Когда, напр. евангелист Матфей соединяет (21:5) со словами пр. Захарии 9:9: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» слова пр. Исаии: «скажите дщери Сионовой: грядет Спаситель твой (обр. внимание на само сходство обоих пророчеств), проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь» (62:11, 10); то это не значит, что пр. Исаия видел в духе отображение торжественного входа Господа в Иерусалим со всеми частностями этого новозаветного события; однако не без основания сказано, что о входе Господнем в Иерусалим сбылось реченное пророком – не только Захарией, но и Исаией, п. ч. и пр. Исаия слишком наглядно представил «шествие Спасителя» (см. ниже) во врата Иерусалима, приготовление Ему пути и т. д. Не без всяких оснований также применил евангелист Матфей (2:15) пророчество Осии (11:1): «из Египта воззвах сына Моего» к бегству Спасителя в Египет. Египет вообще имел для евреев особенное значение, – в частности у пр. Осии (см. напр. 8:13, 9:3...) он является символом страны рабства, столь неприличествующего для любимого Богом «сына»; это-то несоответствие в высшей степени выразилось в бегстве Сына Божия Мессии в Египет, – судьба же народа, названного «сыном» Господа, была лишь слабым подобием земной жизни Сына Божия Мессии. Таким образом, значение пророчества Осии (ср. еще Иер.31:15 и Мф.2:18 ) сходно со значением прообраза. Если действительный (новозаветный) смысл пророчеств и особенно прообразов многими современниками мог и не сознаваться ясно; то все-таки нельзя сказать, чтобы они не имели воспитательного значения для современников: действие на современников таких пророчеств и прообразов можно уподобить воздействию на нас бессознательных впечатлений. Последние не сознаются отчетливо, но оставляют след в душе и могут направлять ход мыслей или связь представлений к соответственной цели. Одинаковость смысла и духа в словах пророков и многих новозаветных событиях, устраивавшаяся по-особенному промыслительному действию Божию, воспитывала людей ветхозаветных для времен Нового Завета, делала полезными для современников пророчества и прообразы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

