Нижний придел римской базилики Животворящего Креста освящен во имя святой Елены (capella di Sant " Elena). Он устроен в том самом помещении, которое некогда служило царице жилищем. Под выложенным мрамором полом, как об этом сообщают путеводители , находится та самая земля с Голгофы, которую привезла святая Еленой из Палестины. В годы своей земной жизни святая царица обогатила базилику Честного и Животворящего Креста Господня несколькими ценнейшими христианскими святынями и реликвиями, среди которых, как свидетельствует предание, и большой фрагмент титла с Креста Господня. Когда в Римской империи осужденного вели к месту казни, на его грудь вешали табличку с указанием вины. Иногда это титло несли перед осужденным, как это изображено на картине Аэрта де Гельдера «Шествие на Голгофу» . О практике вешать на осужденного титло свидетельствует и римский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок.140): у него есть рассказ о том, как раба, укравшего во время всенародного угощения серебряную накладку с ножа, направили к палачу; отрубленные палачом руки повесили вору на шею вместе с надписью, объяснявшей, в чем вина осужденного, и так водили мимо всех пирующих . В Евангелии от Иоанна читаем: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22). На титле надпись была выполнена на нескольких языках по той причине, что древнееврейский являлся языком местного населения, греческий в то время был своеобразным межнациональным языком общения, а на латинском в Палестине, тогда римской провинции, говорили римляне. Неизвестно, прикрепили ли эту надпись (титло) над головой Иисуса сами воины, но, по всей видимости, они. Так считает известный толкователь Священного Писания А.П. Лопухин и добавляет, что это могло быть сделано воинами уже после того, как распяли Иисуса .

http://pravoslavie.ru/30088.html

В 1998 году немецкий ученый Михаель Хеземанн провел графическое исследование титла и пришел к выводу, что шрифт, которым сделаны надписи, относится именно к первому столетию нашей эры. Хеземанн – а также группа палеонтологов-лингвистов из израильских университетов, Мария-Луиза Ригата, известный папиролог Карстен Петер Тид и другие ученые – подтвердили это на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II. Однако затем был проведен радиоуглеродный анализ, который дал совершенно другие показатели и отнес титло не ранее, чем к X веку. Но стоит заметить, что, по утверждению многих ученых, радиоуглеродный анализ оказывается эффективнымлишь в том случае, если исследуемый артефакт все время находится на одном месте, никуда не перемещаясь, не подвергаясь солнечным лучам, и прочее. Иначе результаты будут некорректны – что, скорее всего, и произошло с немало покочевавшим титлом. Исходя из всего этого, мы видим, насколько разнятся мнения ученого мира по поводу титла. Многие из них считают титло подделкой. Часть ученых считает, это титло, безусловно, тем самым титлом, которое святая Елена обнаружила в Иерусалиме. И Католическая Церковь официально поддерживает эту позицию. Факты, действительно, различные, но вера остается верой. Видимо, так устроил Господь, что какой объект веры мы бы не взяли – даже евангельские тексты – мы не дадим стопроцентные гарантии его подлинности. Могло ли такое быть, что титло было обнаружено святой Еленой вместе с Животворящим Крестом? Конечно, могло. По той простой причине, что эта святыня упоминается, как и терновый венец, как и Честной Животворящий Крест, у всех евангелистов. Причем апостол Иоанн даже рассказывает о препирательствах между иудеями и Понтием Пилатом: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22).Почему для евангелистов так важна эта надпись? Потому что благодаря ей совершилось невольное исповедание Христа как Царя. Даже несмотря на то, что Иисус Христос был оклеветан и осужден, Правда Божия таким образом показала, что распяли все-таки Царя. И все орудия смерти – крест, гвоздия, копие, терновый венец, табличка с надписью – становятся не орудием позорной и ужасной казни, а символом победы жизни над смертью.Важно это было и для святой Елены.

http://azbyka.ru/palomnik/Титло_с_Креста...

