Когда Вильгельм возвращался домой, его окликнул голос девушки, он посмотрел: мимо проехала Дуня. Она радостно ему улыбнулась. Вильгельм приподнял цилиндр и несколько минут смотрел ей вслед. Вечером этого дня Вильгельм долго ходил взад и вперед по комнате. Он думал о Пушкине, о Софи, о Рылееве, раз вспомнил Дунино лицо, – но сквозь них уже мелькали какие-то новые поля, моря, Европа. Кого он оставлял? Друзья его забудут скоро. Пушкин не пишет – что ж, он далеко… Мать? Он ей радостей не принес. «Ни подруги, ни друга не знать тебе вовек», – вспомнил он Пушкина. Он поглядел на его портрет и стал укладываться. Европа I Свобода, свобода! Как только захлопнулся за ними шлагбаум, Вильгельм все забыл: и Софи, и Панаева, и даже тетку Брейткопф. Ему было двадцать три года, впереди лежала родина Шиллера, Гёте и Занда, и загадочный Париж с еще не остывшей тенью великого переворота, с Латинским кварталом, шумный и ласковый, Италия с небывалым небом и воздухом, который излечит его грудь. Вперед, вперед! Александр Львович Нарышкин, кося иронически заплывшими глазками на Вильгельма, был поражен его словоохотливостью. Длинный сухарь был положительно любопытным собеседником и, что еще больше нравилось старому остряку, наполовину утратившему вкус ко всему, даже к остротам, «ужасным оригиналом». Александр Львович прожил большую жизнь. Был и придворным куртизаном (чин его был обер-гофмаршал), и директором театров, и знаменитым петербургским хлебосолом, и как-то не удержался ни тут, ни там, не осел нигде – и ехал сейчас за границу дошучивать свободное время, которого, кстати, было много. По каким причинам, – было неясно никому, в том числе, верно, и самому Александру Львовичу, чуть ли не действительно потому, что его жену, Марию Алексеевну, обошли екатерининской лентой. Настроений у Александра Львовича за день менялось до десятка. Порция крупных острот и каламбуров за завтраком, недовольное, важное и оппозиционное настроение к вечеру, а в промежутке тысяча неожиданных решений и удивительных поступков. Если Александр Львович решал за завтраком в «этом городишке» ни часу лишнего не сидеть, то это означало, что он засядет в нем на неделю. Если Александр Львович был доволен всеми служащими с утра, это был верный признак того, что за обедом он будет всех бранить. Разговоры его были не только остры, у него была прекрасная память, и Вильгельм с удивлением иногда открывал в своем толстом патроне образованность, которой раньше в нем и не подозревал. Анекдотов о двух дворах Александр Львович знал такое множество, что Вильгельм не раз спрашивал его, почему он не запишет, – получилась бы презанимательная книга. Александр Львович отмахивался и говорил:

http://azbyka.ru/fiction/kjuhlja-tynjano...

Галина Костина 17 июня 2017, 10:41 В детстве любила книгу " Северное сияние " о декабристах, но всегда смущала и огорчала сцена восстания на Сенатской площади, когда стреляли в героя Отечественной войны и убили. А народ и солдаты абсолютно не понимали происходящего. Спасибо, о. Андрей за статью. на многое глаза открылись. Павел Ребровский 16 июня 2017, 23:39 Во многом это была предтеча 1917 года. Но тогда не доработали революцию. Алла 16 июня 2017, 20:06 Аноним, " Бог гордым противится, а смирённым даёт благодать " - слова апостола Павла. Церковь проповедовала и будет проповедовать христианское учение, даже если кому-то это не нравится. Сергей 16 июня 2017, 18:09 " Трудно придумать что-либо страшнее, чем это падение несчастных с виселицы " . Трудно. Но можно приблизиться к этому и о повешенном русском дворянине написать легко и непринуждённо, так, как пишут сегодня о Навальном. Владимир Z. 16 июня 2017, 17:37 Отец Андрей! Спасибо! Очень сильная статья. И еще раз спасибо за правду. 16 июня 2017, 13:55 Да, по батюшкиному лучше бы все сидели тихонько и смотрели в рот царю-батюшке. Прочёл и сразу вспомнил плакатик в московском метро от " светлого радио " " Вера " , проповедующий: " Бог гордым противится, смирённым даёт благодать " . Конечно, власть и официальная церковь идут рука об руку и хотели бы от народа и паствы только смирения. Andrey 16 июня 2017, 07:53 Простите меня, вполне возможно мне действительно не хватает разума, но мне статья не понравилась. Наталия 15 июня 2017, 22:54 Спасибо за то, что честно вспомнили об одной из самых противоречивых фигур среди декабристов - Кондратии Рылееве. Эту историю в довольно подробном варианте я читала несколько лет назад и была очень удивлена, честно говоря, до слез историей его жизни и покаяния. Слава Богу, в конце его недолгой жизни добро победило, а зло в его душе было попрано. Очень надеюсь, что Господь помиловал этого интересного и талантливого молодого человека. Яна (Jana W.) 15 июня 2017, 22:49 Спасибо, отец Андрей! Неожиданные факты, потрясающе изложено! Ваши статьи помогают во многом разобраться. Из всех, именно Рылеев вызывал удивление принадлежностью к декабристам, ведь это же его:

http://pravoslavie.ru/104357.html

И к молитве человека ведет красота видимой природы. Всякая гармония, открывающаяся в природе и замечаемая в отношениях между людьми, ведет к познанию высшего мира и к молитве. Она открывается человеку и в храме природы, и в храме, построенном человеческими руками для прославления Бога в красоте. Гоголь говорит: " Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света, и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы… По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное течение своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было, сохраняет невольно в душе своей высокое начертание любовного обхождения с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собой, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату…Всех равно уча, всем говорит одно, всех научает любви, которая есть связь общества " … Гоголь верит и знает, что жизнь человека после смерти не прекращается, она становится гораздо более интенсивной и яркой, — для тех, кто жил и хочет жить Божией милостью и правдой. Молитву Гоголь понимает как любовь… Это верное понимание истинного общения с Богом… На всех концах земли совершаемая литургия, говорит о Божественном, гармоническом бытии, которое является целью земной жизни. И то, что несет цветок или бабочка в саду, то в разуме и духе совершает человек, открытый истине Божественного бытия. Открывшееся сердце (о Рылееве) В своих Воспоминаниях о декабрьском восстании Евгений Петрович Оболенский открывает нам последнюю страницу жизни Рылеева. Историческое свидетельство его ценно потому, что Оболенский был, по-видимому, единственным человеком, связанным с Кондратием Феодоровичем Рылеевым одинаковостью душевных переживаний и единомыслием глубокой дружбы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

По материалам сайта: " костромские-деревни.рф " Николаевская церковь с. Рылеева каменная, с такою же колокольней и оградою, построена в 1817 г. иждивением г. Якова Яковлевича Шипова. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, в честь иконы Тихвинской Божией Матери и св. Николая. Причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь, сверх штата диакон. Жалование штатному причту 150 руб. Земли 34 десятины, особого плана и межевой книги на землю нет, а церковная земля значится на общем плане со смежными владельцами. Прихожан муж. пола 391, жен. пола 413, дворов 96. В приходе селений 17, в 4 верстах от церкви. Деревянная часовня устроена на месте упраздненной Христорождественской церкви, в селении Варыковнине. От Костромы в 105 верстах. Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», часть 2, С.-Петербург. Типография Почтового Департамента, 1868 г. стр. 86. Кирпичный оштукатуренный храм — яркий памятник культовой архитектуры эпохи классицизма, отличающийся своеобразной объемной композицией и декором. Село Рылеево в 1684 г. числилось за Ф.И. Шиповым. Шиповым село принадлежало до сер. 19 в., когда оно перешло к их родственникам Свиньиным. В барской усадьбе в Рылееве имелся большой деревянный дом с флигелями (двумя каменными и одним деревянным двухэтажным), хозяйственные постройки, огромный пруд с тремя островами. До 1-й четв. 19 в. в селе существовало две деревянных церкви (Троицкая и Никольская), одна из которых была упразднена в 1803 г. при начале строительства существующей каменной церкви Николая Чудотворца с приделами Троицы и Тихвинской Богоматери, завершенного в 1817 г. Церковь выстроена на средства Я.Я. Шипова, родственника дворян Рылеевых, родовая усадьба которых Охлябинино, как и ряд других принадлежавших им усадеб, находились в окрестностях Рылеева. Охлябинино в 1747 г. принадлежало А.Ф. Рылееву, деду известного русского поэта К.Ф. Рылеева. Храм стоит на заросшем лесом кладбище. Основной объем церкви — двухъярусная купольная ротонда (верхний ярус — более низкий барабан меньшего диаметра), завершенная миниатюрной главкой.

