Пути разные, цель одна: как Бог приводит к Себе В храме Серафимо-Дивеевского монастыря В перестройку довелось прочитать интересную статью (к сожалению, не помню имя автора). Смысл ее был в том, что духу каждой эпохи соответствует определенный литературный жанр, и неслучайно вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского романа, а начало XX века дало целую плеяду выдающихся поэтов. Перестроечный же период автор статьи назвал эпохой публицистики. А ведь и правда! И сейчас даже странно себе представить, что люди с ночи занимали очередь на почту, поскольку подписка на журналы «Огонек» или «Новый мир» была лимитирована, и ее приходилось добывать столь героическими усилиями. И что ценители литературы, не мыслившие себе жизни без поэзии или прозы, вдруг резко переключились на газетные статьи и читали их с таким же упоением, как своих любимых писателей. Эпоха публицистики продлилась намного дольше перестройки и дала немало талантливых авторов, которые помогали и до сих пор помогают народу понять, «кто мы и откуда», осмыслить перемены, происходящие в стране и в мире. Но мне кажется, что эпоха эта сейчас подходит к концу. Почти все основное на данный момент, наверное, уже разъяснено. «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 13: 9). Конечно, публицистика как жанр никуда не денется, но дух эпохи, наверное, будет выражать нечто другое. Что именно? Поживем – увидим. Я, например, не удивлюсь, если это будут свидетельства очевидцев. Во всяком случае, такое «развитие сюжета» было бы вполне логично. Теория подтверждается практикой. В споре, когда все отвлеченные аргументы исчерпаны, человек нередко апеллирует к своему личному опыту, к тому, свидетелем чего ему суждено было стать. И тогда, как правило, ничто не в силах переубедить его. Наверное, не случайно в Латинской Америке, которая во второй половине XX века неожиданно вырвалась в авангард литературного процесса, появился даже особый жанр – «роман-свидетельство» (novela testimonio). А у нас стали так популярны жизнеописания старцев, как минимум наполовину обычно состоящие из свидетельств, и книги о чудесах, полностью составленные из рассказов очевидцев.

http://pravoslavie.ru/30692.html

Фото из архива КДА ЖМП 12 декабрь 2015 /  19 февраля 2016 г. Протоиерей Александр Глаголев — преподаватель, богослов, исповедник Вторая половина XIX — начало ХХ века по праву считаются временем расцвета богословской науки в Киевской духовной академии. К концу XIX beka Господь собрал в стенах академии целую плеяду маститых профессоров, которые отдавали все свои силы на преподавание вечных истин и воспитание будущих служителей Церкви Христовой. Одним из видных представителей академической науки этого периода был и выдающийся специалист в области Ветхого Завета, профессор протоиерей Александр Глаголев (1872–1937). «В храм вошел небольшого роста священник с длинными прядями волос, слегка согбенный. Его лицо озарял особый свет. Он как бы ушел в радость молитвы и мира. Я не разглядел сразу черт его лица, но эта радость тихого мира сразу привлекла меня к нему. Священник подходил к ликам святых и просил у них молитвы. Он, кланяясь ликам, как бы брал у них благословение. Я никогда и ни у кого не видел такого яркого восприятия иного мира, как у него. Мне ясно стало, что в храме всё живо и образа глянули на меня живыми глазами», — вспоминает о первой встрече с протоиереем Александром Глаголевым в годы Гражданской войны священник Сергий Сидоров. Но отец Александр запомнился в Киеве не только как добрый пастырь, но и как один из талантливейших преподавателей начала ХХ века и как яркий представитель библейско-богословской науки. Преподавательская и научная деятельность Уже с первого года своего обучения в КДА Александр Глаголев подавал большие надежды, зарекомендовал себя как прилежный студент. Его высокие оценки свидетельствовали о том, что он впишет свое имя в историю развития богословской мысли конца XIXначала XX века. Александр окончил академию в 1898 году первым в разрядном списке и был удостоен степени кандидата богословия за выпускное сочинение на тему «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». Эта работа объемом 1047 страниц была признана лучшим выпускным сочинением и рекомендована к доработке и защите в качестве магистерской.

http://e-vestnik.ru/history/protoierey_a...

