Если же кто не умеет говорить таким образом, того Судия не будет и слушать. Как римский судия не поймет ответчика, который не умеет говорить по-римски, так и Христос не поймет тебя, и не будет внимать тебе, если ты не будешь говорить, как Он. Будем же учиться говорить так, как привык слушать наш Царь; постараемся подражать Его языку. Постигнет ли тебя печаль, смотри, чтобы чрезмерное уныние не изменило твоих уст; но говори, как Христос. Ведь и он был в печали о Лазаре, и об Иуде. Нападет ли на тебя страх, — старайся опять так говорить, как Он. Ведь и Он был в страхе за тебя, когда устроял твое спасение. Говори и ты: “Впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Мф. 26:39). Плачешь ли ты, — плачь умеренно, как и Он. Терпишь ли клевету и скорбь, — принимай все это подобно Христу. Ведь и Он был оклеветан, и Он скорбел, и говорил: “Душа Моя скорбит смертельно” (Мф. 26:38). И во всем вообще Христос показал тебе пример, чтобы ты соблюдал ту же умеренность, и не нарушал данных тебе правил. Таким образом, можешь иметь уста, подобные устам Христовым. Таким образом, находясь еще на земле, ты будешь иметь язык, подобный языку Седящего на небесах, — когда будешь наблюдать умеренность в унынии, в гневе, в печали, в скорби. Сколько из вас желали бы видеть Христа! И вот, если будем стараться, не только можем увидеть Его, но и быть подобными Ему. Не будем же медлить. Не столько приятны для Господа уста пророков, сколько уста людей кротких и смиренных. “Многие скажут Мне, — говорит Господь, — … не от Твоего ли имени мы пророчествовали? …И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас” (Мф. 7:22-23). А уста Моисея, который был весьма смирен и кроток (“Моисей же, — сказано, - был человек кротчайший из всех людей на земле”, — Числ. 12:3), так были приятны и любезны Господу, что Он говорил с Моисеем, так сказать, лицом к лицу, устами к устам, как друг с своим другом. Теперь ты не имеешь власти над демонами; когда будешь иметь уста, подобные устам Христовым, то будешь иметь власть над огнем геенским. Будешь иметь власть над бездною огненною и скажешь ей: “Умолкни, перестань” (Мк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Иоанна относительно надписи повествуется еще следующее: Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески и по-римски, чтобы все пришедшие из далеких стран по случаю Пасхи и плохо понимающие еврейский язык, могли читать ее. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: царь Иудейский, но что Он говорил: Я царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал, т. е. переменять не стану ( Ин.19:19–22 ). Так что по этой надписи выходило, что Иисус Христос есть действительно Царь Иудейский, которого подданные или не могли защитить, или же изменнически предали, а не самозванец, как представляли Его Пилату первосвященники. Мк.15:27 . С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. Мк.15:28 . И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен ( Ис.53:2 ). Два разбойника. По всей вероятности, это были сообщники Вараввы в мятежах и убийствах. По преданию, один из них назывался Дисмасом, а другой – Гестасом. Правитель, живший обыкновенно в Кесарии, нечасто бывал в Иерусалиме, а потому естественно случалось ему, в бытность в Иерусалиме, произносить смертные приговоры над несколькими преступниками. И со беззаконными вменися (к злодеям причтен). Эти слова из книги прор.Исаии, именно из того места, где Исаия изображает страдания Спасителя и между прочим пророчествует и о том, что Иисус Христос будет поставлен на ряду со злодеями. „Что с Иисусом Христом были распяты два разбойника, пишет св. Кирилл Алекс., то Иудеи сделали сие по злобе, именно, чтобы более обесславить смерть Спасителя. Между тем, осужденные на распятие с Ним разбойники означали два народа, кои вскоре должны были присоединиться ко Христу, т. е. израильтян и язычников. Распятие двух разбойников со Христом Спасителем еще знаменует и то, что означаемые ими два народа умрут со Христом, отвергнувшись мирских удовольствий и плотской жизни, и