Ho Иисус Христос, желая с полным сознанием перенести всю горечь страданий, на которые Он добровольно Себя предал, отказался выпить этот напиток, После того воины распяли Христа; это был час третий, замечает ев. Марк. Распявшие Господа делили одежды Его, бросали жребий, и сделали надпись над главою Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». В то же время со Христом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другогопо левую сторону Его, чрез что, замечает ев. Марк, исполнилось пророческое слово: «и к злодеям причтен» ( Ис. 53 ). Ев. Лука замечает, что, когда распяли Христа, Он молился за Своих врагов, говоря: «Отче! отпусти им: не ведят бо, что творях». Он же передает, что, кроме иудеев мимо ходящих и ругавшихся Иисусу, над Ним насмехался и один из разбойников, другой же унимал товарища и потом обратился к Господу с мольбой, в которой высказал такую силу веры в Него, как Мессию, что Господь говорит Ему: «днесь со Мною будеши в раю». Ев. Иоанн о надписи на кресте Иисусовом передает, что надпись: Иисус Назорей, Царь Иудейский, сделанная по-еврейски, гречески и римски, была очень нежелательна иудейским первосвященникам, и они просили Пилата изменить ее в таком виде, чтобы выходило, что Распятый не царь, а самозванец, выдававший Себя за Царя Иудейского. Но Пилат решительно отказал им, желая отомстить им за то, что они вынудили у него смертный приговор над Иисусом. Распятие Господа совершилось между 3 и 6 часами. От 6-го же часа до 9-го (по-нашему от 12 до 3) по всей земле была тьма. Как велики были страдания Господа, показывает то, что Он около 9-го часа воззвал громким голосом: Или, Или! лима савахфани! ( Боже, Боже Мой! почто Мя оставих!) Он испытывал, тяжелейшее всяких страданий телесных, чувство богооставленности, покинутости. Слышавшие это воззвание Господа, воспользовавшись созвучием слов, чтобы насмехнуться над Страдальцем, говорили, что вот Он зовет на помощь Илию. Один из воинов, быть может, проникшись чувством сострадания к Страдальцу, намочил губку уксусом и поднес ее к устам Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Савл встал, но ничего не видел – он ослеп от Небесного света. Сопровождавшие Савла повели его в Дамаск. А в это время Господь явился в Дамаске святому апостолу Анании, который возглавлял тогда христианскую паству в этом городе, и повелел ему идти к Савлу, сказав о нем: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народам и царями и сынами Израилевыми ( Деян 9,15 ). Анания нашел Савла, возложил на него руки и крестил его. Тогда Савл исполнился Духа Святаго, прозрел и тут же начал проповедовать, что воистину Христос есть Сын Божий. Отныне Савл, которого со временем стали звать уже не по-еврейски, а по-римски – Павлом, сделался ревностным апостолом, пронесшим проповедь о Христе по многим известным тогда городам и странам. Во многих местах он основывал Церкви, претерпевая всевозможные скорби и лишения, как и сказал об этом в свое время Господь Анании: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян 9,16 ). За это время он написал четырнадцать посланий, которые мы с вами и поныне так часто читаем за нашими богослужениями. Как и святой апостол Петр, апостол Павел так же закончил жизнь мученически, будучи усечен мечом, – и тоже в Риме, и около того же времени, то есть около 67 года. Тело святого апостола Павла почивает в загородной церкви по Остийской дороге неподалеку от Рима. Главы же обоих апостолов, по преданию Римской Церкви, находятся в Латеранском соборе в Риме. Итак, возлюбленные братие и сестры, мы видим, сколь великими проповедниками нашей христианской веры и Самого Христа были эти два первоверховных апостола. С проповедью о спасении во Христе Иисусе они обошли огромные пространства и обратили к истинной вере множество людей, основывая по местам во славу Божию Церкви, поучая новообращенных и поддерживая их дух в боговдохновенных своих посланиях. Но замечательно и то, что они и ныне поучают нас доброй христианской жизни, оставаясь и почти через две тысячи лет необычайно дорогими и близкими нам. Они всё так же учат нас твердо и неизменно хранить нашу православную веру и наше единство, ничего не изменяя в церковных основах. Недаром сам апостол Павел говорит: если бы даже мы или Ангел с неба стал благо- нествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал 1,8 ), то есть да будет отлучен!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда мир, видя как великий грешник оставляет его, и даже попирает его, чтобы возвратиться к Богу, думает, что он вступает на путь религии или от досады или от отчаяния: таково обыкновенно мирское суждение; но когда бы и так это было; то какая это блаженная досада! Какое святое отчаяние! Если и бывает это так, то скоро порыв досады проходит, а между тем человек незаметно предаётся служению Богу, и связуется узами любви, которая облегчает иго Христово, первоначально казавшееся превышающим наши силы. Ибо случается, что иной, по прихоти своего воображения, или, следуя коварным советам, выбирает такой род жизни, где все, по-видимому, сулит ему счастье, но дело кончается роковым разочарованием; тогда как другой, вопреки своей воле, но из послушания, вступает на путь жизни, противной его желаниям, и благоговеет пред Провидением, лобызает крест свой и несёт его охотно, и дело оканчивается тем, что в этом именно пути он усматривает путь своего спасения. Великая Голгофская жертва ( Матф. 27 ; Мк. 15; Лук. 23 ; Ин. 19 ) Когда Иисус пришёл на Лобное место, то давали Ему пить уксусу, смешанного с желчью; но Он, отведав его, не хотел пить. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, другого по левую сторону; так исполнилось сказание в Писании: «и к злодеям притчен» ( Ис. 53, 12 ). Тогда, молясь за Своих распинателей, Он сказал: Отче прости им; ибо не знают, что делают. Написали же на верхней части креста по-еврейски, по-гречески и по-римски вину Его осуждения: Иисус, Назарянин, Царь Иудейский. Но первосвященники, прочитав эту надпись, сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат ответствовал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (нижнюю одежду); хитон же был не сшитый, а тканый весь сверху донизу. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а кинем жребий, кому он достанется. Так сбылоеь сказанное в Писании: разделили ризы Мои по себе, и об одежде Моей метали жребий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пилат, убоявшись, и видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, говоря: «Невиновен я в смерти праведника сего, смотрите вы». И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат осудил Христа на распятие. И воины одели Его опять в Его собственную одежду, оставив на голове колючий венок, и повели на гору Голгофу, на распятие. С Иисусом вели двух разбойников, осужденных на смерть. На гору вела трудная, усеянная камнями дорога, а на плечи Спасителя положили тяжелый деревянный крест, на котором должны были Его распять. Христос, перенесший тяжкие страдания и израненный падал под тяжестью креста. Тогда воины, остановив шедшего с поля Симона Киринеянина, заставили его донести крест до Голгофы. Вопросы: Что спросил Кайафа у Иисуса Христа? Что Иисус Христос ему ответил? Почему и как отрекся Петр от Христа? Почему евреи сами не могли казнить Христа и к кому они повели Его? Что хотел сделать Пилат с Иисусом Христом? Что хотел показать Пилат, умывая руки? Как Иисус Христос шел на распятие? Как называется то место, где распяли Христа? Самостоятельная работа: Постараться устроить у себя в комнате лампаду перед иконами. Распятие Иисуса Христа Придя на гору Голгофу, воины сняли с Иисуса Христа Его одежды и распяли Его, т. е. прибили руки и ноги Его большими гвоздями ко кресту. По сторонам Его распяли двух разбойников. Когда распинали Господа, Он молился за своих мучителей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают...». Над головой Иисуса Христа была прибита дощечка с надписью по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Воины, распявшие Христа, стали делить между собой Его одежды. Одна из одежд – хитон – была не сшита, а тканная сверху до низу. Ее воины пожалели разрезать и бросили жребий, чтобы решить, кому она достанется. Так исполнилось одно из пророчеств Ветхого Завета, где было сказано: «Разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей метали жребий». Враги Иисуса Христа толпились у креста и насмехались над Ним, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты. На Православном кресте (вернее над ним) иногда рисуют птицу, сидящую сверху. Что это за птица и что символизирует? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его – crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» ( Ин.19:19–20 ). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться. Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18–19 ). Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр. 12:1 ). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа. Есть еще толкование: полумесяц – Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя – символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ). Почему Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают с Александром Македонским?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий ( Пс. 21:19 ). Предание говорит, что хитон достался воину из Грузии, который подарил его сестре. Там впоследствии, риза Христова найдена была в патриаршей ризнице и персидским шахом Аббасом, покорившим Грузию, прислана была нашему царю Алексию Михайловичу. Часть её доселе хранится в московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть древа креста, на котором был распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту (Чит. жит. свв. под 10 июля). 37. и возложиша верх главы вин написан: сей црь и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский У евангелиста Иоанна относительно надписи повествуется следующее: эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города и написано было по-еврейски, по-гречески и по-римски, чтобы всякий иностранец мог читать эту надпись и видеть позор иудейского народа, допустившего предать поноснейшей казни Царя, Которого сами ожидали. Первосвященники же иудейские, оскорбленные такою надписью, поспешили к Пилату и сказали: не пиши: царь иудейский, но что Он говорил: Я царь иудейский, т. е. что Он был самозванец, а не настоящий царь. Пилат отвечал: что я написал, то написал ( Ин. 19:19–22 ). 38. Тогда распша съ нимъ два разбйника: десню, и шюю. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Правитель, обыкновенно живший в Кесарии, не часто бывал в Иерусалиме, а потому естественно случалось ему, в бытность в Иерусалиме, произносить смертные приговоры над несколькими преступниками. Евангелист Марк ( Мк. 15:28 ) прибавляет при сем: и сбылось слово Писания: и к злодеям причтен ( Пс. 53:12 ). «Что с И. Христом были распяты два разбойника, пишет св. Кирилл Алекс., то Иудеи сделали сие по злобе, именно, чтобы более обесславить смерть Спасителя. Между тем осужденные на распятие с Ним разбойники означали два народа, кои вскоре должны были присоединиться ко Христу, т. е. израильтян и язычников. 39. же хлх покивающе главами своими Проходящие же злословили Его, кивая головами своими По всей вероятности, эти хулители распятого Христа были люди, подущаемые и возбуждаемые врагами Его, книжниками и фарисеями. Кивая головами своими – в знак насмешки. 40. и глаголюще: разорй церковь и трем деньми созидай, спсис самъ: аще снъ сниди со крта. и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И на дороге ко кресту встретили Иисуса. Как пишет Патриарх Варфоломей: «Мужчины Его осуждают на смерть, а женщины в это время о Нём плачут». Третий момент: разбойник благоразумный, которого «во едином часе раеви сподобил еси Господи», разбойник, уверовавший в Иисуса… «Один из повешенных злодеев злословил его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!» (Лк 23:39-42). Этот разбойник упомянут только в Евангелии от Луки. И наконец, только у Луки сохранена молитва Иисуса на кресте: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). И взгляд Иисуса, брошенный на Петра, и встреча с женщинами на дороге к Голгофе, и раскаяние благоразумного разбойника, и его молитва «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё», и молитва Христа за врагов говорят об одном: христианство есть религия отношений между людьми. Все эти детали связаны с какими-то человеческими отношениями — вне их нет веры в Бога. Это подчёркивается в Евангелии от Луки. Наконец, есть четыре важные детали в Евангелии от Иоанна. Во-первых, надпись на кресте. О ней говорят все четыре евангелиста, но только Иоанн указывает, что надпись эта была сделана на трёх языках: на иврите, на греческом и на латыни. «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: " Иисус Назорей, Царь Иудейский " . Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин 19:19-20). В современных переводах Евангелия от Луки тоже есть указание на то, что надпись была сделана на трёх языках. Но это поздняя вставка, которая попала лишь в византийские рукописи, — в древнейших копиях Евангелия от Луки её нет. Значит, трёхъязычность надписи известна только по свидетельству Евангелия от Иоанна. О чём она говорит? Конечно, о том, что уже в Страстную пятницу Иисус со Своей проповедью вышел за рамки Иудеи, ибо Его судьба была уже тогда интересна не только иудеям, но и грекам, и римлянам. Можно, однако, в этой надписи увидеть и нечто другое. Здесь и на языке религии — иврите — написано, что Иисус — Царь Иудейский; и на языке философии и культуры — на греческом; и на языке государства и права — на латыни. Это значит, что все аспекты человеческой жизни затронуты здесь, на Голгофе, — в нашей жизни всё связано с Голгофой, в нашей жизни всё связано с Крестом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Разделивши одежды Иисуса Христа, воины сели стеречь Его там. На верхнем конце креста, над головою Иисуса Христа, прикреплена была дощечка с надписью: «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Такая надпись была сделана по приказанию Пилата, для изображения вины Распятого. Эту надпись читали многие из Иудеев (и из пришельцев): потому что место распятия было недалеко от города; а написано было и по-Еврейски, и по-Гречески, и по-Римски. Первосвященники Иудейские возражали Пилату: «не пиши: – Царь Иудейский; – но, так, как Он Сам говорил: – Я Царь Иудейский». – (В первом виде надпись показывала истину, открывала невинность Иисуса, и изобличала измену народа Иудейского своему Мессии; а в том виде, как хотели бы ее изобразить члены Синедриона, она говорила бы, что распят самозванец). Пилат отвечал на их возражения: «что я написал, то написал». 3-я четверть дня – полдень. Осмеяние; и исповедание разбойника. Усыновление Иоанна Богоматери. Тьма. (Лк. 23:35, 39–43; Μф. 27:39–44; Мк. 15:29–32) На Голгофе толпился народ. Сходились смотреть на распятого Иисуса, кто из праздного любопытства, кто с тем, чтобы отягчить еще больше Его страдания язвительным злословием. Проходя мимо, кивали головами своими, и говорили: «э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий – сойди с креста». Подобно тому и первосвященники с книжниками и старейшинами, с насмешливостью, говорили между собою: «других спасал; а Себя Самого не может спасти. Если Он Христос, Царь Израиля; пусть теперь сойдет с креста, при наших глазах: тогда поверим Ему. (Видите), Он уповал на Бога: – пусть теперь избавит Его, если Он, как Избранный Божий, угоден Ему. Он же говорил: – Я Сын Божий». – Между прочим, и один из повешенных с Ним злодеев, с ругательством говорил Ему: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой унимал его: «Бога ты не боишься; (говоришь такие речи,) когда и сам осужден на ту же казнь. Но мы осуждены справедливо; и несем то, что заслужили своими делами; а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу Христу: «вспомни меня, Господи! когда придешь на царство Свое!» Иисус Христос дал ему ответ: – «истинно говорю тебе: ныне же со Мною будешь в раю».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010