http://sobory.ru/article/?object=24128

Случалось, наконец, что больных монастырских праведников, забытых неправедными, но здоровыми братьями, окормляли ангелы. Ср. слова преп. Серафима Саровского : «Бывает иногда и так… другой хочет приобщиться, но почему-нибудь не исполнится его желание совершенно от него независимо. Такой невидимым образом сподобляется причастия чрез Ангела Божия» (Рошко В., прот. Преп. Серафим: Сэров и Дивеево: Исследования и материалы. М., 1994. С. 60). Но все это исключения, а не правило. Потому священноначалие должно (обязано!) было настороженно относиться к такому «переложению» мистических обязанностей с церкви земной на силы небесные и каждый раз тщательно проверять — чудо это или наваждение. Потому епископ Томский Парфений, прослышав о том, что почитаемый в народе Феодор Козьмич ни разу не приобщился, а на уговоры священства дерзко отвечает: «Господь удостоил меня принимать эту пищу», лично явился на заимку Хромова. И если преосвященный ошибся поначалу, если воспринял твердый отказ старца подчиниться иерархической воле («я каждый день вкушаю хлеба небесного») как верный признак того, что Феодор Козьмич «едва ли не находится в прелести», — то и в этой ошибке заключена своеобразная правота. Лучше недооценить святость праведника, чем упустить грех грешника. Тем более что епископ Парфений оказался достаточно чутким иерархом и позже признал свою неправоту — после того, как во сне ему явился св. Иннокентий Иркутский чудотворец, чтобы приобщить их со старцем из одной чаши. Вяземский П. А. Сочинения. В 2 т./Изд. подг. М. И. Гиллельсон. М., 1982. Т. 1. С. 360. См.: Ф.-Ц. Лагарп в России (Из его Записок). [Реферат П. И. Бартенева]//Русский Архив. 1866. Т. 1. С. 18. Французская элегия XVIII–XIX веков в переводах поэтов пушкинской поры/Изд. подг. В. Э. Вацуро. М., 1989. С. 443–444. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990. С. 89. «Кто из нас может отрицать, что мы употребили во зло доверенность к нам войска, что мы увлекли за собою людей простых, не чтили законную присягу, ими принятую так недавно?… Необходимость близкая, неотвратимая заставила отказаться от нравственного убеждения в пользу действия, к которому общество готовилось столько лет»//Оболенский Е. П. Воспоминание о Кондратии Федоровиче Рылееве//Мемуары декабристов: Северное общество/Изд. подг. В. А. Федоров. М., 1981. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/8/

Церковь Николая Чудотворца в Рылееве — сравнительно редкий тип храма, связанный исключительно с усадебным строительством. Со второй половины XVII до середины XIX века село принадлежало семье Шиповых, один из членов которой, Яков Яковлевич Шипов, в 1817 году заказал сохранившуюся до наших дней Никольскую церковь с приделами Троицы и Тихвинской иконы Богоматери. Церковь в стиле позднего классицизма была построена на месте двух обветшавших деревянных храмов. В начале ХХ века приход церквей составлял 1002 человека из 17 селений. Досточтимые местные святыни — иконы святителя Николая и семи святых отроков Эфесских. Вот какую информацию можно найти в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской Епархии 1911 года» о реликвиях Никольской церкви: «Об иконе святых отроков и кресте с частицами святых мощей в церковной летописи сообщаются следующие сведения. Икона представляет собой половину большого металлического складня, найдена около 1790 года над сводами церкви вместе с другими вынесенными из церкви иконами по указанию болящей помещицы Бартеневой, которая, по внушению во сне, нарочито приезжала в село Рылеево, чтобы помолиться перед иконой семи святых отроков. С тех пор прихожане села Рылеева и окрестные жители других приходов, особенно женщины с больными младенцами, приходят в Рылеевскую церковь для молитв перед иконой святых отроков Эфесских. Небольшой (около 5 см.) крест со святыми мощами очень древний, был сначала фамильной домашней святыней урода Шиповых. После смерти помещицы Агрипины Яковлевны Шиповой в 1854 году крест был передан её родственниками с церковь села Рылеева. Крест помещается теперь в одном киоте с иконой святых отроков и, при служении молебнов с водоосвящением, погружается в освящаемую воду, которую богомольцы берут в свои дома для употребления больными.» В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Пресвятой Троицы; в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=24128

