Домовые церкви первыми попали под удар советской власти, упраздненные вместе с самими учебными заведениями декретом 1918 г. Судьба имущества церкви епархиального училища неизвестна, можно лишь предположить, что часть его могла попасть в музейный фонд Отдела по делам музеев и памятников старины при Татнаркомпросе, где оно было обезличено, либо, что более вероятно, было расхищено и погибло в разрухе гражданской войны. Само здание епархиального училища не меняло учебных функций, и во многом благодаря этому сохранилось. Ныне в нем размещается средняя школа 18. Литература 1 . «Известия по Казанской епархии». – 1893. 23 2 . См. об истории портрета: Образ «казанского антиквариума». Из истории одного портрета//Казань. 2009. 9. – С. 38–39 3 . Фищев А.В. Записки художника. – Горький. 1985. – С. 23 4 . См. также о И.А Фешине и А.Е. Семенове: Ключевская Е.П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI – начало XX века. – Санкт-Петербург. 2009. – С. 54, 102 5 . Владимирский Н.И. Расширение и обновление епархиального женского училища//Известия по Казанской епархии. 1900. 21. – С. 928–938. 6 . Известия по Казанской епархии. – 1900 г. 21. С. 938. 7 . Цит. по: Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. – М. 1986. – С. 137 8 . Известия по Казанской епархии. – 1900. 11. – С. 485 9 . См. о нем: Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. 1555–2007. – Казань. 2007. – С. 259–263; Макарова-Мирская. Памяти архиепископа Владимира//Раифский альманах. 2012. 2. – С. 54–69; О портрете: Ключевская Е.П. Портретная галерея настоятельских покоев монастырей Казанской епархии XVIII – XX вв.//Свияжские чтения. Сборник докладов конференции. Вып. III. – Свияжский Богородице-Успенский монастырь. 2012. – С. 51–63 10 . Известия по Казанской епархии. 1906. 23. – С. 724–726 иерей Алексий Колчерин. Деятельность Братства во имя святителя Гурия Казанского как общественное движение во второй половине XIXначале XX веков В статье излагается взгляд на деятельность Братства во имя святителя Гурия Казанского как на общественное движение, возникшее в Казани для активизации миссионерских усилий среди нерусского населения Казанской и соседних Губерний. Архиереи, губернаторы, профессора Казанского Императорского Университета и Казанской Духовной Академии, священнослужители, состоятельные граждане – все они сознавали необходимость личного участия в благом деле христианского просвещения кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы и других народов. Главным вдохновителем Братства стал Николай Иванович Ильминский – выдающийся православный миссионер и педагог. Деятельность Братства оказалась прерванной после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1866. 6. С. 142–167. Ефрем, архим. Поездка в Абиссинию. М., 1901. Ижицкий Г.В. О духовном и жизненном пути А.К. Булатовича//С войсками Менелика II. Дневник похода из Абиссинии через страну Каффа на озеро Рудольфа А.К. Булатовича. Харьков, 2021. С. 6–72. Кацнельсон И.С. А.К. Булатович гусар, землепроходец, схимник//Булатович А.К. С войсками Менелика II. М., 1971. С. 3–31. Константин (Горянов), архиепископ. История православной миссии в Иране//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. 2 (4). С. 12–39. Криндач О.Е. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX в. М., 2006. Лисовой Н.Н., Мельникова Л.В., Назаренко А.В., Смирнова И.Ю. Империя и Церковь в истории России: духовные основы политики, национальной безопасности и русского присутствия в мире (XVIII начало XX вв.)//Историческая память и российская идентичность/Под ред. В.А. Тишкова и Е.А. Пивневой. М., 2018. С. 70–97. Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999. Полунов А.Ю. Народная монархическая инициатива в представлениях консерваторов 1880-х гг. (к истории абиссинской экспедиции Н.И. Ашинова)//Христианское чтение. 2020. 2. С. 143–152. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 205. Д. 517–518. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 445. Д. 64. Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Оп. 48. Д. 41. Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180. Смирнова И.Ю. (a) Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Св. Синода в XIX в.//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. 3 (8). С. 351–359. Смирнова И.Ю. (b) Министерство иностранных дел и русские духовные миссии за рубежом (вторая половина XIX в.)//Государственный аппарат управления в империи Романовых: эффективность деятельности властных структур и бюрократии.

