание правды Божией, тоска по ней и любовь к ней. Своим душевным чувством народ умеет отличать тихую Божию правду от шумных, говорливых и пустых человеческих неправд... Крестьяне в драме Рылеева, опубликованной в " Огоньке " , говорят: 1-ый Малороссиянин: Ушли... Ну вот еще один погиб. Эй, Юрка, брат, прогневали мы Бога. Всем на Руси пришельцы завладели, В своей земле житья мы не находим. Нет больше сил терпеть. Бегу отсель. Бегу за Днепр к удалым запорожцам... Грицько: И я с тобой; благослови меня, отец; Прощай, не плачь, Натуся. Юрко: За Днепр... И я б туда, когда б не дети... Чего, чего не вытерпели мы! За то, что не хотим на униатство Переменить мы православной веры! Все отнято у нас: права, уряды, Имения, и даже церкви наши Ограблены... 2-й Малороссиянин: Уж видно так Создателю угодно... Юрко: Нет, нет, поверь, Создатель зла не хочет! Не Он, не Он виной беде Украины, Но мы... Эти строки показывают религиозную и писательскую чуткость Рылеева: " Нет, нет, поверь, Создатель зла не хочет. Не Он, не Он виной беде Украины, но мы " ... Религиозная сторона проявилась в Рылееве особенно после декабрьского восстания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

Одним из ярких подтверждений этой истины служит и кантата, исполнявшаяся на парадном обеде, в день венчания на царство Е. И. В. Государя Императора Александра Александровича - « Москва ». Эта чудная кантата, написанная А. Н. Майковым и положенная на музыку П. И. Чайковским, составляет один из крупных памятников проявления русского монархизма в искусстве. «Москва» может быть названа одним из самых законченных и вдохновенных произведений Майкова. В лице Чайковского она нашла композитора, достойного увековечания памяти важного исторического дня. Чайковский обладал всеми данными, чтобы справиться с выпавшею на его долю задачею. У него был не только крупный творческий дар, у него было и истиннорусское отношение к Самодержавию. В коронационной кантате он воспел московских Царей; в симфонической картине, предшествующей последнему акту «Мазепы» - Полтавский бой, а следовательно - и Самодержавие Петра Великого; в конце сцены бала в «Пиковой даме» -прибытие Императрицы Екатерины II, а в «Тысяча восемьсот двенадцатом году» - борьбу России с иноземными завоевателями, или, другими словами,-Самодержавие Александра I. Можно составить целую книгу из стихотворений русских поэтов, воспевавших русское Самодержавие. В этом сборнике были бы напечатаны стихотворения Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Майкова, Тютчева, Мея ; гр. А. К. Толстого, словом, - всех гениальных, крупных и выдающихся русских поэтов. Русское Самодержавие вдохновляло и таких поэтов, которые не считаются монархистами. Рылеев написал в день рождения Великого Князя Александра Николаевича (впоследствие Александра II), оду, напоминающую знаменитое послание Жуковского «К Великой Княгине Александре Феодоровне» (по случаю рождения Великого Князя Александра Николаевича в Москве). Некрасов, в поэме «Русские женщины», с благоговением говорит об Императоре Николае I и об его письме к графине Волконской, укрепившем ее решимость ехать в Сибирь за мужем-декабристом. То, что было сейчас сказано о Рылееве и Некрасове, можно сказать и о некоторых из наших поэтов-прозаиков, причисляемых обыкновенно «к крайней левой» нашей художественной литературы. В романах и повестях графа Л. Н. Толстого можно найти обильный материал для изучения русского монархизма, как чувства и настроения. Его можно найти и у В. Гаршина. Вспомним Царский смотр войскам из «Записок рядового Иванова». Картины этого смотра и все, что говорит нем рядовой Иванов, имеют автобиографическое значение и представляют поэтому весь интерес мемуаров, как один из документов «человеческой жизни» и - вместе с тем - как один из документов русской жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/26/...

