17 – 1 2 локтя. И «вот гав жертвенника» заключает пророк это описание; если придавать слову гав обычное его значение зад, «задняя сторона» (рус. пер.), то выражение будет непонятно; посему Вульг. lussa (ров кругом жертвенника), а LXX, читая говаг и переводя: «и сия высота требника», относит выражение к след. стиху. Может быть, ко времени Иезекииля гав получило другое значение, напр., цоколя, фундамента, или выступа (здесь нижнего?). Иез.43:14 .  От основания, что в земле, до нижнего выступа два локтя, а шириною он в один локоть; от малого выступа до большого выступа четыре локтя, а ширина его – в один локоть. Жертвенник устроен был уступами и описанный хек (abcd-qpo), фундамент или желоб его был первым уступом его. Каждый следующий из 2-х уступов его был такой же ширины (т. е. также выдавался на один локоть bd, ef, gh), но вдвое выше предыдущего: хек был в 1 л. высотою (а, b), второй уступ в 2 л, (de), а третий в 4 л. (fg). Выражено это у пророка, как и все в этом таинственном видении, с некоторою своеобразностью. «От основания, что в земле», букв.: «от хек земли», т. е. от хек нижнего (может быть, в отличие от хек ст. 17; LXX свободно «от глубины (?, т. е. начала вдоления») «до нижнего выступа», т. е., очевидно, до места, откуда начинается нижний, 2-ой уступ жертвенника – «два локтя, а шириною (след. то была указана высота) он (нижний выступ) в один локоть» (ef). Евр. азара, переводимое здесь по контексту и по Вульг. (crepido – утес) «выступ», во 2Пар 4.9, 6.13 , как в Мишне и Таргуме, означает двор храма; по ассир езеру, ограничивать, езурту, граница, может означать обшивка, обкладка, рама (еще ст. 17, 20; Иез.45.19 ). От «азара малого», продолжает пророк свое описание таинственного жертвенника, называя малым тот же выступ («нижний») за его вдвое меньшую сравнительно с следующим высоту, до азара великого (рус.: «от малого выступа до большого выступа 4 локтя (fg) а ширина (след. то была указана высота) его в один локоть» (gh). Идея этих выступов могла быть та, что они охраняли святыню жертвы от приражения всего нечистого, главным образом, от тела священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк видит, как из морской бездны выходят четыре чудовищные существа, напоминающие изваяния в халдейских и персидских дворцах. Их неестественный облик, в котором смешаны черты разных животных, указывает на враждебность греха мировому Божиему порядку: первый зверь – Ассиро-Вавилонская держава; второй – Персидская; третий – Македонская; его четыре крыла означают четырех Диадохов, преемников Александра: Птолемея, Селевка, Филиппа, Антигона (см. бл. Иероним. Толк. на пр. Даниила); четвертое чудовище, не похожее на прочих, – монархия Селевкидов, которые владели лишь частью наследия Александра. Рога чудовища – цари этой династии. Пророк говорит «о нечестивом Антиохе потому, что он есть тот малый рог, который вытеснил три прежних рога» (свт. Иоанн Златоуст . Обозрение книг Ветхого Завета. Творения, т. VI, с.689). Этот образ царя-богохульника обрисован теми же чертами, как и Антихрист в Апокалипсисе Иоанна ( Откр. 13 ). Четыре империи предстают перед Судом Божиим. Бог явлен в видении в образе Старца, «Ветхого днями», что указывает на вечность Творца, пребывающего над быстротечным миром и историей. Хулитель сокрушен силой Божией, а хищные монархии оставлены «только на время и на срок» (7,9–12), до того дня, когда в облаке небесной Славы сойдет Победитель и положит им конец: Видел я в ночных видениях, Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, Дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И ЕМУ ДАНА ВЛАСТЬ, СЛАВА И ЦАРСТВО, ЧТОБЫ ВСЕ НАРОДЫ, ПЛЕМЕНА И ЯЗЫКИ СЛУЖИЛИ ЕМУ; Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, И Царство Его не разрушится. ( Дан. 7:13–14 ) Слова « Сын Человеческий » (арам. означают просто смертного. Но в данном пророчестве говорится не об обычном человеке. Это Существо, грядущее среди облаков Славы. Оно превосходит всех земнородных. В то же время Его человеческий облик указывает на отличие Его Царства от звериных империй. Ангел поясняет видение Даниилу: Сын Человеческий есть и «святые Всевышнего» (7,18) и Сам Мессия. В Нем соединились Небо и земля, Личность Искупителя и Его Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