Г.Е. Захаров Содержание Введение Источники Историко-полемические сочинения Катехизические, гомилетические и экзегетические сочинения «Светские» исторические сочинения Агиографические и биографические памятники Послания и письма Императорское законодательство Соборные акты и каноны Вероучительные формулы Историография 1. Арианская смута: «конфликт интерпретаций» 1.1. Арианская смута в историографии XIX – первой половины XX в. 1.2. Арианская смута в историографии второй половины XXначала XXI в. 2. Исследования по церковной истории Балкано-Дунайского региона 2.1. Арианская смута в Иллирике 2.2. История христианизации и церковной организации Иллирика в IV – начале V в. Глава 1. Арианская смута и церковно-политическая борьба в Балкано-Дунайском регионе в первой половине IV века 1.1. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе в первой половине IV в.: эволюция конфликта 1.1.1. Начало арианской смуты в Балкано-Дунайском регионе 1.1.2. Дело Фотина. Сирмийский собор 351г. 1.2. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе в первой половине IV в.: мотивация и самосознание участников конфликта 1.2.1. Два взгляда на арианскую смуту 1.2.2. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе и антиномия «Запад – Восток» 1.2.3. Арианская смута в Балкано-Дунайском регионе и оппозиция «никейская ортодоксия – арианская ересь» 1.3. Церковная политика императора Констанция II в контексте церковно-политической борьбы середины IV в. Вторая сирмийская формула. 1.3.1. Иллирийский епископат и борьба императора Констанция с никейской оппозицией на Западе в 50-е гг. IV в 1.3.2. Вторая сирмийская формула: текст и исторический контекст. 1.3.3. Восприятие второй сирмийской формулы в среде восточного и западного епископата Глава 2. Противостояние омийского и никейского течений в Балкано-Дунайском регионе в конце 50-х и 70-х годов IV века 2.1. Иллирийский епископат и возникновение омийства 2.1.1. Сирмийское совещание 359 г. и четвертая сирмийская формула 2.1.2. Иллирийский епископат и Ариминский собор 359 г 2.1.3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Глава 1. Источники и хронология Настоящая глава имеет вводный характер. В ней рассматриваются основные источники, с которыми мы будем работать на протяжении всей книги, а также сведения, касающиеся хронологии событий жизни Павла. 1. Источники Основным источником биографических сведений о Павле является книга Деяний апостольских. Она включает подробное описание того отрезка биографии Павла, который начинается его обращением и заканчивается его прибытием в Рим. Другим важным источником являются послания Павла. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, основное внимание уделяя богословским и нравственным вопросам. Тем не менее в ряде случаев два источника являются взаимодополняющими. В совокупности они дают нам достаточно полное представление о жизни и учении апостола. Наконец, имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с некоторой долей вероятности восстановить события последних лет жизни Павла. Книга Деяний Книга Деяний апостольских представляет собой вторую часть дилогии, первой частью которой является Евангелие от Луки. Обе книги обращены к одному и тому же неизвестному адресату. Первая открывается следующим прологом: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк. 1:1–4 ). Вторая книга мыслится как прямое продолжение первой: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1:1–3 ). Относительно времени написания книги Деяний в науке высказывались самые разные точки зрения. В эпоху расцвета рационалистической критики Нового Завета (вторая половина XIXначало XX века) некоторые ученые датировали книгу II веком. 5 Затем время написания было сдвинуто к концу I века; тем не менее многие ученые доказывали, что книга была написана

