У некоторых уже является желание провозгласить Его царем. Так это было после чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек ( Ин.6:15 ). Так случилось и теперь, когда Спаситель пред Своими вольными страданиями вознамерился идти в Иерусалим. Слышащим же им сия, т.е. слова к Закхею и следующие за сим о цели пришествия на землю Сына Человеческого, прилож рече притчу, за не близ ему быти Иерусалима, и мняху, яко абие царство Божие хощет явитися ( Лк.19:11 ). «Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться царствие Божие». Спаситель сказал притчу о десяти минах для того, чтобы рассеять неправильные мысли о царстве Его, которые теснились в умах Его слушателей. Эти последние думали, что в Иерусалиме Иисус Христос объявит Себя царем. А Он шел на вольные страдания. Еще несколько дней, и Его поведут связанным на суд к первосвященникам, к Пилату, осудят на смерть, посмеются, распнут, по крестной смерти Его, положат во гроб, который и запечатают. Что же можно будет подумать о таком царе, которого подданные его доводят до позорной смерти? Таким ли рисовался воображению иудеев Мессия завоеватель? Значит, Иисус не царь их, и они ошибались, думая, что Он идет в Иерусалим, для принятия царского престола. Перемена в мыслях и действительно быстро происходила. При торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, народ восторженно вопил: благословен грядый царь во имя Господне ( Лк.19:38 ), осанна, благословен грядый во имя Господне, царь Израилев ( Ин.12:13 ). А чрез несколько дней на улице в Иерусалиме, пред судящем Пилата возопиша ecu народи, глаголюще: возьми Сего... распни, распни Его ( Лк.23:18 и 21). Много ли у Спасителя оставалось верных учеников, которых не смутили и страдания Его? Даже среди малого числа учеников Его зарождалось как бы сомнение, не ошиблись ли они, признав Иисуса Мессиею? В самый день воскресения Спасителя два ученика отправились из Иерусалима в Еммаус. По дороге, когда они шли печальными, приблизился к ним незнакомый пешеход и пошел с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ю.В. Серебрякова 4.1. Иерусалим как мессианский город Прежде чем перейти к евангельскому повествованию о Входе в Иерусалим, надо отметить эпизод, имевший место в Галилее и помогающий понять значение Иерусалима в служении Христа. Многократно обличаемые Христом фарисеи как-то попытались выпроводить Христа из галилейской области, сообщив Христу о намерении местного правителя Ирода Антипы убить Его (правда, исходя из свидетельства Евангелия от Луки, можно думать, что у правителя Галилеи было, наоборот, давнее желание увидеть Иисуса и какое-нибудь Его чудо ( Лк. 23: 8 ), поэтому фарисеи, скорее всего, воспользовались ложным слухом). В ответе фарисеям Господь называет Ирода лисицей и просит их передать царю ответ, но слова Христа, вероятно, адресованы были самим фарисеям, прикрывшимся именем Ирода. Впрочем, не имея нужды исследовать тонкости фарисейских интриг, лучше посмотрим, что Господь отвечает на очередное проявление их лукавства: «Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» ( Лк. 13: 32–33 ). Заканчивается ответ Христа «плачем над Иерусалимом» 328 : «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне!» ( Лк. 13: 34–35 ). Господь дает понять фарисеям, что ничья злая воля неспособна прервать Его служение – это зависит от Него Самого. Его хотят убить, но Христос и должен умереть, причем произойдет это в Иерусалиме и довольно скоро: «и в третий день кончу», но этим «кончу» Он отмечает, что умрет добровольно. Но почему именно в Иерусалиме? Слова Христа оставляют впечатление, что смерть в Иерусалиме – это некая обязательность («Мне должно»), закономерность, которую Он признаёт и подчиняется ей: не может быть так, чтобы посланник Божий погиб вне Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Сегодня Православная Церковь празднует Сретение Господне, один  из двунадесятых праздников, отмечаемых в память событий, описанных в Евангелии от Луки (Лк 2, 22-31). Согласно установлениям Ветхого Завета (Исх 12, 15), в 40-й день после рождения младенца-первенца мужского пола, мать приносила его в Иерусалимский Храм, чтобы воздать жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисея каждый первенец принадлежал Богу. Следуя этому закону, Св. Дева Мария пришла в храм с младенцем Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм ее встретили св. Симеон, праведный старец, которому было возвещено, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и старица Анна, 84 лет, обитавшая при храме. Св. Симеон взял младенца на руки и сказал: «ныне отпущаеши меня, по глаголу Твоему, с миром, ибо очи мой видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля». Затем он произнес пророческие слова о Христе и Его Матери: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Праздник символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу человека, ищущего свой путь в Боге, с Богом, ставшим путем и жизнью человека. Ветхозаветный праведник Симеон принял на руки Того, Кому были посвящены все чаяния и упования народа Завета. Эти упования оправдались, обетование свершилось и человек своими телесными очами увидел вочеловечившегося Спасителя. Установление праздника восходит к глубокой древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св. Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне).  Праздник отнесен на 2 февраля (15 февраля по новому стилю), потому что второе февраля есть сороковой день после 25 декабря, дня Рождества Христова. В Православной Церкви этот праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют более Пресвятую Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну-пророчицу.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-p...

