Но Иосиф убо, святое Тело Господне снем, во гробе нове близ Иерусалима в вертограде погребает, камень велий зело ко входу гроба положив. Иудее же, по пятце, приступивше, глаголют Пилату: господи, помянухом, яко льстец Оный рече, егда жив бе, яко по триех днех востану: мнится убо нам добро быти, да твоя власть повелит воинству затвердити гроб. Когда же Христос рече: востану? Мощно есть, яко и от притчи о Ионе пророце сие извождаху иудее. Отвеща же Пилат: аще убо льстец бе, что о глаголех Его печетеся? Тогда бо несумненно умре. Всяко же, глаголют безумнии, аще утвердится гроб, не украдется. Иосиф же, сняв святое тело Господа с Креста, полагает в новом гробе и поблизости от иудеев в саду, поместив при входе весьма большой камень. По прошествии же пятницы иудеи, придя к Пилату, говорят: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи жив, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Думается нам, хорошо будет, если ты своею властью повелишь воинскому отряду стеречь гроб». Итак, если Он обманщик, что заботитесь о речах той поры, когда жив был? Ведь Иисус, по общему признанию, умер! Да и когда сказал Он: «Воскресну»? Быть может, они вывели это из Его ссылки на пророка Иону. Неразумие их очевидно: ведь если гроб охраняться будет, то и тело не украдут. Оле, како безумнии не разумеваху, яко, елика себе ради творяху, на ся творяху! Пилату же повелевшу, сами с воины и известною своею печатию затвердиша гроб, да не чуждей сущей стражи и печати, Воскресение Господне оболгано было бы. Но ад отселе содрогается и изумевает, твердейшую силу ощущая: неправеднаго убо ради поглощения Христа, твердейшаго и краеугольнаго камене, помале извержет и вся мертвыя, яже от века положи во чреве, снедь сотворив. Сколь же безрассудны иудеи! Ибо не постигали, что, трудясь в свою пользу, действуют на деле против себя. И вот, как только повелел Пилат, обезопасили гроб с помощью воинского подразделения и надежной печати. Произошло же все это с тем, чтобы ввиду чужеземной стражи и печати невозможно было оклеветать Воскресение Господне. Но ад, ощущая превосходящую силу, приходит с той поры в смятение, и потому чрез малое время после неправедного поглощения Христа, твердейшего и краеугольного Камня (ср.: Ис.28:16 ), извергнет и тех, кого от начала века предназначил утробе своей, обратив в снедь.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Вчера Он вечерял в Вифании, где воскресил Лазаря; и при помазании ног Его миром говорил о предварительных распоряжениях не к воцарению, а к погребению Своему. Было там немало народа, но не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят ( Ин. 12:9 ). Сегодня поутру идет Он в Иерусалим, сопровождаемый учениками, так же, как и в другие дни. Идяше преди, пишет святой Лука, восходя во Иерусалим ( Лк. 19:28 ). Нет никаких приготовлений. Никто не думает о Его воцарении. Сих же не разумеша ученицы Его прежде ( Ин. 12:16 ). Внезапно сие начинается и вдруг совершается. И бысть. Не доходя до Виффагии, недалеко уже и от самого Иерусалима, дает Он неожиданное повеление: и бысть, яко приближися в Виффагию и Вифанию, к горе нарицаемей Елеон, посла два ученик Своих, глаголя: идита в прямную весь: и в нюже входяща обрящета жребя привязано, на неже никтоже николиже от человек вседе ( Лк. 19:29–30 ), – по другому евангелисту обстоятельнее: осля привязано и жребя с ним ( Мф. 21:2 ). Примечайте внимательно, поистине Божественно действует Божественный Царь наш. Он видит пророчество; видит близкую минуту, когда ему надлежит исполниться; но еще нет орудий к исполнению оного. Он взирает не телесным оком Своим, но Своим всеведением, и потребное тотчас обретается. Абие обрящета осля привязано и жребя с ним. Чудесно, найдено сие орудие, но и то не менее чудесно, оно взято. Отрешивша, приведита, Ми, глаголет Он двум ученикам. Господи! – могли