И к молитве человека ведет красота видимой природы. Всякая гармония, открывающаяся в природе и замечаемая в отношениях между людьми, ведет к познанию высшего мира и к молитве. Она открывается человеку и в храме природы, и в храме, построенном человеческими руками для прославления Бога в красоте. Гоголь говорит: " Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света, и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы... По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное течение своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было, сохраняет невольно в душе своей высокое начертание любовного обхождения с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собой, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Всех равно уча, всем говорит одно, всех научает любви, которая есть связь общества " ... Гоголь верит и знает, что жизнь человека после смерти не прекращается, она становится гораздо более интенсивной и яркой, - для тех, кто жил и хочет жить Божией милостью и правдой. Молитву Гоголь понимает как любовь... Это верное понимание истинного общения с Богом... На всех концах земли совершаемая литургия, говорит о Божественном, гармоническом бытии, которое является целью земной жизни. И то, что несет цветок или бабочка в саду, то в разуме и духе совершает человек, открытый истине Божественного бытия. Открывшееся сердце (о Рылееве) В своих Воспоминаниях о декабрьском восстании Евгений Петрович Оболенский открывает нам последнюю страницу жизни Рылеева. Историческое свидетельство его ценно потому, что Оболенский был, по-видимому, единственным человеком, связанным с Кондратием Феодоровичем Рылеевым одинаковостью душевных переживаний и единомыслием глубокой дружбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

  Виктор Васильевич Афанасьев (р. 1932) начинал свой путь в литературе как поэт мирского душевного мировосприятия. Печатаясь с конца 40-х годов, он вдруг резко прекращает поэтические опыты, ощутив как будто оскудение своего дара, и в начале 70-х годов переходит к жанру художественной биографии, литературного портрета, выпускает книги о Рылееве, Жуковском, Лермонтове, И.Козлове, Батюшкове, Языкове и ряде менее известных поэтов. И вот оказалось: всё прежде созданное, написанное— было лишь приуготовлением к творчеству иного рода. С начала 90-х годов начинают выходить созданные Афанасьевым жизнеописания великих подвижников, преподобного Серафима Саровского, преподобного Антония Великого, оптинского старца Варсонофия, священномученика архимандрита Исаакия. А затем— чудесный взлёт духовно-поэтического творчества. В 1996 году поэт издаёт сборник духовных стихов «Лестница», в 1999 году— сборник «Зреет жатва». Названия сборников примечательные, и опасность для автора таящие; они сразу ориентируют наше восприятие не только на известные образы Священного Писания ( Быт. 28, 12; Мф. 13, 30; Ин. 13, 35; Откр. 14, 15), но и на великий труд преподобного Иоанна Лествичника— а с ним соизмерение кому выдержать? Но вот парадокс: память о святоотеческой мудрости не мешает, а помогает полнее воспринять и осмыслить поэзию Афанасьева. Соотнесённость же с библейскими образами всегда даёт верный ориентир в понимании любой истины. Поэт раскрывает состояние человека, совершающего жизненный путь в нелёгком восхождении от дольнего к Горнему, в постоянном памятовании о грядущей жатве Господней. Стихотворения и поэмы Афанасьева— поэзия подлинная и православная по духу. Истинно православное религиозное чувство, нужно помнить, отличается всегда сдержанностью, строгостью выражения и отсутствием какой бы то ни было экзальтации и слащавости (что весьма ощутимо бывает у католиков)— и это составляет важную особенность Афанасьева как поэта. Также и в том особенность его стихов, что при всей искренней индивидуальности выраженных в них переживаний— они всегда могут быть соотнесены с мудростью надличностной. Это укоренённое в православном сознании свойство миропонимания: ничего не вносить в него слишком от себя, от своего мудрствования, от стремления выпятить неповторимость собственного взгляда на мир. Православная вера поверяется всегда истинами Писания и духовным опытом Святых Отцов. Оттого она и истинна. Потому-то автор «Лествицы» и не боится сопоставления его стихов со святоотеческой мудростью: они, напротив, рассчитаны на такое сопоставление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В этом произведении, отражающем эпоху Богдана Хмельницкого, " Огонек " признает, что, " стремясь воссоздать историческую обстановку, предшествовавшую