И также если кто прикоснется к «схваченному диким зверем», будет нечист (ср. Лев.5:2 ). Что это за зверь? Лев или волк, который утащил что-то у человека или у животного? Я думаю, что зверь этот есть тот, кого Апостол Петр называет «противник ваш диавол», который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:8–9 ). И еще Апостол Павел говорит об этом: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» ( Деян.20:29 ). И если увидишь кого-то, схваченного этими дикими зверями, не следуй за ним, не трогай его, дабы не стать и тебе нечистым. Кроме того, есть и другие нечистые животные, трупов которых запрещено касаться. Нечистые животные суть люди вне Христа, в которых нет ни ума, ни сколько-нибудь благочестия. И если ты видишь их «трупы» (ср. Лев.5:2 ), то есть грехи, Законодатель говорит тебе: не бери их, не трогай их, не прикасайся к ним. Нечисты они, и от них нужно удаляться. Но избегать трогать людей или мертвые тела, которым, скорее, требуется благочестивое захоронение, есть иудейские и негодные басни (ср. Тит.1:14 ), «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ). Итак, первым был дан закон о нечистоте: если кто-то «станет свидетелем» чьей-то «клятвы» или прегрешения, «но не объявит» (ср. Лев.5:1 ) об этом, через это в каком-то смысле сделается нечист посредством соучастия во грехе. Второй закон запрещает прикасаться «к чему-либо нечистому или к трупу» (ср. Лев.5:2 ). 4 . Далее объявляется третий закон: «Если какая душа устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, овцу или козу» ( Лев.5:4–6 ) и прочее. Разумеется, если я поклянусь «устами своими» сделать что-нибудь доброе и не сделаю, то легко увидеть, что я виновен во грехе. Но если я поклянусь «сделать что-нибудь худое» и не сделаю, то трудно будет вменить мне это в грех. Ибо абсурдно принуждать меня, например, совершить то, что я пообещал беззаконно и безрассудно. Если я в гневе скажу, что убью человека, и не сделаю этого, то отнюдь не буду казаться ни лжецом , ни клятвопреступником. Поэтому давайте рассмотрим случай, когда если мы обещаем сотворить зло и не делаем этого, то согрешаем, а если делаем, то свободны от греха, чтобы истина учения могла твердо и разумно стоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие. Можно, в самом деле, думать, что в первый день потонула уже значительная часть людей, во второй еще более; точно также и в третий и в остальные дни. Вот почему Бог и назначил продолжаться потопу сорок дней и сорок ночей, чтобы отнять у них всякий повод к оправданию. Если бы Он восхотел и повелел, то мог бы потопить все в одно мгновение; но, так как Он внимал Своему человеколюбию, то и назначил такую продолжительность времени. Далее говорится: « в сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя, и жена Ноя, и три жены сынов его с ними, и все звери по роду, как повелел Бог Ною (Быт. 7:13–14). Когда, то есть, начался потоп по повелению Господню, Ной вошел в ковчег со своими сыновьями и женой, и с женами сыновей своих, вошли с ним и звери всех пород. « И затворил Господь Бог ковчег за ним » (Быт. 7:16). 4. Замечай и здесь снисхождение в слове. « Затворил Бог ковчег за ним », — чтобы показать нам, что Он поставил праведника в совершенной безопасности. « Затвори », и притом « извне », так, чтобы праведник не мог видеть, как все погибало, и от этого — чувствовать тем сильнейшую скорбь. Он уже скорбел и возмущался, когда только представлял в уме это страшное наводнение и воображал себе погибель рода человеческого, совокупное истребление всех животных, и людей, и скотов, и, так сказать, уничтожение самой земли. Пусть погибавшие были злые люди, но души праведников, обыкновенно, чувствуют сильную скорбь, когда видят людей в несчастье. Поэтому найдешь, что все праведники и пророки ходатайствовали за виновных, например, патриарх (Авраам) за содомлян (Быт. 18:25). А из пророков один, например, говорил: « о, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля » (Иезек. 9:8), а другой: « оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя » (Аввак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Разъяснение дано в книге Лев.23:15 «отсчитайте себе от первого дня после праздника (пасхи), в который приносите сноп потрясения, семь полных недель " … Здесь, таким образом, второй день пасхи ясно определяется началом счисления «семи седмиц», и начало для всех уже одно, строго определенное, независящее от раннего или позднего посева разных домохозяев. Затем, в той же 16 главе в 13 стихе не совсем понятное название праздника кущей употребляется без пояснений: «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и с точила твоего». Очевидно, как своеобразное и само по себе малопонятное название праздника, так и время его празднования предполагают подробные и всеми уже известные разъяснения, находящиеся в Лев.23:34–44 и Числ.29:15–39 . Такие же «пропуски» и «предварительные пояснения» заметны в 18 главе в законах о священниках и левитах (1–8 ст.). Например, во 2 стихе читаем: «удела ему (т.