3. И все они по одному принесли, и возложили на меня, и сказали мне: «Отныне будь иереем, ты и все семя твое». 4. И первый помазал меня елеем святым и дал мне жезл. 5, Второй омыл меня чистою водою, и напитал хлебом и вином святым, и возложил на меня одежду святую и славную. 6. Третий возложил на меня виссон, подобный ефуду (нарамнику). 7. Четвертый же опоясал меня поясом, подобным пурпуру. 8. Пятый дал мне ветвь маслины плодовитой. 9. Шестой венец мне на главу возложил. 10. Седьмой возложил на меня диадиму священства, и наполнил руки мои фимиамом, чтобы священствовать мне Господу Богу. 11. И говорят они мне: «Левий! На три начала разделится семя твое в знамение славы Господа грядущего. 12. И первый жребий будет велик, и выше его не будет другого. 13. Второй же будет во священстве. 14. Третий – ему наречется имя новое, ибо восстанет царь от Иуды и учредит новое священство по образцу народов для всех народов. 15. Пришествие же его желанно, (ибо он явится) как пророк Всевышнего от семени Авраама, отца нашего. 16. Итак, все вожделенное во Израиле будет тебе и семени твоему; и вы будете вкушать все прекрасное на вид; и трапезу Господню будет делить семя твое. 17. И из них будут священники, и судии, и книжники, и устами их будет приниматься святое». 18. Итак, пробудившись от сна, я уразумел, что это подобно первому сновидению. 19. И я сокрыл и это в сердце своем и не поведал сего никакому человеку на земле. Глава 9 И после двух дней взошел я и Иуда вместе с отцом нашим Иаковом к Исааку, деду нашему. 2. И благословил меня отец отца моего согласно видениям тем, которые я видел; и он не захотел отправиться с нами в Вефиль. 3. Когда же мы пришли в Вефиль, видел отец мой Иаков видение обо мне, что я буду им во священника. 4. И вставши рано поутру, он отделил десятину от всего чрез меня Господу. 5. И таким образом мы пришли в Хеврон, чтобы остаться там. 6. И Исаак призывал меня постоянно, чтобы напоминать мне закон Господень, как показал мне Ангел. 7. И он учил меня закону священства, жертв, всесожжении, начатков, добровольного дара, спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Язык воскресения, который мы находим у Даниила, использовался в пророческой литературе как допленного периода, так и периода плена, но не в качестве обетования индивидуального воскресения 26 . Как Иезекииль в 37-й главе, так и Осия в Ос.5:15–6:3 говорят о национальном обновлении и возвращении народа к Господу в этих терминах, но лишь позже эти отрывки стали трактоваться как обетование всеобщего воскресения. Порок Иезекииль использует восстание людей из могил как образ национального восстановления: «Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» ( Иез.37:12 ). Здесь Иезекииль говорит о возвращении народа Израильского из Вавилонского плена, подчеркивая, что без воли Божией и Его власти обновления не будет. Осия, пророк допленного периода, описывает возвращение народа к Господу после национального отступления и предательства: «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:1–2 ). Позже эти слова также были истолкованы некоторыми раввинами как обетование общего воскресения 27 . Во время, когда апостол Павел разрабатывал свое богословие воскресения, в иудаизме было два основных понимания индивидуального воскресения. Одно понимало воскресение в грубом, физическом смысле, как возвращение к жизни, уже прожитой и известной – имевшие физические недостатки до смерти будут иметь их также после воскресения. Вторая позиция выражала более духовное понимание воскресения. Первое мнение было несомненно более распространенным. Оно преобладает во второй книге Маккавейской (7-я и 14-я главы), составленной в первом веке до Р.Х. В 2Мак.7 находится история о мученичестве семи братьев и их матери, которые были приговорены к смерти во время преследований Антиоха Епифана за то, что остались верными закону и отказались выполнять повеление языческого царя вкушать нечистую пищу. А своих страданиях семь братьев и их мать поддерживали и ободряли друг друга, и все они умерли достойно с надежной воскресения. При смерти второй брат сказал царю: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Третий брат выразил надежду, что любой отрезанный врагами телесный член он снова получит обратно ( 2Мак.7:11 ). Наконец, когда для мучений приведен был самый младший брат, мать обратилась к нему с последним наставлением:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