восстанию народа под водительством Хмельницкого, и реалистические образы украинских крестьян, Рылеев, в соответствии с исторической правдой, уделяет в этом отрывке значительное место церковным вопросам " . Да, в жизнь русских людей всегда входил момент религиозный: от Киевской Руси, Литвы, Новгорода и Суздаля, чрез всю татарщину, Москву и новую эпоху православная вера была заметным двигателем и… даже основой жизни народной. Как сопрягается душа с телом и содержание с формой, так в жизни русского и украинского народа — вера Христова и Православная Церковь были всегда в истории чем-то неразрывным с народной жизнью. И, несмотря на все безбожие некоторых сынов, в народе, выросшем на религиозном отношении к жизни, сохраняется до наших дней искание правды Божией, тоска по ней и любовь к ней. Своим душевным чувством народ умеет отличать тихую Божию правду от шумных, говорливых и пустых человеческих неправд… Крестьяне в драме Рылеева, опубликованной в " Огоньке " , говорят: 1-ый Малороссиянин : Ушли… Ну вот еще один погиб. Эй, Юрка, брат, прогневали мы Бога. Всем на Руси пришельцы завладели, В своей земле житья мы не находим. Нет больше сил терпеть. Бегу отсель. Бегу за Днепр к удалым запорожцам… Грицько : И я с тобой; благослови меня, отец; Прощай, не плачь, Натуся. За Днепр… И я б туда, когда б не дети… Чего, чего не вытерпели мы! За то, что не хотим на униатство Переменить мы православной веры! Все отнято у нас: права, уряды, Имения, и даже церкви наши Ограблены… 2-й Малороссиянин : Уж видно так Создателю угодно… Нет, нет, поверь Создатель зла не хочет! Не Он, не Он виной беде Украины,   Эти строки показывают религиозную и писательскую чуткость Рылеева: " Нет, нет, поверь, Создатель зла не хочет. Не Он, не Он, виной беде Украины, но мы " … Религиозная сторона проявилась в Рылееве особенно после декабрьского восстания. В своем последнем письме к жене из Петропавловской крепости, ожидая казни, Рылеев пишет: " Я ни разу не взроптал во всё время моего заключения, и за то Дух Святый давно утешил меня! Подивись мой друг: в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей малюткой, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Перевод: Кутик И. М., 1990 г. Глас народа – глас Божий ( лат.). Согласие ( фр.). Перевод: Шрейдер Ю. А., 1990 г. «Амброзийные ночи» ( лат.). Перевод: Кружков Г. М., 1990 г. Перевод А Якобсона. 1 …сублапсарии. – Кальвинистская секта сублапсариев (инфралапсариев) считает, что господний план спасения возник до грехопадения Адама и Евы. 2 Виндзорский замок – летняя резиденция английских королей неподалеку от Лондона. 3 …называли «Крылатым быком» в честь древнего восточного символа. – Крылатый бык – божество древнеиранской и древнеиндийской мифологии, популярное в искусстве английского декаданса. Горельеф с каменной фигурой крылатого быка установлен на могиле О. Уайльда. 4 Итака – остров у берегов Греции в Ионическом море, родина Улисса (Одиссея). Современные ученые сомневаются в том, что нынешний остров Итака и есть Итака из «Одиссеи». Существует гипотеза, что древней Итаке соответствует нынешний остров Левкада. 5 Фенианские взгляды – мировоззрение ирландских революционеров-республиканцев второй половины XIX – начала XX в., объединенных в «Ирландском революционном братстве». 6 Оттоманская империя – название султанской Турции; образовалась на рубеже XV и XVII вв., распалась после поражения в первой мировой войне (тем самым, когда был написан роман, еще существовала). 7 Арабский мистик… отвел от наших уст чашу. – Возможно, речь идет об Ибн аль-Араби (1165—1240), арабском философе и поэте-мистике. Более вероятно, что Честертон имеет в виду пророка Мухаммеда (Магомета, 570—632 гг). 8 …не запятнанное… кровью Орфея. – По античному мифу, певца Орфея растерзали менады, спутницы бога вина Диониса. 9 «Исчезнет наш могучий флот»… – Стихотворение Р. Киплинга (1865—1936) «Последнее песнопение» (1897), посвященное 60-летию царствования королевы Виктории. 10 …квадратной белой доскою… георгиевский крест. – Имеется в виду т.н. крест Св. Георгия, изображенный на его щите. 11 Бриарей – в древнегреческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 12 …зеленое – цвет ирландских изменников. – Ирландию называют «Зеленым островом»; зеленое – ее национальный цвет. 