День третий И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша и да произрастит земля землей траву, сеющую семя.... и дерево плодовитое.... (Ст. 9–13). Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых, творческих словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водовместилища – реки, озера и моря. Во-вторых, планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями. 87 В-третьих, и на самой суше «предметом творческого делания была не только поверхность суши с горами, долинами и проч., горами, долинами и проч., но и в самых недрах ее – разные слои земли, металлы, минералы и проч. 88 В-четвертых, особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений. Наконец, должно полагать, что в третий же день мира и прочие темные и хаотические массы небесных тел получили окончательное устройство, сообразное своим целям, хотя бытописатель и говорит только об одной земле. Полагать сие надо на том основании, что во второй и четвертый дни Господь действует во всем мироздании, и значит – быть не может, чтобы целый третий день посвящен был одной только земле, которая есть ничтожная песчинка в целом составе мироздании 89 . День четвертый И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... (Ст. 14–19). Как нужно представлять происхождение светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила небесные существовали уже и до четвертого дня: они-то и были та вода над твердью, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй день творения. В четвертый же день некоторые из этих тел были так устроены, что первосозданный свет сосредоточился в них в высшей степени, и стал напряженнейшим образом действовать всегда и вдруг на всей их поверхности, – это самосветящиеся тела, или светила в собственном смысле, каково, напр., солнце и неподвижные звезды. Другие же из темных шарообразных тел так и остались темными, но приспособлены Создателем к отражению полившегося на них света от других светил, – это светила в несобственном смысле, или так называемые планеты, блестящие заимстнованным светом, напр., луна, юпитер, сатурн и прочие планеты 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(ж) Древние Евреи означали месяцы по порядку их: первый ( Исх.12:2 ), второй ( Быт.7:11 ), третий ( Есф.8:3 ) и т. д. Впоследствии Иудеи приняли названия месяцев Халдеев и Персов. Так как месяцы Иудеев были лунные, а не солнечные, то они не вполне соответствуют нашим, но относятся частью к одному нашему месяцу, частью к другому. Иудеи имели два года: священный и гражданский. Месяцы их: 1) Нисан ( Есф.3:7 ). Первый месяц священного года и седьмой гражданского; соответствует частью нашему марту, частью апрелю. Нисан имя сиро-халдейское и означает месяц цветов; у Евреев он назывался Авив, что означает месяц колосьев ( Исх.13:4 ). Этот месяц установлен первым при выходе Евреев из Египта ( Исх.12:2 ). В 14-й день Нисана Евреи праздновали Пасху. Нисан имел 30 дней. 2) Зиф ( 3Цар.6:1 ), второй свящ. и восьмой граждан. года; соответствует частью апрелю и частью маю; он имел 29 дней. 3) Сиван ( Есф.8:9 ), третий свящ. и девятый гражд. года; соответствует частью маю, частью июню; он имел 30 дней. В этом месяце у Евреев совершался праздник Пятидесятницы. 4) Фаммуз , четвертый свящ. и десятый граждан. года; соответствует частью июню, частью июлю. В 17-й день этого месяца у Иудеев был пост в воспоминание завоевания Иерусалима ( Зах.8:19 ). Фаммуз имел 29 дней. 5) Ав , пятый свящ. и одиннадцатый граждан. года; соответствует частью июлю, частью августу. В 9-й день этого месяца у Иудеев был пост в воспоминание разрушения храма ( Зах.7:5; 8:19 ). Ав имел 30 дней. 6) Елул , шестой свящ. и двенадцатый граждан. года; соответствует частью августу, частью сентябрю ( Неем.6:15 ). Он имел 29 дней. 7) Афаним или Тисри ( 3Цар.8:2 ), седьмой свящ. и первый граждан. года; соответствует частью сентябрю, частью октябрю; он имел 30 дней. В 1-й день этого месяца был праздник труб ( Лев.23:24 ); в 10-й – день очищения; в 15-й – праздник кущей. 