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По одной из версий, эти иконы передали в «Мосфильм», когда ломали храм Христа Спасителя 20 марта. ПРАВМИР. «Мосфильм» передал Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу десять икон XIX-XX веков из запасников киностудии. Гендиректор киноконцерна Карен Шахназаров рассказал, что, по одной из версий, эти иконы передали в «Мосфильм», когда ломали храм Христа Спасителя. По другой версии, эти иконы пытались вывезти немцы, но солдаты их отбили и передали киностудии, сообщает Интерфакс. Шахназаров отметил, что на «Мосфильме» иконы не регистрировались, и предположил, что часть их была расхищена. Среди икон, переданных Патриарху, — икона «Преподобные Феодосий и Антоний» (XIX век), икона «Неизвестный святой» в окладе (конец XIX века — ХХ века), икона «Богоматерь на престоле» (XIX века), икона святого равноапостольного князя Владимира в раме (XIX века), икона усекновения главы Иоанна Предтечи (конец XIX века — начало ХХ века), икона святого мученика Христофора (XIX век), икона «Ветхий Завет» (вторая половина XIX века), икона Архангела Михаила (вторая половина XIX века), икона Богоматери «Знамение» (конец XIX века), икона Богоматери на троне (начало ХХ века). Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил Шахназарова и пообещал, что иконы будут приведены в порядок и, возможно, направлены в новые храмы. Он отметил, что для новых храмов присутствие старинной иконы — очень важный фактор. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 февраля, 2024 18 октября, 2023 11 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 15 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarhu-peredali-des...

Петербуржцы - лауреаты Макариевской премии октября 2019 Церемония вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области гуманитарных наук за 2018/2019 годы состоялась 30 октября в конференц-зале президиума РАН в Москве. Ее возглавил Святейший Патриарх Кирилл . Предстоятель произнес вступительное слово и вручил награды лауреатам. Среди лауреатов есть петербуржцы. В номинации " История Православной Церкви " вторая премия вручена заведующей научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Марии Корогодиной за труд " Кормчие книги XIV - первой половины XVII века " . В номинации " История Москвы и историческое краеведение " третьей премии удостоен профессор института истории СПбГУ Евгений Ростовцев за труд " Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX - начало XX века) " . В номинации " История православных стран и народов " вторая премия присуждена профессору института истории СПбГУ Владимиру Морозану за труд " Бессарабия и ее дворянство в XIX - начале XX века " . Третья премия - ведущему научному сотруднику Санкт-Петербургского института истории РАН Вадиму Мусаеву за труд " Православие в Прибалтике в 1890-1930-е годы " . В номинации " История России " первой премии удостоен профессор института истории СПбГУ Леонид Выскочков за труд " Николай I и его эпоха. Очерки истории России второй четверти XIX века " ; второй премии - доцент кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века института истории СПбГУ Александр Котов за труд " Царский путь " Михаила Каткова: Идеология бюрократического национализма в политической публицистике 1860-1890-х гг. " ; третьей - доцент, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Колоницкий за труд " Товарищ Керенский " : Антимонархическая революция и формирование культа " вождя народа " (март-июнь 1917 года) " . " Серьезные исследования в области нашей истории помогают понять суть того, что происходит сегодня, - отметил Святейший Патриарх. - Прошлое и настоящее связано. Настоящее не сваливается на нас откуда-то из космоса - оно вырастает из побед и поражений, из радостей и скорбей предшествующих поколений. И объективное, критическое исследование помогает вдумчивому читателю прозревать духов, влияющих на современную жизнь, - как светлых, так и темных.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Ногинск. Церковь Татианы при СИЗО. Церковь. Действует.   Престолы: Татианы Римской Год постройки:Между 1997 и 1998. Адрес: Ногинск, ул. Толстовская, 5. ФБУ ИЗ 50/1 СИЗО Координаты: 55.854012, 38.437587 Проезд:из Москвы: Электричка (Курский вокзал): до ст. Ногинск Автобус (м. Партизанская): 386, 386А, 322 из Ногинска: Автобус: 7, 31, 34, 322 до ост. «Школьник» Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тюремный замок с церковью великомученицы Татьяны, вторая четверть XIX - начало ХХ вв., Присутственные места. Исторические сведения: Наиболее старая северная часть одноэтажного тюремного замка выстроено во второй четверти XIX века по проекту 1822 года. Во второй половине XIX здание было значительно увеличено: над ним выстроили второй этаж и пристроили с южной стороны обширный одноэтажный объем, в котором разместили одиночные камеры для особо опасных заключенных. В 1898 году, по проекту архитектора А. Кнабе, над этой одноэтажной частью была возведена тюремная церковь во имя Св. Великомученицы Татьяны. С западной стороны к зданию бела сделана небольшая пристройка для клозета. Сохранившиеся в архиве проектные чертежи дают представление о планировке всего замка, устройстве церкви и фасадах церковного здания. Церковь была двусветной, в семь окон по более длинному южному фасаду. Внутри находился двухъярусный иконостас. Фасады были отделаны в представительных формах эклектики с использованием многообломных тяг и карнизов, штукатурных наличников с декоративными замковыми камнями и пр. Окна нижнего света имели лучковые перемычки, верхние окна были полуциркульными. Над восточной частью четырехскатной кровли помещалась небольшая луковичная главка. Тогда же в здании было устроено водяное отопление. Позже, в начале XX века, церковь получили отдельный вход с улицы, устроенный между западным флигелем и квартирой начальника тюрьмы и соединенный с нею специальной кирпичной пристройкой — переходом с маршевой лестницей на второй этаж. Перестройки и утраты: Северная часть здания увеличена большой пристройкой с северной стороны и надстроена двумя этажами, что сильно изменило его габариты и нарушило объемно-пространственную композицию комплекса в целом. На фасадах почти полностью уничтожен декор и членения, пробиты новые окна, форма старых проемов изменена. Фасады покрыты толстым слоем штукатурки «внаброс», окончательно исказившим вид здания. Внутри устроено несколько новых стен, помещение церкви разделено перекрытием на два этажа и распланировано. Отделка интерьера не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=19190

