Под влиянием этого источника, как полагал проф. Усов, и появились дети в картине входа Иисуса Христа в Иерусалим в россанском кодексе и памятниках последующего времени 1738 . Верно то, что Евангелие Никодима пользовалось в христианском мире обширной известностью, и его прямое или косвенное воздействие на письменность и иконографию в некоторых случаях не может быть оспариваемо. Укажем на «Златую цепь», где передается этот рассказ 1739 , и на тот же сборник Страстей Христовых, составляющий в целом продолжение и развитие Никодимова Евангелия и в частности повторяющий ту же версию рассказа о входе Иисуса Христа в Иерусалим: «и вседе Христос на жребяти осли и пойде со апостолы своими на вольную страсть во Иерусалим, дети же еврейския, видевше Христа, грядуща во Иерусалим, хвалу Ему велию воздаша, ветвия от древес финиковых ломляху, и ризы своя с великою радостию по пути под нозе Ему постилаху, научаеми от Св. Духа, сице вопиюще: благословен грядый во имя Господне царь израилев, осанна в вышних» 1740 и т. д. Несомненно, что то же самое представление о картине входа в Иерусалим проходит и в памятниках иконографии, а равно и в богослужебной письменности: «хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе входяща во св. град… От незлобивых младенец Христе на жребяти седя, приял еси победную песнь 1741 … Дети же еврейския сретаху Тя с ветвми и вайем (на литии в суб. стих. 3)… Множество младенец изыдоша днесь, в руках вайя дераще (седален на утр. в нед. цветоносную)… Во св. град со ученики Твоими вшел еси, пророческая исполняяй проповедания… и дети еврейстии ветвми и вайями предстретаху Тя… (в нед. ваий, утро, стих. на хвал.)… На жребяти седя от детей воспеваемый (в нед. ваий, веч. стих. на Госп. воззвах)...». В синаксаре читаем: «имеяй престол небо, всед на жребя, входит в Иерусалим, дети же еврейския и сами подстилаху Ему ризы своя и ветви фиников, овыя убо режуще, другия же в руках носяще, вопияху Ему предсылающе: осанна…» и т. д. Как в этих источниках, так и в Евангелии Никодима допущена историческая неточность, чуждая, впрочем, всякой тенденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

На вечерни великих праздников, когда она служится вместе с утреней и составляет службу, так называемую всенощную, скоро после «Ныне отпущаеши», бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (масла). Благословение хлебов и пр. бывает у нас в воспоминание обычая древних христиан, (у которых всенощная продолжалась действительно всю ночь), между вечернею и утренею подкреплять себя пищей, и вместе для испрошения Божия благословения на изобилие сих предметов у людей на земле. Из утрени Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне. Бог и Господь явился нам. Благословен тот, который приходит во имя Господне. Этот стих возглашается священником или диаконом в начале утрени после великой ектении, как бы при виде Господа Спасителя, вступившего в дело спасения рода человеческого. Слова: Благословен... во имя Господне, это – слова восклицания народа, встречавшего И. Христа при торжественном входе Его в Иерусалим незадолго до страданий на кресте. Стих этот поется четыре раза в знак того, что И. Христос (три года с половиною), почти четыре года действовал торжественно, после Своего крещения, для просвещения и спасения людей. Полиелей Полиелей – слово греческое, значит: многомилостие. Так называется известная песнь на праздничной утрени, потому что в ней верующие призываются прославлять милость Божию. Тут несколько раз повторяются слова «Яко в век милость Его». Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа (трижды) . Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. Восхваляйте имя Господне, восхваляйте Господа, рабы (Его). Аллилуия. Достоин прославления на Сионе Господь, живущий в Иерусалиме. Аллилуия. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо милость Его вечна. Аллилуия. Славьте Бога небесного, ибо милость Его вечна. Аллилуия. Утренние антифоны От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем, будете изсохше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После возобновления завета с Богом, началось усиленное очищение земли обетованной от накопившихся в прежнее царствование беззаконий. Царь поручил первосвященнику Хелкии, которому вверено было приведение храма в порядок, очистить его от различных принадлежностей идолопоклонства. Так, там в царствование Манассии поставлен был постыдный образ Астарты, воздвигнуты жертвенники и помещения для распутства храмовых блудниц, различные принадлежности культа Ваалы и Астарты, солнечные кони при