Ученики исполняют волю Господа, идут, находят осла, отвязывают его. Хозяин спрашивает: зачем вы отвязываете его? Те отвечают, что Господь требует его – и хозяин, не говоря ни слова, отдает своего осла, не зная, кому и на что. Так убедительны были для него простые слова учеников: Господь его требует. Тварь разумная – человек – тайно, но внятно слышала и ощущала в словах учеников слова Владыки всей твари и не могла ничего отвечать против них; тварь бессловесная взята для удовлетворения надобности Того, Кто ни в чем не нуждается» 129]. Мф.21:9 . «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» «Торжественных сретений или встреч Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько при жизни Христа на земле. Так, Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами – златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешного Владыку твари, освятившего для нас Крещением Своим воды, – Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с вайями и ветвями древесными народ еврейский, при пении: благословен Грядый во имя Господне ( Мф. 21:9 ). Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ее появляются в открытых Царских дверях Святые Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поет: благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» 33]. Мф.21:12 . «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,» Мф.21:13 . «и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» Мф.21:14 . «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.» «Ст. 14 [Ст.] 14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Везде вижу благодеяния и чудеса Сладчайшего Иисуса» 129]. «Говорят: не нужно наказывать телесно обучающееся юношество. Мысль диавольская: эта телесная безнаказанность ведет юношество к лености, гордости и заносчивости и ко всякому злу, известному в юношах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мифологизированными (легендарными, сказочными) отец Георгий считает многие евангельские рассказы о чудесах: «Повествовательный материал, в том числе и чудеса и явления, – это по сути мифологизированные, легендарные Бого-Явления, а значит, они включают и рассказы о Рождестве, Крещении, Искушении, Преображении, Хождении по водам, о Входе в Иерусалим, Страстях, Воскресении и Вознесении Христа. Все они говорят не просто о Человечестве Иисуса, но и о божественной силе и славе Христа, и поэтому все они всегда мифологизированы» («Идите, научите…». С. 275). Не ограничиваясь отрицанием истинности многих евангельских повествований, отец Георгий дает такую общую оценку святому Четвероевангелию: «Все четыре наши евангелия ассимилировали в себе и иудейские религиозно-мистические традиции, и эллинистическую моральную и эмоциональную культуру с элементами греческой философии и диалектики греческого мифа» (Там же. С. 279). Учение о Богодухновенности святой Библии было выражено уже в ветхозаветных книгах. В них ясно высказана мысль о действии Духа Божьего в пророках. Священный писатель приводит слова царя Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23: 2). Пророки начинают свои книги свидетельством о том, что Бог вложил слова в них: «И было ко мне слово Господне» (Иер. 1: 4); «Слово Господне, которое было к Осии» (Ос. 1: 1); «Слово Господне, которое было к Иоилю» (Иоил. 1: 1). Само понятие «боговдохновенный» (греч. теопнеустос) встречается в апостольских посланиях: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16). О том, что все Писание исходит от Бога, свидетельствует апостол Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 21). Этот догмат раскрыт в творениях святых отцов, которые опирались на благодатный опыт духовной жизни. Преподобный Иоанн Кассиан говорит о необходимости очистить сердце, прежде чем пытаться постигнуть его смысл: «Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то, по снятии покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Священного Писания. Ибо оно не с тем открыто от Святого Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно от того, что душевные наши очи закрываются покровом пороков; а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Священного Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты и нет темноты. Оттого-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Священного Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере (Послание к Кастору, епископу Аптскому. Кн. V. Гл. 34).