(Именно у Мк.: 11:1–7 речь идёт только об одном молодом ослёнке, при отсутствии ссылки на тексты Исайи и Захарии, также и у Лк . 19:30–35 один только молодой осёл, это же и у Ин. 12: 14 , хотя и со ссылкой на текст Зах. 9:9 , но уже соответственно изменённый, именно вместо ослицы и осленка содержащий лишь слова о «молодом осле»). Общее заключение, которое может быть отсюда сделано, таково, что событие Входа Господня в Иерусалим, хотя исторически и совершилось в определённом месте и времени, но является сверхвременным или всевременным после этого своего совершения. Господь, однажды вошедший в царственном Своём входе в Иерусалим, продолжает входить в него, воцаряясь во всем мире, и «осанна, благословен грядый во Имя Господне, Царь Израилев» навсегда уже звучит в мире. 132 Эта мысль имеет для себя и более общее применение в отношении и ко всем событиям боговоплощения как имеющим пребывающий характер; это и выражается в их церковном праздновании как «великих праздников». Однако если этот воспоминательный характер о спасительных свершениях боговоплощения связан с их пребывающей силою и всевременным значением, то есть среди них такие, которые по особому своему характеру являются не только сверхвременными и постольку всевременными, но именно продолжающимися в своём свершении. Таково именно воцарение Господа, которое начинается уже с Рождества Христова, когда волхвы с Востока вопрошали, конечно, Духом Святым: «где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ), имея средоточием царский вход вместе с царским проклятием на кресте, на котором было надписание «Царь Иудейский» (в связи с вопрошанием о сем Пилата и утвердительным ответом Господа) ( Ис. 18:33–37 ; Мк . 5:2), издевательством воинов: «радуйся, Царь Иудейский» ( Мф. 27:29 ; Мк. 15:18 ; ср. Лк. 23:27 ). Но он продолжается и в земном явлении Христа с именем, написанным на одежде и на бедре Его: «Царь царей и Господь господствующих» (как бы ни понимать свидетельство Апокалипсиса), как «Царя царствующих» (19:16), и царствия Его в первом воскресении (святые «царствовали со Христом тысячу лет») и в связи со всем содержанием Откровения, посвящённым этому воцарению (20:4), наконец, во втором и страшном пришествии Царя ( Мф. 25:33 ). Сюда же относится и свидетельство Господа: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26:64 ; Мк. 14:62 ; Лк. 22:69 ). Через всю цепь этих евангельских событий совершается в разных образах «царское служение Христа, Его воцарение, доколе оно не совершится», и «царство не от мира сего» не станет царством и в этом мире и над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Далее будет упомянуто несколько текстов пророка Исаии, которого именуют «ветхозаветным евангелистом», что особенно ярко явствует из заключительной части его книги, содержащей удивительные утешения народу. Некоторые главы, в частности 52-ю и 53-ю, называют как бы написанными у Креста Господня из-за исключительности начертанного там образа страдающего Отрока, который в христианской традиции оказался неразрывно связанным со страстями Сына Божия. Нужно начать со слов, которые Господь привел в проповеди у Себя на родине в Назаретской синагоге. Он разогнул книгу пророка Исаии и прочел слова: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное...» ( Ис 61: 1–2 ). Это часть большой речи-обращения, которой кончается книга пророка Исаии. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: «...Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это...» ( Лк 4:21–22 ). Все в Назаретской синагоге согласились, что Иисус Христос, действительно имеет на Себе Духа ( Лк 4:21–22 ). Потом Господь испытал их веру, и Его односельчане не выдержали обличения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Он ушел от них незамеченным. Важно, что с этого речения Спаситель начал проповедь у Себя на родине. О том, что свой народ не принял Его, говорится в книге пророка Исаии, содержащей выразительный образ страждущего Отрока Господня: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис 53: 3 ). Об этом вспоминает святой Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин 1 : И). О торжественном Входе Господа в Иерусалим говорится у пророка Захарии, который пророчествовал после возвращения из плена, то есть в VI веке до Р.Х. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах 9: 9 ). Эти слова приводятся во всех Евангелиях при описании Входа Господня в Иерусалим ( Мф 21:4–5 и пар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Псалом 117 Псалом 117 содержит пророчество об отвержении Христа вождями народа иудейского, о входе Господнем в Иерусалим и о Воскресении Господнем. В Великий Вторник Господь Иисус Христос рассказал иудеям притчу о злых виноградарях. Эту притчу передают в своих повествованиях евангелисты Матфей, Лука и Марк. Рассказав о том, как виноградари убили сына хозяина виноградника, Господь задал вопрос: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» ( Мф. 21, 40 ). Слушатели ответили: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» ( Мф. 21, 41 ). «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (117, 22–23). Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21, 42–43 ). Процитированные Господом Иисусом Христом слова Священного Писания – это стихи 22–23 псалма 117. Камень, который отвергли строители – Сам Господь Иисус Христос. Стих 26 этого же псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» «Грядущий» – Это Мессия, Царь Израилев. Этими словами народ встретил грядущего в Иерусалим Господа Иисуса Христа. Мессианское значение имеет и стих 24 псалма 117: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (по-славянски это звучит: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»). День этот – День Славного Воскресения Христова. Стих 24 употребляется во время пасхального богослужения. Псалом 131 Псалом 131 является тринадцатой «песнью степеней» и является молитвой о царе Давиде. Начинается он словами: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Псалом содержит несколько мессианских мест. Стих 6: «Вот мы слышали о Нем в Евфрафе, нашли его на полях Иарима (слав.: «в полях дубравы»). Евфрафа – это Вифлеем. Конечно, в буквальном смысле речь здесь может идти о царе Давиде, который был родом из Вифлеема и пас овец «в полях». Однако усматривают в этом стихе и мессианский смысл – пророчество о рождении Христа вблизи Вифлеема, в «полях дубравы». Святитель Афанасий Великий толкует: «Обретохом я в полях дубравы – потому что на равнине, или в полях, вертеп, в котором родился Христос». 241

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Царь царей 05.04.2020 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Пассия Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна Пилат задает Христу вопрос, который задавали также и другие: «Ты Царь Иудейский?» В самом ли деле Он Царь иудеев? Вопрос имеет смысл, поскольку уже при виде умножения хлебов люди говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» и хотели придти, нечаянно взять Его и сделать царем (Ин. 6, 14—15). А потом, при входе Его в Иерусалим, толпа вышла к Нему навстречу с приветствиями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13) Вопрос имеет смысл также и потому, что нет ничего царского в этом Человеке Иисусе, стоящем пред ним. На этот вопрос Господь отвечает двояко — и да, и нет. Вначале следует отрицание. Он — не царь, подобный земным царям, и Царство Его не отсюда. Весь этот длинный ряд образов, которыми мы характеризуем царей сего мира, здесь не подходит. Власть, сила, почести, раболепство придворных, красивые одежды, земельные владения, замки, сундуки, набитые золотом и серебром, — все это не про Него. Все это надо отбросить, если мы хотим иметь правильное представление о том, какого рода Царем является Христос и каково Его Царство. Но мы слышим и утверждение: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Христос — Царь, потому что Он — носитель истины, потому что Он открывает истину, потому что Он — сама Истина. И Пилат спрашивает Его: «Что есть истина?» Господь не дает ему ответа, потому что Пилат не в состоянии понять. Он отказывается понять. Но для тех, кто хочет понять, будет дано Евангелие. От первой до последней строки оно изображает это Царство, которым запечатлена Личность Христа. Это Царство состоит из любви. Оно — отражение и конкретное явление Отчей любви к людям. Глубокой, непоколебимо верной, бескорыстной любви. Это Царство состоит из служения. Царь Христос — Царь Слуга. Он склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги. Он первый встает на их защиту. Это Царство состоит из страдания. Царь Христос любит нас до страдания за нас. Он свидетельствует о истине Своей любви и о истине Своего Божественного Царства, вольно принимая страдания даже до Креста.

