утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 19, 20 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы Особенности этого варианта связаны с тем, что в храмовый праздник кафисмы на вечернях не отменяются (см. 34-ю и 35-ю храмовые главы). Потому здесь можно, опираясь на обычное расписание для 5-й седмицы, просто «сдвинуть» его с учётом сокращения кафисм во вторник. При этом кафисма на 1-м часе в понедельник отменяется (необходимости в её компенсационном добавлении нет), а 18-я кафисма будет прочитана 2 раза. В итоге от стандартного расписания для 5-й седмицы данный вариант будет иметь отличия в интервале от утрени вторника до 1-го часа в четверг. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 18, 19 четверг пятница 13, 14, 15 суббота В заключение обратим особое внимание, что первый и второй варианты расписания кафисм являются универсальными, актуальными для всех приходов (ибо Благовещение празднуют везде), тогда как третий вариант будет индивидуальным для того храма, в котором совершают престольный праздник; в других храмах (т. е. в подавляющем большинстве приходов) будут руководствоваться обычной схемой чтения кафисм для 5-й седмицы Великого поста. Раздел VI. Психология Христианский взгляд на эмоции Священник Алексий Талалаев, V курс СПДС В святоотеческой литературе эмоциональным явлениям уделяется большое внимание. Хотя сам этот термин здесь не употребляется, однако нетрудно заметить, что эквивалентом эмоциональных явлений выступает раздражительная часть души, средоточием которой является сердце. Характеристика раздражительной части души, даваемая в святоотеческой литературе, во многом совпадает с характеристикой эмоциональных явлений, даваемой светской психологией, но есть и важные различия, анализ которых имеет существенное значение для понимания механизмов регуляции эмоций. Рассмотрим характеристику эмоциональной сферы человека, содержащуюся в трудах святителя Феофана Затворника , который опирался на опыт своих предшественников и во многом развил его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 ср. 1Тим.5:17–19 и 1Кор.9:9 ); древний обычай деверского брака (ср. Быт.38:8 ) должно соблюдать, как закон, и отказывающегося восстановить имя брата своего во Израиле должно наказывать бесчестием (ст. 5–10), а женщину, покусившуюся лишить какого-либо мужа способности к деторождению, нужно наказать отсчением руки ее (ст. 11 и 12); в торговле, при покупке и продаже, не должно употреблять фальшивых гирь и фальшивых мер, – такая неправда – мерзость в очах Божиих (ст. 13–16). Таже справедливость и закон (см. Исх.17:14–16 ) требуют, чтобы Израильтяне помнили бесчеловечное и преступное нападение Амаликитян на Евреев в пустыне и в свое время изгладили память этого разбойнического племени из поднебесной (ст. 17–19). В заключение этой своей речи Моисей, повторяя закон о принесении Богу начатков всех плодов земли обетованной и об отделении второй десятины этих плодов в третий год в пользу левитов и бедных, заповедует верующим возносить при этом благодарственные молитвы Господу при жертвеннике (гл.26:1–15) и обращается к слушателям с увещанием исполнять все изложенные постановления и законы, как и обещался народ, чтобы Господь «поставил Израиля выше всех народов в чести, славе и великолепии» (ст. 16–19). 3. Вторая речь Моисея имела по своему содержанию значение повторения закона, а третия (гл. XXVII–XXX) – возобновления завета синайского. В последнем случае, в возобновлении завета, участвуют и старейшины (27:1 ср. Чис.11:16 и 17) и жрецы – Левиты (27:9); Моисей говорит, как законодатель, а старейшины и священники помогают сообщать и разъяснять смысл сказанного всему народу. – Завещавая исполнять заповеди, Моисей повелевает по переходе чрез Иордан сложить на горе Гевал из больших камней памятник, обелить его известью и начертать на нем «все слова закона сего»; на той же горе устроить жертвенник из неотесанных камней для принесения жертв и учредить от мирных жертв празднественный пир (гл.27:1–8). Эти обряды и заповедуемое теперь имеют значение вступления Израиля в завет с Господом с обещанием исполнять Его заповеди; посему Моисей устанавливает