входе в храм, наконец, жертвенники для поклонения звездам. Все это теперь было удалено, разрушено, сожжено в долине Кедронской, и самый пепел рассеян на могилах низшего класса народа. Те места в долине Гинномовой, где приносились в жертву дети, Иосия приказал подвергнуть всякому осквернению. Существовавшие со времени Соломона идолопоклоннические места на Елеонской горе, которые Езекия еще предоставлял чужеземцам, были подвергнуты осквернении чрез человеческие кости и всякую нечистоту, равно как и жертвенники при входе в город для почитания козлов. Затем по всей стране отменены были все те высоты, которые служили для идолопоклоннических или суеверных целей. Это очищение простиралось до Вефиля, где переселившиеся туда иудеи и оставшиеся там израильтяне имели свое святилище, а также и до городов, которые некогда принадлежали Самарии ( 4Цар. 23:4–19 ). Жрецы, служившие идолам и на высотах, были низложены; те, которые имели левитское происхождение, оставлены были в Иерусалиме, чтобы можно было наблюдать за ними, но не смели приносить жертв, хотя и получали часть из доходов, шедших в пользу истинных священников. Чужеземные жрецы, которые служили при чужеземных культах, были совершенно отрешены и, по-видимому, даже изгнаны из страны. Но еще строже Иосия поступил с теми израильскими священниками в Вефиле, которые еще продолжали совершать введенный Иеровоамом культ тельца и давали повод к смущению израильтян. Этих жрецов он приказал умертвить на находившихся там жертвенниках и самые жертвенники приказал осквернить человеческими костями 299 . Так как из Вефиля именно вышло отвержение и извращение первоначального богопочитания, то царь здесь дал именно и устрашающий пример строгости. Внуки должны были, как это и часто бывало в древности, понести наказание за своих виновных предков. Таков был конец культа тельцов в Вефиле. Сам царь руководил делом осквернения и низвержения беззаконных святилищ в Вефиле. Так он покончил со всеми различными принадлежностями идолопоклонства, которые в различные времена проникли в израильскую почву, и все сделал по предписанию найденной им книги закона. «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появились в земле иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтобы исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия, священник в доме Господнем» ( 4Цар. 23:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В конце прохода, как на северной стороне, так и на южной, были такие же проходные здания. 15. Всего их было по три на каждой стороне, как было написано пророком. Они служили сторожевыми будками, откуда оберегали все, что хранилось в галереях. Чтобы войти с свободного места языческого двора в проход между галереей как с северной, так и с южной сторон, нужно было войти в описанные проходные здания. Вход в них был огорожен 16 вертушкой, т. е. столбом с вертящимся на нем металлическим кругом на подобие игл с ушами, который надевался па средний столб, чтобы не входили туда животные Вероятно, об этих воротах и говорит Спаситель, что трудно верблюду пройти чрез игольные уши. Возвращаясь в маленький дворик, от которого мы начинали описание галерей, входили в другой притвор, примыкавший к священной стене Храма. Притвор этот был шириной в 10 локтей, а длиной в 25 локтей внутри, столбов не имел, какие были в первом притворе, из чего видно, что дверей в этом притворе не было. Но в предупреждение того, чтобы иностранцы не входили за священную стену Храма, как пишет Иосиф Флавий, на стене была надпись следующего содержания: «под страхом смертной казни запрещается иностранцам доступ сюда», по другому тексту: «Ни один иноземец не имеет войти за решетку и ограду Святилища. Кто будет схвачен, тот сам станет виновником собственной смерти» 3 Из этого можно заключить, что в описываемом входе вместо дверей была решетка, которую отворяли для прохода евреев с женами для посвящения младенцев. 