М. Шиповой в с. Михайловском близ Чухломы (руинирована) по образцу ц. Вознесения на Гороховом поле в Москве (ок. 1793). Фасады храма были разделены на 2 яруса: нижний, с 16 тосканскими колоннами, в интерколумниях к-рых чередовались прямоугольные проемы и ниши, и верхний, где размещались квадратные окна 2-го света. Мотив опоясывающей колоннады был повторен в ц. в честь Преображения Господня (1806) в с. Спас-Бураки Костромского р-на и в неск. небольших церквах в приволжских уездах, а также в усложненном виде - с выступающими и заглубленными в ниши парами колонн, поддерживающих антаблемент,- в ц. свт. Николая Чудотворца (1817) в с. Рылееве, возведенной по заказу Я. Я. Шипова (близ совр. с. Бартеневщины Галичского р-на) и в ц. Воскресения (1815) в с. Воскресенском на Медозе Островского р-на. Ордерный декор использовался также на ризалитах в ц. Благовещения (1802) в с. Игодове Островского р-на; или в портиках-входах в храм - ц. свт. Николая Чудотворца (1829) на погосте Козура (ныне Красносельский р-н, проект П. И. Фурсова), ц. Воскресения (1840) в с. Лужок (Лужки) Буйского р-на (заказ М. А. Ярославова). Местными артелями был выработан собственный вариант фасадного убранства, в к-ром главным декоративным мотивом служили неглубокие арочные ниши,- ц. свт. Николая Чудотворца (1812-1818) в с. Вяльцеве (ныне Солигаличский р-н), ц. Успения (1819) в с. Иванникове Костромского р-на. Распространению центричных типов храмов способствовал также выпуск «Атласа образцовых проектов каменных церквей» в 1824 г. К нему восходят формы миниатюрной ротондальной часовни в Буе со скромным 2-колонным портиком перед входом (1832, губ. архит. Ф. И. Уткин, не сохр.), крестообразного, завершенного уплощенным куполом храма блж. Василия Московского в Селищах (ныне в заволжской части Костромы (1831, не сохр.)), 5-главый 4-столпный Троицкий собор (1839-1859) в Николаевском Староторжском мон-ре в Галиче с пилястровыми портиками на боковых фасадах и алтарном выступе и колонным портиком перед зап. входом. Благодаря образцовым проектам «Атласа...» в костромскую архитектуру вошла ампирная композиция фасадов с крупной арочной нишей, в к-рую вписаны 3 прямоугольных проема, разделенные пилястрами, поддерживающими архитрав, к-рым отделялось большое полуциркульное окно: ц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Е. Шляков и С. А. Шухов – по 4,000; С. Я. Хесин – 3,700; М. А, Коган – 3,500; И. И. Алафузов, А. А. Балашев, Н. А. Варгунин, К. А. Метлин – по 3,000; А. И. Горвиц, К. П. Яковлев, В. И. Гот, I. Л. Янышев, К. А. Варгунин, И. П. Лесников, Н. М. Полежаев, А. И. Касатник – по 2,000 р., А. А. Кавфман, С. Н. Карали по 1,500 р. и т. д. 216 Дать такое наименование храму постоянно имелось в виду. Им воздавалась хвала Господу Богу, всегда особенно благоволившему к детям и, вместе с тем, напоминалось, что быстрое устроение приюта было знамением особенного благоволения Божия к детям. 218 До 1848 года дом этот назывался Домом призрения убогих или Домом убогих, а в просторечии Домом Порошина или Порошинской богадельней. В актах заведения нет указаний на то, почему Дом назван домом Порошина: дом не принадлежал Порошину и Порошин не был в числе благотворителей заведения. Есть предание, что эту фамилию носил купец, содержавший трактирные заведения и помещавший их в этом доме на арендных условиях. Понятно, что память о таком лице могла долго сохраниться среди окрестных жителей. 220 История вдовьего дома стоить в связи с историей Смольного монастыря. Так как история Смольного монастыря изложена при описании других церквей, то, не повторяя ее здесь, будем говорить прямо о вдовьем доме. 221 Этот Новосильцев убит на дуэли сыном полковника Чернова, Константином, при секундантах – известном декабристе Пестеле (? К. Ф. Рылееве) и Николае Пражевском. Смертельно раненый Новосильцев умер в ближайшей к месту дуэли харчевне и, будучи исповедан и приобщен сампсониевским священником Феодором Барсовым, умер в мире с врагами. Церковь поставлена на месте харчевни. Смерть Новосильцева была 14 сентября 1825 г. На месте дуэли, в парке местного института поставлены два гранитные круглые камня, а деревянный дом бывшей харчевни перенесен в сад богадельни и доселе находится в целости. 222 Богадельня основана в 1850 году в память Анастасии Николаевны Кирпичевой, урожденной Тарасовой, на земле гг. Тарасовых, в собственном их доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра Первого. С. 379. Шильдер. Т. 4. С. 262. Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра Первого. С. 126. Там же. С. 134. Там же. С. 130. Там же. С. 215. Рассказы бывших военных поселян о графе Аракчееве//Русская Старина. 1887. С. 419. Там же. С. 420. Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра Первого. С. 33. См.: Кизеветтер А. Император Aлekcahдp I и Аракчеев//Кизеветтер А. Исторические силуэты: Люди и события. Б., 1931. С. 313. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX b. М. 1989. С. 84–85. Там же. С. 95. Шильдер. Т. 4. С. 204. Шильдер. Т. 3. С. 112. Шуазель-Гуффье. С. 110. Шильдер. Т. 4. С. 75. (Цитируется запись А. Михайловского-Данилевского.) Запись великой княгини Александры Федоровны цит. по: Шильдер. Т. 4. С. 75. См. также: Богданович М. И. История царствования императора Aлekcahдpa I и Россия в его время. Т. 6. С. 352. Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Кн. 2. М. 1971. С. 115. Барятинский В. Царственный мистик. СПб., 1913. С. 71. Шильдер. Т. 4. С. 448. В «Восшествии на престол императора Hukoлaя I» М. А. Корфа, основанном на собственноручных записях Николая, добавлено: в разговоре 1819 года Александр утешал брата тем, что оставляет ему царство «в законном течении и устройстве». Карамзин Н. М. Записка «О Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях»/Подг. текста и коммент. А. Ю. Сегеня; вступ. ст. Ю. М. Лотмана//Литературная учеба. 1988. Исповедь Шервуда, где изложено содержание беседы с императором, подтверждает это (см.: Исповедь Шервуда-Верного. С. 76–77). Оболенский Е. П. Воспоминание о Кондратии Федоровиче Рылееве//Мемуары декабристов: Северное общество/Изд. подг. В. А. Федоров. М., 1981. С. 88. Декабристы: Биографический справочник/Изд. подг. С. В. Мироненко. Л., 1988. С. 281. Авель. С. 414–435. Из «Автобиографических записок» А. О. Смирновой.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/6/