бы сказать посылаемые, – как можно сие сделать: отрешить чужое осля, неизвестным посланникам, и вести, куда не знает хозяин? Подлинно, сие могло затруднить апостолов; подлинно, видимая несбыточность повелеваемого могла сопровождаться непослушанием посылаемых, если в другом случае встреченное ими затруднение сопровождалось и бегством, и отречением от Господа; и тогда бы дело разрушилось и пророчество не исполнилось. Но и здесь Божественное ведение Царя нашего провидело готовность посылаемых, а Божественная власть Его над сердцами укрепила их против всякого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Возложиша верху ею ризы (и положили на них одежды) своя, возложили на обоих, не зная, на котором из животных Господь пожелает сесть. Это сделали апостолы в знак особенного почтения к И. Христу ( 4Цар. 9:13 ). Такое же значение имело и то, что народ, видя шествие Христово, постилал (постилаху) ризы свояпо пути, подражая апостолам, которые покрыли своими одеждами ослицу и осленка. Друзии же резаху ветви от (с) древ, пальмовых, оливковых и др., которыми была обсажена дорога, и постилаху по пути. Бросать цветы и древесные ветви по пути, было обычаем при въезде в город победителей. Так встречены были в Иерусалиме, как повествует еврейский историк Флавий, Александр Македонский и Ирод Агриппа. Народи же предходящии Ему и вследствующии зваху, глаголюще (народ предшествовавший и сопровождавший, восклицали): Осанна Сыну Давидову и пр. Слово осанна, которое собственно значит спаси, дай спасение, восклицали Иудеи, в знак радости при торжественных случаях, особенно при празднествах. Это восклицание подобно нашему восклицанию: «ура!» при виде царя. Осанна Сыну Давидову, т. е. Мессии (1 гл. 1 ст.). Этими словами Иудеи изъявляли свою радость и благожелания Христу. Вообще они встречали Христа, как обещанного Мессию, как царя, которого так долго ждали, и который, думали, теперь входит в Иерусалим, чтобы воцариться, потому и воздавали Ему царские почести. Грядущий (грядый) во имя Господне ( Пс. 117:26 ), т. е. особенный посланник Божий, представляющий собою Самого пославшего, Бога ( Ин. 5:43 ). В вышних, т. е. на небе. Осанна в вышних, т. е. клик радости да будет слышен не только на земле, но и на небе, в обиталище Божием и ангелов (Мих.). Всеобщий восторг еще более усилился, когда Господь вошел в Иерусалим, столичный город, – в это время потрясеся (пришел в движение) весь град, как выражается св. Евангелист. Господь ведал, что эта народная радость возбуждена несбыточными надеждами видеть в Нем земного царя; но важно то, что народ видимо теперь, в лице Его, признал обетованного Мессию, а потому и не препятствовал этому искреннему излиянию радостных чувств (Тр, л.). Кто это (кто есть сей)? вероятно так особенно спрашивали пришедшие из чужих стран на праздник в Иерусалим. Пророк из Назарета Галилейского. Чит. в объясн. 23 ст. 2 гл. Зач. 84-е. Очищение храма и восклицание детей при торжественном входе Иисуса Христа в оный

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Посему, вслед за отцами Церкви, можно сказать о сем торжественном входе еще гораздо более, а именно, что целью его было между прочим и намерение, одушевлявшее все поступки Иисуса, – уничтожить в уме Своих соотечественников мечту о земном царстве Мессии. В самом деле, мнимым основанием сей мечты служили преимущественно те места у пророков, где Мессия описывается как Царь. Иисус Христос всенародно показал теперь, как можно быть Царем-Мессией, описанным пророками, и в то же время быть совершенно чуждым земного владычества. После сего нет низшего места той ложной мысли, которая сделалась впоследствии времени всеобщею между иудеями: то есть что пророчества о Мессии, по их резкой противоположности, не иначе можно согласить, как допустить двух Мессий: одного сильного – Царя, Сына Давидова; другого – бесславного, страждущего и умирающего, от колена Ефремова. Иисус Христос с нравственно-духовным величием Своим, со Своим страданием и смертию совместил в Себе в сем случае то, что в предсказаниях пророков о Мессии казалось земным, частным и местным, именно, чувственное явление всему народу Израильскому в виде Царя, едущего на молодом осле, и принятие от Иерусалима всенародных почестей в качестве Сына Давидова. Если бы, приметим еще, в торжественном вшествии Иисуса Христа в Иерусалим заключалось что-либо противное существовавшему тогда гражданскому порядку вещей, что-либо неблагоприятное для тогдашнего римского правительства, то возможно ли, чтобы римская стража, всегда строгая, а особенно усугублявшая свою бдительность во время праздников, не обратила никакого внимания на это шествие? Но подобного внимания нисколько не обращено. Возможно ли, чтобы сие событие осталось в совершенной неизвестности для игемона иудейского, человека подозрительного и весьма строгого, который для поддержания римского самовластия охотно употреблял огонь и железо при самых не важных подозрениях? Но Пилат, как из всего видно, нисколько не знал или не заботился о сем событии. Не очевидно ли после сего, что, по мнению самой римской стражи и начальства – свидетельство, сильнее коего и нельзя желать, – вшествие Иисуса Христа в Иерусалитам не только не заключало в себе ничего несовместимого с видами римлян, с выгодами кесаря, но и не выходило из обыкновенного порядка вещей? Обратимся, наконец, к самим врагам Иисусовым: кто сильнее их мог клеветать на Него? И кто готовее был на клеветы против Него всякого рода? Однако при всей злобе своей они не осмелились поставить Ему в вину входа Его в Иерусалим ни в синедрионе, ни пред Пилатом: так дело сие было чисто, невинно, свято. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Ст. 13–14. И было слово Господне во второй раз ко мне, говорящее: что ты видишь? И я сказал: котел поджигаемый я вижу, и лицо его со стороны севера. И сказал Господь ко мне: от севера откроются (или возгорятся) бедствия на всех обитателей земли. Мучения определяются грешникам с некоторою постепенностью, чтобы мало по малу они достигали спасения. Те, кои не захотят исправиться от наказания жезлом, посылаются в медный и поджигаемый котел, о котором полнее пишет Иезекииль и который зажигается со стороны севера (Иезек. гл. 24), указывая царя Вавилонского и город Иерусалим. И прекрасно говорится от севера возгорятся бедствия на всех обитателей земли, – или земли Иудейской, или всей земли, о которых в Апокалипсисе написано: горе всем живущим на земли ( Апок. 8, 13 ). Ибо святые суть не обитатели земли, а пришельцы и странники, из коих один говорит: пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои ( Пс. 38, 13 ), и другой: «малы и весьма злы дни мои, в которые я странствую на земле» ( Быт. 47, 9 ). Поэтому и Петр пишет кафолическое послание пришельцам и странникам Понта, Галатии и Каппадокии ( 1Петр. 1 ). И в таинственном смысле Соломон говорит: ,,северный жестокий ветер» ( Притч. 25 23); а именем благоприятного он называется теми, кои оцепенели от его холода и потеряли теплоту веры. Ст. 15–16. Ибо вот я созову все племена царств северных, говорит Господь, и приидут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и над всеми стенами его вокруг него, и над всеми городами Иудейскими. И произнесу суды мои с ними за всякое беззаконие их, которые оставили меня и воскурили фимиам богам чуждым и поклонялись делу рук своих. Нет сомнения, что царю Вавилонскому были подчинены многие народы и цари отдельных народов, которые осадив Иерусалим поставили вокруг него и особенно при выходах из ворот престол свой и шатры, чтобы никто из осажденных не мог выйти, и подобной осадой были окружены не только Иерусалим, но и все города Иудейские. И когда, говорит, город