е. Левиину колену) не будет между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему». Своеобразное наименование Господа «уделом» Левиина колена и ссылка на бывшие слова Самого Господа получают свое объяснение лишь в предыдущих книгах: «и сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела. Я – часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ.18:20 ), при чем употребляются вполне тождественные технические термины: «часть и удел» – chelek и nachalah. То же сходство видно в законах 14 и 18 глав Второзакония и 6 и 7 глав книги Левит и 18 главы Чисел 49 . Очень характерен (например, во Второзаконии 18, 1) термин: они должны питаться «жертвами» (по – еврейски – собственно огнями). Этот термин ясно указывает на употребление огня при жертвоприношении, о чем говорится в соответствующих законах Лев.3:7;24:7,9 и др. Таких примеров масса. Точно также и третий – пророческий отдел Второзакония (28–33гл.) стоит в такой же теснейшей связи, как вывод и теократическое освящение всей предыдущей и современной Моисею истории Израиля и его отношения к закону и Законодателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним...» (6:1–3). В настоящем же своём состоянии они неисправимы в своём нечестии, говорит пророк: ложь, воровство и разбой действуют открыто; все пожираемы идолопоклонством и сладострастью «как печь, растопленная пекарем». Изображая на фоне общего идолопоклонства и нечестия верность Господа Своим обетованиям и исконную неверность израильтян, пророк обращает ретроспективный взгляд в прошлое к юности израильского народа и показывает промышление о нём Господа. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить (учил путям жизни), носил его на руках Своих (во время 40-летнего странствования по пустыни), а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влёк Я их, узами любви» (11:1–4). А теперь «Ассур – он будет царём его ... И падёт меч на города его, и истребит затворы его, и пожрёт их», – говорит пророк от лица Божия, предсказывая ассирийский плен. Но далее пророк говорит о милосердии и любви Божией. «Поступлю ли с тобою как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я – Бог , а не человек» (11:8–9). Последние три главы книги (13–14) представляют собой резюме и обобщение всего сказанного в 1–11 главах. 1: Адма и Севоим – два города, находившихся недалеко от Содома. Все отделы как первой, так и второй части книги, заключающие в себе речи и символические действия, построены по одному плану: сначала следует обличение, потом угроза наказанием и, наконец, обетование спасения. Мессианские пророчества Осии Обетования спасения, заключающие каждый отдел книги пророка Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в каких изображается это спасение, согласны с мессианскими предсказаниями других пророков и приложимы ко Христу и Его Церкви. Ос.1:10 пророчество о новом Израиле – христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

I. 1. С началом Бог создал небо это и землю эту. 2. Земля же представляла 650 переворот и расторжение; над поверхностью бездны был мрак, и Божий Дух носился над водами 651 . 3. И Бог сказал: «Да будет свет!» – И стал свет. 4. И увидел Бог, что свет хорош; и положил Бог раздел между светом и мраком. 5. И назвал Бог свет днем, а мрак назвал ночью; и стал вечер и стало утро, – день один. 6. И Бог сказал: «Да будет пространство посреди воды, и пусть будет оно разделом между водою и водою»! 7. И соделал Бог пространство, и положил раздел между водою, что под пространством, и водою, что над пространством; и стало так. 8. И назвал Бог пространство небом; и стал вечер и стало утро, – день второй. 9. И Бог сказал: «Да соберется вода, что под небом, в одно место, и пусть явится суша»! И стало так. 10. И назвала Бог сушу землею, а собрание вод назвала морями. И увидел Бог, что хорошо. 11. И Бог сказал: «Да произрастит земля растения, траву, сеющую семя, древо плодоносное, производящее плод по роду своему, в коем и семя его, на земле!» И стало так. 12. И произвела земля растения, – траву, сеющую семя по роду своему, и древо, производящее плод, в коем и семя его; по роду своему. И Бог увидел, что хорошо. 13. И стал вечер, и стало утро, – день третий. 14. И Бог сказал: «Да будут светила на пространстве небесном, дабы стать разделом между днем и ночью; и пусть будут они знаками времен, дней и лет; 15. И пусть будут светилами в пространстве небесном, для освещения земли!» И стало так. 16. И Бог соделал два большия светила: большее светило для управления днем, а меньшее светило для управления ночью; да и – звезды. 17. И Бог поместил их так в пространстве небесном, чтобы освещали землю, 18. И чтобы управляли днем и ночью, и служили разделом между светом и мраком. И Бог увидел, что хорошо. 19. И сталь вечер, и стало утро, – день четвертый. 20. И Бог сказал: «Да разведут воды расплод души живой, и птицу, парящую над землею, по пространству небесному!» 21. И сотворил Бог змеев больших и всякую душу живую, движущуюся, что воды развели по родам их, и всякую птицу крылатую, по роду ея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак для невоздержанных он допускает второй и, если нужно, третий брак для того, чтобы отвлечь их от сатаны, чтобы жену привязать лучше хоть к какому-нибудь мужу, чем к диаволу. И к Коринфянам он говорил нечто подобное: безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор. 7:8–9 ). Почему так, апостол? Потому, – тотчас же отвечает он, – что разжигаться хуже. С другой стороны безусловное добро, несравнимое ни с чем худшим, состоит в том, чтобы быть тем, чем был апостол, т.