Хад стал аббатом Ластингема после смерти Кедда в 664 г. и вскоре был сделан епископом. Не вполне ясно, почему Освиу решил так быстро сменить Вилфрида; возможно, как раз в это время произошла его ссора с сыном Альдфридом, который покровительствовал Вилфриду. Хад славился своим аскетизмом и благочестием, но католическая партия не могла смириться с тем, что его посвятили в епископы Вине, обвиненный позже в симонии, и два епископа бриттов. Поэтому Хад тоже был скоро устранен с Нортумбрийской кафедры. Возможно, он лишь исполнял обязанности епископа во время отсутствия Вилфрида. 675 Рипенс (Hripens) — англосаксонское название нынешнего Рипона, которое Беда обычно приводит в латинизированной форме Инрип (Inripum). 676 Возможно, «крепостями» (castella) Беда называет укрепленные резиденции местных правителей (byrig на языке англосаксов, позже burgh). 677 См. прим. 477. 678 Очевидно, это совещание имело связь с предшествующим ему собором в Витби и касалось укрепления единства английской церкви. Одновременно Освиу, как кажется, старался поставить церковь под контроль светской власти, о чем свидетельствуют его отношения с епископом Вилфридом. 679 Этот Вигхерд или Вигард был отправлен в Рим только в 666 г., хотя архиепископ Деусдедит скончался еще 14 июля 664 г., что говорит о сложном положении английской церкви после собора в Витби и разрыва с ирландцами. 680 Ис. 11:10. 681 Ис. 49:1. 682 Ис. 49:6. 683 Ис. 49:7-»цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа». 684 Ис. 49:8–9. 685 Ис. 42:6–7. 686 Скрытая цитата из Мф. 13: 24 и 13:30. 687 Вряд ли апостолов заковывали в золото; видимо, их реликвии были позолочены. 688 Мф. 6:33, Лк. 12:31. 689 Сигхер или Сигер и его брат Себби правили в Эссексе в 664–694 гг. 690 Хотя Беда не упоминает Вулфхера в своем списке верховных королей, он, без сомнения, обладал значительной властью в Южной Англии. Когда он вторгся в Нортумбрию (см. IV.12), в составе его войска были отряды почти из всех англосаксонских королевств. 691 Яруман был епископом Мерсии в 662–667 гг. Где находилась его кафедра, неизвестно; позже резиденция епископов размещалась в столице Мерсии Лиситфельде (ныне город Личфилд). 692

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ирландские миссионеры, основывавшие монастыри в Европе, у западных христиан слыли «греками». Так же характеризует прибывшего на Русь Антония Римлянина и его «Житие», которое говорит о святом как о представителе греческой веры в латинском мире. Ирландских «греков», кроме италийских земель и Галлии, часто можно было встретить в Моравии и Паннонии, откуда первые русские христиане много позаимствовали. 82 Путешествовавшие по Европейскому континенту ирландцы лавировали между Римом и Константинополем, неся свет знаний и свет веры «новым» (по определению Иллариона) народам. В их подвижническом служении воплощалась идея единого христианского мира. Следствием было смешение восточных и западных черт в этом христианстве. Такой же симбиоз, обозначившийся в годы правления Мстислава Владимировича и его сына Всеволода, наблюдаем и в новгородской культуре. Западническое религиозное влияние в Новгороде приходится на епископство Никиты и Попьяна, черты биографии которых не являлись безупречными с ортодоксальной точки зрения. Так что благоприятная атмосфера для вживания переселившейся из Европы на Русь монашеской общины в Новгороде имелась. Об ирландских корнях раннего русского христианства, о его влиянии на древнерусскую культуру вообще и на творчество Кирика Новгородца в частности в последние годы говорилось неоднократно. 83 Некоторое типологическое сходство свидетельствует об ученой подготовке Кирика на европейский манер и по традиционному ирландскому образцу, который в Новгороде начала XII в. представляли переселившиеся сюда из Рима монахи Антониева монастыря. В ирландских монастырях, как на родине, так и в Европе, культивировалась любовь к мудрости, к накоплению знаний, была широко распространена практика интеллектуальных упражнений в календарных исчислениях (только в XII в. был осуществлен переход на общее с римским миром исчисление Пасхи). Даже такие латинизированные кельты, как Иоанн Скотт Эриугена и Дунс Скотт, сохранили свойственный ирландским христианам первых веков интерес к естествознанию и античному наследию. Большинство из перечисленных здесь черт ирландского монашества в той или иной форме отразились в разностороннем творчестве обучавшегося у антониевских переселенцев Кирика.