будет взят, тогда скажу им, что правы были суды мои и что каждый получил по заслугам, – не за другие пороки, коим подвержена природа человеческая, но преимущественно за идолопоклонство, по которому, оставив Меня, они покланялись делам рук своих. Некоторые это место принимают в хорошую сторону, то есть – что те, кои помучатся в медном котле, прежде очистившись чрез эти мучения, затем становятся князьями в Иерусалиме, и после того, как Господь умилосердится над ними, Он упрекает их за то, что оставив Его, они стали почитать идолов. Но это – толкование натянутое и неправильное; говорю это, чтобы не клеветал на меня невежественный читатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е. Ему надлежит пострадать за людей и Своими страданиями, смертью и воскресением избавить нас от вечной смерти, победить смерть. Но ученики не понимали слов Иисуса Христа. В подтверждение и объяснение Своих слов, Спаситель совершил чудо воскрешения Лазаря. Этим чудом Спаситель еще до Своих страданий и смерти удостоверил нас, дал нам уверенность во всеобщем воскресении; потому что, как Он разбудил Лазаря от смерти, позвав его, несмотря на то, что тело Лазаря уже разлагалось, так Он и нас разбудит от смерти, даже если тела наши совсем обратятся в прах, в землю. – О чем говорил Спаситель со Своими учениками? Что сделал Иисус Христос в подтверждение и объяснение Своих слов? В чем удостоверил нас Иисус Христос, воскресив Лазаря? Как это относится к нам? Какую победу совершил Иисус Христос, воскресив Лазаря? Следовательно, как можно Его назвать? С кого берем мы пример, приветствуя Иисуса Христа, как победителя смерти? В чем еще подражаем мы детям еврейским, встречавшим Спасителя? Какое значение имеют зеленые ветви? Что восклицали дети? Что значит это восклицание? Воспоминая вход Господень в Иерусалим, мы в тропаре на этот праздник приветствуем Иисуса Христа, Который, воскресив Лазаря, еще до Своих страданий, дал нам уверенность во всеобщем воскресении, и как дети еврейские, держа в руках знаки победы, восклицаем победителю смерти: «Спасение от Бога Тому, Кто идет прославить Господа». Объяснив таким образом тропарь, предложу детям открыть молитвенники на стр. 147, (напишу на доске), прочту сперва сама тропарь наизусть, затем ученицы его прочтут по молитвенникам, причем я буду следить за правильным чтением славянского текста. Отчет самой С-ко о данном ею уроке Я дала два урока по Закону Божьему в приготовительном классе, 16 и 20 февраля. Темой моих уроков было: воскрешение Лазаря, вход Господень в Иерусалим и тропарь на этот праздник. 16 февраля я рассказала детям воскрешение Лазаря; во второй урок спросила заданное и перешла к рассказу о входе Господнем в Иерусалим и к объяснению тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так снимает Господь с нас одежду страстей и пороков и приближает к Себе, облекая в одежду странника. Нет кротости, терпения, корыстолюбивы мы, но по молитвам Господь пошлет нам кротость, сделает терпеливыми и озолотит нас нестяжанием. Кто же после этого Господь? Это самая чуткая, любящая мать, непрестанно пекущаяся о нас, охраняющая и благословляющая. И мы, сознавая и видя все это, будем благословлять Господа от всей души. Всегда и сегодня от полноты нашей любви к Нему воскликнем Ему вместе с Давидом: «Подойду я к жертвеннику Божию... и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» 171 Аминь. О чем плачет ныне Господь и как мы можем Его утешить Святое Евангелие, возлюбленные братия, в своем повествовании о входе Господнем в Иерусалим говорит: «И яко приближися, видев град, плакася о нем» 172 . Сердца людей все одинаковы, и если плачет человек, то как поступаем мы? Подходим, расспрашиваем, о чем он плачет, пытаемся утешить его чем-нибудь, иногда становится так жаль огорченного человека, что, кажется, душу готов отдать, лишь бы