http://bogoslov.ru/article/3123502

Чудо произвело на народ потрясающее впечатление и «многие из иудеев, пришедших к Марии», – как свидетельствует евангелист, – и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них, – добавляет евангелист, – пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус». Фарисеи серьезно встревожились вестью о воскрешении Лазаря и, сделав между собою совещание, «с этого дня положили убить Христа», а вместе с Ним «положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Совершением двойного убийства фарисеи надеялись окончательно прекратить деятельность Иисуса Христа и решительно парализовать Его влияние в народе. Так бессильная и бессмысленная злоба начальников иудейских отвечала Богу на величайшее чудо, сотворенное Сыном Божиим, пришедшим на землю для спасения людей от греха и смерти. Воспоминанию о чуде воскрешения Лазаря, Православная Церковь посвящает субботу шестой недели Великого Поста. За Литургией этого дня читается Евангелие от Иоанна – одиннадцатая глава, а песнопения, как и чтения, вечерни и утрени буквально насыщены пересказом и толкованием евангельского повествования. При этом тропарь праздника отражает догматический смысл как самого чуда, так и обстоятельств, его сопровождавших. Тропарь гласит так: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя» (т. е. предваряя), «из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Это значит, что Христос, накануне Своих страданий воскрешает Лазаря, дабы утвердить веру людей во всеобщее воскресение и чтобы мы (верующие христиане), подобно евангельским детям и отрокам, носившим при входе Господнем в Иерусалим пальмовые ветви, как знамение торжества над смертью, могли бы возгласить Христу – Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Здесь, как видно, чудо воскрешения Лазаря, по догматическому смыслу, связывается со входом Господним в Иерусалим, согласуя эти два события: – «Потому и встретил Его народ», – говорит евангелист Иоанн, – что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» ( Ин. 12:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Ин.12:7 .  Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. См. комментарии к Мф.26:12 ; Мк.14:8 . «Оставьте». Более древние кодексы читают, «оставь», и это чтение здесь более подходящее, так как Иоанн говорит, что осуждал Марию только Иуда. «Она сберегла». Древнейшие кодексы читают здесь, «дабы она сберегала» (вместо τετρηκεν – να ... τηρσ). Господь, согласно этому древнему чтению, хочет сказать, что Мария, ныне помазавшая Его ноги, должна оставшееся еще в сосуде миро не продавать, чтобы полученные от продажи деньги раздать нищим, а сберечь на день Его погребения, когда ей можно будет, согласно обычаю, умастить тело Иисуса. Ин.12:8 .  Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (См. комментарии к Мф.26:11 ; Мк.14:7 ). Ин.12:9 .  Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. С 9-го по 19-й стих идет рассказ о входе Господнем в Иерусалим, который (вход) Иоанн в общем изображает согласно с синоптиками (ср. Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:29–38 ). Но при этом у Иоанна встречаются и некоторые отступления от синоптиков, объясняемые особенностью плана его повествования. Тогда как у синоптиков шествие Христа в Иерусалим начинается от Иерихона, причем не говорится о захождении Христа в Вифанию, у Иоанна вовсе не упоминается об Иерихоне и, напротив, Вифания является главным остановочным пунктом для Христа в этом шествии. Сюда даже спешат иудеи, чтобы убедиться в действительности воскресения Лазаря. Очевидно, Иоанн и здесь пополняет повествование синоптиков. Ин.12:10 .  Первосвященники же положили убить и Лазаря, Ин.12:11 .  потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Первосвященники, заметив волнение в народе, видя, как из-за Лазаря, воскрешенного Господом, многие из иудеев удалились от них ( πγον, в русском переводе неточно – «приходили») и обращались ко Христу, решили умертвить и Лазаря. Ин.12:12 .  На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому пророки, начиная с Исаии, устремляют свой взор в будущее и в обетованном Богом Мессии видят грядущего Царя: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). После воскрешения Лазаря народ встречал Иисуса Мессию-Царя в Иерусалиме: «благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!« (Ин. 12, 13). Люди восклицали при въезде Господа в Иерусалим: «осанна» (эллинизированная форма еврейского слова: «спаси нас, мы молим Тебя», см. Мф. 21, 9; Мк. 11, 9; Ин. 12, 13) и под ноги осляти, на котором Иисус въезжал в Иерусалим, постилали одежды. Принимая это законно принадлежащее Ему звание, Иисус отклонял желание людей поставить Его земным царем, как это было после чуда умножения хлебов: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15). Невозможно представить, чтобы фарисеи и садуккеи, внимательно следившие за каждым шагом Христа, не знали об этом. Пилат спросил Христа: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33). Трудно сомневаться, что прокуратору Иудеи было неизвестно о торжественном входе Иисуса в Иерусалим. У него было достаточно времени понять религиозный характер событий и не опасаться происходящего. Последовавший за тем диалог подтверждает это. Иисус спросил прокуратора: «от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18, 34). Пилат ответил: «разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» (Ин. 18, 35). Для представителя римской империи, язычника Пилата, имевшего ясное юридическое понятие о царской власти, было очевидно, что гонимый раздраженными евреями Узник, стоявший теперь перед ним, не является царем. Словами «разве я Иудей» римский судья сказал, что спрашивает не от себя, а от лица обвинявших Иисуса иудеев. Сказанное Спасителем: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) — не было попыткой судебного оправдания. Это было продолжением начавшегося на суде синедриона исповедания Себя как Сына Божия.