8) Бул ( 3Цар.6:38 ) или Мархесван , восьмой свящ. и второй гражданского года; соответствует частью октябрю, частью ноябрю; он имел 29 дней. 9) Кислев или Хаслев ( Зах.7:1 ; Неем.1:1 ), девятый свящ. и третий граждан. года; соответствует частью ноябрю, частью декабрю; он имел 30 дней. В 25-й день этого месяца был праздник очищения храма при Маккавеях ( 1Мак.4:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Характерные особенности и темы Повествование состоит из трех циклов (1,3 3,8; 3,9 6,7; 6,8 12,7), каждый из которых начинается словами: «Что пользы ...». Структура книги образуется сложной группировкой тем, рефренов и фраз. Слова создают смысловые конструкции, используемые в различных значениях, с целью побудить читателя к размышлению над идеями книги. Наряду с повторением мотивов и слов Соломон попарно объединяет темы труда и мудрости. Его первый цикл содержит три парных раздела (1,12–15 и 1,16–18; 2,1–11 и 2,12–17; 2,18–26 и 3,1–8), подводящих к заключению, что смерть делает бессмысленными и человеческий труд на земле, и мудрость. Темы труда и мудрости последовательно проходят через второй и третий циклы книги. Во втором цикле (3,9 6,7) автор развивает тему недолговечности и относительности человеческих трудов, противопоставляя им вечное и абсолютное дело Божие и советуя наслаждаться благами, даруемыми Богом в этой жизни, несмотря на гнет жизненных обстоятельств. В третьем цикле (6,8 12,7) человеческой мудрости противопоставлено совершенство путей Божиих. Автор дает совет принимать с радостью все доброе, что есть в жизни, и упорно трудиться, даже если усилия человека и его праведность не получают достойного вознаграждения. Соломон наставляет (9,7–10) народ Божий принимать жизнь с радостью, несмотря на ее тщетность, непрочность и все тяготы, и трудиться с полной отдачей. Этот реалистический подход к жизни есть дар Божий (3,13; 5,19) для тех, кто имеет страх перед Ним и выполняет Его повеления (5,1–7; 12,13.14). Екклесиаст учит, что человек обязан с радостью покоряться Богу, и Бог Сам помогает ему в этом. Екклесиаст размышляет о том, как люди должны жить (6,12) в мире, в котором по высшей воле благого Творца (3,11.14) и праведного Судии (3,17) «несчастья» случаются как с праведными (7,13.14), так и с нечестивыми вне зависимости от того, насколько они их заслуживают (8,14; 9,1). Если Божий приговор относительно праведности или греховности не всегда исполняется в течение земной жизни человека, то ему определенно назначено исполниться после смерти, когда свершится суд Божий (3,17; 9,11; 12,14). Екклесиаст говорит о жизни после смерти (9,10; 12,7), но телесное воскресение при этом не упоминается; воскресение Христа, которое гарантирует воскресение верующих в Него к вечной жизни ( 1Кор. 15 ) и воскресение осужденных на вечное проклятие, тогда еще не свершилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ответ: Быстроту своего чистейшего ума и свет ведения. В) Чего не имеют бесы? Ответ: Они не имеют света ведения. Вопрос 5. А) Открываются ли тайны Божии всем чинам ангелов? Ответ: Нет. Б) Может ли природа человеческого или ангельского ума восходить к созерцанию Бога без божественной благодати? Ответ: Нет, поскольку созерцание Бога совершается не по естеству, а по благодати. Вопрос 6. Имели ли святые ангелы благодать созерцания и видений до явления домостроительства Христа во плоти? Ответ: Нет, не имели. Как говорит божественный апостол, двери были отверсты Богом Словом после Его воплощения. Вопрос 7. А) Можем ли мы, люди, без посредства ангелов познавать тайны Божии? Ответ: Нет. Б) Почему? Ответ: Потому что человеческий ум не имеет такой силы, какую имеют высшие ангельские силы. Вопрос 8. А) Как называет умные природы божественное Писание? Ответ: Девятью духовными именами. Б) На сколько чинов оно их разделяет? Ответ. На три чина. Вопрос 9. Какие ангелы входят в первый чин? Ответ: 1) Великие, высочайшие и святейшие престолы. Имя престолы означает почитаемые (на них восседает и почивает Бог). 