17. В этот притвор поднимались с маленького двора по лестнице в 8 ступеней. Так как при входе в предстение была, как говорили мы выше, лестница в 7 ступеней, то всего у входа в Храм вместе с означенными 8 ступенями было 15 ступеней, что вполне согласуется с церковным преданием о том, что Богоматерь вошла в Храм по 15 ступеням. Из притвора входили в прорез стены, имевший в ширину 10 локтей, о размере же в вышину у пророка Иезекииля указаний нет. Таков был вход с восточной стороны, еще были входы в Храм с южной и северной сторон. Так как чрез восточный вход могли входить только после полного очищения муж с женой, то обычно входили в храм или через северный или же чрез южный входы. Пророку Иезекиилю Господь говорит: «пусть тот, кто входит в северные ворота, выходит в южные, а кто входит в южные, пусть выходит в северные». Вот почему при первом Храме, построенном Соломоном, при котором были входы только восточный и северный, не было галереи на столбах с южной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Ему было ведомо, что Иерусалим не понял, что служит к его миру. Он провидел горькую участь, уготованную Иерусалиму за то, что он не распознал времени посещения своего. Вместо того, чтобы принять Обетованного Мессию, Иерусалим возвел Его на крест. По Входе Господнем в Иерусалим, плач Его над Иерусалимом есть отклик на эту трагедию Иерусалима. Та же связь между Входом в Иерусалим и предстоящими Страстями вытекает и из Четвертого Евангелия. В отличие от первых двух синоптиков, вифанское помазание (12 и слл., ср. Мф. 26 и слл., Мк. 14 и слл.), поставлено в Ин. прежде Торжественного Входа. Но так же, как и у синоптиков, помазание понимается в Ин., как помазание на погребение. Готовый к погребению, Господь совершает Свой Торжественный Вход. Стечение народа, еще во время трапезы, значит, до входа, – для того, чтобы видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, – привлекает тогда, же внимание первосвященников: свое решение убить Иисуса (ср. 11:53) они готовы распространить теперь и на Лазаря ( Ин. 3:10–11 ). В момент входа свидетельство народа о воскрешении Лазаря вызывает тревогу фарисеев: за Иисусом идет мир ( Ин. 12:17–19 ). Этому успеху надо положить предел. С другой стороны, по свидетельству Ин., Торжественный Вход был непонятен ученикам (ср. 12:16). Иисус говорил им о предстоявших Ему Страстях, и им, по всей вероятности, было трудно сочетать вход Царя с страданием Мессии. Торжественный Вход, который, по повелению Учителя, они сами подготовили (ср. Мф. 21:1–7 и паралл.), и в котором, как мы сейчас увидим, деятельно участвовали, ученики связали со словом Писания, которое получило в Нем исполнение, только по прославлении Иисуса (ст. 16-в). В Ин. понятие прославления неразрывно связано со Страстями. Ученики осмыслили Торжественный Вход в опыте Страстей. Господь совершил Свой Вход в Иерусалим, сопровождаемый приветственными кликами. Кто Его приветствовал? Евангелист Лука, говорит о приветствии множества учеников (19:37). Указание на множество учеников, сопровождавших Иисуса, должно быть поставлено в связь с раннейшими указаниями Евангелия о привлечении новых учеников во время пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Вот почему, поднимая свои вербы и воспевая «Осанна», мы, в сущности, вновь приносим присягу верности единственному, ни на кого не похожему Царю царей. И, вопреки собственной слабости и маловерию, заявляем: «Да, мы хотим быть верными Царству добра и любви, мы обещаем все в нашей жизни проверять только им!» И только от нас зависит, сдержать это обещание или изменить ему. Для мира сего Опять подходят дни, когда вспоминаем мы этот удивительный евангельский рассказ: за шесть дней до Пасхи возвращается Иисус Христос в Иерусалим, откуда изгнали Его злоба, страх, зависть и ненависть врагов. Возвращается и знает, что идет на смерть: «Се, восходим в Иерусалим, – говорит Он на пути ученикам Своим, – и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и убьют Его» (ср.: Мф. 20:18 ). Он знает, что час Его пришел; знает, что люди, облеченные властью, уже бесповоротно решили уничтожить Его – избавиться от странного, беспокойного Учителя, одним Своим присутствием подрывающего их авторитет, власть и благополучие. Слишком много сказал Он книжникам и фарисеям правды, чтобы те могли и дальше терпеть Его. Христос знает все это, знает, что Он обречен, и вот, как говорит Евангелие, все-таки восходит в Иерусалим. Но при входе в Святой Город происходит нечто необыкновенное. Христос неизменно уклонялся от прославления Его людьми и никогда не хотел принимать на Себя никакой власти над ними. Но вот за шесть дней до Своего страдания и смерти на кресте Он, по словам Евангелия, Сам выступает инициатором собственного прославления. Иисус посылает двоих учеников с приказанием привести Ему осла и садится на него, исполняя все, что за сотни лет до этого ранее предсказал древний пророк о Царе, который вступит в Иерусалим на смиренном животном. И при вступлении Христа в город навстречу Ему выходят толпы людей, которые постилают перед Ним свои одежды и, размахивая пальмовыми ветками, встречают его древним приветствием, относящимся к царю: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мк. 11:9 ) Иными словами, они