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Молдавская. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией и с предисловием Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.1. С.199. Российская государственная библиотека, Москва Файл 31378.jpg:   Размер: 555x753, 0.42 MPix, 126 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (128) , (5) . Описание: Изображение чудот. иконы Богоматери, именуемой Молдавскою. 15. Молдавская. О данной иконе известно крайне мало. Происходит она из Спасо-Николаевского Молдавского мужского монастыря Херсонесской епархии. Это поясной вариант изображения Богоматери, на руках у которой находится Младенец. Отличительной особенностью иконы является то, что одну свою руку Младенец держит у своей головы. Существует мнение, что это та же икона, которая известна сейчас под именем Гербовецкой. Есть еще одна икона Молдавско[...] Файл 31379.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 66 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (160) , (6) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Молдавской марта 13. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,5 х 7,6 х 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева " . Оборотная сторона. Две доски, склеенные между собой. Файл 32361.jpg:   Размер: 576x800, 0.46 MPix, 230 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (133) , (3) . Описание: Богоматерь Молдавская. Иконный образец. Альбом А.С.Уварова (демонтированный). Кон. XVIII - нач. XIX в. Бумага, сажа, оттиск. 20 х 14 см. Место создания: Россия. Государственный исторический музей, Москва. Файл 32651.jpg:   Размер: 609x800, 0.49 MPix, 155 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (111) , (2) . Описание: [Возможно, Молдавская.] Богоматерь с младенцем. Конец XIX - начало XX в. Материал, техника: картон, левкас, масло. 40 х 31 см. Место создания: Российская империя. Государственное автономное учреждение культуры " Оренбургский областной музей изобразительных искусств " .