будут жить вместе с Господом своим, проводя жизнь по закону Христову“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иоанна повествуется, что Иисус Христос, вися на кресте, восклицал: жажду ( Ин.19:28 ), так как распятые на кресте обыкновенно чувствовали страшнейшую жажду (33 ст.). И вот воины, вместо воды или другого какого питья, поднесли ему уксус, который обыкновенно не утоляет, а возбуждает жажду. Это было тоже насмешкой над Господом со стороны их. Лк.23:38 . Бе же и написáние написано над ним писмены éллинскими и римскими и Еврéйскими: сéй éсть Цáрь Иудéйск. (И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.) У еванг. Матфея об этой надписи сказано так: поставили над головою Его надпись, означающую вину Его ( Мф.27:37 ). У еванг. Иоанна относительно надписи повествуется еще следующее: эту надпись читали, многие из иудеев, потому что место, где был распять Иисус, было недалеко от города, и написано было по еврейски, по гречески, по римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: царь Иудейский, но что Он говорил: Я царь Иудейский; Пилат отвечал: что я написал, то написал. ( Ин.19:19, 22 ) т. е. не стану переменять написанного. Так что по этой надписи выходило, что Иисус Христос есть действительно царь иудейский, Которого подданные или не могли защитить, или же изменнически предали, а не самозванец, как представляли Его Пилату первосвященники. Покаяние разбойника. Лк.23:39 . Един же от обешеною злодею хýляше егó, глагóля: áще ты еси Христóс, спаси себé и нáю. (Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.) Евангелисты Матфей и Марк замечают кратко, что и распятые с Господом разбойники поносили Его; только один св. Лука говорит об этом обстоятельстве подробно и говорит несколько несогласно с сими евангелистами: они повествуют, что оба разбойника поносили Господа, а, по сказанию Луки, только один поносил, другой же уверовал в Него и покаялся. Это разногласие объясняется так: или сначала оба разбойника поносили Христа, и потом один раскаялся (Злат, и др.), или, ради краткости, факт сообщается, подробности же отпускаются и приписывается обоим разбойникам то, что делал один.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В той же книге «Деяние Апостолов» читаем: «…встретилась нам одна служанка одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час»». ( Деян.16:16-18 ). Посмотрите, каково отношение апостола Павла к этому духу: несмотря на то, что он говорил истину, апостол не желал и истины из уст бесовских, давая тем самым пример отношения к нечистым духам, пусть даже иногда вещают правду. Ибо за этим стоит только одно желание — вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить. В Киево-Печерском Патерике мы читаем об иноке Никите, будущем святителе и чудотворце, который по гордости и самомнению, уйдя преждевременно в затвор, был прельщен бесом, наделившим его даром прозорливости и знанием наизусть всего Ветхого Завета. Так, что «…с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души, начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, …все дивились исполнению его пророческих слов». Когда же молитвами святых Киево-Печерских отцов бес из него был изгнан, оказалось, что на память он ничего не помнит, и даже читать разучился. В том же Киево-Печерском Патерике в житии преподобного Лаврентия-затворника , мы узнаем о некоем бесноватом, который под действием беса говорил по-еврейски, римски, гречески и на всех языках мира, о которых раньше бесноватый никогда не слышал, пророчествовал, говорил о вещах и людях, ранее ему не ведомых. В житии священномученика Киприана мы читаем о том, что в бытность свою волхвом он «освоил все диавольские хитрости: постиг различные  бесовские превращения (научился летать по воздуху, ходить по водам), изменять свойство воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать море, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей, — то есть овладел пагубной мудростью и исполненной зла диавольской деятельностью».

http://sueverie.net/lyudi-i-demony-svyas...