2)Многоочитые херувимы. Имя херувимы означает носящие (то есть богатые ведением и премудростью). 3)Шестикрылые серафимы. Слово серафим означает освящающие (то есть горячие и опаляющие). Вопрос 10. Какие ангелы входят во второй чин? Ответ: 1)  Господства, имеющие власть над всеми царствами. 2)  Силы, обладающие могучей силой. 3)  Власти, господствующие над народами и над каждым человеком. Вопрос 11. Какие ангелы входят в третий чин? Ответ: 1)    Начала, управляющие воздухом. 2)    Архангелы, неусыпные хранители. 3)    Ангелы, посылаемые на служение. Вопрос 12. Когда и как были созданы эти девять умных природ? Ответ: В первый день, в молчании и посредством одного слова «свет». Вопрос 13. Что было создано во второй и третий дни? Ответ: Во второй день была создана твердь небесная, а в третий день Бог сотворил чины морей и растения. Вопрос 14. Что было создано в четвертый день? Ответ: Разделение света, то есть солнце, луна и звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

7. Блудной страсти три вида: первый совершается чрез смешение одного пола с другим; второй производится без смешения с женщиною, за который от Господа был поражен Онан, сын Патриарха Иуды ( Быт. 38, 9. 10 ), и который в Писании называется нечистотою; третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Эти три вида бл. Апостол указал в след. стихе: «умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, похоть» и проч. ( Кол. 3, 5 ). 8. Сребролюбия три вида: в первом оно не дает отрекающемуся от мира обнажиться от всякого имущества; во втором оно заставляет того, кто все уже раздал бедным, снова приобретать такое же имущество; в третьем оно разжигает желание к приобретениям и того, кто ничего прежде не имел. 9. Три вида и гнева: первый тот, который пылает внутри; второй тот, который прорывается в слово и дело; третий тот, который горит долгое время, и называется злопамятством. 10. Печали два вида: первый – что посещает по прекращении гнева, или причиняется нанесенными убытками и потерями, и не исполнением желаний; второй происходит от опасений и страхов за свою участь, или от неразумных забот. 11. Уныния два вида: один ввергает в сон, – а другой гонит из кельи. 12. Тщеславие хотя многовидно, однако главных у него два вида: в первом превозносимся плотскими преимуществами и видимыми вещами; а во втором воспламеняемся желанием суетной славы из-за духовных предметов. 13. Гордости два вида: первый плотской, второй – духовный, который гибельнее первого. Он особенно искушает тех, которые преуспели в некоторых добродетелях. 14. Хотя эти восемь страстей искушают весь род человеческий; впрочем не на всех одинаковым образом нападают. Ибо в одном главное место занимает дух блуда; в другом преобладает гневливость; в ином властвует тщеславие; а в другом гордость господствует: так что хотя все страсти на всех нападают, но каждый из нас различным образом и порядком раболепствует им.