В своих «Размышлениях о Божественной литургии» Гоголь справедливо говорит, что «Бог предоставил, как лучшее из наслаждений, наслаждение молиться, ибо ничего не совершает Бог и ничему не благодетельствует, не делая участником в самом совершении и в самом благодеянии Своем Свое творение» … Это верно. И к молитве человека ведет красота видимой природы. Всякая гармония, открывающаяся в природе и замечаемая в отношениях между людьми, ведет к познанию высшего мира и к молитве. Она открывается человеку и в храме природы, и в храме, построенном человеческими руками для прославления Бога в красоте. Гоголь говорит: «Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света, и скрыто. И если только молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием... душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы… По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев. Примется ли он за обыкновенное течение своих дел в службе ли, в семье, где бы ни было... сохраняет невольно в душе своей высокое начертание любовного обхождения с людьми... дружелюбнее, тише во всех поступках. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собой, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату… Всех равно уча, всем говорит одно, всех научает любви, которая есть связь общества» … Гоголь верит и знает, что жизнь человека после смерти не прекращается, она становится гораздо более интенсивной и яркой, – для тех, кто жил и хочет жить Божией милостью и правдой. Молитву Гоголь понимает как любовь… Это верное понимание истинного общения с Богом… На всех концах земли совершаемая литургия говорит о Божественном, гармоническом бытии, которое является целью земной жизни. И то, что несет цветок или бабочка в саду, то в разуме и духе совершает человек, открытый истине Божественного бытия. Открывшееся сердце (о Рылееве)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010