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Les martirologies historiques du Moyen Age/Ed. H. Quentin. Paris, 1908. 31 Bedae Opera de temporibus/Ed. C. W. Jones. Cambridge (Mass.), 1943. 32 Wallace–Hadrill J. M. Bede’s Ecclesiastical History: a Historical Commentary. Oxford, 1988. 33 Webb J. F., Farmer D. H. The Age of Bede. London, 1988. 34 Blair P. H. The World of Bede. London, 1970; Blair P. H. Venerabilis Bede. London, 1979. 35 Кеолвулф или Келвулф, сын Кутвина, сделался королем Нортумбрии в 729 г. В 731 г. его отстранили от власти и насильно постригли в монахи, но вскоре ему удалось вернуть себе трон. В 737 г. он снова, на этот раз добровольно, удалился в Линдисфарнский монастырь и умер около 764 г. В том же столетии он был объявлен святым; в 830 г. его останки вместе с мощами святого Кутберта были перенесены из Линдисфарна в Дарэм. 36 Из этих слов следует, что предисловие было написано Бедой после завершения его сочинения, незадолго до смерти. В нем историк излагает цели и методы своего труда, а также очерчивает круг использованных им источников. 37 Возможно, отправление рукописи Беды для переписывания в монастырские скриптории требовало санкции короля, но скорее всего автору просто хотелось заручиться поддержкой Кеолвулфа в своей церковной политике (о ней см. в примечаниях к «Письму Беды к Эгберту»). 38 Вся эта фраза является цитатой из введения к «Диалогам» св. Григория Великого (Patrologia Latina, L ХХ Р. 123). 39 Альбин стал аббатом монастыря святых апостолов Петра и Павла после смерти Адриана. О нем см. V.20. Сохранилось письмо Беды, которое он посылал Альбину вместе с ранней копией «Истории». 40 О них см. IV.1 и далее. 41 Слово prouincia здесь и далее имеет три значения:1) одно из англосаксонских королевств; 2) географическая область; 3) епископство (последнее именуется также латинским термином «диоцез» или греческим «парухия»). В данном случае речь идет о королевстве Кент–первом государстве англосаксов, основанном братьями Хенгистом и Хорзой около 449 г. У Беды его название везде приводится в латинизированной форме Cantia. 42

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2) Римско-католические авторы часто настаивают на том факте, что учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы явно или неявно признавалось многими православными богословами, особенно в XVII и XVIII вв. Внушительные списки богословских учебников, составленных в ту эпоху, в большинстве случаев на юге России, действительно свидетельствуют, до какой степени богословское преподавание в Киевской академии и в других школах Украины, Галиции, Литвы и Белоруссии было проникнуто темами, присущими вероучению и благочестию Римской Церкви. Хотя православные люди этих пограничных областей и защищали героически свою веру, но они неизбежно испытывали на себе влияние своих римско-католических противников, ибо принадлежали к одному и тому же миру культуры барокко, с ее особыми формами благочестия. Известно, что «латинизированное» богословие украинцев вызвало догматический скандал в Москве в конце XVII в. по поводу эпиклезиса. Тема непорочного зачатия тем более легко воспринималась, что она находила себе выражение скорее в благочестии, чем в каком-либо определенном богословском учении. В этой-то форме благочестия и можно найти некоторые следы римской мариологии в писаниях святого Димитрия Ростовского , русского святителя украинского происхождения и воспитания. Это только одно значительное имя среди богословских «авторитетов», на которых обычно ссылаются, дабы показать, что догмат о непорочном зачатии Марии приемлем для православных. Мы не станем составлять, в свою очередь, списка (несколько более значительного!) богословов Римской Церкви, мариологическая мысль которых решительно противится учению, век тому назад превращенному в догмат. Довольно будет привести одно имя – имя Фомы Аквинского, дабы установить, что догмат 1854 г. идет вразрез со всем тем, что есть наиболее здорового в богословском предании отделившегося Запада. Для этого надо прочесть места из толкования к «Сентенциям» (I, III, д. 3, q. 1. art. 1 et 2; q. 4, art. 1) и из «Суммы богословия» (III а, q. 27), так же как и из других писаний, где ангелический учитель трактует вопрос о непорочном зачатии Пресвятой Девы: там можно найти пример трезвого и точного богословского суждения, ясной мысли, умеющей использовать тексты западных отцов ( блаженного Августина ) и восточных (святого Иоанна