Узнав о начале мятежа, Соломон попытался остановить его увещеваниями, направив предводителям взбунтовавшихся мавров послание, в котором обвинил их в клятвопреступлении и призывал к благоразумию, к отказу от преступных планов, угрожая в противном случае гибельной для них войной с Римом, призывал остановиться хотя бы ради того, чтобы пожалеть своих детей. В ответ ему писали: «Заботиться о детях, конечно же, следует вам, которым полагается иметь только одну жену. У нас же, с которыми, случается, живут по пятидесяти жен, никогда не бывает недостатка в рождении детей» 355 . Переписка не дала результатов, и Соломон набрал в Карфагене войска и повел их в Бизацену. Решающее сражение дано было в гористой местности в области Маммы, у подножья высокой горы, где мавры расположились лагерем. Их верблюды поставлены были так, что составили круг, а в его центре находились женщины и дети, которые должны были в походе строить шалаши, кормить животных и ухаживать за ними, а также точить затупившееся оружие. «Сами же мужчины, спешившись, стали между ног верблюдов со щитами, мечами и дротиками, метать которые они были очень привычны» 356 . Сражение начали мавры. Рев верблюдов привел в крайнее беспокойство коней римских воинов: они перестали повиноваться всадникам, сбрасывали их с себя и убегали, а мавры поражали врагов дротиками. Наступил критический момент, и тогда Соломон отобрал пятьдесят самых храбрых и опытных воинов и вместе с ними напал на верблюдов, избивая их мечами. Когда эти животные бросились бежать, они смяли ряды своих владельцев, и те тоже бежали, чтобы найти укрытие на горе, оставив жен и детей. Все они были захвачены римлянами. Мавры потеряли в этом сражении около десяти тысяч убитыми, а римляне с богатыми трофеями возвратились в Карфаген. Но война на этом не закончилась. Мавры, обитавшие в разных провинциях Африки, сговорились о совместных действиях против римлян – в их глазах оккупантов. Война, которую они вели, имела характер партизанской гверильи: разрозненные летучие отряды нападали на гарнизоны, истребляли солдат, грабили местных жителей – ливийцев, то есть латинизированных пунийцев и латинских колонистов, которые в ту пору уже, вероятно, мало различались между собою и одинаково исповедовали православие, в отличие от арианства своих недавно свергнутых поработителей вандалов и язычества мавров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Моторика — движение, подвижность, динамичность. 156 Картезианство — направление в философии, основанное на учении Р. Декарта (латинизированное Картезий, 1596—1656), французского философа и математика, который постулировал основополагающую роль человеческой мысли («Я мыслю, следовательно существую»). Декарт — родоначальник рационализма. 157   Фихте И. Г. (1762—1814), немецкий философ, главный труд которого называется «Основа общего наукоучения» (1794). Фихте пытался вывести разнообразие форм познания из одного субъективного начала. А именно, философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. В философии Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831), сжато изложенной в «Энциклопедии философских наук» (1817), постулируется абсолютное, духовное начало («абсолютная идея», «мировой разум», «абсолютный дух»), лежащее в основе всех явлений природы и проявляющее себя в активном самопознании. 158 «Море» — три симметричных эскиза К, Дебюсси (1852—1918). «Вечер в Гренаде» — пьеса Дебюсси из цикла «Эстампы». 159 «Павана усопшей инфанте» и «Утренняя серенада шута» (Alborada del gracioso) — фортепианные сочинения М. Равеля (1875—1937). 160 С. С. Прокофьев (1891–1953), оканчивая консерваторию, написал в 1914 г. по заказу С. П. Дягилева балет «Ала и Лоллий». В 1916 г. на материале этого балета создал «Скифскую сюиту». 161 фокстротной культуре — далее в рукописи зачеркнуто: Что такое музыкальный фокстрот как эстетическая категория? Это синтез двух стихий: развратно–млеющей, внутренно–анархичной, насквозь блудливой и бесцеремонной, цинично вибрирующей и добродушно–нахальной мелодики, с одной стороны, и, с другой, — бодрого, чистого, здорового, делового ритма, контрастирующего с первой до юмористически–попарной эффектности, но всецело, до очень большой глубины слитой с ней в дикую и везде оригинально–свежую экзотику почти увеселительного сумбура моторных ощущений. 162 Allegro con brio (итал.) — так называемое «пламенное аллегро», указание на особо подвижный темп, активное движение. Токката — виртуозная фортепианная пьеса с преобладанием ударной аккордной техники. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Может показаться, что условия сложились более благоприятно для южных и восточных славян, а не для латинизированных германцев и кельтов, и можно было бы ожидать расцвета средневековой культуры на Руси, а не во Франции, Германии и Англии. Но произошло обратное. Убожество интеллектуальной культуры древней Руси просто поразительно. В течение семи столетий – то есть до XVII века мы не находим ни следа научной мысли в русской литературе, – даже ни одного догматического трактата. Вся литература носила практический, морально-наставнический характер, за исключением летописей, художественная ценность которых живо подчеркивает – в силу контраста – полное отсутствие научной культуры. Современные русские историки нового националистического толка, развившегося в СССР, единодушно переоценивают уровень древнекиевской культуры, которая, по их мнению, была не ниже, а даже выше тогдашней западной цивилизации. Полная неспособность этих историков подкрепить свои утверждения сама по себе служит еще одним доказательством по крайней мере интеллектуальной скудости этой культуры. Славяне, обращенные греками, не нуждались в подобном постижении христианства: им дали Библию и богослужение на славянском языке. Во второй половине IX столетия два грека, брата-миссионера, свв. Кирилл и Мефодий выполнили с учениками грандиозную работу по переложению греческих священных книг на старославянский, который в то время был более или менее общепринятым «литературным» языком славян. В следующем столетии культурный круг двора болгарского царя Симеона продолжил работу кирилловского поколения, переведя некоторые труды богословского и научного содержания. Так сложилась славянская литература, которой духовно кормилась средневековая Русь. Она получила церковную организацию из Греции, но книги, – а может быть, и первые проповедники, – пришли из Болгарии. Основной фонд этой литературы был более чем достаточен для новообращенного народа. Некоторые из переведенных сочинений порой оказывались выше понимания русских. На запасе знаний, полученных изза рубежа, Русь прожила века; большая часть остальной литературы и новых переводов с греческого пришла на Русь из того же южнославянского источника – от сербов и болгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Имя Конфуций — латинизированная форма китайского имени Кун–цзы, т. е. учитель Кун. Он родился в княжестве Лу около 551 г. до Р.Х. Семья его принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником, его постоянно заботили непорядки в стране. Под влиянием того, что он видел на службе, и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его. Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни, о Боге и бессмертии. Его не волновали тайны природы и трагичность человеческого существования. Главным для него было найти путь к спокойному процветанию общества. На вопрос, существует ли бессмертие, Конфуций уклончиво отвечал: «Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть?» Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета. Гуманность и этикет упрочают семью; в свою очередь, это создает мир в государстве, а государство, в котором все благополучно, принесет человеку счастливую жизнь. Таким образом, перед нами первая в истории попытка построения автономной морали, которая не связана с религией и Откровением. Здесь обнаруживается ахиллесова пята конфуцианского учения. Выступая против тех, кто желал строить общество только на насилии и страхе наказания, Конфуций захотел утвердить его на чисто этических принципах, между тем сами эти принципы оказывались у Конфуция без опоры. Он верил в то, что человек по природе больше склонен к добру, чем ко злу, и надеялся на эффективность нравственной проповеди. В то время как Лао–цзы проповедовал «недеяние» и первобытную простоту, Конфуций настаивал на необходимости активного вмешательства в ход событий. Конфуций постоянно указывал на необходимость нравственного авторитета правительства. «Правление есть исправление, — говорил он князю. — Если вы будете показывать пример справедливости, то кто осмелится поступать несправедливо?.. Если вы не будете алчны, люди не станут воровать».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Беуно, игумен Клинногский († 640 или 660, память 21 апреля) Храм св. Беуно в Кульбоне Житие: святой Беуно (Beuno) родился в королевстве Поуис, предположительно в Беррью (Berriew). Он был внуком тамошнего принца. Его имя (Bou[g]nou на староваллийском, происходит, несомненно, от кельтского Bou[o]-gnaw=Knowing Cattle) может встречаться в английском как Bono или в латинизированном виде как Bonus. Храм св. Беуно в Кульбоне Храм св. Беуно в Клинног Фавр После получения образования и рукоположения в монастыре Бангор (Bangor-on-Dee), что на севере Уэльса, он стал активным проповедником. Кадван, король [Гвинед]а был его щедрым благотворителем. Кадваллон ап Кадван, сын Кадвана и его преемник, обманул Беуно относительно некоторых земельных владений, что было доказано на священном судебном разбирательстве. Тогда кузен Кадваллона Гведдеинт (Gweddeint), в порядке компенсации, «отдал Богу и Беуно навечно городок», где святой около 616 года основал монастырь Клинног Фавр (Clynnog Fawr), что в Карнарвоншире (Carnarvonshire) на полуострове Ллейн (Llyn peninsula). Беуно стал опекуном своей племянницы, девы Винифреды (Winefride), которую, по преданию, он воскресил к жизни после усечения мечом. Он неустанно укреплял борющихся с грехом и был полон сострадания к бедствующим. Храм св. Беуно в Клинног Фавр Почитание: Одиннадцать храмов носят имя св. Беуно за его ни с чем несравненную ревность о Господе, среди которых находится монастырь в Клинноге, другой храм находится в Кульбоне (Culbone Church) на побережье Сомерсета. Баринг-Гульд и Фишер ставят его память на 21 апреля 640 года. В современном церковном календаре для Уэльса, он поминается 20 апреля, в то время как 21 апреля поминается св. Ансельм Кентерберийский. Святой Беуно не включён в римский мартиролог, издание 2004 года на Beu- или в латинизированном виде, как Bonus. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 18.11.1683, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель. Биография Род. в протестант. семье в Пруссии. Обстоятельства переезда семьи И. на Украину неизвестны. Нек-рые исследователи считают фамилию Гизель латинизированной формой западнорус. фамилии Кисель и в связи с этим рассматривают переезд семьи И. как возвращение на родину. В литературе И. иногда смешивают с одним из лидеров движения социниан Евстафием Гизелем (Киселем), в 1-й пол. XVII в. возглавлявшим социнианский коллегиум в Киселине (ныне Кисилин) на Волыни. О наличии родственных связей между И. и Евстафием, представителем более старшего, чем И., поколения, нет сведений. Начальное образование И. получил, по всей видимости, в Пруссии. В Киеве он перешел в Православие, принял монашеский постриг, в кон. 30-х гг. XVII в. поступил в Киево-Могилянскую коллегию. В 1640-1642 гг. И. исполнял обязанности ректора учрежденного в 1639 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) уч-ща в Гоще (ныне поселок в Ровненской обл., Украина) и настоятеля Гощанского монастыря (см. Гощанский [Гощский] в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь ). По свидетельству Иоанникия (Галятовского) , «ректор гойский» И. в качестве одного из секретарей участвовал в Соборе Западнорусской митрополии , созванном в 1640 г. митр. Петром (Могилой) для обсуждения составленного им Катехизиса и др. вопросов церковной жизни (см.: Макарий. Кн. 6. С. 556, 634). По окончании Киево-могилянской коллегии И. в числе др. ее воспитанников был послан митр. Петром за границу для продолжения образования. Данных о том, где именно учился И., нет. В качестве возможных учебных заведений называют Замойскую академию, ун-ты Крулевца (ныне Калининград) и Ростока ( Горобець, Cmpamiй. 2001), Львовскую иезуитскую коллегию ( Mokry. 1989). Слова Ростовского митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) в проповеди на годовщину смерти И. «Пирамида, или Столп» о том, что И. «премудрости вод напившися из рек разных, из разных школ иностранных, до которых и чрез моря путешествовал», трактуются рядом исследователей как свидетельство о том, что И. обучался в т. ч. в Англии. Бездоказательным является утверждение, что И. изучал за границей помимо богословия и философии историю и право.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста римско-католической церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. Содержание Предисловие Вместо введения Отдел первый. Первые шаги Римского католицизма, на материке Северной Америки Отдел второй. Борьба Римского католицизма за свободу существования и значение добытых им результатов для его дальнейшего развития Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма Отдел четвертый. Материальная и нравственная сила Римского католицизма Отдел пятый. Столкновение Римского католицизма с государством в области народного образования Заключение     Предисловие Необычайные успехи Римского католицизма на почве американского материка несомненно составляют один из замечательнейших церковно-исторических явлений новейшего времени. За одно столетие он успел из ничтожества подняться почти до первенствующего положения среди вероисповеданий Соединенных Штатов. Факт этот тем более замечателен, что имел место в стране, которая первая осуществила принцип юридического отделения церкви от государства и своим общественно-государственным строем представляет тип демократической республики, по-видимому, несовместимый с типом латинизированного христианства. Уяснение причин и процесса быстрого роста римско-католической церкви в великой американской республике составляет предмет настоящего сочинения. Если бы это исследование кроме того обнаружило некоторые черты, определяющие общее религиозное состояние американского народа, уяснение которого столь необходимо для Православной Церкви в её святой миссии, недавно начатой на том же материке, то цель свою автор считал бы вполне достигнутою. Нью-Йорк. 29 мая (10 июня) 1881 года. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10:16 ). Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою ( Мф. 11:37–38 ). Вместо введения I. Религиозное состояние американского народа. Протестантизм и его несоответствие с народным характером. Искание единой истинной церкви. Притязания на роль единой истинной церкви для американского народа со стороны трех главных наличных вероисповедальных форм – методизма, епископализма и Римского католицизма, и их несостоятельность. – II. Епископальная церковь и её положение в американском народе. Сознание ею неустойчивости своих начал и искание прочной опоры. Ритуализм и его значение. «Банкротство протестантизма». Проповеди д-ра Юера и искание «кафоличности». Местонахождение истинной кафоличности и тяготение епископализма к Православному Востоку. – III. Попытки епископальной церкви войти в общение с Православным Востоком. Вопрос о единении церквей на её генеральных конвенциях 1868, 1871 и 1874 годов. Значение этих попыток и тревога в лагере Римского католицизма. Заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Глава 1. Эпоха Юстиниана Великого 1. Новый Рим – столица эйкумены В середине 1 тысячелетия от Рождества Христова запад Римской империи, захваченный германцами и поделенный ими на варварские королевства, лежал в руинах. Лишь местами сохранились островки эллинистической цивилизации, к тому времени уже преображенной светом Евангелия. Германские короли, кафолические, арианские, языческие, сохраняли еще пиетет перед римским именем, но центром притяжения для них был уже не полуразрушенный, опустошенный и обезлюдевший город на Тибре, а Новый Рим, созданный творческим актом святого Константина на европейском берегу Босфора, культурное превосходство которого над городами Запада было бесспорной очевидностью. Исконно латиноязычные, а также латинизированные жители германских королевств усваивали себе этнонимы своих завоевателей и господ – готов, франков, бургундов, в то время как римское имя давно стало привычным для былых эллинов, уступивших на востоке империи малочисленным язычникам свой исконный этноним, питавший в прошлом их национальную гордыню. Впоследствии у нас на Руси, по крайней мере в писаниях ученых монахов, парадоксальным образом «еллинами» именуются язычники любого происхождения, даже самоеды. Римлянами, или, по-гречески, ромеями, называли себя также выходцы из других народов – армяне, сирийцы, копты, если только они были христианами и гражданами империи, которая отождествлялась в их сознании с эйкуменой – вселенной, не потому, конечно, что они воображали на ее границах край света, а потому, что мир, лежащий за этими границами, был лишен в их сознании полноценности и самоценности и в этом смысле принадлежал кромешной тьме – меону, который нуждался в просвещении и приобщении благам христианской римской цивилизации и в интеграции в подлинную эйкумену или, что то же, в Римскую империю. С этих пор новокрещенные народы, независимо от своего реального политического статуса, уже в силу самого факта крещения считались включенными в имперское тело, а их правители из варварских суверенов становились племенными архонтами (др.-греч. ρχων – правитель, глава, начальник), полномочия которых проистекают от императоров, на службу которым они, по крайней мере символически, поступали, удостаиваясь в качестве вознаграждения чинов из дворцовой номенклатуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Святой император Юстиниан и его эпоха. Часть 1. 518–532 годы История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Новый Рим – столица ойкумены В середине I тысячелетия от Рождества Христова запад Римской империи, захваченный германцами, поделившими его на варварские королевства, лежал в руинах. Там сохранились лишь островки и осколки эллинистической цивилизации, к тому времени уже преображенной светом Евангелия. У германских королей – кафолических, арианских, языческих – оставался еще пиетет перед римским именем, но центром притяжения для них был уже не полуразрушенный, опустошенный и обезлюдевший город на Тибре, а Новый Рим, созданный творческим актом святого Константина на европейском берегу Босфора, культурное превосходство которого над городами Запада было бесспорной очевидностью. Карта Константинополя - Нового Рима Исконно латиноязычные, а также латинизированные жители германских королевств усваивали себе этнонимы своих завоевателей и господ – готов, франков, бургундов, в то время как римское имя давно стало привычным для былых эллинов, уступивших свой исконный, питавший в прошлом их национальную гордыню этноним малочисленным на востоке империи язычникам. Парадоксальным образом впоследствии у нас на Руси, по крайней мере, в писаниях ученых монахов, «еллинами» именуются язычники любого происхождения, хотя бы и самоеды. Римлянами, или, по-гречески, ромеями, называли себя и выходцы из иных народов – армяне, сирийцы, копты, если они были христианами и гражданами империи, которая отождествлялась в их сознании с ойкуменой – Вселенной, не потому, конечно, что они воображали на ее границах край света, а потому, что мир, лежащий за этими границами, лишен был в их сознании полноценности и самоценности и в этом смысле принадлежал кромешной тьме – меону, нуждаясь в просвещении и приобщении благам христианской римской цивилизации, нуждаясь в интеграции в подлинную ойкумену, или, что то же, в Римскую империю. С этих пор новокрещеные народы, независимо от своего реального политического статуса, уже в силу самого факта крещения считались включенными в имперское тело, а их правители из варварских суверенов становились племенными архонтами, чьи полномочия проистекают от императоров, на службу которым они, по крайней мере символически, поступали, удостаиваясь в качестве вознаграждения чинов из дворцовой номенклатуры.

http://pravoslavie.ru/59910.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010