2.1. Послушаем, однако, что Божественное слово говорит Моисею. Написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь» ( Чис.3:11–13 ). Левиты взяты вместо первенцев, притом что сами первенцами не являются. Ведь Левий рожден Лией третьим; первый – Рувим, Симеон – второй, а Левий – третий (ср. Быт.9:32–33 ). Теперь же те, кто не есть первенцы, взяты как первенцы. 2.2. Следует ли нам верить, что все это написано в законе Божьем бесцельно? Разве не научает это нас тому, что у Бога первенцы не те, кто суть первые по плотскому рождению, но те, кого Сам Бог , исследовав устроение их ума, принимает в число первенцев? Так, Иаков, рожденный позднее, был признан Богом первенцем и вследствие слепоты отца принял по Божественному произволению благословение первородства (ср. Быт.27:1 и далее). Ибо по устроению его сердца, открытого Богу, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого» ( Рим.9:11 ), Господь говорит о них: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» ( Мал.1:2–3 ). Таким образом, сыны Левия не первенцы по плоти, но взяты вместо первенцев, и потому быть взятым вместо первенцев – участь много слаще, чем родиться первым. 2.3. Сказано: «Вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ). Скажи просто: «Я взял левитов из сынов Израилевых». Зачем прибавляешь «из среды» сынов Израилевых? Из какой же «среды»? Как мы сказали выше, Левий – третий из сынов Израиля. И потому я хочу знать, из какой «среды» взяты левиты. В Писании я нахожу, что благословенная сонамитянка, взявшая некогда на себя заботу о пророке, твердо ответила израильскому царю, хотевшему что-то сделать для нее, сказав: «В среде своего народа я живу» ( 4Цар.4:8–13 ). И еще более чудесным видится мне написанное в Евангелии о Господе нашем и Спасителе, когда Иоанн говорит: «Стоит в среде вашей Некто, Которого вы не знаете» ( Ин.1:26 ). И потому я думаю, что можно сказать «стоит в среде» о Том, Кто никогда не сворачивал «ни направо, ни налево» (ср. Чис.20:17 ), Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ). А так как Он стоит всегда, сказано, что Он «стоит в среде»; и если кто-то подражает Ему, как все святые, как та благословенная женщина, о которой мы говорили выше, то о нем не говорят, что он «стоит» – ведь не может быть, чтобы он никогда не сворачивал «ни направо, ни налево», ибо никто не «родится чистым от нечистого, даже если дней жизни его – один» ( Иов.14:4–5 ), но говорят, что он живет «в среде своего народа» ( 4Цар.4:13 ). Поэтому и левиты взяты «из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Рубрики Коллекции Пророчества о Воскресении Христа 3 мин., 30.04.2016 Поделиться В ветхозаветный период многие пророки говорили о будущем приходе в мир Спасителя. Они рассказывали о цели Его служения, о предстоящем предательстве Христа одним из учеников и духовными лидерами Израиля, о суде над Спасителем, Его страданиях и распятии. В череде предсказаний были и слова о том, что земное служение Господа должно закончиться Его воскресением из мертвых. Два из таких предсказаний сделал пророк Осия, который жил в VIII веке до Р. Х. Так, в одном из них, говоря о будущем восстановлении Израиля1, он произнес следующее прикровенное пророчество о воскресении Христа: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 1–2). В этих словах пророка особенно важно указание на два дня ожидания и воскресение из мертвых на третий день. Именно столько времени провел во гробе Иисус Христос перед тем, как воскреснуть. Однако у этого пророчества есть и еще один смысл. Оно говорит людям об их собственном воскресении, если они только уверуют во Христа и тогда, по слову пророка, будут жить «пред лицем Его». Пророк Осия Второе пророчество Осии о Воскресении Спасителя стало одним из главных в христианской Церкви. Это известные слова, которые гораздо позднее повторил и святой апостол Павел: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14). Это пророчество – целый гимн славному воскресению Христову, победе Господа над тленом и смертью. В нем выражена вера Церкви в продолжение жизни человека после его видимой телесной смерти, а также надежда на будущее всеобщее воскресение. Царь Давид. Псалтирь, XIV в., Византия Еще одним ярким предсказанием являются слова святого царя Давида, в одном из своих псалмов он возвещает: «плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 9–11). В первой части этого пророчества прикровенно говорится о пребывании Господа во гробе. Как было предсказано святым царем Давидом, так все и произошло в дальнейшем: Господь сошел в ад, но не остался там, а вывел за собой праведников, тело Его не истлело, а воскресло, указав тем самым «путь жизни» каждому верующему в Него. Во второй части этого отрывка говорится об истинной радости для человека – предстоять пред лицом Божиим, во власти Которого «блаженство вовек».

http://foma.ru/prorochestva-o-voskreseni...