обряд благословенна и проклятий: на горе Гаризине должны стать для благословенна шесть колен: Симеоново, Левиино, Иудово, Иссахарово, Иосифово и Вениаминово, а на горе Гевал для проклятий остальный шесть колен: Рувимово, Гадово, Асирово, Завулоново, Даново и Неффалимово; собственно провозглашать проклятия будут левиты, а народ на каждую клятву отвечать: «аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Диалог начинается речью Иова, в которой он проклинает день своего рождения. Он не видит смысла в своей жизни (3:11–15), так же, как и жизни всех, кто страдает и несчастен (3:20–23). В ответ на эти жалобы Иова первым начал говорить Елифаз из Фемана как старший из друзей (глл. 4–5), затем говорил Вилдад из Савхеи (гл. 8) и, наконец, Софар из Наама (гл. 11). На речь каждого из друзей Иов отвечал отдельно (глл. 6–7; 9–19; 12 и 14). Далее в таком же порядке последовал второй ряд речей (глл. 15–21), а потом третий (глл. 23–31) с тем различием, что в третьем круге Софар не произносил речи, а Иов после краткого ответа Вилдаду произнес сильную речь, обращенную ко всем друзьям. Друзья Иова – Елифаз, Вилдад и Софар – в своих речах защищали то общее традиционное воззрение, что здесь, но земле, грешные люди всегда наказываются Богом, а праведные благоденствуют, что земная жизнь, таким образом, представляет собой полное соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним положением (счастьем). Они утверждали, что это – неизменно существующий порядок на земле, который основывается на понятии о Боге как Существе правосудном, всемогущем, всесвятом, Творце мира и других Его бесконечных свойствах. Доказывая эту общую мысль различными способами (например, свидетельствами опыта, истории, предков и т.п.), они применяют ее к Иову и обвиняют его в грехах, за которые он будто бы и наказан Богом так тяжело. В частности, друзья обвиняли Иова и в тайных грехах (в первой речи Софара), в великой гордыни (во второй речи Елифаза), в неверии, в нравственных преступлениях против ближних – в жестокосердии и притеснениях (особенно в последней речи Елифаза). Но при общем идейном сходстве речи каждого из друзей имеют свои особенности. Первый цикл речей (4–14 глл.). Речь Елифаза (4–5 глл.). Тема этой речи – доверие к Богу в смирении, в самоосуждении и самообуздании. Елифаз – старший из друзей, человек очень умный, ученый и имеющий жизненный опыт. Он отвечает на вопросы Иова не прямо, а косвенно, что психологически очень верно. Ответ Елифаза дается в стиле традиционного учения о путях Божиих: Бог дает в этой жизни воздаяние Своим праведникам. «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» (4:7). Если Иов праведен, то он не должен унывать, но должен надеяться, как все праведные, на благополучный исход страданий. В качестве аргумента Елифаз приводит пример, что он получил откровение об этом в особом видении (4:12–21). Его выводы: Иов не должен упорствовать против Бога, чтобы не быть виновником своих несчастий: пусть Иов обратится к Богу, Который избавит его; Бог наказывает людей, чтобы их исправить и восстановить. «Блажен человек, которого вразумляет Бог , и потому наказания Вседержителева не отвергай» (5:17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

По учению Библии, видимый мир сотворен Богом. «Вначале сотворил Бог небо и землю, земля же была невидима и неустроенна, и тьма над поверхностью бездны, и Дух Божий носился над поверхностью воды», – вот первые слова, которыми начинается Библия. Из созданной вначале хаотической массы, которая называется в приведенных словах книги Бытия «бездной», Премудрый и Благий Творец образовал, по свидетельству Откровения, тот видимый мир, который и до настоящего времени служит предметом созерцания и местом обитания венца мирового творения – человека. Творение и устройство мира произошло, по свидетельству Библии, в продолжении шести творческих актов, которые называются в книге Бытия днями, причем каждый творческий акт сопровождался появлением в мире нового рода жизни; так, в первый день Бог сотворил свет (4–6), во второй – твердь или видимое небо (6–9), в третий – отделил воду от земли и повелел земле произрастить растения (9–14), в четвертый – светила небесные (14–20), в пятый – пресмыкающихся, рыб и птиц (20–24), в шестой – животных и зверей и, наконец, царя всех тварей – человека (24–31). Творец с любовию обозревает и каждый отдельный род жизни вселенной и всё сотворённое вместе, и своим любвеобильным одобрением «добро, добро зело» подтверждает действительность совершенства тварей и благословляет их на продолжение жизни в том совершенном виде, какой дан известному роду жизни Премудрой волей Творца. Читая эту историю миротворения, невольно поражаешься, как самим величием творения, так и той идеей, которая премудро воплотилась в самом творении. Одним Своим властным словом Творец призывает к бытию самые разнообразные виды и роды жизни, но Всемогущий Творец, Который одним Своим всесильным словом мог создать всю вселенную в одно мгновенье, творит вселенную постепенно, так что творение предшествующего обусловливает возможность жизни последующего. Всемогущий Мироздатель в первые два творческих акта творит свет и воздух, – две стихии, без существования которых невозможна никакая жизнь; появлению органического мира предшествует образование земли, как места его обитания, и появление различных родов жизни неорганического мира, как средства существования и продолжения бытия органического. В самом животном царстве сначала являются низшие, более простые организмы, пресмыкающиеся и водяные животные, затем более развитые и сложные – птицы и четвероногие, наконец, создаётся человек, как венец и завершение земного творения. Этою постепенностью творения Премудрый Творец вложил в Своё творение идею взаимной гармонической зависимости одного вида твари от другого, идею любви и общего единения всего земного около разумного центра – человека. Мысленно созерцая величие Творца и совершенство творения, Псалмопевец восторженно восклицал: «Дивны дела Твоя, Господи, все сотворил Ты премудро» ( Пс.103:24 ). 6. Попытки небиблейского решения вопроса о происхождении мира

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

b) Второй раздел (2:4-3:8) содержит серию угроз иностранным государствам, кульминация которых – новое обвинение в адрес Иуды. Схема подобна той, что в Ам 1-2. Первый обвиняемый народ – филистимляне (2:4-7), за ними следуют Моав и Аммон (8-11), Эфиопия (12) и Ассирия (13-15). Наказание всех этих стран должно было бы служить обращению Иуды. Однако, народ, прежде всего гражданские и религиозные власти, не усваивают исторические уроки, превращают Иерусалим в «город нечистый и оскверненный, притеснитель» (3:1-7). В заключительном стихе раздела (3:8) вновь звучит тема обвинения всей земли. Аутентичность этих пророчеств – тема, весьма дебатируемая. 2:7, кажется, относит к пророчеству против филистимлян обетование, данное Иуде. Хотя Джордж защищает аутентичность этого стиха, предпочтительней считать его послепленной глоссой. Текст 2:8-11 отражает, как думает большинство авторов, действия Моава и Аммона во время падения Иерусалима в 586 г. Возможно, это тоже вставка; однако, здесь лучше проявить осторожность: быть может, текст говорит о более ранних событиях. Отношения Иудеи с этими странами на протяжении VII века известны плохо. Безусловно, следует считать позднейшей вставкой 9b, где содержится обещание, похожее на то, что в 7-м и 10-м стихах, которое почти буквально повторяется в 8-м стихе. Странной выглядит идея об обращении язычников, содержащаяся в 11-м стихе, однако, если принимать во внимание, что текст 3:9-10 принадлежит Софонии, невозможно, опираясь лишь на содержание, отвергать принадлежность ему и 2:11. с) Третий раздел (3:9-20) предполагает, что суд Божий уже свершился и наступает эпоха спасения. Подобно тому, как наказание с самого начала является всеобщим (1:2 и дал.), спасение также простирается на все народы (3:9-10). Наибольшим его бенефициантом, однако, является Иуда. Его положение изменится полностью. Идолопоклонники, беззаконники и гордецы (ср. 1:4-6,8-13; 3:2-4) уступят место «народу смиренному и простому», очищенному Богом (11-13). Тираны оставят свое место Господу, «Царю Израиля» (14-18а), а переселенные и рассеянные возвратятся в страну, собранные Богом (18b-20).