http://pravicon.com/icon-582-photo

Архив Пн Святейшему Патриарху Кириллу переданы десять дореволюционных икон, хранившихся в фондах «Мосфильма» 20 марта 2019 г. 19:21 20 марта 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм» Кареном Георгиевичем Шахназаровым. Во встрече также приняли участие заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм» В.П. Рясов, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда . К.Г. Шахназаров передал Предстоятелю Русской Православной Церкви десять ukoh XIX — начала ХХ века, хранившихся в фондах «Мосфильма». Генеральный директор киноконцерна выразил уверенность, что иконы обретут достойное место в православных храмах и будут с радостью встречены прихожанами. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил руководство «Мосфильма» и отметил, что после реставрации эти иконы могут быть переданы в новые строящиеся храмы, «потому что в новых храмах присутствие старинной иконы — это очень важный факт преемства». Руководитель «Мосфильма» рассказал Его Святейшеству о версиях происхождения переданных икон. Кинорежиссер также выразил признательность Предстоятелю за Первосвятительские труды. «Большая Вам благодарность за то, что Вы делаете для восстановления Православия, веры в нашей стране», — добавил К.Г. Шахназаров. В фондах «Мосфильма» находится около 600 тысяч единиц хранения. Среди старинных предметов быта есть отдельное хранилище для икон, коллекция которых собиралась в течение 95 лет — с момента создания киностудии. Русской Православной Церкви переданы иконы «Преподобные Феодосий и Антоний» (XIX век); «Богоматерь на престоле» (XIX век); «Святой равноапостольный князь Владимир» (XIX век); «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» (конец XIX — начало XX вв.); «Святой мученик Христофор» (XIX век); «Ветхий завет» («Ангел Ветхого завета») (вторая половина XIX века); «Архангел Михаил» (вторая половина XIX века); «Богоматерь “Знамение”» (конец XIX века); «Богоматерь на троне» (начало XX века) и икона неизвестного святого в окладе (конец XIX — начало XX вв.).

http://patriarchia.ru/db/text/5397093.ht...

В Башкортостанской митрополии завершился ХХХ Табынский крестный ход 25 июня 2022 г. 16:43 23 июня 2022 года в Богородице-Табынском женском монастыре села Курорт Гафурийского района Башкирии завершился ХХХ Табынский крестный ход, который по благословению митрополита Уфимского и Башкортостанского Никона ежегодно проходит в пределах Башкортостанской митрополии и посвящен празднованию дня явления Табынской иконы Божией Матери. Завершающий день крестного хода начался с молебна, который совершил епископ Салаватский и Кумертауский Николай в Покровском храме поселка Красноусольский. Его Преосвященству сослужили духовник Салаватской епархии протоиерей Валентин Попов, клирики Салаватской и Уфимской епархий. По окончании богослужения владыка Николай возглавил шестой, заключительный день крестного хода. Последний участок пути составлял 11 км. В Богородице-Табынском монастыре епископ Николай совершил благодарственный молебен с акафистом Божией Матери пред Ее иконой «Табынская». 24 июня митрополит Никон в сослужении епископа Николая и епископа Бирского и Белорецкого Спиридона возглавил в Богородице-Табынском женском монастыре торжества, посвященные Табынской иконе Божией Матери. Традиция крестных походов берет начало со времени Пугачевского восстания. В начале XIX века, как свидетельствовал В.И. Даль, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. В 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцова) в честь избавления города Стерлитамака от холеры ход был утвержден как епархиальный. Расширение крестного хода до города Оренбурга началось во время эпидемии холеры 1848-1853 гг., когда в Оренбурге умерла большая часть населения. 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода. В XX веке ход состоял из двух частей: первая охватывала Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды (Уфимская епархия), всю Оренбургскую епархию с посещением городов Тобольск и Кустанай. В январе-феврале, после посещения Бузулукского уезда (Самарская епархия), на Великий пост икона возвращалась в село Табынское. Вторая часть начиналась в субботу на Пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в День Святого Духа возвращалась назад. Во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера, связанные с Табынской иконой. В период Гражданской войны по благословению епископа Андрея (Ухтомского) икона была перенесена в Китай. В Уфимской епархии семидневный крестный ход протяженностью 141 километр с иконой Божией Матери «Табынская» был возрожден в 1992 году. В 2012 году ходу был присвоен статус митрополичьего . Пресс-служба Салаватской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010