http://bogoslov.ru/article/6195355

Схиархимандрит Иоанн предоставил читателям редчайшую возможность близко познакомиться с подлинной жизнью обители. Особенно важно, что, будучи выдающимся подвижником Глинской пустыни, он обладал даром раскрыть духовный мир ее насельников, приподнять завесу с их сокровенного внутреннего делания, ввести читателя в атмосферу той высокой духовной настроенности, которой была проникнута вся жизнь монастыря. Автор использовал много эпизодов из собственной жизни. Он был духовным другом и сотаинником славившихся святостью жизни Глинских схиархимандритов Андроника и Серафима. Архив Глинской пустыни Уникальный по своему составу и полноте архив Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, восстановленный схиархимандритом Иоанном на основании документов, хранящихся в различных архивах страны и в личном архиве автора (изначальный архив Глинской пустыни XVII – начала XX века был утрачен в 1917 году), содержит 480 единиц хранения объемом около 4000 машинописных страниц. Архив охватывает практически всю историю существования одной из самых прославленных русских обителей – период с начала XVII до середины XX века. Наиболее древние документы, относящиеся к истории Глинской пустыни, представлены фондами РГАДА. Здесь – выпись из писцовых и дозорных книг Молченского Рождественского монастыря (1621 г.), в состав которого вначале входила Глинская пустынь, и древнейшая из сохранившихся описей Глинской пустыни (1764 год); подробные Межевые книги на земли в Крупецкой волости Севского уезда за 1685 год с приложением древнего плана монастыря и его земельных угодий и Жалованная грамота императора Петра I украинскому гетману И.С. Мазепе на вотчину в Крупецкой волости Севского уезда (где находилась пустынь); карты и чертежи Глинской пустыни и прилегающих к ней земель (вторая половина XVIII века) и другие уникальные материалы. Сведения о Глинской пустыни второй половины XVIII века содержатся также в документах из Государственного архива Брянской области (ГАБО). Значительная часть документов, относящихся к разным периодам в истории Глинской пустыни, представлена фондами РГИА. Это ежегодные отчеты в Священный Синод о состоянии Курской епархии за период со второй половины XIX по начало XX века, содержащие сведения о деятельности Глинской пустыни, послужные списки монашествующих обители, ведомости о ее настоятелях, подробные описи церковного имущества, документы о наделении монастыря землями и лесом, о пожертвованиях, постройках в монастыре, а также внутренние документы монастыря – прошения братии и распоряжения монастырского начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Завершая очерковое повествование, вынужден с грустью повторить слова, сказанные Иваном Сахаровым, знаменитым русским старинарём, глубинным знатоком календарных обычаев, обрядов и примет: " Старина, старина! Как была ты мила нашим предкам и как мы, их потомки, успели скоро променять тебя на заморские причуды! " Спасение русского народа, возрождение Святой Руси случится лишь тогда, когда народ не из традиции лишь, а по велению измученной души, жаждущей праведности, вернется в лоно Русской Православной Церкви; когда народ возродит древнюю народную монархию, подвластную Церкви, одухотворенную и окормленную любовью к Вышнему и ближнему, к русской земле. Список использованной литературы Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Байбородин А. Яко богиню землю нареки. М., 1991 г. Белов В. Лад. М., 1989. БИБЛИЯ. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1991. Болонев Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (старообрядцев). Вторая половина XIX - начало XX в. в. Новосибирск, 1978. Болонев Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX в. в. Новосибирск, 1994. Бурцев А. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Святой Руси. СПб., 1911. Виноградов Г. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. Иркутск, 1925. Громыко М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957. Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Т. 2 - Народная агрономия; Т. З - Животный мир; Т. 4 - Народное погодоведенье. М., 1905. ЖИТИЯ СВЯТЫХ, на русском языке изложенные по руководству Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского. М., 1908. Журнал Московской Патриархии. М., 1978-1990. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. Зиновьев В. Русские сказки Забайкалья. Иркутск, 1980. Зиновьев В. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Иркутск, 1987. Карамзин Н. История Государства Российского. С.-Петербург, 1842.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/12/...