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Землю делят на восемь поясов в соответствии с изменением [длины] дня. Первый пояс тянется от южной части Индии до населенных [берегов] Красного моря, а затем по побережью Африки до Геркулесовых столпов   . В период равноденствия в полдень восьмифутовый гномон отбрасывает там тень длиной в 4 фута. Самый длинный день там тянется 14 часов. Второй пояс идет от западной Индии через Мидию   , затем через Персию, Аравию, Сирию, Кипр, Крит, Лилибей   , касаясь северной Африки. В период равноденствия 35-футовая стрелка солнечных часов отбрасывает здесь тень длиной в 23 фута. Самый длинный день здесь 14,2 часа. Третий пояс начинается в Индии возле [горы] Имаус   , тянется через Каспийские ворота , Тавр   , Памфилию   , Родос, Киклады, Сиракузы, Катину    и Гадские острова , самый длинный день там — 14,5 часа да еще тридцатая часть одного часа. Четвертый пояс тянется от другого склона Имайских [гор] через Эфес, Кикладское море, северную Сицилию, восточную часть Нарбонской Галлии и побережье Африки на запад. Гномону в 21 фут соответствует тут 16-футовая тень. Самый длинный день — 14 часов и две трети. В пятый пояс входят от начала Каспийского моря Бактрия, Армения, Македония, Тарент, Тускское море , Балеарские острова и Средняя Испания. Семифутовый гномон здесь отбрасывает тень в 6 футов. Самый длинный день — 15 часов, Шестой пояс охватывает народы, [живущие у] Каспийского моря, Кавказ, Самофракию, Иллирию, Кампанию, Этрурию   ,   Массилию   , среднюю Терракону  в Испании и затем Лузитанию . Гномон — 9 футов, тень — 8. Самый длинный день 15 и1/9 часа. Седьмой пояс начинается от другого берега Каспийского моря, проходит по противоположной [морю] стороне Фракии, затем через Венецию, Кремону, Равенну, Трансальпийскую Галлию, Пиренеи и Кельтиберию . У гномона в 35 футов тень 34 фута. Самый продолжительный день — 15 и 2/3 часа. Восьмой идет от Танаиса    через озеро Меотиду , затем через Сарматию, Дакию и часть Германии, достигая Галлий. Самый длинный день здесь 16 часов, Кроме этих поясов древние называют еще два в самом начале: первый, проходящий через остров Мерое    и город Птолемаиду у Красного моря: самый длинный день там составляет 12,5 часов; второй [проходит] через Сиену в Египте, здесь 13-часовой день. Также и в конце они добавляли еще два: первый — через [страну] Гипербореев    и Британию, где самый долгий день 17 часов; второй — через Скифию, от Рифейских гор до [острова] Туле, где [самый длинный в году] день и [самая длинная] ночь тянутся одинаково [целые сутки].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Прочие же из ненадписанных псалмов, по высказанной нами выше причине, таковы в еврейской синагоге, а не в Церкви Божьей. Ибо при всех можно найти непременно какое либо надписание, которого не принимает еврей за слово благочестия, и которое не допускается ими по неверию. Таких псалмов (говоря вообще о числе их) двенадцать. Но чтобы и точнее изложить, что нужно сказать о них, укажем порядок последования каждого: именно, псалом тридцать второй и сорок второй, за ними семидесятый, потом третий по семидесятом, и после них девяностый, потом девяносто второй и следующие до шестого, далее девяносто осмый, и последний из ненадписанных: сто третий, – вот порядок псалмов, ненадписанных у евреев. Причины же, почему не приняли евреи сих надписаний, не полагаю иной, кроме сказанной. Лучше же сказать, наше о сем рассуждение, если немного и мимоходом обозрим некоторые из ненадписанных псалмов, послужит доказательством, что обвинение иудеев в неблагопризнательности подтверждается самым обозрением речений. Псалом повелевает возрадоваться о Пришедшем с небес на землю, говоря: «радуйтеся приведши о Господе» ( Пс.32, 1 ), потому что Он всем правит, все из несуществующего привел в бытие, все сохраняет в бытии, и Его повеление делается сущностью. Таков смысл Божественных слов: «яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» ( Пс.32,9 ). Он блаженным делает о имени Его утверждающийся народ, а народом называет Пророк нас, для которых надежда спасения – имя Христово, так как по имени Его называется всякий уверовавший; потому что «с небесе призре Господь» видеть «вся сыны человеческия: от готоваго жилища» ( Пс.32,13–14 ). А готовым