А как, – послушай. Впрочем, конечно, вы сами уже сделали из моих слов такой вывод: значит, Бог пользуется дьяволом как слугой. Действительно, как в человеческих войсках выделяются воины, которые несут почетную службу, и с другой стороны такие, на обязанности которых лежит приводить в исполнение наказания, так и здесь – для добрых дел и для устроения спасения людей посылаются святые Ангелы, а для наказания беззаконных людей посылаются демоны; а как, послушай. Когда Павел воспоминает о святых Ангелах, он говорит: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Отсюда ясно, что святые Ангелы служат спасению людей. А гнусные демоны, по словам Давида, служат для наказания грешников: «послал на них» (на египтян) «яростный гнев Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия» 2 ( Пс.77:49 ). 2. Значит, злые и нечистые духи, хотя и не повинуются по доброй воле, но находятся под игом работы и принуждаются как палачи исполнять то, что приказано. И не удивляйся, что Бог приказывает демонам. И апостолы употребляют дьявола как палача. Павел пишет: так как «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере..., то которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:19–20 ). И опять о некоем блуднике, подлежавшем наказанию, что говорит тот же самый Павел? «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3–5 ). Именно, чтобы не подумали демоны, что они вообще владеют Божественной властью, они принуждаются и против воли исполнять повеления, но поручается им не то, что служит ко благу, но то, что составляет наказание. Разве не известно вам, что и наши власти, когда призывают кого-либо с честью, посылают гонцов, называемых по-римски курсорами, а если кого привлекают с бесчестием, посылают других воинов – грязных и грубых? Так и Бог к святым посылает Ангелов, содействующих спасению, а когда хочет наказать, поручает это нечистым духам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Саккос предложил также свой вариант перевода слова νος как самый верный – φρνημα: «В исследуемом тексте «ум» или остается без перевода или переводится σκψις, δινοια, ασθματα. Однако правильное толкование φρνημα. Мудрование Христово ( 1Кор.2:16 ) противопоставляется «мудрованию плоти» ( 1Кор.2:18 ): ведь «ни люди не могут иметь ум Христов, ни плоть обладает умом» 10 . Однако, здесь С. Саккос мог сам находиться под влиянием перевода тех же четырех профессоров, которые Рим.12:2 «обновлением ума вашего» вслед за П. Трембеласом («через приобретение новых христианских мудрований» – δι της αποκτσεως νων χριστιανικν φρονημτων) переводили как «приобретая новое мудрование верующего» (αποκτντας το νο φρνημα του πιστο). Поскольку Сотиропулос (вслед за Велласом) предложил для перевода вариант «обновлением вашего духа» (με την ανακανισι του πνεματς σας), очевидно, что слово νος «ум, разум» перестало им восприниматься терминологически, и поэтому стало передаваться различными, далеко не всегда последовательными терминами, подчас применительно к аудитории. В завершении также укажем на то, что в переводе 4-х профессоров встречается последовательность языков на табличке, прибитой к кресту, в последовательности издания Несли-Аланда «по-еврейски, по-римски, по-гречески» ( Ин. 19:20 ), хотя, во вступлении к переводу было сказано, что перевод следует церковному тексту согласно константинопольскому изданию 1904г. (и значит, данное место должно было бы быть переведено «по-еврейски, по-гречески, по-римски»). В перечне языков можно усмотреть определенную скрытую иерархию, в которой греческое надписание не случайно оказалось на последнем месте. Хотя в таком порядке можно было бы усмотреть замечательную добродетель смирения почти что на национальном уровне, тем не менее, с эллинской точки зрения – это очевидная ошибка, которую следовало бы исправить при последующем переиздании текста. В качестве краткого вывода приходится констатировать, что несмотря на многочисленность различных переводов на новогреческий язык, остается еще ряд серьезных, не в полную меру решенных переводческих проблем, которые могут стимулировать появление новых переводов на новогреческий в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Траян – римски император (†117), царувал от 98–117 година. Изисквал от всички свои поданици да се покланят на идолите и провел гонения против християните. По негово време пострадали св.