Пажитнов К. А. Положение рабочего класса в России [В 3 ч.]. СПб.: Новый мир, 1906. Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIXначало XX столетия). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. Панкрат Т. В. Обшественно-приходская благотворительность Москвы (1864–1917 гг.): Финансовый аспект//Вестник Московского государственного университета. Сер. 8: История. 2010. 4. С. 48–54. Панкрат Т. В. Приходские попечительства Москвы: Возникновение и особенности организации (1864–1917 гг.)//Российская история. 2010. 2. С. 111–128. Паламарчук П. Сорок сороков [В 4 т.). М.: АО «Кн. и бизнес», 1995. Пашенцев Д. А. Приходские попечительства в России в XIX веке//Ученые записки МГСУ. 1996. Вып. 1. С. 141–146. Персии, М. М. Атеизм русского рабочего. М.: Наука, 1965. Полищук Н. С. Обычаи и нравы рабочих России//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917/РАН. Отд-ние истории. Ин-т рос. истории. СПб. филиал; Калифорнийский ун-т в Беркли (США) и др.; Редкол.: Потолов С. И. (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во Русско-балтийский информационный центр «БЛИЦ " », 1997. С. 114–131. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев: Вехи политической биографии. М.: МАКС Пресс, 2010. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев, Святейший Синод и архиереи в 1881 – 1894 гг.//Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1994. 4. С. 22–34. Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М.: РОССПЭН, 2004. Поспеловский Д. В. На путях к рабочему праву. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1987. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Постников С. П., Фельман М. П. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900–1941 гг. Федеральное архивное агентство России; Российский гос. архив социально-политической истории. М.: РОССПЭН, 2009. Пречистенские рабочие курсы. Первый рабочий университет в Москве/Сост.: Е. М. Чемоданова, С. И. Аралов, К. Ф. Лемберг. М.: Изд. и тип. изд-ва «Моск. рабочий», 1948. Публичная народная читальня в чайной Первого московского общества трезвости за 1897 г. М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одна книга с «изъяснением божественной литургии», написанная в н. XIX в. филологом Иваном Ивановичем Дмитриевским (1754–1829), выдержала несколько изданий и была переиздана в недавнее время. Она включает также текст трактата Симеона Солунского , в переводе на церковно-славянский и русский языки, – этот текст был хорошо известен в России. Последние дореволюционные издания книги Дмитриевского иллюстрированы рисунками академика Солнцева 2498 . В России были известны труды западноевропейских авторов, в переводах или переделках. Историю Церкви Цезаря кардинала Барония перевели еще при Петре Великом 2499 . Поскольку кардинал в своем труде широко привлекал римские археологические материалы, это было, по-видимому, первое знакомство русского читателя с подземным Римом. Учебным пособием для высших и средних церковных школ служило пятитомное сочинение профессора Санкт-Петербургской духовной академии иеродиакона Иродиона (Ветринского) 2500 – сокращенная адаптация труда Джозефа Бингама «Древности христианской Церкви» (10 томов, 1708–1722) 2501 . Ветринский ясно определяет цель своего сочинения как противоядия против неверия и предрассудков 2502 . Церковная археология была дисциплиной преимущественно литургической, но также и исторической, как ее определяет митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Введении в православное богословие» 2503 . § 3. Вторая половина XIXначало XX века 2-я пол. XIX в. в России, как и в Западной Европе, – время формирования самостоятельных академических дисциплин: филологии, истории, археологии, истории искусства. Каждая из них ищет собственные сферы деятельности и свои методы, в соответствии со спецификой источников и приемов работы с ними, хотя этот процесс не обязательно выявляется на уровне терминологическом или институциональном. В области полевой археологии в России наблюдалась особая ситуация: общим руководством этой сферой ведали не Академия наук или Министерство народного просвещения, а специальное учреждение, созданное именно с этой целью, – Археологическая комиссия. 