приветствуют в Его лице своего Царя, отдают Ему власть над собой, и Он принимает все это. И... потрясеся весь град ( Мф. 21:10 ), – говорит Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Во утрий же день, – очевидно, по угашении ярости удалением, которое между тем дало бы им время и возможность совещаться о чем-либо достойном, – народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваия от финик, и изыдоша в сретение Ему. О, как опрометчивы намерения старейшин священнических! Они старались восстановить против Него и народ, а этот последний не думает делать никакого зла Иисусу, но при входе Его приносит в дар финики и восхваляет грядущего Царя Израилева. Ибо многие, – сказано, – из пришедших на праздник в Иерусалим, слышав, что идет Иисус, взяли финиковые ветви и ими встретили Его, почитая Его, как победителя смерти: поскольку существует обычай воздавать победителям почести; Христос же победил смерть, воскресив из мертвых Лазаря. Потом сказано: зваху глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. Что значит осанна? Спаси, или, как думают некоторые, хвала и слава; а то и другое проповедует Его Богом. Ибо сила спасать, как и хвала, должна быть приписываема одному только Божию естеству. То, что они говорили, обозначает следующее: спаси, как Бог; или, как другие говорят, – ты один хвален Бог, один прославлен, так как Ты победил смерть. Потом они присовокупили: благословен грядый во имя Господне, разумея первое Его пришествие, или проповедуя второе. Он предостоин всякой хвалы, – сказано, – ныне как Господь, грядущий разрушить державу смерти, и опять имеющий придти со славою судить все человеческое естество, Царь Израиля, не чувственного только, но и разумного Израиля, который ясно видит Бога. Обрет же, – сказано, – Иисус осля, всед на не, представляя нам пример и притчу, что везде нужно предпочитать худое и смиренное, и вместе предзнаменуя призвание Им язычников: а осел по закону есть что-то нечистое. Таковы и люди из язычников. Но Господь, воссевши на него, не только возводит в вышний Иерусалим, но и исполняет пророчество, ибо присовокуплено: яко же есть писано: не бойся дщи Сионя; се царь твой грядет, седя на жребяти осли.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Во утрий же день, – очевидно по угашении ярости удалением, которое между тем дало бы им время и возможность совещаться о чем-либо достойном, – народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша вайя от финик и изыдоша в сретение Ему ( Ин. 12:12–13 ). О, как опрометчивы намерения старейшин священнических! Ибо они старались восстановить против него и народ, а этот последний не думает делать никакого зла Иисусу, но при входе Его приносит в дар финики и восхваляет грядущего царя Израилева. Ибо многие, – сказано, – из пришедших на праздник в Иерусалим, слышав, что идет Иисус, взяли финиковые ветви и ими встретили Его, почитая Его, как победителя смерти. Ибо существует обычай воздавать победителям почести. Христос же победил смерть, воскресив из мертвых Лазаря. Потом сказано: зваху глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне царь Израилев ( Ин. 12:13 ). Что значит осанна? Спаси, или, как думают некоторые, хвала и слава, а то и другое проповедует Его Богом. Ибо сила спасать, как и хвала, должны быть приписываемы одному только Божию естеству. То, что они говорили, означает следующее: спаси, как Бог; или, как другие говорят, ты один хвален Бог , один прославлен, так как Ты победил смерть. Потом они присовокупили: благословен грядый во имя Господне ( Ин. 12:13 ), разумея первое Его пришествие, или проповедуя второе. Он предостоин всякой хвалы, – сказано, – ныне как Господь, грядущий разрушить державу смерти, и опять имеющий прийти со славою судить все человеческое естество, царь Израилев, не чувственного только, но и разумного Израиля, который ясно видит Бога. Обрет же, – сказано, – Иисус осля, вседе на не ( Ин. 12:14 ), представляя нам пример и притчу, что везде нужно предпочитать худое и смиренное, и вместе предзнаменуя призвание Им язычников. Ибо осел по закону есть что-то нечистое. Таковы и люди из язычников. Но Господь, воссевши на него, не только возводит в вышний Иерусалим, но и исполняет пророчество. Ибо присовокуплено: яко же есть писано: не бойся дщи Сионя: се Царь твой грядет, сидя на жребяти осли ( Ин. 12:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