http://moral.ru/passion-tsar/

Здесь же мы вспоминаем и о высохшей смоковнице, потому что святые евангелисты, а именно Матфей и Марк, после повествования о входе Господнем в Иерусалим прибавляют: на другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; а другой: поутру же, возвращаясь в город, взалкал, и увидев… смоковницу, имеющую только листья (ибо еще не время было собирания смокв), подошел к ней и… не найдя на ней плода, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Ср.: Мк. 11, 12; Мф. 21, 18—19). Смоковница же означает иудейское сонмище: Спаситель, не обретя в нем достойного плода, а только тень закона, и это отнял у них (иудеев), сделав вовсе бесполезным. Если же кто скажет [аще ли же кто речет]: почему бездушное дерево, не согрешившее, было проклято и засохло? — тот пусть знает, что иудеи, видя Христа, всегда всем благодетельствующего и никому не наносящего никакой скорби, полагали, что он имеет силу только благодетельствовать, но не причинять зло. Владыка же, чтобы убедить неблагодарных людей, что Он имеет достаточную силу и наказывать, но не хочет, ибо Он Благ, однако по Своему человеколюбию не желая показывать этого на человеке и причинять (ему) мучение, сделал это на неодушевленном и бесчувственном создании. Вместе с тем есть и некое таинственное объяснение, дошедшее до нас от премудрых старцев. Как говорит Исидор Пелусиот, (смоковница) — это дерево преслушания, листьями которого покрылись согрешившие; потому оно и проклято Христом по человеколюбию Его, поскольку сразу не подверглось этому, — чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха. А то, что грех подобен смокве — очевидно, ибо имеет (свойство) услаждать (как) страсть, прилипать (как) грех, а потом ожесточаться и производить горечь, (как) совесть. Впрочем, повествование о смоковнице поставлено здесь отцами ради сокрушения, а об Иосифе — потому, что он — прообраз Христа. Смоковница — это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода, которую Господь наутро, т. е. после сей жизни, не найдя у нее покоя, иссушает проклятием и посылает в вечный огонь, и стоит (она как) некий иссушенный столб, устрашающий не творящих достойного плода добродетелей.

http://pravoslavie.ru/1690.html

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. Иногда здесь выделяют только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (ст. 10), – хотя и здесь тоже некоторая сложность есть, поскольку цари из колена Иудина кончаются во время вавилонского плена. После иудейского плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия уже не из Иудина колена, а из колена Левина – династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом, в конце концов, является Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем, – и вот, как раз, во времена Ирода и приходит время явления этого Примирителя. Поэтому здесь не все так просто: явление Спасителя оказывается тем временем, когда этот скипетр попадает уже в руки иноплеменника. Но этим не исчерпывается объем мессианского пророчества. О том, что Господь есть лев из племени Иудина, нам говорит Апокалипсис (Откр. 5:5); и вот этот лев, который лег, и кто поднимет его, – несомненно, указывает нам на смерть и воскресение Христово, поскольку Христос воскресает Сам, будучи Богом. Затем осленок и ослица нам напоминают о Входе Господне в Иерусалим. Символическое толкование этого входа с восседанием на этих двух животных есть приведение ко Христу как подъяремных – иудеев, так и не объезженных, бывших вне ярма – язычников. И то, что здесь Иуда привязывает и тех и других к лозе винограда своего, нам сразу напоминает о том, что лоза – это есть образ Церкви (см. Ин:15), и что спасение тех и других, объединение тех и других происходит в Церкви. Наконец, странный образ мытья одежды в крови гроздов, т. е. в вине. Ни один нормальный человек в вине свою одежду обычно не моет, потому что она после этого может испортиться, так что это, несомненно, есть образное высказывание. В видениях Апокалипсиса мы видим праведников, одежды которых убелены и омыты кровью Агнца (Откр. 7:14). Также в книге пророка Исаии в 63 главе изображен Спаситель, совершающий Свой подвиг в виде топчущего виноград в точиле («Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис. 63:3). Здесь идет речь об омовении Кровью Тела Ипостаси Своей, и об очищении грехов кровью Спасителя. И после этого «во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда восстанет как от сна, как силен и шумен от вина» – это слова, если я не ошибаюсь, блаженного Феодорита. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430904/