1. Правительственные учреждения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в XVIII и в XIX веках прославление новых Российских святых было крайне редким явлением. Император Николай II понимал необходимость поддержания этой духовной связи между земной и Небесной Церковью, важность заступничества за народ новых Угодников Божиих. Он деятельно участвовал в прославлении великих святых нашей Церкви. Так, почитание преподобного Серафима Саровского русскими боголюбивыми людьми началось в XIX веке, вскоре после его преставления. Еще в 1863 году было составлено и опубликовано его житие, к его портретам, как к иконам, обращались с молитвой и получали благодатную помощь многие православные. По указанию Императора Николай II, Синод начал исследование этих чудес. Однако многие члены Синода выступали против прославления, вплоть до того, что одной из причин выставлялось большое количество чудес, совершаемых по молитвам к святому Серафиму. Твердая воля и убежденность Императора позволила преодолеть все сложности и, пусть не сразу, но добиться всероссийского прославления старца Серафима в 1903 году. Именно после этого у Царской четы родился долгожданный Наследник, Цесаревич Алексей. Император, выступая защитником Православия, разобрался в деле имяславцев и оказал поддержку гонимым имяславцам, которые, следуя исихастской традиции, прославляли Имя Божие как Его Нетварную Энергию. События эти получили название «Афонская смута». Вторая половина XIX и начало XX века были эпохой расцвета русского монашества на Афоне и многих монастырей в самой России. Многие монашествующие согласно древней традиции практиковали непрестанную Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»). Широкую известность и авторитет приобрела книга иеромонаха Илариона «На горах Кавказа», где описывалась практика исихазма и уделялось внимание богословскому утверждению праведного Иоанна Кронштадского «Имя Божие есть сам Бог». Однако ряд представителей греческого, а вслед за греками и российского священноначалия увидели в таком исповедании псевдоересь «имябожия» и выпустили в мае 1913 года соответствующее постановление Синода, которое противоречило творениям Святых Отцов и постановлению Паламитского собора 1351 года.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/10/...

Скутнев А.В. Приходское духовенство: особенности менталитета и неканоническое поведение (вторая половина XIXначало XX вв.). URL: http://www.nivestnik.ru/2007_2/index.shtml (12.01.2013) Смолич И.К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви. URL: http://ao.orthdoxy.ru/arch/(15.10.2011). Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 799 с. Снесарев Н. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Судьба христианства на Дону//Донские епархиальные ведомости. 1877. 5. С. 153–159. 9. С. 276–288. 11. С. 327–338. Старов И. В защиту белого духовенства. СПб., 1881 (полемический ответ на книгу Елагина Н.В. «Белое духовенство и его интересы». СПб., 1881). – 186 с. Степаненко Н.А. Донской епархиальный церковно-исторический комитет//Донской архив. Историко-генеалогический альманах. Вып. 5. Ростов н/Д, 2009. С. 13–19. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в Русской Церкви. XVIII-XIX вв.//Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 267–275. Тихомиров И., свящ. Предположения сельского священника об улучшении быта сельского духовенства//Православное обозрение. 1863. Т. 11. Заметки православного обозрения. С. 5–15. Федоров В.А. Русская православная Церковь и государство. Синодальный период 1700–1917. М.: Русская панорама, 2003. – 479 с. Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1996. – 660 с. Фирсов А.Г. Проблема церковных преобразований в правительственной политике России 60–80-х годов XIX века//Православие и правоохранительная деятельность в России: Материалы межвуз. научн.-практ. конф. СПб., 1996. С. 16–19. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. – 623 с. Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие//Церковно-исторический вестник. 1998. 