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Я усомнился во всеобщем предательстве. Власть может и Пасху с Рождеством отменить (как уже бывало), но кто ее послушает? В Святошино, по крайней мере, вот готовились к традиционному празднику, репетировали. Андреев спросил, как Православная Церковь относится к нынешней коллизии – день скорби или День Победы? Я сослался на проповедь и интервью тогда еще Местоблюстителя митрополита Онуфрия, которому после богослужения в парке Славы (а не скорби), журналисты задали такой же вопрос. Знаменитый митрополит даже удивился: конечно, это – День Победы! Подвиг воинов-освободителей сродни подвигу самого Христа Спасителя, поправшему смертию смерть. Они победили мировое зло! Это Победа правды и света, во имя которой они и отдали свои жизни! Мы говорили еще о чем-то, но припоминаю, что Юра не был, как обычно, напорист, больше слушал, почему-то напомнил о нашей долгой дружбе. Сегодня мне кажется, что тот разговор был на самом деле прощанием. Я иногда думаю о смерти как о некой отъёмности. Белла Ахмадулина когда-то рассказывала нам о знаменитом поэте Арсении Тарковском, что он, фронтовик-инвалид (после ранения ему ампутировали стопу), бывало, кричал ночами. Оказывается, тело «помнит» об отъятой части, и эта память возвращается болью, пронзительной или тягучей. Так, наверное, мы ощущаем утраты близких и дорогих людей. Был человек, составлявший часть (и не худшую) твоей собственной жизни, и его не стало. И мы живем с этой «отъемностью», и у каждого она своя. И Андреев у каждого из нас свой. Сегодня, когда уже минул год, и мы уже приучили себя думать о Юрии Борисовиче как об умершем человеке, мне кажется особо важным не перелгать каким-нибудь неверным или лапидарным словом и его самого и вполне подвижническую жизнь великого ликвидатора. Кем был Андреев? Прежде всего, Юра был «белым воротничком», инженером-атомщиком, принадлежал к самой продвинутой части советской научно-технической интеллигенции, стоящей на острие прорывных технологий, как тогда говорили – научно-технического прогресса, призванного преобразить не только страну, но и будущее всего человечества. Сама атомная энергетика, ставшая к середине 1980-х гигантской высокотехнологичной динамично развивающейся отраслью промышленности, была зримым осуществлением этой научно-технической революции, где мы находились впереди планеты всей. Андреев был высококлассным специалистом, представителем легендарной отечественной школы инженеров, для которых профессия была жизнью, они понимали и умели воплощать научные идеи в реальность. Сколько ума и таланта надо, чтобы, скажем, кусок урановой руды превратить в источник электрической энергии?

http://radonezh.ru/analytics/yury-andree...

В рубрике «Доспехи» журнал публикует два материала. В первом – «Великий отец кадет России К.К.Романов» два соавтора из Санкт-Петербурга: В.С.Новиков – заслуженный деятель науки РФ и Э.М.Филиппов - военный историк-учёный, педагог, вице-президент Академии военно-исторических наук рассказывают о роли Великого князя Константина Константиновича Романова в развитии военной педагогики в России, о традициях в воспитании будущих российских офицеров. Второй материал в «Доспехах» Последних добрых дел не бывает» - редкий по своему информационному содержанию. Автор его Грачья Исакович Погосян - человек редкой судьбы: российский офицер, предприниматель, политический деятель, - советник заместителя Генерального секретаря Совета Межпарламентской ассамблеи глав - участников СНГ - о себе и о своём призвании рассказывает сам - о том, как установил свыше 45 духовных памятников на территории России, Армении, Белоруссии, Грузии и Монголии. Из них14 посвящены памяти Великой Отечественной войны, 6 из которых - на территории Ленинг радской области. Неисчерпаемая тема духовности, ведущим автором которой в «Родной Ладоге» является митрополит Петрозаводский и Ладожский Константин, представлена в «РЛ» в самых разнообразных жанрах, в разных рубриках. Так, сегодня в «Лествице» опубликован доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на VIII ежегодных Феофановских чтениях «Богословские аспекты учения о молитве святителя Феофана, Затворника Вышенского» - к 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского. Под рубрикой «Наследие» журнал продолжает серию публикаций, связанных с именем протоиерея Бориса Николаевского «Воспоминания о протоиерее Борисе Николаевском его духовных чад». Постоянно на страницах журнала появляются воспоминания и об ушедших русских писателях и поэтах, наследие которых особенно дорого российскому читателю. В 4 под рубрикой «Беседа» публикуются воспоминания московского литератора Сергея Куняева о советском - российском поэте Юрии Кузнецове. Беседу с С.Куняевым вела Марина Струкова.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/23/bo...