жилищем наименовал присносущного Отца, Которому принадлежит вечное бытие, как ни от кого не происшедшему, но всегда готовому. И не почтем странным, что из оного готового жилища к сынам человеческим присоединяется Соделавшийся сыном человеческим, так как мы уверены, что Он есть «создавый на едине сердца их» ( Пс.32,15 ). Ибо, если естество человеческое – Его создание, что нового познаем из таинства? То, что Владыка естества «во Своя прииде», но евреи Его не «прияша» ( Иоан.1,11 ). Потому-то и нет у них надписания, как у того, кто не видит, нет солнца. Потому-то и мы плотское исполнение закона, которое Пророк называет «лживым конем», и всякое телесное разумение заповедей (это, может быть, значить слово «исполине»), признаем бесполезным для спасения, как и псалмопевец охуждает подобное сему, выражаясь загадочно: «ложь конь во спасение» ( Пс.32, 17 ), «и исполин не спасется множеством крепости своея» ( Пс.32,16 ). Но взирая на Избавляющего от смерти души наши небесною пищею, как говорит Пророк: «очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его, избавиши от смерти души их, и препитати я в гладе» ( Пс.32,18 )), говорим: «душа наша чает Господа» ( Пс.32,20 ), призревшего на нас с небеси, и: «буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» ( Пс.32,22 ). Посему-то еврей не принимает надписания псалма сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

9:13. Благословение жертвы. О благословении жертвы в Ветхом Завете нигде больше не говорится. Обычно благословение – это доброе пожелание, высказанное с упованием на его осуществление божеством. Поскольку прошения обычно сопровождались жертвоприношениями, возможно, благословение Самуила выражает надежду на то, что прошение будет удовлетворено. 9:21. Возражение Саула. На древнем Ближнем Востоке цари старались приписать своим предкам самые высокие заслуги, даже если таковых не имелось, чтобы этот недостаток не был использован какими-нибудь честолюбивыми претендентами как повод для их свержения. Царя, у которого не было знатных предков, могли заклеймить как самозванца. В Библии признание низкого происхождения встречается довольно часто, причем иногда такое признание делается с гордостью ( Ам. 7:14 ). Информацию о колене Вениамина см. в коммент. к 9:1. О клане Саула больше ничего неизвестно. 9:22. Комната. Жертвенное мясо, предназначавшееся для священников и других участников жертвоприношения, иногда полагалось съедать в священном месте (см.: Лев. 7:6 ). Поскольку трапеза была важной частью церемонии жертвоприношения, в святилищах предусматривались помещения для этой цели. Слово, использованное здесь для обозначения этого помещения, используется в других местах применительно к различным комнатам, связанным со святилищем в храмовом комплексе. Археологи часто находят вспомогательные помещения, связанные с главным святилищем, но определить назначение этих комнат удается далеко не всегда. 9:23,24. Отборное мясо. Плечо считалось одной из лучших частей мяса и обычно предназначалось священнику, совершавшему жертвоприношение ( Лев. 7:32,34 ). Здесь Самуил предлагает его почетному гостю. 9:25,26. Кровля. Хотя наличие лестниц и опорных столбов (помимо прочих признаков) указывает на то, что во многих домах имелся второй (или даже третий) этаж, археологам не удается обнаружить в сохранившихся руинах ничего, кроме поэтажных планов жилых домов. Помещения на кровле были излюбленным местом времяпрепровождения и отдыха, так как они лучше проветривались. 10:1–27 Помазание Саула на царство