1. С. 145–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14. Антонин (Капустин), архим. Вифиния//Христианское чтение. СПб., 1863. Ч. 1. Март. С. 422-460; Ч. 2. Май. С. 67-124; Июнь. С. 229-269; Август. С. 493-525. 15. Антонин (Капустин), архим. Поездка в Румелию. (Летом 1865 г.) Т. 1: В Румелию. СПб., 1879; Там же. Из Румелии. СПб., 1886. 16. Дмитриевский А.А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг профессор В. И. Григорович, епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин)/Публ. с коммент. Ф.Б. Полякова и Б.Л. Фонкича//Byzantinorussica. 1994. Т. 1. С. 165-197. 17. Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы. Киев, 1864. 18. Дмитриевский А.А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. С. 5. 19. Лисовой Н.Н. Архимандрит Антонин (Капустин) — исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника)//Церковь в истории России. С. 197-207. 20. Фонкич Б.Л. Антонин (Капустин) как собиратель греческих рукописей//Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368-379; Лисовой Н.Н. Архимандрит Антонин (Капустин) — исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника)//Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 197-225. 21. Акты Русского на Св. Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. 22. Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. (Хронологический список сочинений и переводов его)//Труды КДА. 1894. Т. 3. С. 636–652. 23. Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному палестинскому обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме. СПб., 1886. (Палестина и Синай. Вып. 2.) 24. Гурулева В.В. Архимандрит Антонин как нумизмат//Государственный Эрмитаж. Нумизматический сборник 1998. К 80-летию В.М. Потина. СПб., 1998. С. 235-243; Она же. Русские коллекционеры памятников нумизматики на Православном Востоке. (Вторая половина XIXначало XX века)//Пилигримы. Историко-культурная роль паломничества. К XX Международному конгрессу византинистов 1991 г./ Под ред. В.Н. Залесской. СПб., 2001. С. 165-178.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4972681...

17 .Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821–1917): к 190-летию журнала «Христианское чтение»//Христиан- ское чтение. 2011. 4. С. 41–89. 18 .Карпук Д.А. Церковно-историческая школа Санкт-Петербургской духовной академии (вторая половина XIXначало XX веков)//Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2015. Вып. 2(4). С. 280–293. 19 . Карташёв А.В. Краткий историко-критический очерк систематической об- работки русской церковной истории//Христианское чтение. 1903. 6. С. 909–922; 7. С. 77–93. 20 .Кирилл (Гундяев), архиеп. Богословское образование в Петербурге – Пе- трограде – Ленинграде: традиции и поиск//Богословские труды. Юбилейный сборник. Ленинградская Духовная академия: 175 лет. М., 1986. С. 6–34. 21 .Крапошина Н.В. Академик Н. К. Никольский (1863–1936): этапы научной биографии. Дисс. … канд. ист. наук. СПб., 2010. 22 .Крапошина Н.В. Н. К. Никольский : биография ученого в архивных доку- ментах//Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербур- га/Под. ред. И.П. Медведева. СПб., 2004. С. 172–206. 23 .Левитин-Краснов А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты: (20-е – 30-е гг. XX в.): в 3 т. Париж, 1978. Т. 1. 24 .Магистерский коллоквиум//Церковный вестник. 1905. 40. Стлб. 1257– 1259. 25 .Магистерский коллоквиум В.М. Верюжского в нашей академии//Церковный вестник. 1908. 23. Стлб. 700–706; 24. Стлб. 737–743; 26. Стлб. 802–807; 28. Стлб. 858–863.  26 . Николаевский П. , прот. Лекции по русской церковной истории, читанные студентам Санкт-Петербургской духовной академии в 1898–1899 учебном году. СПб., 1899. 27 . Никольский Н.К. К вопросу о церковной реформе//Христианское чтение. 1906. 2. С. 177–203. 28 .Ореханов Г., свящ., Фирсов С.Л. Боярский Александр Иванович //Право- славная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 133–135. 29 .Отчет о состоянии СПб[Пг]ДА за… г. СПб.(Пг.), 1892–1916. 30 .Памяти протоиерея Павла Феодоровича Николаевского, доктора церков- ной истории и ординарного профессора С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010