ап. Симон Зилот, св.ап. Онисим, свв. Игнатий Богоносец , Климент Римски и много други. Пострадала и собствената му дъщера Дусила. Траян отчасти отменил тези закони, като забранил да бъдат издирвани християните. Неговият наследник Адриан ревностно се придържал към езическите суеверия и продължил да преследва християните. Извън речника: Св. мчца Друсила, Св.ап. Симон Зилот, Св.ап. Онисим. Треба («нужен, потребен») – богослужение, което не влиза в седмичния богослужебен кръг, а се извършва по потребност (по требование) на един или няколко вярващи. Требите се делят на такива, които включват извършване на тайнствата – кръщението, миропомазването, венчанието, изповедта, елеосвещението (причастяването на болни в дома им); и на такива, които не съдържат тайнства (обреди) – опелото, панихидата, различните пострижения и молебени, освещаванията на домовете и др. В древността кръщението също било извършвано тържествено в определени дни – предимно на Пасха, а също на Петдесетница и Рождество, и било по този начин църковна служба, а не треба. Требите се извършват от свещеник или архиерей (с изключение на кръщението, което в крайни случаи може да бъде извършено и от мирянин). Чинопоследованието на требите се съдържа в Требника. Требник (гр. «евхалогион») – богослужебна книга, която съдържа чинопоследованието на требите. Трезвение – в светоотеческата литература изкуството на борба с помислите; бодрост, будност, бдителност на ума; внимание върху помислите, наблюдаване на това, което влиза и излиза от сърцето и недопускане вътре в него на страстни помисли. Трети вселенски събор – Вселенски събор, свикан през 431 г. в Ефес по повод ереста на Несторий при архиепископ Кирил Александрийски, папа Целестин и император Теодосий Малки (Теодосий Млади). В него участвали 200 отци. Извън речника: Св. папа Целестин, Вселенските събори. Основни доктрини и вероизповедни формули.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2) В християнството учението за Логоса само външно напомня античното. То води началото си от Стария Завет: при Сътворението Бог казва (произнася слово) и нещо става. Св. Йоан Богослов ( Ин 1:1,14 , 1Ин 1:1 и др.) нарича «Логос» Второто лице на Св. Троица – Божият Син Иисус Христос – Вечно и Ипостасно Божие Слово. Бог Слово съществува от вечност с Отца («В начало беше Словото, и Словото беше у Бога, и Бог беше Словото. То беше в начало у Бога. Всичко чрез Него стана, и без Него не стана нито едно от онова, което е станало...», Иоан 1:1 ), а при Своето въплощение «Логосът стана плът и живя с нас» ( Иоан 1:14 ). Лойола (Loyola) Игнатий (1491–1556) – испански аристократ, основател на Йезуитския орден, разработил неговите организационни и морални принципи. От 1541 г. Лойола е негов ръководител (генерал) и като такъв превърнал ордена в защитник на Католическата църква и Контрареформацията. Канонизиран от Католическата църква през 1622. Лоно Авраамово – 1) иносказателен израз, озшп;звам в свещените текстове за обозначаване на мястото на вечното блаженство (напр. Лук. 16:12–23 – притчата за богаташа и Лазаря). 2) В животописта един от сюжетите, чрез които се изобразява рая, използван често в композициите, пресъздаващи Страшния Съд. Обикновено на тях се изобразява патриархът Авраам с невинните души на младенците на колене, или Аврам, Исаак и Яков, седнали на тронове. Извън речника: Лоно Авраамово. Лъв V Арменец – византийски император–иконоборец, царувал от 813 до 820 година. Св. Лъв I Велики (395–461) – римски папа от 440 до 461 г. През 452 г. спрял опустошението на Италия от хуните като убедил Атила да не напада Рим. Заел православна позиция срещу монофизитството и подкрепил осъждането на цариградския архимандрит (Eutyches) на Константинополския събор (448 г.). Изпратил до Константинополския патриарх Флавиан писмо, наречено Томос, относно двете природи на Иисус. Писмото и формулировката на св. Лъв залегнали в основата на христологическия догмат, постановен от IV Вселенски събор в Халкидон. Паметта на св. Лъв Велики Църквата чества на 18 февруари. Извън речника: Св. Лъв, папа Римски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Как посредством дерева вследствие падения (в раю) нам приключилось зло, так же опять посредством дерева произошло возвращение наше в то, чем мы были в начале, и тревожделенное восприятие небесных благ, так как ради нас Христос возглавил в Себя как-бы самое начало недуга. Ин.19:20 . Сие же титло мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже распят был Иисус. И бе написано еврейски, римски, еллински. 