Дамаскина ), чтобы показать истинную славу Пресвятой Девы, Матери нашего Бога. Вот уже сто лет, как эти мариологические страницы Фомы Аквинского находятся под запретной печатью для римско-католических богословов, обязанных следовать «генеральной линии», но они не перестанут служить свидетельством об общем Предании для тех православных, которые умеют ценить богословское сокровище своих отдалившихся братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В системе государственных структур империи начинает складываться новая церковная организация. В IV веке в Церкви сложился епископат. Римская Церковь развернула широкую миссионерскую деятельность в варварских племенах. В IV-VII вв. многие варвары приняли христианство в его арианской форме. В VII в. практически весь варварский мир Западной Европы был обращен в латинизированное христианство. В церковной структуре складывается знаменитая пентархия. В епископате империи наиболее значительными и влиятельными были епископы Рима, Александрии, Константинополя, Антиохии и Иерусалима. В V в. епископы этих городов получили титул патриархов (римский и александрийский патриархи назывались также папами) . Церковь имела свою иерархию («лестницу властей»). Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы, последним — епископы, управлявшие епархиями. Епархии состояли из приходов, которые управлялись священниками-пресвитерами. Говоря о кризисе Римской империи, необходимо иметь в виду не только экономический, политический, религиозный кризис, но и социальный кризис, последствия которого особенно остро скажутся в период Великого переселения народов. Жертвами социального кризиса империи накануне ее падения стали угнетенные и отверженные слои римского населения — рабы, колоны, ремесленники. Основной костяк социального переворота в империи составляли эти силы. Обширную империю охватили восстания, из которых в первую очередь необходимо отметить восстание багаудов в Галлии и Испании в III-IV вв., движение циркумцеллионов в Северной Африке в IV-V вв., волнения скамаров в Реции, Паннонии и Норике в сер. V в. Угнетенные массы империи, объединившись с соседями-варварами (главным образом, германцами), затем с племенами, вторгавшимися на территорию Западной Римской империи в период Великого переселения народов, сыграли серьезную роль в упадке и гибели Римской империи в 476 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/441025/

Известно, что «латинизированное» богословие украинцев вызвало в Москве в конце XVII века догматический скандал по поводу эпиклезы. Тема непорочного зачатия тем более легко воспринималась, что она находила свое выражение скорее в благочестии, чем в каком-либо определенном богословском учении. Именно в форме благочестия можно найти некоторые следы римской мариологии в творениях святого Димитрия Ростовского , русского святителя украинского происхождения и воспитания. Это единственное значительное имя среди богословских авторитетов, на которые обычно ссылаются, дабы показать, что догмат о непорочном зачатии Марии приемлем для православных. Мы не станем составлять, в свою очередь, списка (несколько более значительного!) богословов Римской церкви, мариологическая мысль которых решительно противится учению, век назад превращенному в догмат. Довольно будет привести одно имя – имя Фомы Аквинского, дабы установить, что догмат 1854 года идет вразрез со всем наиболее здоровым, что есть в богословском предании отделившегося Запада. Для этого надо прочесть места из толкования к «Сентенциям» (I, III, distributio 3, quaestio 1, articuli 1 et 2; quaestio 4, articulus 1 [I, III, раздел 3, вопрос 1, члены 1 и 2; вопрос 4, член 1]) и из «Суммы богословия» 672 (III а, quaestio 27 [III а, вопрос 27]), так же как и из других писаний, где ангелический доктор исследует вопрос о непорочном зачатии Пресвятой Девы: там можно найти пример трезвого и точного богословского суждения, ясной мысли, умеющей использовать тексты и западных отцов ( блаженного Августина ), и восточных (преподобного Иоанна Дамаскина ), чтобы показать истинную славу Пресвятой Девы, Матери нашего Бога. Вот уже сто лет, как эти мариологические страницы Фомы Аквинского находятся под запретной печатью для римско-католических богословов, обязанных следовать «генеральной линии», однако они не перестанут служить свидетельством об общем Предании для тех православных, которые умеют ценить богословское сокровище своих отделившихся братьев. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви 673