облегчить его горе. Так вот и к Господу подойдем ныне и спросим: «Господи, о чем Ты плачешь?» В самом деле, о чем же плакал Господь в великий день Своего входа в Иерусалим? Господь вездесущ. От Его всеведущих очей не могут укрыться не только человеческие сердца, но даже потаенная человеческая мысль. И Он Своими очами, про которые в Писании сказано, что они сто крат светлее солнца и провидят во все концы Вселенной, взирая на людей, предвидел конец Иерусалима. Он знал, что ожидает этот вековой старинный город. Он знал непостоянство людей, непостоянство толпы, сегодня восторженно встречавшей Его, а вскоре потребовавшей Его распятия. Он видел Своими очами много крестов вокруг Иерусалима, на которых распяты были Его распинатели. Он видел, какие ужасы ожидают город во время нашествия императора Тита в 70 году по Рождестве Христовом. Вот почему, предвидя ужасы и гибель города, Он, взирая на Иерусалим, плакася о нем. Но Евангелие говорит нам и сегодня, что Господь плакася о нем. О чем же плачет Господь теперь? Ведь теперь Он не на земле, а в Небесном Иерусалиме. Вместо осла Он восседает на пламенных серафимах, вместо земного Иерусалима пребывает в неизреченной славе одесную Бога, и вместо скромной свиты апостолов Его окружают тысяча тысяч, тьмы тем бесплотных духов и небожителей. Так о чем же плачет ныне Господь?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Так начинается синаксарь в неделю Ваий. После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим. Этот вход называется царским, согласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос называется Царём: се, Царь твой грядет тебе кроток ( Зах.9:9 ; Мф.21:5 ), и вход Его был истинно царский. И перед входом, и при самом входе своём Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольны. Перед входом и особенно при самом входе Иисуса Христа в Иерусалим Спасителю оказывается всеобщее почти служение и преданность, яко Царю и Господу. За шесть дней до Пасхи Господь приходит в Вифанию и возлежит на вечери в дому Лазаря, на которой между прочими находился сам Лазарь, Марфа служила Иисусу Христу, а Мария помазала главу и ноги Его нардовой мастью. Иуда Искариотский жалел о сей трате, благовидностью попечения о нищих прикрывая свои намерения татя; но Иисус Христос, добровольно шедший на смерть, предрёк, что это действие Марии есть приготовление Его к погребению. В следующее после вечерни утро, в день настоящего Вербного Воскресения, Господь совершает торжественный Царский вход Свой в Иерусалим ( Ин.12:1–18 ). Приблизившись к горе Елеонской, Иисус Христос повелевает двум ученикам Своим идти в селение и привести оттуда осля и жребя, и аще кто вама ренет: почто отрешаема их? отвечать: Господь требует. Равно и владелец, совершенно покорный велению Его, беспрекословно дозволяет ученикам исполнить волю Господа. Затем следует покорное служение Господу осляти и жребяти, на неже никто от человек вседе. Далее добровольное и царское шествие Господа представляется в полном царском величии. Множайшии народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути. Народи же предходящии Ему и вследствующий зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне, Дар Израилев, осанна в вышних. Господь входит в Иерусалиме в церковь , и здесь Его царская власть является в безропотной покорности Ему продающих и купующих, кои по воле Его тотчас удаляются из храма. Царский вход Иисуса Христа запечатлевается всемогущей Его властью над законами природы: приступиша к нему хромий и слепии в церкви, и исцели их. Так всё повиновалось и служило Иисусу Христу при последнем Его входе в Иерусалим, как своему Творцу, Господу и Царю. Одни книжники среди общего торжества Сына Давидова, видя Его Божественные чудеса, негодоваша ( Мф.21:15 ), яко мир по Нем идет ( Ин.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010