   Таким же образом [перевели] LXX. Какая благость Божии! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиною, то есть не-девою, а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев согласно с тем, что говорится прелюбодействующей женщине чрез Иеремию: не аки ли господином Мене нарекла еси, и отцом и вождем девства твоего (Иерем. 3:4). Поэтому и апостол, сказав о блудодеянии и идолослужении, после того говорит верующим коринфянам: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови (2 Кор. 11:2). Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз говорит: обручу тебя Мне навек. Во второй раз: обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь, что Я Господь. В первый раз Он обручил ее чрез Авраама или в Египте, чтобы иметь ее женою навек. Во второй раз на горе Синае, давая ей вместо обручальных даров (sponsalibus) правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. Об этих обручальных дарах псалмопевец поет в различных местах: милость и суд воспою Тебе, Господи (Псал. 100:1), и: милость и истины сретостеся, правда и мир облобызастася (Псал. 104:11). О них, как о двух чашах, в семьдесят четвертом псалме мы читаем: чаша в руце Господни вина не растворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию (Псал. 74, 9»), — из чаши правды в чашу милосердия и затем из чаши милосердия в чашу правды. Аще беззакония, говорит, назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть (Псал. 129:3). Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается чрез закон; но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус; когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы познав Единородного, она познала и Отца. Ибо сам Он говорит Филиппу: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? видевый Мене, виде и Отца Моего: како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть (Иоанн. 14, 9—10)? Кто обручится в верности и уверует в Евангелие, тот немедленно познает, что Он есть Бог, и уверует в Того, Кого прежде отвергал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Итак новая династия, вступившая на Вавилонский престол, еще сильнее, нежели Навуходоносор, подтвердила славу и честь Бога небесного. Следовательно, сказанное у Малахии 1:11–14 798 не гипербола, как думают некоторые, а действительность историческая или несомненная. 2. Вторая часть Во второй части, простирающейся с седьмой по двенадцатую главу, изложены четыре пророческие видения о судьбе Иудеи и сопредельных царств, имевших влияние на судьбу народа Божия от пленения Вавилонского до пришествия Мессии или до утверждения царства святых Всевышнего на земле, а именно: а)  Первое видение  излагается в седьмой главе; оно открыто в первый год царствования Валтасара, называется видением четырех зверей и имеет некоторое сходство с сновидением Навуходоносора ( Дан 2:31–45 ). Пророк видит, что из великого взволнованного моря выходят один за другим четыре зверя (7:1–3 799 ). Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему (7:4). Второй зверь похож на медведя; три клыка у него во рту между зубами; ему сказано так: встань, ешь мяса много (7:5). Третий зверь похож на барса; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему (7:6). Четвертый зверь страшный, весьма сильный, с железными зубами, всепожирающий; у него десять рогов; между ними один рог, незначительный в начале, потом столкнул три других рога, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (7:7–8). Тогда настало время строгого правосудия; Ветхий дhямu (Anmiquus dierum), т. е. Вечный, произнес Свой приговор, по коему последний зверь: убит и предан сожжению; прочие звери лишены власти и дозволено продолжение их бытия только до времени (7:9–12 800 ). Наконец пред Вечным предстал подобный Сыну Человеческому, и Ему дано царство вечное, нескончаемое (7:13–14 801 ). По изъяснению одного из предстоящих Вечному это видение означает преемственное следование одного за другим четырех царств. По историческому порядку исполнения в этом пророчестве, как и в вышеозначенном сновидении Навуходоносора, показана судьба следующих четырех царств:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

1) «Как прежде мы слышали, так и теперь еще говорим: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). В этих словах св. ап. Павла слышится и грозное, и чрезвычайно важное внушение. Смысл его таков: кто проповедует учение не так, как возвестили св. Апостолы, кто изменяет его, искажает, да будет отлучен от общества верующих во Христа Спасителя, да не признает его Церковь своим сыном. И когда ставится вопрос о проявлении Апостольской веры в жизни Церкви, то естественно, предполагается возможность разных ответов на него: один ответ, – это свидетельство о полном, непогрешимом воплощении ее, второй, – указание на усвоение частичное, ущербное. Первое, – истинное, правое, православное; второе, – отступление от правой веры, искажение ее, ересь. Отсюда следует: критерием, для определения истинности Церкви, православному христианину служит сопоставление (в древне-церковной литературе «прескрипцио») Апостольской веры, Апостольского исповедания с исповеданием исторически оформлявшимся, на протяжении веков воплощавшимся в жизни Церкви, – короче: констатация проявления Апостольской веры в жизни его Церкви. Чему же учили св. Апостолы и что из их учения усвоено Православной Церковью ? – Отвечая одним словом, надо сказать: все. Потому, она и есть Православная или Правоверующая, что «непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение» (Митрополит Московский Филарет. Катехизис. M., 1894, с. 49). 