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Яруман умер в 667 г.; после его смерти обязанности епископа Мерсии исполнял Вилфрид. 725 По своим обычаям и поведению Хад, Яруман и другие епископы того периода были очень похожи на ирландских святых, у которых они учились и которым стремились подражать. Несмотря на высокие личные качества, они не могли внести в английскую церковь начала строгой организации и образованности, носителями которых выступали Теодор и Адриан. 726 Имеются в виду жители Линдсея. 727 Это монастырь Барроу в Линкольншире. Латинская приставка ad, которую Беда часто употребляет (Ad Lapidem и др.), соответствует англосаксонской приставке aet, обозначающей привязку к географическим особенностям. Другая приставка in (Инфеппинг, Инберекинг) означает привязку к областным и племенным названиям. 728 Нынешний город Личфилд, в VII–VIII вв. столица королевства Мерсия. 729 Еккл. 3:5. 730 1 Пет. 2:5-»и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Сходные выражения см. Еф 2:21 и 2 Кор 5:1. 731 Ин. 13:1-»пришел час Его перейти от мира сего к Отцу». 732 Упоминаний об этом Овине в источниках не обнаружено. В соборе монастыря Эли в Восточной Англии находится его надгробный камень, перевезенный в Средние века из близлежащей деревни Хадденхем. 733 О ней см. IV.19. Имя святой Эдильфриды (правильнее Этельфрита) было в средние века известно в латинизированной форме Этельдреда. Из него произошло современное английское имя Одри, а также слово tawdry (мишурный, кричаще безвкусный). 734 Топор (securis) и плотницкое тесло (ascia) использовались при вырубании леса и строительстве деревянных домов. Видимо, этим и занимался Овин в находившемся в лесу монастыре Ластингем. 735 Из рассказа Хада следует, что «возлюбленным гостем» был Кедд, его брат и основатель обители. Видимо, по мнению Беды, он после смерти покровительствовал Ластингему, как святой Эгберт–Ионе (см. V.22). 736 В житиях часто встречается просьба святого никому не говорить о явившихся ему видениях до его смерти. Этот сюжет, скорее всего, восходит к просьбе Христа, обращенной к трем апостолам, — »никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17: 9). 737

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Праздник кущей (т. е. палаток -  ) отмечали осенью, закончив молотить зерно на току и давить виноград в точиле (Втор 16. 13). В Исх 23. 16 этот праздник назван праздником Сбора плодов (    ). Как и праздник Пресного хлеба, он длился 7 дней, согласно Втор 16. 15. В Лев 23. 36 праздник удлиняется до 8 дней. Начало его приходится на 15-е число 7-го месяца (Лев 23. 34), т. е. 15 тишри. Субботние и юбилейные годы Помимо внутренней структуры года в Библии указаны и многолетние циклы: 7-летний субботний с запретом обработки земли в 7-й год и 50-летний юбилейный, в конце к-рого не только земля отдыхает от работ, но и возвращаются утраченные владения и рабы выходят на свободу. В Лев 25 предписывается, чтобы каждый 7-й год был для земли «субботой покоя» (     - Лев 25. 4); кроме того, по прошествии семи 7-летних циклов, т. е. на 50-й год, следует объявлять «юбилейный год» (   - Лев 25. 10). Слово   исходно означало, видимо, «баран» (как в финикийском); за пределом законов о юбилейном годе оно встречается в выражениях     - бараний рог (Нав 6. 5) и     - труба из бараньего рога (Нав 6. 4, 6, 8, 13 (по евр. тексту)); в Исх 19. 13 в том же значении употребляется просто   Очевидно, значение развивалось так: «баран» ® «бараний рог» ® «год, наступление которого возвещается трублением в бараний рог» (Лев 25. 9). Рус. слово «юбилей» восходит к латинизированной форме евр.   к-рая в латыни по случайности ассоциировалась с глаголом jubilare - кричать. Различные законы, касающиеся 7-го года, содержатся и за пределами Лев 25, хотя там этот год не называется «субботним». Часто в законах о 7-м годе используется глагол   - ронять, отпускать (Исх 23. 11; Втор 15. 2, 3) и отглагольное существительное   - отпущение (Втор 15. 1, 2, 9; 31. 10). В субботний год, согласно Лев 25. 2-7, нельзя сеять и жать хлеб, подрезать лозы в винограднике и собирать виноград. Аналогичное предписание содержится в Исх 23. 10-11. Во Втор 15. 1-3 есть требование каждые 7 лет прощать долги (или, по др. интерпретации, возвращать заложенное за долги имущество и отсрочивать уплату долга на весь субботний год), в Исх 21.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010