И в какой день льются над Иерусалимом сии горькие слезы из очей Господа? В тот день, когда едва не весь град исходит во сретение Ему; когда постилают по пути пред Ним не только ветви, но и «ризы своя» ( Лк. 19:36 ) ; когда торжественно провозглашают Его Сыном Давидовым, от души и сердца поют Ему осанна в вышних и приемлют Его так, как никогда не принимали ни единого из владык своих! Что убо извлекает из очей Господа в такой день слезы о Иерусалиме? Неразумие и нераскаянность его жителей. Настоящий день был для них днем особенного посещения Божия, днем решительного испытания на жизнь или смерть; а они, в ослеплении ума и сердца, помраченного страстями, не видят всей важности сего посещения; несмотря на внешние знаки усердия к Сыну Марии, являются неспособными к принятию от Него Царствия Небесного, которое Он, вместе с Собою, свел на землю; совершенно близки к тому, чтобы решительно отвергнуть Его и в Нем – свое спасение. «И яко приближися, видев град, плакася о нем», и рече: «аще бы разумел... еси» время «посещения твоего!» Обаче сокрыся «от очию твоею!» ( Лк. 19:41–42, 44 ). Вот что исторгает у Господа слезы, и превращает для Него день всеобщей радости в день скорби и сетования. Чтобы еще более уразуметь силу сих слез Спасителя над Иерусалимом, припомним, что Ему оставалось пробыть на земле токмо несколько дней, и что, несмотря на трехлетнее странствие Его по земле Иудейской, на неоднократное посещение Иерусалима, на множество бесед, в нем произнесенных, на множество чудес, там совершенных, Иерусалим еще доселе ни разу не обнаружил решительно мнения своего о Нем. Настоящий вход в Иерусалим, сообразно пророчеству, долженствовал служить для сей цели; ныне должно было решиться – будет ли новый пророк и Учитель принят за то, чем Он был действительно, то есть за обетованного Мессию и Сына Божия, или будет не узнан и отвергнут. Следствия того и другого были неисчилимы для Иерусалима и всего народа Иудейского. Мессия, принятый с верою и любовью, имел облагодетельствовать сей народ во времени и в вечности; Мессия, отвергнутый, вел за собою отвержение для него во времени и в вечности. Чтобы предохранить Иерусалим от сего несчастия, для сего в настоящий день, яко день последнего и решительного опыта, сделано было все, что можно. К довершению прежних чудес, сотворено новое, величайшее чудо – вызван из гроба четверодневный мертвец. При самом входе в Иерусалим, не забыто даже и то обстоятельство, что обетованному Мессии, сообразно предречению пророка, надлежало явиться перед Иерусалимом, между прочим, в виде кроткого Царя, седящего на жребяти осли.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Итак, видите ли, что познание человеком Бога не есть действие и возможность одного ума человеческого, но есть действие Самого Божества, как о том свидетельствует и св. Симеон Новый Богослов . «Тот, кто сподобился мало некако узреть Бога, имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутри его и научает его неизреченным Своим тайнам " 469 . Итак, зреть Бога значит иметь в себе всего Бога, но зреть Невидимого как же возможно иначе, как не в сознательном исповедании которого-либо Имени Его? Созерцание Бога как же возможно иначе, как ни в созерцании умом которого-либо из именуемых свойств Божиих? Следовательно, сознательное именование Бога и есть Сам Бог. «Благословен грядый во Имя Господне!» ( Лк. 19:38 ). То есть благословен Иисус, грядущий прославить Имя Господне! И в то время, как отроки Иерусалимские восклицали эти слова и «Осанна Сыну Давидову!», Господь возвел очи Свои к небу и сказал: «Отче, прослави Имя Твое! прииде же глас с небеси: и прославих, и паки прославлю» ( Ин. 12:28 ). Этими словами Господь ясно показал, что Он есть не только Слово Отчее, но и Имя Отчее, и что прославление Его воскресением по вольной крестной смерти есть прославление Имени Отчего. Что это так надо понимать, свидетельствуют и последующие Его слова ученикам на просьбу Филиппа: «Покажи нам Отца». Господь отвечал: «Видевый Мя, виде Отца» ( Ин. 14:9 ). Также и Пророк Исаия ясно именует Сына Божия Именем Божиим: «Се Имя Господне идёт!» ( Ис. 30:27 ). Также Господь в первосвященнической молитве к Отцу говорит: «Отче, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя... Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал Ми еси да сотворю, и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя Самого» ( Ин. 17:1–5 ). Не ясно ли, что слова, сказанные при входе в Иерусалим, и в этой молитве к Отцу имеют смысл тождественный, и что, следовательно, когда Господь просил Отца прославить Имя Его, то этим просил, дабы Отец прославил Сына Своего, т. е. Его Самого. – «Дела, яже Аз творю о Имени Отца Моего, та свидетельствуют о Мне» ( Ин. 10:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010