2) Основная черта Апостольского свидетельства, – это Христос Распятый и Воскресший. Мы проповедуем Христа распятого… Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). «Слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь… что Христос умер за грехи наши… и воскрес в третий день» ( 1Кор.15:1–4 ). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ), (Ср.: Деян.2:23–24 ; Деян.3:25 ; 1Петр.3:18 ; Еф.1:7 ; Евр.2:14–25 …). – В этих кратких апостольских словах выражена главнейшая истина Апостольской веры, – победа над вечной смертью . В ней св. Апостолы видят знак и основание будущего воскресения из мертвых, возрождения и обновления мира. Факт воскресения Спасителя, они ставят в тесную связь с судьбой всего мира. Без Христова Воскресения надежды и ожидания человечества, относительно будущей его судьбы и всего мира, не имели бы настоящей основы. «Если Христос не воскрес, то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша… и мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Отстранение от мира Кто любит мир, в том нет любви Божией ( 1Ин.2:16 ). Кого ни спроси: любишь ли Бога? – всякий уверяет, что любит. Но Господь сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий же Меня, не соблюдает слов Моих ( Ин.14:23 ). Не по словам, значит, а по делам узнать можно боголюбивого человека, – сообразны ли они со словом Господним. Если же нет, то наверно в нем нет и любви к Богу; и, по слову Господню: кто не со Мною, тот против Меня ( Лк.11:23 ), – он уже противник и враг Божий. И что же будет с таким? – пророк сказал пред Господом: найдет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя; в день гнева Твоего Ты сделаешь их подобно пещи горящей ( Пс.20:8–9 ). А так как любители мира не имеют любви Божией ( 1Ин.2:16 ), как свидетельствует слово истины; то, значит, гнев Господень поглотит их и пожрет их огонь ( Ис.20:10 ). – О, какая страшная участь всех миролюбцев! Любовь к миру сему есть вражда на Бога, – говорит апостол Иаков; и потому кто хочет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак.4:4 ). Сия истина показана в притче званных на вечерю, которая означает вечное блаженство, имеющее быть по кончине дней века сего. Там сказано: и начаша вкупе отрицатися вся ( Лк.14:18 ) – миролюбцы, званные на вечерю; первый, самый богатый, отзывался тем, что имеет поместье, о котором должен заботиться; второй – множество скота, и сего ради молю ти, – говорит звавшему, – имеяй мя отреченна; третий говорил: жену поях, и сего ради не могу прийти. И за то вот никто из них не вошел в радость Господа, как и Господь сказал: яки ни един от мужей тех званых вкусит Моея вечери ( Лк.14:24 ). Не напрасно же нам сказано: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо какая польза человеку, если он и весь мир приобретет, а душу свою отвратит от Бога? – что должно непременно случиться с приобретением благ мира сего; так как двум господам никто не может служить: или одного будет любить, а другого ненавидеть; одному усердствовать, о другом же нерадеть ( Мф.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

11 . Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, 12 . Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, 13 . Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? 14 . Как стадо сходит в долину, – Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя. Мы останавливаемся на первом отделе молитвы, которая продолжается и в гл. 64-й. Здесь мы укажем, что всю эту молитву можно разделить на четыре отдела: первый, который заключает в себе с 7 по 14 стихи 63-й главы; второй, начинающийся с стиха 15 до конца главы; третий с 1-го стиха главы 64-й до 7-го стиха включительно; и четвертый с 8-го по 12 последний стих главы 64-й. В первом отделе заключается краткое воспоминание о милостях Божиих народу, выведенному из Египта, о вожде Моисее, и грустное сознание, что ныне отступил Господь от народа. Он заканчивается мыслию, что Господь вел их к покою, чтобы прославить имя Свое. Во втором отделе пророк умоляет Господа не оставить народ Свой, хотя предки его Авраам и Иаков не могли бы признать своими своих потомков, ибо Господь за грехи их попустил их соделаться таковыми, как бы Он никогда не царствовал над ними. В третьем отделе (XLIV, 1–7) пророк в страхе пред гневом Божиим, боится, что Господь оставил Израиля погибнуть в беззакониях его. В четвертом отделе (XLIV, 8–12) он умоляет Господа не гневаться на Свое создание, на народ Свой, повергая пред Господом скорбь свою об опустошениях земли обетованной и Иерусалима и самого храма. Рассматривая ближе первый отдел, мы остановим свое внимание на следующем: в стихе 8-м наст. главы пророк указывает, что Господь отделил народ этот от других народов, и назвал его детьми Своими, потому что ожидал, что „они не солгут“. (Ср. Ис. 5:2 : „ожидал, что он принесет добрые грозды“). В ст. 9-м по поводу выражения: „Ангел лица Его спасал их“ ср. в 3 т. Св. Летописи примеч. на Исх. 3и Исх. 33:1–4,12–14 (ср. Исх. 14пр.). „Ангел лица Господня“ есть Сам Господь и Он шел перед Израилем, между тем как другие народы поручены сотворенным Ангелам. В кн. Исх. 33:2–3 именно указано, что Господь в наказание Израилю угрожал, что Сам не пойдет перед ним, а предоставит Ангелу сотворенному довести их до земли обетованной. По поводу выражения: „носил их Господь“ ср. то же выражение во Втор. 32:10–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010