http://bogoslov.ru/article/4616424

I. Предварительные замечания Ученые теологи-протестанты развивают в настоящее время усиленную деятельность, направляя ее на изучение священных писаний Ветхого Завета и на расследование, с помощью этих писаний, вопросов касательно истории избранного народа, его религии, его знаменитых мужей и т. д. Но многочисленные журнальные статьи, отдельные брошюры и книги, в которых выражается названная деятельность, не могут содействовать ни основательному ознакомлению с историей священной ветхозаветной литературы, ни правильному пониманию содержания этой литературы. Ибо результаты, к которым приходят авторы упомянутых статей, брошюр и книг, или крайне отрицательные, или же совершенно произвольные, фантастические. Так, рассуждая о подлинности ветхозаветных писаний, не только отрицают, напр., происхождение Пятикнижия от Моисея, но и усиливаются доказать, что Пятикнижие, состоит из частей, принадлежащих многочисленным писателям, и что эти составные части до соединения и по соединении подвергались пересмотру и переработке многих редакторов. При этом представители современной критики пытаются разделить Пятикнижие на его первоначальные, некогда самостоятельные (будто бы) части и в своем критическом анализе доходят до того, что не только отдельные главы, но и некоторые отдельные стихи приписывают двум-трем отдельным писателям и редакторам и сообразно с этим расчленяют их; так, между прочим, кёнигсбергский профессор-теолог Корнилль первую половину 4 стиха 2 гл. книги Бытия усвояет одному писателю («вот происхождение неба и земли, при сотворении их»), вторую же половину – другому; 9 ст. 14 гл. книги Исход, по утверждению названного критика, принадлежит трем различным писателям 1 , и т. п. Далее, в книге пр. Исаии этому пророку издавна усвояется критикой только первая часть (главы 1–39), со значительными, впрочем, исключениями; автором последней части (40–66) признается неизвестный пророк, так называемый второй Исаия (Deuterojesaja). А в последние годы критики начали усиленно доказывать, что некоторые отделы во второй части пророческой книги должны быть признаны произведением иного – третьего – неизвестного писателя, которого и обозначают названием «третий Исаия» (Tritojesaja) 2 , и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм. 78. Схема Литургии оглашенных Литургия оглашенных заключает в себе следующие части: 1. Начинательные возгласы диакона и священника. 2. Великая ектения. 3. Пс. 1 -й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) или первый антифон. 4. Малая ектения. 5. Второй изобразительный псалом (145) – «Хвали, душе моя, Господа» или второй антифон. 6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий». 7. Малая ектения. 8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон). 9. Малый вход с Евангелием. 10. Пение «Приидите Поклонимся». 11. Пение тропаря и кондака. 12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя». 13. Пение «Трисвятого». 14. Пение «прокимна». 15. Чтение Апостола. 16. Чтение Евангелия. 17. Сугубая ектения. 18. Молитва за Государя Императора. 19. Ектения об оглашенных. 20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм. 79. Символическое значение Литургии оглашенных Произносимые тайно священником слова перед начальным возгласом Литургии: «Слава в вышних Богу» обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. – Начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа»… выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. – Мирная ектения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи, и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. – Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в В. Зав. и в том числе – ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, на предчувствуемое праотцами и пророками. – Праздничные антифоны и гимн: «Единородный Сыне» – напоминают о главнейшем благодеянии Бога: послании на землю Единородного Сына Своего. – Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно-христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Arhiva La Voronej va avea loc conferina interregional dedicat slujirii sociale bisericeti 10 iunie 2016 14:34 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 13-15 июня 2016 года в Воронеже состоится VII межрегиональная конференция по церковному социальному служению. Представители епархий Центрального федерального округа посетят церковные социальные учреждения Воронежа и обсудят актуальные проблемы в сфере служения ближним и благотворительности. Ранее подобные конференции проводились в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Хабаровске, Пятигорске и Кемерово. Руководители и сотрудники церковных социальных проектов смогут обменяться опытом, познакомиться с актуальными методами и формами социальной работы, примут участие в мастер-классах по привлечению средств и социальному проектированию, семинарах по развитию добровольческого движения, помощи инвалидам, многодетным семьям, бездомным и наркозависимым. В понедельник, 13 июня, в первый день работы конференции, участники посетят ряд церковных социальных объектов Воронежской епархии: Во второй день конференции участникам предстоит работа по секциям. В третий день, 15 июня, в 9:00 все гости конференции примут участие в Божественной Литургии, которая пройдет в Благовещенском кафедральном соборе. В 14.00 в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоится итоговое пленарное заседание, которое проведут митрополит Воронежский и Лискинский Сергий и викарий Святейшего Патриарха, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Организаторы конференции — Воронежская митрополия и Синодальный отдел по церковной благотворительности. Сегодня в России действуют более 3,5 тысяч церковных социальных учреждений, в том числе более 70 центров реабилитации наркозависимых, 29 кризисных центров для женщин, 76 церковных приютов для бездомных, более 40 приютов для пожилых. Более 1500 церковных социальных проектов работают в Центральном федеральном округе. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2010 года межрегиональные конференции по церковному социальному служению проходят ежегодно в разных федеральных округах России. С подробной программой VII межрегиональной конференции по церковному социальному служению можно ознакомиться на сайте конференции . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4535699...