1401 Каждый, конечно, скажет, что весьма искусно и по некоему божественному и неизреченному промышлению возложена была эта надпись, имевшая троякое —207— письмо: «еврейски, римски, еллински». Этим оно ясно предлагало исповедовать царство Спасителя на трех пока самых известных из всех языках и приносила Распятому как бы некий начаток изреченного о Нём пророчества. Именно премудрейший Даниил сказал в одном месте, что «Ему дана была честь и царство, и все колена и языки Ему будут служить» ( Дан.7:14 ). Также и священнейший Павел в одном послании взывает к нам, что «всякое колено поклонится – небесных и земных и подземных, и всякий язык будет исповедовать, что Господь – Иисус Христос, во славу Бога Отца» ( Флп.2:10–11 ). Таким образом, провозглашая Иисуса Царем, надпись эта была как бы некиим истинным начатком исповедания языков. Но, с другой стороны, она была и обвинительницею безбожия Иудеев, едва не восклицая громко сходившимся для чтения, что они распяли своего Царя и Господа, совершенно пренебрегши любовью к Нему и впав, несчастные, в самую крайнюю бесчувственность. Ин.19:21–22 . глаголаху же Пилату архиереи иудейстии: не пиши: царь иудейский, но яко Он (Сам) рече: царь есмь иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах. 1402 Наставники иудейские не могут вынести этих слов надписи, и сильная зависть овладевает ими. Опять отрицаются от царства Христа и говорят, что в действительности Он не получил власти и никогда не был признан царем, а только пользовался этим словом, говорят, по весьма великой, им присущей, глупости не зная даже и того, что —208— природа истины никогда не может высказывать ложь, а Христос есть Истина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ведь все находящиеся на земле, как скоро впали в сети диавола, – «ибо все уклонились, все негодны стали», по написанному ( Пс.13:3 ), – сделались повинны обвинениям диавола и проводим жизнь скорбную и лишенную радостей. Он имел на нас рукописание, то есть проклятие, положенное Божественным законом на преступающих (его заповеди), – и приговор, произнесенный уклонившемуся (Адаму) от той древней заповеди, по подобию с ним, простирающийся на весь род (его), так как воля Бога нарушена всеми. Это не потому, конечно, что Бог оскорблен преступлением Адама или после него непочитающими волю Творца, но потому, что угрожающий преступникам закон в лице одного простирался на всех. Итак, мы были прокляты и Божественным приговором осуждены ради преступления в Адаме и преступления после него данного закона. Но это рукописание против нас уничтожил Спаситель, пригвоздив к Своему кресту надпись, весьма ясно указывавшую на смерть на дереве, которую претерпел за жизнь осужденных. Ведь Он понес наказание за наши вины. И хотя Он один страдал, но был выше всей твари, как Бог, и достойнее жизни всех. Поэтому-то, как и Псалмопевец говорит, всякое беззаконие заградило уста свои ( Пс.106:42 ), упразднился некоторым образом язык греха, уже не могший обвинять согрешивших, потому что мы стали оправданными, как скоро Христос понес наказание за наши грехи: «язвою Его мы исцелели», как написано ( Ис.59:5 ). Как посредством дерева вследствие падения (в раю) нам приключилось зло, так же опять посредством дерева произошло возвращение наше в то, чем мы были в начале, и тревожделенное восприятие небесных благ, так как ради нас Христос возглавил в Себя как бы самое начало недуга. Ин.19:20 .  Сие же титло мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже распят был Иисус. И бе написано еврейски, римски, еллински 1136 Каждый, конечно, скажет, что весьма искусно и по некоему Божественному и неизреченному промышлению возложена была эта надпись, имевшая троякое письмо: «еврейски, римски, еллински». Этим оно ясно предлагало исповедовать царство Спасителя на трех пока самых известных из всех языках и приносила Распятому как бы некий начаток изреченного о Нем пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010