В течении апреля месяца выехало из Кавказья в Канаду новых две партии духобор: одна в 2000 душ, другая в 1600. Юбилейное чествование памяти поэта А.С. Пушкина и мнение архипастыря-миссионера об участии в нём церкви//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 638–640 26 мая вся просвещённая светом русской грамоты и учения Россия, с беспримерным единодушием и усердием, имеет отпраздновать память своего гениального поэта А. С. Пушкина, по случаю исполняющегося в тот день столетия со дня рождения этого великого человека, – славы и гордости земли Русской. Не уклоняется от участия в всероссийском славном патриотическом торжестве этом и наша церковь . Св. Синодом разрешено совершить молитвенное поминовение души почившего поэта и устроят соответствующие юбилейные празднества в духовно-учебных заведениях и церковных школах. Относительно характера участия собственно церкви в отечественном празднике в честь и славу великого поэта, достойное внимания руководящее мнение высказал преосвященный Николай, епископ симферопольский, известный наш миссионер-архипастырь Америки и Аляски. В одной из крымских газет появилось измышлённое сообщение, что будто бы в Симферополе воспрещена всенародная панихида по Пушкине и участие в пушкинских торжествах местных духовно-учебных заведений и что такое запрещение, якобы, находится в связи с критическим взглядом преосвященного Николая на великого поэта. Сообщение это побудило почтенного редактора «Крыма», г. Балабуху, лично осведомиться у владыки, на сколько достоверно упомянутое сообщение и какого, на самом деле, взгляда держится преосвященный относительно юбилейных празднеств в честь поэта, так несчастно погибшего на осуждаемом церковью поединке. Не безызвестно, что некоторые и из современных ещё иерархов наших, как напр., высокопреосвященный Никанор Херсонский, в этом отношении держался особого строго ригористического взгляда, который и публично выразил в печатной своей «беседе о поэте Пушкине». Мнение о предстоящих пушкинских торжествах преосвященного Николая в 291 «Крыма» изложено г. Балабухой так:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как и о Меншикове, Ломоносове, Кулибине или поэте Кольцове, о Разумовском в народе складывались легенды и анекдоты. В этих преданиях Кирилл Григорьевич изображался как честный и справедливый судья, заступник несправедливо обиженных и бедных. Будущий граф родился в Черниговской губернии в семье простого украинского казака, а после неожиданного возвышения брата Алексея, был принят ко двору императрицы Елизаветы Петровны и отправлен на обучение в Европу. В возрасте 18 лет Кирилл Григорьевич Разумовский стал президентом Российской академии наук, а в 22 года – гетманом Малороссии. Его столица находилась какое-то время в городе Батурине, где он выстроил себе роскошный дворец в палладианском стиле. В окрестностях Москвы граф К.Г. Разумовский владел несколькими обширными имениями: Троицкое, Поливаново, Петровское-Разумовское, из которых последнее было его любимым. Усадьба Поливаново, которую граф обустроил на берегу реки Пахры, в этом отношении была скромнее Петровского. Главный дом кажется небольшим для столь знатного вельможи и даже обыденным среди подобных построек классицизма 1780-1790- годов. Здание, как упоминалось выше, выгодно отличает лишь четыре необычные круглые башни на углах. Тем не менее, Разумовский часто наведывался в свое имение в Подольском уезде, о чем сохранились упоминания в его письмах. «Архитектора Баженова до сих пор видеть я не мог и для того ничего о модели еще не могу донесть. На сих днях сбираюсь я съездить в Поливаново, а по возвращении оттуда скоро отправлюсь в Украйну», – писал граф 22 апреля 1773 года, когда Благовещенская церковь еще не была построена. В другом письме, написанном 20 лет спустя в 1793 году, К.Г. Разумовский описывал обстоятельства, из-за которых срочно сбежал из Поливанова, где собирался до этого прожить месяц или полтора: «Я переправился было в Поливаново… но, приехав туда, занемог и все четыре ночи спать не мог; опасаясь большой беды, принужден был убежать сюда [имение Петровское-Разумовское]. Причиною сему было, что старый мой Мазепа Огалин вздумал мне представить дом в лучшем виде, отштукатурил его к приезду, а сие-то и было причиною, что никак в нем жить нельзя… известочный дух как палкою в лоб; на ночь затворятся окошки, остается набравшийся воздух, а сего-то для моей слабой груди и довольно для произведения астматических припадков».

http://sobory.ru/article/?object=05116

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010