23.Х.1941. Вблизи госпиталя в районе биржи разорвалась бомба большой силы. Выбито 16 окон. Все окна срочно заделаны фанерой. 07.XII.1941. В 16:00 при воздушном налете против госпиталя на расстоянии 100 м сброшена фугасная бомба замедленного действия. Больные, расположенные в 1-м и 2-м этажах фасада, переведены в противоположную от места падения бомбы сторону. 12.XII.1941 в 14:00 при разрядке обезвреживания бомба взорвалась. В здании госпиталя в фасаде, выходящем на линию Менделеева, выбито 215 окон. Пострадавшие из личного состава – 7 человек раненых из команды, обезвреживавшей бомбу, – были доставлены в госпиталь, где им была оказана помощь» . Отметим, что из команды обезвреживания погибло несколько человек. Отметим также, что во время воздушных тревог больных эвакуировали со второго и третьего этажа в бомбоубежище, и делали это столь оперативно, что при бомбежках и артобстрелах за все время блокады пострадало ранеными всего 4 человека, причем из личного состава. Это произошло 21 декабря 1941 года: «В 14:00 госпиталь подвергся артобстрелу. Попало 3 снаряда – один непосредственно в здание госпиталя (3-й этаж, комната начальника пожарной охраны). Комната разбита. Второй снаряд разорвался около помещения приемного покоя (в полутора метрах). Третий снаряд попал в стену соседнего здания. В результате обстрела 4 человека из личного состава получили контузию и одно легкое ранение. Выбито свыше 300 окон. Пострадавшим оказана немедленная помощь. Срочно заделаны 300 оконных проемов» . Персонал госпиталя 1012 страдал от болезней, точнее – от болезни, называемой голод, свидетельством чего являются докладные записки: «Начальнику медчасти В.Ч. 1012. Копия замначальнику. Рапорт. Доношу, что в 9-м отделении по болезни отсутствовали с работы 2 медсестры и 5 санитаров, вследствие чего создались тяжелые условия работы отделения. В частности не работает бригада по проверке на педикулез. Людей нет. 13.12.1941» . «Начальнику 7-го хирургического отделения от старшей сестры отделения. Рапорт.

http://pravoslavie.ru/121075.html

Второй экземпляр этой грамоты 1613 г., ныне входящий в состав Оружейной Палаты, длиннее первого на ¾ аршина (имеет в длину 6 аршин 9 вершков при той же почти ширине, – около 12 вершков) и состоит из 9 больших листов той же александрийской бумаги 13 . Он писан подобными первому чернилами и также имеет на первом листе впереди и по обоим бокам текста заставки, сделанные одним золотом; также, как и в первом, золотом писано в начале грамоты «Богословие», а местами в тексте её целые слова и буквы. Этот экземпляр грамоты писан не тем почерком, что первый, и не везде даже, не во всей грамоте, он одинаков; а третий лист, как уже сказано, писан другим (на нём находится текст со слов: «которые в то время были на Москве слыша такое Жигимонта короля, за его королевскою рукою, писмо» и кончая словами: «ни страха Божия боящеся, ни страшного Христова при»…, см. ниже стр. 36, прим. 2; стр. 38, прим. 8). Подписи также только на обороте и сделаны разными чернилами. Печатей у этого экземпляра не сохранилось ни одной; висят только шнуры, как и в первом экземпляре разноцветные и продетые чрез бумагу и зубчатые вырезки. Вообще этот экземпляр сохранился весьма плохо, вероятно, главным образом вследствие московского пожара 1626 г., во время которого он значительно пострадал. Составленная после этого пожара опись документов Посольского приказа говорит, что «печати властелинские все растопилися и грамота сверху подралася и поплела, на низу на последнем листу и слов не знать, только цела»; такими же словами грамота описывалась и в XVII веке, и в XVIII: «у нее печати все растопились и конец поплел». В начале XIX в. существовали ещё, хотя и в поврежденном виде, три архиепископские печати, рисунок коих помещён в I томе Собрания Государственных Грамот и Договоров, так как грамота 1613 г. напечатана здесь по этому второму экземпляру; но в настоящее время нет и этих остатков печатей. Ввиду плохой сохранности грамоты она несколько раз подклеивалась и в последний раз в 1876 г., когда вместо толстой бумаги, закрывавшей подписи, грамота наклеена была на марлю; но несмотря на такую замену всё-таки многие подписи прочитать здесь сейчас невозможно. Кроме того, при последней подклейке грамоты, отдельные части и куски её, на которые грамота распадалась вследствие чрезвычайной ветхости (главным образом 1-го листа), были не вполне правильно подогнаны друг к другу и вследствие этого получились неверные строки: одна часть строки помещена выше, а её продолжение ниже 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010