е. разрешенным, а не связанным, не рабом, но свободным, помышляющим о том, яже суть Божия, а не о том, что относится до жены. В последующих за тем словах апостол прибавляет: жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия (там же, ст. 39–40). И здесь тот же смысл, потому что тот же дух; различны послания, но один автор посланий. При жизни мужа жена связана, а по смерти его свободна. Следовательно брак есть узы, а вдовство – разрешение. Жена с мужем и муж с женой так связаны, что не имеют власти над собственным телом и обязаны воздавать должное в отношении друг друга; и те, которые повинуются власти брака, не могут иметь свободы относительно целомудрия. А присовокупляя: – только в Господе, апостол исключает супружества с язычниками, о чем он в другом месте сказал: не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? ( 2Кор. 6:14 и след.). То есть: мы не должны пахать на воле и осле вместе ( Втор. 22:10 ); одежду брачную не должны ткать различным утком. И за тем тотчас устраняет то, что допустил и, как бы раскаявшись в своей мысли, повторяет предыдущее: блаженнее, если останется так; и это высказывает как свой совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пророк — тот, кто познает и открывает волю Божию, то есть тот, кто видит смысл событий. И в этом смысле, пророчествовать можно не только о прошлом, но и о настоящем. Моисей — пророчествует о прошлом. Моисей ищет волю Божию в прошлом, описывает творение с точки зрения его связи с Богом, а не естественную историю. Предмет его повести — тайна происхождения космоса и место человека в нем. Вот что увидел в прошлом мира Моисей: 1.1 В начале сотворил Бог небо и землю . 1.2 Земля же была безвидна и пуста , и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою . 1.3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет . 1.4 И увидел Бог свет, что он хорош ; и отделил Бог свет от тьмы. 1.5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро : день один . 1.6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так). 1.7 И создал Бог твердь и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 1.8 И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй. 1.9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.) 1.10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 1.11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 1.12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что это хорошо. 1.13 И был вечер, и было утро: день третий. 1.14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений , и времен, и дней, и годов; 1.15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 1.16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью , и звезды;

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

В книге Судей сказано Вифлеемлянином, отцом молодой женщины, мужу её Левиту: «подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете» ( Суд.19:5 ). И опять Левитом старику Гаваонитянину: «у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей» ( Суд.19:19 ). И в книге Руфь причиной возвращения Неемини и двух снох её из Моавитской земли в Вифлеем означено: «услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб» ( Руф.1:6 ). И опять Вооз сказал Руфи: «уже время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус» ( Руф.2:14 ). И в книгах Царств: «сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что понесем человеку Божию? Потому что хлеба не стало в сумах наших» ( 1Цар.9:7 ). И Самуил сказал Саулу: «встретишь мужей, восходящих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином» ( 1Цар.10:3 ). «И не ел хлеб Ионафан во второй день новомесячия» ( 1Цар.20:34 ). «И сказал Давид Ахимелеху священнику: и ныне, если есть у тебя под рукою хлебов пять. И отвечал священник Давиду и сказал: нет у меня под рукой хлебов простых, а только хлебы священные. И дал Авимелех священник Давиду хлебы предложения, потому что не было там другого хлеба» (см. 1Цар.21:2–6 ). И опять, Давид в Псалмах: «и хлеб сердце человека укрепит» ( Пс.103:15 ). И: «хлеб ангельский ел человек» ( Пс.77:25 ). И: «доколе будешь питать нас хлебом слёзным» (см. Пс.79:5–6 )? И Соломон в Притчах: «цена блудницы, как и одного хлеба» ( Притч.6:26 ); и «кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» ( Притч.12:11 ). И Исайя: «Вот Владыка Господь Саваоф отнимет у Иерусалима и Иуды посох и трость, подкрепление хлебом и подкрепление водою» ( Ис.3:1 ). И: «не буду», говорит, «вождём твоим, потому что нет в доме моём ни хлеба, ни одежды» (см. Ис.3:7 ). И: «идите, вложим дерево в хлеб его» ( Иер.11:19 ). В этих изречениях (ибо зачем приводить больше и удлинять речь?) какое, допустишь, имели другое представление о хлебе говорившие о нём, если не общее и нами уже изложенное? И если по твоему любомудрствованию он как род разделяется на виды, квасный и бесквасный, то почему каждый в отличие не обозначал предполагаемого вида прибавкой «квасный»? Ибо ясно, что о нём все говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010