http://pravoslavie.ru/3004.html

Когда же? Тогда, когда уже приближался к Кресту, когда всходил на него. Будучи у врат страдания, Он изрек: «Ныне прославился Сын Человеческий». Может быть, кто-нибудь сказал бы Ему в то время: «Господи! Ты идешь на бесчестие, на страдание, на поругание, на заплевание, на ударение по ланитам, на уязвление, на вкушение уксуса и желчи, на самую горькую смерть. Как же Ты называешь Себя прославленным?» Однако Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий», ибо, говорит, Я иду на страдания, на Крест, и потому прославлюсь. Само это страдание – Моя слава, ибо «когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). Когда Я умру, наполню ужасом вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу мертвых живыми, и не признающие ныне Меня Сыном Божиим тогда скажут: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Когда же пригвожден буду на Кресте, тогда сяду одесную Бога Отца. Когда пострадаю, – войду в славу Мою, «ибо так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» ( Лк. 24:26, 46 ). Здесь же воспомянем и Павлов крест, которым он хвалится: «Гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» ( 2Кор. 11:23, 25 ). Не есть ли это крест Павлов? Избиваем был палками и камнями, пребывал день и ночь в глубине, когда опрокинулся корабль: все это не крест ли Павлов? Послушаем же, как он хвалится им: «Охотнее буду хвалиться своими немощами» ( 2Кор. 12:9 ), то есть трудами и страданиями, которые он подъял до изнеможения тела. «Благодушествую, – говорит он, – в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор. 12:10 ). И после всего того говорит: «Знаю человека, который восхищен был до третьего неба» ( 2Кор. 12:2 ). Вот что соделывает крест страдальчества! Возносит он на небо еще находящегося в теле, услаждая его слушанием ангельских пресладких песен. Взирая на вещественный Крест Господа моего, вижу написанный на нем титул царский: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ; Мк. 15:26 ). Достойна удивления злоба этих злых людей, ибо сначала никак не хотели не только писать, но и словами называть Христа Господа нашего царским титулом, не хотели слышать, что кто-нибудь именовал Христа Царем. Еще при рождении Его, когда пришедшие в Иерусалим волхвы спрашивали в Иерусалиме: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:1–3 ), – весь Иерусалим пришел в смятение. Затем, при входе Господа в Иерусалим на вольную страсть на осле, когда младенцы и с ними ученики восклицали: «Благословен Царь грядущий». Это было столь неприятно злым людям, что некоторые из фарисеев сказали Иисусу: «Запрети ученикам Твоим», то есть прикажи им перестать называть Тебя Царем ( Лк. 19:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Песнь Захарии звучит как слова пророка, произнесённые при такой церемонии и открывающие Промысел Божий о справедливости и мире, не знающем границ: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Зах 9:9–10). В таком контексте этот маленький фрагмент из старой церемонии указывает, вне всякого сомнения, на мессианские дни. Осёл, исполнивший пророчество Евангелия повествуют о входе Господнем в Иерусалим (Мк 11:1–10; Мф 21:1–11; Лк 19:29–40). Этот день празднуется у нас как Вербное воскресенье. Евангелист Марк рассказывает, как во исполнение пророчества Иисус, находящийся с учениками на Елеонской горе, посылает двоих привести Ему из ближайшего селения молодого осла, на которого никто из людей не садился. Многие встречающие Иисуса на дороге в Иерусалим постилали свои одежды по дороге и ветви с дерев. Их приветственные восклицания заимствованы из 117-го псалма и пророчества Захарии: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк 11:9–10). Так древний образ Царя-Спасителя воплотился в жизнь. Его вход в Иерусалим был действительно царским входом, соответствующим древней церемонии. В том, что касается осла, у евангелиста Матфея обнаруживается отличие. Он говорит об молодом осле и его матери, которых надлежит привести Иисусу. Здесь Спаситель прямо цитирует пророчество Захарии, упоминая двоих — молодого осла и его мать. На самом деле в пророчестве используются три выражения: “ослица”, “молодой осёл” и “сын ослицы”, но это повторение — особенность древнееврейского поэтического стиля, и в виду имеется только одно животное. Версия Матфея исходит из прямолинейного толкования древнего писания и может показать то, что касается ослов: присутствие матери при первом выезде ослёнка окажет на него успокаивающее воздействие.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010