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Отдел второй, гл. 7:1–22: В противоположность изображенной в предыдущем отделе глупости, выражающейся в неудержимом стремлении к богатству, описывается положительными чертами истинная мудрость житейская, при помощи которой человек может достигнуть прочного счастья. Отдел третий, гл. 7:23–8:15: Хотя эта мудрость с трудом достигается, но мудро поступает тот, кто не поддается греху и соблазну, избегает всего худого, при насильственном управлении властей и наблюдении несообразностей нравственных заслуг человека с их судьбою не возмущается, но спокойно ожидает суда, в той уверенности, что только «людям, боящимся Бога, будет хорошо, а беззаконнику добра не будет». При таком мудром поведении беззаботное наслаждение жизнью есть самое лучшее и благородное в человеческой жизни из того, что даровал Бог человеку доброго и прекрасного. Строф в этой речи 8. В первом отделе только две, и они различаются по изменяющемуся содержанию: а) 6:1–6; b) 6:7–12. Первая строфа может быть разделена на две полу строфы; ст. 1 и 2 содержат положение, ст. 3–6 – развитие его. Ясно разделение на две равномерные части и второй строфы; ст. 7–9 указывают одно основание суетности и ничтожества земных сокровищ, ст. 10–12 – другое. Во втором отделе три строфы; мы узнаем их по внутренним признакам содержания: а) 7:1–7; b) 7:8–14; c) 7:15–22. Первая и вторая строфы могут быть разделены каждая на две части: части первой – ст. 1–4 и 5–7; части второй – ст. 8–10 и 11–14. Весьма ясно разделение на две полу строфы и третьей строфы. В первой, гл. 7:15–18, признавая несоразмерность участи людей с их заслугами, Екклесиаст предостерегает от вреда, который человек приготовляет себе своею неумеренностью в своих действиях, и указывает на средний путь, как самый лучший в направлении жизненной деятельности; во второй, ст. 19–22, рекомендуется мудрое поведение, особенно при оскорблениях со стороны невежественных людей. И в третьем отделе три строфы, довольно заметные по своим внешним переходам: а) 7:23–29; b) 8:1–8; с) 8:9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

«И напита тя манною, еяже ты не уведел еси, ни отцы твои». Манной называет здесь Плоть Господа нашего. «Ризы твоя не обетшаша на тебе» ( Втор.8:3–4 ). Ризы изображают нам дары Святаго Духа, подаваемые в Крещении. «Господь... Бог твой введет тя в землю благую... в землю в нейже камение железно», – это земля Маргас. «И от гор ея ископаеши медь», – то есть из гор земли Палестинской, изобилующих железом и медью ( Втор.8:7, 9 ). Глава 9 «Восходящу мне на гору... пребых в горе четыредесять дний и четыредесять нощей: хлеба не ядох и воды не пих» ( Втор.9:9 ). Моисей постился три четыредесятницы; в первый раз, когда принял закон; во второй, – когда молился за народ; в третий, – когда молился за Аарона. Ибо в еврейском тексте слово: «молился» равнозначно слову: «постился». Глава 12 " Вонмите крепце, еже не ясти крове: кровь бо есть душа» ( Втор.12:23 ), то есть не дерзай исследовать естество Божие, Которое есть свет, и душа, и жизнь всех разумных существ. Глава 13 «Аще же востанет в вас пророк, или видяй соние... искушая искушает тя Господь... еже уведети, аще любите Его» ( Втор.13:1, 3 ). Если искушает тебя или пророком, который изрекает слово, или даже пророком, который рукой своей творит знамение, то не внимай убеждениям его служить богам иным. Глава 14 «Да не нарезуетеся и не возложите плеши между очима вашими над мертвым» ( Втор.14:1 ). Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих. Плешью называет то состояние души, когда предается она страстям и умерщвляется смертными грехами. «Сия скоты ядите: телца... агнца... козла... еленя, и серну, и буйвола... и зубря» ( Втор.14:4–5 ) и прочих. Под этими животными подразумевает тех, которые самым делом исполняют то доброе, что задумали, у которых уста полны славословия Божия; поэтому и называют их отрыгающие жвание ( Втор.14:6 ); они совершенны в делании правды и любят правду, поэтому и называются раздвояющими копыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010