Ангел заградил пасть львам, воспрепятствовал им повредить Даниилу во рве львином ( Дан.6:22 ). Ангел чрез пророка Аввакума доставил пищу пророку Даниилу, когда он был во рву львином ( Дан. 14:34–39 ). Ангел сохранил невредимыми от сильного огня в печи вавилонской трех отроков: Ананию, Азарию, Мисаила ( Дан. 3 гл.). Пророк Захария видел Ангела, просившего Бога о помиловании Иудейского народа и Иерусалима, семьдесят лет бывших под игом вавилонян, и Господь изрек ему слова благие, слова утешительные ( Зах. 1:12–13 ). Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Деве Марии о зачатии Христа и начале нашего спасения ( Лк. 1:26– 25 ). Ангелы несли на лоно Авраама душу нищего Лазаря ( Лк. 16:22 ). Ангел при гробе Господнем утешил жен мироносиц и повелел им возвестить ученикам Господа о Его воскресении ( Мф. 28:1–8 ). По свидетельству Стефана Первомученика и Апостола Павла, чрез Ангелов евреям был дан закон на Синае ( Деян. 7:58 . Гал. 3:19 . Евр. 2:2 ). Ангел привел диакопа Филиппа к евнуху царицы Кандакии для научения о вере во Христа ( Деян. 8:26–40 ). Ангел наставил Корнилия Сотника, что он должен делать для получения спасения ( Деян. 10:1–6 ). Ангел вывел Апостола Петра из темницы ( Деян. 12:1–6 ). Ангел успокоил Апостола Павла во время бурного плавания по морю относительно безопасности этой бури для плывших с ним Деян. 27 гл). Апостол Павел говорит, что все Ангелы суть споспешники спасения людей, что они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). В св. Писании есть не мало примеров почитания св. Ангелов и молитвенного обращения к ним. Однажды патриарх Авраам, сидя при входе в свой шатер, увидал Ангелов в образе мужей, стоявших против него и, пошедши на встречу им, поклонился им до земли ( Быт. 18:2 ). От Авраама два ангела отправились в город Содом, пред воротами которого сидел праведный Лот, и Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли ( Быт. 19:1 ). Пророк Валаам на пути к царю Валаку был остановлен Ангелом: открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге, и преклонился и пал на лице свое ( Чис. 22:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта. Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии. На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище. В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4). Там, где были Самария и поток Хораф Статуя св. пророка Ильи, избивающего вааловых жрецов при входе в кармелитский монастырь В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Пророчества о Мессии можно встретить и в книгах малых пророков. Так, например, о Господе Иисусе Христе предвозвещает пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9, 9 ). Здесь можно видеть предсказание о торжественном Входе Господнем в Иерусалим. Другой малый пророк – Михей – прямо указывает на место рождения Спасителя – Вифлеем: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5, 2 ). Дореволюционный преподаватель Могилевской Духовной Семинарии Л.И. Бриллиантов в «Кратком руководстве к изучению Священного Писания Ветхого Завета» замечает следующее: «Учение о Мессии и Царстве Его было раскрыто пророками с особенной ясностью и полнотой. Это была религиозная цель пророческого служения» 5 . Цель работы – сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах двенадцати малых пророков и их различных толкований. Актуальность темы. Несмотря на то, что в библеистике существует большое количество авторитетных исследований пророческих книг (и великих, и малых пророков), в настоящее время не издано единой работы, в которой был бы сделан обзор и проведен анализ всех пророчеств о Мессии, содержащихся в книгах малых пророков. Объект исследования – пророчества о Мессии в книгах малых пророков. Предмет исследования – книги малых пророков. Задачи работы: -сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков; -провести анализ различных их толкований; -сравнить мнения разных авторов; -выявить общее и особенное. Настоящее исследование состоит из трех глав. Обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков выполнен в хронологической последовательности. Первая глава исследования посвящена обзору мессианских пророчеств в книгах малых пророков до-пленного периода: Ионы, Амоса, Осии, Михея, Софонии и Наума. Во второй главе сделан обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода: Авдия и Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010